Экспозиция – вступление к чему-либо, начало чего-либо . вступительная часть литературного или музыкального произведения.
Пролог (от греч. — перед . слово, речь) – вступительная (начальная) часть литературно-художественного произведения, которая предваряет общий смысл, кратко излагает события, которые предшествуют главному содержанию, Предыстория сюжета, своего рода предисловие. В прологе всегда заявляется тема произведения.
Завязка – зона возникновения конфликта, первое прямое столкновение противоборствующих сторон, начало борьбы по сквозному действию.
Кульминация (от лат. вершина). Высокая точка напряжения в развитии действия художественного произведения. Высшая точка напряжения конфликта, точка перелома в ходе развития действия, после нее происходит разрешение конфликта.
Развязка. После кульминационного момента напряжение немного спадает, и выводит зрителя к пониманию мотивов действий двух противоборствующих сторон. В развязке раскрывается идея произведения. Развязка восстанавливает, нарушенное в завязке, равновесие: конфликт исчерпан, противодействие одной из сторон сломлена, победа одержана (может быть и временная победа).
|
|
Финал -заключительная часть повествовательного или драматического литературного произведения. Другими словами – то чем все закончилось. В финале раскрывается сверхзадача сценариста – режиссера.
ФАБУЛА И СЮЖЕТ
ФАБУЛА — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, в причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете.
Первоначально термин Ф. (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином Ф. обозначают то, что сохраняется как основа, ядро повествования, меняясь по изложению.
СЮЖЕТ (от фр. sujet — предмет) — в литературе, драматургии, театре — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных по определённым правилам демонстрации.
СЮЖЕТ — способ развертывания фабулы, т.е. ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. Сюжет включает в себя все элементы композиции.
Фабула любого сочинения – это просто перечисление событий: сначала произошло то, а потом случилось это. Если пользоваться анатомическими понятиями, то фабула – голый скелет произведения, его косточки.
Сюжет — это также повествование о событиях и их причинной взаимосвязи, описание основных событий и причинных связей между ними, а также сюжет упоминает о том, как каждое событие повлияло на характер и судьбу героев. Сюжет – это существо из костей и мяса, плоти и крови.
Например,
|
|
«Король умер, а затем умерла королева» — это фабула.
«Король умер, и королева умерла от горя» — это сюжет”
ГЕРОЙ В ДРАМАТУРГИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Герой в драматургическом произведении должен бороться, быть участником социального столкновения. В драматургии героев, стоящих вне изображаемого социального столкновения, быть не должно.
Автор, изображающий социальный конфликт, всегда находится на одной его стороне. Его симпатии а, соответственно, и симпатии зрителей отданы одним героям, а антипатии — другим. При этом — понятия «положительные» и «отрицательные» герои — понятия относительные и не очень точные. Речь в каждом конкретном случае может идти о положительных и отрицательных героях с точки зрения автора данного произведения.
В нашем общем понимании современной жизни положительный герой — это тот, кто борется за утверждение социальной справедливости, за прогресс, за идеалы.Герой отрицательный, соответственно, тот, кто ему противоречит в идеологии, в политике, в поведении, в отношении к труду и т.д. (н-р: Ромео и Тибальт (брат Джульетты)если бы Тибальт не начал спорить с Меркуцио, то Ромео его бы не убил, а значит все бы было хорошо) (Баба-Яга – не плохой персонаж, но мешает герою, значит отрицательный. Кощей Бесметрный поживи всю жизнь один… украл понравившуюся девушку — невесту Ивана – Царевича – плохой Герой).
Главный герой в драматургии тот, кому зритель сочувствует и сопереживает. Но «положительный» герой состоит еще и в том, что в драматургии, как и в литературе вообще, в ряде случаев герой, которому мы сочувствуем, не является примером для подражания, образцом поведения и жизненной позиции. Трудно отнести к положительным с этих точек зрения героям Катерину из «Грозы» и Ларису из «Бесприданницы» Л.Н. Островского. Мы искренне сочувствуем им как жертвам общества, живущего по законам звериной морали, но их способ борьбы со своим бесправием, унижением, мы, естественно, отвергаем.
С главным героем происходят различные события, которые становятся основополагающими в развитии конфликта и образуют цепочку событий – событийный ряд.
СОБЫТИЙНЫЙ РЯД
- Исходное событие – пролог (служит вводом в действие, создает атмосферу праздника, готовит зрителей к дальнейшему восприятию темы) .
- Основное событие – завязка (начало действия, событие с которого начинается конфликт . происходит тематизация представления) .
- Центральное событие – кульминация (высшая точка развивающегося действия . рубеж, знаменующий собой решительный поворот, после которого изменится характер борьбы . в тематическом представлении кульминацией является эпизод с «реальным героем» . в празднике — театрализованное представление, которое раскроет его сущность)
- Финальное событие – развязка (способ разрешения конфликта, событие, подводящее зрителя к пониманию тех или иных противоречий, т.е. воплощение идеи представления) .
- Главное событие – авторское послесловие (раскрывается сверхзадача).