X-PDF

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов.

Поделиться статьей

Публичноепредставление

педагогическогоопыта

учителяначальных классов.

 

Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди,способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески.Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать своюособенность и, таким образом, становится личностью. Образование должнопобуждать к творчеству.

Я работаю по образовательной программе «Школа России» и ужеодиннадцатый год занимаюсь проблемой «Активизация познавательнойдеятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальных классах».Я считаю, что данная проблема обусловлена  современнымитребованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиямистандарта второго поколения (ФГОС), а также она  созвучна с проблемой нашейшколы. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развитияпознавательных процессов ребенка. С началом школьного обучения мышлениевыдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Современный подход кобучению и воспитанию младших школьников предполагает, что направляя усилия наразвитие мышления детей, следует ориентироваться на их индивидуальныеособенности (склад ума, темп мыслительной деятельности, обучаемость и т.д.) Приэтом необходимо помнить и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшемшкольном возрасте.

 

2. Концептуальность


   Процесс познания у младших школьников  в основном неустойчив,эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активностьмладшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимостьактивизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитаниюи образованию.

      Чем же должен овладеть ученик, выходя из стенначальной школы? Прежде всего-умением учиться. У него должны быть сформированыуниверсальные учебные действия (УУД). В этом учителю может помочь освоение«Технологией развития мышления и познавательной деятельности». Суть очень точнопередана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,вовлеки меня – я пойму».

В ходе изучения и применения методов и приёмов мышления,познавательной деятельности  на уроках в начальной школе мною были выделенынаиболее подходящие для каждой фазы урока: 

I. Стадия вызова

«Кластер»

«Загадка»

«Мозговой штурм»

«Отсроченная догадка»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да – нетка»

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

«Кластер».

Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления,события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). Вцентре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логическисвязывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорногоконспекта по изучаемой теме.

 

3. Наличие теоретической базы опыта.

   В основе моей воспитательной системы лежит разработаннаяизвестным философом

  М. С. Каганом структура личности, состоящая из пятиосновных потенциалов:

— интеллектуального (познавательного);

— ценностного (нравственного);

— коммуникативного;

— творческого;

— художественного.

   Формирование перечисленных потенциалов способствуетразвитию многогранной и творческой личности человека, что и является моей важнойцелью.

   Я также опираюсь в своей работе на теоретическиерекомендации интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения Ю.К. Бабанского, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Т. В. Кудрявцева, П. Я.Гальперина, И. С. Якиманской.

   Учебныйпроцесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника впознавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящейудовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием итолько в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процессразвития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению,самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: Деятельность должнабыть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательнойдеятельности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие ивнешние и внутренние условия обучения. 
Структура учебной мотивации связанас эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученикаформируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак,через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желанияучиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательнойдеятельностью мы и формировали познавательный интерес. 

4. Основная педагогическая идея

Основная педагогическая идея  учебно – воспитательногопроцесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников впроцессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логическогомышления, формирования творческой активности учащихся; создание условий дляполноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешнойадаптации в образовательной и социальной среде.

   Первый год реализации программы (1 класс):

— знакомлю с различными видами внимания и памяти,способствую развитию познавательных интересов;

— обеспечиваю положительный эмоциональный настрой учащихсяк активной познавательной деятельности через проведение творческих конкурсов,интеллектуальных игр.

— привлекаю родителей к реализации данной программы.

   Второй год реализации программы (2 класс):

— знакомлю со способами развития внимания, памяти;

— развиваю познавательные способности школьников –восприятие, воображение, мышление (логическое и творческое) через организациюработы образовательных занятий «Развивающая математика», «Знатоки грамматики»,кружков проектной деятельности «Я исследователь», «Почемучка»;

— воспитываю коммуникативную культуру школьника – умениеработать в паре, мини группе, коллективе.

   Третий год реализации программы (3 класс):

— совершенствую навыки познавательной деятельностиучеников;

— формирую организационно-деятельностные умениятретьеклассников: самоорганизацию, самокоррекцию, поддерживаю желание успешноучиться;

— воспитываю у учащихся потребность к расширению своегокультурного кругозора.

   Четвёртый год реализации программы (4 класс):

— обеспечиваю устойчивую потребность у учащихся ксовершенствованию своих интеллектуальных способностей;

— поддерживаю увлечённость учащихся каким-либо учебнымпредметом, видом внеурочной деятельности;

— обеспечиваю формирование активной жизненной позиции черезпроведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольныхмероприятиях.

 

5. Оптимальность и эффективность средств.


Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, чтосамым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательныйинтерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент,но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивыйпознавательный интерес формируется разными средствами.

Одним из них является занимательность. Элементызанимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатоесвоими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания,помогают им усвоить любой учебный материал.

Например, в процессе игры на урокематематики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где имприходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия,тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условияпоиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым,собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Виграх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Уних развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываетсядисциплина, воля, характер.

             На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?»,«Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол».

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

·      фокусы с разгадыванием задуманныхчисел;

·      задания с занимательными рамками имагическими квадратами;

·      игры типа: «Кто первым получит 10»;

Исследовательский характер этих заданийнаправлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышнойстратегии игры.

Фокус.  Задумайте число, прибавьте к нему 14, к  результату прибавьте 6,вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Игра «Решето»

Ученики одного ряда встают и по очередивоспроизводят таблицу умножения, например на 3. Ученик, который правильноназвал пример из таблицы и его ответ, садится на место, а тот, кто ошибся,стоит, т. е. остаётся в «решете».

     Задачи со сказочнымсюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решитьпроблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.

1. Доктор Айболит велелБармалею принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время Бармалейпримет 4 таблетки?

2. Самый длинный балкоролевства  продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколькодней продолжался праздник?

     Дети очень любят«Веселый счет» — рифмованные задачки.

Первоклассникам, например, начертания цифрпомогают запомнить веселые стихотворения.  Геометрический материал легкозапоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.

Поддерживать интерес детей к учебе мнепомогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок –веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задаютдетям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.

    Шарады, ребусы, кроссворды очень нравятсядетям.

     Детям также нравятся нетрадиционные уроки. 

По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – этоимпровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную)структуру.

Мнения педагогов о нетрадиционных урокахрасходятся: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы,другие считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажениеструктуры урока.

На мой взгляд, нетрадиционный урок не толькоможет, но и должен быть использован в начальной школе, так как является однимиз действенных способов активизации учебнойдеятельности.

     Наиболее распространенныетипы нетрадиционных уроков — урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие,урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция,урок-соревнование, урок-эстафета…

Урок-путешествие.

Урок проводится в форме воображаемогопутешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.

Мною были проведены урок-путешествие по математике в 1 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 10»

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

 (по мотивам произведения «Айболит» К. И.Чуковского)

Урок-сказка.

Как и в любой сказке, на таком уроке естьположительные и отрицательные герои (Баба Яга, Кощей, Буратино,Карабас-Барабас).

В сказке есть завязка (проблемный вопрос,необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьбадобра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой — победойдобра над злом.

Мною проведен урок-сказка  во 2 классе  потеме: «Решение задач»

Урок-игра.

Названный вид урока может быть проведен вформе игр «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики» и т.д. Класс при этом делитсяна команды.

Здоровьесберегающие технологии.

     Учитывая повышеннуюдвигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например:

Арифметический диктант

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверхподняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулисьвправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, хлопки).

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

(Г. Виеру)

Базарного: физкультминутки для глаз спомощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного родатраектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры,например, пирамидки или тарелки с разноцветными кружками.

Задания:

·      найди глазами две одинаковыепирамидки, две одинаковые тарелки;

·      сосчитай, сколько во всех пирамидкахкрасных колец, зелёных, жёлтых;

·      найди такую тарелку, где есть цвет,который в других не повторяется.

      Работаю над созданиембанка мультимедийных офтальмотренажёров, где собираю мои материалы и материалымоих коллег.

Проблемные ситуации. Цельи назначение проблемного обучения — преодолеть элементы механическогоусвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихсяи ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивномумышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которыеиспытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация.Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются:проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслюпедагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находятответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит —  урокудался.

Интеграция учебных занятий. Нарезультативность процесса обучения оказывают  межпредметные связи: знанияприобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными,усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся,более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннееразвитие личности.(интегрированный урок с презентацией)

Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения ксоблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинностиприобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых имрассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делаютболее легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование ИКТ.

     Современныеинтерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционныевиды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание уч-ся сутиизучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке вувлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяютсделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок,ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного? »  А этозначит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна изважнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерныепрезентации или видео клипы на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестветренажёра при формировании вычислительных навыков, для просмотра сказки, или викторинам по сказкам, для осуществления самоконтроля , при проведении физкультминуток.

     При использовании науроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. Внем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только ихвременные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данномслучае увеличивается и несет познавательную нагрузку.

  Результатом использования новыхинформационных технологий является  осуществление более легкого,свободного и быстрого протекания учебной деятельности учащихся. Они становятсяищущими, жаждущими  знаний, неутомимыми, творческими, инициативными.Ученики  легче и быстрее усваивают материал,  проявляют готовность истремление к совершенствованию.  Успешная учебно-познавательнаядеятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценкуучащихся в коллективе.

   Таким образом, учебный процессс поддержкой компьютерных технологий,  повышает качество знаний, помогает учащимся преодолевать трудности, создает благоприятные условиядля лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебномпроцессе.

В процессе организациивнеклассной работы необходимо воспитывать общий интерес к знаниям. Научитьребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии:

— На природу. 

— По родному селу. 

— По главным объектамсела. 

Например: «Экскурсия в Болдино», чтобы лучше познакомится сжизнью и творчеством А.С.Пушкина ( в приложении представлен фильм о нашейэкскурсии).

Но обязательно передпроведением экскурсий замотивировать детей. Например, хотите узнать, гдепрячется осень? Или вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы? 

     Я имею свою личную   страничку на сайте по адресу :

http://nsportal.ru/pivkina-yuliya-vladimirovna

  или   http://soc.edurm.ru/users/yulya2013, где можно просомтреть разработки моих урокови занятий.

С первого класса  все учащихся  завели  портфолио.Оно позволяют судить об успехах каждого ученика  и стимулируют егопознавательную активность.

 

6. Результативность опыта .

 

Применяемые формы и методы работ, помоглимоим учащимся добиться опредёлённых результатов. 

 Результаты тестирования уровня психологическогоразвития детей, показали повышение познавательной активности и роста ихуспеваемости.

Показатели качества знаний учащихся за последние три годаподтверждает результативность используемых технологий, методов и приемовобучения.

Проводимая работа позволяет мне получать результатыкачественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательныеспособности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметныхолимпиадах и различных  конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек иприрода», «Инфознайка».

  многие учащиеся становятся  участниками, победителямиразличных районных и республиканских конкурсов, олимпиад. 

Перспективы:

Помочь овладеть  учащимся  работойна компьютере, чтобы проводить уроки на современном уровне.

Продолжить работу по активизациипознавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Я буду только рада, если мой опыт будет полезендля педагогической работы учителям начальной школы. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет