X-PDF

«Психолого – педагогические особенности детей с ОВЗ»

Поделиться статьей

«Психолого – педагогические особенностидетей с ОВЗ»

Нарушения

Психолого – педагогические особенности

Особые образовательные потребности

зрения

Восприятие: непроизвольность, замедленность, фрагментарность, нарушение восприятия пространственных отношений между предметами, формирование неполных зрительных образов; память: слабой выраженностью «закона края»; мышление: затруднения при классификации предметов, страдает наглядно – образное и наглядно – действенное; внимание: объем – 2-3 объекта; речь: изменение темпа развития, нарушение словарно- семантической стороны речи, слабое использование неязыковых ср. общения – мимики, пантомимики, интонации

Взаимодействие специалистов разного профиля: логопед, дефектолог, тифлопедагог; тьютеры; специальные программы и применение специальных методик обучения и воспитания; учет зрительных возможностей и основных зрительных функций; учет течения заболевания органов зрения; подбор оптических средств; распределение занятий, чтобы не было зрительного перенапряжения – учет офтальмо- гигиенических требований; введение контрастных цветов, начиная со входа в уч. заведение; перила вдоль лестницы и по всему коридору, шероховатые стены, рельефное покрытие полов; доп. освещение в рабочей зоне; пособия с контрастным изображением.

слуха

Слабослышащие  — частичная слуховая  недостаточность, затрудняющая речевое развитие. Рано оглохшие – потерявшие слух в 1-2 г.

Позднооглохшие – речь имеется. Глухие – с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для развития всех психических процессов, включая речь.  

Трудности понимания обращенной речи; ограничен объем вербальной информации; употребление единиц языка. 

Обусловлены: трудностями понимания обращенной речи; характером  межличностной коммуникации; ограничением объема вербальной информации.

Специальные образовательные потребности: слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи говорящего человека;  мотивированное употребление единиц; для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращение  распада сформированной речи;

Образовательная среда: использование форм словесной речи (устная, письменная, дактильная), язык жестов и язык слов – при обучении с глухими.

задержка психического развития (ЗПР)

Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная сформированность игровой деятельности; восприятие характеризуется замедленностью, в мышлении обнаруживаются трудности словесно – логических операций.

Получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений – «пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого; организовывать образовательную среду с учетом функционального состояния ЦНС и психических процессов: быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усвояемых знаний; оказание специальной психокоррекционной помощи, направленной на копменсацию дефицитов эмоционального развития.

Интеллектуальными нарушениями

Три степени умственной отсталости: 1. Легкая степень (незначительная степень УО). 2. Средняя, умеренная степень (при этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования). 3. Глубокая, тяжелая (грубые нарушения головного мозга)

Познавательные процессы формируются в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому мыслительные операции развиваются замедленно. Недостаток: мышления – слабость обобщений; восприятия – избирательности, целостности, темпа, точности, полноты, константности; воображения – нечеткость, упрощенность, искаженность; внимания – небольшой объем, неустойчивость, нарушения переключаемости; памяти – медленное усвоение даже после многократного повторения.  Во многих случаях, дети не принимают помощь со стороны взрослого.

Потребность в обеспечении доступности учебного материала, развитии мотивации к учению и познавательных интересов. Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторки. Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого. Охранительный режим. Формирование социальной компетентности.

тяжелые нарушения речи

Восприятие: нарушено слуховое восприятие (фонематический слух, низкая активность припоминая), зрительного восприятия: бедность и недефференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей. Пространственного – нарушения ориентировки в пространстве, трудности дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».

Память: снижение продуктивности запоминая, относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

Внимание: трудности переключения и распределения, в планировании и контроле своих действии, трудности сосредоточения на вербальном материале.

Мышление: трудности овладения анализом и синтезом, сравнением и обобщением, трудности в вербальных заданиях логической направленности, бедный запас об окружающем мире.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

Выявление как можно раньше тяжелые нарушения и предоставление детей на ТПМПК для определения специальных условий получения образования по адаптированной программе – для детей раннего и дошкольного возраста. Для дальнейшего обучения по АООП школьного обучения с незначительной положительной динамикой для предупреждения нарушений письма и чтения. Развитие всех сторон речевой деятельности: артикуляционного аппарат, звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико – грамматических категорий языка, развитие связного речевого высказывания.

опорно – двигательного аппарата

Возможность снижения интеллектуального развития

Нарушение последовательности и темпа созревания всех двигательных функций

Нарушение равновесия и координации

Нарушение кинестетической чувствительности, искаженное восприятие направления движения.

Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире

Нарушение активного произвольного внимания, формирования избирательности, устойчивости, концентрации и переключения, распределения внимания – застрять на одних элементах.

Недостаточность сенсорно- перцептивного развития , так как низкий уровень кинестетического, зрительного и слухового восприятия.

Речевое развитие характеризуется количественными и качественными патологическими особенностями

Доступная архитектурная среда: коррекция нарушений познавательного и речевого развития; психологическая коррекция эмоционально – личностных нарушений; коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания;  помощь ассистента.

расстройство поведения и общения

Первый вариант: расстройства, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Поведение, не соответствующее возрасту  при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками дошкольного периода).

Второй: нарушение общепринятых норм, не являющееся правонарушениями: жадность, эгоизм, жестокость, замкнутость.

Третий: поведение, нарушающее правовые нормы.

Четвертый: расстройство поведения, обусловленное патологическими факторами, заболеваниями.  

Комплексная помощь детям и семьям, которая будет направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие необходимых в обществе практических представлений.

комплексное нарушение развития

Группы:

Дети с сочетанными сенсорными расстройствами; дети с сочетанием сенсорных и двигательных нарушений; дети с сочетанием сенсорных и интеллектуальных нарушений;

В обучении выбрать соответствующую тактику помощи, которая будет осуществлять и моделировать свои действия таким образом, чтобы максимально приблизить ребенка к обозначенной цели, а именно – подготовить его к жизни.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет