Программа
внеурочной деятельности
по курсу
«Домоводство»
2 класс
Воронеж- 2018 г
I. Пояснительная записка
Программа по курсу «Домоводство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования и на основеАдаптированной основной образовательной программы.
Приобщение ребёнкак миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало сдревнейших времён. Во все времена родители учили, учат, и будут учить своихдетей, передавая свой жизненный опыт, который, на их взгляд, пригодится им вжизни, и что они знают и умеют сами. У детей с расстройствами аутистическогоспектра даже самые элементарные навыки повседневной жизни складываютсядостаточно поздно и огромным трудом. При этом существенно затруднен переносприобретенных ими умений в другие условия. По мере взросления аутистическиечерты могут сглаживаться, однако при этом становится все более очевиднойнеприспособленность ребенка к повседневной жизни. Участие детей с РАС в бытудает им возможность приобщаться к миру людей в реальном жизни. Сюда входитпредметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает всебе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорныхчувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнаёт об их свойствах, качествах, азатем и назначении и функциях, развивает оперативные действия. Предметнаядеятельность способствует развитию у ребёнка с РАС познавательных интересов,помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности втом, что мир управляем и подвластен ему, социальный опыт обогащает освоениетрудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым в действиях, в игре,в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Овладениетрудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельнообеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретениятрудовых умений ребенок с РАС приобретает чувство уверенности в том, что емупод силу справиться с поставленными бытовыми задачами. Увеличиваетсясамостоятельность в отсутствие взрослых, родителей.
Цель: развитьи поддержать у детей с РАС интерес к повседневному бытовому труду.
Задачи:
· научить создавать поделки своими руками дляукрашения дома, подарков родным и друзьям;
· сформировать удетей трудовые навыки и умения, необходимых в повседневныхжизненных ситуациях;
· воспитать внимание, аккуратность,целеустремленность, взаимопомощь и взаимовыручку, интерес к деятельности;
· воспитать интерес к окружающему миру, потребность вобщении, расширять круг увлечений;
· сформировать коммуникативные умения и навыки;
· формировать сенсорное развитие;
· развивить и обогатить социальный опыт ребенка;
· повысить двигательную активность ребенка.
На изучение содержания курса отводится1 час в неделю, 33часа в год.
II. Планируемые личностные результатыосвоения курса.
Вструктуре планируемых результатов детей с РАС ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современногообразования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение имисоциокультурным опытом.
Личностные результаты
1) сформированнность целостного, социально ориентированного взгляда намир в его органичном единстве природной и социальной частей;
2) сформированость уважительного отношения к иному мнению;
3)сформированость адекватных представлений о собственных возможностях,о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневнойжизни;
6)овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социальноговзаимодействия;
7)овладение способностью к осмыслению и дифференциации картины мира, еевременно-пространственной организации;
8)овладение способностью к осмыслению социального окружения, своегоместа в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
9)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование иразвитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
10)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях;
11)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12)развитие этических чувств, доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
13)сформированые установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличиемотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению кматериальным и духовным ценностям.
Результатом реализации программы будет:
Умение обучающегося:
· надеть фартук и косынку
· использовать предметы быта по назначению
· после окончания работы приводить в порядок рабочее место
· знания о правилах поведения за столом;
· знания о правилах техники безопасности при выполнении кулинарных работ;
· знания о секретах электроприборах «помощников» на кухне.
III.Содержание курса
1. Приготовление пищи.(2ч)
Знакомство спрофессией повара. Повар дома.
Ознакомление скухонной утварью.
2. Поделки из соленого теста.(4ч)
Игрушки из солёноготеста.
«Печенье чудныефигурки».
Колобок.
Блинчики
3. Столовые принадлежности. Чайныепринадлежности .(4ч)
Знакомство со столовыми принадлежностями.
Правила поведения за столом.
Приготовление чая.
Знакомство с чайным сервизом.
4. Гигиена в доме.(4ч)
Уборка жилья.
Мытье посуды.
Стирка белья.
Уход за растениями.
5. Уход за кроватью.(2ч)
Постельные принадлежности.
Подушка. Одеяло. Плед.
6. Распорядок дня.(4ч)
Будильник.
Утренняя гигиена.
Одежда домашняя/выходная.
Пришивание пуговиц.
7. Обращение с деньгами.(5ч)
Денежные единицы.
Покупка необходимых продуктов в продуктовом магазине.
Покупка в хозяйственном магазине.
Оплата проезда в общественном транспорте.
8. Личная гигиена.(5ч)
Душ. Ванная.
Ежедневная гигиеническая процедура.
Прическа. Ежедневный уход за волосами.
Уход за ногтями.
9. Резерв (3 ч).
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
1.
|
Приготовление пищи.
|
2 |
Познакомиться с профессией повара. Обозначать кто дома занимается приготовлением пищи. Ориентироваться в кухонной утвари. |
2. |
Поделки из соленого теста. |
4 |
Изготавливать поделки в виде блинчиков, пирожков и т.п. из солёного теста. |
3. |
Столовые принадлежности. Чайные принадлежности . |
4 |
Знакомится со столовыми принадлежностями. Познакомиться с правила поведения за столом. Узнать, как приготовить чай. Познакомиться с чайной посудой. |
4. |
Гигиена в доме.
|
4 |
Убирать помещение с помощью веника, совка, тряпки. Мыть посуду. Складывать «грязное белье» в корзину для грязного белья. Ухаживать за комнатными растениями. |
5. |
Уход за кроватью.
|
2 |
Распознавать постельные принадлежности. Различать Подушка, одеяло, плед. |
6. |
Распорядок дня.
|
4 |
Уметь различать звук будильника. Умываться, мыть руки, вытирать их полотенцем. Различать одежду домашнюю/выходную. Пришивать пуговицы.
|
7. |
Обращение с деньгами.
|
5 |
Различать металлические и бумажные деньги. Тренироваться совершать покупку необходимых продуктов в продуктовом магазине. Тренироваться совершать покупку необходимых предметов в хозяйственном магазине. Тренироваться оплачивать проезд в общественном транспорте. |
8. |
Личная гигиена.
|
5 |
Познакомится с техникой принятия душа, принятия ванной. Упражняться в ежедневной гигиенической процедуре умывания. Причёсываться. |
|
Резерв |
3 |
|