РАБОЧАЯПРОГРАММА
внеурочнойдеятельности для 2А класса
по духовно -нравственному направлению
Я – гражданинРоссии
на2019-2020 учебный год
ЦарёвойНатальи Владимировны
г.Красноярск
2020год
Пояснительнаязаписка
Программа курса внеурочнойдеятельности «Я – гражданин России» для 2 класса разработана на основе:
1. Стратегииразвития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденоПравительством РФ от 29.05.2015г. № 996-р).
2. Основыгосударственной молодёжной политики РФ на период до 2025г. (утвержденоПравительством РФ от29.11.2014 № 2403-р).
3. Концепциидуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ДанилюкА.Я., Кондаков А.М, Тишков В.А.).
4. ПриказаМинистерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями идополнениями).
5. ПисьмаМинистерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564«О внеурочной деятельности реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм» (методические рекомендации).
6. ПостановленияГлавного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. №81 «О внесенииизменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения, содержания в общеобразовательныхорганизациях».
7. Учебногоплана МБОУ «Средняя школа №10» г. Рославля на 2020-2021 учебный год.
8. Авторскойпрограммы «Я – гражданин России», автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале«Завуч начальной школы» №8, 2011г. и относится к духовно – нравственномунаправлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Новизна. Программа «Я — гражданинРоссии» является основой к программе духовно-нравственного развития ивоспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетомвоспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельностиобучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов,реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектовобщественной жизни.
Актуальность программы. Воспитание гражданинастраны — одно из главных условий национального возрождения. Функциональнограмотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать наизменения в обществе, защищать свое человеческое право. ПонятиеГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав иобязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родномукраю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные,экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданинасвоей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, преждевсего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точкизрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единствомдуховно-нравственного и правового долга.
2.Цели и задачи
Цель программы внеурочнойдеятельности «Я – гражданин России» заключается в том, чтобы создатьусловия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими емуценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности иповедения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование уучащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособнойличности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основеобщечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаютсяследующие задачи:
ü создаватьусловия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
ü формироватьэффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальныеусловия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приноситьпользу обществу и государству;
ü утверждатьв сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей,взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческомупрошлому России, к традициям родного края;
ü развиватьсистемы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной ивнеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента собучения на воспитание в процессе образования;
ü воспитыватьуважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициямчерез поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся ссоветами ветеранов войны и труда;
ü повышатькачества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскуюдеятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовнойсоставляющей гражданина России.
3. Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации:патриотическое объединение.
4. Содержание
Общийгодовой план работы составляет — 34 ч, из них: теоретических -13, практических-21.
“Я и я”(4ч) –формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мойпортфель.
Подумай о других.Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сборигр.
“Я и семья”(5ч) –формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своейсемье.
Моя любимаямамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесьживет моя семья.
Конкурсы рисунков,сочинений.
“Я и культура”(4ч)– формирование отношения к искусству.
Родной край вдревности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то ипожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи,вернисажи.
“Я и школа”(6ч) –формирование гражданского отношения к школе.
Обязанностиученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика(гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты ипорядка.
Конкурсысочинений. Трудовой десант.
“Я и моеОтечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира.Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город.Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След ВеликойОтечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – нашиземляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков,экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничныхоткрыток.
“Я и планета”(6ч)– формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родномгороде. Знай и люби свой край.
Экология нашегогорода. День добрых волшебников.
Уж тает снег,бегут ручьи. День птиц.
Вывешиваниекормушек, выставки рисунков.
5. Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы курса
Личностные результаты:
— осознание себя членом общества и государствасамоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви ксвоей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
— осознание своей этнической и культурнойпринадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразиикультур, национальностей, религий России;
— уважительное отношение к иному мнению, истории икультуре других народов России;
— уважение к людям других национальностей,вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовыхобщечеловеческих ценностей;
— способность к адекватной самооценке с опорой назнание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развитиясамостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
— способность регулировать собственную деятельность(в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальнойдействительности;
— умение осуществлять информационный поиск длявыполнения учебных задач;
— освоение правил и норм социокультурноговзаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс,школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
— способность регулировать собственную деятельность(в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальнойдействительности;
— способность использовать источникихудожественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответытоварищей,
— приобретение навыков культуры общения (дома, вшколе, в обществе);
— совершенствование в умениях чтения, слушанияобществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярнойлитературы, документалистики; в анализе использования историко-литературныхисточников, художественного наследия для приобретения обобщенных представленийи первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученныхзнаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Ценностные установки:
· любовьк России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок,свобода и ответственность, доверие к людям,
· долгперед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших имладших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
· роднаяземля, заповедная природа, планета Земля;
· красота,гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественноетворчество.
В результате реализации программыожидается:
· развитие творческих способностей
· осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордостиза сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
· способность к самореализации в пространстве российскогогосударства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение нормправового государства;
· осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатомреализации программы должна стать активнаягражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личностигражданина России.
Воспитательные результатывнеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-йуровень — школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьникценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьниксамостоятельно действует в общественной жизни.
Календарно-тематическоепланирование
№ |
Тема занятия |
По плану |
По факту |
1 |
Урок Мира |
|
|
2 |
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). |
|
|
3 |
Обязанности ученика в школе. Беседа |
|
|
4 |
Осень в родном городе. Фотоконкурс |
|
|
5 |
Подумай о других. Беседа с элементами игры |
|
|
6 |
Я – ученик. Беседа с творческим заданием |
|
|
7 |
Родной край в древности. Экскурсия в музей. Инф. |
|
|
8 |
Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры |
|
|
9 |
Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. |
|
|
10 |
Мой портфель. Игра – экспромт |
|
|
11 |
Моя любимая мамочка. Презентация |
|
|
12 |
Школьная символика (гимн, герб, флаг) |
|
|
13 |
Мой любимый город. Беседа |
|
|
14 |
Наш город. Конкурс визиток |
|
|
15 |
О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков |
|
|
16 |
Самый уютный класс. Конкурс |
|
|
17 |
Экология нашего города. Беседа |
|
|
18 |
День добрых волшебников. Вывешивание кормушек |
|
|
19 |
Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры |
|
|
20 |
Мы и наши права. Урок – игра |
|
|
21 |
Игры на развитие произвольных процессов |
|
|
22 |
Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений |
|
|
23 |
Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование |
|
|
24 |
По каким правилам мы живем в школе? Игра |
|
|
25 |
Широкая Масленица. Игра |
|
|
26 |
Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов |
|
|
27 |
Здесь живет моя семья. Заочное путешествие |
|
|
28 |
Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие |
|
|
29 |
День птиц. Выставка рисунков |
|
|
30 |
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. |
|
|
31 |
Герои Советского союза – наши земляки. Экскурсия в музей |
|
|
32 |
Открытка ветерану. Акция |
|
|
