РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ БРЯНСКАЯОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ «ПОГАРСКИЙ РАЙОН»
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение –
Долботовская средняя общеобразовательная школа___________________________________________________________________________________________
243554Брянская область Погарский район д. Долботово ул. Новая д.19а
ОГРН1023200915880 ИНН 3223004371 КПП 322301001
Shkola23027dol@rambler.ru
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ –Долботовская СОШ Протокол № ____от ____________г. |
УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ –Долботовская СОШ № _____ от ________________
Директор школы_________Е.В.Ашитко
|
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НА 2022-2023 ГОД
Содержание
Пояснительная записка 4
Раздел I.Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания 5
1.2. Цель и задачивоспитания 5
1.3. Методологическиеосновы и принципы построения Программы 6
1.3.2. Воспитывающая среда школы 9
1.3.3. Воспитывающие общности (сообщества) в школе 9
1.3.4. Социокультурный контекст 10
1.4. Требования к планируемым результатам воспитания 11
1.4.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровненачального общего образования 11
1.4.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровнеосновного общего образования 14
1.4.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднегообщего образования 18
Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности 24
2.1. Основные направления воспитания обучающихся 24
2.2. Содержание, виды иформы воспитательной деятельности 25
2.2.1. Основные школьныедела 25
2.2.4. Внеурочнаядеятельность 29
2.2.5. Внешкольныемероприятия 30
2.2.6.Предметно-пространственная среда 31
2.2.9. Профилактика ибезопасность 34
2.2.10. Социальноепартнерство 35
2.2.11. Профориентация (восновной и старшей школе) 36
Раздел III. Организациявоспитательной деятельности 38
3.1. Общие требования кусловиям реализации Программы 38
3.2. Особенностиорганизации воспитательной деятельности 38
3.3. Анализ воспитательногопроцесса и результатов воспитания 39
3.4. Кадровое обеспечениевоспитательного процесса 41
3.5.Нормативно-методическое обеспечение 44
3.7. Система поощрениясоциальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 46
Приложение. Календарныйплан воспитательной работы 48
Рабочаяпрограмма воспитания МБОУ — Долботовская СОШ разработана на основеФедерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации», с учетом Стратегии развития воспитания в РоссийскойФедерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в2021–2025 годах, федеральных государственных образовательных стандартовначального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС).
Программа является методическим документом, определяющим комплексосновных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе,разрабатывается с учетом государственной политики в области образования ивоспитания.
Программа основывается на единстве и преемственностиобразовательного процесса на уровне общего и среднего профессиональногообразования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания дляобразовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольногообразования и среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системнойвоспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностныхрезультатов образования, определенных ФГОС; разрабатывается и утверждается сучастием коллегиальных органов управления школой (в том числе советовобучающихся), советов родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочнойдеятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участникамиобразовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматриваетприобщение обучающихся
к российским традиционным духовным ценностям,включая культурные ценности своей этнической группы,правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотическогонаправления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничествалежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направлениявоспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физическоговоспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направлениявоспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетическогонаправления воспитания.
Программа включает три раздела: целевой; содержательный;организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.
Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результатывоспитания
Участниками образовательных отношений в части воспитании являютсяпедагогические и другие работники школы, обучающиеся, их родители (законныепредставители), представители иных организаций в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, локальными актами школы. Родители(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественноеправо на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся вшколе определяются содержанием российских гражданских (базовых,общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены вКонституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозногомногообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитанияобучающихся включают духовно-нравственные ценности культуры народов России,традиционных религий народов России в качестве вариативного компонентасодержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии смировоззренческими и культурными особенностями
и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетнихобучающихся.
Воспитательная деятельность в школе реализуется в соответствии сприоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными вСтратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей являетсяразвитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционныедуховные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способнойреализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирномусозиданию и защите Родины.
Современныйроссийский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный,творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества каксвою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны,укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народаРоссийской Федерации.
Всоответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации в сфере образования цель воспитания обучающихся вшколе: создание условий для личностного развития, самоопределения исоциализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственныхценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересахчеловека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувствапатриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества иподвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшемупоколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию итрадициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающейсреде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)
Задачамивоспитания обучающихся в школе являются:
усвоениеими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработалороссийское общество (социально значимых знаний);
формированиеи развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям(их освоение, принятие);
приобретениесоответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опытаповедения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученныхзнаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков,социально значимых дел).
1.3.Методологические основы и принципы построения Программы
Методологическойосновой программы являются антропологический, культурно-исторический исистемно-деятельностный подходы.
Программавоспитания опирается на следующие принципы:
принципгуманистической направленности. Каждыйобучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважениеего достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
принципценностного единства и совместности. Единствоценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательныхотношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимноеуважение;
принципкультуросообразности. Воспитание основываетсяна культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
принципследования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания,позволяет расширить нравственный опыт обучающегося, побудить его к открытомувнутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечитьвозможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений,продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
принципбезопасной жизнедеятельности. Защищенность важныхинтересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призмубезопасности и безопасного поведения;
принципсовместной деятельности ребенка и взрослого.Значимость совместной деятельности взрослого и обучающегося на основеприобщения к культурным ценностям и их освоения;
принципинклюзивности. Организация образовательного процесса,при котором все обучающиеся, независимо от их физических, психических,интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включеныв общую систему образования.
Данныепринципы реализуются в укладе школы, включающем воспитывающие среды, общности,культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад– общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся набазовые национальные ценности, содержащий традиции региона и школы, задающийкультуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду,деятельности и социокультурный контекст.
Укладспособствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всемиучастниками образовательных отношений.
Укладшкольной жизни является базой для организации пространствадуховно-нравственного, гражданского, патриотического, здорового развитияобучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Онпедагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную,внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую,эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальныхценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народовРоссии. При его организации учитываются разноуровневый, полисубъектный,многомерно-деятельностный характер современного развития и воспитанияшкольника.
Укладшкольной жизни организуется педагогическим коллективом школы при активном исогласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учрежденийдополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных иобщественных организаций). Это такая соорганизация всех элементовучебно-воспитательного процесса, которая задает стиль, дух, атмосферу всейшкольной жизни.
Воспитатьличность – это значит дать хорошее образование, научить стремлению кактивности, ответственности, труду и творчеству. Педагогический коллектив нашейшколы понимает необходимость создания такого воспитательного и образовательногоуклада детской жизни, при котором все содействовало бы развитию и совершенствованиюличности ребенка. А это требует укрепления духовных контактов междувоспитателями и воспитанниками, между учителями и учащимися и взаимноответственного отношения к общему делу.
Сельскаяшкола, в частности МБОУ – Долботовская СОШ, находясь в очень непростыхсоциально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формыфункционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и ихсоциализации. На территории нашего села нет Спортивного центра, учрежденийдополнительного образования. Поэтому, являясь духовным, интеллектуальным,культурным центром села, школа расширяет своё образовательное пространствочерез активное взаимодействие с социумом. Все мероприятия (День Победы,Масленица, выпускные, юбилеи школы и т.д.) становятся праздниками всех селян.Достаточно традиционные формы проведения мероприятий, наполненные личнойзаинтересованностью учеников, учителей, родителей превращают его в событие – внекий процесс совместного бытия. Они обогащают нравственный опыт всех субъектов(и участников, и зрителей), расширяют кругозор, развивают их творческийпотенциал, предоставляют возможность для совместной деятельности, а этоприводит к сплочению поколений. При таком подходе создаются условиясоциализации личности ребёнка, что особенно актуально в сельском социуме,поскольку у подростка не очень много возможностей для продуктивного общения.
Поэтому,во внеурочное время в школе проводятся кружки, спортивные секции,факультативы, элективные курсы и т.д. Так же проводятся множество традиционныхмероприятий: день знаний, посвящение в первоклассники, день учителя, деньпожилого человека, день матери, новогодние и рождественские огоньки, неделядетской книги, Дни здоровья, прощание с начальной школой, день самоуправления,проводятся множество мероприятий по оборонно – спортивной работе ипатриотическому воспитанию. В плане интеллектуального развития проводятсяпредметные недели, школьные олимпиады. Каждому учащемуся предоставляетсявозможность проявить себя в той или иной сфере деятельности. Каждое мероприятиенаправлено на воспитание духовно-нравственных, патриотических, гражданскихкачеств личности. И каждое такое мероприятие не обходится без привлечениясоциума: администрации Долботовского сельского поселения, сельской библиотеки.Успехи всего коллектива и каждого в отдельности становятся предметом гласности.О них обязательно сообщается на еженедельных школьных линейках, т.к. вколлективе все хорошо понимают, что общий успех школы складывается из малыхпобед каждого.
Такимобразом, школьное сообщество – это организация, которая определяет формувзаимоотношений в образовательном процессе, социуме, представляет собой модельразличных объединений, групп по интересам, постоянных и временных комиссий. Этосообщество, которое совместно участвует в процессе жизнедеятельности школы,села. А уклад школьной жизни является важнейшим фактором в воспитании, социализациии личностного роста учащихся.
1.3.2.Воспитывающая среда школы
Воспитывающаясреда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующегоцель и задачи воспитания.
Воспитывающаясреда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными исоциокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристикамивоспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
1.3.3.Воспитывающие общности (сообщества) в школе
Основныевоспитывающие общности в школе:
детские(сверстников и разновозрастные). Общество сверстников –необходимое условие полноценного развития обучающегося, где он апробирует,осваивает, приобретает способы поведения, обучается вместе учиться, играть,трудиться, достигать поставленной цели, строить отношения. Основная цель –создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развиватьстремление и умение помогать друг другу, оказывать сопротивление плохимпоступкам, поведению, общими усилиями достигать цели. В школе обеспечиваетсявозможность взаимодействия обучающихся разного возраста, при возможностивзаимодействие с детьми в дошкольных образовательных организациях. Детскиеобщности также реализуют воспитательный потенциал инклюзивного образования,поддержки обучающихся с ОВЗ;
детско-взрослые.Обучающиеся сначала приобщаются к правилам, нормам, способам деятельностивзрослых и затем усваивают их. Они образуются системой связей
и отношений участников, обладают спецификой в зависимости от решаемыхвоспитательных задач. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание,взаимопонимание
и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников;
профессионально-родительские.Общность работников школы и всех взрослых членов семей обучающихся. Основнаязадача общности – объединение усилий
по воспитанию обучающегося в семье и школе, решение противоречий и проблем,разносторонняя поддержка обучающихся для их оптимального и полноценноголичностного развития, воспитания;
профессиональные.Единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками школы,которые должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Требованияк профессиональному сообществу школы:
соблюдениенорм профессиональной педагогической этики;
уважениеи учет норм и правил уклада школы, их поддержка в профессиональнойпедагогической деятельности, общении;
уважениеко всем обучающимся, их родителям (законным представителям), коллегам;
соответствиевнешнего вида и поведения профессиональному статусу, достоинству педагога, учителяв российской отечественной педагогической культуре, традиции;
знаниевозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, общение с ними с учетомсостояния их здоровья, психологического состояния при соблюдении законныхинтересов прав как обучающихся, так и педагогов;
инициативав проявлениях доброжелательности, открытости, готовности к сотрудничеству ипомощи в отношениях с обучающимися и их родителями (законными представителями),коллегами;
вниманиек каждому обучающемуся, умение общаться и работать с обучающимися с учетоминдивидуальных особенностей каждого;
бытьпримером для обучающихся в формировании ценностных ориентиров, соблюдениинравственных норм общения и поведения;
побуждатьобучающихся к общению, поощрять их стремления к взаимодействию, дружбу,взаимопомощь, заботу об окружающих, чуткость, внимание к людям, чувствоответственности.
1.3.4.Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, вкоторой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое средаоказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими вструктурно-содержательной основе Программы.
Социокультурный контекст воспитания является вариативнойсоставляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные,конфессиональные и региональные особенности и направлен на формированиересурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построениесоциального партнерства образовательной организации.
1.4. Требованияк планируемым результатам воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, нодеятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития истановления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решениязадач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в видеобобщенных портретов выпускника на уровнях начального общего, среднего общего,полного общего образования.
1.4.1.Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общегообразования
Направления |
Характеристики (показатели) |
Гражданское Патриотическое |
Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе и государстве. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. |
Духовно-нравственное |
Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к сознательному самоограничению. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Сознающий и принимающий свой половую принадлежность, соответствующие ему психологические и поведенческие особенности с учетом возраста. Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Испытывающий нравственные эстетические чувства к русскому и родному языкам, литературе. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. |
Эстетическое |
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, других народов России. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. |
Физическое |
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. |
Трудовое |
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. |
Экологическое |
Понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. |
Познавательное |
Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. |
1.4.2.Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования
Направления |
Характеристики (показатели) |
Гражданское |
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод. Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.). Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. |
Патриотическое |
Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации. Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях. |
Духовно-нравственное |
Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России |
Эстетическое |
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей. Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре. Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве. |
Физическое |
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое |
Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. |
Экологическое |
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире. Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей. |
Познавательное |
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности. |
1.4.3.Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
Направления |
Характеристики (показатели) |
Гражданское |
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за развитие страны, российской государственности в настоящем и будущем. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве в прошлом и в современности. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации в обществе по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). |
Патриотическое |
Выражающий свою этнокультурную идентичность, демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания его истории и культуры. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране – России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской культурной идентичности. |
Духовно-нравственное |
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России (с учетом мировоззренческого, национального, религиозного самоопределения семьи, личного самоопределения). Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной принадлежности человека. Демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных групп, традиционных религий народов России, национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о роли русского и родного языков, литературы в жизни человека, народа, общества, Российского государства, их значении в духовно-нравственной культуре народа России, мировой культуре. Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой культуры. |
Эстетическое |
Знающий и уважающий художественное творчество своего народа, других народов, понимающий его значение в культуре. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Сознающий и деятельно проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. |
Физическое |
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья других людей. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), стремление к физическому самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных для физического и психического здоровья привычек, поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой среде). Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся социальным, информационным и природным условиям. Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и психологического состояния, состояния окружающих людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое |
Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность, материальные ресурсы и средства свои и других людей, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их социально значимый вклад в развитие своего поселения, края, страны. Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность к честному труду. Участвующий практически в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения норм трудового законодательства. Способный к творческой созидательной социально значимой трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Выражающий осознанную готовность получения профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. |
Экологическое |
Выражающий и демонстрирующий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на окружающую природную среду. Применяющий знания социальных и естественных наук для решения задач по охране окружающей среды. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде. Знающий и применяющий умения разумного, бережливого природопользования в быту, в общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. |
Познавательное |
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих способностей, достижений. Обладающий представлением о научной картине мира с учетом современных достижений науки и техники, достоверной научной информации, открытиях мировой и отечественной науки. Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных представлений, идей, концепций, навыки критического мышления. Сознающий и аргументированно выражающий понимание значения науки, научных достижений в жизни российского общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном, социально-экономическом развитии России в современном мире. Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. |
Раздел II. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
2.1. Основныенаправления воспитания обучающихся
Основные направления воспитания обучающихся в школе:
гражданское воспитание,формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общностиграждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российскомгосударстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание иуважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
воспитание патриотизма,, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формированиеобщероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народовРоссии, традиционных религий народов России, формирование традиционныхроссийских семейных ценностей;
эстетическое воспитание:формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовныхценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережногоотношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционныхдуховных ценностей;
воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности
трудовое воспитание: воспитаниеуважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей),ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностноесамовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российскомобществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональнойдеятельности;
физическое воспитание:развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественнойбезопасности;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, кзнаниям, образованию.
2.2.Содержание, виды и формы воспитательной деятельности
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамкахвсех направлений деятельности школы. Содержание,виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующихмодулях.
Инвариантные модули: Основныешкольные дела», «Классное руководство», «Школьный урок», «Внеурочная деятельность»,«Внешкольные мероприятия», «Предметно-пространственная среда», «Работа сродителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальноепартнерство», «Профориентация» (на уровнях основного общего и среднего общегообразования).
Реализация воспитательного потенциала основных школьных делпредусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные с государственными(общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которыхучаствуют все классы;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новыхсоциальных статусов в школе, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, достижения вконкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы,города и региона;
социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые иреализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием организацийсоциальных партнёров школы, комплексы дел благотворительной, экологической,патриотической, трудовой и др. направленности;
проводимые для жителей поселения, своего района и организуемыесовместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи спамятными датами, значимыми событиями для жителей поселения, своего района;
разновозрастные сборы – многодневные выездные события, включающиев себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной идр. направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьныедела в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы иоборудование, за приглашение и встречу гостей и т.д., помощь обучающимся восвоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, его отношениями собучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Реализация воспитательного потенциала классного руководствапредусматривает:
планирование и проведение классных часов;
поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления имвозможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды дляобщения;
инициирование и поддержку участия класса в общешкольныхмероприятиях, делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развитияобучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разнымипотребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать иукреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающимобразцы поведения;
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии;празднования в классе дней рождения обучающихся, классные «огоньки» и вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,помогающих освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать вшколе;
изучение особенностей личностного развития обучающихся классачерез наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемыхпедагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, атакже (при необходимости) со школьным психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость ит.д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся черезчастные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимисякласса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личныхпортфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные наформирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения ивоспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями иобучающимися;
проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечениеучителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучшеузнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке,участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,информирование родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, ихположении в классе, о жизни класса в целом, помощь родителям в отношениях садминистрацией, учителями;
создание и организацию работы родительского комитета класса,участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
привлечение родителей (законных представителей), членов семейобучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классеи школе;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и тд.
Модуль«Классное руководство» в школе играет важную роль в воспитательном процессе,когда с помощью общешкольных мероприятий классный руководитель расширяет знаниядетей о взаимоотношениях людей, о дружбе, о правилах дружбы, учит находить влюдях и самом себе (качества) то, что заставляет людей быть друзьями. Выбормотивируется в укреплении дружбы классного коллектива и хороших взаимоотношениймежду обучающимися. Классный час входит в систему воспитательной работы школы иявляется традиционным. Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные созначимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуютвсе классы школы. Например, различные КТД . На подготовительном этапеоформляется вестибюль школы, двери классных комнат. На уроках ИЗО, технология,во время внеурочной деятельности изготавливают, рисуют. Преимущества классногоруководства в малокомплектной школе.
Вседруг друга знают, следовательно, у классного руководителя появляются союзники– родители, работник сельской библиотеки;
Преемственностьвоспитательной работы – можно установить связь с учителем начальных классов(ведь заранее знаешь, в каком классе будешь классным руководителем);
Работус родителями строишь, учитывая воспитательный потенциал каждой семьи;
Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий врамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работышколы;
максимальноеиспользование воспитательных возможностей содержания учебных предметов дляформирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных исоциокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания,текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений
выборметодов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие наличность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;
полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областяхцелевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основамрелигиозных культур и светской этики в начальной школе, основамдуховно-нравственной культуры народов России в основной школе с учетом выборародителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с их мировоззренческимии культурными потребностями;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемыхна уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний своегомнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,лицам;
применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных,стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знанияобыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможностьприобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учиткомандной работе и взаимодействию, игровых методик;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правилаобщения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы,установление и поддержка доброжелательной атмосферы;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся наднеуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опытсотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности в формеиндивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыкисамостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформлениясобственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичноговыступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельностиосуществляется в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий ипредусматривает:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для нихдеятельность, которая дает им возможность удовлетворения познавательныхинтересов, самореализации, развития способностей в разных сферах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослыхобщностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими позитивнымиэмоциями и доверительными отношениями;
поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся свыраженной лидерской позицией, возможность ее реализации;
поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов,самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности вшколе осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися курсов, занятий
Внеурочнаядеятельность была организована по направлениям развитияличности, определённым Стандартом:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Спортивно-оздоровительноенаправление создает условия для полноценногофизического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническуюкультуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку кзакаливанию и физической культуре.
Цельюдуховно-нравственного направления является освоение детьми духовныхценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельномувыбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения,стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненнойпрактике.
Социальноенаправление помогает детям освоить разнообразныеспособы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения,развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоитьразнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развитьпознавательную активность, любознательность.
Общекультурнаядеятельность ориентирует детей на доброжелательное,бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции,лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
План внеурочной деятельности определяет:
перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности,организованных в разных формах (клубной, секционной, кружковой, тренинговой, вобщественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий, суказанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественныхнормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формахповедения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневнойжизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностямобщества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социальногодействия. «Действия для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятийпредусматривает:
внешкольные тематические мероприятия воспитательнойнаправленности, организуемые педагогами, по изучаемым учебным предметам,курсам, модулям;
организуемые в классах классными руководителями, в том числесовместно с родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии, походывыходного дня: в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие, природу идр.
литературные, исторические, экологические походы, экспедиции,организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законнымипредставителями) обучающихся, для изучения историко-культурных мест, событий,биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, природныхи историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективныхтворческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением кделу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно ссоциальными партнерами школы, с привлечением обучающихся к их планированию,организации, проведению, анализу проведенного мероприятия.
2.2.6.Предметно-пространственная среда
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственнойсреды предусматривает:
оформление внешнего вида, фасада, холла при входе здания школыгосударственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,муниципального образования (флаг, герб);
изображения символики российского государства в разные периодытысячелетней истории России, исторической символики регионов на специальныхстендах с исторической информацией гражданско-патриотической направленности;
карты России, регионов, муниципальных образований (современные иисторические, точные и стилизованные, географические, природные,культурологические, художественно оформленные, в том числе материалами,подготовленными обучающимися), с изображениями значимых культурных объектовместности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,религиозных мест почитания;
художественные изображения (символические, живописные,фотографические, интерактивные аудио и видео) природы России, региона,местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народовРоссии;
портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом,деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
звуковое пространство в школе – работа школьного радио, аудиосообщения в школе (звонки, информации, музыка) позитивной духовно-нравственной,гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
«места гражданского почитания» » в помещениях школы или на прилегающей территории дляобщественно-гражданского почитания лиц, событий истории России; школьныемемориалы воинской славы, памятники, памятные доски. В МБОУ – Долботовская СОШесть две мемориальных доски: участнице Великой Отечественной войны, партизанкебригады им. Чапаева Вальковой Надежды Григорьевны. Доска была открыта в мае2015 года. Надежда Валькова родилась в 12 сентября 1918 году в д. Долботово. В1929 году окончила 7 классов Долботовской школы. После окончания школы работалав колхозе. Во время ВОВ состояла в партизанской бригаде. 7 марта 1943 годаНадежда со своей подругой Лизой была расстреляна. Партизанка – подпольщицаВалькова Н. Г. Была посмертно награждена медалью «За боевые заслуги»
Мемориальную доску, посвящённую памяти земляка Юрия ПетровичаГлуховсого, открыли в мае 2011 года. Юрий Петрович родился 9 декабря 1973 годав с. Савостьяны. Там же кончил 8 классов, в 9-10 классах учился в Долботовскойшколе. После службы был принят в правоохранительные органы г. Клинцы. 1 июня1998 года при задержании преступников был смертельно ранен. Юрий Петрович погибпри исполнении служебного долга.
«места новостей» – оформленные места, стенды в школьных помещениях(холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форменовостную информацию позитивного гражданско-патриотического,духовно-нравственного содержания, поздравления педагогов и обучающихся и т.п.;
размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работобучающихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга,фотоотчетов об интересных событиях в школе;
благоустройство, озеленение пришкольной территории, спортивных иигровых площадок, доступных и безопасных оздоровительно-рекреационных зон,свободное, игровое пространство школы, зоны активного и тихого отдыха;
благоустройство школьных аудиторий классными руководителями вместес обучающимся в своих классах;
событийный дизайн: оформление пространства проведения школьныхсобытий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
акцентирование внимания обучающихся на важных для воспитания ценностях,правилах, традициях, укладе школы (стенды, плакаты, инсталляции и др.).
Реализация воспитательного потенциала работы с родителямипредусматривает:
создание и работу родительского комитета, участвующего в управленииклассом и школой;
родительские собрания в классах, общешкольные собрания;
родительские дни, в которые родители могут посещать уроки ивнеурочные занятия;
семейный всеобуч, на котором родители могут получать советы повопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы при школьном интернет-сайте,интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаютсяинтересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
привлечение специалистов, представителей государственных органов,по запросу родителей, для решения проблемных и конфликтных ситуаций;
привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведенииклассных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности.
Ученическое самоуправление – форма реализации обучающимися правана участие в управлении школой в порядке, установленном ее уставом. Создание иподдержка ученического самоуправления формирует в школе особую воспитывающуюсреду, помогает педагогам воспитывать у обучающихся инициативность,самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственногодостоинства, а обучающимся дает возможность самовыражения и самореализации. Вначальной школе ученическое самоуправление организуется педагогическимколлективом, прежде всего, классными руководителями.
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправленияв школе предусматривает:
деятельность в школе совета старост, объединяющего избранныхобучающимися на классных часах в каждом классе старост класса на параллели,уровне общего образования и (или) в целом в школе;
исполнение обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль илиисполняющими ее по решению органа самоуправления в классе (контроль за порядкоми чистотой в классе, уход за комнатными растениями, обновление наглядной,новостной информации в классе и т.п.);
деятельность выборных органов ученического самоуправления,отвечающих за разные направления работы класса;
создание ученического актива, совета обучающихся школы,инициирующего проведение значимых для обучающихся, школы событий, дел(соревнований, конкурсов, фестивалей, выставок и т.п.), участвующих в ихорганизации и проведении;
деятельность творческих советов, образуемых для проведения тех илииных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
участие обучающихся в анализе результатов воспитательнойдеятельности в школе с учетом их возраста, в принятии решений в системепоощрений в классе, школе.
2.2.9.Профилактика и безопасность
Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов междуобучающимися, обучающимися и педагогами – направление деятельности в школе,целью которого является создание условий для успешного формирования и развитияличностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненныхситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательныхотношений в школе к неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактическойдеятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды вшколе предусматривает:
целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию вшколе эффективной профилактической среды обеспечения безопасностижизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
регулярное проведение исследований, мониторинга рисковбезопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение ипсихолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разнымнаправлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционной работы с обучающимся групп риска силамипедагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,конфликтологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опекии т.д.);
разработку и реализацию в школе профилактических программ,направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением,сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственноговзаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,программы профилактической направленности социальных и природных рисков,реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися, педагогами,родителями (антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде,вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные,религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения,противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая,антиэкстремистская безопасность и т.д.);
организацию превентивной работы со сценариями социальноодобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укреплениябезопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений, девиаций,организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание(путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь,творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная,благотворительная, искусство и др.);
предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность вслучаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп обучающихся(оставивших обучение, криминальной направленности, агрессивного поведения идр.);
поддержка и профилактика расширения групп детей, семейобучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки исопровождения (слабоуспевающих, социально запущенные, осужденные, социальнонеадаптированные дети-мигранты и т.д.).
Школа взаимодействует с другими образовательными организациями,организациями культуры и спорта, общественными объединениями, традиционнымирелигиозными организациями народов России (православие, ислам, буддизм,иудаизм), разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценностии традиции уклада школы.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерствашколы предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе всоответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятийв рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательнойработы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники,торжественные мероприятия и т.п.);
участие представителей организаций-партнеров в проведенииотдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующейтематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков,занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности присоблюдении требований законодательства Российской Федерации;
открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические,родительские, совместные), на которые приглашаются представителиорганизаций-партнеров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиесяжизни школы, муниципального образования, региона, страны;
социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемыеобучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированныена воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивноевоздействие на социальное окружение.
2.2.11.Профориентация (в основной и старшей школе)
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся понаправлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностикуи консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных пробобучающихся.
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работышколы предусматривает:
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решениекейсов, расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах выбора профессий,особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности;
циклы профориентационных часов, направленных на подготовкуобучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессиональногобудущего;
экскурсии (онлайн) на предприятия города, дающие начальныепредставления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей ворганизациях профессионального, высшего образования (онлайн);
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,посвященных выбору профессий, прохождение профориентационногоонлайн-тестирования, онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениямпрофессионального образования;
участиев работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет:просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах,посещение открытых уроков («Проектория»);
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов повыбору, включенных в обязательную часть образовательной программы или в рамкахдополнительного образования.
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1. Общиетребования к условиям реализации Программы
Программа воспитания реализуется посредством формированиясоциокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий созданияуклада, отражающего готовность всех участников образовательного процессаруководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценныедля нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Уклад школы направлен на сохранение преемственности принциповвоспитания на всех уровнях общего образования:
обеспечение личностно развивающей предметно-пространственнойсреды, в том числе современное материально-техническое обеспечение,методические материалы и средства обучения;
наличие профессиональных кадров и готовность педагогическогоколлектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
взаимодействие с родителями (законными представителями) повопросам воспитания;
учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которыхреализуется Программа (возрастных, физических, психологических, национальных ипр.).
3.2. Особенностиорганизации воспитательной деятельности
Организация воспитательной деятельности опирается на школьныйуклад, сложившийся на основе согласия всех участников образовательных отношенийотносительно содержания, средств, традиций, особенностей воспитательнойдеятельности, выражающий самобытный облик школы, ее «лицо» и репутацию вокружающем социуме, образовательном пространстве.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания, определяет принципыи традиции воспитания, нравственную культуру взаимоотношений, поведенияучастников воспитательного процесса, взрослых и детских сообществ, в том числеза пределами школы, в сетевой среде, характеристики воспитывающей среды в школев целом и локальных воспитывающих сред, воспитывающих деятельностей и практик.
Основные характеристики уклада школы
В 1898 году в Долботово была открыта церковная школа грамоты. Вдоме частного лица с 32 мальчиками и 1 девочкой вел занятия священник В.Корицкий. Земская школа не открывалась, так как имелась в соседнем селеСавостьяны. В советский период ее сделали начальной. В 1956 году для школы былопостроено новое здание, куплена мебель в Трубчевске. Там обучались также и детииз Храповки. С 1968 года школа стала восьмилеткой; директорствовал в ней в В.М.Дашко, под руководством которого работали 15 учителей. С сентября 1970 годаоткрыто типовое трехэтажное здание на 536 мест, 20 комнат.
МБОУ – Долботовская СОШ осуществляетсвою деятельность на основании:
Лицензии: серия 32А05 № 0000255 от «8» сентября 2016 г. , выданоМинистерством образования и науки Брянской области, срок действия до 14.03.2025 г.;
Свидетельства о внесении в государственный реестр юридических лицо постановке на учет в налоговом органе. ОГРН 1023200915880 , ИНН/КПП 3223004371/322301001
Устава муниципального общеобразовательного учреждения — Долботовскаясредняя общеобразовательная школа. Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение — Долботовская средняя общеобразовательная школа создано всоответствии с Гражданским кодексом РоссийскойФедерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации» на основании Постановления администрации Погарскогорайона Брянской области от 14.11.2011 №485 «Об изменении типа муниципальныхобразовательных учреждений Погарского района» с целью реализации основныхобщеобразовательных программ.
Уставе имеются нормы регламентирующие: — организациюобразовательного процесса; — реализуемые образовательные программы; — основныехарактеристики образовательного процесса, их соответствие обязательнымтребованиям. В дополнение к Уставу имеются образовательные программы и акты
Устав школы соответствует всем требованиям действующегозаконодательства. Регистрационные документы имеются в полном объеме.
Локальные акты школы представлены в виде приказов, положений,инструкций и других документов, регламентирующих деятельность школы.
3.3. Анализвоспитательного процесса и результатов воспитания
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитанияосуществляется в соответствии с планируемыми результатами воспитания,личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основногообщего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе являетсяежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем ипоследующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса и результатоввоспитания включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений
приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует наизучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, такихкак сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание иразнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимисяи родителями (законными представителями);
развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует наиспользование результатов анализа для совершенствования воспитательнойдеятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задачвоспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подборавидов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами,социальными партнерами);
распределенная ответственность за результаты личностного развитияобучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся– это результат как организованного социального воспитания (в котором школаучаствует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийнойсоциализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителемдиректора по воспитательной работе (советника директора по воспитательнойработе при наличии)
с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классныхруководителей или педагогическом совете. Способом получения информации орезультатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся являетсяпедагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачиваетсяна вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихсяудалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить неудалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоитработать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся ивзрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностноразвивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе(совместно с советником директора по воспитательной работе при наличии),классными руководителями с привлечением актива родителей (законныхпредставителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами полученияинформации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся ипедагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и ихродителями (законными представителями), педагогическими работниками,представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседанииметодических объединений классных руководителей или педагогическом совете.Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
деятельности классных руководителей и их классов;
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
создания и поддержки воспитывающей предметно-пространственнойсреды;
взаимодействия с родительским сообществом;
результатов участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях;
внешкольных мероприятий;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, надрешением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итогисамоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора повоспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работапри наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаютсяпедагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в школе.
3.4. Кадровоеобеспечение воспитательного процесса
Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
Сведенияо педагогических работниках МБОУ-Долботовская СОШ
№ № п/п |
ФИО учителя |
Специальность по диплому, квалификация |
Преподаваемый предмет |
Профессиональная переподготовка |
1 |
Холюкова Марина Геннадьевна |
Квалификация: учитель начальных классов; Специальность: «Педагогика и методика начального образования» |
Начальные классы |
|
2 |
Аверина Надежда Васильевна |
Квалификация: учитель начальных классов; Специальность: «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы»
|
Начальные классы |
|
3 |
Козлова Светлана Андреевна |
Специальность: «Русский язык и литература»; квалификация: учитель русского языка и литературы |
Русский язык и литература, музыка, искусство |
|
4 |
Коростелева Галина Владимировна |
Квалификация: учитель истории и социально-политических дисциплин; Специальность: «История» |
История, обществознание |
|
5 |
Лобановская Валентина Анатольевна |
Квалификация: учитель физики, математики; Специальность: «Физика, математика». |
Физика, математика, астрономия, ОБЖ |
|
6 |
Прокопенко Мария Ивановна |
Квалификация: учитель русского языка и литературы средней школы; Специальность: русский язык и литература
|
Русский язык и литература |
|
7 |
Ашитко Надежда Ивановна |
Квалификация: учитель немецкого и английского языков средней школы; Специальность: немецкий и английский языки. |
Немецкий язык |
|
8 |
Хохлова Татьяна Михайловна |
Квалификация: учитель географии; Специальность: «География» |
Начальные классы |
01.08 2016г по 17.01.2017 г. прошла профессиональную переподготовку по программе «Педагогика. Методика начального образования: технологии реализации ФГОС НОО» |
9 |
Ковалев Алексей Васильевич |
Специальность: «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы»; Квалификация: учитель начальных классов. |
Технология, география |
С 01.08.2016 по 17.01.2017г.прошел профессиональную переподготовку по программе «Педагогика. Методика преподавания технологии». С 1 сентября 2016г по 17 февраля 2017 г. прошел профессиональную переподготовку по программе «Педагогика. Методика преподавания географии». |
10 |
Жукова Лидия Васильевна |
Квалификация: учитель начальных классов и ИЗО; Специальность: «Педагогика и методика начального образования» |
Начальные классы |
|
111 |
Ашитко Елена Владимировна |
Квалификация: учитель русского языка и литературы; Специальность: «Русский язык и литература» |
Русский язык и литература |
|
1 12 |
Лазаренко Елена Петровна |
Специальность: биология, химия Квалификация: учитель химии и биологии |
Биология, ОБЖ |
|
1 13 |
Сорокина Раиса Александровна |
Специальность: математика; Квалификация: учитель математики средней школы
|
Математика, ИЗО,информатика и ИКТ; ОДНКНР |
|
3.5.Нормативно-методическое обеспечение
Нормативно-методическое обеспечение воспитательной деятельности.
http://pgr-dlb.sch.b-edu.ru/Сведения-об-образовательной-организ/Документы/
3.6.Требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностныхрезультатов в работе с особыми категориями детей
На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющихстроится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающаясреда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формыжизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечиваетвозможность демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей исмыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися,родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослаяобщности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы,взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместнойдеятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, вдетско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков,формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждогообучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебнойработы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной икультурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность егоучастия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт,развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗс окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьямсо стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальныхособенностей каждого обучающегося с ОВЗ;
активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения квоспитанию обучающихся с ОВЗ;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся сОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их педагогической,психологической, медико-социальной компетентности;
индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
3.7. Система поощрения социальной успешности и проявлений активнойжизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции исоциальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию уобучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешностиобучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихсяо награждении, проведение награждений в присутствии значительного числаобучающихся);
соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы,качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующейв укладе школы;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулировании частоты награждений (недопущение избыточности впоощрениях –недостаточно длительные периоды ожидания, чрезмерно большие группыпоощряемых и т.п.);
сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использованиеи индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать какиндивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолеватьмежличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и неполучившими ее);
привлечении к участию в системе поощрений на всех стадияхродителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительскогосообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученическогосамоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наградпозволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихсяи социальной успешности и групповые портфолио, рейтинги, благотворительнаяподдержка.
Ведение портфолио – деятельность обучающих при ее организации ирегулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законнымипредставителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих исимволизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признанияличностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидуального портфолио возможноведение портфолио класса.
Рейтинг – размещение обучающихся или групп в последовательности,определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся(классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школевоспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различныхформ совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальнойподдержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и ихдеятельности.
Использование рейтингов, их форма, публичность и др., а такжепривлечение благотворителей (в том числе из родительского сообщества), ихстатус, акции, деятельность должны соответствовать укладу школы, цели, задачам,традициям воспитания, согласовываться с представителями родительскогосообщества во избежание деструктивного воздействия на воспитывающую среду,взаимоотношения в школе.