МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СУГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
№2 «Спектр»
Рассмотрено на заседании МО учителей математики и информатики протокол №_____от____________ руководитель МО__________Белугина Е.И.. |
Согласовано: заместитель директора по УВР ____________О.И.Мысякина _________________________ |
Рабочаяпрограмма
курса «Математическийпрактикум»
Срокреализации программы: 2022-2023 г.г.
Программа составлена
учителем математики иинформатики
высшей квалификационнойкатегории
Александровой Н.Н.
Бердск, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма по учебному курсу «Математический практикум»
для 9 класса разработана в соответствии с нормативнымидокументами, изложенными в целевом разделе ООП-ООО МБОУ СОШ №2 «Спектр»
В соответствии с учебным планом на изучение учебногокурса «Математический практикум» в 9-х классах отводится 1 час в неделю, загод — 34 часа
Программакурса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу математики дляподготовки к основному государственному экзамену учащихся, освоивших основныеобщеобразовательные программы основного общего образования.
Идеякурса заключается в том, соединить воедино знания, полученные за 5 лет обученияв основной школе. Необходимо выделить существенные факторы, концентрироватьвнимание на них в процессе подготовки и сдачи экзаменов ОГЭ. Очевидным такжеявляется и то, что подготовку необходимо начинать заблаговременно, осуществлятьеё системно, индивидуально с каждым обучающимся, не исключая работу в группах,в парах и т.д.
Планированиерассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговыезанятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций спреподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельнаяотработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамокизучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации спреподавателем в дистанционном режиме.
В настоящее время актуальной является задачаподготовки обучающихся к аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Экзамен по математике вформе ОГЭ является обязательным для большинства выпускников основной школы.
Экзаменационная работа по математике в форме ОГЭ состоит из трехмодулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и«Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенномуровнях, в модуль «Реальная математика» — одна часть, соответствующая проверкена базовом уровне.
При проверке базовой математической компетентности учащиеся должныпродемонстрировать: владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевыхэлементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задачи пр.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решениюматематических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а такжеприменять математические знания в простейших практических ситуациях.
Части2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом наповышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающихшкольников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную частьвыпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов.
Об освоении выпускником Федерального компонента образовательногостандарта в предметной области «Математика» свидетельствует преодоление имминимального порогового результата выполнения экзаменационной работы.
Внеурочный курс направлен на подготовку учащихся ксдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Программа курса ориентирована на приобретение учеником9 класса опыта решения задач различных типов, встречающихся на ОГЭ по арифметике,алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии; позволяет получить дополнительнуюподготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Курспредусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике,поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитиюлогического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей инаправлен, в первую очередь, на устранение «пробелов» в базовой составляющейматематики, систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Курс продолжает знакомство учащихся с математикой какс общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математикаявляется инструментом познания окружающего мира и самого себя. Занятия развиваютинтерес школьников к предмету, знакомят с новыми идеями и методами, расширяютпредставление о материале, изучаемом в курсе математике основной школы.
Основное назначение курса – открытая, объективная,независимая процедура оценивания учебных достижений обучающихся, результатыкоторой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути полученияобразования; развитие мышления и исследовательских способностей обучающихся.
Цель данного курса: подготовка обучающихся к сдаче экзамена по математикев форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новымиобразовательными стандартами.
Задачи курса:
ú оказание индивидуальной,систематической помощи девятикласснику при повторении курса математики иподготовке к экзамену;
ú предоставление возможностиученику проанализировать свои способности;
ú повторение, обобщение иуглубление знаний, совершенствование умений и способов деятельности по алгебреи геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
ú формирование умений пользоватьсяконтрольно-измерительными материалами, заполнять бланки регистрации, бланкиответов.
Функции элективного курса:
ú ориентация насовершенствование навыков познавательной, регулятивной, рефлексивнойдеятельности;
ú ликвидация пробелов вобучении математике.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиямипрофилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностейучащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритетыметодики изучения курса:
ú обучение через опыт исотрудничество;
ú учет индивидуальныхособенностей и потребностей учащихся;
ú интерактивность (работа вмалых группах, ролевые игры, тренинги, метод проектов);
ú личностно-деятельностныйподход (внимание к личности обучающегося, равноправное взаимодействие учителя иобучающегося).
Формы работы с обучающимися
ú лекция, семинар, практикум;
ú выступления с докладами,содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего заданияили с содокладами, дополняющими лекцию учителя;
ú формы творческой работыучащихся («защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы настраницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме).
В курсе заложена возможность дифференцированногообучения.
Таким образом, программа применима для различных группшкольников, в том числе, не имеющих хорошей математической подготовки. В этомслучае, можно сузить требования и предложить в качестве домашних заданийсоздание творческих работ, при этом у детей развиваетсяинтуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнениизаданий ГИА.
Основная функция учителя состоит в «сопровождении» учащегося вего познавательной деятельности,коррекция ранее полученных учащимися ЗУН.
Ожидаемые результаты
учащийся должен
знать/понимать:
ú сущность понятияалгоритма; примеры алгоритмов;
ú как используютсяматематические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения длярешения математических и практических задач;
ú как математическиопределенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примерытакого описания;
ú как потребности практикипривели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
ú значение математики какнауки;
ú значение математики вповседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущейпрофессиональной деятельности
уметь:
ú решать задания, близкие кзаданиям государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ
иметь опыт:
ú работы в группе,
ú работы с информацией, втом числе и получаемой посредством Интернет.
Содержание программы.
1.Числа, числовые выражения, проценты (1ч.)
Натуральныечисла. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметическихдействий. Делимость натуральных чисел. Делители и кратные числа. Признакиделимости на 2, 3, 5, 9, 10. Деление с остатком. Простые числа. Разложениенатурального числа на простые множители. Нахождение НОК, НОД. Обыкновенныедроби, действия с обыкновенными дробями. Десятичные дроби, действия сдесятичными дробями. Применение свойств для упрощения выражений. Тождественноравные выражения. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по проценту.
2. Буквенные выражения (1ч.)
Выражения спеременными. Тождественные преобразования выражений с переменными. Значениевыражений при известных числовых данных переменных.
3. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения.Рациональные дроби (3ч.)
Одночленыи многочлены. Стандартный вид одночлена, многочлена. Коэффициент одночлена.Степень одночлена, многочлена. Действия с одночленами и многочленами.Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения. Способыразложения многочлена на множители. Рациональные дроби и их свойства.Допустимые значения переменных. Тождество, тождественные преобразованиярациональных дробей. Степень с целым показателем и их свойства. Корень n-ойстепени, степень с рациональным показателем и их свойства.
4.Уравнения и неравенства (5ч.)
Линейныеуравнения с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Системылинейных уравнений. Методы решения систем уравнений: подстановки, методсложения, графический метод. Квадратные уравнения. Неполное квадратноеуравнение. Теорема Виета о корнях уравнения. Неравенства с одной переменной.Система неравенств. Методы решения неравенств и систем неравенств: методинтервалов, графический метод.
5. Прогрессии: арифметическая и геометрическая (3ч.)
Числовыепоследовательности. Арифметическая прогрессия Разность арифметическойпрогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии. Формула суммы n членоварифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Знаменатель геометрическойпрогрессии. Формула n-ого члена геометрической прогрессии. Формула суммы nчленов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии.
6.Функции и графики (3ч.)
Понятиефункции. Функция и аргумент. Область определения функции. Область значенийфункции. График функции. Нули функции. Функция, возрастающая на отрезке.Функция, убывающая на отрезке. Линейная функция и ее свойства. График линейнойфункции. Угловой коэффициент функции. Обратно пропорциональная функция и еесвойства. Квадратичная функция и ее свойства. График квадратичной функции.Степенная функция. Четная, нечетная функция. Свойства четной и нечетнойстепенных функций. Графики степенных функций. Чтение графиков функций.
7. Текстовые задачи (3ч.)
Текстовыезадачи на движение и способы решения. Текстовые задачи на вычисление объемаработы и способы их решений. Текстовые задачи на процентное содержание веществв сплавах, смесях и растворах, способы решения .
8. Элементы статистики и теории вероятностей (2ч.)
Среднееарифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбори группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач:перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания.Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события.Сложение и умножение вероятностей.
9. Треугольники (3ч.)
Высота, медиана, средняя линия треугольника.Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобиятреугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойствапрямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов.Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
10. Многоугольники (2ч.)
Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства ипризнаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция.Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники.
11. Окружность (2ч.)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральный ивписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписаннаяв треугольник. Длина окружности. Площадь круга.
12. Решение тренировочных вариантов и заданийиз открытого банка заданий ГИА-9 класс (6ч.)
Тематическое планирование.
Тема |
Количество часов |
Количество часов |
|
Теория |
Практика |
||
Числа, числовые выражения, проценты. |
1 |
|
1 |
Буквенные выражения. |
1 |
|
1 |
Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения. Рациональные дроби. |
3 |
1 |
2 |
Уравнения и неравенства. |
5 |
1 |
4 |
Прогрессии: арифметическая и геометрическая |
3 |
1 |
2 |
Функции и графики. |
3 |
1 |
2 |
Текстовые задачи. |
3 |
|
3 |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. |
2 |
1 |
1 |
Треугольники. |
3 |
1 |
2 |
Многоугольники. |
2 |
1 |
1 |
Окружности. |
2 |
1 |
1 |
Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий |
6 |
|
6 |
Итого |
34 |
8 |
26 |
