X-PDF

Программа внеурочной деятельности для 5 классов Речевой этикет

Поделиться статьей

 

 

Согласовано

Руководитель МО

 

____________  //

__________________ 2021 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

 

_____________  //

___________________ 2021 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Нововаршавская гимназия»

__________    //

     ______________    2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕНАПРАВЛЕНИЕ)

«ЕЖЕЛИ МЫ ВЕЖЛИВЫ»

ДЛЯ 5 КЛАССА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

учитель русского языкаи литературы

Виноградова Ульяна Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Омск-2021 год


Настоящаярабочая программа по внеурочной деятельности в 5-6 классах составлена на основеПрограммы внеурочной деятельности «Ежели вы вежливы, или Речевой этикет в ситуацияхи заданиях» авторов Макаровой И.Н., Макаровой Н.И., опубликованной в сборнике«Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов:духовно-нравственное направление», Омск, БОУДПО «ИРООО», 2020.

Пояснительнаязаписка

     Необходимыйуровень владения культурой речи в обиходно-бытовой и учебной сферах общения, является одним из важных коммуникативных умений.  Коммуникативно-деятельностныйподход, положенный в основу преподавания школьных предметов, целью обученияставит формирование определенных умений в конкретном виде речевой деятельностина основе знаний о способах ее осуществления.

     Обучать детейадекватному речевому поведению необходимо в ситуациях живого общения, подвергаяанализу не только языковую сторону речи, но и сами речевые события, которыепостроены на взаимодействии вербальных и невербальных инструментов общения.

     Цельпрограммы: развитие потребности в доброжелательном общении с окружающими,соответствующем современным нормам этикета.

 

     Задачипрограммы:

     — расширениенавыков речевого поведения в различных ситуациях

       (знакомствои обращение,  приветствие и прощание, просьба и отказ,

       утешение иизвинение, благодарность и поздравление);

     -формирование элементарных правил речевого и поведенческого этикета,

      соблюдающиеся дома, в школе, в общественных местах;

     — развитиепредставлений о хороших и плохих поступках, умении

       оцениватьсебя и других с точки зрения норм общественного договора в

       областиэтикета;

     — развитиенавыков распознавания эмоционального состояния

       окружающихи адекватного выражения своих переживаний.

    

     Основупрограммы, составляют учебные материалы «Речевой этикет в ситуациях изаданиях». Материалы  представляют собой набор из коллекции электронныхмультимедиауроков, базирующиеся на ролевых проблемных коммуникативныхситуациях, актуальных для обучающихся 5-6 классов.

     Образцоваяречевая стратегия рождается у обучающихся в процессе наблюдения, анализа,оценки, корректировки речевой ситуации. Первичная ситуация, предлагаемая дляобсуждения, всегда является проблемной и неоднозначной; она стимулируетпроцессы мышления и поиска ее разрешения. Коллективно решая проблему выхода изсложившейся ситуации, в которую попадают виртуальные участники речевоговзаимодействия, младшие подростки овладевают основами вербального и поведенческогоэтикета. После каждого обсуждения ситуация меняется и вновь подвергается осмыслению,до тех пор пока не обретет своего «идеального» воплощения.

          Внеурочнаядеятельность обеспечивает межпредметную связь с русским языком и литературой,обществознанием и курсом ОРКСЭ.

Описание места курса в учебном плане

Курс  изучается врамках духовно-нравственного направления . Количество часов – 34, из расчета 1час в неделю, чередование теоретических и практическихзанятий, при необходимости – объединение       теоретических и практическихзанятий

 

 

Планируемые результаты освоения курса

    Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по тремуровням:

1.  результаты первого уровня (приобретение школьником социальныхзнаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретениеобучающимися знаний о правилах социальной коммуникации в сфере поведенческого иречевого этикета; о принятых в обществе нормах этикета по отношению к старшим имладшим; о правилах конструктивной групповой работы;

 

2.  результаты второго уровня (формирование позитивного отношенияшкольников к базовым ценностям современного общества и социальной реальности вцелом): стремления к свободному общению в изменяющемся мире с обязательнымучетом формул речевого этикета;

 

 

3.  результаты третьего уровня (приобретение школьником опытасамостоятельного социального действия): опыта управления коммуникацией сдругими людьми (старшими, ровесниками и младшими); опыта позитивногосамоопределения в открытой общественной среде; приобретение школьником опытасамоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.

 

Реализацияпрограммы  способствует достижению следующих

личностныхрезультатов:

 

В рамках когнитивного компонента

— ориентироваться в системе норм речевого и частично поведенческого этикета;

— ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы

В рамках ценностного и эмоционального компонентов

— доброжелательная речевая стратегия в отношении к окружающим;

— оптимизм в восприятии мира;

— позитивная моральная самооценка, т.е. чувство морального удовлетворения при следовании нормам этикета

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента

— умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

— умение конструктивно разрешать конфликты в ситуации «речевой агрессии»;

— выполнение норм этикета в отношении взрослых и сверстников

 

Реализацияпрограммы способствует достижению следующих

метапредметных результатов:

 

Саморегуляция

-самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

— принимать решения в проблемной речевой ситуации;

— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и сравнивать с образцом;

— владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;

— соблюдать правила техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ

Коммуникация

— формулировать собственное мнение и позицию в соответствии с этикетным образцом (учитывая возможные варианты);

— сравнивать разные точки зрения, прежде чем принять решение и делать выбор;

— спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонента образом;

— задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе

 

 

Реализацияпрограммы способствует достижению

следующихпредметных результатов:

 

— осуществлятьпоиск информации с использованием ресурсов Интернета;

— устанавливатьпричинно-следственные связи в ситуациях применительно к   ситуациям, рассматриваемымв темах данной программы;

— строитьлогическое рассуждение, включающее установление причинно-  следственных связей;

— создавать текстна основе расшифровки записи нескольких участников   обсуждения (на основе материаловмедиаурока);

— создаватьаудиотекст, комиксы  и, как возможность, обрабатывать его с помощью

  специальногопрограммного обеспечения.

 

 

Оценкадостижения результатов внеурочной деятельности

 

     Личностныерезультаты внеурочной деятельности оцениваются с использованием метода наблюдения;проводится анкетирование родителей. Самооценку ребенка можно осуществлять спомощью дневника самонаблюдений.

     Метапредметныеи предметные результаты оцениваются с помощью заданий и тестовых заданий.

 

 

Структура и содержание программы

 

Тема:«Приветствие и знакомство» (5 часов)

     Проблемнаяситуация: как надо вести себя подростку со старшими, если он в первый раз пришелв гости к другу. Этикетные формулы, характерные для знакомства, и правиланевербального общения в данной ситуации.

 

     Ситуации:«Как познакомиться со взрослым?», «Слова приветствия», «Сколько раз в деньнужно здороваться?», «Нужно ли здороваться с незнакомыми людьми?», «Нужно липри приветствии обмениваться рукопожатием?», «Всегда ли нужно говорить старшимВы?», «Есть ли случаи, когда можно уйти, не попрощавшись?».

 

     Тема:«Разговор по телефону» (5 часов)

      Проблемнаяситуация: как нужно разговаривать, если вы позвонили другу, а трубку взялистаршие. Речевые стратегии и этикетные формулы, принятые в телефонной беседе.

 

Ситуации: «Какпоговорить с мамой друга?», «Как поговорить со сверстником?», «Когда можно звонить?»,«Как ответить на звонок?», «Что делать, если старших нет дома?», «Что делать,если чувствуешь, что ошибся номером?», «Что делать, если связь прервалась»,«Что сказать автоответчику?», «Как закончить разговор?».

 

     Тема:«Поздравление» (5 часов)

 

     Проблемнаяситуация: как правильно поздравить друзей и знакомых. Этикетные умения ввыборе открытки, соответствующей тому или иному празднику, возрастному исоциальному статусу адресата. Составление текста поздравления, правильноеобращение к адресату, стандартные пожелания, написание названий праздников,возможные ошибки в тексте поздравления.

 

Ситуации: «Когдапоздравлять?», «Как выбирать поздравительную открытку?», «Как написать открытку?»

 

 Задание:«Выберите поздравительную открытку для папы, мамы, учителя, подруги, друга».

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

     Тема:«Извинение» (5 часов)

     Проблемнаяситуация: нужно ли извиняться за опоздание, входя в класс.

Этикетные формулыизвинения, использование их в зависимости от ситуации

 

     Ситуации:«Как извиниться?», «Как ответить на извинение?».

 

     Тема: «Извинение»(4 часа)    

     Проблемнаяситуация:какие речевые действия предпринять, чтобы вернуть вещь, которая была отдана навремя.

Этикетные формулыпросьбы и требования, принятые в разных ситуациях общения.

 

    Ситуации:«Как попросить?».

 

     Тема:«Согласие и отказ» (5 часов)

 

     Проблемнаяситуация: можно ли дать другу чужую вещь без спроса. Этикетные речевыеформулы отказа и согласия, использование их в разных ситуациях. Речевые уменияотказа и согласия в ситуации обременительной просьбы.

     Ситуации:«Что делать, если не можешь выполнить просьбу?», «Почему друг обиделся?», «ПочемуПетя не любит обращаться с просьбами  к сестре?», «Как согласиться?», «Какотказаться?».

 

     Тема:«Благодарность» (5 часов)

 

     Проблемнаяситуация: когда и за что благодарят окружающих. Проблемная ситуация: нужноли показывать свое неудовольствие полученными подарками. Речевые формулы иповеденческие  умения в ситуациях, требующих благодарности.

 

    Ситуации:«Как поблагодарить?», «Как ответить на благодарность?».

 

 

Методическиерекомендации

 

     Формыорганизации учебной деятельности обучающихся:

     -индивидуальные;

     -коллективные;

     — групповые.

     Учебныйпроцесс рассматривается как целенаправленный процесс совместной деятельности учителяи учеников, что позволяет вывести многие виды работы в область активногосамостоятельного обучения: дискуссионного, проблемно-поискового,исследовательского, проектного. Вместе с тем, для обучающихся 5-6 классовнаиболее оптимальной по условиям психологической комфортности, а значит, исамой результативной будет коллективная работа под руководством учителя.

     Результатомтакой учебной деятельности становятся не только знания, умения и навыки в предметнойобласти. Дети учатся ставить проблему, обсуждать ее всем коллективом (метод«мозгового штурма»), выбирать оптимальное решение.

 

Формы организации занятий и   виды деятельности

 

Практическиезанятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок и т.д.; самостоятельнаяработа (индивидуальная, парная и групповая) по работе с разнообразнымилингвистическими единицами различной степени сложности, овладение навыкамипользования словарями.

Вкаждом занятии прослеживаются три компонента: теоретический, игровой,практический. Выбор технологий и методик диктуется необходимостьюдифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальныхучебных действий и личностных качеств учащегося.

 

Учебно-методическое обеспечениеобразовательной деятельности

 

Перечень необходимого оснащенияучебно-воспитательного процесса Рабочее место учителя(автоматизированное), компьютер, принтер, интерактивная доска, доступ вИнтернет.

    

Список литературы

1.Речевойэтикет в ситуациях и заданиях: 5 класс /Электронный ресурс/ (см. ссылку вПрограмме (стр.23).

2.БогуславскаяН.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативныхспособностей ребенка). – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

3.Васильева-ГангусЛ. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.

4.НасонкинаС.А. Уроки этикета. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

5.ПанфиловаМ.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие дляпсихологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2000.

6.Этикет. –М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. (Энциклопедии). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

Номер урока

Тема урока

       Количество часов, необходимое для освоения

            программы

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту

Примечания

 

изучении

  теории

 

    практич.

деятельность

  внекл.

активн.

 занятия

1-5

Приветствие

и знакомство

 

2

2

1

07.09, 12.09, 19.09, 26.09, 03.10

 

 

6-10

Телефонный разговор

 

2

1

2

10.10, 17.10, 24.10, 31.10, 14.11

 

 

11-15

Поздравление

 

2

1

2

21.11,28.11, 05.12, 12.12, 19.12

 

 

16-20

Извинение

 

2

2

1

26.12, 16.01, 23.01, 30.01 06.02

 

 

21-24

Просьба

 

1

2

1

13.02,20.02, 27.02, 06.03

 

 

 

25-29

Согласие и отказ

 

1

2

2

13.03, 20.03, 03.04, 10.04, 17.04

 

 

30-34

Благодарность

 

1

2

2

24.04, 08.05, 15.05, 22.05, 29.05

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет