Публичноепредставление
педагогическогоопыта
учителяначальных классов.
Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди,способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески.Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать своюособенность и, таким образом, становится личностью. Образование должнопобуждать к творчеству.
Я работаю по образовательной программе «Школа России» и ужеодиннадцатый год занимаюсь проблемой «Активизация познавательнойдеятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальных классах».Я считаю, что данная проблема обусловлена современнымитребованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиямистандарта второго поколения (ФГОС), а также она созвучна с проблемой нашейшколы. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развитияпознавательных процессов ребенка. С началом школьного обучения мышлениевыдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Современный подход кобучению и воспитанию младших школьников предполагает, что направляя усилия наразвитие мышления детей, следует ориентироваться на их индивидуальныеособенности (склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и т.д.) Приэтом необходимо помнить и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшемшкольном возрасте.
2. Концептуальность
Процесс познания у младших школьников в основном неустойчив,эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активностьмладшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимостьактивизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитаниюи образованию.
Чем же должен овладеть ученик, выходя из стенначальной школы? Прежде всего-умением учиться. У него должны быть сформированыуниверсальные учебные действия (УУД). В этом учителю может помочь освоение«Технологией развития мышления и познавательной деятельности». Суть очень точнопередана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,вовлеки меня – я пойму».
В ходе изучения и применения методов и приёмов мышления,познавательной деятельности на уроках в начальной школе мною были выделенынаиболее подходящие для каждой фазы урока:
I. Стадия вызова
«Кластер»
«Загадка»
«Мозговой штурм»
«Отсроченная догадка»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Да – нетка»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
«Кластер».
Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления,события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). Вцентре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логическисвязывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорногоконспекта по изучаемой теме.
3. Наличие теоретической базы опыта.
В основе моей воспитательной системы лежит разработаннаяизвестным философом
М. С. Каганом структура личности, состоящая из пятиосновных потенциалов:
— интеллектуального (познавательного);
— ценностного (нравственного);
— коммуникативного;
— творческого;
— художественного.
Формирование перечисленных потенциалов способствуетразвитию многогранной и творческой личности человека, что и является моей важнойцелью.
Я также опираюсь в своей работе на теоретическиерекомендации интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения Ю.К. Бабанского, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, П. Я.Гальперина, И. С. Якиманской.
Учебныйпроцесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника впознавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящейудовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием итолько в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процессразвития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению,самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: Деятельность должнабыть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательнойдеятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие ивнешние и внутренние условия обучения.
Структура учебной мотивации связанас эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученикаформируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак,через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желанияучиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательнойдеятельностью мы и формировали познавательный интерес.
4. Основная педагогическая идея
Основная педагогическая идея учебно – воспитательногопроцесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников впроцессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логическогомышления, формирования творческой активности учащихся; создание условий дляполноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешнойадаптации в образовательной и социальной среде.
Первый год реализации программы (1 класс):
— знакомлю с различными видами внимания и памяти,способствую развитию познавательных интересов;
— обеспечиваю положительный эмоциональный настрой учащихсяк активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов,интеллектуальных игр.
— привлекаю родителей к реализации данной программы.
Второй год реализации программы (2 класс):
— знакомлю со способами развития внимания, памяти;
— развиваю познавательные способности школьников –восприятие, воображение, мышление (логическое и творческое) через организациюработы образовательных занятий «Развивающая математика», «Знатоки грамматики»,кружков проектной деятельности «Я исследователь», «Почемучка»;
— воспитываю коммуникативную культуру школьника – умениеработать в паре, мини группе, коллективе.
Третий год реализации программы (3 класс):
— совершенствую навыки познавательной деятельностиучеников;
— формирую организационно-деятельностные умениятретьеклассников: самоорганизацию, самокоррекцию, поддерживаю желание успешноучиться;
— воспитываю у учащихся потребность к расширению своегокультурного кругозора.
Четвёртый год реализации программы (4 класс):
— обеспечиваю устойчивую потребность у учащихся ксовершенствованию своих интеллектуальных способностей;
— поддерживаю увлечённость учащихся каким-либо учебнымпредметом, видом внеурочной деятельности;
— обеспечиваю формирование активной жизненной позиции черезпроведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольныхмероприятиях.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, чтосамым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательныйинтерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент,но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивыйпознавательный интерес формируется разными средствами.
Одним из них является занимательность. Элементызанимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатоесвоими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания,помогают им усвоить любой учебный материал.
Например, в процессе игры на урокематематики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где имприходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия,тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условияпоиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым,собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Виграх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Уних развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываетсядисциплина, воля, характер.
На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?»,«Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол».
Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:
· фокусы с разгадыванием задуманныхчисел;
· задания с занимательными рамками имагическими квадратами;
· игры типа: «Кто первым получит 10»;
Исследовательский характер этих заданийнаправлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышнойстратегии игры.
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6,вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Игра «Решето»
Ученики одного ряда встают и по очередивоспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильноназвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся,стоит, т. е. остаётся в «решете».
Задачи со сказочнымсюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решитьпроблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.
1. Доктор Айболит велелБармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалейпримет 4 таблетки?
2. Самый длинный балкоролевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколькодней продолжался праздник?
Дети очень любят«Веселый счет» — рифмованные задачки.
Первоклассникам, например, начертания цифрпомогают запомнить веселые стихотворения. Геометрический материал легкозапоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Поддерживать интерес детей к учебе мнепомогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок –веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задаютдетям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.
Шарады, ребусы, кроссворды очень нравятсядетям.
Детям также нравятся нетрадиционные уроки.
По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – этоимпровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную)структуру.
Мнения педагогов о нетрадиционных урокахрасходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы,другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажениеструктуры урока.
На мой взгляд, нетрадиционный урок не толькоможет, но и должен быть использован в начальной школе, так как является однимиз действенных способов активизации учебнойдеятельности.
Наиболее распространенныетипы нетрадиционных уроков — урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие,урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция,урок-соревнование, урок-эстафета…
Урок-путешествие.
Урок проводится в форме воображаемогопутешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.
Мною были проведены урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10»
(по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)
Урок-сказка.
Как и в любой сказке, на таком уроке естьположительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино,Карабас-Барабас).
В сказке есть завязка (проблемный вопрос,необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьбадобра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победойдобра над злом.
Мною проведен урок-сказка во 2 классе потеме: «Решение задач»
Урок-игра.
Названный вид урока может быть проведен вформе игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делитсяна команды.
Здоровьесберегающие технологии.
Учитывая повышеннуюдвигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например:
Арифметический диктант
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверхподняли,
В стороны, вперед, назад. Повернулисьвправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)
Базарного: физкультминутки для глаз спомощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного родатраектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры,например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками.
Задания:
· найди глазами две одинаковыепирамидки, две одинаковые тарелки;
· сосчитай, сколько во всех пирамидкахкрасных колец, зелёных, жёлтых;
· найди такую тарелку, где есть цвет,который в других не повторяется.
Работаю над созданиембанка мультимедийных офтальмотренажёров, где собираю мои материалы и материалымоих коллег.
Проблемные ситуации. Цельи назначение проблемного обучения — преодолеть элементы механическогоусвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихсяи ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивномумышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которыеиспытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация.Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются:проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслюпедагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находятответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит — урокудался.
Интеграция учебных занятий. Нарезультативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знанияприобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными,усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся,более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннееразвитие личности.(интегрированный урок с презентацией)
Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения ксоблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинностиприобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых имрассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делаютболее легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование ИКТ.
Современныеинтерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционныевиды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание уч-ся сутиизучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке вувлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяютсделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок,ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? » А этозначит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна изважнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерныепрезентации или видео клипы на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестветренажёра при формировании вычислительных навыков, для просмотра сказки, или викторинам по сказкам, для осуществления самоконтроля , при проведении физкультминуток.
При использовании науроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. Внем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только ихвременные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данномслучае увеличивается и несет познавательную нагрузку.
Результатом использования новыхинформационных технологий является осуществление более легкого,свободного и быстрого протекания учебной деятельности учащихся. Они становятсяищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, инициативными.Ученики легче и быстрее усваивают материал, проявляют готовность истремление к совершенствованию. Успешная учебно-познавательнаядеятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценкуучащихся в коллективе.
Таким образом, учебный процессс поддержкой компьютерных технологий, повышает качество знаний, помогает учащимся преодолевать трудности, создает благоприятные условиядля лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебномпроцессе.
В процессе организациивнеклассной работы необходимо воспитывать общий интерес к знаниям. Научитьребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии:
— На природу.
— По родному селу.
— По главным объектамсела.
Например: «Экскурсия в Болдино», чтобы лучше познакомится сжизнью и творчеством А.С.Пушкина ( в приложении представлен фильм о нашейэкскурсии).
Но обязательно передпроведением экскурсий замотивировать детей. Например, хотите узнать, гдепрячется осень? Или вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?
Я имею свою личную страничку на сайте по адресу :
http://nsportal.ru/pivkina-yuliya-vladimirovna
или http://soc.edurm.ru/users/yulya2013, где можно просомтреть разработки моих урокови занятий.
С первого класса все учащихся завели портфолио.Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют егопознавательную активность.
6. Результативность опыта .
Применяемые формы и методы работ, помоглимоим учащимся добиться опредёлённых результатов.
Результаты тестирования уровня психологическогоразвития детей, показали повышение познавательной активности и роста ихуспеваемости.
Показатели качества знаний учащихся за последние три годаподтверждает результативность используемых технологий, методов и приемовобучения.
Проводимая работа позволяет мне получать результатыкачественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательныеспособности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметныхолимпиадах и различных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек иприрода», «Инфознайка».
многие учащиеся становятся участниками, победителямиразличных районных и республиканских конкурсов, олимпиад.
Перспективы:
Помочь овладеть учащимся работойна компьютере, чтобы проводить уроки на современном уровне.
Продолжить работу по активизациипознавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
Я буду только рада, если мой опыт будет полезендля педагогической работы учителям начальной школы. )
