X-PDF

Программа учебного курса Народоведение

Поделиться статьей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начальная школа – самоценный,принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучениев образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающиммиром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность всамовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающиеего от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этотпериод идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов ипознавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходитстановление самосознания и самооценки ребенка.

Цель: социокультуризация(практическая идентификация со своим народом) обучающихся младшего школьноговозраста на основе погружения в традиции и обычаи русского народа (российскихнародностей в региональном представительстве) с учётом особенностей возрастногоразвития обучающихся, воспитанников, приобщение их к культурному наследиюсвоего народа.

Задачи:

·        формировать личность учащегося,способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли;

·        прививать навыки социальногоповедения средствами данного курса на доступном материале;

·        формировать представления осемье, родном доме как составной составляющей общества;

·        формировать навыки продуктивныхвидов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;

·        расширять социальные контакты сцелью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения наоснове народных обрядов и традиций;

·        развивать интерес и потребностьк процессу речевого общения;

·        знать народные праздники, игры,песни и танцы;

·        формировать элементы доступногопониманию анализа, синтеза, сравнения;

·        активизировать внимание ипамять;

·        формировать навыки соблюденияповеденческих норм семейной жизни.

Основные содержательные линии.

1.     Создание условий длякультурного самоопределения каждого обучающегося, его практическойидентификации со своим народом должно быть обеспечено на начальных этапахего обучения в школе.

2.     Осмысление места своей семьи исебя самого в истории и народной культуре.

Реализация этих элементов осуществляетсяпоследовательно, от второго класса к четвёртому.

 

МЕСТОКУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Учебный курс «Народоведение» рассчитан на 17часов в год с проведением занятий 1 раза в 2 недели,предназначен для учащихся 4 класса.

 

ЦЕННОСТНЫЕОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Ценностныеориентиры программного содержания

отражают целевые установки системыначального образования:

формирование основ гражданскойидентичности личности на основе:

— чувства сопричастности и гордости засвою Родину, народ, историю;

— восприятия мира как единого и целостногопри разнообразии культур, национальностей;

— уважения истории и культуры каждогонарода;

формирование психологических условийразвития общения, сотрудничества наоснове:

— доброжелательности, доверия и внимания клюдям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

— уважения к окружающим – умения слушать ислышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;

– обеспечения эмоционального благополучияребенка;

– приобщения обучающихся кобщечеловеческим ценностям;

– интеллектуального и духовного развитияличности ребенка;

– укрепления психического и физическогоздоровья;

формирование ценностно-смысловой сферыличности на основе:

— принятия и уважения ценностей семьи ишколы, коллектива, общества и стремления следовать им;

— формирования чувства прекрасного иэстетических чувств, благодаря знакомству с народной культурой;

– взаимодействия педагога дополнительногообразования с семьей.

развитие умения учиться, а именно:

– создания условий для развития личностиребенка;

– развитие мотивации личности к познанию итворчеству;

— развитие познавательных способностей иинтересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;

— формирование умения учиться испособности к организации своей деятельности, умению планировать работу,оценивать её;

развитие самостоятельности, инициативы иответственности на основе:

— развития самоуважения, самокритичности;

— ответственности за свои действия;

— готовности к преодолению трудностей;

– профилактики асоциального поведения;

– создания условий для социального,культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализацииличности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

1. Результативность освоения курса

ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Содержание программы  направлено нагуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшегошкольного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённыхличностно-ориентированных целей образования.

Формированиеуниверсальных учебных действий.

В сфере личностных УУД будутформироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности,включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность дляформирования:

·        внутренней позиции школьника науровне положительного отношения к школе;

·        широкой мотивационной основыучебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешниемотивы;

·        ориентации на пониманиепредложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;

·        основ гражданской идентичностиличности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за своюРодину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этническойпринадлежности;

·        знания основных моральных норми ориентации на их выполнение;

·        эмпатии как понимания чувствдругих людей и сопереживания им;

·        установки на здоровый образжизни;

·        чувства прекрасного иэстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

В сфере регулятивных УУД обучающиесяовладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать исохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать иоценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

·        в сотрудничестве с учителем иодноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;

·        проявлять познавательнуюинициативность;

·        учитывать установленные правилав планировании и контроле способа решения;

·        адекватно восприниматьпредложения и оценку учителей, товарищей, родителей;

·        различать способ и результатдействия;

·        выполнять учебные действия вматериализованной, речевой, умственной форме.

В сфере познавательных УУД обучающиесянаучатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеютдействием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

·        осуществлять расширенный поискинформации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсовбиблиотек, и сети Интернет;

·        записывать, фиксироватьинформацию об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментовИКТ;

·        осознанно и произвольно строитьсообщения в устной и письменной форме;

·        адекватно воспринимать ианализировать художественные и познавательные тексы;

·        устанавливатьпричинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·        обобщать;

·        устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативныхУУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своегособеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество икооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передаватьинформацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях(текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

·        правильно использоватькоммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативныхзадач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая егоаудиовизуальной поддержкой);

·        учитывать разные мнения и интересы,адекватно обосновывать свою позицию;

·        задавать вопросы;

·        владеть диалогической формойречи;

·        осуществлять взаимный контрольи оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей,полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешнимстандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собойпрежним.

В результате освоения курса выпускникиполучат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народовРоссии и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслитьэтические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ,его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных,семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вестидиалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевогоэтикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией(сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

·        организовывать поискнеобходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты,

·        определять тему и главную мысльтекста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученные объектыинформации, сопоставлять и обобщать разные части информации;

·        пересказывать текст в разнойформе, делать выписки, составлять небольшие по объёму письменные аннотации,отзывы;

·        участвовать в учебном диалогепри обсуждении прочитанного;

·        соблюдать нормы русскоголитературного языка в собственной речи;

·        осознанно восприниматьсодержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросыпо содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;

·        различать государственные идуховные праздники

·        создавать иллюстрации,диафильмы по содержанию прочитанного или услышанного;

·        распознавать особенностипостроения малых фольклорных форм (загадки, сказки, пословицы и др.);

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

·        узнавать государственнуюсимволику РФ и РА, описывать достопримечательности родного края и историческихмест России;

·        используя дополнительныеисточники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям,верованиям своих предков;

·        реализовывать свой творческийпотенциал;

·        воплощатьхудожественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении,слове, движении, играх)

·        различать образцы музыкальногофольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры,обряды);

·        различать видыдекоративно-прикладного искусства, узнавать и эмоционально оценивать шедеврысвоего национального, российского искусства;

·        передавать в собственнойхудожественно-творческой деятельности специфику стилистики произведенийнародных художественных промыслов России и своего региона;

·        понимать общие правила созданияпредметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность,прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства,изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлятьдекоративное оформление и отделку изделий;

·        знать известные центры народныххудожественных ремесел России и своего региона; ведущие художественные музеиРоссии и своего региона;

·        адекватно оценивать рольтрудовой деятельности в жизни человека; распространенные виды профессий (сучетом региональных особенностей); влияние технологической деятельностичеловека на окружающую среду и здоровье;

·        готовить при проведении учебныхработ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоватьсянавыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, наулице, в общественном месте

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование по учебному курсу «Народоведение»

4 класс

№п/п

Название темы

Дата

план.

факт.

 

Страницы истории Отечества

 

 

1

Отечественная война 1812 года

 

 

2

Страницы истории 9 века

 

 

3

Россия ступает в 20 век

 

 

4

Страницы истории 1920-1930 годов

 

 

5

Великая война великая Победа

 

 

6

Великая война великая Победа

 

 

7

Страна, открывшая путь в космос

 

 

 

Современная Россия

 

 

8

Основной закон России и права человека

 

 

9

Основной закон России и права человека

 

 

10

Мы – граждане России

 

 

11

Славны символы России

 

 

12

Такие разные праздники

 

 

13

Путешествие по России

 

 

14

Путешествие по России

 

 

15

Путешествие по России

 

 

16

Проверим себя и оценим свои достижения (тест)

 

 

17

Обобщение

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет