Программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс
«В мире растений»
Учитель биологии
МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова»
Кускова Тамара Георгиевна
Занятия по внеурочной деятельности «В мирерастений» направлены на формирование у учащихся интереса к биологии, развитиелюбознательности, расширение кругозора о растительном мире. Кроме тогоподготавливает учащихся к изучению ботаники в 6 классе.
Целии задачи:
ü познакомить учащихся со строением растений иосновными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);
ü начать формирование знаний о методах научногопознания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
ü развивать у учащихся устойчивый интерес к биологиикак науке;
ü начать формирование бережного отношения крастительному миру.
Курс внеурочной деятельности по окружающемумиру в пятом классе «В мире растений» знакомит учащихся с особенностямистроения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами,протекающими в них.
На внеурочную деятельность отводится 34 ч.Материал курса разделен на разделы. Им предшествует «Введение», в которомучащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, живом уголке школы,проходят инструктаж.
Первый раздел «Из чего состоит растение»знакомит учащихся с понятием клетки, ткани, органы. При изучении данногораздела учащиеся отвечают на вопросы, зачем нужны органы растению, почему ониимеют разнообразную форму и размеры, какие функции выполняют органы.
Во втором разделе «Как живет растение»учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении и с помощьюразличных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? и т.д.»Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием,но описывать и анализировать полученные результаты.
Третий раздел «Вырасти сам» предполагаетпрактическую деятельность, в ходе которой на основе полученных знаний учащиесявыращивают растения для озеленения школы.
Содержание данного курса строится на основедеятельностного подхода.
При освоении данной программы учащиесядолжны достигнуть следующих личностных результатов:
· Знание основных принципов и правил отношения кживой природе;
· Сформированность познавательных интересов имотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы идр.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоенияданной программы являются:
· умение работать с разными источниками информации;
· овладение составляющими исследовательской ипроектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты,делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение организовать свою учебную деятельность:определять цель работы, ставить задачи, планировать — определятьпоследовательность действий и прогнозировать результаты работы;
· способность выбирать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему иокружающих;
· умение слушать и вступать в диалог, участвовать вколлективном обсуждении проблем; сравнивать разные точки зрения,аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами программы побиологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной)сфере:
· выделение особенностей строения клеток, тканей иорганов и процессов жизнедеятельности растений;
· приведение доказательств взаимосвязи растений иэкологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительногомира;
· объяснение роли биологии в практическойдеятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительногоразнообразия;
· различение на частей и органоидов клетки, органовцветкового растения;
· сравнение биологических объектов и процессов,умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· выявление приспособлений растений к среде обитания;
· овладение методами биологической науки: наблюдениеи описание биологических объектов и процессов; постановка биологическихэкспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· знание основных правил поведения в природе;
· анализ и оценка последствий деятельности человека вприроде.
3. В сфере трудовой деятельности:
· знание и соблюдение правил работы в кабинетебиологии;
· соблюдение правил работы с биологическими приборамии инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
· освоение приемов выращивания и размножениякультурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
· овладение умением оценивать с эстетической точкизрения объекты живой природы
№ Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424 |
Раздел |
Количествово часов
|
1 |
Введение |
1 |
2 |
I.Из чего состоит растение |
18 |
3 |
II. Как живет растение |
11 |
4 |
III.Вырасти сам |
4 |
|
|
Итого: 34 |
Введение(1 час).
Знакомство с кабинетом биологии, с правиламиповедения в кабинете, оборудованием для лабораторных работ.
I. Из чего состоит растение? (18 часов.)
Строение растительной клетки.
Корень. Виды корней. Ветвление корня. Значениекорня.
Побег. Строение побега. Строение почек.Видоизменения побегов
Лист. Строение кожицы листа. Строение мякотилиста. Значение жилок листа. Выделение растением кислорода. Испарение водырастением. Листопад.
Стебель. Строение стебля. Функции стебля
Цветок. Строение и значение цветка.
Плоды. Строение и значение. Способы распространения
Семя. Строение и состав семян
Лабораторные работы:
«Строение кожицы лука»
«Движение цитоплазмы»
«Определение зоны роста корня»
«Строение почек»
«Передвижение воды и минеральных солей постеблю»
«Движение органических веществ по стеблю»
«Строение семени фасоли»
«Строение семени пшеницы»
«Состав семян»
Опыты:
«Выделение кислорода растением».
«Испарение воды листьями»
Практическая работа «Определение возрастаствола по спилу»
II. Какживет растение? (11 часов)
Как питается растение? Воздушное питаниерастений. Почвенное питание растений. Удобрения. Виды удобрений. Питание и ростпроростков.
Как растет растение? Рост корней и побега. Какможно повлиять на рост растения. Воздействие человека на корневые системы культурныхрастений. Обработка почвы. Полив и осушение почвы. Формирование кроны растений.Прищипка и пикировка.
Дышит ли растение? Дыхание корней. Дыханиелистьев. Дыхание семян.
Как двигается растение? Движение стебля илистьев.
Как прорастает семя? Условия прорастаниясемян. Всхожесть семян. Сроки посева. Глубина заделки семян.
Практические работы:
«Образование органических веществ на свету»
«Влияние удобрений на рост растения»
«Прищипка главного корня»
«Развитие боковых побегов»
«Влияние фитогормонов на рост и развитиерастений»
«Движение стебля растения»
«Движение листьев»
«Влияние различных условий на прорастаниесемян»
«Определение всхожести семян»
Лабораторная работа «Развитие проростков»
Опыты:
«Значение воздуха для роста и развитиякорней»
«Дыхание листьев»
«Дыхание семян»
III. Вырасти сам. (4 часа)
Применениеполученных знаний на практике. Озеленение школьных кабинетов и рекреаций.Посадка и уход за растениями.
Практические работы:
«Посадка семян в контейнеры»
«Пикирование рассады цветочных культур»
«Высадка рассады в цветочные горшки»
«Уход за цветами»
Занятия проводятся в форме: урок путешествий, урок лаборатория, урок игра, и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
• клеточное строение растений;
• распознавать и описывать органы цветковогорастения;
• функции органов цветкового растения
• описывать процессы, протекающие врастительном организме
• правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными типами справочныхизданий, готовить сообщения и презентации;
• проводить наблюдения за растениями;
• составлять план простейшего исследования;
• описывать полученные результаты опытов идавать им оценку
• выращивать растение из семян
• ухаживать за растениями
• проводить пикировку, пересадку, поливрастений.
