X-PDF

ПубликацияКак научить ребенка говорить

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Тема: «Рекомендациидля родителей детей с ТНР старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

                                                                       КалининаА.В.

 

Москва 2020 г.

Рекомендации дляродителей детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

 

 

Речь не является врожденнойспособностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успехкоррекции во многом может зависеть и от Вас.

 

Ребенок “говорлив” ровно настолько, наскольковы его в этом поощряете. В дальнейшем, его умение хорошо говорить, будетопределять степень его готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важнаязадача родителей — поддержать такой «разговор», который будет стимулироватьразвитие ребенка.

 

·       Регулярно консультируйтесь соспециалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.

·       Разговаривайте со своим ребенком во время всех видовдеятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра,прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, чтоделают другие люди и что видит ваш ребенок, не боясь повторения одних и тех жеслов.

·       Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

·       Ребёнок овладевает речью по подражанию, поэтому важно, чтобывзрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносявсе звуки и слова.

·       Задавайте ОТКРЫТЫЕвопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов дляответа. Например, нужно спросить Что он делает?, вместо «Ониграет?»

·       Выдерживайте временнуюпаузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

·       Поправляйте неправильнопроизнесённый звук или слово, но делайте это деликатно.

·       Слушайте звуки и шумы.Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

·       Читайте ребенку детскиестихи, сказки, загадки, рассказы.

ü Задавайтекороткие вопросы по прочитанному. Побуждайте ребенка досказывать слова по мереречевой возможности.

ü Уребёнка должно быть достаточно материала для чтения и рассматривания картинок.

Пересказылюбимых сказок, заучивание стихов и скороговорок наизусть, составлениерассказов по картинкам -помогут развитию речи ребёнка.

·       Объясняйте ребёнку значение новых инепонятных ему слов.

·       Развивайте мелкую моторику ребенка.Используя для этого пластилин, тесто, рисование, перекладывание мелкихпредметов (крупа, горох, пуговицы).

·       Поощряйте игры с другимидетьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес,музей, театр, цирк.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятсяв форме игры и интересны для ребенка.

Не забывайте отмечать успехи детей,хвалить их за достигнутые результаты.

ЖелаемВам успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

ПредлагаемВашему вниманию игры и упражнения, которые  способствуют развитию речи,мышления, внимания, воображения ребенка, обогащению словаря. Для достиженияположительного результата, необходимо играть ежедневно.

Игрына развитие внимания.

ü«Найди отличия»

Ребёнкупредлагается сравнить два предмета или две картинки  между собой, назвать всеотличия.

 

ü «Пифагор»

Ребёнкупредлагается сложить фигурку по образцу из нескольких геометрических фигур.

 

ü «Хлопни в ладоши»

Взрослый говоритребёнку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудьживотное – хлопни в ладоши».

 

ü «Мышка – птичка»

Взрослый называетслово «мышка». Ребёнок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышавслово «птичка», ребёнок должен встать и помахать руками. Затем взрослыйвыполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешаетребёнку правильно выполнять инструкцию. Ребёнок должен сосредоточиться толькона словесной инструкции и не обращать внимания на помехи.

 

ü«Что изменилось»

Из группыпредметов уберите один или переставьте на другое место.

 

ü«Найди отличия»

         Можноиспользовать картинки, которые печатают детские журналы. Сравните двухигрушечных зайчиков, обращая внимание на цвет, размер, одежду и т. д. Находитеразличия в количестве, длине, ширине, форме.

 

ü«Повторяй за мной»

Вы показываетекакие-либо действия, одновременно называя их. Неожиданно, комментируя очередноедействие, например: «Руки на пояс», опустите руки вниз, стараясь подловитьмалыша. А если ему удастся подловить вас, это ему очень понравится!

 

 

Игрына развитие воображения.

 

ü«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина,колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

 

ü«Отгадай, что это»

Отгадываниеобобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чащевсего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке вогороде, используются в пищу (овощи).

 

ü«Назови лишнее слово»

Взрослый называетслова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почемуэто слово «лишнее».

— «Лишнее» словосреди имен существительных:

волк, собака,рысь, лиса, заяц;

— «Лишнее» словосреди имен прилагательных:

грустный,печальный, унылый, глубокий

— «Лишнее» словосреди глаголов:

думать, ехать,размышлять, соображать;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.7%
НЕТ
41.3%
Проголосовало: 1092

 

 

Игрына развитие памяти.

ü«Опиши по памяти»

Дайте ребенку навремя какой-либо предмет, а потом, убрав его, попросите описать его как можноточнее. Разрешается задавать наводящие вопросы.

 

ü«Найдикартинку»

Покажите малышукартинку, а потом спрячьте ее в наборе из похожих картинок. Можно использоватьизображение цветов, птиц, грибов и т. д.

 

ü«Вспомнии скажи»

Показав ребенкуизображение из небольшой группы предметов, уберите его и задайте вопросы: «Чтобыло нарисовано на картинке? Какие предметы лежали в центре, какие – по бокам?Какого цвета они были? Затем поменяйтесь ролями.

 

Упражнениядля развития слуховой памяти.

ü «Эстафетаслов»

Вы называете одно слово, ребенок называетто слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово,слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходитопять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т.д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа»,«Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова накакую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вотпример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья».Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река».Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повтореили не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленномтемпе, постепенно доводя его до быстрого.

ü «Повторяйза мной»

Берете карандаш и стучите по столуопределенное количество раз и просите кроху повторить. Можно варьировать нетолько количество повторений, но и время между ними.

ü «Чтокакого цвета?»

Ребенку выдается раскраска и предлагаетсявнимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинкув соответствии с описанием.

 

Игрына развитие мышления и речи.

ü«Закончипредложение»

1. В небе светит…

Мальчик идет…

Мы помогаем

2.     Взрослый предлагает ребёнку закончить предложение:

— Сначала котенокбывает…, а потом вырастает … .

 Тогда егоназывают уже не котенком, а … .

 

ü «Что подарили мишке».

Описание упражнения. Взрослый рассказывает: «Прислала бабушка мишке подарок. Смотрит мишка, лежит вкорзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, с одного бока красное, откусишьего – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыл, как это называется», — подумалмишка. Помоги ему вспомнить, как называется подарок бабушки?» Ребёнокотгадывает и сам повторяет какое яблоко.. Такие разговоры-загадки можнопроводить о разных предметах.

ü «Клякса».

     На листе бумаги нарисована клякса.Ребёнок  должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее.

ü «Нарисуйнастроение».

      А эту игру можно использовать, еслиу ребенка грустное настроение  или, наоборот, очень веселое, а также –какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенкапросят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

ü «Начто это похоже?»

      Эта игра хорошо идет, когда большенечем заняться, например, когда родитель и ребенок ждут автобус, а его все нет.Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что онипохожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узорына стекле, капля воска от свечи и др.

ü «Признакислов»

Ребенку говорят:

1-й вариант. «Сейчас я буду называтьслова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например,метель метет, а гром — ?; ветер — …, а снег — …; дождь -…, а солнце — …При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно нетолько светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающихдействие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Ктозабивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант. «Назови другой предмет, такойже белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка;такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).

ü «Слова-приятели»

Ребенка просят подобрать синонимы кпредлагаемым словам:

. Как можно по-другому сказать о печальномчеловеке? (Грустный, расстроенный.)

ü «Четвёртыйлишний»

Ребенка просят определить, какое словолишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

 

Игры, направленные на развитиеграмматического строя речи.

Ø Чегоне стало?, «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.

Ø Кточто делает?, Отгадай, что это?, Расскажи опредмете).

Игры на словообразование.

Игры, помогающиеосознать изменение значения слова в зависимости от словообразовательныхоттенков: усы — усики — усищи; кот — котик – котище образовывать прилагательныеот основ существительных: Какое варенье из малины? Из клубники? Из смородины?;и образованию притяжательных прилагательных (значение принадлежности).

Игры, направленные на развитие связнойречи.

ü«Предлоги».

Предлагается картинка с  предлогом и нужносоставить предложение с ним.

 

ü«Придумай предложение со словами….»

 Взрослый  предлагает слово (картинку), аребёнок составляет с ним предложение.

 

ü«Сплетемвенок из предложений».

Взрослый  произносит предложение, аребёнок  находит в нем последнее слово и с ним придумывает предложение.

 

ü«Составьрассказ».

Взрослый  дает  ребенку карточку-схему сусловными изображениями: солнце, дерево, кормушка, птицы и  предлагаетсоставить по схеме рассказ на тему « Перелетные птицы». Таким образом,составляются рассказы по разным лексическим темам.

 

ü«Магазин».

С помощью моделей описывается ребенкомовощ, фрукт, мебель, одежду и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развиваеммелкую моторику.

1.     Лепкаиз глины и пластилина. Это очень полезно иотлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не толькоиз пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабыили игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелкихкамешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику руквашего ребенка.

2.     Рисованиеили раскрашивание картинок – любимое занятиедошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратитьвнимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует толькомашины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд лиположительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

3.     Изготовлениеподелок из бумаги. Например, вырезание самостоятельноножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работвы сможете оценить, насколько развита мелкая моторика руки движения пальчиковмалыша.

4.     Изготовлениеподелок из природного материала: шишек, желудей, соломы идругих доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятияразвивают также и воображение, фантазию ребенка.

5.     Конструирование.Развивается образное мышление, фантазия, мелкаямоторика рук.

6.     Застёгиваниеи расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошаятренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкаямоторика рук.

7.     Завязываниеи развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторикирук ребёнка.

8.     Закручиваниеи раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

9.     Всасываниепипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков иулучшает общую моторику рук.

10. Нанизываниебус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины,орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие дляразвития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

11. Плетениекосичек из ниток, венков из цветов.

12. Всевиды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., длямальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научитесвоих детей всему, что умеете сами!

13. Переборкакруп, насыпать в небольшое блюдце, например,гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелкихдвижений пальчиков рук.

14. Игрыв мяч, с кубиками, мозаикой.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.7%
НЕТ
41.3%
Проголосовало: 1092

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет