Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ГБОУ СОШ 535 Калининского района
Санкт-ПетербургаПсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях НОО
педагог-психолог
Кузнецова С.Н.2023
-
2 слайд
Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическом сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости помощь и поддержка.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.). -
3 слайд
Особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи:
слух сохранен,
первично не нарушен интеллект,
есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Тяжёлые нарушения речи проявляются в нарушении:
познавательной сферы,
эмоционально — волевой сферы,
межличностных отношений,
развития ВПФ. -
4 слайд
Работа педагога-психолога строится на ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи для групповых и индивидуальных занятий (вариант 5.2)
уровень образования/класс: начальное общее образование, 1-4 класс
2 программы:
Индивидуальных занятий – 2 занятия по 20 мин. или –но 40 мин. – развитие ВПФ
Групповые занятия – 40 мин. — ЭВС
Итого: 2 занятия в неделю по 40 мин (локальный акт)
Нагрузка на ставку 36 академических часов, из них 18 часов – занятия, консультации и диагностика и 18 часов – методическая работа. Количество детей – 20.
Программы рассчитаны на 4 года психологического сопровождения учащихся. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
включают в себя
Программы включают задания и упражнения:
по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере – познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь;
на работу с эмоционально мотивационной сферой;
на развитие свойств внимания;
на развитие объема механической и смысловой памяти;
ориентацию в пространстве тела;
отвлечённую ориентировку в пространстве;
пространственную ориентировку в плане;
пространственную ориентировку в листе бумаги;
на обучение самоконтролю;
на развитие произвольности; -
5 слайд
Обучающиеся с ТНР имеют особенности психофизического развития:
позднее развитие речи;
утомляемость, сниженная работоспособность в результате повышенной истощаемости;
эмоциональная нестабильность;
физиологическая незрелость;
низкий самоконтроль;
сниженная критичность;
неустойчивое внимание;
неумение организовать свою деятельность;
неумение работать в определенном темпе;
незрелость эмоций и воли.
ограничен запас общих сведений и представлений.
примитивный словарный запас.
несформированность анализа, синтеза, сравнений и умозаключений.
6.неполная сформированность игровой деятельности.
7.низкий уровень самоконтроля или его отсутствие.
8.неумение планировать свою деятельность. -
6 слайд
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по направлениям (блокам) :
Диагностический блок (индивидуальная и групповая (скрининг) -обеспечивает своевременное выявление у учащихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению АООП НОО, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях учреждения и вне его; психолого-педагогическую диагностику, направленную на выявление индивидуальных особенностей ребенка. ;
Коррекционно – развивающий блок (индивидуальная и групповая) — обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом, речевом развитии учащихся с ТНР; развивающую, коррекционную работу, осуществляемую в течение всего периода обучения в начальной школе.;
Аналитический блок (аналитические отчеты, мониторинг, скрининг, ППк, выступления, публикации, обмен опытом). Посредством аналитической деятельности определяется: уровень актуального развития; проводиться динамическая диагностика; корректировка индивидуального маршрута; определяется эффективность коррекционной помощи. -
7 слайд
Консультативный блок — обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТНР в освоении АООП НОО, специалистов, работающих с детьми и их семьей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации детей с ТНР; включает консультативную работу с педагогами и родителями, связанную с результатами диагностической работы, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия.
Информационно — просветительский блок – направлен на разьяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса учащихся с ТНР, со всеми его участниками – обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Профилактическая работа – содействует полноценному психическому и физическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом особенностей детей с ТНР. -
8 слайд
Эффективность реализуемой программы осуществляется на основе диагностики уровня развития учащихся, проводимой 2 раза в год (в начале и конце учебного года). А так же проведения анкетирования педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам информационного, обучающего и профилактического характера по работе и развитию детей с ТНР.
В диагностируемые параметры включены 7 основных блоков: Социальная ситуация развития; ведущая деятельность; особенности познавательной деятельности; изучение свойств внимания; изучение свойств памяти; эмоционально-волевая сфера и личностные психо-физиологические особенности; изучение свойств восприятия, пространственных представлений. -
9 слайд
Для 1 класса
-
10 слайд
-
11 слайд
2 класс
-
12 слайд
2 класс
-
13 слайд
3 класс
-
14 слайд
3 класс
-
15 слайд
4 класс
-
16 слайд
4 класс
-
17 слайд
-
18 слайд
Индивидуальный профиль обучающегося ____ класса ГБОУ СОШ №535 на 202__-202__ учебный год
Диагноз: 5.2 ТНР программа обучения: АООП НОО для обучающихся с ОВЗ вариант программы: 5.2 (ТНР)
(Ф.И. обучающегося, дата рождения) ____________________________________________________________________________ -
19 слайд
ТНР 5.2 (инд.,груп.,ВУД 1-4 кл.)
ЗПР 7.2, УО 1-9 кл.
РАС 8.2, 8.3 1-9 кл.
НОДА 6.6.3 1-4 клKuznetsova.kuznezova@yandex.ru
Спасибо за внимание!!!