X-PDF

Программа воспитательной работы 5-9 класс

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗЫБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

 

ПРИНЯТА                                                                        УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического                                           И.о.директораМБОУ «Зыбинская СШ» 

совета МБОУ «Зыбинская СШ»                                  Белогорского района РеспубликиКрым                                                                                                     

                                                                                                         ___________Запорожченко Т.И.

протокол № __  от «__»_______20г                       приказ от «___»________20 г №___

 

СОГЛАСОВАНА

на заседании Управляющего совета

МБОУ «Зыбинская СШ»

Белогорского района Республики Крым

протокол № __  от «__»_______20г                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая

программа воспитания

основного общего образования

МБОУ «Зыбинская СШ»

Белогорского района

 Республики Крым

срок реализации 5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Зыбины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  Рабочая программавоспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Зыбинская средняяшкола»  Белогорского района Республики  Крым  (далее — Программа) разработана всоответствии с методическими рекомендациями «Примерной  программы  воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию.  с Федеральными государственнымиобразовательными стандартами (далее — ФГОС)  начального общего образования, приказом«О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательныестандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»(Минпросвещения России, 2020, №172).

  Нормативно-правовойбазой для разработки Программы являются следующие документы:

—  Федеральный законот 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в РоссийскойФедерации;

—  Конвенция о правахребенка;

—  «Стратегияразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»(Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);

—  Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в РоссийскойФедерации Десятилетия детства»

— Примерная программа « Крым в сердце моем»  Министерство образованиянауки и молодежи республики Крым ГБОУ ДПО РК КРИППО. Симферополь, 2020 год.;

—  Концепция развития системы патриотического воспитания и гражданскогообразования в Республики Крым на 2014-2018 года (Указ Главы Республики Крым от«18» декабря 2014 года № 522-У).

    Рабочая программавоспитания является обязательной частью Основной образовательной программы начальногообщего образования МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорского района  Республики Крым.

Программа направленана решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир иналаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания находится личностное развитиеобучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развитияКрыма, России и мира. Одним из результатов реализации программы станетприобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам инормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечитьдостижение учащимися личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование уобучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся ксаморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки исоциально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимойдеятельности. Программа воспитания показывает, каким образом педагоги могутреализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

Программа воспитания МБОУ «Зыбинская СШ»включает четыре основных раздела:

1. Раздел «Особенностиорганизуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описанаспецифика деятельности школы в сфере воспитания: информация о спецификерасположения школы, особенностях ее социального окружения, источникахположительного или отрицательного влияния на обучающихся , оригинальныхвоспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традицияхвоспитания.

2. Раздел «Цельи задачи воспитания», где на основе базовых общественных ценностейформулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать длядостижения цели.

3. Раздел «Виды, формы и содержаниедеятельности», в котором школа показывает, каким образом будетосуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания.    Данныйраздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый изкоторых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания иоответствует одному из направлений воспитательной работы школы.

Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство»,«Школьный урок»,  «Курсы внеурочной деятельности»,  «Работа с родителями»«Детское самоуправление» «Профориентация»

Вариативные модули:«Ключевые общешкольные дела»,  «Конкурные программы и проекты», «Детскиеобщественные объединения», «Точка Роста».

Деятельностьпедагогических МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорского района  Республики Крым  врамках комплекса модулей направлена на достижение результатов освоения Основнойобразовательной программы начального образования.

4. Раздел «Основныенаправления самоанализа воспитательной работы», в котором показано, какимобразом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательнойработы.

К Программевоспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.

  Программавоспитания не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает недокумент, а педагогический работник — своими действиями, словами, отношениями.Программа позволяет педагогическим работникам МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорскогорайона  Республики Крым   скоординировать свои усилия, направленные навоспитание школьников подросткового возраста.

 

1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,

ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

 

МБОУ «Зыбинская СШ» находится на территории Белогорского района,который имеет богатейшее историко-культурное наследие. На его территории сохранилисьпамятники цивилизаций разных времен. Белогорск и Белогорский район являетсягеополитическим перекрестком эпох и народов, одним из уникальных полиэтническихрегионов России. Территория Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. /Составнаселения Крыма в настоящее время насчитывает представителей более 130национальностей и нескольких десятков конфессий. Крым является ярким примероммноговекового мирного добрососедства разных народов и вероисповеданий.

Социально-экономические изменения в жизни России, в целом, и Республики Крым, в частности, требуют от современной молодежи умения гибкореагировать на смену условий жизни, адаптироваться к  насущным социальным ипрофессиональным требованиям, жить в многонациональном  и поликультурном мире.Повышение роли личности во всех сферах общественной жизни актуализирует проблему воспитания   устойчивости личности в окружающем  мире.

Исходя из выше сказанного, традиционными приоритетными направлениями в сферевоспитания детей в МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорского района Республики Крымявляется воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы иформирование любви к родному краю как основополагающего элемента воспитанияпатриота страны; воспитание доброжелательного, бережного отношения к народам,населяющим Крымский полуостров, формирование у детей и молодежи готовности косознанной жизни в духе взаимопонимания мира, согласия между всеми народами,этническими национальностями, религиозными группами; воспитание жизнестойкостикак черты характера, противостоящей любому негативному влиянию и позитивновоспринимающей мир и свое место в нем.

Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в которомнепосредственно участвуют педагоги школы, школьники и их родители и социум. 

                 

Процесс воспитания в МБОУ «Зыбинская СШ»  основывается наследующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

— неукоснительноесоблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальностиинформации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении вобразовательной организации;

— ориентирна создание в образовательной организации психологически комфортной среды длякаждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивноевзаимодействие школьников и педагогов;

— реализацияпроцесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослыхобщностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательнымисобытиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг кдругу;

— организацияосновных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы ивзрослых, и детей;

— системность,целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основныетрадиции  воспитания в МБОУ «Зыбинскаяя СШ» Белогорского района Республики Крым:

— ключевыеобщешкольные дела, через которыеосуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

— важной чертойкаждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания другихсовместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка,коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ ихрезультатов;

— в школе создаютсятакие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивает-ся и его рольв совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

— в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность междуклассами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействиешкольников, а также их социальная активность;

— педагоги школыориентированы на формирование коллективов в рамках школьных клас- сов, кружков,студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных итоварищеских взаимоотношений;

— ключевой фигуройвоспитания в школе является классный руководитель, реализующий

по отношению к детямзащитную, личностно развивающую, организационную, посредни-ческую(в разрешенииконфликтов) функции.

 

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

   Педагогическийколлектив МБОУ «Зыбинска  СШ» видит своих выпускников-воспитанников каквысоконравственных, творческих, компетентных граждан России, которые неотделяют судьбу Отечества от своих личных судеб, способных взять на себяответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдаядуховно-культурные традиции народов России, Крыма

Наосновании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд, Отечество,природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила следующуюцель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:

Личностноеразвитие школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношенийшкольников и прежде всего ценностных отношений:

· к семьекак главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

· к трудукак основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу егоуспешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнемдне;

· ксвоему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человеквырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками икоторую нужно оберегать;

· кприроде как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

· к мирукак главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятногомикроклимата в своей собственной семье;

· кзнаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, какрезультату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

· ккультуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человекомполноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,творческое самовыражение;

· кздоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения иоптимистичного взгляда на мир;

· кокружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправнымсоциальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные ивзаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющиеизбегать чувства одиночества;

· к самимсебе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимсяличностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Именноценности человека во многом определяют его жизненные цели, его поступки, егоповседневную жизнь. Приоритет этой цели связан с особенностями подростковоговозраста: со стремлением подростков утвердить себя как личность в системеотношений взрослого мира. Для подростков особую значимость имеет становление ихсобственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковыйвозраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношенийшкольников.

Педагогишколы планируют достижение воспитательной цели через решение   следующихосновных задач:

1) реализовыватьвоспитательные возможности общешкольных ключевых дел,поддерживать традиции их коллективного планирования,организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

2))реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы иреспубликанском уровне;

3)вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иныеобъединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,реализовывать их воспитательные возможности, пропагандировать региональныйкрымоведческий потенциал

4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как науровне школы, так и на уровне классных сообществ;

6) организовывать профориентационную работу со школьниками используякрымский опыт;

7)организовать работу с семьями школьников, их родителями или законнымипредставителями, направленную на совместное решение проблем личностногоразвития детей.

8) развивать творческие способности одарённыхдетей Крыма, реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал;стимулировать талантливую молодёжь Крыма, презентовать их достижения вразличных отраслях искусства, науки и других сферах деятельности,популяризировать детское творчество; пропагандировать крымское региональноекультурное наследие;

9)поддерживатьдеятельность функционирующих на базе школы детскихобщественных объединений и организаций.

 

Планомернаяреализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную исобытийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способомпрофилактики антисоциального поведения школьников.

 

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Практическая реализация цели и задачвоспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работышколы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

 

3.1. Модуль «Классное руководство»

 

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу сколлективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся илиих законными представителями.

 

Работа склассным коллективом:

  1. Инициированиеи поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимойпомощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

2. Организация интересных и полезныхдля личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного емукласса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности),позволяющие с одной стороны, — вовлечь в них детей с самыми разнымипотребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а сдругой, — установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса,стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

3.    Проведение классных часов: тематических(согласно плану классного руководителя, посвященных юбилейным датам, Днямвоинской славы, событию в классе, стране), способствующих расширению кругозорадетей, формированию эстетического вкуса,  позволяющих лучше узнать и полюбитьсвою Родину; игровых, способствующих сплочению коллектива, поднятиюнастроения, предупреждающих стрессовые ситуации; проблемных, направленных на устранение конфликтных ситуаций в классе, Школе, позволяющих решать спорныевопросы; организационных, связанных с подготовкой класса к общему делу; здоровьесберегающих,позволяющих получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здоровогообраза жизни и заботы о здоровье других людей.

 

Классные руководители в работе над сплочением коллектива могут  использовать разнообразные формы: однодневныеи многодневные походы и экскурсии, организуемые вместе с родителями;празднования дней рождения детей, класса, включающие в себя подготовленные ученическимимикрогруппами поздравления; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера,  дающиекаждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизниколлектива. 

 

 Для повышения педагогического мастерства классные руководители принимают  участие в ежегодном крымском региональном конкурсе педагогического мастерства«Лучший классный руководитель»; ежегодном  крымском «Форуме классныхруководителей; в  региональном конкурсе видео-уроков «Урок нравственности»; республиканском мероприятии «Фестиваль педагогических инициатив».

 

Индивидуальная работа с учащимися:

 

1.      Изучениеособенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение заповедением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемыхпедагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческихотношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственнымпроблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классногоруководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями.

2.    Поддержкаребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживаниевзаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза идальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблематрансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую онисовместно стараются решить.

3.     Индивидуальнаяработа с обучающимися  класса, направленная на заполнение ими личных портфолио,в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с класснымруководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместеанализируют свои успехи и неудачи.

4.     Коррекцияповедения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законнымипредставителями, с другими учащимися класса; через предложение взять на себяответственность за то или иное поручение в классе.

Работа сучителями, преподающими в классе:

1.          Регулярныеконсультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные наформирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросамвоспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями иучащимися.

2.    Проведениемини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграциювоспитательных влияний на школьников.

3.    Привлечениеучителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучшеузнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной,обстановке.

4.    Привлечениеучителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий вделе обучения и воспитания детей.

Работа сродителями учащихся или их законными представителями:

— регулярное информирование родителей о школьныхуспехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

— помощь родителям школьников илиих законным представителям в регулировании отношений между ними, администрациейшколы и учителями-предметниками;

— организация родительских собраний, происходящих врежиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

— создание и организация работы родительских комитетовклассов, участвующих в управлении образовательной организацией и решениивопросов воспитания и обучения их детей;

— привлечение членов семей школьников к организации ипроведению дел класса;

— организация на базе класса семейных праздников,конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

 

Модуль 3.2. «Курсывнеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьныхкурсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

— вовлечение школьников винтересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможностьсамореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себеважные для своего личностного развития социально значимые отношения, получитьопыт участия в социально значимых делах;

-формирование в кружках,секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,которые могли бы объединять детей и педагогов общимипозитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

создание в детских объединениях традиций, задающих их членамопределенные социально значимые формы поведения;

— поддержку в детских объединениях школьников с ярковыраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержаниенакопленных социально значимых традиций;

— поощрение педагогами детских инициатив и детскогосамоуправления.

 — реализациюкрымского компонента в преподавании курсов внеурочнойдеятельности и дополнительного образования: курс «Крымоведение» (авторы А.В. Супрычев, Л.В. Наумовакурс «Основы духовнонравственной культуры народов России» (ОДКНР)

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельностипроисходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные напередачу школьникамсоциально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющиепривлечь их внимание к экономическим,политическим, экологическим, гуманитарнымпроблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение инаучную картину мира.

Художественное творчество.Курсы внеурочной деятельности, создающиеблагоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленныена раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и уменияценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре иих общеедуховно-нравственное развитие.

Проблемно-ценностное общение.Курсы внеурочной деятельности, направленные наразвитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культурыобщения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение иотстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своемукраю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности иответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающеготруда.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие ихценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

Трудовая деятельность.Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностейшкольников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическомутруду.

Игровая деятельность.Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного ифизического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивногообщения, умений работать в команде.

 

 

3.3.               Модуль  «Школьный урок»

Воспитательный потенциал урока реализуетсячерез превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организациюработы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственнымпроблемам, связанным с открытиями и изобретениями.

Реализацияшкольными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

— установлениедоверительных отношений между учителем и его учениками, способствующихпозитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению ихвнимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательнойдеятельности;

— побуждениешкольников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения состаршими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплиныи самоорганизации;

— привлечениевнимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацияих работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициированиеее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработкисвоего к ней отношения;

— использованиевоспитательныхвозможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеровответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия идобросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач длярешения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

— применениена уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые даютучащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповойработы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию сдругими детьми; 

— включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержатьмотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностныхотношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во времяурока;  

— организацияшефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающимиодноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества ивзаимной помощи;

— инициированиеи поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации имииндивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает  школьникамвозможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительногоотношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навыкпубличного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своейточки зрения.

   Проведение в МБОУ «Зыбинская СШ» Белогорского района  РеспубликиКрым единых уроков в рамках Календаря образовательных событий, приуроченных кгосударственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датами событиям российской истории и культуры, а также посвященных памятным датам вистории Республики Крым:

ü  урок, посвященныйДню знаний (1 сентября);

ü  урок, посвященныйДню окончания Второй мировой войны (2 сентября);

ü  урок, посвященныйДню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября);

ü  урок, посвященныйКрымской войне 1853-1856 годов (9 сентября);

ü  урок, посвященныйДню Государственного герба и Государственного флага Республики Крым (24сентября);

ü  урок, посвященныйДню гражданской обороны (2 октября);

ü  урок, посвященный,Международному дню учителя (5 октября);

ü  Всероссийский урок«Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваляэнергосбережения #ВместеЯрче;

ü  Всероссийский урокбезопасности школьников в сети «Интернет» (28-30 октября);

ü  Урок памяти (Деньпамяти политических репрессий) (30 октября);

ü  Торжественныемероприятия, посвященные 79-й годовщине начала героической обороны Севастополяот фашистских захватчиков(28-30 октября)

ü  урок, посвященныйДню народного единства (4 ноября);

ü  урок, посвященныйВсемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря);

ü  урок, посвященныйДню Неизвестного Солдата (3 декабря);

ü  урок, посвященныйДню Героев Отечества (9 декабря);

ü  урок, посвященныйДню Конституции Российской Федерации (12 декабря);

ü  урок, посвященныйДню Республики Крым (20 января);

ü  урок, посвященныйДню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) (27января);

ü  Урок Мужества коДню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества(14-15февраля);

ü  урок, посвященныйДню защитника Отечества (23 февраля);

ü  урок, посвященныйВсемирный день гражданской обороны (1 марта);

ü  урок, посвященныйМеждународному женскому дню (8 марта);

ü  урок, посвященныйДню Общекрымского референдума 2014 года и Дню воссоединения Крыма с Россией(16, 18 марта);

ü  урок, посвященныйДню местного самоуправления (21 апреля);

ü  урок, посвященныйДню пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ (30 апреля);

ü  урок, посвященныйДню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (9мая).

 

3.4. Модуль «Самоуправление»

 

Поддержкадетского самоуправления вшколе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность,ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам –предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Посколькуучащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельноорганизовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время можеттрансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) вдетско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школеосуществляется следующим образом

На уровне школы:

— через деятельность выборного Совета старшеклассников  школы, создаваемогодля учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организациейи принятия административных решений, затрагивающих их права и законныеинтересы;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1190

— через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведениетех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;

На уровне классов:

— через деятельность выборныхпо инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( старост), представляющихинтересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу сработой Совета  старшеклассников  и классных руководителей;

—  через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих заразличные направления работы класса;

На индивидуальном уровне:

— через вовлечениешкольников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных ивнутриклассных дел;

через реализацию функций школьниками, отвечающими за различныенаправления работы в классе

Структура ученического самоуправления:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Одним из направлений школьного самоуправления является волонтёрство.Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах,деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерствопредполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носятмасштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Волонтерствопозволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение.Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться,слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом

На внешкольном уровне:

­           участиешкольников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятийрайонного уровня от лица школы (в работе курьерами, встречающими лицами,помогающими сориентироваться на территории проведения мероприятия,ответственными за техническое обеспечение мероприятия и т.п.);

­           посильнаяпомощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в районерасположения образовательной организации;

­           привлечениешкольников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады,детские дома, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям,учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских иразвлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи поблагоустройству территории данных учреждений;

­           участиешкольников в работе Крымского регионального отделения Всероссийскогообщественного движения добровольцев Волонтеры победы;

­           участиешкольников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощидля нуждающихся, в том числе военнослужащих в регионах стихийных бедствий,военных конфликтов, чрезвычайных происшествий.

На уровне школы:

­           участиешкольников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч сгостями школы;

­           участиешкольников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников,утренников, тематических вечеров;

— участие школьниковк работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду,благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками, уход за малымиархитектурными формами).

 

3.5. Модуль «Профориентация»

 

Совместная деятельность педагогов и школьников понаправлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещениешкольников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельностипедагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущейпрофессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемныеситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует егопрофессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд впостиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и в непрофессиональнуюсоставляющие такой деятельности:

— циклы профориентационных часов общения «Мир профессий», «Выборжизненного пути», направленных на  подготовку школьника к осознанномупланированию и реализации своего профессионального будущего;

— профориентационные игры:  деловые игры, квесты, расширяющие знанияшкольников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах инедостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

— посещение дней открытых дверей в средних специальных учебныхзаведениях и вузах;

— совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященныхвыбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;

— участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданныхв сети интернет, посвященныхвыбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениямобразования;

— освоение школьниками основ профессии в рамках  курсов внеурочнойдеятельности.

— индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителейпо вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальныхособенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора имипрофессии.  

— — проведение цикла Всероссийских открытыхонлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» в рамках регионального проекта «Успех каждогоребенка»;

— работа с территориальными отделениямиГосударственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятостинаселения»;

.

 

3.6. Модуль ««Работа с родителями»

 

Работа с родителями или законными представителямишкольников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания,которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется врамках следующих видов и форм деятельности:

На групповомуровне:

— Общешкольный  родительский комитет, участвующий вуправлении школой и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

— общешкольные родительские собрания, происходящие врежиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

—  педагогическое просвещение родителей по вопросамвоспитания детей, в ходе которого  родители  получают  рекомендации классныхруководителей и обмениваются собственным творческим опытом и находками в делевоспитания детей;

—  взаимодействие с родителями посредством школьногосайта: размещается  информация, предусматривающая ознакомление родителей,школьные новости;

— видео лектории по  пропаганде положительного опыта семейноговоспитания;

— «Родительский всеобуч», на котором родители могли бы получать ценныерекомендации и советы от педагога-психолога, медицинского работника, социальныхработников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в делевоспитания детей;

— родительские тренинги –  активные формыработы с родителями, позволяющие изменить взаимодействие родителей ссобственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным;

— пропаганда лучшихмоделей воспитания в семье через воспитательные мероприятия в классныхколлективах;

— проведение совместных с родителями и учителями праздников, участие втематических конкурсах рисунков, фотографий, «огоньков», посвященных Международному женскому дню 8 марта,концерты художественной самодеятельности, конкурсы,

— участие родителей в широкомасштабном проекте«Родительский патруль» с участием представителей родительских сообществ средиобразовательных организаций Республики Крым на лучшую организацию работы попрофилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

— участие родителей в исследовании «Образ жизни подростков в сети»,образовательных программах в области безопасности и развития детей в сети«Интернет» в рамках проведения мероприятий Всероссийского урока безопасностишкольников в сети «Интернет».

 

 Наиндивидуальном уровне:

— обращение к специалистам по запросу родителей длярешения острых конфликтных ситуаций;

— участие родителей в педагогических консилиумах,собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением ивоспитанием конкретного ребенка;

— помощь со стороны родителей в подготовке ипроведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательнойнаправленности;

— индивидуальное консультирование c цельюкоординации воспитательных усилий педагогов и родителей.

посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работыс родителями.в процессе которой происходит зна­комство с условиями жизниученика.

— перепискас родителями — письменная форма информированияродителей об успехах их детей, извещение родителей о предстоящей совместнойдеятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания ввоспитании детей с соблюдением главного условия переписки — доброжелательноготона.

 

 

3.7.  Модуль «Ключевыеобщешкольные дела»

 

Ключевые дела – это главные традиционныеобщешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников икоторые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируютсясовместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел,интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами вединый коллектив.

Механизмами усиления воспитательного потенциалавыступают ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях.

На внешкольном уровне:

1.Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые иреализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные напреобразование окружающего школу социума:

 

-патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативеи при непосредственном участии школы,  с 9 мая 2016 года шествие жителей с. Зыбиныс портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно);

-акция «Свеча памяти» (зажжение свечей у Обелиска погибшим односельчанамв День освобождения Белогорского района от немецко-фашистских захватчиков, 22июня);

— акция «Белый цветок» (благотворительнаяакция помощи нуждающимся);

— акция «Чистый берег» (экологический проект по уборке мусора вдольреки Бью-Карасу);

— акция «Солдатские могилы»;

— акция «Поздравляем!» (Поздравление ветерановтруда школы)

 

2.Открытыедискуссионные площадки

— общешкольные родительские собрания,которые проводятся регулярно, в их рамках  обсуждаются насущные проблемы;

 

3. Неделяправовых знаний  в школе (помимо профилактических мероприятий с обучающимися проводитсявстреча родителей и обучающихся с участковым инспектором села, работником службы ЦССМД Зыбинского С.С.)

 

4. Проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания(баскетбольный турнир памяти В.И. Лагутина, волейбольный турнир памяти В.ИЧернавского)«День Бега», «Зарница», праздники «Масленица», представления, которые открываютвозможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельнуюзаботу об окружающих.

 

5. Концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальнымивыступлениями школьников  на День пожилого человека, День защиты ребенка, наМасленицу, 8 Марта, 9 Мая, Новый год, День Единства, День села.

 

На школьном уровне:

1.Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.)  дела, связанные созначимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют всеклассы школы:

 

-ДеньУчителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленнаяобучающимися).

 

— Деньсамоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс,проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);

 

-праздники, концерты, конкурсные программы  в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8Марта, День защитника Отечества; Смотр строя и песни, Конкурс солдатской песни,КВН,  День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» , Деньтолерантности;

-ежедневная общешкольная утренняя зарядка.

 

2.   Торжественные ритуалыпосвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования,символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:

— «Посвящение в первоклассники»;

— «Первый звонок»;

— «Последнийзвонок»

_ «Выпускнойвечер»

3.Церемонии награждения(по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы,защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад вразвитие школы:

 

-еженедельные общешкольные линейки (попонедельникам) с вручением грамот и благодарностей;

-награждение на торжественной линейке«Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотамиобучающихся за активное участие в жизни школы.

На уровнеклассов:

1.Выбор иделегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевыхдел; 

2.Участие школьных классов в реализации общешкольныхключевых дел;

3.Проведение в рамках классаитогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителейклассов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

1.Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в однойиз возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмыи оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); 

2.Индивидуальнаяпомощь ребенку (принеобходимости) в освоении навыков подготовки,проведения и анализа ключевых дел;

3.Наблюдение за поведением ребенка в ситуацияхподготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями сосверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другимивзрослыми;

4.При необходимости коррекция поведенияребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу сдругими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, черезпредложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тотили иной фрагмент общей работы.

 

Модуль 3.8. «Конкурные программы ипроекты»

 

В Республике  Крым с целью поиска,выявления, развития и поддержки одарённых детей Крыма, реализации ихтворческого и интеллектуального потенциала, стимулирования талантливоймолодёжи, презентации достижений в различных отраслях искусства, науки и другихсферах деятельности, популяризации детского и юношеского творчества, пропагандырегионального культурного наследия проводится более 300 конкурсов, фестивалей,олимпиад, соревнований и иных мероприятий, направленных на гражданское,патриотическое, духовно-нравственное, физическое, трудовое, экологическоевоспитание, приобщение детей к культурному наследию.

Традиционными  для школы  является участие в  таких конкурсных программах,как:

республиканский открытый фестиваль-конкурс детского творчества «Крым всердце моем;

республиканский конкурс детских рисунков, плакатов «Я – противкоррупции»

республиканский конкурс детского творчества по безопасности дорожногодвижения среди воспитанников и учащихся образовательных организаций РеспубликиКрым «Дорога глазами детей»;

республиканский патриотический конкурс детского творчества «Ради жизнина земле!..» среди учащихся образовательных организаций Республики Крым;

республиканский открытый фестиваль-конкурс «Парад солистов» средиучащихся образовательных организаций Республики Крым;

 Республиканский этап Всероссийского конкурса юных инспекторов движения«Безопасное колесо»;

республиканский конкурс детского творчества « «Мы – наследники Победы!»;    

туристский слет обучающихся образовательных учреждений Республики Крым;

 Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентскиесостязания»;

Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивныеигры»;

Всероссийский конкурс для школьников 8-10 классов «Большая перемена»

 

 

3.9.Модуль   «Детскиеобщественные объединения»

 

Действующее на базе образовательной организации детское общественноеобъединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование,созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общностиинтересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественногообъединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ(ред. от 20.12.2017) Об общественных объединениях (ст. 5).

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

утверждение ипоследовательную реализацию в детском общественном объединении демократическихпроцедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетностьвыборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов ит.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданскогоповедения;

− организацию общественно полезных дел,  дающихдетям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить всебе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,слушать и слышать других (такими делами могут являться: посильная помощь,оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениямисоциальной сферы и др.);

− поддержку и развитие в детскомобъединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими егочленами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении;

− участие членов детских общественных объединений вволонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социальногоокружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовыхакций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностьюобучающихся.

.

В МБОУ «Зыбинская СШ» действуют следующие детские объединения:

üотряддетско-юношескоговоенно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»;

ü отрядюных инспекторов  дорожного движения.

 

3.10. Модуль «Точка роста»

 

    Центробразования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»на базе МБОУ «Зыбинская СШ»  создан с целью развития у обучающихсяестественно-научной, математической, информационной грамотности, формированиякритического и креативного мышления, совершенствования навыковестественно-научной и технологической направленностей.

Работацентра организуется по Программе «Точка роста».

Основныецели модуля:                 

 Участиев реализации основных общеобразовательных программ в части предметной области«Биологии», «Химии», «Биологии» и  «Технологии». 

Реализацияразноуровневых дополнительных общеобразовательных программ  профилей, а такжеиных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся. естественно-научной итехнологической направленностей.

 

Обеспечениесоздания, апробации и внедрения модели равного доступа к современнымобщеобразовательным программам  естественно-научной и технологической направленностей.

Организациявнеурочной деятельности в каникулярный период, разработка соответствующих образовательныхпрограмм, в том числе для пришкольных лагерей.

 

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самоанализ организуемой в школевоспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям ипроводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания ипоследующего их решения.

Самоанализ осуществляетсяежегодно силами самой школы.

Основными принципами, на основекоторых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

— принцип гуманистическойнаправленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительноеотношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательныйпроцесс;

— принцип приоритета анализасущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение неколичественных его показателей, а качественных – таких как содержание иразнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками ипедагогами; 

— принцип развивающего характераосуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование егорезультатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своейвоспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания ихсовместной с детьми деятельности;

— принцип разделеннойответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертовна понимание того, что личностное развитие школьников – это результат каксоциального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальнымиинститутами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательногопроцесса:

1. Результаты воспитания,социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которогоосуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьниковкаждого класса.

Осуществляется анализ класснымируководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе споследующим обсуждением его результатов на заседании методического объединенияклассных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации орезультатах воспитания, социализации и саморазвития школьников являетсяпедагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагоговсосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемыличностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какиепроблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чемдалее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемойв школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данныйанализ, является наличие в школе интересной,событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельностидетей и взрослых.

Осуществляется анализзаместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями,Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации осостоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могутбыть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученическогосамоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результатыобсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей илипедагогическом совете школы.

Внимание при этомсосредотачивается на вопросах, связанных с

— качеством проводимых общешкольныхключевых дел;

— качеством совместнойдеятельности классных руководителей и их классов;

— качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

— качеством реализации личностноразвивающего потенциала школьных уроков;

— качеством существующего вшколе ученическогосамоуправления;

— качествомпрофориентационнойработы школы;

— качеством взаимодействия школыи семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работыявляется перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работатьпедагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческихрешений.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1190

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1190


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1190


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1190


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1190


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1190


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет