Рабочаяпрограмма
внеурочнойдеятельности по математике:
«Занимательнаяматематика»
5 «А» класс
Составитель:Сиротина Ольга Николаевна, учитель математики высшей категории
2019-2020 учебный год
Планируемыерезультаты освоения курса.
Личностнымирезультатами изучения программы является формирование следующих умений:
• овладение начальными сведениями об истории развития счета, осистемах счисления, их происхождении и назначении;
• формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностямобщества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношенияк социальной реальности в целом;
• формированиякоммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивныеуниверсальные учебные действия:
• приниматьи сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей иусловиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,родителей и других людей;
• вноситьнеобходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки иучѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки длясоздания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию)в цифровой форме хода и результатов решения задачи; обобщать,делать несложные выводы; классифицироватьинформацию.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебныхзаданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве Интернета;
• строитьсообщения в устной и письменной форме;
• осуществлятьанализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическоевысказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
• допускать возможность существования у людей различных точекзрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться напозицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различныхпозиций в сотрудничестве;
• формулироватьсобственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
• Первый уровень результатов – обучащийся должен знатьправила классификации и сравнения; методы решения творческих задач: разрешениепротиворечий, метод от противного; способы чтения, структурирования, обработкии представления учебной информации; правила поиска информации, работы скаталогами; способы планирования и проведения наблюдений и исследований;правила сохранения информации, приёмы запоминания.
• Второй уровень результатов — получение обучающимися опытаанализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать,выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации,представлять информацию в различных видах (табличном, графическом, схематическом,аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях;преобразовывать информацию.
• Третий уровень результатов — получение обучающимися опытасамостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт,эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений,представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки,модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Название раздела |
Содержание раздела |
Количество часов |
1 |
История возникновения чисел |
История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная. Действия в двоичной системе счисления.
|
7 |
2 |
Математика вокруг нас |
Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание. Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов. Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом с «конца». Решение задач методом ложного положения. Решение практических задач, знакомство с нетрадиционными методами решения задач. Изготовление разверток куба, прямоугольного параллелепипеда. Знакомство с элементами комбинаторики. Составление и решение практических комбинаторных задач.
|
8 |
3 |
Дробные числа |
Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее |
4 |
|
|
арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.
|
|
4 |
Геометрия в нашей жизни |
Угол. Треугольник. Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов. Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки». Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам».
|
5 |
5 |
Математика на каждый день |
Сравнение понятий. Установление сходства и различий. Решение сюжетных задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач. Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц». Правила произведения и суммы. Перестановки. Размещения. Сочетания.
|
7 |
6 |
Проекты учащихся |
Разработка и создание проектов. Защита проектов по выбранной теме. |
3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа в год, 1 час в неделю)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Сроки проведения |
Скорректированные сроки проведения |
История возникновения чисел. 7 |
|
|
||
1.
|
История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. |
2 |
02.09-06.09 09.09—13.09 |
|
2. |
Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: « Измерение расстояния шагами» |
2 |
16.09-20.09 23.09-27.09 |
|
3. |
Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная |
2 |
30.09-04.10 07.10-11.10 |
|
4. |
Действия в двоичной системе счисления |
1 |
14.10-18.10 |
|
Математика вокруг нас |
8 |
|
|
|
5. |
Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание |
2 |
21.10-25.10 04.11-08.11 |
|
6. |
Математические софизмы |
1 |
11.11-15.11 |
|
7. |
Секреты некоторых математических фокусов |
1 |
18.11-22.11 |
|
8. |
Решение задач с помощью максимального предположения |
2 |
25.11-29.11 02.12-06.12 |
|
9. |
Решение задач методом с «конца» Представленная информация была полезной? ДА 59.14% НЕТ 40.86% Проголосовало: 1121 |
1 |
09.12-13.12 |
|
10. |
Решение задач методом ложного положения |
1 |
16.12-20.12 |
|
Дробные числа |
4 |
|
|
|
11. |
Обыкновенные дроби |
1 |
23.12-27.12 |
|
12. |
Десятичные дроби |
1 |
13.01-17.01 |
|
13. |
Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость |
2 |
20.01-24.01 27.01-31.01 |
|
Геометрия в нашей жизни |
5 |
|
|
|
14. |
Угол |
1 |
03.02-07.02 |
|
15. |
Треугольник |
1 |
10.02-14.02 |
|
16. |
Куб и прямоугольный параллелепипед, изготовление развёртки и каркасов |
1 |
17.02-21.02 |
|
17. |
Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки» |
1 |
24.02-28.02 |
|
18. |
Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам» |
1 |
02.03-06.03 |
|
|
Математика на каждый день |
7 |
|
|
||
19. |
Сравнение понятий. Установление сходства и различий |
1 |
09.03-13.03 |
|
|
20. |
Решение сюжетных задач |
1 |
16.03-20.03 |
|
|
21. |
Решение логических задач с помощью таблиц |
1 |
30.03-03.04 |
|
|
22. |
Элементы теории графов. Применение графов к решению логических задач |
1 |
06.04-10.04 |
|
|
23. |
Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц» |
1 |
13.04-17.04 |
|
|
24. |
Правила произведения и суммы |
1 |
20.04-24.04 |
|
|
25. |
Перестановки. Размещения. Сочетания. |
1 |
27.04-01.05 |
|
|
Проекты учащихся |
3 |
|
|
||
26. |
Разработка и создание проектов. |
2 |
04.05-08.05 11.05-15.05 |
|
|
27. |
Защита проектов выбранной теме |
по |
1 |
18.05-22.05 |
|
|
Итого |
|
34 |
|
|
Согласовано Протокол заседания ШМО учителей математики № 1 от 28.08.2019 г
Согласовано
Зам. директора по УВР
_______________/Т.В. Афанасьева/ «____» августа 2019г.