Утверждена приказ по МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г.А.Пономарёва» №.50 от 23.04.2021 г. |
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим Советом протокол № 5 от 23.04.2021 г. |
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Ржаксинскаясредняя общеобразовательная школа №2
имениГероя Советского Союза Г.А.Пономарёва»
Ржаксинского районаТамбовской области
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Направление: интеллектуальное
Возраст обучающихся:8 лет
Срок реализации: 1год
Составитель :
Власова Валентина Михайловна
учитель начальных классов
Каменка, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы»интеллектуального направления.
Содержание программы направленно на поддержкустановления и развития любознательного,активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника,
Актуальность программы «Умники иумницы» определена тем, что занятия позволяют наиболее успешно применятьиндивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, болееполно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Цель курса: созданиеусловий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи курса:
— повышать эрудицию и расширять кругозор;
— формироватьприемы умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение,обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать своидействия;
— развивать удетей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умениеаргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
— вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильныеотношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
— расширятьзнания в области русского языка и математики;
— содействоватьумелому использованию символики и учить правильно применять терминологию.
При изученииразделов программы применяются различные формы организации учебной работы собучающимися: групповая, парная, индивидуальная.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочныхмероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опытнравственного поведения.
Реализация программы предполагаетформирование не только общеучебных умений и навыков, но иосваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать наолимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программеудачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников,способствуя формированию и развитию их личности.
Программа рассчитана на 1 год — 34часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Программа рассчитана надетей 8-9 лет.
Содержание ипоследовательность изложения материала подобраны таким образом, чтобы детимогли, начиная с самого простого теоретического материала, постепенно осваиватьболее сложные темы, приобретать практические навыки общения.
Планируемые результаты освоения курса внеурочнойдеятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственномунаправлению «Дорога добра» является формирование следующих умений:
-ориентацияв нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступковокружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов моральногоповедения;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению«Дорога добра» является формирование следующих универсальных учебныхдействий (УУД):
1.РегулятивныеУУД:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале всотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей идругих людей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе егооценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценкидля создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию)в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речина русском, родном и иностранном языках;
2.ПознавательныеУУД:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий сиспользованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включаяэлектронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числеконтролируемом пространстве Интернета;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественныхпризнаков;
3.КоммуникативныеУУД:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства длярешения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,владеть диалогической формой коммуникации;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числене совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра вобщении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в томчисле в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты
в разделе«Математика»:
— устанавливать зависимость между величинами,представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснятьвыбор действий;
— решать арифметическим способом (в 1—2 действия)учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
— оценивать правильность хода решения иреальность ответа на вопрос задачи;
— распознавать, называть, изображатьгеометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник,треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
— выполнять построение геометрических фигур сзаданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки,угольника;
— соотносить реальные объекты с моделямигеометрических фигур.
в разделе «Русскийязык»:
— мотивированно выполнять разбор слова по составуна основе словообразовательного анализа;
— обнаруживать регулярные исторические чередования,видимые на письме;
— разграничивать разные слова и разные формы одногослова.
— выявлять слова, значение которых требуетуточнения;
— определять начальную форму существительных,прилагательных, глаголов;
— изменять слова-названия предметов по числам икоманде вопросов; определять их род;
— изменять слова-названия признаков по числам,команде вопросов и родам.
— различать предложение, словосочетание и слово;
— находить в составе предложения всесловосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставитьот первого ко второму вопрос;
— определять тип предложения по цели высказывания иэмоциональной окраске;
— находить в предложении основу и неглавные члены;
— задавать вопросы к разным членам предложения.
— проверять сомнительные написания (безударныегласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимыесогласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
— выбирать букву и или ы в позиции после ц в разныхчастях слова;
— писать словарные слова в соответствии сзаложенным в программе минимумом;
— определять (уточнять) написание слова поорфографическому словарю учебника;
— различать на письме предлоги и приставки;
— употреблять разделительные ь и ъ знаки;
— находить в тексте обращения и выделять ихпунктуационно.
-определять тему и основную мысль текста,составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
-владеть нормами речевого этикета в типизированныхречевых ситуациях;
-соблюдать орфоэпические нормы речи;
Способы и формы оценки достижения планируемых результатов
Контроль и оценка результатов освоенияпрограммы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемогораздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих формдеятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, игры.
Учет знаний и умений для контроля иоценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путемархивирования творческих работ обучающихся. Подобная организация учета знаний иумений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочнойдеятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успехадля каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения вкомандном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимымучастником деятельности.
Содержание программы
(34 часа)
(Раздел1: Русский язык (17 часов)
По законам графики,или звуки и буквыпо порядку становись! Какие они разные – гласные –согласные.Удар! Ещё удар! Морфемы и их роль в словах. Смотри в корень! К кому и зачемпристают приставки? Суффикс — звучит загадочно. Покой морфемам только снится.Где живут слова и как они находят место? Существительное – значит существует.Живое – неживое. С душою или без? Встреча с именами прилагательными. Глагол –часть речи. Привет, страна Олимпия! Законы орфографии. Непроизносимые согласныеили звуки потерялись. Весёлая путаница частей слова и речи. Дружба слов.Встреча с синонимами. Когда значения спорят или кое-что об антонимах. Игра«Язык родной, дружи со мной!»
Раздел2: Математика (17 часов)
Интересные приёмы устного счёта. Учимся отгадывать ребусы.Обратные задачи. Практикум «Подумай и реши». Решение уравнений. Решениелогических задач. Математические игры. Наука геометрия. Дважды – два четыре. Периметргеометрических фигур. Решение олимпиадных задач. Математический КВН. Задачи-смекалки. Всё обо всём. Игра «Живые числа».Итоговое занятие.
Тематическое планирование
34 часа
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
1 |
Русский язык |
17 ч. |
2 |
Математика |
17 ч. |
|
Итого |
34ч |
Календарно-тематическое планирование
№ П.п. |
Тема |
Дата |
Примечание |
|
по плану |
фактич. |
|||
1 |
По законам графики, или звуки и буквы по порядку становись! |
7.09 |
|
|
2 |
Интересные приёмы устного счёта. |
14.09 |
|
|
3 |
Какие они разные – гласные -согласные |
21.09 |
|
|
4 |
Учимся отгадывать ребусы |
28.09 |
|
|
5 Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489 |
Удар! Ещё удар! |
12.10 |
|
|
6 |
Обратные задачи. |
19.10 |
|
|
7 |
Морфемы и их роль в словах. Смотри в корень! |
26.10 |
|
|
8 |
Практикум «Подумай и реши». |
2.11 |
|
|
9 |
К кому и зачем пристают приставки? |
9.11 |
|
|
10 |
Решение уравнений. |
23.11 |
|
|
11 |
Суффикс — звучит загадочно |
30.11 |
|
|
12 |
Решение логических задач. |
7.12 |
|
|
13 |
Покой морфемам только снится |
14.12 |
|
|
14 |
Математические игры. |
21.12 |
|
|
15 |
Где живут слова и как они находят место? Существительное – значит существует |
28.12 |
|
|
16 |
Наука геометрия. |
11.01 |
|
|
17 |
Живое – неживое. С душою или без? |
18.01 |
|
|
18 |
Дважды – два четыре. |
25.01 |
|
|
19 |
Встреча с именами прилагательными |
1.02 |
|
|
20 |
Периметр геометрических фигур. |
8.02 |
|
|
21 |
Глагол – часть речи. Привет, страна Олимпия! |
15.02 |
|
|
22 |
Решение олимпиадных задач. |
1.03 |
|
|
23 |
Законы орфографии |
8.03 |
|
|
24 |
Математический КВН. |
15.03 |
|
|
25 |
Непроизносимые согласные или звуки потерялись.
|
22.03 |
|
|
26 |
Математические игры. |
29.03 |
|
|
27 |
Весёлая путаница частей слова и речи |
5.04 |
|
|
28 |
Задачи-смекалки. |
19.04 |
|
|
29 |
Дружба слов. Встреча с синонимами |
26.04 |
|
|
30 |
Всё обо всём |
3.05 |
|
|
31 |
Когда значения спорят или кое-что об антонимах. |
10.05 |
|
|
32 |
Игра «Живые числа». |
17.05 |
|
|
33 |
Игра «Язык родной, дружи со мной!» |
24.05 |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
31.05 |
|
|
Утверждена приказ по МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им.Г.А.Пономарёва» №.50 от 23.04.2021г. |
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим Советом протокол № 5 от 23.04.2021 г. |
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Ржаксинскаясредняя общеобразовательная школа №2
имениГероя Советского Союза Г.А.Пономарёва»
Ржаксинского районаТамбовской области
календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
на 2021-2022 учебный год
(приложение к рабочей программе)
Тематическоепланирование составила: ВласоваВалентина Михайловна
Дата /В.М. Власова
