Речь. Речевая деятельность. Текст
Заданияс выбором ответа
1.Определите тип речи:
Чёрный аист – лесной отшельник: немногие видели его в лесу, не любит оннапоказ выставляться… Но чёрный аист не такой уж и чёрный. Брюхо, бока,надкрылья у него нежно-белые. Клювище красный, а длинные ноги алые. Чёрныйон только в тени, а на солнце полыхает то зеленью, то синевой, а то ибагрянцем. Аист важно вышагивает среди теней и бликов леса и, как драгоценныйкамень, всё время изменяется в цвете. (По Н. Сладкову)
А) описание Б)повествование В) рассуждение
2. Укажитетип речи текста:
Мыне знали, как поймать этого кота. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб.Наконец нам повезло. Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусокколбасы и полез с добычей на берёзу. Мы начали трясти берёзу. Кот решилсяна отчаянный поступок. С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкийлаз под домом. (К. Паустовский)
А) описание Б)повествование В) рассуждение
3. Укажитетип речи текста:
Если бы мы мылись без мыла, мы всегда ходили бы грязными. Мыло — самыйсильный враг грязи. Са́жу, например, особенно трудно отмыть. Забьётся сажа вуглубление кожи — её оттуда не выцарапаешь. Но попробуйте намылить руки мылом!Мыло набросится на сажу, выгонит её из всех пор и складок.
Какже это оно делает? И какое мыло лучше моет — то, которое даёт больше пены, илито, которое почти не пенится? То, которое даёт больше пены. Значит, дело тут впене. Частички сажи прилипают к пузырькам пены, а пену смыть уженетрудно. (По М. Ильину)
А) описание Б)повествование В) рассуждение
4.Укажитестиль речи текста:
Ветер — перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствиенеравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговымдвижением воздуха называется вихрем.
А) художественный Б)научный В) деловой
5.Укажитестиль речи текста:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом,со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян поднялиропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая засобой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу изатуманила солнце». (Чехов А.)
А) художественный Б)научный В) деловой
6. Укажитестиль речи текста:
Настоящим удостоверяется, что Петров Николай Иванович действительно работална заводе «Серп и молот» в период с 1968 по 1996 год в должностислесаря-наладчика.
А) художественный Б)научный В) деловой
7. Вставьтевместо точек нужный термин:
…………. — часть текста, котораяначинается с красной строки.
А) абзац Б) описание В) тема
8. Какаяречь представлена следующим текстом?
— Алло.
— Здравствуйте, будьте добры, позовите Алексея Григорьевича к телефону.
— К сожалению, его сейчас нет…
— Тогда я позвоню позже.
А) монологическая Б)диалогическая
А9.Расставьтепредложения так, чтобы получился связный текст:
1) Она оказалась меньше всех.
2) Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной затерявшейся внебе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик.
3) На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик.
4) Пятая планета была очень занятная.
А)4,2,1,3 Б) 4,1,3,2 В)1,3,2,4
Заданияс кратким ответом
Прочитайтетекст и выполните задания.
Нашим северным деревенским летомнеизвестно чего бывает больше — дождей или солнца. Но солнце, если его полно,то изо дня в день оно одинаковое, а дожди — разные.
Бывает дождь нудный, долгий, студеный,который так и называют мокрым или еще более сердито — сеногноем.
И есть дожди грозовые, естьливни-косохлёсты, грозовым близкая родня.
Порой же вдруг посыплется дождик такойлегкий, прозрачный, будто он перемешался с небесным светом; и так ласков, чтоземля под ним шепчется, ответно вздыхает, от земли навстречу дождику восходиттеплый пар.
Этот дождик кто величает ситничком, ктогрибным. Такой дождик я люблю всегда, и любит его моя деревенская соседка бабкаДарья.
В1. Озаглавьтетекст_____________________________________________
В2. Тема текста________________________________________________
В3. Основная мысль текста –––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
В4. Связь между предложениями ___________________________________
В5. Средства связи в 1-м и последнемабзацах_____________________________________________
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
