Программа внеурочной деятельности для 7-9 классов
«Уроки словесности»
Пояснительнаязаписка
Воспитатьчуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскомуязыку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основуодин из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка вразных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматриваетсяизвестный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения пофонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курспредусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковыхсредств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полнопроявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектнаяязыковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствоватьважнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыкилингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идеюмежпредметных связей школьного курса русского языка и курса русскойлитературы.
Нужноиметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программеперечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своихучеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а такжелингвистическую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспределитьи количество часов на изучение тех или иных тем.
Программадает представление о том, как можно организовать работу на занятиях, еслипоставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительнымивозможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих еёэлементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художественногопроизведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоятельно входить вхудожественный мир литературного создания. Постепенно ученики овладеваютязыковым анализом художественного текста, выясняя его фонетико-интонационныеособенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средствасловообразования, лексические образные средства, грамматические (морфологические,синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенностиего графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающимэтапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которогошкольник демонстрирует, как он понял произведение, может ли голосом передатьэмоциональный настрой произведения, его интонационные особенности.
Программапредполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию иформе творческую деятельность: от элементарного анализа текста до созданиясамостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковыххудожественных приемов. Причем можно публиковать в Интернете лучшие работы иобмениваться мнениями по поводу прочитанных сочинений, написанных другимиучениками и опубликованных на школьных сайтах или в детских журналах.Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет пробудитьв школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Содружествоискусств — цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведениялитературного искусства в сравнении с произведениями живописи, графики,музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектомсравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, вполной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственныепредпочтения в искусстве.
Итак,предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественноготекста показать ученикам 7-9 классов необычайную красоту, выразительностьродной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областяхязыка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные натаких занятиях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения встарших классах филологического анализа художественного текста.
7класс (34ч)
Ородном языке (2 ч)
Русскийязык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительностирусского языка.
Звуковыеобразные средства русского языка (25 ч)
Звукопись(8 ч)
Звуковаяречь как: основная форма существования языка. Звуковая организацияхудожественного текста.
Звукописьв художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
Скороговоркикак словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
Рифма(4 ч)
Рифмакак созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости отсовпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная. Рифма простая исоставная (старости — ста расти). Усечённая рифма.
Видырифм в зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах: мужские,женские, дактилические, гипердактилические.
Видырифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные),перекрёстные, кольцевые (опоясанные).
Белыестихи. Рифмованная проза.
Строфакак объединённые рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие(терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).
Словесноеударение (4 ч)
Особенностьсловесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловаяфункция словесного ударения.
Организующаяроль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданнаясхема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Размер двусложный(ямб, хорей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).
Интонация(9 ч)
Интонациякак ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации иих смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембрречи). Изобразительные возможности интонации.
Логическоеударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловойнагрузки в предложении, тексте.
Особенностирасстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксическихконструкциях (конструкции со значением противопоставления, сравнения и т. п.).
Выделениелогическим ударением нового или ключевого понятия в тексте.
Пауза,её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические.Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения идр.). Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.
Мелодикакак особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначениядвижения голоса при подготовке к выразительному чтению текста.
Характеристикаинтонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций(вопросительные, повествовательные предложения; предложения с обособленнымичленами и т. д.).
Мелодиканебольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороныхудожественного текста.
Мелодикапредложений и музыкальность, напевность поэтического текста.
Фонетико-интонационныйанализ и выразительное чтение художественных произведений.
Изобразительныевозможности средств письма (7 ч)
Графика(2 ч)
Употреблениеграфических знаков для фиксации речи на письме. Включение в системуизобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания инаписания слов, расположение строк, знаки препинания и т. п.
Приемыусиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов спомощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов,употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив,разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений и др.
Акростихкак поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.
Использованиезнака акцента (словесного ударения) для различения слов-омографов в языковыхкаламбурах.
Алфавиткак источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названийстарых букв алфавита в литературных произведениях прошлого, а также в составеустойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Образноепереосмысление графического облика буквы в художественном тексте.
Орфография(2 ч)
Орфографиякак система обязательных норм письменной речи. Сознательное нарушениеорфографических норм как художественный прием и его основные функции:привлечение внимания к ключевому слову текста; передача ненормативногопроизношения слова литературным героем; внутреннего состояния персонажа,уровня образованности; показ особенностей темпа и ритма произношения фраз;источник игры слов, средство эзоповского языка.
Пунктуация(3 ч)
Пунктуациякак система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания.Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаковпрепинания (? ! … и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т. п.).
Знакипрепинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаковпрепинания в художественном тексте как сознательное нарушение пунктуационныхправил, как художественный прием.
Индивидуальныеособенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя).Авторские знаки.
Анализфонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностейхудожественного текста и выразительное его чтение.
8класс (34ч)
Изобразительныересурсы
русскогословообразования (14 ч)
Морфемаи её значение (2 ч)
Свойстварусского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие,безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем исловообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, ихстилистическое разнообразие; большое количество способов образования слов:морфемных (с помощью морфем) и неморфемных (неморфологических).
Морфемакак значимая часть слова. Стилистические приёмы, основанные на семантикеморфемы: приём привлечения внимания к значению морфемы (приём семантизацииморфем), обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор,употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использованиеслов-паронимов, однокоренных слов в тексте и др.
Семантизацияморфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. Основныеспособы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение их втексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловоесопоставление производного и производящего слова и др.
Использованиедвухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и впоэтических текстах.
Словообразовательныйповтор (4 ч)
Словообразовательныйповтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов: повторслужебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов.
Повторслов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательнаяанафора как разновидность словообразовательного повтора, который одновременнослужит и средством единоначатия смежных стихов или строф поэтического текста;средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в прозаическомпроизведении.
Повтороднокоренных слов как изобразительное средство. Слова-паронимы и паронимическоепротивопоставление.
Насыщениетекста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный приём.Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведенияхустного народного творчества. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательныхсуффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох,литературных направлений, а также в произведениях разных писателей.
Внутренняяформа слова (4ч)
Внутренняяформа слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем.Приём обыгрывания внутренней формы слова (приём этимологизации) как средствовыражения иронии, сарказма или наивности детского восприятия мира; каксредство характеристики необразованных людей или людей, любящихпофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.
Ассоциативныекаламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.
Окказионализмы(4 ч)
Словообразовательнаямодель как источник пополнения словарного состава языка.Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль вхудожественном тексте. Наблюдение за использованием различных словообразовательныхсредств в изобразительных целях.
Анализфонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических,словообразовательных особенностей художественного текста и выразительное егочтение.
Лексическоебогатство русского языка (20 ч)
Словов художественном тексте (1 ч)
Лексическоебогатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка:словообразование, изменение значения слов, заимствование.
Словокак основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) иизобразительная функция в художественном тексте.
Переносноезначение слова (8 ч)
Прямоеи переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносномзначении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет,антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.
Поэтизмыи слова-символы в поэтической речи.
Многозначныеслова (2 ч)
Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различныхзначений многозначных слов. Основные функции этого художественного приёма: созданиекомического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика герояи др.
Омонимы,синонимы, антонимы (4 ч)
Видыомонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях дляусиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для созданиякомического эффекта.
Каламбуркак словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначныхслов и омонимов.
Стилистическоеупотребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальныесинонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Лексикаограниченного употребления (2 ч)
Изобразительныефункции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которойпроисходит действие, и т. п.
Основныетребования к использованию лексики ограниченного употребления в художественномтексте: уместность, понятность и умеренность.
Приёмыразъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи:объяснение в сноске, в скобках и др.
Устаревшиеслова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы.Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизациястаринной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания поэтическомутексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражениянасмешки и осуждения и др.
Особенностиупотребления старославянизмов в художественных текстах.
Фразеологизмы(3 ч)
Стилистическоеиспользование фразеологизмов в художественной речи: использование семантическии структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной характеристикиявлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов;индивидуально-авторские преобразования состава
фразеологизмов(частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двухфразеологических выражений, их сокращение; намеки на известное выражение,намеренная грамматическая деформация структуры фразеологизма) и др.
Экспрессивноеиспользование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) вхудожественном тексте.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических,словообразовательных, лексических особенностей художественного текста ивыразительное его чтение.
9класс (34ч)
Морфологическиесредства выразительности русской речи (17 ч)
Имясуществительное (2 ч)
Экспрессивнаяфункция частей речи в художественных произведениях разных писателей.
Изобразительно-выразительноеиспользование имени существительного в художественной речи.
Стилистическоеиспользование грамматических категорий имени существительного (число, падеж).Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий родапри создании поэтического олицетворения.
Именасобственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований влитературных произведениях. Обыгрывание внутренней формы фамилий литературныхгероев как средство художественной характеристики.
Имяприлагательное (4 ч)
Образнаяфункция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературныхнаправлений.
Употреблениеотносительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносномзначении как средство речевой экспрессии.
Эпитети языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Рольимени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложныхприлагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.
Использованиекратких и усечённых прилагательных в поэтическом тексте.
Имячислительное (1 ч)
Экспрессивнаяроль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов(3. 7, 40. 100) в произведениях устного народного творчества и литературныхтекстах.
Местоимение(2 ч)
Экспрессивнаяроль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использованиеустаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивноеих использование.
Употреблениеличных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивноесредство.
Глаголи его формы (4 ч)
Экспрессивнаяроль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносномзначении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания.Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).
Грамматическиекатегории глагола как источник выразительности речи: категории времени,наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) взначении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и настоящеговремени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла иговорю, прибежал и видит).
Семантико-стилистическиеособенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в художественныхтекстах.
Наречие(2 ч)
Специфическиесвойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость кобразной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи.
Экспрессивноеиспользование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом)и образное использование их в художественном тексте. Использованиестепеней сравнения наречий и прилагательных для созданияэмоционально-экспрессивной окраски.
Служебныечасти речи (2 ч)
Частицане в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов ииспользование их в конструкциях художественного противопоставления.
Анализфонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических,словообразовательных, лексических, морфологических особенностейхудожественного текста и выразительное его чтение.
Синтаксическоебогатство русского языка (17 ч)
Особенностирусского синтаксиса (2 ч)
Свойстварусского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничныевозможности в передаче смысла речи и создании художественных образов:свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическаязакреплённость синтаксических средств.
Экспрессивноеиспользование предложений разного типа (8 ч)
Интонационноемногообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительныхпредложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительныхпредложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторическийвопрос и его художественные функции.
Особенностиинтонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средстваоформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическимиспользованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений вхудожественных текстах.
Типыодносоставных предложений. Семантико-стилистические возможностиопределённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использованиеих в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных)предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественнойречи.
Семантико-грамматическиесвойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведенияххудожественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках,загадках.
Слова-предложения;их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использованиев речи.
Наблюденияза употреблением в художественном тексте разных типов сложных предложений(сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическаяроль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.
Сравнениекак поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительныеобороты, сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения, наречия созначением сравнения и др.
Наблюдениеза употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, впроизведениях устного народного творчества.
Семантико-стилистическаяфункция прямой речи. Несобственно-прямая речь. Использование прямой,косвенной, несобственно-прямой речи как средства создания речевой характеристикиперсонажа, описания психологического состояния героя.
Периодкак особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средствохудожественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения какизобразительный приём.
Стилистическиефигуры речи (7 ч)
Стилистическиефигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией ивыразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторическийвопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчаниеи др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественныхтекстах.
Наблюдениеза индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русскихписателей и поэтов.
Многоаспектныйязыковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
Списоклитературы
Дляучащихся
АнтоноваЕ.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышленияшкольников 9 класса. — М., 2001.
АнтоноваЕ.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития речи и мышленияшкольников 7—8 классов. — М., 2001.
ВведенскаяЛ.А., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным.— М., 1984.
ГоршковА.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в историирусского языка). — М., 1992.
ГоршковА.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 1995.
ГоршковА.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач иупражнений. 10—11 классы. — М.. 1997.
ГраникГ.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М.,1986.
ЖуравлевА.П. Звук и смысл. — М.. 1991.
КодуховВ.И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
КрысинЛ.П. Жизнь слова. — М., 1980.
ЛьвоваС.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические заданиядля учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
ЛюбичеваЕ.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык:Интегративное учебное пособие по русскому языку: 10— 11 классы.— Л., 2005.
МаксимовВ.И. К тайнам словообразования. — М., 1970.
МатвееваН.П. Свидетели истории народа. — М., 1992.
МокиенкоВ.М. Образы русской речи. — Л., 1986.
НиколинаН.А. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентоввысших педагогических заведений. — М., 2003. . Новиков Л.А. Искусствослова. — М., 1982.
СергеевВ.Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.
СолганикГ.Л. От слова к тексту. — М., 1993.
ШанскийН.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 1996.
ШанскийН.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.
Словари
АшукинН.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты,образные выражения. (Любое издание.)
Внешностьчеловека. Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа / подред. Е.В. Михайловой. — Великий Новгород, 2004.
ГорбачевичК.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. — М.,2004.
ГорбачевичК.С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб., 2001.
ГорбачевичК.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературногоязыка: — Л., 1979.
ЖуковВ.Л., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарьрусского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
КвятковскийА.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крылатыеслова: Энциклопедия / сост. В.В. Серов. — М., 2003.
РогожниковаР.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русскогоязыка (по произведениям русских писателей ХIX-ХХвв.). — М., 1999.
ШанскийН.М., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русскогоязыка. Происхождение слов. — М., 1997.
ШанскийН.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологическийсловарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. (Любоеиздание.)
Энциклопедическийсловарь юного филолога (языкознание) /сост. М.В. Панов. — М., 1984.
Дляучителя
АнтоноваЕ.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. — М.,1999.
АнтоноваЕ.С. Тайна текста: Методические рекомендации к рабочей тетради дляразвития речи и мышления школьников 7— 8 классов. — М.,2001.
АнненковЕ.И. и др. Анализ художественного произведения. — М., 1987.
БахтинМ.М. Человек в мире слова. — М., 1995.
БобылевБ.Г. Теоретические основы филологического анализа художественноготекста. — Орел, 2003.
ВиноградовВ.В. О языке художественной литературы. — М., 1959.
ВиноградовВ.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
ГальперинИ.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
ГригорьевВ.П. Поэтика слова. — М., 1979.
КовтуноваИ.И. Поэтический синтаксис. — М., 1986.
КожинаМ.Н. Стилистика русского языка. — М., 1977.
КупинаН.Л. Лингвистический анализ художественного текста. — М., 1980.
КупинаН.Л. Филологический анализ художественного текста: Практикум. — М.,2003.
ЛотманЮ.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
ЛьвоваС.И. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование,материалы к урокам. — М., 1996.
ЛьвоваС.И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996.
ЛюбичеваЕ.В., Олысовгас Н.Г. Посредством Слова творю яМир…: Книга третья: Диалог с художественным текстом. — СПб., 2002.
МещеряковВ.Л. и Эр. Основы школьного речеведения. — М., 1999.
МоисееваЛ.Ф. Лингвостилистический анализ художественного текста. — Киев, 1984.
ОдинцовВ.В. О языке художественной прозы. — М., 1973.
Орфографияи русский язык. — М., 1966.
СимашкоТ.В., Литвинова М.Н. Как образуется метафора. —Пермь, 1993.
ФедоровА.И. Семантическая основа образных средств языка. — Новосибирск, 1969.
ХарченкоВ.К. Функции метафоры. — Воронеж, 1992.
ЧеремисинаН.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. — М., 1982.
Черемисина-ЕниколоповаН.В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.