Лекция 2. Производственный план. Организационный план.
Основной целью составления производственного плана является доказательство потенциальным партнерам способности предприятия (фирмы) качественно и в срок производить товар (услугу), т.е. эффективности предприятия (фирмы). Было бы ошибкой полагать, что инвесторы на слово поверят обещаниям, даже документированным, возврата денег с прибылью. На самом деле любой серьезный инвестор лично изучает и оценивает организацию производства на предприятии (фирме), управленческие методы и управленческий персонал.
Но степень интереса стороннего вкладчика несоизмерима с интересом собственника предприятия (фирмы). Поэтому роль производственного плана в бизнес-плане зависит от ориентации последнего либо на внешних инвесторов, либо на внутренние потребности. В зависимости от этого производственный план может быть схематичным или развернутым.
Степень детализации производственного плана связана также с характером производства: чем выше технологическая сложность производственных процессов, тем подробнее производственный план.
Основная задача раздела, в котором содержится описание производственного плана — убедить потенциального инвестора (делового партнера) в том, что ваше предприятие в состоянии обеспечить производство необходимого количества продукции в установленные сроки и надлежащего качества. В первую очередь необходимо ответить на перечисленные ниже вопросы.
1. Предприятие, являющееся производителем товаров, является действующим или вновь создаваемым?
2. Какой минимальный объем производственных мощностей необходим для производства продукции в запланированном объеме, какова предположительная динамика (разумеется, в сторону увеличения) производственных мощностей с течением времени?
3. Каким образом будет организована сырья, материалов и комплектующих на предприятие? Желательно привести перечень поставщиков и дать им краткие характеристики.
4. Обеспечено ли предприятие-производитель необходимым оборудованием и прочими основными средствами, если нет — то когда оно будет обеспечено и каким образом?
5. Как выглядит технологический процесс (желательно продемонстрировать его схематично)?
Любого инвестора интересует, с кем он имеет дело: со вновь создаваемым производителем товаров или с уже существующим предприятием, давно работающим на рынке, поэтому данный вопрос следует прояснить в самом начале. Причем здесь ситуация может выглядеть следующим образом: компания, которая является инициатором проекта, уже имеет опыт работы, но проект создается под вновь создаваемое, дочернее предприятие, которое и будет заниматься производством товаров.
Состав и структуру производственных мощностей в данном разделе можно рассмотреть обзорно, а подробные их характеристики вынести в приложение бизнес-плана. Хотя это и не обязательно — все зависит от специфики конкретного проекта.
Очень важно и тщательно следует подойти к описанию вопросов, посвященных снабжению сырьем, материалами и комплектующими — ведь от этого во многом зависит бесперебойность технологического процесса. Следует указать, какими запасами сырья и иных материальных ценностей обладает предприятие к моменту начала производства, и как будут организованы поставки в дальнейшем. Как уже отмечалось выше, при наличии такой возможности желательно охарактеризовать каждого предполагаемого поставщика, указав примерно следующие данные: полное наименование и месторасположение, опыт работы на рынке, опыт сотрудничества с данным поставщиком до настоящего момента (если таковой имел место быть), деловая репутация поставщика, кто еще из известных субъектов хозяйствования работал с данным поставщиком, и т.п. Если используемые в процессе производства сырье и материалы требуют определенных условий хранения (соблюдение температурного режима, определенной влажности, и т.д.), следует указать в бизнес-плане, каким образом эти условия обеспечиваются. Возможно, не слишком разбирающийся в тонкостях производства инвестор и не обратит внимания на отсутствие данной информации, но при ее наличии ему, во-первых, будет интересно с ней познакомиться, а во-вторых — даст ему повод полагать, что бизнес-план составлен тщательно и в нем не упущены какие-то важные моменты.
Обеспеченность предприятия оборудованием и основными средствами — важнейшее условие, без которого в принципе невозможно начать производственный процесс. Поэтому в бизнес-плане данному вопросу необходимо уделить особое внимание. Если на данный момент предприятие-изготовитель не обладает всем необходимым оборудованием, то следует подробно пояснить причины (возможно, проблема заключается как раз в недостатке финансирования) и указать пути и предполагаемые сроки решения данной проблемы.
Одним из наиболее интересных пунктов рассматриваемого раздела бизнес-плана будет являться описание технологического процесса. Причем, как отмечалось выше, это описание должно сопровождаться наглядными схемами и иллюстрациями. Читатель бизнес-плана должен наглядно увидеть, откуда и каким образом будут поступать на предприятие, а затем — в цеха все виды сырья, материалов, комплектующих и иных необходимых для производства продукции ценностей, в каких цехах и как они будут перерабатываться в готовые изделия (иначе говоря, необходимо полностью проиллюстрировать маршруты движения сырья и материалов), и куда готовая продукция будет поставляться с предприятия.
Особое внимание на схемах рекомендуется уделить вопросам контроля качества. Для этого следует пометить те стадии производственного процесса, на которых будет проверяться качество производимой продукции, указав при этом, какими стандартами руководствуется предприятие при контроле качества.
Важнее место в производственном плане должно быть уделено вопросам энергетического обеспечения, а именно — требования к источникам энергии, и доступность всех необходимых видов энергии. Здесь же следует упомянуть о том, каким образом предприятие подготовлено к внезапным перебоям с энергетическим обеспечением.
Как известно, без персонала невозможно осуществление никакой финансово-хозяйственной и производственной деятельности. Поэтому в производственном плане следует привести характеристику персонала предприятия. Особое внимание при этом необходимо удалить следующим категориям персонала: административно-управленческий персонал, инженерно-технический персонал и производственный персонал. При этом рекомендуется подробно рассказать об условиях труда, а также условиях оплаты и стимулирования работников.
Также необходимо рассмотреть вопросы повышения квалификации и обучения персонала. Например, раз в три года сотрудников, занимающих определенные должности, предполагается отправлять на курсы повышения квалификации с отрывом от производства.
Если в процессе осуществления деятельности возможны изменения в структуре персонала предприятия, то желательно в той или иной степени упомянуть об этом в производственном плане.
В заключительной части производственного плана приводится информация о предполагаемых производственных затратах (как в общем, так и на единицу продукции), их структуре, и возможной динамике в ближайшей и отдаленной перспективе.
Обычно производственный план включает разделы с описанием технологии производства, ресурсов предприятия (фирмы) и менеджмента.
1. Технология производства. В этом разделе составители бизнес-плана рассказывают о процессе разработки продукта (товара, услуги или технологии), особенно нового, и его результатах в виде полученных патентов, лицензий, товарных знаков. Здесь же можно рассказать о подразделении предприятия, занимающемся разработкой новых товаров и технологий, и даже об отдельных изобретателях — авторах интересных разработок.
Можно также описать производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность, экстремальные условия), структуру издержек производства, перспективу их снижения и организацию сервиса.
В этом разделе можно рассмотреть внешние факторы, оказывающие влияние на производственную деятельность. К их числу относятся: доступ к экономическим ресурсам, поставщики, клиенты, изменения в технологии, а также изменения в федеральном и местном законодательстве.
2. Ресурсы. Как правило, в бизнес-планах рассматриваются материальные и людские ресурсы предприятия.
К материальным ресурсам (фондам) относятся производственные помещения, транспортные средства, машины и оборудование, сырье и материалы, запасы готовой продукции. В контексте бизнес-плана рассматриваются местоположение предприятия, наличие транспортной и коммуникационной инфраструктур, производственные площади, количество и технический уровень оборудования.
Наибольший интерес для кредиторов и инвесторов представляет анализ людских ресурсе в, и прежде всего управленческого аппарата. Этот раздел раскрывает заинтересованным лицам, кто персонально стоит за данным бизнесом. Многие инвесторы начинают свое знакомство с бизнес-планом именно с этого раздела, полагая, что, как бы заманчивы ни были идеи, изложенные в документе, успех предприятия будет зависеть от того, кто их воплощает в жизнь.
3. Менеджеры/владельцы. В этом разделе не только поименно перечисляется весь управленческий персонал, но и объясняется, почему эти люди собрались вместе, какова мотивация их совместной деятельности. Отдельно рассматриваются такие группы, как: активные инвесторы, предоставившие предприятию капитал, консультации или экспертизу . сотрудники на ключевых постах (директора по производству, маркетингу, кадрам, финансам и проч.) . юрисконсульт . члены Совета директоров, в число которых помимо собственных директоров обычно включают известных в кругах бизнеса деятелей . консультантов из других фирм, в том числе юридических, банков, бирж, университетов и т. п.