Психологический классный час в 5 классе
Методическаяразработка классного часа для 5 класса
Классныйчас в 5 классе. Память – кладовая знаний
Данный классный час непретендует стать заменой диагностике, тренингу, серьезным психологическим исследованием.По форме это информационно-психологическое мероприятие, задача которого -привлечь внимание детей к процессам памяти, познакомить с некоторымиособенностями ее функционирования, побудить к саморазвитию, самовоспитанию.
Психологические упражненияна развитие памяти выполняются в игровой форме и не предполагают аналитическойдеятельности Учителя. Важно дать детям почувствовать уверенность в себе,показать возможность реального интеллектуального роста.
Мероприятие не требуетдлительной подготовки. Весь текст излагает учитель. Лишь небольшие фрагментытекста получает ученица, исполняющая роль греческой богини памяти Мнемозины.
Цели: пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию;формировать положительную оценку способствовать самоорганизации, самодисциплинедетей.
Подготовительная работа с детьми
Выбрать ученицу на рольМнемозины, прочитать с ней ее реплики.
Оборудование:
а) положить на столкаждому ученику тетрадный лист бумаги для теста;
б) поручить оформительскойгруппе (2 ученика) написать правила запоминания. Каждое правило написать наотдельной узкой полоске альбомной бумаги крупными буквами. Все желательносделать в одном стиле. Всего должно быть 7 полосок (6 правил + название). Этиполоски потом будет держать в руках Мнемозина. Она будет читать правила иприкреплять их липкой лентой к доске. (При недостатке времени можно простозаписать эти правила на доске, чтобы Мнемозина их читала по порядку.)
Правила запоминания
1. Запоминай надолго
2. Будь внимателен
3. Учи осмысленно
4. Рисуй, ищи связи
5. Составляй план
6. Повторяй с перерывами
Оформление класса
На перемене перед класснымчасом написать на доске 3 задания:
а) для первого упражнения:
Мыло, стул, мяч, лодка,банан, ковер, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден,море, школа, трава, зебра.
Результаты:
— от 18 до 20 слов -великолепно;
— от 15 до 17 слов — этоеще хорошо;
— от 10 до 14 слов-средне;
— меньше 10 — вы не умеетепользоваться вашей памятью;
б) для второго упражнения;
1. Ледовое побоище — 1242год.
2. Куликовская битва -1380 год.
3. Полтавская битва — 1709год.
4. Первая морская победанад шведами — 1714 год;
в) для домашней работы:
Меркурий, Венера, Земля,Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун> Плутон.
План классногочаса
1. Интерактивная беседа.
2. Мини-лекция «Что такоепамять?»
3. Тест «Хорошая ли у васпамять?»
4. Игра «РецептыМнемозины».
5. Составление памятки«Правила запоминания».
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов(рефлексия).
Ходклассного часа
I.Интерактивная беседа
Классный руководитель.Здравствуйте, ребята. Сегодняшний классный час посвящен развитию пашей памяти.Представляю вам гостью из Древней Греции — богиню памяти Мнемозину.
Мнемозина. Мое имяпроизошло от греческого слова «мнемо», что значит «память».
А теперь я хочу задать вамнесколько вопросов по греческой мифологии.
— Какие музыпокровительствовали искусствам и наукам?
Дети произвольно называютимена древнегреческих муз (достаточно 3-4):
1. Эрато — лирической поэзии.
2. Эвтерпа — лирической песни.
3. Каллиопа — эпической поэзии и знания.
4. Клио — истории.
5. Мельпомена — трагедии.
6. Полигимния — гимнической поэзии.
7. Терпсихора — танца.
8. Талия — комедии.
9. Урания — астрономии.
Мнемозина. Мало кто знает,что матерью всех муз была Мнемозина. Как вы думаете, почему именно богиняпамяти была матерью всех муз?
Примерные ответы детей:
— Потому что нельзянаучиться ни танцам, ни музыке, ни литературе, ни истории, если не будетпамяти.
Мнемозина. Как высчитаете, для чего сейчас нам нужна память?
Примерные ответы детей:
— Нужна, чтобы учиться.
— Чтобы знать свой дом,своих близких.
— Чтобы знать язык и уметьобщаться.
— Чтобы знать, что можноесть и пить, а что нельзя.
— Чтоб научиться делатьмашины, лечить людей, строить дома.
Мнемозина. Как вы думаете,почему приемы запоминания назвали мнемотехникой?
Примерные ответы детей:
— По имени богини памятиМнемозины. «Мнемо» по-гречески означает «память».
— «Мнемо» — это память,значит, мнемотехника — это техника памяти.
Мнемозина. Есть ли у васкакие-нибудь свои приемы запоминания?
Дети рассказывают о своем опыте.
Какие правила школьнойпрограммы вы запомнили с помощью таких приемов?
Примерные ответы детей:
— «Степка, хочешь щец -фи» — в этой фразе все глухие согласные звуки русского языка.
— «Каждый охотник желаетзнать, где лежит фазан» — 7 цветов радуги.
— «Цыган встал на цыпочкии сказал цыпленку «цыц» — правописание ы-и после ц.
Мнемозина. Поднимите руки,кто доволен своей памятью.
Дети поднимают руки.
А кто хочет улучшить своюпамять?
Дети поднимают руки.
Сегодня вы узнаете, какможно улучшить свою память. Я вам в этом помогу. Но сначала вам нужно послушатьлекцию о том, что такое память.
Мнемозина садится за первую парту.
II.Мини-лекция «Что такое память?»
— Память, ее значение вжизни человека.
— Виды памяти:двигательная, зрительная, слуховая и словесная; кратковременная идолговременная.
— Запоминание:механическое и осмысленное.
Классный руководитель.Итак, каждый день мы узнаем что-то новое. Все, что узнает человек, хранится впамяти. «Память есть кладовая ума», — говорил Суворов.
Память — это психическоесвойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию.Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения кпоколению и человечество не могло бы развиваться.
Память бываетдвигательная, зрительная, слуховая и словесная.
Представьте себе: идетурок и учитель объясняет новую тему- Мы слышим голос учителя — работаетслуховая память, записываем слова в тетрадь — работает двигательная, зрительнаяи словесная память.
Когда работают все видыпамяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем — запомним лишь 5слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать егообъяснения.
Так запоминается в 3 разабольше информации.
Запоминание может бытьосмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить — этоосмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходиться запоминатьмеханически. Все знают, как это долго и тяжело.
Таблицу умножения мызапоминаем надолго — это долговременная память, а вот вчерашний сериал ужесегодня можно забыть — это кратковременная память.
Когда мы что-тозапоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чембольше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче емузапомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нампобольше читать.
Человек может хранить вкладовых памяти огромное количество информации. По расчетам ученых каждый изнас способен запомнить миллионы книг. Но мы — из-за лени или по незнанию -используем лишь маленькую частичку своего мозга.
Некоторые историческиеличности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и ЮлийЦезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч укаждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.
Все эти великие людиупорно работали над своей памятью, развивали ее и достигли невероятных успехов.Помогли им в этом приемы запоминания, которые были известны с глубокойдревности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозгзаржавеет», как говорят психологи.
III. Тест«Хорошая ли у вас память?»
Классный руководитель.Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память. Результаты проверки вы можете никомуне показывать. Они вам понадобятся, чтобы оценить свои силы.
На доске записаны 20 слов:
Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковер, книга,лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава,зебра.
Я читаю вам эти слова, ивы можете изучать этот список в течение 1,5 минут.
Дети смотрят на доску, стараясь запомнить.
Теперь я закрываю этотсписок и даю вам минуту, чтобы записать на листке слова, которые вам удалосьзапомнить. Сколько слов удалось вам запомнить? Оцените ваши результаты (выможете увидеть их на доске):
— от 18 до 20 слов -великолепно;
— от 15 до 17 слов — этоеще хорошо;
— от 10 до 14 слов-средне;
— меньше 10 слов — вы неумеете пользоваться вашей памятью.
IV. Игра«Рецепты Мнемозины»
Классный руководитель.Итак, мы хотим улучшить свою память. Какие рецепты нам пропишет Мнемозина?
Мнемозина выходит к доске.В руках у нее б полосок бумаги, на которых записаны правила запоминания. Походу действия она читает правило и прикрепляет полоску липкой лентой к доске.
Мнемозина. Для улучшенияпамяти есть несколько рецептов. Рецепт первый: поставить цель — запомнитьнадолго.
Классный руководитель.Понятно, для школьных знаний нужна долговременная память. Эти знания пригодятсянам на всю жизнь. Еще что посоветуете?
Мнемозина. Рецепт второй.Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и еще раз внимание!
Классный руководитель. Да,но не каждый умеет на уроке сконцентрироваться. Проверим, нужны ли нам таблеткивнимания? Послушайте небольшой рассказ:
Восьмого апреля околоКазани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции,сошел с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 — вино.Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь извина и дизельного топлива вылилась на автостраду, из-за чего упал набок10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и все масло вылилось надорогу. К счастью, никто серьезно не пострадал, и только водитель грузовикаполучил легкие ушибы.
А теперь дайте ответы навопросы:
1. В какое время годапроизошло событие? (Весной — 8 апреля.)
2. Каких вагонов былобольше — с вином или с соляркой? (С вином.)
3. Сколько цистерн с виномбыло повреждено? (4 цистерны.)
4. Чего больше разлилось -вина, солярки или масла? (Вина.)
5. Сколько было всеговагонов? (27.)
6. В какое время сутокпроизошло крушение? (Вечером.)
Классный руководитель.Да-а, мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи. Значит,таблетки внимания нам нужно принимать еще очень и очень долго. Как еще можноулучшить память?
Мнемозина. Рецепт третий -самое сильное средство — ассоциации.
Классный руководитель.Ассоциации — это связи: между предметами, словами, понятиями.
Вы помните наше первоеупражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов и у нас это плохо получилось?(Показывает слова из первого упражнения, записанные на доске.)
А теперь мы попробуемзапомнить 20 слов с помощью ассоциаций.
Я читаю те же слова, но впаре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первоеслово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.
Внимание, смотрим ислушаем. Наша задача — запомнить второе слово из каждой пары.
Учитель читает слова,записанные на доске, добавляя к ним пары новых слов, которые нужно запомнить(новые слова записывать на доске не нужно).
Мыло — мочалка, стул — стол, мяч — футбол,лодка — весло, банан — гроздь, ковер — самолет, книга — учебник, лес — чаща,река — разлив, пробка — бутылка, рыба — килька, парта — класс, дом — мама, ваза- букет, кот — собака, орден — герой, море — шторм, школа — дневник, трава -газон, зебра — полоска.
А теперь проверим, как вызапомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Еслиникто не запомнил, я рисую на доске нолик. Максимальное количество слов,которые вы можете запомнить, — 20.
Учитель вновь читаетслова, которые написаны на доске, ученики хором выкрикивают их пары. Если детимолчат, учитель рисует на доске ноль.
Ну вот, сразу видно, чтотаблетка ассоциации очень эффективна.
Давайте используем ее длязапоминания хронологической таблицы.
На доске записаны даты 4великих битв из нашего календаря воинской славы России.
Вот эта таблица (читает):
1. Ледовое побоище — 1242 год.
2. Куликовская битва — 1380 год.
3. Полтавская битва — 1709 год.
4. Первая морская победа над шведами -1714год.
Наша задача — быстрозапомнить все даты с помощью ассоциаций. Я, например, легко запомню первуюдату:
— сначала разобью ее на 2числа: 12 и 42;
— для каждой половинкиустановлю связи — ассоциации;
— 12 — Ледовое побоище -лед бывает зимой — зимняя сказка «12 месяцев» — это первое число;
— 42 — это номер моегодома.
Значит, Ледовое побоище уменя в памяти закрепилась как «12 месяцев в моем доме».
Примерно так я будузапоминать 3 даты, а четвертую запомнить легко — в 1709 году Петр Первыйпобедил шведов на суше, под Полтавой, а через 5 лет (на «пятерку») разгромил ихна море, под Гангутом. Вообще, всегда легче запоминать несколько дат, чем одну.
А теперь я даю вам 5минут, чтобы вы установили свои связи для этих 4 дат. Только в классе должнабыть абсолютная тишина. Потом вы поделитесь с нами своими находками, можетбыть, кому-то помогут ваши ассоциации.
Дети думают, затем поднимают руки,рассказывают о том, какие связи они смогли установить, чтобы запомнить даты 3битв.
А теперь, уважаемаяМнемозина, вы можете проверить, хорошо ли пятиклассники запомнили эти 4 даты.
Мнемозина (задает вопросыв быстром темпе).
— В каком году былаКуликовская битва?
— Когда произошло Ледовоепобоище?
— В каком году былаПолтавская битва?
— В каком году русскийфлот впервые победил шведов на море?
Дети все вместе быстро отвечают с мест.
Результат прекрасный! Атеперь четвертый рецепт — учить осмысленно, не зубрить механически.
Классный руководитель.Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?
Мнемозина. Нужно разбитьтекст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план ипересказать по плану. Это мой пятый рецепт.
Классный руководитель. Ачитать и пересказывать лучше вслух. Говорят, так всегда делал Авраам Линкольн,наверное, потому и стал первым американским президентом.
Мнемозина. И последнийрецепт — повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тутни к чему!
Классный руководитель. Да,как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза сперерывом в 5-10 минут, чем повторять б раз подряд!
Мнемозина. На прощаниераскрою еще один секрет. Для памяти нужно побольше кислорода и совершеннопротивопоказаны курение и алкоголь.
Классный руководитель.Спасибо, это очень важная информация.
Мнемозина. Я раскрыла вамтолько частичку секретов памяти. Остальные секреты вы сможете открыть сами,если будете развивать свою память. А теперь меня ждут музы. Прощайте. Выходитза дверь или садится за парту.
V.Составление памятки «Правила запоминания»
Классный руководитель. Нуа результат нашего классного часа — на доске. (Показывает на 6 полосок бумаги,прикрепленных к доске.) Как мы назовем этот результат? (Прикрепляет к доскеназвание — «Правила запоминания».)
Дети (вместе). Правилазапоминания!
Классный руководитель.Давайте еще раз прочитаем эти правила.
Дети по очереди читают пункты правила.
1. Поставь перед собойцель — запомнить надолго.
2. Будь внимателен, неотвлекайся.
3. Учи осмысленно, незубри механически.
4. Рисуй картинки, схемы,ищи ассоциации.
5. Большой текст разбей начасти, составь план.
6. Повторяй с перерывами.
VI. Домашнеезадание
Классный руководитель. Надоске записаны названия планет Солнечной системы в порядке их приближения кСолнцу. Представьте себе, что нам нужно запомнить их в такой жепоследовательности. Для этого можно составить из них какой-то текст, пусть даженелепый и смешной. (Читает слова, записанные на доске: Меркурий, Венера, Земля,Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
У меня, например,получилось так: «Меркурий танцует с Венерой, Земля с Марсом, а Юпитер сСатурном с криками «Ура!» бросились на Нептуна, но тот сказал, что ониПлутоны».
Придумайте свой текст, длятого чтобы быстро запомнить эти названия.
VII.Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель.Ребята, сегодня вы познакомились с приемами развития памяти. Как вы чувствуете,помогут ли вам эти приемы?
Примерные ответы детей:
— Запоминать сталоинтересно, зубрежку можно превратить в игру.
— Учиться, оказывается,можно и без мучений.
— Почувствовал уверенностьв себе.
— Захотелось стать лучше,умнее.
— Почувствовал удивлениеоттого, что мы используем такую малую часть своей памяти.
