X-PDF

Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР.

Поделиться статьей

 

Психолого-педагогическаяхарактеристика детей с ФФНР

            Состояние фонематического развития детей влияет наовладение звуковым анализом. Уровень сформированности действия по выделениюпоследовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться взвуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвитияфонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичнымили вторичным (Л. Ф. Спирова).

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается принарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательныхдефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальноеслухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейшихмеханизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательнаяактивность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольноевнимание. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки ковладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звуковогоанализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так,звонкие заменяются глухими, р и л звуками л и йот (у), с и ш звуком ф и т. п.Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных,заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т, д, д. В другихслучаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционноблизких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкийзвук ш вместо ш, вместо с – с, вместо ч – т и т. п.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженноепроизнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания снормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация сблизкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким поартикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложненийпри овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, нопроцесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняетсяразличение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешениесоответствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколькосостояний:

-недостаточное различение изатруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальнойзвуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Этонаиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

-недостаточное различениебольшого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточносформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализнарушается более грубо;

-при глубоком фонематическомнедоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения междузвуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определитьпоследовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены кследующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки си ш заменяются звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группузвуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения ихзначимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образованиеоттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешениюфонем, их неразличению. Последние являются болеегрубыми,таккакнарушаютсмыслвысказывания. При наличии большого количествадефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов состечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения всобственной речи детей также указывают на недостаточную сформированностьфонематического восприятия. Низкий уровень собственно фонематическоговосприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (впервую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих– свистящих аффрикат и т. п.);

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа исинтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеетсяопределенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количествомдефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем нижефонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие междупроизношением и восприятием звуков.

Так, например, ребенок может искаженно произносить 2– 4 звука, ана слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительноеблагополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитиефонематических процессов. В таких случаях только применение специализированныхзаданий вскрывает сложную патологию. Для них характерна неустойчивостьвнимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминаютречевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные сактивной речевой деятельностью. Раннее выявление детей сфонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием дляуспешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушенийписьма.

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующимиособенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложныепо артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с],[ш] — [ф], вместо [р], [л] — [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие(фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука илизамена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешениясоответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно илиакустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразованияне заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разнымфонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количествонеправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16– 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с] — [с`],[з] — [з`], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); [т`] и [д`]; звуки [л], [р], [р`];звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягкихи твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух илинескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливыйзвук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вродесмягчённого [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированностьфонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонемазаменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки поинструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуютили заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте илипри повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки однойфонетисческой группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушенияназываются фонетико-фонематическими.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнокможет искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух неразличать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучиезвукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточнаясформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическиенарушения, которые не влияют на смысл слов.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определитьметодику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяютразвитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематическихнарушениях развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНРнарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных:вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематическоговосприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция,некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибкив падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных ичислительных с существительными). Для них характерна неустойчивость внимания,отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевойматериал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активнойречевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическимнедоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатковв дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены вбольшинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речивыявляются разнообразные ошибки.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет