Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «МультШкола»
для учащихся 1-2 классов
Автор: Каляева Н. А.,
учитель информатики
высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №8
г. Лабытнанги
2019г
Рассмотрено на заседании МО учителей математики и информатики Протокол №1 от 27.08.2019 |
Согласовано Зам. директора по НМР ___________Е. А. Бабий |
Утверждаю Директор школы __________ И. Ш. Шафагутдинов Приказ от 28.08.2019 № 140 |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «МультШкола»
для учащихся 1-2 классов
Тип программы: |
концентрическая |
Вид программы: |
авторская |
Срок реализации программы: |
1 год |
Автор: Каляева Н. А.,
учитель информатики
высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №8
г. Лабытнанги
2019г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «МультШкола»предназначена для реализации деятельности студии мультипликации для учащихся1-2 классов в рамках ФИП «Маленькое Сколково» и направлена на обучение младшихшкольников технологии создания мультфильмов методом покадровой мультипликации.
Современныемладшие школьники привыкли к готовым мультфильмам и не воспринимают процессоживления любимых героев как волшебство. Программа позволяет младшим школьникамовладеть навыками создания короткометражных мультфильмов методом покадровойсъемки с применением современных цифровых технологий.
Младшим школьникамдоступны различные техники детской анимации, включая следующие: перекладкабумажная, перекладка пластилиновая, предметная анимация, смешанная анимация.Перечисленные техники детской анимации доступны учащимся любого возраста, любыхвозможностей, с любым состоянием здоровья и позволяют каждому найти применениесвоих индивидуальных способностей.
Перекладкабумажная. Учащиеся рисуют декорации и героев на бумаге, вырезают, соединяютдетали, создавая марионетки. Затем передвигают нарисованных персонажей,создавая движение. Техника интересна учащимся, которые любят рисовать ивырезать.
Перекладкапластилиновая. Создатели мультфильма лепят плоские изображения героев из пластилина,рисуют декорации на бумаге или создают пластилиновый фон. Затем передвигают пластилиновыхперсонажей, создавая движение. Техника интересна учащимся, которые любятрисовать и лепить.
Предметнаяанимация. Технология кукольной анимации близка учащимся, так как позволяет использоватьдля создания персонажей конструктор Lego или любимые игрушки,которые легко оживают при создании мультфильма. Техника интересна учащимся,которые любят строить и конструировать.
Смешаннаяанимация. Сложный вид анимации, позволяющий учащимся комбинировать различныетехники детской анимации.
Создание мультфильма– многокомпонентный процесс, который включает следующие этапы: созданиесценария, раскадровка, создание персонажей и декораций, съемка, озвучивание имонтаж. Работая над различными этапами создания мультфильма, учащиеся получают практическиенавыки различных профессий: сценариста, режиссера, дизайнера, оператора,актера, звукооператора, видео дизайнера.
Цель программы: созданиеусловий, обеспечивающих развитие творческой личности учащегося, способной ксамоопределению и самореализации через эстетическую, нравственную и духовнуюсилу мультипликационного искусства посредством создания авторской детскоймультипликации с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи программы:
обучающие:
· познакомитьучащихся с основными видами мультипликации;
· научитьразличать рисованную, пластилиновую и кукольную виды анимации;
· познакомитьс основными этапами создания мультфильма;
· научитьвыстраивать сюжетную линию мультфильма;
· научитьпридумывать короткие сюжеты для создания мультфильмов;
· помочьосвоить различные виды анимационной деятельности с использованием разнообразныхприемов и различных художественных материалов;
· познакомитьучащихся с процессами разработки и изготовления кукол, фонов и декораций,создания и съёмки кадров;
· научитьозвучивать мультфильмы;
· помочьосвоить работу с техническими средствами: мультстанком, камерой, компьютером;
· помочьосвоить работу с программным обеспечением для анимационной деятельности.
воспитывающие:
· создаватьусловия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, инициативности,настойчивости, умения контролировать свои действия;
· воспитыватьэстетический вкус младших школьников;
· воспитыватькультуру зрительского восприятия;
· формироватьнравственные качества, гражданскую позицию, чувство патриотизма через созданиемультфильмов о природе, семье, родине.
развивающие:
· способствоватьразвитию интеллекта и творческих способностей;
· развиватьинтерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельномутворчеству;
· развиватьхудожественные навыки и умения, художественно-эстетический вкус, фантазию,изобретательность, чувства композиции, цвета, формы, логическое мышление ипространственное воображение;
· развиватьэмоциональный интеллект благодаря просмотру известных детских мультфильмов ипроигрыванию эмоциональных состояний героев;
· создаватьусловия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.
Программа предназначена для учащихся 1-2 классови рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
Основымультипликации
Профессиив мультипликации: режиссер, художник, сценарист, аниматор, оператор,композитор, монтажер.
Историяотечественной и зарубежной мультипликации.
Техникисоздания мультфильмов. Материалы для создания мультфильмов.
Этапысоздания мультфильмов: создание сценария, раскадровка, создание персонажей идекораций, съемка, озвучание, монтаж.
Сценариймультфильма. Сюжет. Основные части сюжета: начало, завязка, развитие событий,кульминация, развязка, конец. Описание сцены: номер, описание места и времени,участники, описание действия, диалоги, слова за кадром.
Образперсонажа. Внешний вид и эмоции персонажа. Характеристика персонажа.
Раскадровка.Типы кадров: кадр с крупным планом, кадр со средним планом, кадр с общимпланом.
Фони декорации мультфильма. Цветовая гамма. Материалы для создания фона идекораций.
Движениеперсонажа в кадре. Схемы движения в технике перекладки: появление – исчезновение,простое линейное движение, сворачивание – разворачивание, увеличение –уменьшение, приближение – удаление, движение маятника, передвижение зигзагом,движение с ускорением, вращательное движение и т.д.
Программадля покадровой съемки AnimaShooter Junior. Интерфейс программы. Создание инастройка проекта. Подключение камеры. Съемка кадров. Дополнительныеинструменты программы. Работа с кадрами. Скорость воспроизведения. Сохранениепроекта.
АудиоредакторAudacity. Запись и редактирование звуковых файлов.
ВидеоредакторMovavi Video Editor. Интерфейс программы. Загрузка изображений и аудиофайлов.Монтаж. Настройка переходов. Вставка титров. Сохранение видеофайла.
Практика:
· написаниесценария мультфильма;
· созданиераскадровки мультфильма;
· созданиефона и персонажей мультфильма;
· съемкакадров в программе AnimaShooter Junior;
- запись звуковых файлов в программе Audacity для озвучивания мультфильма;
· монтажмультфильма в программе Movavi Video Editor.
Темамультфильма:
· Мультипликационнаязаставка школьнойстудии мультипликации «Мультшкола»
Техникаперекладной пластилиновой анимации
Практика:
· написаниесценария мультфильма в технике перекладной пластилиновой анимации
· созданиераскадровки мультфильма в технике перекладной пластилиновойанимации
· созданиефона и персонажей мультфильма в технике перекладной пластилиновойанимации
· съемкакадров мультфильма в технике перекладной пластилиновой анимации впрограмме AnimaShooter Junior;
· записьзвуковых файлов в программе Audacity для озвучивания мультфильма в техникеперекладной пластилиновой анимации
· монтажмультфильма втехнике перекладной пластилиновой анимации в программе Movavi Video Editor.
Темыдля мультфильмов:
· Мирвокруг нас
· Чистаяпланета Земля
· Добросреди нас
· Еслирядом друг
· Всемы разные
· Ямал– наш дом
· Моясемья
· Моименьшие друзья
· Берегиздоровье
· собственнаяидея
Техникаперекладной бумажной анимации
Практика:
· написаниесценария мультфильма в технике перекладной бумажной анимации
· созданиераскадровки мультфильма в технике перекладной бумажной анимации
· созданиефона и персонажей мультфильма в технике перекладной бумажной анимации
· съемкакадров мультфильма в технике перекладной бумажной анимации впрограмме AnimaShooter Junior;
· записьзвуковых файлов в программе Audacity для озвучивания мультфильма в техникеперекладной бумажной анимации
· монтажмультфильма втехнике перекладной бумажной анимации в программе Movavi Video Editor.
Темыдля мультфильмов:
· Мирвокруг нас
· Чистаяпланета Земля
· Добросреди нас
· Еслирядом друг
· Всемы разные
· Ямал– наш дом
· Моясемья
· Моименьшие друзья
· Берегиздоровье
· собственнаяидея
Техникапредметной анимации
Практика:
· написаниесценария мультфильма в технике предметной анимации
· созданиераскадровки мультфильма в технике предметной анимации
· созданиефона и персонажей мультфильма в технике предметной анимации с помощьюконструктора Lego
· съемкакадров мультфильма в технике предметной анимации в программе AnimaShooterJunior;
· записьзвуковых файлов в программе Audacity для озвучивания мультфильма в техникепредметной анимации
· монтажмультфильма втехнике предметной анимации в программе Movavi Video Editor.
Темыдля мультфильмов:
· Мирвокруг нас
· Чистаяпланета Земля
· Добросреди нас
· Еслирядом друг
· Всемы разные
· Ямал– наш дом
· Моясемья
· Моименьшие друзья
· Берегиздоровье
· собственнаяидея
Творческийколлективный проект «Наш мультфильм»
Практика:
· созданиесценария и раскадровки мультфильма для реализации творческого коллективногопроекта «Наш мультфильм»;
· созданиеперсонажей и фона мультфильма для реализации творческого коллективного проекта«Наш мультфильм»;
· съемкакадров мультфильма для реализации творческого коллективного проекта «Нашмультфильм»;
· озвучаниеи монтаж мультфильма для реализации творческого коллективного проекта «Нашмультфильм».
Тема длямультфильма:
· коллективная идея
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
|
Тема |
Общее количество часов |
Теория |
Практика |
Дата проведения |
Основы мультипликации |
20 |
12 |
8 |
|
|
1. |
Техника безопасности в компьютерном классе. Профессии в мультипликации. |
1 |
1 |
|
|
2. |
История отечественной и зарубежной мультипликации. Мультфильм «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами» (В.А.Старевич, 1912). |
1 |
1 |
|
|
3. |
Техники создания мультфильмов. |
1 |
1 |
|
|
4. |
Знакомство с этапами создания мультфильмов. |
1 |
1 |
|
|
5-6. |
Создание сценария мультфильма. Разработка сценария мультипликационной заставки. |
2 |
1 |
1 |
|
7-8. |
Персонажи мультфильма. Создание персонажей для заставки. |
2 |
1 |
1 |
|
9-10. |
Раскадровка мультфильма. Создание раскадровки мультипликационной заставки. |
2 |
1 |
1 |
|
11-12. |
Декорации мультфильма. Создание фона мультипликационной заставки. |
2 |
1 |
1 |
|
13-14. |
Движение персонажей в кадре мультфильма. Создание движения в мультипликационной заставке. |
2 |
1 |
1 |
|
15-16. |
Программа AnimaShooter Junior. Съемка кадров мультипликационной заставки в программе AnimaShooter. |
2 |
1 |
1 |
|
17-18. |
Озвучивание мультфильма. Подбор музыки для мультипликационной заставки. |
2 |
1 |
1 |
|
19-20. |
Программа Movavi Video Editor. Монтаж кадров мультипликационной заставки в видеоредакторе Movavi. |
2 |
1 |
1 |
|
Техника перекладной пластилиновой анимации |
14 |
1 |
13 |
|
|
21. |
Техника перекладной пластилиновой анимации. Пластилиновый мультфильм «Пластилиновая ворона» (А. Татарский, 1981) |
1 |
1 |
|
|
22. |
Создание сценария мультфильма в технике перекладной пластилиновой анимации. |
1 |
|
1 |
|
23. |
Создание раскадровки мультфильма в технике перекладной пластилиновой анимации. |
1 |
|
1 |
|
24-25. |
Создание пластилиновых персонажей мультфильма. |
2 |
|
2 |
|
26-27. |
Создание фона мультфильма в технике перекладной пластилиновой анимации. |
2 |
|
2 |
|
28-30. |
Съемка кадров мультфильма в технике перекладной пластилиновой анимации в программе AnimaShooter Junior. |
3 |
|
3 |
|
31. |
Озвучивание мультфильма в технике перекладной пластилиновой анимации в аудиоредакторе Audacity. |
1 |
|
1 |
|
32-33. |
Монтаж мультфильма в технике перекладной пластилиновой анимации в видеоредакторе Movavi Video Editor. |
2 |
|
2 |
|
34. |
Презентация мультфильма в технике перекладной пластилиновой анимации. |
1 |
|
1 |
|
Техника перекладной бумажной анимации |
14 |
1 |
13 |
|
|
35. |
Техника перекладной бумажной анимации. Рисованный мультфильм «Цветик-семицветик» (М. Цехановский, 1948) |
1 |
1 |
|
|
36. |
Создание сценария мультфильма в технике перекладной бумажной анимации. |
1 |
|
1 |
|
37. |
Создание раскадровки мультфильма в технике перекладной бумажной анимации. |
1 |
|
1 |
|
38-39. |
Создание рисованных персонажей мультфильма. |
2 |
|
2 |
|
40-41. |
Создание фона для мультфильма в технике перекладной бумажной анимации. |
2 |
|
2 |
|
42-44. |
Съемка кадров мультфильма в технике перекладной бумажной анимации в программе AnimaShooter Junior. |
3 |
|
3 |
|
45. |
Озвучивание мультфильма в технике перекладной бумажной анимации в аудиоредакторе Audacity. |
1 |
|
1 |
|
46-47. |
Монтаж мультфильма в технике перекладной бумажной анимации в видеоредакторе Movavi Video Editor. |
2 |
|
2 |
|
48. |
Презентация мультфильма в технике перекладной бумажной анимации. |
1 |
|
1 |
|
Техника предметной анимации |
12 |
1 |
11 |
|
|
49. |
Техника предметной анимации. Кукольный мультфильм «Крокодил Гена» (Р. Качанов, 1969) |
1 |
1 |
|
|
50. |
Создание сценария мультфильма в технике предметной анимации. |
1 |
|
1 |
|
51. |
Создание раскадровки мультфильма в технике предметной анимации. |
1 |
|
1 |
|
52. |
Создание персонажей мультфильма в технике предметной анимации с помощью конструктора Lego. |
1 |
|
1 |
|
53-54. |
Создание фона для мультфильма в технике предметной анимации. |
2 |
|
2 |
|
55-56. |
Съемка кадров мультфильма в технике предметной анимации в программе AnimaShooter Junior. |
2 |
|
2 |
|
57. |
Озвучивание мультфильма в технике предметной анимации в аудиоредакторе Audacity. |
1 |
|
1 |
|
58-59. |
Монтаж мультфильма в технике предметной анимации в видеоредакторе Movavi Video Editor. |
2 |
|
2 |
|
60. |
Презентация мультфильма в технике предметной анимации. |
1 |
|
1 |
|
Творческий коллективный проект «Наш мультфильм» |
10 |
|
10 |
|
|
61. |
Создание сценария и раскадровки мультфильма для реализации творческого коллективного проекта «Наш мультфильм». |
1 |
|
1 |
|
62. |
Создание персонажей мультфильма для реализации творческого коллективного проекта «Наш мультфильм». |
1 |
|
1 |
|
63. |
Создание фона мультфильма для реализации творческого коллективного проекта «Наш мультфильм». |
1 |
|
1 |
|
64-65. |
Съемка кадров мультфильма для реализации творческого коллективного проекта «Наш мультфильм» в программе AnimaShooter Junior. |
2 |
|
2 |
|
66. |
Озвучание мультфильма в аудиоредакторе Audacity для реализации творческого коллективного проекта «Наш мультфильм». |
1 |
|
1 |
|
67. |
Монтаж мультфильма в видеоредакторе Movavi Video Editor для реализации творческого коллективного проекта «Наш мультфильм». |
1 |
|
1 |
|
68. |
Презентация творческого коллективного проекта «Наш мультфильм». |
1 |
|
1 |
|
69-70. |
Резерв |
2 |
|
2 |
|
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Метапредметныерезультаты:
· умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболееэффективные способы решения поставленных задач;
· умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата;
· умениеоценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможностиее решения;
· владениеосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноговыбора деятельности;
· умениеорганизовывать сотрудничество и совместную деятельность с другими участникамидеятельности;
· формированиеи развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий.
Личностныерезультаты:
· формированиецелостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое,духовное многообразие современного мира;
· формированиенравственных качеств личности;
· формированиеответственного отношения к выполняемой деятельности;
· формированиекоммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися впроцессе деятельности.
Предметныерезультаты:
· знакомствос основными видами мультипликации, основными этапами и технологическимпроцессом создания мультфильма;
· формированиеумения различать рисованную, пластилиновую и кукольную виды анимации;
· формированиепрактических навыков создания персонажей из различных материалов, фонов идекораций для мультфильма;
· формированиепрактических навыков использования мультстанка для проведения съемки кадровмультфильма;
· формированиепрактических навыков работы с программами AnimaShooter Junior, Audacity и MovaviVideo Editor для съемки и монтажа мультфильма с его озвучиванием;
· формированиепрактических навыков создания коротких мультипликационных фильмов в различныхтехниках.
СПОСОБЫИ ФОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Приоритетными способами и формами оценки достижениярезультатов обучения являются:
· демонстрациясозданных мультфильмов нашкольном телевидении
· выступленияучащихся с показом созданных мультфильмов в рамках школьного «Фестиваля наук»;
· участиевконкурсах, анимационныхфестивалях и других мероприятиях различного уровня.
СПИСОКОБОРУДОВАНИЯ
1. Мультстанок с web-камерой для покадровой съемки мультипликационного фильма.
2. Персональныйкомпьютер.
3. Проектори интерактивная доска для демонстрации мультфильмов.
ПРОГРАММНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программадля покадровой съёмки анимации AnimaShooter Junior.
2. ВидеоредакторMovavi Video Editor.
3. АудиоредакторAudacity.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энциклопедияотечественной мультипликации/Сост. С.В. Капков; оформ. В. Меламед. –М.: Алгоритм, 2006.
2. МилюковаЛ. Сверх кино. Современная российская анимация. – СПб., 2013.
3. НорштейнЮ. Снег на траве. – М.: Красная площадь, 2008.
4. КрасныйЮ.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 1990.
5. Классикпо имени Леля в стране Мультипликации: альбом/Авт. текста Н.Н. Абрамова. –М.: Ключ-С, 2010.
6. ГороховаО.Б. Школа рисования. Рисуем мультики. Ребятам о зверятах. – СПб.: Нева;Олма-Пресс, 2001.
7. КарленокИ.В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом. – М.: Эксмо, 2015.
8. ОренР. Секреты пластилина. – М.: Махаон; Азбука-Аттикус, 2014.
9. НовацкаяМ. Пластилиновая азбука. Лепим и учимся читать. – СПб.: Питер, 2014.
10. ПунькоН. Веселая азбука в стихах (с дидактическими играми для малышей). – М.: ШикоДизайн, 2014.
11. ПунькоН. Дунаевская О. «Секреты детской мультипликации: перекладка», М., Линка-пресс,2017.