«Психолого – педагогические особенностидетей с ОВЗ»
Нарушения |
Психолого – педагогические особенности |
Особые образовательные потребности |
зрения |
Восприятие: непроизвольность, замедленность, фрагментарность, нарушение восприятия пространственных отношений между предметами, формирование неполных зрительных образов; память: слабой выраженностью «закона края»; мышление: затруднения при классификации предметов, страдает наглядно – образное и наглядно – действенное; внимание: объем – 2-3 объекта; речь: изменение темпа развития, нарушение словарно- семантической стороны речи, слабое использование неязыковых ср. общения – мимики, пантомимики, интонации |
Взаимодействие специалистов разного профиля: логопед, дефектолог, тифлопедагог; тьютеры; специальные программы и применение специальных методик обучения и воспитания; учет зрительных возможностей и основных зрительных функций; учет течения заболевания органов зрения; подбор оптических средств; распределение занятий, чтобы не было зрительного перенапряжения – учет офтальмо- гигиенических требований; введение контрастных цветов, начиная со входа в уч. заведение; перила вдоль лестницы и по всему коридору, шероховатые стены, рельефное покрытие полов; доп. освещение в рабочей зоне; пособия с контрастным изображением. |
слуха |
Слабослышащие — частичная слуховая недостаточность, затрудняющая речевое развитие. Рано оглохшие – потерявшие слух в 1-2 г. Позднооглохшие – речь имеется. Глухие – с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для развития всех психических процессов, включая речь. Трудности понимания обращенной речи; ограничен объем вербальной информации; употребление единиц языка. |
Обусловлены: трудностями понимания обращенной речи; характером межличностной коммуникации; ограничением объема вербальной информации. Специальные образовательные потребности: слухозрительное (чтение с губ) восприятие обращенной речи говорящего человека; мотивированное употребление единиц; для оглохшего – педагогическая помощь по предотвращение распада сформированной речи; Образовательная среда: использование форм словесной речи (устная, письменная, дактильная), язык жестов и язык слов – при обучении с глухими. |
задержка психического развития (ЗПР) |
Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; неполная сформированность игровой деятельности; восприятие характеризуется замедленностью, в мышлении обнаруживаются трудности словесно – логических операций. |
Получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений – «пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого; организовывать образовательную среду с учетом функционального состояния ЦНС и психических процессов: быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усвояемых знаний; оказание специальной психокоррекционной помощи, направленной на копменсацию дефицитов эмоционального развития. |
Интеллектуальными нарушениями |
Три степени умственной отсталости: 1. Легкая степень (незначительная степень УО). 2. Средняя, умеренная степень (при этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования). 3. Глубокая, тяжелая (грубые нарушения головного мозга) Познавательные процессы формируются в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому мыслительные операции развиваются замедленно. Недостаток: мышления – слабость обобщений; восприятия – избирательности, целостности, темпа, точности, полноты, константности; воображения – нечеткость, упрощенность, искаженность; внимания – небольшой объем, неустойчивость, нарушения переключаемости; памяти – медленное усвоение даже после многократного повторения. Во многих случаях, дети не принимают помощь со стороны взрослого. |
Потребность в обеспечении доступности учебного материала, развитии мотивации к учению и познавательных интересов. Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторки. Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого. Охранительный режим. Формирование социальной компетентности. |
тяжелые нарушения речи |
Восприятие: нарушено слуховое восприятие (фонематический слух, низкая активность припоминая), зрительного восприятия: бедность и недефференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей. Пространственного – нарушения ориентировки в пространстве, трудности дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Память: снижение продуктивности запоминая, относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Внимание: трудности переключения и распределения, в планировании и контроле своих действии, трудности сосредоточения на вербальном материале. Мышление: трудности овладения анализом и синтезом, сравнением и обобщением, трудности в вербальных заданиях логической направленности, бедный запас об окружающем мире. Представленная информация была полезной? ДА 58.73% НЕТ 41.27% Проголосовало: 1037 |
Выявление как можно раньше тяжелые нарушения и предоставление детей на ТПМПК для определения специальных условий получения образования по адаптированной программе – для детей раннего и дошкольного возраста. Для дальнейшего обучения по АООП школьного обучения с незначительной положительной динамикой для предупреждения нарушений письма и чтения. Развитие всех сторон речевой деятельности: артикуляционного аппарат, звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико – грамматических категорий языка, развитие связного речевого высказывания. |
опорно – двигательного аппарата |
Возможность снижения интеллектуального развития Нарушение последовательности и темпа созревания всех двигательных функций Нарушение равновесия и координации Нарушение кинестетической чувствительности, искаженное восприятие направления движения. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире Нарушение активного произвольного внимания, формирования избирательности, устойчивости, концентрации и переключения, распределения внимания – застрять на одних элементах. Недостаточность сенсорно- перцептивного развития , так как низкий уровень кинестетического, зрительного и слухового восприятия. Речевое развитие характеризуется количественными и качественными патологическими особенностями |
Доступная архитектурная среда: коррекция нарушений познавательного и речевого развития; психологическая коррекция эмоционально – личностных нарушений; коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания; помощь ассистента. |
расстройство поведения и общения |
Первый вариант: расстройства, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками дошкольного периода). Второй: нарушение общепринятых норм, не являющееся правонарушениями: жадность, эгоизм, жестокость, замкнутость. Третий: поведение, нарушающее правовые нормы. Четвертый: расстройство поведения, обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. |
Комплексная помощь детям и семьям, которая будет направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей развитие необходимых в обществе практических представлений. |
комплексное нарушение развития |
Группы: Дети с сочетанными сенсорными расстройствами; дети с сочетанием сенсорных и двигательных нарушений; дети с сочетанием сенсорных и интеллектуальных нарушений; |
В обучении выбрать соответствующую тактику помощи, которая будет осуществлять и моделировать свои действия таким образом, чтобы максимально приблизить ребенка к обозначенной цели, а именно – подготовить его к жизни. |