X-PDF

Программа внеурочной деятельности По дорожке к Я 1-4 класс

Поделиться статьей

Учитель начальныхклассов : Бурмистрова Светлана Александровна

 

 

                             Рабочаяпрограмма внеурочной деятельности

«По дорожке к «Я»

Курс комплексного развития младшего школьника

 

 

классы: 1-4

 

Пояснительнаязаписка

 

           Данная программаадресована учащимся 1-4 классов общеобразовательной школы.

    Концепция программы

Назначение данного курсасостоит в том, чтобы изучениепсихологии осуществлялось как научная  дисциплина и развивающая личностьучащегося средствами практической психологии.

Актуальностьпрограммы

Проблема формированияпсихологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательнойшколе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки,несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическимивозможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствиеучебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становитсяисточником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники,поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиямшкольной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемаяпрограмма психологических занятий в начальной школе направлена на формированиеи сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствуетразвитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находитьпути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферыдружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать иописывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышаетресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности исоздаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которогокак раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнениюбольшинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамическогоравновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формированияпсихологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.    

Программаимеет практическую направленность. Особенности занятий в том, что заданиявыполняются в игровой форме, что весьма привлекательно для младших школьников.Задания и упражнения, предлагаемые на занятиях по данной программе, позволяютучащимся сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе.

Назанятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практическиеупражнения, игры, психологические тренинги.

Курс психологических занятий с младшими школьникаминаправлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

-умение адекватно вести себя в различных ситуациях

-умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

-способность справляться со страхами, обидами, гневом

-умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружескиотноситься к одноклассникам

-умение справляться с негативными эмоциями

-стремление к изучению своих возможностей и способностей

-успешная адаптация в социуме.

Общие цели курса:

  Основной целью психологических занятийявляется повышение психологической культуры школьников и развитие ключевыхучебных компетенций, помощь учащимся в познании других людей, самопознании, всаморазвитии, знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностямии использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального иличностного развития детей;  создание социально — психологических условий длявыработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

Основные задачи реализации содержания:

1. Познакомитьдетей с особенностями процессов внимания, восприятия, памяти, мышления, помочьвыработать эффективные приемы управления этими процессами в учебнойдеятельности.

2. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

3. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике,жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

4. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей- установку преодоления.

5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые дляустановления межличностных отношений друг с другом и учителем.

6. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своегоэмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнениюсобеседника.

7. Корректировать у детей нежелательные черты характера иповедения.

Программа представляет четырехлетний курс развитияличности младших школьников, предлагая технологию работы с учащимися черезобращение к разным сферам психики — логическому мышлению, вниманию, памяти,воображению, быстроте реакций, саморегуляции, позволяя формироватьпознавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные действия с учетомвозрастных особенностей детей. Каждый модуль курса может использоваться какотдельная программа на определенном учебном этапе, так как занятия выстроеныпоследовательно и предлагаемые темы учитывают возрастные особенности учащихся(актуальный уровень развития познавательных процессов).

     

Планируемыерезультаты освоения учебного курса         

Личностные результаты.

— становление гуманистических и демократических ценностныхориентаций;

— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемсяи развивающемся мире;

— принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки;

— развитие этических чувств, доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях;

— умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций;

— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 у выпускника будут сформированы:

— внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

— широкая мотивационная основа  учебной деятельности, включающаясоциальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;

— учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания,умения, совершенствовать имеющиеся;

— ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремлениепреодолевать возникающие затруднения;

— готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников,родителей, стремление к адекватной самооценке;

 — осознание себя как индивидуальности и одновременно как членаобщества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умениеориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признаниеобщепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность ксамооценке своих действий, поступков;

— осознание себя как гражданина России, россиянина,

 любящего свою малую родину, чувствасопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознающегоответственность за судьбу России и своей родины –Смоленской области;уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

—  установка на здоровый образ жизни.

у выпускника могут быть сформированы: 

— понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательнаямотивация, устойчивый познавательный интерес;

— способность выделять нравственный аспектповедения, соотносить поступки и события с принятыми в обществеморально-этическими нормами;

— стремление соблюдать безопасные, экологическиграмотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) иприроде;

     — патриотическиечувства к своему Отечеству, народу, его культуре; интерес к особенностям других стран, народов, к их традициям;

— осознанное принятие правил здорового образа жизни,понимание ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное изаботливое отношение к людям с нарушением здоровья;

— личностная и социальная активность вразличной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленнойна поддержание чистоты и красоты окружающей среды.

Метапредметными результатами изучения курса являетсяформирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

·        организовывать своерабочее место под руководством учителя

·        овладевать навыкамисамоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

·        определять и формулироватьцель деятельности на занятии с помощью учителя;

·        определять план выполнениязаданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

·        учиться осознавать своитрудности и стремиться к их преодолению;

·        строить речевоевысказывание в устной форме;

·        уметь справляться сострахами, обидами, гневом.

Выпускник научится:

— принимать и сохранять учебно-познавательную(учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

— планировать (в сотрудничестве с учителем,одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) своидействия в соответствии с решаемой задачей;

— действовать по плану, а также по инструкциямучителя или содержащимся в других источниках информации;

— выполнять учебные действия вматериализованной, речевой или умственной форме; использовать речь длярегуляции своих действий;

— контролировать процесс и результатыдеятельности, вносить необходимые коррективы;

— оценивать свои достижения, осознаватьтрудности, искать их причины и пути преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

— в сотрудничестве с учителем ставить новыеучебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

— проявлять познавательную инициативу вучебном сотрудничестве

— адекватно оценивать свои достижения (что усвоил врезультате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности,понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия дляпреодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.

Познавательные универсальные учебные действия

·        уметь распознавать иописывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;

·        учиться исследовать своикачества и свои особенности;

·        учиться рассуждать,строить логические умозаключения с помощью учителя;

·        учиться наблюдать;

·        моделировать ситуацию спомощью учителя;

·        сравнивать предметы,объекты: находить общее и различие;

·        группировать предметы,объекты на основе существенных признаков.

Выпускник научится:

— анализировать своё знание и незнание, умение инеумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы дляпостановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

— осознавать учебно-познавательную(учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания),слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельнонаходить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;

— различать основную и второстепенную информацию, подруководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно,схематично и др.);

— различать основную и второстепенную информацию, подруководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно,схематично и др.);

— понимать информацию, представленную визобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичныесредства для решения различных учебных задач;

— дополнятьготовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

— анализировать изучаемыеобъекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

-сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общиесущественные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

— владетьобщими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решенияконкретных учебных задач разными способами;

— проводитьдля решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданнымкритериям;

-осуществлять подведение под понятие на основе разграничения  существенных инесущественных признаков объектов;

— под руководством учителя устанавливатьпричинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

— строить сообщения в устной и письменной форме, в томчисле несложные по форме рассуждения;

— использовать рисунки,рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположениепредметов, отношения между ними или их частями для решения познавательныхзадач;

преобразовывать реальный объект наблюдения изчувственной формы в модель (пространственно-графическую илизнаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;

— кодировать/замещать, использоватьзнаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явленийокружающего мира;

— декодировать/интерпретироватьинформацию, представленную в условных знаках.

Выпускник получит возможность научиться: 

— пользоваться различными дополнительными источникамиинформации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательныекниги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации,фиксировать её разными способами и сопоставлять;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информациюпереводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурироватьинформацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);

-осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебнойзадачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого еёрешения;

— проводить синтез как составление целого из частей,самостоятельно восполняя недостающие компоненты;

— осуществлять сравнение и классификацию,самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

— выявлятьпричинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений,доказательств;

— выделять проблему (совместно с учителем иодноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведенииисследования;

— анализировать результаты исследования и представлятьих в разных формах (словесной, наглядной).

— создаватьсобственные простые модели;

— участвовать в коллективной проектной деятельности,проводимой в урочное и внеурочное время.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

·        соблюдать простейшие нормыречевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

·        учиться доверительно иоткрыто говорить о своих чувствах;

·        учиться работать в паре ив группе;

·        выполнять различные роли;

·        слушать и понимать речьдругих ребят;

·        осознаватьособенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этойпозицией;

·        уметьотстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников.

Выпускник научится:

— участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняяпринятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросыдругих;

— формулировать собственные мысли, высказывать иобосновывать свою точку зрения;

— проявлять терпимость по отношению к высказываемымдругим точкам зрения;

— под руководством учителя участвовать в организации иосуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказыватьвзаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение кпартнёрам;  

— строить небольшие монологические высказывания сучётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для нихсоответствующие языковые средства.

 

Выпускник получит возможность научиться:

— оценивать мысли, советы, предложения других людей,принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

— создавать высказывания для решения различныхкоммуникативных задач, адекватно использовать в них  разнообразные средстваязыка;

— оперировать в речи языком предметной области(филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно)использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические,естественнонаучные и др.);

— стараться уважать позицию партнёра в процессесовместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решениявозникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;

— проявлять инициативу в поиске и сборе информации длявыполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам длядостижения общего успеха.

Предметные результаты.

Предметными результатами изучения программы  в1-м классе являютсяформирование следующих умений:

·       Освоитьпрактические способы человеческого общения и вежливого обращения.

·       Применятьметоды и упражнения для развития образного и абстрактного мышления.

·       Использоватьприемы восприятия материала.

Во2-ом классе:

·       Применятьприемы и упражнения, способствующие формированию разных свойств внимания(концентрация, переключение, распределение, отключение).

·       Применятьразличные способы запоминания сложного образа через анализ, синтез, сравнение;запоминания цифр и чисел, иностранных слов через ассоциации.

·       Использоватьметоды и приемы для развития пространственных и временных представлений.

·       Применятьприемы запоминания материала.

В3-ем классе:

·       Использовать приемы творческого воображения.

·       Использовать приемы создания нового образа путем оживления, спомощью анализа и синтеза, акцентирования, преувеличения и преуменьшения.

·       Выявлять и распознавать существенные и несущественные признаки.

·       Пользоваться способами составления определений.

·       Использовать приемы и упражнения для развития абстрактногомышления.

·       Использовать приемы нахождения  и построения закономерностей,аналогий.

·       Использовать приемы построения умозаключений.

В4-ом классе:

·       Применятьприемы и упражнения, способствующие формированию разных свойств внимания(концентрация, переключение, распределение, отключение).

·       Понимать свое настроение, состояние, а также управлять собой.

·       Использовать методики для преодоления утомления, способы саморегуляции.

·       Использовать приемы и упражнения для развития абстрактногомышления.

·       Использовать эффективные приемы восприятия окружающего мира.

 

 

Содержаниеучебного курса

     Предлагаемая программа курса психологии имеет развивающийхарактер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения логическимыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и упражнения,предлагаемые на занятиях, позволяют школьникам сразу же использовать полученныезнания и умения в учебной работе. В увлекательной форме дети познают своиспособности и развивают их, закрепляют и углубляют приобретенные умения инавыки запоминания, решения мыслительных задач, концентрации внимания. Программасодержит интересные сюжетные упражнения, игры, практические задания.Использование большого количества игровых заданий, и организациясоревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижениирезультатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебноймотивации. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой,способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместнойдеятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать своидействия вместе с другими.

                         

1-й класс

Раздел 1. Что изучаетпсихология. 

Что изучает психология. Психологиякак наука о внутреннем мире человека

Раздел 2. Урокиобщения.

Способычеловеческого общения. Внимание и наблюдатель­ность по отношению к ок­ружающимлюдям. Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника. Эмоции. Видыэмоций и их проявление в поведении че­ловека. Удивление, страх, от­вращение,радость, горе, гнев. Настроение моё и окру­жающих. Цветопись на­строения.Поступки мои и окружаю­щих. Индивидуальные особенно­сти человека. Темперамент.Характер. Волшебные слова», веж­ливое отношение к людям. Кто я в мире взрослых.Обязанности мои и окру­жающих меня людей. Умеем ли мы общаться.

Раздел 3. Мышление.

Что такое мышление.Образ. Образное мышление. Образное мышление со зри­тельными, слуховыми, ося­зательнымиобразами. Абстрактное мышление.

Раздел 4.Восприятие.

Что такоевосприятие. Как мы воспринимаем окру­жающий мир. Отличие вос­приятия от ощущений.Восприятие величины, фор­мы, цвета. Восприятие пространства: размер,направление, рас­стояние. Восприятие движения. Восприятие времени. Игры наразвитие ощуще­ний и восприятия. Иллюзии восприятия. Правила восприятия мате­риала.Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности.

Раздел 5. Память.

Что такое память. Роль па­мяти вжизни человека и в учебе. Зрительная память. Оживление картины как приёмзапоминания. Слуховая память. Слуховые представления при запоми­нании.Сравнение предмета с чем- либо знакомым как приём запоминания. Двигательнаяпамять. Ощу­щения движения при запо­минании. Осязательная память. Так­тильныепредставления при запоминании Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные ивкусовые представления при запоминании.

 

2-й класс

Раздел 1. Что изучает психология.

Что изучает психология. Применяли ли вы напрактике знания психологии? Повторить и закрепить понятие «психология».

Раздел 2. Внимание.

Восприятие и внимание. Что такое внимание.Виды внимания: внешнее и внутреннее. Виды внимания: непроизвольное ипроизвольное. Свойства внимания. Колебание внимания. Причины рассеиваниявнимания. Отвлечение внимания, его отличие от переключения. Правила самоорганизациивнимания.

Раздел 3. Память – запоминание сложных образов.

Память. Виды памяти. Что такое образ? Чтотакое ассоциация. Сюжетные ассоциации при запоминании. Использование образовдля запоминания цифр и чисел. Использование образов для запоминания иностранныхслов. Восприятие физического облика человека. Восприятие и запоминание лица.Сложный образ. Запоминание сложных образов. Запоминание сложных зрительныхобразов. Сравнение, анализ и синтез при запоминании сложных образов.

Раздел 4. Пространственные представления.

Что такое пространство. Что такоепространственное представление. Свойства пространства. Размерность впространстве. Двухмерное пространство. Плоскость. Мыслительные операции анализаи синтеза на плоскости. Направления трёхмерного пространства. Объём. Схема телачеловека и пространства. Пространство в жизни человека (обобщающее занятие).Мышление в трёхмерном пространстве. Временное представление. Признакидлительности времени. Единицы измерения длительности. Признаки темпа времени.Относительность темпа. Наполненность времени событиями как признак темпа.Признак ритмичности и повторяемости времени. Пространственные представления.

 

3-й класс

Раздел 1. Чтоизучает психология.

Что изучаетпсихология.

Раздел 2.Воображение.

Что такое воображение, или фантазия. Созданиенового образа с помощью анализа и синтеза. Воображение. Создание нового образас помощью акцентирования. Создания нового образа с помощью преувеличения ипреуменьшения. Создание нового образа путем оживления.  Роль воображения вжизни человека.

Раздел 3. Абстрактноемышление.

Что такое мышление.  Мышление образное и абстрактное.  Логическоемышление. Игры на развитие логического мышления.  Творческое мышление.  Игра наразвитие творческого мышления. Что такое понятие. Его взаимосвязь с другимипонятиями. Понятие общее- частное. Обобщение и ограничение понятий. Составлениеопределений. Существенные и несущественные признаки. Родовидовые отношения.Отношения между понятиями «часть- целое». Отношения рядоположенности. Отношенияпротивоположности. Причинно – следственные отношения. Отношенияпоследовательности. Функциональные отношения. Понятия. Понятия конкретные иабстрактные. Отношения между понятиями. Что такое суждение. Что такоеумозаключение. Игры – задания на построение умозаключений.  Что такоеумозаключение. Игры на нахождение и построение умозаключений. Абстрактноемышление. Что такое аналогия. Что такое аналогия. Игры на распознавания ипостроение аналогий. Что такое закономерность. Игры на нахождение и построениезакономерностей. Абстрактное мышление.

 

4-й класс

Раздел 1. Что изучает психология.

Что изучает психология. 

Раздел 2. Внимание.

Что такое внимание. Виды внимания:произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания:концентрация,  распределение, переключение.

Раздел 3. Память.

Роль памяти в жизни человека. Роль памяти вучебе. Виды памяти.

Раздел 4. Пространственные  представления.

Пространственное представление. Временноепредставление. Пространство в жизни человека.

Пространственные и временные представления.

Раздел 5. Воображение.

Воображение в жизни человека. Приемы созданиянового образа.

Раздел 6. Мышление.

Мышление образное и абстрактное. Игры наразвитие логического мышления. Игры на развитие творческого мышления.

Раздел 7. Общение.

Что такое общение. Язык общения, его секреты. Сочувствие,внимание, взаимоуважение. Настроение. Саморегуляция состояния: релаксация Культура общения. Правила вежливости. Вежливое обращение к людям, умение задаватьвопросы. Фантазия  характеров: умение владеть собой Саморегуляция состояния:детский аутотренинг.

 

Тематическоепланирование с указанием количества   часов, отводимых на освоение каждой темы

1-й класс

 

Тема

Форма проведения занятия

Количество часов

Дата

 

Что изучает психология? (1 час)

1

Что изучает психология. Психология как наука о внутреннем мире человека.

беседа

1

 

 

Уроки общения (10 часов)

2

Способы человеческого общения

Практическая работа

1

 

3

Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям

Занятие-игра

1

 

4

Отношение к окружающим людям, умение слушать собеседника

Занятие-игра

1

 

5

Эмоции. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление, страх, отвращение, радость, горе, гнев

Занятие-игра

1

 

6

Настроение мое и окружающих. Цветопись настроения

Практическая работа

1

 

7

Поступки мои и окружающих

Беседа

1

 

8

Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Способности

Беседа с элементами тренинга

1

 

9

«Волшебные слова», вежливое отношение к людям

Практическая работа

1

 

10

Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих меня людей

Занятие-игра

1

 

11

Умеем ли мы общаться (обобщающее занятие по теме «Общение»)

Практическая  работа

1

 

 

Мышление (4 часа)

12

Что такое мышление?

Беседа с элементами тренинга

1

 

13

Образ. Образное мышление

Занятие-игра

1

 

14

Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами

Беседа с элементами тренинга

1

 

15

Абстрактное мышление

Беседа

1

 

 

Восприятие (10 часов)

16

Что такое восприятие. Как мы воспринимаем окружающий мир.

Беседа с элементами тренинга

1

 

17

Восприятие величины, формы, цвета

Занятие-игра

1

 

18

Восприятие пространства: размер, направление, расстояние

Беседа с элементами тренинга

1

 

19

Восприятие движения

Занятие-игра

1

 

20

Восприятие времени

Занятие-игра

1

 

21

Игры на развитие ощущений и восприятий

Занятие-игра

1

 

22

Иллюзии восприятия

Занятие-игра

1

 

23

Правила восприятия материала

Беседа с элементами игры

1

 

24

Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности

Занятие-игра

1

 

25

Обобщающее занятие по теме «Восприятие»

Практическая работа

1

 

 

Память (9 часов)

26

Что такое память. Роль памяти в жизни человека и учебе

Беседа с элементами игры

1

 

27

Зрительная память

Беседа с элементами игры

1

 

28

Оживление картины как прием запоминания

Беседа с элементами тренинга

1

 

29

Слуховая память. Слуховые представления при запоминании

Занятие-игра

1

 

30

Сравнение предмета с чем либо знакомым как прием запоминания

Беседа с элементами игры

1

 

31

Двигательная память. Ощущения движения при запоминании

Занятие-игра

1

 

32

Осязательная память. Тактильные представления при запоминании

Беседа с элементами игры

1

 

33

Обонятельная и вкусовая память. Обонятельные и вкусовые представления при запоминании

Беседа с элементами тренинга

1

 

34

Обобщающее занятие по теме «Память»

Практическая работа

 

 

 

2-й год обучения

 

Тема

Количество часов

Дата

Что изучает психология? (1 час)

1

Что изучает психология. Применяли ли вы на практике знания психологии

1

 

Внимание (8 часов)

2

Восприятие и внимание

1

 

3

Что такое внимание? Виды внимания: внешнее и внутреннее

1

 

4

Виды внимания: непроизвольное и произвольное

1

 

5

Свойства  внимания

1

 

6

Колебание внимания. Причины рассеивания внимания

1

 

7

Отвлечение внимания, его отличие от переключения

1

 

8

Правила самоорганизации внимания

1

 

9

Обобщающее занятие по теме «Внимание»

1

 

Память – запоминание сложных образов (11 часов)

10

Память. Виды памяти

1

 

11

Что такое образ

1

 

12

Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов.

1

 

13

Сюжетные ассоциации при запоминании

1

 

14

Что такое ассоциация. Использование образов для запоминания цифр и чисел

1

 

15

Использование образов для запоминания иностранных слов

1

 

16

Восприятие физического облика человека

1

 

17

Восприятие и запоминание лица

1

 

18

Сложный образ

1

 

19

Запоминание сложных образов

1

 

20

Запоминание сложных зрительных образов. Сравнение, анализ и синтез при запоминании сложных образов

1

 

 

Пространственные представления

 

 

21

Что такое пространство

1

 

22

Что такое пространственное представление

1

 

23

Свойства пространства

1

 

24

Размеренность в пространстве

1

 

25

Двумерное пространство. Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости

1

 

26

Направления трехмерного пространства

1

 

27

Схема тела человека и пространства

1

 

28

Пространство в жизни человека (обобщающее занятие)

1

 

29

Мышление в трехмерном пространстве. Задания с установлением блоков в определенных соотношениях

1

 

30

Временное представление. Установление признаков временной последовательности

1

 

31

Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности

1

 

32

Признаки темпа времени. Относительность темпа. Наполненность времени событиями как признак темпа.

1

 

33

Признак ритмичности и повторяемости времени

1

 

34

Обобщающее занятие по теме «Пространственные представления»

1

 

 

3-й год обучения

 

Тема

Количество часов

Дата

Что изучает психология? (1 час)

1

Что изучает психология (вводное занятие, повторение пройденного материала)

1

 

Воображение (6 часов)

2

Что такое воображение или фантазия

1

 

3

Создание нового образа с помощью анализа и синтеза

1

 

4

Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования

1

 

5

Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения

1

 

6

Создание нового образа путем оживления

1

 

7

Роль воображения в жизни человека

1

 

Абстрактное мышление (27 часов)

8

Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное

1

 

9

Логическое мышление

1

 

10

Игры на развитие логического мышления

1

 

11

Творческое мышление

1

 

12

Игры на развитие творческого мышления

1

 

13

Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями

1

 

14

Понятие общее – частное

1

 

15

Обобщение и ограничение понятий

1

 

16

Составление определений

1

 

17

Существенные и несущественные признаки

1

 

18

Родовидовые отношения

1

 

19

Отношения между понятиями «часть – целое»

1

 

20

Отношения рядоположенности

1

 

21

Отношения противоположности

1

 

22

Причинно-следственные отношения

1

 

23

Отношения последовательности

1

 

24

Функциональные отношения

1

 

25

Понятия. Понятия конкретные и абстрактные

1

 

26

Отношения между понятиями

1

 

27

Что такое суждение

1

 

28

Что такое умозаключение. Игры-задания на построение умозаключений

1

 

29

Что такое умозаключение. Игры-задания на нахождение и построение умозаключений

1

 

30

Абстрактное мышление. Что такое аналогия

1

 

31

Что такое аналогия. Игры на распознавание и построение аналогий

1

 

32

Что такое закономерность. Игры на нахождение и построение аналогий

1

 

33

Что такое закономерность. Игры на нахождение и построение аналогий

1

 

34

Обобщающее занятие по теме «Абстрактное мышление»

1

 

 

4-й год обучения

Тема

Количество часов

Дата

Что изучает психология? (1 час)

1

Что изучает психология.

1

 

Внимание (9 часа)

2

Что такое внимание?

1

 

3

Что такое внимание?

1

 

4

Виды внимания: произвольное, непроизвольное.

1

 

5

Виды внимания: произвольное, непроизвольное.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

1

 

6

Виды внимания: произвольное, непроизвольное

1

 

7

Свойства внимания: концентрация,

распределение,   переключение.

1

 

8

Свойства внимания: концентрация,

распределение,   переключение.

1

 

9

Свойства внимания: концентрация,

распределение,   переключение.

1

 

10

Обобщающее занятие  по теме «Внимание»

1

 

Память (5 часов)

11

 РРРРРРроль памяти в жизни человека.

1

 

12

Роль памяти в  учебе.

1

 

13

Виды памяти.

1

 

14

Виды памяти.

1

 

15

Обобщающее занятие по теме «Память».

1

 

Пространственные представления (4 часа)

16

Пространственные представления

1

 

17

Временное представление

1

 

18

Пространство в жизни человека.

1

 

19

Обобщающее занятие по теме: «Пространственные и временные  представления».

1

 

Воображение (4 часа)

20

Воображение в жизни человека

1

 

21

Приемы создания нового образа.

1

 

22

Приемы создания нового образа.

1

 

23

Обобщающее занятие по теме: «Воображение».

1

 

Мышление (3 часа)

24

Мышление образное и абстрактное.

1

 

25

Игры на развитие логического мышления.

1

 

26

Игры на развитие творческого  мышления.

1

 

Общение (8 часов)

27

Что такое общение. Язык общения, его секреты.

1

 

28

Сочувствие, внимание, взаимоуважение.

1

 

29

Настроение

1

 

30

Саморегуляция состояния: релаксация.

1

 

31

Культура общения. Правила вежливости.

1

 

32

Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы.

1

 

33

Фантазия характеров: умение владеть собой. Саморегуляция состояния: детский аутотренинг.

1

 

34

Обобщающее занятие по теме: «Общение».

1

 

 

 

 

 

 

                                             Оценочныематериалы

Диагностическое направление.

Материалы для диагностики сформированных УУД  (диагностическийпакет методик).

Требования к методикам:

1.   Методики должны измерять универсальныеучебные действия.

2. Полученная в результате обследованияинформация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей педагога ив причинах возможной несформированности личностных, познавательных,регулятивных и коммуникативных действий.

Курс не входит вчисло обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применятьсобственные критерии и способы оценивания. Отметка не используется, посколькузадача усвоения определённых знаний и умений не ставится. Однако важно помнить,что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительнойпознавательной мотивации учащихся.

 

Мониторинг сформированности УУД по ФГОС.

 

1-й класс

 

№ п/п

Название методик

УУД

Диагностика

1

Карта наблюдений

Методика  Э.Ф. Замбацявичене

Коммуникативные

Познавательные

Входная

2

Карта наблюдений

Методика  Э.Ф. Замбацявичене

Коммуникативные

Познавательные

Промежуточная

 

Методика   «Карта наблюдений».

Данная методика предназначенадля анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действийпедагогом.

Оценка сформированностикоммуникативных УУД:

1 – низкий уровень;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

 

1

2

3

 

1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

 

 

 

Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

 

 

 

Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

3. Плохо идёт на контакт с учителями

 

 

 

С удовольствием сотрудничает с учителями

4. Плохо идет на контакт со сверстниками

 

 

 

С удовольствием сотрудничает с одноклассниками

5. Плохая дисциплина

 

 

 

Дисциплинированный

6.Частые конфликты 

 

 

 

Отсутствие конфликтов

7. Высокая двигательная активность, неусидчивость

 

 

 

Усидчивый

 

Методика  Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логическогомышления»

Методикаразработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. Впредлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом.

1-й субтест. Осведомленность

Направленна выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциациисущественных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. Порезультатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

Инструкция:Текст инструкции к каждомузаданию может зачитываться как самим учителем, так и детьми про себя. Передпредъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочныхпроб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.

 

Обработка результатов.

 

Каждыйправильный ответ оценивается 1 баллом. Баллы суммируются. Уровень опредяляетсяв зависимости от суммы баллов.

Высокий уровень     8-10 баллов

Средний уровень     4-7 баллов

Низкий уровень       0-3 балла

Стимульныйматериал:

1-й субтест

Продолжипредложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1.         У сапогавсегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2.         В теплых краях обитает(медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3.         В году (24, 3, 12, 4, 7месяцев).

4.         Месяц зимы (сентябрь,октябрь, февраль, ноябрь, март).

5.         ВРоссии не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).

6.         Отецстарше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7.         Время суток (год, месяц,неделя, день, понедельник).

8.         Водавсегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

9.         У дерева всегда есть(листья, цветы, плоды, корень, тень).

10.     Город России (Париж,Москва, Лондон, Варшава, София).

 

Ключ к методике

1 субтест

1 субтест

1

подошва

6

всегда

2

верблюд

7

день

3

12

8

жидкая

4

февраль

9

корень

5

страус

10

Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

2-й класс

 

№ п/п

Название методик

УУД

Диагностика

1

Методика  Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений

Познавательные Коммуникативные

Входная

2

Методика  Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений

Познавательные Коммуникативные

Промежуточная

 

Методика  Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логическогомышления»

Методика разработанаЭ. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра длядиагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2субтеста по 10 проб в каждом (см. Приложение 2 «Стимульный материал дляпроведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).

1-й субтест

Осведомленность

Направлен навыявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциациисущественных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. Порезультатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

2-й субтест

Классификация

Направлен навыявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

Инструкция:

Диагностикапроводится как индивидуально, так и фронтально.

Текст инструкции ккаждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Передпредъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочныхпроб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.

Обработка результатов.

При обработке результатовисследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельныхсубтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.

Каждый правильныйответ оценивается 1 баллом.

18 — 20 баллов – высокий уровень;

10 – 17 баллов – средний уровень;

0 –9 – низкий уровень.

 

 

Стимульный материал:

1-й субтест

Продолжи предложениеодним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1.     У сапога всегда есть (шнурок,пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2.    В теплых краях обитает(медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3.    В году (24, 3, 12, 4, 7месяцев).

4.    Месяц зимы (сентябрь,октябрь, февраль, ноябрь, март).

5.      В России не живет(соловей, аист, синица, страус, скворец).

6.     Отец старше своего сына(часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7.    Время суток (год, месяц,неделя, день, понедельник).

8.     Вода всегда (прозрачная,холодная, жидкая, белая, вкусная).

9.    У дерева всегда есть(листья, цветы, плоды, корень, тень).

10.Город России (Париж,Москва, Лондон, Варшава, София).

2-й субтест

Одноиз пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.

1.        Тюльпан, лилия, фасоль,ромашка, фиалка.

2.        Река, озеро, море, мост,болото.

3.        Кукла, медвежонок, песок,мяч, лопата.

4.        Киев, Харьков, Москва,Донецк, Одесса.

5.        Шиповник, сирень, каштан, жасмин,боярышник.

6.       Окружность,треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7.        Иван, Петр, Нестеров,Макар, Андрей.

8.        Курица, петух, лебедь,гусь, индюк.

9.        Число, деление, вычитание,сложение, умножение.

10.   Веселый, быстрый,грустный, вкусный, осторожный.

 

Ключк методике

1 субтест

2 субтест

1 субтест

2 субтест

1

подошва

фасоль

6

всегда

указка

2

верблюд

мост

7

день

Нестеров

3

12

песок

8

жидкая

лебедь

4

февраль

Москва

9

корень

число

5

страус

каштан

10

Москва

вкусный

 

 

Методика  «Карта наблюдений».

Данная методика предназначенадля анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действийпедагогом.

Оценка сформированностикоммуникативных УУД:

1 – низкий уровень;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

 

 

1

2

3

 

1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

 

 

 

Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

 

 

 

Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

3. Плохо идёт на контакт с учителями

 

 

 

С удовольствием сотрудничает с учителями

4. Плохо идет на контакт со сверстниками

 

 

 

С удовольствием сотрудничает с одноклассниками

5. Плохая дисциплина

 

 

 

Дисциплинированный

6.Частые конфликты 

 

 

 

Отсутствие конфликтов

7. Высокая двигательная активность, неусидчивость

 

 

 

Усидчивый

 

3-й класс

 

№ п/п

Название методик

УУД

Диагностика

1

Методика  Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений

Познавательные Коммуникативные

Входная

2

Методика  Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений

Познавательные Коммуникативные

Промежуточная

 

Методика  Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логическогомышления»

Методикаразработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. Впредлагаемой методике 3 субтеста по 10 проб в каждом.

1-й субтест

Осведомленность

Направленна выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциациисущественных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. Порезультатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.

2-й субтест

Классификация

Направленна выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

Инструкция:

Диагностикапроводится как индивидуально, так и фронтально.

Текстинструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем(психологом), так и  детьми про себя в электронном варианте (методика Р.Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо датьнесколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.

Обработка результатов.

Приобработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных завыполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста вцелом.

Каждыйправильный ответ оценивается 1 баллом.

Баллы,полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимальновозможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.

18 — 20 баллов – высокий уровень;

10 – 17 баллов – средний уровень;

0 –9 – низкий уровень.

 

 

 

Ключк методике

1 субтест

2 субтест

1 субтест

2 субтест

1

подошва

фасоль

6

всегда

указка

2

верблюд

мост

7

день

Нестеров

3

12

песок

8

жидкая

лебедь

4

февраль

Москва

9

корень

число

5

страус

каштан

10

Москва

вкусный

 

 

Стимульный материал:

1-й субтест

Продолжи предложениеодним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1.     У сапога всегда есть (шнурок,пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2.    В теплых краях обитает(медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3.    В году (24, 3, 12, 4, 7месяцев).

4.    Месяц зимы (сентябрь,октябрь, февраль, ноябрь, март).

5.      В России не живет(соловей, аист, синица, страус, скворец).

6.     Отец старше своего сына(часто, всегда, иногда, редко, никогда).

7.    Время суток (год, месяц,неделя, день, понедельник).

8.     Вода всегда (прозрачная,холодная, жидкая, белая, вкусная).

9.    У дерева всегда есть(листья, цветы, плоды, корень, тень).

10.Город России (Париж,Москва, Лондон, Варшава, София).

 

2-й субтест

Одноиз пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.

1.    Тюльпан, лилия, фасоль,ромашка, фиалка.

2.    Река, озеро, море, мост,болото.

3.    Кукла, медвежонок, песок,мяч, лопата.

4.    Киев, Харьков, Москва,Донецк, Одесса.

5.    Шиповник, сирень, каштан,жасмин, боярышник.

6.     Окружность, треугольник,четырехугольник, указка, квадрат.

7.    Иван, Петр, Нестеров,Макар, Андрей.

8.    Курица, петух, лебедь, гусь,индюк.

9.    Число, деление, вычитание,сложение, умножение.

10.Веселый, быстрый,грустный, вкусный, осторожный.

 

3-й субтест.Умозаключение по аналогии

«Подбери из пятислов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика»так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». (первое задание разбирается вместе)

1.             Огурец -Овощ     

   Гвоздика — ?    (Сорняк, роса, садик, цветок, земля)

2.             Огород — Морковь    

   Сад — ?     (Забор,грибы, яблоня, колодец, скамейка)

3.             Учитель —  Ученик        

   Врач — ?     ( Очки,больница, палата, больной, лекарство)

4.             Цветок —  Ваза 

   Птица — ?  (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)

5.             Перчатка — Рука  

   Сапог- ?     (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

6.             Темный — Светлый  

   Мокрый — ?  (Солнечный, скользкий,сухой, теплый, холодный)

7.             Часы — Время       

   Градусник — ?   (Стекло,больной, кровать, температура, врач)

8.             Машина  — Мотор  

   Лодка- ?    (Река, маяк, парус,волна, берег)

9.             Стол- Скатерть     

   Пол — ?       (Мебель, ковер, пыль, доски,гвозди)

10.    Стул  — Деревянный      

     Игла — ?        (Острая,тонкая, блестящая, короткая, стальная)

 

Методика  «Карта наблюдений».

Данная методика предназначенадля анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действийпедагогом.

Оценка сформированностикоммуникативных УУД:

1 – низкий уровень;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

 

1

2

3

 

1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

 

 

 

Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

 

 

 

Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

3. Плохо идёт на контакт с учителями

 

 

 

С удовольствием сотрудничает с учителями

4. Плохо идет на контакт со сверстниками

 

 

 

С удовольствием сотрудничает с одноклассниками

5. Плохая дисциплина

 

 

 

Дисциплинированный

6.Частые конфликты 

 

 

 

Отсутствие конфликтов

7. Высокая двигательная активность, неусидчивость

 

 

 

Усидчивый

 

4-й класс

 

№ п/п

Название методик

УУД

Диагностика

1

Методика  Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений

Познавательные Коммуникативные

Входная

2

Методика  Э.Ф.Замбацявичене Карта наблюдений

Познавательные Коммуникативные

Промежуточная

 

Методика  Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логическогомышления»

Цель: выявлениеуровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логическиеуниверсальные учебные действия.

Форма проведения: письменныйопрос.

Возраст: младшиешкольники

1-й субтест направлен на выявление осведомленности.

Задачаиспытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляялогический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности.

 

Задания 1-го субтеста

 «Закончипредложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? » (первоезадание разбирается вместе)

1.У сапога всегда есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы)

Если ответ правильный,задается вопрос: «Почему не шнурок? Объясните свой ответ». При решениипоследующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2.В теплых краях живет… (медведь, олень,волк, верблюд, пингвин)

3.В году … (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4мес., 7 мес.)

4.Месяц зимы …(сентябрь, октябрь,февраль, ноябрь, март)

5.В нашей стране не живет… (соловей, аист,синица, страус, скворец)

6.Отец старше своего сына… (редко, всегда, часто, никогда, иногда)

7.Время суток… (год, месяц, неделя, день,понедельник)

8.У дерева всегда есть… (листья,цветы, плоды, корень, тень)

9.Время года … (август, осень, суббота, утро,каникулы)

10.    Пассажирскийтранспорт… (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

«Одно слово из пятилишнее, его следует исключить. (первое задание разбирается вместе)

1.Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка Река, озеро, море, мост, пруд

2.Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла

3.Стол, ковер, кресло, кровать, табурет

4.Тополь, береза, орешник, липа, осина

5.Курица, петух, орел, гусь, индюк

6.Окружность, треугольник, четырехугольник,указка, квадрат

7.Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля

8.Число, деление, сложение, вычитание, умножение

10.    Веселый, быстрый, грустный, вкусный,осторожный

3-й субтест.Умозаключение по аналогии

«Подбери из пятислов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика»так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». (первое задание разбирается вместе)

10.         Огурец -Овощ     

   Гвоздика — ?    (Сорняк, роса, садик,цветок, земля)

11.         Огород — Морковь    

   Сад — ?     (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)

12.         Учитель —  Ученик        

   Врач — ?     ( Очки,больница, палата, больной, лекарство)

13.        Цветок —  Ваза 

   Птица — ?  (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)

14.        Перчатка — Рука  

   Сапог- ?     (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

15.        Темный — Светлый  

   Мокрый — ?  (Солнечный,скользкий, сухой, теплый, холодный)

16.         Часы — Время       

   Градусник — ?   (Стекло,больной, кровать, температура, врач)

17.        Машина  — Мотор  

   Лодка- ?    (Река,маяк, парус, волна, берег)

18.         Стол- Скатерть     

   Пол — ?       (Мебель, ковер, пыль, доски,гвозди)

10.    Стул   — Деревянный      

     Игла — ?       (Острая,тонкая, блестящая, короткая, стальная)

 

4-й субтест. Обобщение

«Найди подходящее дляэтих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» (первое задание разбираетсявместе)

1.       Окунь,карась…

2.       Метла, лопата…

3.    Лето, зима…

4.    Огурец, помидор …

5. Сирень, орешник …

6.Шкаф, диван …

7.Июнь, июль …

8.День, ночь…

9.Слон, муравей …

10. Дерево, цветок …

 

Обработка результатов

Максимальноеколичество баллов, которые можно набрать за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности).

Высокий уровеньуспешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100% ОУ).

Средний  — 3-й уровень — 31 —26 баллов(79— 65%).

Низкий  — 2-й уровень— 25 —20  баллов (64,9-50%).

Патология — 1-йуровень — 19 и ниже (49,9% и ниже).

Среди нормально развивающихся детей не встречаютсядети с 1-м и 2-м уровнями успешности. Низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловленаналичием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, атакже социально-бытовой запущенностью.

 

Методика  «Карта наблюдений».

Данная методика предназначенадля анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действийпедагогом.

Оценка сформированностикоммуникативных УУД:

1 – низкий уровень;

2 – средний уровень;

3 – высокий уровень.

 

1

2

3

 

1. Не умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

 

 

 

Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи

2. Не умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

 

 

 

Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации

3. Плохо идёт на контакт с учителями

 

 

 

С удовольствием сотрудничает с учителями

4. Плохо идет на контакт со сверстниками

 

 

 

С удовольствием сотрудничает с одноклассниками

5. Плохая дисциплина

 

 

 

Дисциплинированный

6.Частые конфликты 

 

 

 

Отсутствие конфликтов

7. Высокая двигательная активность, неусидчивость

 

 

 

Усидчивый

 

 

 

 

Списоклитературы:

Курс комплексного развития младшего школьника .

КарандашевВ. Н., КрыловаТ. А., ЛисянскаяА. С.Издательство: Учитель, 2013 г.

Серия: Для преподавателей/Начальная школа 
Подробнее: 
https://www.labirint.ru/books/443579/

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет