X-PDF

Публикация Психологический комфорт на уроках музыки и занятий дополнительного образования как условие развития личности школьника.

Поделиться статьей

Психологическийкомфорт на уроках музыки и занятий дополнительного образования как условиеразвития личности школьника.

Однойиз главных задач учителя является не только создание ближайший и дальнихперспектив развития ученика, но и создание мажорного тона образовательногопроцесса, то есть обеспечение психологического комфорта обучения. Созданиеблагоприятного психологического климата является важным компонентомдеятельности учителя, так как психологически здоровые, творческие, уверенные всвоих силах ученики будут способны реализовать самые неожиданные креативныеидеи.

Музыка,театр, живопись и другие виды искусства формируют эмоциональную, духовную сферучеловека, являясь комфортной средой для развития личности.  Чем раньше ребёнокначнёт погружаться в волшебный мир искусства, тем богаче будет его внутренниймир, разноплановое развитие, раскрытие творческих возможностей, способностей итаких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия,самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Я,как педагог дополнительного образования и учитель музыки, стараюсь создать психологическийкомфорт на уроках музыки и на театральных занятиях групп образцового детскогоколлектива школьного учебного театра «ШУТ», занимающихся по программам «Любители вы играть так, как любим мы» (1-4 е классы) и «Игровой тренинг» (5-8классы).

I.                  Психологический комфорт на уроках музыки.

 Опороймоей работы является художественно-педагогическая идея самого урокамузыки. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностныхкачеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь исмерть, материнство, защита Отечества. Музыкальное воспитание – важнейшеесредство формирования духовного облика человека, его идеалов.   МУЗЫКАразвивает все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного, и все видыпамяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. А также  ассоциативнуюфантазию, эмоциональную отзывчивость. Гармоничность музыкального влияния наформирование личности ребенка достигается тогда, когда используются все формыорганизации музыкальной деятельности детей

Комфортная средадля школьника создаётся на всех этапах урока. Особенно хочется выделить 3 изних.

1.     Началоурока – это организационный момент, которыйпозволяет положительно настроить внимание учеников, организовать их.

-Здравствуйте!Создание эмоционального настроя. Мы часто распеваем это слово с разнойинтонацией.

2.     Прослушиваниемузыки

Ключевойзадачей уроков музыки в 8 классе является воспитание грамотного слушателя впроцессе изучения произведений классической и народной музыки, лучших образцовсовременной музыки академических и массовых жанров. Поэтому важным этапом урокасчитаю прослушивание музыки. Исследования учёных по вопросу воздействиямузыки на психику человека доказали положительное влияние классической музыки.Особенно произведений Моцарта, Вивальди, Чайковского, Шуберта. Главнаяособенность этой музыки — она написана в ритме сердца (60-70 Гц), поэтому легковоспринимается организмом и способствует нормализации работысердечно-сосудистой системы и других органов. Замечено позитивное влияние этихкомпозиций даже на примере животных и растений, они быстрее растут иразвиваются.

Припроведении исследований МРТ под воздействием классической музыки, заметилиактивизацию всего головного мозга, а не только определённой части, человекполностью вовлекается в прослушивание. Кроме влияния на здоровье, наблюдается иулучшение интеллектуальных способностей — рост IQ, что происходит за счётмозговой активности во время прослушивания. Поэтому важно с детского возраставключать классическую музыку для успешного развития ребёнка, формированиячувства гармонии, улучшения памяти, мышления.

Классическая музыка помогает во многих заболеваниях

Повышенная тревожность, депрессивные состояния(Моцарт);

Общеукрепляющие, иммуностимулирующее воздействие(позитивные композиции);

В комплексе с другими методами лечит от заикания;

Нормализует работу сердца и других органов;

Стимулирует память и умственные способности;

Нарушения слуха — улучшает его состояние;

При головных болях в результате перенапряжения,стресса (зачёты, контрольные);

Способствует развитию творческих способностей, ростуработоспособности на 50%.

Прослушивание музыки развивает в школьникахвосприимчивость, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативноемышление, творческое воображение, — все те качества, которые так необходимысовременному человеку, обогащает их духовный мир.

3.    Вокально-хоровая работа.

Интереснаясовместная деятельность. «Открытие» ребёнка на общение. Выбор мизансцены.Подача информации с позиции «МЫ». Установление личного контакта. «Соучастие»ребёнка в процессе хорового пения. Формирование уважения, чувства сплоченностии принадлежности к группе способствует вокально – хоровая часть урока, накоторой ребята разучивают и исполняют песни композиторов, вошедшие в копилкулучших произведений отечественной культуры. Созданиеситуации успеха.

Используемыетехнологии.

Педагогические технологии, используемые при реализациирабочей программы по музыке: сотворчество, сотрудничество,личностно-ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированныеобучающие, развивающие и диагностирующие задания. Они  способствуют  обогащениюопыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки, раскрытиювозможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевногосостояния.

II.               Психологическийкомфорт на занятиях дополнительного образования.

Общиезадачи, стоящие перед педагогами театра, следующие: выявить склонности испособности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создатьколлектив единомышленников, то есть добиться того, чтобы каждыйребенок-участник проявил свои способности и почувствовал необходимостьобъединения для совместной работы, а также учился взаимодействовать совзрослыми и сверстниками.

Главное втеатрализованной деятельности — не просто желание развлечь детей или заучить сними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детскойфантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующегоэмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности всебе, в своих силах.

Для успешногопроведения театральных занятий необходима импровизация, доверительнаяатмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

Одна из главныхцелей театральных занятий – обеспечение условий для формирования благоприятногопсихологического климата в детском коллективе, личностного роста учащихся присохранении их самобытности, непосредственности, искренности и простоты. Занятияактерским мастерством развивает личность ребенка, прививает устойчивый интереск литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенныепереживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитиюкоммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать своюточку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Общая траекторияобучения, выстроенная педагогом, влияет как на планирование занятий, так и навыполнение каждого намеченного вида работы. Кроме того, для создания атмосферыпсихологического комфорта приходится вносить определенные изменения вупражнения и задания, чтобы учесть возрастные и творческие способностиучастников детского коллектива.

Формыработы: игровые, актёрские тренинги,  подготовкойэтюдов, репетиционно-постановочная деятельность и т.д. Все они требуютсплоченности и психологической мобильности всего детского коллектива.

Тренингпредполагает широкое использование элемента игры, что помогает ребенкупробудить творческую фантазию, выразить себя как творческую индивидуальность. Впроцессе таких упражнений ребенок начинает постигать безграничные возможностифантастического мира своего детства. То, чем занят ребенок, всего лишь веселаяигра. Но эта игра приносит чувство свободы, азарт, непосредственность,раскованность, смелость. Атмосфера свободы, созданная с помощью тренингов,вызывает подлинную заинтересованность ребенка.

Классификациютренингов можно провести в соответствии с основными психоэмоциональными,когнитивными и креативными возможностями и способностями ребенка.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Виды тренингов:

·       Наразвитие внимание

·       Наобразное мышление

·       Наразвитие творческого воображения

И.т.д.

Театральноеискусство — одна из форм деятельности, содействующих самовыражению,самоактуализации ребенка, его стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениямс людьми, творческому отношению к жизни, уверенности в себе, прочномудоброжелательному отношению с окружающими, что является основными условиямисоздания комфортного психологического климата в детском коллективе. Театральнаядеятельность позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полнореализовать себя, научиться понимать, сочувствовать, сопереживать, удивляться,вызывать эмоциональный отклик на окружающую действительность.

Театральнаяпедагогика характеризуется отсутствием поучений, назойливой дидактичности,откровенных призывов. При всем том образное, яркое, эмоционально-захватывающеераскрытие красоты человеческих отношений позволяют искусству осуществлятьвоспитательные функции.

Средстватеатрального искусства обладают значительными педагогическими ресурсамиразвития творческого потенциала подрастающей личности, предоставляя возможностьсамореализации, саморазвития, самоактуализации, способствуют приобретениюдополнительных знаний, умений и навыков, нравственному, профессиональному иличностному самоопределению. Важное значение для создание комфортной атмосферына театральных занятиях имеет высоко – художественный репертуар,основанный на лучших произведениях русской и зарубежной классики исовременности, соответствующий возрастным особенностям детей. Он находит откликв их сердцах, позволяет раскрыть способности, помогает разобраться в сложныхпсихологических ситуациях, формирует нравственные качества личности школьника. Сбольшим интересом учащиеся 2, 4 классов репетируют на занятиях сказки В.Катаева «Цветик-семицветик», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». Уучеников старших классов всплеск воодушевления вызвала инсценировка повести Б.Васильева «Завтра была война».

Эмоциональнаянагрузка, какую дает театр ребёнку, просто необходима, она живительна ивдохновляющая. Возникают новые интересы, вопросы о добре и зле, тем более, еслиты еще и сам активный участник действия. Поэтому можно прогнозировать, чтовоспитание искусством раскроет способности и возможности школьника, поможет емураскрепоститься, решит проблему социализации ребенка в обществе.

При выполнении  такихтворческих заданий создаётся  ситуация успеха. Онадает возможность ребенку пережить радость достижения, осознать своивозможности, поверить в себя.

         Успехможет быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым,связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуацияуспеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, чтодаже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическоесамочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений сокружающими. Ситуация успеха может стать своего рода механизмом дальнейшегодвижения личности.

       Критериипсихологического комфорта урока:

·       Отсутствие усталости у детей и учителя

·       Положительный эмоциональный настрой

·       Удовлетворение от сделанной работы

·       Желание продолжать работу

 

 

Игра«Комплимент»

Уважаемыеколлеги!     Начнем с игры. Сейчас по порядку каждый будет глядя в глазасоседу,  говорить  ему несколько добрых слов, за что-то похвалите.

 Принимающийдолжен кивнуть  головой и  сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем ондарит комплимент своему соседу.  И т. д.

Давайтевосклицать, друг другом восхищаться.

 Высокопарных словне стоит опасаться.

 Давайте говоритьдруг другу комплименты —

Ведь это всё любвисчастливые моменты.

 Давайте гореватьи плакать откровенно,

 То вместе, топоврозь, а то попеременно.

 Не надо придаватьзначения злословью —

Поскольку грустьвсегда соседствует с любовью.

Давайте пониматьдруг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившисьраз, не ошибиться снова.

Давайте жить вовсем друг другу потакая,

Тем более что жизнь короткая такая.
Б. Окуджава

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет