ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начальная школа – самоценный,принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучениев образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающиммиром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность всамовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающиеего от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этотпериод идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов ипознавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходитстановление самосознания и самооценки ребенка.
Цель: социокультуризация(практическая идентификация со своим народом) обучающихся младшего школьноговозраста на основе погружения в традиции и обычаи русского народа (российскихнародностей в региональном представительстве) с учётом особенностей возрастногоразвития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследиюсвоего народа.
Задачи:
· формировать личность учащегося,способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли;
· прививать навыки социальногоповедения средствами данного курса на доступном материале;
· формировать представления осемье, родном доме как составной составляющей общества;
· формировать навыки продуктивныхвидов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;
· расширять социальные контакты сцелью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения наоснове народных обрядов и традиций;
· развивать интерес и потребностьк процессу речевого общения;
· знать народные праздники, игры,песни и танцы;
· формировать элементы доступногопониманию анализа, синтеза, сравнения;
· активизировать внимание ипамять;
· формировать навыки соблюденияповеденческих норм семейной жизни.
Основные содержательные линии.
1. Создание условий длякультурного самоопределения каждого обучающегося, его практическойидентификации со своим народом должно быть обеспечено на начальных этапахего обучения в школе.
2. Осмысление места своей семьи исебя самого в истории и народной культуре.
Реализация этих элементов осуществляетсяпоследовательно, от второго класса к четвёртому.
МЕСТОКУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный курс «Народоведение» рассчитан на 17часов в год с проведением занятий 1 раза в 2 недели,предназначен для учащихся 4 класса.
ЦЕННОСТНЫЕОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Ценностныеориентиры программного содержания
отражают целевые установки системыначального образования:
формирование основ гражданскойидентичности личности на основе:
— чувства сопричастности и гордости засвою Родину, народ, историю;
— восприятия мира как единого и целостногопри разнообразии культур, национальностей;
— уважения истории и культуры каждогонарода;
формирование психологических условийразвития общения, сотрудничества наоснове:
— доброжелательности, доверия и внимания клюдям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
— уважения к окружающим – умения слушать ислышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;
– обеспечения эмоционального благополучияребенка;
– приобщения обучающихся кобщечеловеческим ценностям;
– интеллектуального и духовного развитияличности ребенка;
– укрепления психического и физическогоздоровья;
формирование ценностно-смысловой сферыличности на основе:
— принятия и уважения ценностей семьи ишколы, коллектива, общества и стремления следовать им;
— формирования чувства прекрасного иэстетических чувств, благодаря знакомству с народной культурой;
– взаимодействия педагога дополнительногообразования с семьей.
развитие умения учиться, а именно:
– создания условий для развития личностиребенка;
– развитие мотивации личности к познанию итворчеству;
— развитие познавательных способностей иинтересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;
— формирование умения учиться испособности к организации своей деятельности, умению планировать работу,оценивать её;
развитие самостоятельности, инициативы иответственности на основе:
— развития самоуважения, самокритичности;
— ответственности за свои действия;
— готовности к преодолению трудностей;
– профилактики асоциального поведения;
– создания условий для социального,культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализацииличности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.
1. Результативность освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Содержание программы направлено нагуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшегошкольного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённыхличностно-ориентированных целей образования.
Формированиеуниверсальных учебных действий.
В сфере личностных УУД будутформироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности,включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность дляформирования:
· внутренней позиции школьника науровне положительного отношения к школе;
· широкой мотивационной основыучебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешниемотивы;
· ориентации на пониманиепредложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
· основ гражданской идентичностиличности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за своюРодину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этническойпринадлежности;
· знания основных моральных норми ориентации на их выполнение;
· эмпатии как понимания чувствдругих людей и сопереживания им;
· установки на здоровый образжизни;
· чувства прекрасного иэстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
В сфере регулятивных УУД обучающиесяовладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать исохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать иоценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем иодноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
· проявлять познавательнуюинициативность;
· учитывать установленные правилав планировании и контроле способа решения;
· адекватно восприниматьпредложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
· различать способ и результатдействия;
· выполнять учебные действия вматериализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиесянаучатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеютдействием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поискинформации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсовбиблиотек, и сети Интернет;
· записывать, фиксироватьинформацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментовИКТ;
· осознанно и произвольно строитьсообщения в устной и письменной форме;
· адекватно воспринимать ианализировать художественные и познавательные тексы;
· устанавливатьпричинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· обобщать;
· устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативныхУУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своегособеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество икооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передаватьинформацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях(текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
· правильно использоватькоммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативныхзадач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая егоаудиовизуальной поддержкой);
· учитывать разные мнения и интересы,адекватно обосновывать свою позицию;
· задавать вопросы;
· владеть диалогической формойречи;
· осуществлять взаимный контрольи оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей,полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешнимстандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собойпрежним.
В результате освоения курса выпускникиполучат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народовРоссии и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслитьэтические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ,его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных,семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вестидиалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевогоэтикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией(сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:
· организовывать поискнеобходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,
· определять тему и главную мысльтекста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объектыинформации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
· пересказывать текст в разнойформе, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации,отзывы;
· участвовать в учебном диалогепри обсуждении прочитанного;
· соблюдать нормы русскоголитературного языка в собственной речи;
· осознанно восприниматьсодержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросыпо содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
· различать государственные идуховные праздники
· создавать иллюстрации,диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;
· распознавать особенностипостроения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);
· узнавать государственнуюсимволику РФ и РА, описывать достопримечательности родного края и историческихмест России;
· используя дополнительныеисточники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям,верованиям своих предков;
· реализовывать свой творческийпотенциал;
· воплощатьхудожественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении,слове, движении, играх)
· различать образцы музыкальногофольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры,обряды);
· различать видыдекоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедеврысвоего национального, российского искусства;
· передавать в собственнойхудожественно-творческой деятельности специфику стилистики произведенийнародных художественных промыслов России и своего региона;
· понимать общие правила созданияпредметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность,прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства,изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлятьдекоративное оформление и отделку изделий;
· знать известные центры народныххудожественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеиРоссии и своего региона;
· адекватно оценивать рольтрудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (сучетом региональных особенностей); влияние технологической деятельностичеловека на окружающую среду и здоровье;
· готовить при проведении учебныхработ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоватьсянавыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, наулице, в общественном месте
Календарно- тематическое планирование по учебному курсу «Народоведение»
4 класс
№п/п |
Название темы |
Дата |
|
план. |
факт. |
||
|
Страницы истории Отечества |
|
|
1 |
Отечественная война 1812 года |
|
|
2 |
Страницы истории 9 века |
|
|
3 |
Россия ступает в 20 век |
|
|
4 |
Страницы истории 1920-1930 годов |
|
|
5 |
Великая война великая Победа |
|
|
6 |
Великая война великая Победа |
|
|
7 |
Страна, открывшая путь в космос |
|
|
|
Современная Россия |
|
|
8 |
Основной закон России и права человека |
|
|
9 |
Основной закон России и права человека |
|
|
10 |
Мы – граждане России |
|
|
11 |
Славны символы России |
|
|
12 |
Такие разные праздники |
|
|
13 |
Путешествие по России |
|
|
14 |
Путешествие по России |
|
|
15 |
Путешествие по России |
|
|
16 |
Проверим себя и оценим свои достижения (тест) |
|
|
17 |
Обобщение |
|
|