X-PDF

Программа внеурочной деятельности для 7-9 классов Уроки словесности

Поделиться статьей

 

Программа внеурочной деятельности для 7-9 классов

«Уроки словесности»

 

Пояснительнаязаписка

Воспитатьчуткость к красоте и выразительности родной ре­чи, привить любовь к русскомуязыку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основуодин из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка вразных его про­явлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматриваетсяизвест­ный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения пофонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курспредусматривает целенаправленное наблюдение за исполь­зованием разных языковыхсредств в лучших образцах художествен­ной литературы, где наиболее полнопроявляется изобразительно-вы­разительная сила русского языка. Многоаспектнаяязыковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствоватьважнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навы­килингвистического анализа и выразительного чтения художествен­ного произведения.Тем самым эти занятия помогут в известной мере реализовать на практике идеюмежпредметных связей школьного кур­са русского языка и курса русскойлитературы.

Нужноиметь в виду, что каждый учитель вправе выбрать из представленного в программеперечня понятий именно те, с которыми он считает необходимым познакомить своихучеников, учитывая собственные профессиональные пристрастия, а такжелингвистичес­кую подготовку и учебные интересы школьников. Можно перераспре­делитьи количество часов на изучение тех или иных тем.

Программадает представление о том, как можно организовать ра­боту на занятиях, еслипоставить перед собой цель в течение трех лет ознакомить детей с выразительнымивозможностями русской речи, с экспрессивной, изобразительной функцией многих еёэлементов. Это научит школьника чутко и адекватно воспринимать язык художествен­ногопроизведения, с удовольствием заниматься чтением, самостоя­тельно входить вхудожественный мир литературного создания. Посте­пенно ученики овладеваютязыковым анализом художественного текс­та, выясняя его фонетико-интонационныеособенности, приёмы звуковой инструментовки; анализируя экспрессивные средствасловообразования, лексические образные средства, грамматические (мор­фологические,синтаксические) средства усиления изобразительности текста, а также особенностиего графического (орфографического, пунктуационного) оформления. Завершающимэтапом такого анализа становится выразительное чтение, в процессе которогошкольник демон­стрирует, как он понял произведение, может ли голосом передатьэмоциональный настрой произведения, его интонационные особен­ности.

Программапредполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию иформе творческую деятельность: от элементарного анализа текста до созданиясамостоятельного выс­казывания с использованием уже изученных языковыххудожествен­ных приемов. Причем можно публиковать в Интернете лучшие работы иобмениваться мнениями по поводу прочитанных сочинений, напи­санных другимиучениками и опубликованных на школьных сайтах или в детских журналах.Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ поможет пробудитьв школьниках креатив­ные способности, развить художественный вкус.

Содружествоискусств — цикл занятий, на которых школьники могут рассматривать произведениялитературного искусства в срав­нении с произведениями живописи, графики,музыки, хореографии, кинематографии и т. п. Что может стать объектомсравнительного анализа на подобных занятиях, разумеется, решит сам учитель, впол­ной мере используя свои знания, опираясь на интуицию и свои собственныепредпочтения в искусстве.

Итак,предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественноготекста показать ученикам 7-9 классов необы­чайную красоту, выразительностьродной речи, её неисчерпаемые богат­ства, которые заложены во всех областяхязыка и которыми виртуозно пользуются мастера русского слова. Сформированные натаких заняти­ях умения и навыки в дальнейшем становятся базой для проведения встарших классах филологического анализа художественного текста.

7класс (34ч)

Ородном языке (2 ч)

Русскийязык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительностирусского языка.

Звуковыеобразные средства русского языка (25 ч)

Звукопись(8 ч)

Звуковаяречь как: основная форма существования языка. Звуковая организацияхудожественного текста.

Звукописьв художественной речи. Два типа звуковых повто­ров: аллитерация и ассонанс.Звук и смысл; смысловая функция звукописи.

Скороговоркикак словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Рифма(4 ч)

Рифмакак созвучные повторы в поэтическом тексте. Ви­ды рифм в зависимости отсовпадения звуков в рифмующихся сло­вах: точная, неточная. Рифма простая исоставная (старости — ста расти). Усечённая рифма.

Видырифм в зависимости от расположения ударений в риф­мующихся словах: мужские,женские, дактилические, гипердакти­лические.

Видырифм в зависимости от расположения рифмующих­ся строк: смежные (парные),перекрёстные, кольцевые (опоя­санные).

Белыестихи. Рифмованная проза.

Строфакак объединённые рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие(терцины), четверостишие, пяти­стишие, шестистишие, восьмистишие (октава).

Словесноеударение (4 ч)

Особенностьсловесного ударения в русском языке (си­ловое, подвижное, свободное). Смысловаяфункция словесного ударения.

Организующаяроль словесного ударения в поэтической речи. Стихотворный размер как заданнаясхема ритмического чередова­ния ударных и безударных слогов. Размер двусложный(ямб, хо­рей), трехсложный (дактиль, амфибрахий, анапест).

Интонация(9 ч)

Интонациякак ритмико-мелодическая сторона звуча­щей речи. Основные элементы интонации иих смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембрречи). Изобразительные возможности интонации.

Логическоеударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловойнагрузки в предложении, тексте.

Особенностирасстановки логического ударения в наиболее типичных синтаксическихконструкциях (конструкции со значе­нием противопоставления, сравнения и т. п.).

Выделениелогическим ударением нового или ключевого по­нятия в тексте.

Пауза,её смыслоразличительная роль. Паузы логические (смыс­ловые) и психологические.Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения идр.). Особеннос­ти обозначения пауз в письменном художественном тексте.

Мелодикакак особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначениядвижения голоса при подго­товке к выразительному чтению текста.

Характеристикаинтонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций(вопросительные, повествователь­ные предложения; предложения с обособленнымичленами и т. д.).

Мелодиканебольшого текста. Закон логической перспективы; анализ мелодической стороныхудожественного текста.

Мелодикапредложений и музыкальность, напевность поэти­ческого текста.

Фонетико-интонационныйанализ и выразительное чтение ху­дожественных произведений.

Изобразительныевозможности средств письма (7 ч)

Графика(2 ч)

Употреблениеграфических знаков для фиксации речи на письме. Включение в системуизобразительных средств разных элементов письма: особенности начертания инаписания слов, рас­положение строк, знаки препинания и т. п.

Приемыусиления образности художественного текста, созда­ния зрительных эффектов спомощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов,употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив,разрядка), осо­бые приемы включения в текст числовых обозначений и др.

Акростихкак поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие.

Использованиезнака акцента (словесного ударения) для раз­личения слов-омографов в языковыхкаламбурах.

Алфавиткак источник речевой экспрессии в художественном тексте. Использование названийстарых букв алфавита в литера­турных произведениях прошлого, а также в составеустойчивых вы­ражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образноепереосмысление графического облика буквы в худо­жественном тексте.

Орфография(2 ч)

Орфографиякак система обязательных норм письмен­ной речи. Сознательное нарушениеорфографических норм как художественный прием и его основные функции:привлечение внимания к ключевому слову текста; передача ненормативногопроизношения слова литературным героем; внутреннего состоя­ния персонажа,уровня образованности; показ особенностей темпа и ритма произношения фраз;источник игры слов, средство эзопов­ского языка.

Пунктуация(3 ч)

Пунктуациякак система обязательных норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания.Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилистические возможности знаковпрепинания (? ! … и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т. п.).

Знакипрепинания как средство иносказания (эзоповского языка). Отсутствие знаковпрепинания в художественном тексте как сознательное нарушение пунктуационныхправил, как художе­ственный прием.

Индивидуальныеособенности пунктуации русских писателей и поэтов (по выбору учителя).Авторские знаки.

Анализфонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических особенностейхудожественного текста и вы­разительное его чтение.

8класс (34ч)

Изобразительныересурсы

 русскогословообразования (14 ч)

Морфемаи её значение (2 ч)

Свойстварусского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие,безграничные возможности для словотворчества: большое количество морфем исловообразовательных моделей; развитая синонимика значимых частей слова, ихстилисти­ческое разнообразие; большое количество способов образования слов:морфемных (с помощью морфем) и неморфемных (неморфо­логических).

Морфемакак значимая часть слова. Стилистические приё­мы, основанные на семантикеморфемы: приём привлечения внимания к значению морфемы (приём семантизацииморфем), обыгрывание внутренней формы слова, словообразовательный повтор,употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использованиеслов-паронимов, однокоренных слов в тексте и др.

Семантизацияморфем как приём привлечения внимания к лексическому значению слова. Основныеспособы привлече­ния внимания к значению морфем: графическое выделение их втексте; употребление морфем в качестве самостоятельных слов; смысловоесопоставление производного и производящего сло­ва и др.

Использованиедвухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и впоэтических текстах.

Словообразовательныйповтор (4 ч)

Словообразовательныйповтор как стилистическое сред­ство. Виды словообразовательных повторов: повторслужебных час­тей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов.

Повторслов, образованных по одной словообразовательной модели. Словообразовательнаяанафора как разновидность слово­образовательного повтора, который одновременнослужит и сред­ством единоначатия смежных стихов или строф поэтического текс­та;средством единоначатия сходных синтаксических конструкций в прозаическомпроизведении.

Повтороднокоренных слов как изобразительное средство. Слова-паронимы и паронимическоепротивопоставление.

Насыщениетекста словами с суффиксами субъективной оцен­ки как изобразительный приём.Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведенияхустного народного творчества. Своеобразие использования умень­шительно-ласкательныхсуффиксов в художественных произведе­ниях разных исторических эпох,литературных направлений, а так­же в произведениях разных писателей.

Внутренняяформа слова (4ч)

Внутренняяформа слова как объяснимость производных слов значением составляющих морфем.Приём обыгрывания внут­ренней формы слова (приём этимологизации) как средствовыра­жения иронии, сарказма или наивности детского восприятия мира; каксредство характеристики необразованных людей или людей, любящихпофилософствовать; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативныекаламбуры, построенные на ошибочном тол­ковании внутренней формы слова.

Окказионализмы(4 ч)

Словообразовательнаямодель как источник пополнения словарного состава языка.Индивидуально-авторские образования (окказионализмы) и их стилистическая роль вхудожественном тексте. Наблюдение за использованием различных словообразова­тельныхсредств в изобразительных целях.

Анализфонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических,словообразовательных особенностей худо­жественного текста и выразительное егочтение.

Лексическоебогатство русского языка (20 ч)

Словов художественном тексте (1 ч)

Лексическоебогатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка:словообразование, измене­ние значения слов, заимствование.

Словокак основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) иизобразительная функция в художест­венном тексте.

Переносноезначение слова (8 ч)

Прямоеи переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносномзначении. Основные виды тро­пов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет,антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.

Поэтизмыи слова-символы в поэтической речи.

Многозначныеслова (2 ч)

Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различныхзначений многозначных слов. Основные функции этого художественного приёма: соз­даниекомического эффекта; выражение иронии, сарказма; рече­вая характеристика герояи др.

Омонимы,синонимы, антонимы (4 ч)

Видыомонимов; их экспрессивное использование в ху­дожественных произведениях дляусиления изобразительности, за­острения внимания к значению слова, для созданиякомического эффекта.

Каламбуркак словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначныхслов и омонимов.

Стилистическоеупотребление синонимов и антонимов в худо­жественной речи. Контекстуальныесинонимы и антонимы. Анти­теза и оксюморон и языковые средства их создания.

Лексикаограниченного употребления (2 ч)

Изобразительныефункции лексики ограниченного упот­ребления (диалектизмов,  жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которойпро­исходит действие, и т. п.

Основныетребования к использованию лексики ограничен­ного употребления в художественномтексте: уместность, понят­ность и умеренность.

Приёмыразъяснения значения диалектизмов, профессиона­лизмов в художественной речи:объяснение в сноске, в скобках и др.

Устаревшиеслова как живые свидетели истории. Виды уста­ревших слов: архаизмы, историзмы.Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизациястаринной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания по­этическомутексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражениянасмешки и осуждения и др.

Особенностиупотребления старославянизмов в художествен­ных текстах.

Фразеологизмы(3 ч)

Стилистическоеиспользование фразеологизмов в худо­жественной речи: использование семантическии структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной харак­теристикиявлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразе­ологизмов;индивидуально-авторские преобразования состава

фразеологизмов(частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двухфразеологических выражений, их сокращение; намеки на известное выражение,намеренная грамма­тическая деформация структуры фразеологизма) и др.

Экспрессивноеиспользование пословиц, поговорок, литера­турных цитат (крылатых слов) вхудожественном тексте.

Анализ  фонетико-интонационных,   пунктуационных, графико-орфографических,словообразовательных, лексических особенностей художественного текста ивыразительное его чтение.

9класс (34ч)

Морфологическиесредства выразительности русской речи (17 ч)

Имясуществительное (2 ч)

Экспрессивнаяфункция частей речи в художественных произведениях разных писателей.

Изобразительно-выразительноеиспользование имени сущест­вительного в художественной речи.

Стилистическоеиспользование грамматических категорий имени существительного (число, падеж).Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий родапри создании поэтического олицетворения.

Именасобственные и нарицательные; стилистическая роль собственных наименований влитературных произведениях. Обыг­рывание внутренней формы фамилий литературныхгероев как средство художественной характеристики.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

Имяприлагательное (4 ч)

Образнаяфункция имён прилагательных в произведени­ях писателей разных литературныхнаправлений.

Употреблениеотносительных, притяжательных и качествен­ных прилагательных в переносномзначении как средство речевой экспрессии.

Эпитети языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

Рольимени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложныхприлагательных; индивидуально-авторские сложные прилагательные.

Использованиекратких и усечённых прилагательных в поэти­ческом тексте.

Имячислительное (1 ч)

Экспрессивнаяроль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов(3. 7, 40. 100) в про­изведениях устного народного творчества и литературныхтекстах.

Местоимение(2 ч)

Экспрессивнаяроль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использованиеустаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивноеих использование.

Употреблениеличных местоимений единственного и множе­ственного числа как экспрессивноесредство.

Глаголи его формы (4 ч)

Экспрессивнаяроль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносномзначении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания.Использова­ние усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву).

Грамматическиекатегории глагола как источник выразитель­ности речи: категории времени,наклонения, вида, лица. Употреб­ление глаголов одного времени (наклонения) взначении другого как изобразительный приём. Соединение форм прошедшего и на­стоящеговремени в предложении с целью придания живости повест­вованию (пришла иговорю, прибежал и видит).

Семантико-стилистическиеособенности употребления инфи­нитива, причастия и деепричастия в художественныхтекстах.

Наречие(2 ч)

Специфическиесвойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость кобразной функции при­лагательного и соотнесённость с другими частями речи.

Экспрессивноеиспользование наречий разных разрядов. Наречия-сравнения (по-детски, градом)и образное исполь­зование их в художественном тексте. Использованиестепеней сравнения наречий и прилагательных для созданияэмоционально-экспрессивной окраски.

Служебныечасти речи (2 ч)

Частицане в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов ииспользование их в конструкциях художественного противопоставления.

Анализфонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических,словообразовательных, лексических, мор­фологических особенностейхудожественного текста и вырази­тельное его чтение.

Синтаксическоебогатство русского языка (17 ч)

Особенностирусского синтаксиса (2 ч)

Свойстварусского синтаксиса, определяющие его богат­ство и разнообразие, безграничныевозможности в передаче смыс­ла речи и создании художественных образов:свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функцио­нально-стилистическаязакреплённость синтаксических средств.

Экспрессивноеиспользование предложений разного типа (8 ч)

Интонационноемногообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительныхпредложений. Лекси­ческое и грамматическое оформление вопросительных и побуди­тельныхпредложений. Особенности интонации вопросительных предложений. Риторическийвопрос и его художественные функции.

Особенностиинтонации восклицательных предложений. Лексико-грамматические средстваоформления восклицательных предложений. Наблюдение за стилистическимиспользованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений вхудожественных текстах.

Типыодносоставных предложений. Семантико-стилистические возможностиопределённо-личных, неопределённо-личных и безличных предложений; использованиеих в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных)предложений. Именительный представления и его эстетическая функция в художественнойречи.

Семантико-грамматическиесвойства обобщённо-личного предложения, использование его в произведенияххудожествен­ной литературы, в русских народных пословицах, поговорках,загадках.

Слова-предложения;их семантика, грамматические способы оформления и стилистическое использованиев речи.

Наблюденияза употреблением в художественном тексте раз­ных типов сложных предложений(сложносочинённых, сложно­подчинённых, бессоюзных). Семантико-стилистическаяроль сою­зов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов.

Сравнениекак поэтический троп и разные языковые средства его создания: сравнительныеобороты, сложноподчинённые пред­ложения с придаточным сравнения, наречия созначением сравне­ния и др.

Наблюдениеза употреблением бессоюзных предложений в художественных текстах, впроизведениях устного народного творчества.

Семантико-стилистическаяфункция прямой речи. Несоб­ственно-прямая речь. Использование прямой,косвенной, несоб­ственно-прямой речи как средства создания речевой характерис­тикиперсонажа, описания психологического состояния героя.

Периодкак особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средствохудожественного текста. Структур­ный параллелизм сложного предложения какизобразительный приём.

Стилистическиефигуры речи (7 ч)

Стилистическиефигуры речи как синтаксические пост­роения, обладающие повышенной экспрессией ивыразитель­ностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, ритори­ческийвопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антите­за, градация, умолчаниеи др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественныхтекстах.

Наблюдениеза индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русскихписателей и поэтов.

Многоаспектныйязыковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.

 

Списоклитературы

Дляучащихся

АнтоноваЕ.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития ре­чи и мышленияшкольников 9 класса. — М., 2001.

АнтоноваЕ.С. Тайна текста: Рабочая тетрадь для развития ре­чи и мышленияшкольников 7—8 классов. — М., 2001.

ВведенскаяЛ.А., Колесников Н.П. От собственных имен к на­рицательным.— М., 1984.

ГоршковА.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С. Пушкин в историирусского языка). — М., 1992.

ГоршковА.И. Русская словесность; От слова к словесности. — М., 1995.

ГоршковА.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сборник задач иупражнений. 10—11 классы. — М.. 1997.

ГраникГ.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. — М.,1986.

ЖуравлевА.П. Звук и смысл. — М.. 1991.

КодуховВ.И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

КрысинЛ.П. Жизнь слова. — М., 1980.

ЛьвоваС.И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические заданиядля учащихся 8—11 классов. — М., 2006.

ЛюбичеваЕ.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык:Интегративное учебное пособие по русскому языку: 10— 11 классы.— Л., 2005.

МаксимовВ.И. К тайнам словообразования. — М., 1970.

МатвееваН.П. Свидетели истории народа. — М., 1992.

МокиенкоВ.М. Образы русской речи. — Л., 1986.

НиколинаН.А. Филологический анализ текста: Учебное по­собие для студентоввысших педагогических заведений. — М., 2003. .    Новиков Л.А. Искусствослова. — М., 1982.

СергеевВ.Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.

СолганикГ.Л. От слова к тексту. — М., 1993.

ШанскийН.М. Занимательный русский язык: в 2 ч. — М., 1996.

ШанскийН.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.

Словари

АшукинН.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты,образные выражения. (Любое издание.)

Внешностьчеловека. Словесный портрет: Учебный словарь от­крытого типа / подред. Е.В. Михайловой. — Великий Новгород, 2004.

ГорбачевичК.С. Словарь сравнений и сравнительных оборо­тов в русском языке. — М.,2004.

ГорбачевичК.С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб., 2001.

ГорбачевичК.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского ли­тературногоязыка: — Л., 1979.

ЖуковВ.Л., Жуков А.В. Школьный фразеологический сло­варьрусского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

КвятковскийА.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

Крылатыеслова: Энциклопедия / сост. В.В. Серов. — М., 2003.

РогожниковаР.П., Карская Т.С. Школьный словарь уста­ревших слов русскогоязыка (по произведениям русских писателей ХIX-ХХвв.). — М., 1999.

ШанскийН.М., Боброва ТЛ. Школьный этимологический словарь русскогоязыка. Происхождение слов. — М., 1997.

ШанскийН.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологическийсловарь русского языка: Значение и происхож­дение словосочетаний. (Любоеиздание.)

Энциклопедическийсловарь юного филолога (языкознание) /сост. М.В. Панов. — М., 1984.

Дляучителя

АнтоноваЕ.С. Словесность: статус, границы, перспективы школьной практики. — М.,1999.

АнтоноваЕ.С. Тайна текста: Методические рекомендации к рабочей тетради дляразвития речи и мышления школьников 7— 8 классов. — М.,2001.

АнненковЕ.И. и др. Анализ художественного произведе­ния. — М., 1987.

БахтинМ.М. Человек в мире слова. — М., 1995.

БобылевБ.Г. Теоретические основы филологического анали­за художественноготекста. — Орел, 2003.

ВиноградовВ.В. О языке художественной литературы. — М., 1959.

ВиноградовВ.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэ­тика. — М., 1963.

ГальперинИ.Р. Текст как объект лингвистического исследова­ния. — М., 1981.

ГригорьевВ.П. Поэтика слова. — М., 1979.

КовтуноваИ.И. Поэтический синтаксис. — М., 1986.

КожинаМ.Н. Стилистика русского языка. — М., 1977.

КупинаН.Л. Лингвистический анализ художественного текс­та. — М., 1980.

КупинаН.Л. Филологический анализ художественного текс­та: Практикум. — М.,2003.

ЛотманЮ.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

ЛьвоваС.И. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование,материалы к урокам. — М., 1996.

ЛьвоваС.И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996.

ЛюбичеваЕ.В., Олысовгас Н.Г. Посредством Слова творю яМир…: Книга третья: Диалог с художественным текстом. — СПб., 2002.

МещеряковВ.Л. и Эр. Основы школьного речеведения. — М., 1999.

МоисееваЛ.Ф. Лингвостилистический анализ художествен­ного текста. — Киев, 1984.

ОдинцовВ.В. О языке художественной прозы. — М., 1973.

Орфографияи русский язык. — М., 1966.

СимашкоТ.В., Литвинова М.Н. Как образуется метафора. —Пермь, 1993.

ФедоровА.И. Семантическая основа образных средств язы­ка. — Новосибирск, 1969.

ХарченкоВ.К. Функции метафоры. — Воронеж, 1992.

ЧеремисинаН.В. Русская интонация: поэзия, проза, разго­ворная речь. — М., 1982.

Черемисина-ЕниколоповаН.В. Законы и правила русской интонации. — М., 1999.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет