МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЫБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического И.о.директораМБОУ «Зыбинская СШ»
совета МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорского района РеспубликиКрым
___________Запорожченко Т.И.
протокол № __ от «__»_______20г приказ от «___»________20 г №___
СОГЛАСОВАНА
на заседании Управляющего совета
МБОУ «Зыбинская СШ»
Белогорского района Республики Крым
протокол № __ от «__»_______20г
Рабочая
программа воспитания
основного общего образования
МБОУ «Зыбинская СШ»
Белогорского района
Республики Крым
срок реализации 5 лет
с. Зыбины
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программавоспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Зыбинская средняяшкола» Белогорского района Республики Крым (далее — Программа) разработана всоответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию. с Федеральными государственнымиобразовательными стандартами (далее — ФГОС) начального общего образования, приказом«О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательныестандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»(Минпросвещения России, 2020, №172).
Нормативно-правовойбазой для разработки Программы являются следующие документы:
— Федеральный законот 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в РоссийскойФедерации;
— Конвенция о правахребенка;
— «Стратегияразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
— Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в РоссийскойФедерации Десятилетия детства»
— Примерная программа « Крым в сердце моем» Министерство образованиянауки и молодежи республики Крым ГБОУ ДПО РК КРИППО. Симферополь, 2020 год.;
— Концепция развития системы патриотического воспитания и гражданскогообразования в Республики Крым на 2014-2018 года (Указ Главы Республики Крым от«18» декабря 2014 года № 522-У).
Рабочая программавоспитания является обязательной частью Основной образовательной программы начальногообщего образования МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорского района Республики Крым.
Программа направленана решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир иналаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания находится личностное развитиеобучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развитияКрыма, России и мира. Одним из результатов реализации программы станетприобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам инормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечитьдостижение учащимися личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование уобучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся ксаморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки исоциально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимойдеятельности. Программа воспитания показывает, каким образом педагоги могутреализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Программа воспитания МБОУ «Зыбинская СШ»включает четыре основных раздела:
1. Раздел «Особенностиорганизуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описанаспецифика деятельности школы в сфере воспитания: информация о спецификерасположения школы, особенностях ее социального окружения, источникахположительного или отрицательного влияния на обучающихся , оригинальныхвоспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традицияхвоспитания.
2. Раздел «Цельи задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностейформулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать длядостижения цели.
3. Раздел «Виды, формы и содержаниедеятельности», в котором школа показывает, каким образом будетосуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данныйраздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый изкоторых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания иоответствует одному из направлений воспитательной работы школы.
Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство»,«Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями»«Детское самоуправление» «Профориентация»
Вариативные модули:«Ключевые общешкольные дела», «Конкурные программы и проекты», «Детскиеобщественные объединения», «Точка Роста».
Деятельностьпедагогических МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорского района Республики Крым врамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения Основнойобразовательной программы начального образования.
4. Раздел «Основныенаправления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, какимобразом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательнойработы.
К Программевоспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
Программавоспитания не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает недокумент, а педагогический работник — своими действиями, словами, отношениями.Программа позволяет педагогическим работникам МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорскогорайона Республики Крым скоординировать свои усилия, направленные навоспитание школьников подросткового возраста.
1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,
ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
МБОУ «Зыбинская СШ» находится на территории Белогорского района,который имеет богатейшее историко-культурное наследие. На его территории сохранилисьпамятники цивилизаций разных времен. Белогорск и Белогорский район являетсягеополитическим перекрестком эпох и народов, одним из уникальных полиэтническихрегионов России. Территория Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. /Составнаселения Крыма в настоящее время насчитывает представителей более 130национальностей и нескольких десятков конфессий. Крым является ярким примероммноговекового мирного добрососедства разных народов и вероисповеданий.
Социально-экономические изменения в жизни России, в целом, и Республики Крым, в частности, требуют от современной молодежи умения гибкореагировать на смену условий жизни, адаптироваться к насущным социальным ипрофессиональным требованиям, жить в многонациональном и поликультурном мире.Повышение роли личности во всех сферах общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчивости личности в окружающем мире.
Исходя из выше сказанного, традиционными приоритетными направлениями в сферевоспитания детей в МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорского района Республики Крымявляется воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы иформирование любви к родному краю как основополагающего элемента воспитанияпатриота страны; воспитание доброжелательного, бережного отношения к народам,населяющим Крымский полуостров, формирование у детей и молодежи готовности косознанной жизни в духе взаимопонимания мира, согласия между всеми народами,этническими национальностями, религиозными группами; воспитание жизнестойкостикак черты характера, противостоящей любому негативному влиянию и позитивновоспринимающей мир и свое место в нем.
Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в которомнепосредственно участвуют педагоги школы, школьники и их родители и социум.
Процесс воспитания в МБОУ «Зыбинская СШ» основывается наследующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
— неукоснительноесоблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальностиинформации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении вобразовательной организации;
— ориентирна создание в образовательной организации психологически комфортной среды длякаждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивноевзаимодействие школьников и педагогов;
— реализацияпроцесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослыхобщностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательнымисобытиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг кдругу;
— организацияосновных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы ивзрослых, и детей;
— системность,целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основныетрадиции воспитания в МБОУ «Зыбинскаяя СШ» Белогорского района Республики Крым:
— ключевыеобщешкольные дела, через которыеосуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
— важной чертойкаждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания другихсовместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ ихрезультатов;
— в школе создаютсятакие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивает-ся и его рольв совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
— в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность междуклассами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействиешкольников, а также их социальная активность;
— педагоги школыориентированы на формирование коллективов в рамках школьных клас- сов, кружков,студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных итоварищеских взаимоотношений;
— ключевой фигуройвоспитания в школе является классный руководитель, реализующий
по отношению к детямзащитную, личностно развивающую, организационную, посредни-ческую(в разрешенииконфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Педагогическийколлектив МБОУ «Зыбинска СШ» видит своих выпускников-воспитанников каквысоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые неотделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себяответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдаядуховно-культурные традиции народов России, Крыма
Наосновании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество,природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующуюцель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:
Личностноеразвитие школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношенийшкольников и прежде всего ценностных отношений:
· к семьекак главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
· к трудукак основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу егоуспешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнемдне;
· ксвоему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человеквырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками икоторую нужно оберегать;
· кприроде как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
· к мирукак главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятногомикроклимата в своей собственной семье;
· кзнаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, какрезультату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
· ккультуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человекомполноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,творческое самовыражение;
· кздоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения иоптимистичного взгляда на мир;
· кокружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправнымсоциальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные ивзаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющиеизбегать чувства одиночества;
· к самимсебе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимсяличностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Именноценности человека во многом определяют его жизненные цели, его поступки, егоповседневную жизнь. Приоритет этой цели связан с особенностями подростковоговозраста: со стремлением подростков утвердить себя как личность в системеотношений взрослого мира. Для подростков особую значимость имеет становление ихсобственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковыйвозраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношенийшкольников.
Педагогишколы планируют достижение воспитательной цели через решение следующихосновных задач:
1) реализовыватьвоспитательные возможности общешкольных ключевых дел,поддерживать традиции их коллективного планирования,организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2))реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы иреспубликанском уровне;
3)вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иныеобъединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,реализовывать их воспитательные возможности, пропагандировать региональныйкрымоведческий потенциал
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как науровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) организовывать профориентационную работу со школьниками используякрымский опыт;
7)организовать работу с семьями школьников, их родителями или законнымипредставителями, направленную на совместное решение проблем личностногоразвития детей.
8) развивать творческие способности одарённыхдетей Крыма, реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал;стимулировать талантливую молодёжь Крыма, презентовать их достижения вразличных отраслях искусства, науки и других сферах деятельности,популяризировать детское творчество; пропагандировать крымское региональноекультурное наследие;
9)поддерживатьдеятельность функционирующих на базе школы детскихобщественных объединений и организаций.
Планомернаяреализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную исобытийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способомпрофилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задачвоспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работышколы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя классное руководство, педагог организует работу сколлективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся илиих законными представителями.
Работа склассным коллективом:
1. Инициированиеи поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимойпомощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
2. Организация интересных и полезныхдля личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного емукласса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности),позволяющие с одной стороны, — вовлечь в них детей с самыми разнымипотребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а сдругой, — установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса,стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
3. Проведение классных часов: тематических(согласно плану классного руководителя, посвященных юбилейным датам, Днямвоинской славы, событию в классе, стране), способствующих расширению кругозорадетей, формированию эстетического вкуса, позволяющих лучше узнать и полюбитьсвою Родину; игровых, способствующих сплочению коллектива, поднятиюнастроения, предупреждающих стрессовые ситуации; проблемных, направленных на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющих решать спорныевопросы; организационных, связанных с подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающих,позволяющих получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здоровогообраза жизни и заботы о здоровье других людей.
Классные руководители в работе над сплочением коллектива могут использовать разнообразные формы: однодневныеи многодневные походы и экскурсии, организуемые вместе с родителями;празднования дней рождения детей, класса, включающие в себя подготовленные ученическимимикрогруппами поздравления; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающиекаждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизниколлектива.
Для повышения педагогического мастерства классные руководители принимают участие в ежегодном крымском региональном конкурсе педагогического мастерства«Лучший классный руководитель»; ежегодном крымском «Форуме классныхруководителей; в региональном конкурсе видео-уроков «Урок нравственности»; республиканском мероприятии «Фестиваль педагогических инициатив».
Индивидуальная работа с учащимися:
1. Изучениеособенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение заповедением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемыхпедагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческихотношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственнымпроблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классногоруководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.
2. Поддержкаребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживаниевзаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза идальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблематрансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую онисовместно стараются решить.
3. Индивидуальнаяработа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио,в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с класснымруководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместеанализируют свои успехи и неудачи.
4. Коррекцияповедения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законнымипредставителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себяответственность за то или иное поручение в классе.
Работа сучителями, преподающими в классе:
1. Регулярныеконсультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные наформирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросамвоспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями иучащимися.
2. Проведениемини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграциювоспитательных влияний на школьников.
3. Привлечениеучителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучшеузнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной,обстановке.
4. Привлечениеучителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий вделе обучения и воспитания детей.
Работа сродителями учащихся или их законными представителями:
— регулярное информирование родителей о школьныхуспехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
— помощь родителям школьников илиих законным представителям в регулировании отношений между ними, администрациейшколы и учителями-предметниками;
— организация родительских собраний, происходящих врежиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
— создание и организация работы родительских комитетовклассов, участвующих в управлении образовательной организацией и решениивопросов воспитания и обучения их детей;
— привлечение членов семей школьников к организации ипроведению дел класса;
— организация на базе класса семейных праздников,конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.2. «Курсывнеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьныхкурсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
— вовлечение школьников винтересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможностьсамореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себеважные для своего личностного развития социально значимые отношения, получитьопыт участия в социально значимых делах;
-формирование в кружках,секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,которые могли бы объединять детей и педагогов общимипозитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
— создание в детских объединениях традиций, задающих их членамопределенные социально значимые формы поведения;
— поддержку в детских объединениях школьников с ярковыраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержаниенакопленных социально значимых традиций;
— поощрение педагогами детских инициатив и детскогосамоуправления.
— реализациюкрымского компонента в преподавании курсов внеурочнойдеятельности и дополнительного образования: курс «Крымоведение» (авторы А.В. Супрычев, Л.В. Наумовакурс «Основы духовно—нравственной культуры народов России» (ОДКНР)
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельностипроисходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные напередачу школьникамсоциально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющиепривлечь их внимание к экономическим,политическим, экологическим, гуманитарнымпроблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение инаучную картину мира.
Художественное творчество.Курсы внеурочной деятельности, создающиеблагоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленныена раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и уменияценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре иих общеедуховно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение.Курсы внеурочной деятельности, направленные наразвитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культурыобщения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение иотстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своемукраю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности иответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающеготруда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие ихценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность.Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностейшкольников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическомутруду.
Игровая деятельность.Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного ифизического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивногообщения, умений работать в команде.
3.3. Модуль «Школьный урок»
Воспитательный потенциал урока реализуетсячерез превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организациюработы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственнымпроблемам, связанным с открытиями и изобретениями.
Реализацияшкольными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
— установлениедоверительных отношений между учителем и его учениками, способствующихпозитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению ихвнимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательнойдеятельности;
— побуждениешкольников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения состаршими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплиныи самоорганизации;
— привлечениевнимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацияих работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициированиеее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработкисвоего к ней отношения;
— использованиевоспитательныхвозможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеровответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия идобросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач длярешения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
— применениена уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые даютучащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповойработы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию сдругими детьми;
— включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержатьмотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностныхотношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во времяурока;
— организацияшефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающимиодноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества ивзаимной помощи;
— инициированиеи поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации имииндивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникамвозможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительногоотношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навыкпубличного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своейточки зрения.
Проведение в МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорского района РеспубликиКрым единых уроков в рамках Календаря образовательных событий, приуроченных кгосударственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датами событиям российской истории и культуры, а также посвященных памятным датам вистории Республики Крым:
ü урок, посвященныйДню знаний (1 сентября);
ü урок, посвященныйДню окончания Второй мировой войны (2 сентября);
ü урок, посвященныйДню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября);
ü урок, посвященныйКрымской войне 1853-1856 годов (9 сентября);
ü урок, посвященныйДню Государственного герба и Государственного флага Республики Крым (24сентября);
ü урок, посвященныйДню гражданской обороны (2 октября);
ü урок, посвященный,Международному дню учителя (5 октября);
ü Всероссийский урок«Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваляэнергосбережения #ВместеЯрче;
ü Всероссийский урокбезопасности школьников в сети «Интернет» (28-30 октября);
ü Урок памяти (Деньпамяти политических репрессий) (30 октября);
ü Торжественныемероприятия, посвященные 79-й годовщине начала героической обороны Севастополяот фашистских захватчиков(28-30 октября)
ü урок, посвященныйДню народного единства (4 ноября);
ü урок, посвященныйВсемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря);
ü урок, посвященныйДню Неизвестного Солдата (3 декабря);
ü урок, посвященныйДню Героев Отечества (9 декабря);
ü урок, посвященныйДню Конституции Российской Федерации (12 декабря);
ü урок, посвященныйДню Республики Крым (20 января);
ü урок, посвященныйДню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) (27января);
ü Урок Мужества коДню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества(14-15февраля);
ü урок, посвященныйДню защитника Отечества (23 февраля);
ü урок, посвященныйВсемирный день гражданской обороны (1 марта);
ü урок, посвященныйМеждународному женскому дню (8 марта);
ü урок, посвященныйДню Общекрымского референдума 2014 года и Дню воссоединения Крыма с Россией(16, 18 марта);
ü урок, посвященныйДню местного самоуправления (21 апреля);
ü урок, посвященныйДню пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ (30 апреля);
ü урок, посвященныйДню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (9мая).
3.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержкадетского самоуправления вшколе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Посколькуучащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельноорганизовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время можеттрансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) вдетско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школеосуществляется следующим образом
На уровне школы:
— через деятельность выборного Совета старшеклассников школы, создаваемогодля учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организациейи принятия административных решений, затрагивающих их права и законныеинтересы;
— через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведениетех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
— через деятельность выборныхпо инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющихинтересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу сработой Совета старшеклассников и классных руководителей;
— через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих заразличные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:
— через вовлечениешкольников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных ивнутриклассных дел;
через реализацию функций школьниками, отвечающими за различныенаправления работы в классе
Структура ученического самоуправления:
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
Одним из направлений школьного самоуправления является волонтёрство.Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах,деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерствопредполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носятмасштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Волонтерствопозволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение.Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться,слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом
На внешкольном уровне:
участиешкольников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятийрайонного уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами,помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия,ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);
посильнаяпомощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в районерасположения образовательной организации;
привлечениешкольников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады,детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям,учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских иразвлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи поблагоустройству территории данных учреждений;
участиешкольников в работе Крымского регионального отделения Всероссийскогообщественного движения добровольцев Волонтеры победы;
участиешкольников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощидля нуждающихся, в том числе военнослужащих в регионах стихийных бедствий,военных конфликтов, чрезвычайных происшествий.
На уровне школы:
участиешкольников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч сгостями школы;
участиешкольников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников,утренников, тематических вечеров;
— участие школьниковк работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду,благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками, уход за малымиархитектурными формами).
3.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников понаправлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещениешкольников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельностипедагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущейпрофессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемныеситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует егопрофессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд впостиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и в непрофессиональнуюсоставляющие такой деятельности:
— циклы профориентационных часов общения «Мир профессий», «Выборжизненного пути», направленных на подготовку школьника к осознанномупланированию и реализации своего профессионального будущего;
— профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знанияшкольников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах инедостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
— посещение дней открытых дверей в средних специальных учебныхзаведениях и вузах;
— совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященныхвыбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
— участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданныхв сети интернет, посвященныхвыбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениямобразования;
— освоение школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочнойдеятельности.
— индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителейпо вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальныхособенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора имипрофессии.
— — проведение цикла Всероссийских открытыхонлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» в рамках регионального проекта «Успех каждогоребенка»;
— работа с территориальными отделениямиГосударственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятостинаселения»;
.
3.6. Модуль ««Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителямишкольников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется врамках следующих видов и форм деятельности:
На групповомуровне:
— Общешкольный родительский комитет, участвующий вуправлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
— общешкольные родительские собрания, происходящие врежиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
— педагогическое просвещение родителей по вопросамвоспитания детей, в ходе которого родители получают рекомендации классныхруководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в делевоспитания детей;
— взаимодействие с родителями посредством школьногосайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей,школьные новости;
— видео лектории по пропаганде положительного опыта семейноговоспитания;
— «Родительский всеобуч», на котором родители могли бы получать ценныерекомендации и советы от педагога-психолога, медицинского работника, социальныхработников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в делевоспитания детей;
— родительские тренинги – активные формыработы с родителями, позволяющие изменить взаимодействие родителей ссобственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным;
— пропаганда лучшихмоделей воспитания в семье через воспитательные мероприятия в классныхколлективах;
— проведение совместных с родителями и учителями праздников, участие втематических конкурсах рисунков, фотографий, «огоньков», посвященных Международному женскому дню 8 марта,концерты художественной самодеятельности, конкурсы,
— участие родителей в широкомасштабном проекте«Родительский патруль» с участием представителей родительских сообществ средиобразовательных организаций Республики Крым на лучшую организацию работы попрофилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
— участие родителей в исследовании «Образ жизни подростков в сети»,образовательных программах в области безопасности и развития детей в сети«Интернет» в рамках проведения мероприятий Всероссийского урока безопасностишкольников в сети «Интернет».
Наиндивидуальном уровне:
— обращение к специалистам по запросу родителей длярешения острых конфликтных ситуаций;
— участие родителей в педагогических консилиумах,собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением ивоспитанием конкретного ребенка;
— помощь со стороны родителей в подготовке ипроведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательнойнаправленности;
— индивидуальное консультирование c цельюкоординации воспитательных усилий педагогов и родителей.
— посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работыс родителями.в процессе которой происходит знакомство с условиями жизниученика.
— перепискас родителями — письменная форма информированияродителей об успехах их детей, извещение родителей о предстоящей совместнойдеятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания ввоспитании детей с соблюдением главного условия переписки — доброжелательноготона.
3.7. Модуль «Ключевыеобщешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционныеобщешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников икоторые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируютсясовместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами вединый коллектив.
Механизмами усиления воспитательного потенциалавыступают ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях.
На внешкольном уровне:
1.Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые иреализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные напреобразование окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативеи при непосредственном участии школы, с 9 мая 2016 года шествие жителей с. Зыбиныс портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно);
-акция «Свеча памяти» (зажжение свечей у Обелиска погибшим односельчанамв День освобождения Белогорского района от немецко-фашистских захватчиков, 22июня);
— акция «Белый цветок» (благотворительнаяакция помощи нуждающимся);
— акция «Чистый берег» (экологический проект по уборке мусора вдольреки Бью-Карасу);
— акция «Солдатские могилы»;
— акция «Поздравляем!» (Поздравление ветерановтруда школы)
2.Открытыедискуссионные площадки
— общешкольные родительские собрания,которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
3. Неделяправовых знаний в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися проводитсявстреча родителей и обучающихся с участковым инспектором села, работником службы ЦССМД Зыбинского С.С.)
4. Проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания(баскетбольный турнир памяти В.И. Лагутина, волейбольный турнир памяти В.ИЧернавского)«День Бега», «Зарница», праздники «Масленица», представления, которые открываютвозможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельнуюзаботу об окружающих.
5. Концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальнымивыступлениями школьников на День пожилого человека, День защиты ребенка, наМасленицу, 8 Марта, 9 Мая, Новый год, День Единства, День села.
На школьном уровне:
1.Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные созначимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют всеклассы школы:
-ДеньУчителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленнаяобучающимися).
— Деньсамоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс,проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8Марта, День защитника Отечества; Смотр строя и песни, Конкурс солдатской песни,КВН, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» , Деньтолерантности;
-ежедневная общешкольная утренняя зарядка.
2. Торжественные ритуалыпосвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования,символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
— «Посвящение в первоклассники»;
— «Первый звонок»;
— «Последнийзвонок»
_ «Выпускнойвечер»
3.Церемонии награждения(по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы,защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад вразвитие школы:
-еженедельные общешкольные линейки (попонедельникам) с вручением грамот и благодарностей;
-награждение на торжественной линейке«Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотамиобучающихся за активное участие в жизни школы.
На уровнеклассов:
1.Выбор иделегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевыхдел;
2.Участие школьных классов в реализации общешкольныхключевых дел;
3.Проведение в рамках классаитогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителейклассов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
1.Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в однойиз возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмыи оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
2.Индивидуальнаяпомощь ребенку (принеобходимости) в освоении навыков подготовки,проведения и анализа ключевых дел;
3.Наблюдение за поведением ребенка в ситуацияхподготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями сосверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другимивзрослыми;
4.При необходимости коррекция поведенияребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу сдругими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, черезпредложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тотили иной фрагмент общей работы.
Модуль 3.8. «Конкурные программы ипроекты»
В Республике Крым с целью поиска,выявления, развития и поддержки одарённых детей Крыма, реализации ихтворческого и интеллектуального потенциала, стимулирования талантливоймолодёжи, презентации достижений в различных отраслях искусства, науки и другихсферах деятельности, популяризации детского и юношеского творчества, пропагандырегионального культурного наследия проводится более 300 конкурсов, фестивалей,олимпиад, соревнований и иных мероприятий, направленных на гражданское,патриотическое, духовно-нравственное, физическое, трудовое, экологическоевоспитание, приобщение детей к культурному наследию.
Традиционными для школы является участие в таких конкурсных программах,как:
республиканский открытый фестиваль-конкурс детского творчества «Крым всердце моем;
республиканский конкурс детских рисунков, плакатов «Я – противкоррупции»
республиканский конкурс детского творчества по безопасности дорожногодвижения среди воспитанников и учащихся образовательных организаций РеспубликиКрым «Дорога глазами детей»;
республиканский патриотический конкурс детского творчества «Ради жизнина земле!..» среди учащихся образовательных организаций Республики Крым;
республиканский открытый фестиваль-конкурс «Парад солистов» средиучащихся образовательных организаций Республики Крым;
Республиканский этап Всероссийского конкурса юных инспекторов движения«Безопасное колесо»;
республиканский конкурс детского творчества « «Мы – наследники Победы!»;
туристский слет обучающихся образовательных учреждений Республики Крым;
Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентскиесостязания»;
Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивныеигры»;
Всероссийский конкурс для школьников 8-10 классов «Большая перемена»
3.9.Модуль «Детскиеобщественные объединения»
Действующее на базе образовательной организации детское общественноеобъединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общностиинтересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественногообъединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ(ред. от 20.12.2017) Об общественных объединениях (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
— утверждение ипоследовательную реализацию в детском общественном объединении демократическихпроцедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетностьвыборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов ит.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданскогоповедения;
− организацию общественно полезных дел, дающихдетям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить всебе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,слушать и слышать других (такими делами могут являться: посильная помощь,оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениямисоциальной сферы и др.);
− поддержку и развитие в детскомобъединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими егочленами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении;
− участие членов детских общественных объединений вволонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социальногоокружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовыхакций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностьюобучающихся.
.
В МБОУ «Зыбинская СШ» действуют следующие детские объединения:
üотряддетско-юношескоговоенно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»;
ü отрядюных инспекторов дорожного движения.
3.10. Модуль «Точка роста»
Центробразования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»на базе МБОУ «Зыбинская СШ» создан с целью развития у обучающихсяестественно-научной, математической, информационной грамотности, формированиякритического и креативного мышления, совершенствования навыковестественно-научной и технологической направленностей.
Работацентра организуется по Программе «Точка роста».
Основныецели модуля:
Участиев реализации основных общеобразовательных программ в части предметной области«Биологии», «Химии», «Биологии» и «Технологии».
Реализацияразноуровневых дополнительных общеобразовательных программ профилей, а такжеиных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся. естественно-научной итехнологической направленностей.
Обеспечениесоздания, апробации и внедрения модели равного доступа к современнымобщеобразовательным программам естественно-научной и технологической направленностей.
Организациявнеурочной деятельности в каникулярный период, разработка соответствующих образовательныхпрограмм, в том числе для пришкольных лагерей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школевоспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям ипроводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания ипоследующего их решения.
Самоанализ осуществляетсяежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основекоторых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
— принцип гуманистическойнаправленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительноеотношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательныйпроцесс;
— принцип приоритета анализасущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение неколичественных его показателей, а качественных – таких как содержание иразнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками ипедагогами;
— принцип развивающего характераосуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование егорезультатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своейвоспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания ихсовместной с детьми деятельности;
— принцип разделеннойответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертовна понимание того, что личностное развитие школьников – это результат каксоциального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальнымиинститутами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательногопроцесса:
1. Результаты воспитания,социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которогоосуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьниковкаждого класса.
Осуществляется анализ класснымируководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе споследующим обсуждением его результатов на заседании методического объединенияклассных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации орезультатах воспитания, социализации и саморазвития школьников являетсяпедагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагоговсосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемыличностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какиепроблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чемдалее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемойв школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данныйанализ, является наличие в школе интересной,событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельностидетей и взрослых.
Осуществляется анализзаместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями,Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации осостоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могутбыть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученическогосамоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результатыобсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей илипедагогическом совете школы.
Внимание при этомсосредотачивается на вопросах, связанных с
— качеством проводимых общешкольныхключевых дел;
— качеством совместнойдеятельности классных руководителей и их классов;
— качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
— качеством реализации личностноразвивающего потенциала школьных уроков;
— качеством существующего вшколе ученическогосамоуправления;
— качествомпрофориентационнойработы школы;
— качеством взаимодействия школыи семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работыявляется перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работатьпедагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческихрешений.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)