Муниципальноеобщеобразовательное бюджетное учреждение
средняяобщеобразовательная школа с.Абзаково
муниципальногорайона Белорецкий район
РеспубликиБашкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО Зам.директорапо ВР Директор МОБУ СОШ
Протокол№___ ________/ Якупова А.Ф./ с.Абзаково
от «___»_________2021г. «____»___________2021г. _____/ Тухватуллина Р.С./
РуководительМО: «____»___________2021г.
_______/Байбулатова Р.М./
РАБОЧАЯПРОГРАММА
повнеурочной деятельности
для 2 «а»класса
Направление:естественно-научное
Вид:внеурочная деятельность
Названиекружка: «Физика для чайников»
Составил учитель физики
высшей квалификационной категории
Гайсина Хатижа Бахтеевна
2021-2022учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана длявведения детей подготовительной группы в мир технического творчества в рамкахдополнительного образования.
Направленность программы.
Предлагаемая программа имееттехническую направленность, которая является стратегически важным направлениемв развитии и воспитании подрастающего поколения, поскольку способствует«воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентноммире». В связи с этим возникает необходимость своевременно ориентировать детей наразвитие имеющихся у них творческих и технических способностей.
Актуальность.
Техническое творчество,являясь доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью,привлекательностью и эффективностью, развивает техническую смекалку итворческие способности.
Актуальность программыобеспечивается факторами:
• преемственностью задач, средств иметодов обучения;
• непрерывным совершенствованиемкачества методических материалов;
• тематическим планированием сучетом возрастных особенностей;
• обновлением организационных формобучения;
• вариативностью и свободой выбора.
Представленная программаучитывает возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста ивключает в себя поэтапное обучение моделированию, конструированию. Впрактической работе используются разработки новых моделей и конструкций врамках организации коллективной деятельности школьников.
Цель и задачи программы.
Цель данной программы:создание психолого-педагогических условий для формирования умственной культурыи опыта технической творческой деятельности детей.
Задачи:
Воспитательные:
— воспитывать ценностное отношениек рукотворному миру, трудолюбие;
— воспитывать волевые качества(решительность, терпеливость, ответственность, целеустремленность);
— воспитывать эстетические свойстваи качества (эстетические чувства, эстетическое сознание, эстетическую оценку);
— формировать навыкикоммуникативной культуры.
Обучающие:
— расширять и закреплять знания обокружающем физическом мире;
— давать элементарные представленияоб общих закономерностях построения технических объектов;
— обучать умениям и навыкам работыс инструментами и материалами;
— обучать умениям проектировать,планировать техническую работу и реализовывать полученные знания в творческихпроектах.
Развивающие:
— формироватьпространственно-образное и практическое мышление;
— развивать способности ктехническому творчеству;
— развивать познавательный интереск процессу конструирования и моделирования.
Основные принципы и методывоспитания и обучения школьников, способствующие реализации ведущих целей изадач программы.
Принципы:
• личностно-развивающий игуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• уважение личности ребенка;
• содействие и сотрудничество детейи взрослых;
• поддержка детской инициативы;
• учет возрастных возможностей ииндивидуальных особенностей воспитанников;
• принцип научности;
• принцип развивающего образования;
• принцип систематичности ипоследовательности;
• принцип наглядности;
• принцип формированияпознавательного интереса в разных видах детской деятельности – коммуникативной,опытно-экспериментальной, познавательной, продуктивной.
Методы:
• Методы, повышающие познавательнуюактивность (Элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству;опыт; проблемная ситуация; моделирование и экспериментирование; ответы навопросы детей; побуждение детей задавать вопросы и искать ответы самостоятельнои др.)
• Методы, вызывающие эмоциональнуюактивность (Воображаемая ситуация; придумывание сказок; игры-драматизации;сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; сочетание разнообразныхсредств на одном занятии и др.)
• Методы, способствующиевзаимосвязи различных видов деятельности (Прием предложения и обучения способусвязи разных видов деятельности; перспективное планирование; перспектива,направленная на последующую деятельность; обсуждение)
• Методы коррекции и уточнениядетских представлений (Повторение; объяснение; обсуждение; экспериментирование;создание проблемных ситуаций)
Отличительные особенности даннойдополнительной образовательной программы.
Программа направлена навсестороннее и гармоничное развитие личности средствами детского техническоготворчества. Деятельность детей расширяет представления в областиизобразительной деятельности, ручного труда, конструктивно-модельнойдеятельности; дополняет детские представления в таких областях знаний какэлектроконструирование и элементарная физика. При изучении данной программыребенок сможет удовлетворить свою любознательность и активность, узнать оразнообразии материалов, оборудовании, необходимых в технической деятельности;ему откроется мир рукотворных объектов и явлений, физических законов.
Ожидаемые результаты.
Дети имеют представления:
• о с разных видах конструкторов испособами скрепления деталей;
• об условных обозначениях в электрическихсхемах.
Дети могут:
• конструировать по образцу ишаблону;
• конструировать из разного видаконструкторов;
• собирать простейшие электрическиесхемы электронного конструктора «Знаток»;
• составлять эскизы.
Содержаниепрограммы
Тема 1. Знакомство сэлектронным конструктором «Знаток».
Теория: Знакомство с элементамиконструктора, такими как «провод», «соединительная клемма», «выключатель»,«лампа», «батарея» и их графическими изображениями.
Практика: запоминание и зарисовкаусловных обозначений «выключатель», «лампа», «батарея» и др.
Тема 2. Электрическиесхемы.
Теория: Чтение простейшихэлектрических схем.
Практика: Рассматриваниеэлектрических схем. Вычерчивание простейших электрических схем с помощьюлинейки и карандаша.
Тема 3. Сборкаэлектрических схем.
Теория: Знакомство с принципамисоединения электрических проводов, присоединения элементов. Соблюдениеполярности при сборке некоторых электрических схем. Формирование представленияо последовательном соединении. Техника безопасности при работе с электрическимиприборами, при сборке электрических схем.
Практика: сборка электросхемы«Лампа», «Лампа, управляемая магнитом», «Электрический вентилятор»,«Вентилятор, управляемый магнитом», «Последовательное соединение лампы ивентилятора» и др. Выставка технического творчества.
Календарнотематическое планирование. 2021-2022учебный год.
№пп |
Тема занятия |
Всего часов |
По прогр. |
Факт. |
1 |
Правила работы с электронным конструктором.
|
1 |
7.09 |
|
2 |
Природа электрического тока. техника безопасности и правила поведения.
|
1 |
14.09 |
|
3 |
Источники питания и света.
|
1 |
21.09 |
|
4 |
Схема №1 — «Лампа»
|
1 |
28.09 |
|
5 |
Схема №5 — «Последовательное соединение лампы и вентилятора»
|
1 Представленная информация была полезной? ДА 58.59% НЕТ 41.41% Проголосовало: 1053 |
05.10 |
|
6 |
Схема №12 – «Лампа с измеряемой яркостью»
|
1 |
12.10 |
|
7 |
Схема №28 – «Лампа, включаемая светом»
|
1 |
19.10 |
|
8 |
Схема №45 – «Мигающая лампа»
|
1 |
26.10 |
|
9 |
Схема №48 – «Сигналы пожарной машины со световым сопровождением»
|
1 |
02.11 |
|
10 |
Схема №63 – «Мигающая лампа, управляемая светом»
|
1 |
09.11 |
|
11 |
Схема №104 – «Лампа, управляемая звуком»
|
1 |
16.11 |
|
12 |
Схема №113 – «Две лампы с миганием»
|
1 |
23.11 |
|
13 |
Схема №122 – «Лампа с регулируемой яркостью»
|
1 |
30.11 |
|
14 |
Схема №40 – «Звуки пулемета»
|
1 |
07.12 |
|
15 |
Схема №50 –«Звуки игрового автомата со световым сопровождением
|
1 |
14.12 |
|
16 |
Схема №56 – «Звуки звездных войн, управляемые вручную»
|
1 |
21.12 |
|
17 |
Схема № 109 – «перестрелка в звездных войнах»
|
1 |
28.12 |
|
18 |
Схема №145 – «Звуки колокольчика»
|
1 |
18.01 |
|
19 |
Схема №254 – «Звук полицейского свистка»
|
1 |
25.01 |
|
20 |
Схема №289 – «Сигналы полицейской машины, управляемые сенсором»
|
1 |
01.02 |
|
21 |
Схема №18 – «Музыкальный дверной звонок с ручным управлением»
|
1 |
08.02 |
|
22 |
Схема №33 – «Светомузыкальный дверной звонок с ручным управлением»
|
1 |
15.02 |
|
23 |
Схема №112 – Музыкальный дверной звонок с прерывистым звучанием»
|
1 |
22.02 |
|
24 |
Схема №180 – «Музыкальный дверной звонок с выдержкой времени»
|
1 |
01.03 |
|
25 |
Схема №189 – «Музыкальный дверной звонок, включаемый струей воды» |
1 |
15.03 |
|
26 |
Схема №4 – «Вентилятор, управляемый магнитом»
|
1 |
22.03 |
|
27 |
Схема №125 – «Вентилятор, останавливающийся при включении света»
|
1 |
29.03 |
|
28 |
Схема №157 – «Вентилятор, включаемый струей воздуха»
|
1 |
05.04 |
|
29 |
Схема №166 – «Музыкальная радиостанция»
|
1 |
12.04 |
|
30 |
Схема №202 – «Громкий радиоприемник»
|
1 |
19.04 |
|
31 |
Схема №319 – «Приемник FM диапазона с автоматической настройкой на станции» |
1 |
26.04 |
|
32 |
Схема №284 – «Радиостанция звездных войн».
|
1 |
03.05 |
|
33 |
Экскурсия на подстанцию в с. Абзаково.
|
1 |
10.05 |
|
34 |
Родительское собрание.
|
1 |
17.05 |
|
35 |
Обобщающее занятие. |
1 |
24.05 |
|
Список литературы.
1. Физика взанимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
2. Занимательныеопыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
3. Простыеопыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва2002г.
4. Физика длямалышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
5. Приёмы иформы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогическийпоиск»2002г
Интернет ресурсы.
- Физика для самых маленьких WWW mani—mani—net.com.
- Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
- Физика для самых маленьких WWW yoube.com
Техническиесредства обучения.
- Компьютер с доступом в сеть Интернет.
- Мультимедиапроектор.
- Интерактивная доска .
- Электронный конструктор «Знаток»