Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести обучающихся всложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри,вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации кобучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.Свободное владение русским языком каксредством общения в повседневнойжизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи. Такой уровеньвладения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использованииразличных организационных форм учебной работы по русскому языку — различноготипа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальныхсамостоятельных занятий по самообразованию.
Данная программа научит детей видеть и слышать слово, замечать многослов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речьтак, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своимивыразительными оттенками.
Перспективность данной программы в том, что, формируя коммуникативнуюкомпетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственномуречетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы длявыражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учиттворческому употреблению родного языка.
Цель: формирование позитивногоэмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимостии возможности его грамотного использования.
Задачи :
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебномупредмету;
· углубление знаний, умений, навыков по лексикерусского языка;
· пробуждение потребности у учащихся ксамостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развитияучащихся;
· совершенствование коммуникативной культурыучащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений олитературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разностороннихинтересов, культуры мышления;
· воспитания любви и уважения к родному языку,интереса к чтению литературы.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельнойисследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразнымисловарями;
· учить организации личной и коллективнойдеятельности в работе с книгой.
Принципы обучения:
1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.
Он заключается в том, что основой должны являться знания, полученныеучащимися на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительныхзанятиях.
2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.
Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачиактивизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать споследовательностью его изучения на уроках.
3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.
Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться сучётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждогоученика
4. Принцип разнообразия форм и видов работы.
Интерес поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но иих разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а такженеобычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
· практические занятия с применением игровых приемов,дидактических и раздаточных материалов;
· анализ и просмотр текстов;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)по работе с разнообразными словарями.
Виды деятельности:
· теоретические (лекция, урок-откровение, устныйжурнал, учёный совет);
· практические (тематические конкурсы, олимпиады,ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, работа сословарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написаниесочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнениепроектов);
· индивидуальные (работа над словом, со справочнойлитературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, созданиеписьменных монологических высказываний (текстов) в соответствии скоммуникативной установкой).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формыработы:
· викторины;
· лингвистические игры;
· КВН;
· орфографическое лото;
· эстафеты;
· турниры;
· исследование;
· защита проектов.
Основные методы и технологии:
· технология разноуровневого обучения;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология;
· Учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Программа рассчитана на 36 занятий, 1 час в неделю. Возраст ребят:12-13 лет (мальчики и девочки). Срок реализации программы 1 год
Форма организации — кружок.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные результаты
· эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
· эмпатия – умение осознавать и определять эмоциидругих людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту ивыразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
· любовь и уважение к Отечеству,его языку, культуре;
· интерес к чтению, к ведениюдиалога с автором текста; потребность в чтении;
· интерес к письму, к созданиюсобственных текстов, к письменной форме общения;
· осознание ответственности запроизнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· составлять план решенияучебной проблемы совместно с учителем;
· работать по плану, сверяя своидействия с целью, корректировать свою деятельность;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии сэтими критериями.
Познавательные УУД:
· перерабатывать и преобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· пользоваться словарями,справочниками;
· осуществлять анализ и синтез;
· строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
· адекватно использовать речевыесредства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической идиалогической формами речи.
· высказывать и обосновыватьсвою точку зрения;
· слушать и слышать других,пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точкузрения;
· договариваться иприходить к общему решению в совместной деятельности;
Уровень результатов работы попрограмме:
Первый уровень результатов приобретениешкольниками знаний о происхождении, истории образования и изменениялексических единиц русского языка, о причинах и механизмах заимствования,исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информациив справочной литературе; расширение словарного запаса, осознанноеовладение лингвистическими терминами.
Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству,родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблятьтермины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка»и бороться с ними, применять полученные знания на практике.
Третий уровень результатов – получениешкольниками опыта взаимодействия (проведение заседаний кружка, изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала,лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты, сменный материал длястендов).
Формы подведения итогов:
·Участие в предметныхолимпиадах.
Содержание курса (35 ч.)
Из историирусского языка (5часов)
Вводное занятие.Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянскаяазбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных ипоследствия этого процесса.
«Вначале былослово…» (13 часов)
О чём рассказываетустное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» — литературныйпамятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы.Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы.Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрыеизречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованиемфразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины ипрофессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему.Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. Очем могут рассказать фамилии?
Прозвища как объектнаучного изучения. Происхождение прозвищ.
«Слово – понятие,слово – творчество» (10 часов)
К истокам слова.Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова.Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, норазных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основахудожественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатстворусского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема,основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться нарасстоянии? Напиши письмо Маме.
Качества хорошейречи (7часов)
Разговор какискусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно лиговорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие.
Тематический план (35 ч)
№ п/п |
Название раздела |
Теория/ практика |
Кол-во часов |
1 |
Из истории русского языка |
2,5/2,5 |
5 |
2 |
«Вначале было слово…» |
6/7 |
13 |
3 |
«Слово – понятие, слово – творчество» |
5/5 |
10 |
4 |
Качества хорошей речи |
3/4 |
7 |
|
ИТОГО: |
16,5/18,5 |
35 |
Календарно-тематическоепланирование (35 ч)
№ п/п |
Содержание |
Теория/ практика |
Дата проведения |
||||
по календарю |
с учетом праздничных дней |
||||||
I |
Из истории русского языка (5 ч.) |
||||||
|
Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство |
0,5/0,5 |
7.09 |
|
|||
|
Первоучители словенские. Славянская азбука
|
0,5/0,5 |
14.09 |
|
|||
|
Азбучный имяслов
|
0,5/0,5 |
21.09 |
|
|||
|
История буквы ЯТЬ
|
0,5/0,5 |
28.09 |
|
|||
|
Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка |
0,5/0,5 |
5.10 |
|
|||
II |
«Вначале было слово…» (13 часов) |
||||||
|
О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» — литературный памятник живому русскому языку XIX века
|
0/1 |
12.10 |
|
|||
|
Историзмы, архаизмы, неологизмы
|
0,5/0,5 |
19.10 |
|
|||
|
Литературный язык и местные говоры
|
0,5/0,5 |
26.10 |
|
|||
|
Лексические диалектные различия и их типы
|
0,5/0,5 Представленная информация была полезной? ДА 59.4% НЕТ 40.6% Проголосовало: 1138 |
9.11 |
|
|||
|
Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба»
|
0,5/0,5 |
16.11 |
|
|||
|
Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари
|
0,5/0,5 |
23.11 |
|
|||
|
Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова
|
0,5/0,5 |
30.11 |
|
|||
|
Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов
|
0,5/0,5 |
7.12 |
|
|||
|
Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика
|
0,5/0,5 |
14.12 |
|
|||
|
Молодёжный сленг и отношение к нему
|
0,5/0,5 |
21.12 |
|
|||
|
Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество
|
0,5/0,5 |
28.12 |
|
|||
|
История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?
|
0,5/0,5 |
11.01 |
|
|||
|
Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ
|
0,5/0,5 |
18.01 |
|
|||
III. |
«Слово – понятие, слово – творчество»(10 часов) |
||||||
|
К истокам слова. Почему мы так говорим?
|
0,5/0,5 |
1.02 |
|
|||
|
Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем
|
0,5/0,5 |
8.02 |
|
|||
|
Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь
|
0,5/0,5 |
15.02 |
|
|||
|
«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных
|
0,5/0,5 |
22.02 |
|
|||
|
Как правильно употреблять слова
|
0,5/0,5 |
1.03 |
|
|||
|
Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках
|
0,5/0,5 |
|
9.03 |
|||
|
Богатство русского языка (синонимы, антонимы)
|
0,5/0,5 |
15.03 |
|
|||
|
Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова
|
0,5/0,5 |
22.03 |
|
|||
|
Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?
|
0,5/0,5 |
5.04 |
|
|||
|
Напиши письмо Маме
|
0,5/0,5 |
12.04 |
|
|||
IV |
Качества хорошей речи (7 часов) |
||||||
|
Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.
|
0/1 |
19.04 |
|
|||
|
Ударение в словах
|
0,5/0,5 |
26.04 |
|
|||
|
Орфоэпические нормы русского языка
|
0,5/0,5 |
3.05 |
|
|||
|
История современных знаков препинания
|
0,5/0,5 |
|
13.05 |
|||
|
Трудно ли говорить по-русски?
|
0,5/0,5 |
17.05 |
|
|||
|
«Наш дар бессмертный — речь»
|
0,5/0,5 |
24.05 |
|
|||
|
ИТОГО: |
16/18 |
34 ч |
34 ч |
|||
Литература дляучителя
1. Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Вагапова, Д. X.Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. — М.: Цитадель, 2001
3. Васильева-ГангнусЛ. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
4. Введенская, Л. А.Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю.Кашаева. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Языкмой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие дляучителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В.Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н.Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И.Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. Вмире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О.Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. –2004. — №6.
11. Шмелева Е.Какваша фамилия? / Е.Широкова// — М., Учительская газета, 2008. — №47.
12. Шмелева Е.Чтотакое речевой этикет?/ Е.Широкова// — М., Учительская газета, 2008. — №46.
13. Язовицкий Е.В.Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (сответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] /А. И. Горшков. — М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. —М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М.,1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособиедля уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий.