Технология интуитивного рисования на урокахизобразительного искусства в начальной школе.
Калашникова Наталья Юрьевна,
МОУЛучинская СШ ЯМР учитель начальных классов Существует огромноеколичество ценностей в нашей жизни. И среди
них есть одна, очень важная для каждого человека, -свобода! Никто из нас не любит навязанных действий, чужих решений, отсутствиявыбора. И особенно не любят этого дети. Именно поэтому перед учителем стоитзадача в любом обучающем действии, где только возможно, предоставлять ученикуправо выбора.
Однимиз основных направлений федерального государственного
образовательного стандарта начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являетсяразвитие способностей и индивидуального развития каждого обучающегося.[Федеральный государственный…, 2017, С. 7] В соответствии с ФГОС задачи учителяначальных классов: во-первых, увидеть способности у каждого ребёнка, вовторых,умело их развивать и применять. В силу индивидуальных особенностей, развитиетворческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на своихуроках я даю возможность каждому ребенку самостоятельно проявлять себя,испытывать радость творческого созидания. Достижение успеха в том или ином видедеятельности способствует формированию творческой личности. Именно свобода выбора создаётуспех каждому ребёнку. Выбор играет роль в самовыражении учащихся.
Науроках изобразительного искусства я выстраиваю систему занятий
таким образом, чтобы дети могли оригинально мыслить,предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, небояться нового и неожиданного. На уроках всегда присутствует выбор.
Некаждый ребёнок станет великим художником, но у каждого есть
определённый потенциал художественного развития, иэтот потенциал надо раскрывать. Одарённые дети найдут свой путь, а остальныедети приобретут ценный опыт творческого воплощения своих замыслов.
Детибоятся рисовать, не хотят рисовать (по наблюдениям до 40%)
потому что «у них не получится», боятся несоответствовать тому, чего ждут от них взрослые. Все дети разные, идля кого-то ИЗО — самый любимый урок, для кого-то – это эмоциональная отдушинадля самовыражения, а для кого-то урок изобразительного искусства — самыйсложный или самый бесполезный предмет.
Длясоздания ситуации успеха у детей с разными творческими
способностями на уроках изобразительного искусства яиспользую шаблоны, при этом дети выбирают степень помощи самостоятельно.Например, на уроке во 2 классе по теме «Полхов — майданская матрешка» детям былпредоставлен выбор:
1. Нарисовать самостоятельно, пользуясь поэтапным рисованием вместес учителем.
2. Воспользоваться циркулем для изготовления шаблона.
3. Воспользоваться картонным шаблоном, с помощью которого можнонарисовать контур матрешки.
4. Воспользоваться копировальной бумагой, для точного изображенияобраза. В результате у всех детей получились прекрасные матрешки, а, самоеглавное, у детей был выбор, и они остались довольны результатом своей работы.
Проанализировававторские разработки, различные материалы, а также
передовой опыт работы с детьми, накопленный насовременном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, язаинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов на урокахизобразительного искусства для развития воображения, творческого мышления итворческой активности.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны(кляксография; пластилинография; граттаж; монотипия и другие) и они позволяютдетям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Каждая из этихнетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Эти техники развиваютвоображение, дают полную свободу для самовыражения.
Науроках изобразительного искусства в начальной школе я применяю
правополушарное (интуитивное) рисование. Занятияинтуитивным рисованием позволяют раскрыть изобретательный потенциал любогочеловека. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режимтворческой активности абсолютно всем детям.
Методинтуитивного рисования заключается в том, чтобы временно
отключить работу левого полушария мозга, при этоммаксимально задействовав ресурсы правого полушария. Таким образом, дети рисуютинтуитивно, не опираясь на уже существующие образы, которые заложены в левомчасти его головного мозга. Именно интуитивное рисование позволяет временнопогасить активность левого полушария головного мозга и включить в работутворческие способности, за которые отвечает правое полушарие. Правополушарноерисование позволяет почувствовать себя художником любому человеку. Это значит,что каждый ребёнок настроен на успех!
Самоеглавное правило данной техники — нет никаких правил. На
своих уроках знакомство с этой техникой мы начиналис простых упражнений, которые заключаются в написании букв зеркально, рисованиидвумя руками поочередно и одновременно, контурное рисование, добавление части кготовому изображению и многое другое. Эти простые упражнения позволили увлечьсяпроцессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иномувосприятию реального предмета. При этом дети с удовольствием включаются вработу, не боясь испачкать руки, ведь средствами для рисования является нетолько гуашь и кисти, но и поролоновые губки, а также используем для рисованияпальчики.
Правополушарноерисование как прием арт-терапии позволяет:
проявить индивидуальность; самореализовывать своитворческие способности; самовыражаться через рисунок; получить удовольствие отпроцесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом; бороться со стрессами,душевными переживаниями; поверить в свой успех, свои силы и возможности, стеревмнение о себе «я не способен, не могу»; избавиться от комплексов; достичьгармонии внутреннего состояния. Результат на таких уроках превосходит всеожидания!
Врезультате применения техники правополушарного (интуитивного)
рисования на уроках ИЗО у детей не только повысиласьуспеваемость по предмету, но они с удовольствием стали участвовать в конкурсахразного уровня по изобразительному искусству (от школьных до всероссийских). Применениенетрадиционных техник развивает творческий подход в изобразительнойдеятельности, помогают ребенку фантазировать, вообразить, подумать, изобрестичто-то своё, удивительное. Дети перестают бояться отступить от образца, так какпедагог выступает не как образец, а как соучастник творческой деятельности.
Списоклитературы и Интернет-ресурсы:
1. Федеральный закон об образовании – Сфера, 2016.
2. Л.А. Гусева, Сысуева Л.Ю., «Обучение младших школьников сограниченными возможностями здоровья» — Ярославль, 2018.
3. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» -Академия здоровья2006
4. Т.А. Цквинтария «Нетрадиционные техники рисования»-Творческий центр «Сфера»» М. 2011
5. https://bestlavka.ru/art—terapiya—risovaniem—chto—takoe—pravopolusharnoe—risovanie/