МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60
социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» Педагогическим советом « » 2021г. |
«Утверждаю» Директор школы ___________ « » 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для учащихся 7 класса
на 2021 — 2022 учебный год
Составили: Эрдынеева Л.Б.,учительфизики.
Улан-Удэ, 2021 г
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная рабочая программа по физике для 7 класса разработана на основеФедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования; Примерной основной образовательной программы основного общегообразования; Примерной программы по физике для 7 класса по учебнику А.В.Перышкин.– М.: Дрофа, 2015 г.
Цели изучения:
-развитие интересов и способностей учащихся на основепередачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
-понимание учащимися смысла основных научных понятий изаконов физики, взаимосвязи между ними;
-формирование у учащихся представлений о физической картинемира.
Программа определяет ряд задач:
-знакомство учащихся с методом научного познания и методамиисследования объектов и явлений природы;
-приобретение учащимися знаний о механических, тепловых,электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующихэти явления;
-формирование у учащихся умений наблюдать природные явленияи выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования сиспользованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
-овладение учащимися такими общенаучными понятиями, какприродное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза,теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
-понимание учащимися отличий научных данных отнепроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых,производственных и культурных потребностей человека.
Место предмета: Физическое образование восновной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений онаучной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса,ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основнымипринципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов,развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательскихзадач.
Рабочая программа для учащихся надомного обучения рассчитана на — 51час, в том числе на контроль знаний — 5 часов, лабораторные работы – 10часов.
В программе сохранены все разделы и темы, согласно содержанию ФГОС ООО,однако в силу специфики обучения на дому и физических особенностей учащихся,произведены некоторые изменения. В целях освоения всего объёма содержаниякурса используется следующее:
— реализация уроков адаптации (9 ч.)
— элементов блочно – модульного обучения;
— отбор заданий и упражнений, которые направлены на развитиемыслительной деятельности;
самостоятельная работа учащихся
Формы контроля: Физические диктанты, самостоятельные, контрольные работы, тесты.
Планируемые результаты освоения учебногопредмета
Личностные результаты:
-сформированность познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-убежденность в возможности познания природы, внеобходимости разумного использования достижений науки и технологий длядальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки итехники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
-самостоятельность в приобретении новых знаний ипрактических умений;
-готовность к выбору жизненного пути в соответствии ссобственными интересами и возможностями;
-мотивация образовательной деятельности школьников наоснове личностно ориентированного подхода;
-формирование ценностных отношений друг к другу, учителю,авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметныерезультаты:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новыхзнаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидетьвозможные результаты своих действий;
-формирование умений воспринимать, перерабатывать ипредъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии споставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста,находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа иотбора информации с использованием различных источников и новых информационныхтехнологий для решения познавательных задач;
-развитие монологической и диалогической речи, умениявыражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точкузрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,овладение эвристическими методами решения проблем;
-формирование умений работать в группе с выполнениемразличных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения,вести дискуссию.
Предметные результаты:
-знания о природе важнейших физических явлений окружающегомира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученныхявлений;
-умения пользоваться методами научного исследования явленийприроды, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощьютаблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическимивеличинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границыпогрешностей результатов измерений;
-умения применять теоретические знания по физике напрактике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
-умения и навыки применять полученные знания для объясненияпринципов действия важнейших технических устройств, решения практических задачповседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рациональногоприродопользования и охраны окружающей среды;
-формирование убеждения в закономерной связи ипознаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокойценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
-развитие теоретического мышления на основе формированияумений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели ивыдвигать гипотезы, отыскивать
и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводитьиз экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
-коммуникативные умения докладывать о результатах своегоисследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,использовать справочную литературу и другие источники информации.
Формы организацииучебного процесса, методы обучения
Основная форма организации образовательного процесса – индивидуальная.
Основныетипы учебных занятий:
· урок изучения нового учебного материала;
· урок закрепления и применения знаний;
· урок обобщающего повторения и систематизациизнаний;
· урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Технологии,используемые учителем:
1. игровые технологии
2. элементы проблемного обучения
3. технологии уровневой дифференциации
4. здоровьесберегающие технологии
5. ИКТ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Физика ифизические методы изучения природы. (4 ,5 ч.)
Физика – наука оприроде. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы.Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международнаясистема единиц. Физика и техника. Вклад ученых Республики Бурятия в развитиефизической науки.
Первоначальныесведения о строении вещества. (7,5 ч.)
Строение вещества.Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей итвердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Взаимодействиетел. (16,5 ч.)
Механическоедвижение. Относительность механического движения. Траектория. Путь.Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейногодвижения. Вычисление скорости течения воды в реках Уда и Селенга.Неравномерноедвижение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел.Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. ЗаконГука. Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми с/х машинами. Методыизмерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения.Явление выпадения вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю и еговозможные последствия. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вестела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.
Давление твердыхтел, газов, жидкостей. (15 ч.)
Давление. Давлениетвердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основемолекулярно-кинетических представлений. Плотность и давление воздуха на вершине«Мунку-Сардык» (3491 м) . Прогнозирование погоды по местным народным приметам.Расчет давления воды на дно озера Байкал (1625 м) напротив мыса «Горевойутес». Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.Гидравлический пресс.
Атмосферноедавление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид.Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда.Условие плавания тел. Плавание тел. Экологические проблемы озера Байкал. Водныйтранспорт Республики Бурятия. Воздухоплавание.
Работа имощность. Энергия. (7,5ч.)
Работа силы,действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергиядвижущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного видамеханической энергии в другой. Простые механизмы. Условия равновесия рычага.Момент силы. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
КПД и экологическаябезопасность.
Уроки адаптации (9 ч.)
Определение цены деления измерительного прибора.
Измерение объема тела. Определение плотности твердого тела и решениеэкспериментальных задач.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Давление твердых тел.
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкостьтело. Выяснение условий плавания тел в жидкости. Решение экспериментальныхзадач. Выяснение условия равновесия рычага.
Самостоятельная работа учащихся по проекту (8 ч.)
Броуновское движение. Невесомость. Сила тяжести на других планетах. Давление на дне морей и океанов. Исследованиеморских глубин. Пневматические машины и инструменты. Легенда об Архимеде. Энергиядвижущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели. Центр тяжеститела.
Таким образом, рабочая программа по физике реализуется вполном объеме – 68 ч.
Учебно-методическое обеспечение программы
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1. 1 |
Перышкин А. В. |
Физика.7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. |
2015 |
«М.: Дрофа » |
2.
3. |
Гутник Е. М.
Филонович А. Н |
Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»
Методическое пособие. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ |
2014
2015 |
«М. Дрофа»
«М.: Дрофа» |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1. |
Лукашик В. И. |
Сборник задач по физике для 7-9 классов ОУ |
2014 |
«М.:Просвещение» |
2.
|
Громцева О.И |
Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс. |
2015
|
«Экзамен» |
3. |
Марон А.Е , Марон Е.А |
Контрольные работы по физике: 7, 8 кл. |
2014 |
«М. Просвещение» |
4. |
Трофимова Т.И |
Физика от А до Я (справочник школьника |
2015 |
« М.: Дрофа » |
5. |
Щербанова Ю.В. |
Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы . |
2016 |
«М.: Глобус » |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Кол-во часов |
Тема |
Дата |
1 |
1,5 |
Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение. |
|
2 |
1,5 |
Л/р №1,4 «Определение цены деления измерительного прибора и измерение объема тела» |
|
3 |
1,5 |
Строение вещества. Молекулы. Л/р №2. |
|
4 |
1,5 |
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. |
|
5 |
1,5 |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. |
|
6 |
1,5 |
Агрегатные состояния вещества. |
|
7 |
1,5 |
Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества». |
|
8 |
1,5 |
Механическое движение. Скорость. |
|
9 |
1,5 |
Расчет пути и времени движения. |
|
10 |
1,5 |
Инерция. Взаимодействие тел. |
|
11 |
1,5 |
Масса тела. Измерение массы тела на весах. Л/р №3. |
|
12 |
1,5 |
Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Л/р №5 . |
|
13 |
1,5 |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. |
|
14 |
1,5 |
Сила упругости. Закон Гука. Динамометр.Л.р№6 . |
|
15 |
1,5 |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. |
|
16 |
1,5 |
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел» Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428 |
|
17 |
1,5 |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. |
|
18 |
1,5 |
Сила трения. Л.р№7. |
|
19 |
1,5 |
Давление. Единицы давления Способы уменьшения и увеличения давления . |
|
20 |
1,5 |
Давление газа. Передача давления .Закон Паскаля. |
|
21 |
1,5 |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления. Сообщающиеся сосуды |
|
22 |
1,5 |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. |
|
23 |
1,5 |
Атмосферное давление на различных высотах. Барометр-анероид. Манометры. |
|
24 |
1,5 |
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. |
|
25 |
1,5 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда. Л.р №8. |
|
26 |
1,5 |
Контрольная работа №3 по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел» |
|
27 |
1,5 |
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. |
|
28 |
1,5 |
Л.р №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» |
|
29 |
1,5 |
Механическая работа и мощность . |
|
30 |
1,5 |
Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. |
|
31 |
1,5 |
Применение правила равновесия. «Золотое правило» механики. Л.р №10. |
|
32 |
1,5 |
КПД. Л.р № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» |
|
33 |
1,5 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Решение задач . |
|
34 |
1,5 |
Контрольная работа по теме «Работа. Мощность. Энергия» |
2) Урокиадаптации (9 ч.)
Месяц |
Тема урока |
Кол-во часов |
сентябрь |
Определение цены деления измерительного прибора. |
1 |
октябрь |
Измерение объема тела. |
1 |
ноябрь |
Определение плотности твердого тела и решение экспериментальных задач. |
1 |
декабрь |
Градуирование пружины и измерение сил динамометром. |
1 |
январь |
Обобщающий урок по теме «Сила» |
1 |
февраль |
Давление твердых тел. Решение экспериментальных задач. |
1 |
март |
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. |
1 |
апрель |
Выяснение условий плавания тел в жидкости. Решение экспериментальных задач. |
1 |
май |
Выяснение условия равновесия рычага. |
1 |
3) Самостоятельная работа учащихся по проекту (8 ч.)
№№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Броуновское движение. |
1 |
2 |
Невесомость. |
1 |
3 |
Сила тяжести на других планетах. |
1 |
4 |
Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. |
1 |
5 |
Пневматические машины и инструменты. |
1 |
6 |
Легенда об Архимеде. |
1 |
7 |
Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели. |
1 |
8 |
Центр тяжести тела. |
1 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Л/р №1,4«Определение цены деления измерительного прибора и измерение объема тела»
Л/р №2 «Измерение размеров малых тел»
Л/р №3«Измерение массы тела на рычажных весах».
Л/р №5»Определение плотности твердого тела»
Лр№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Лр№7«Выяснение зависимости силы трения скольжения от площадисоприкосновения тел и прижимающей силы»
Л.р №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное вжидкость тело».
Л.р №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Л.р №10 «Выяснение условия равновесия рычага»
Л.р № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Приложение №2
Контрольнаяработа№1
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Часть А
1. Веществом является….
1) автомобиль 2)вода 3) звук 4) кипение
2. Физической величиной является.
1) самолет 2)алюминий 3) время 4) мензурка
3. физическим телом является …
1) скорость 2)кипение 3) метр 4) авторучка
4. Цена деления прибора (рис.1)равна…. Рис.1
1) 1 Н 2) 0,1Н 3) 0,2 Н 4) 4 Н
5. Все вещества состоят
1) только изнейтронов 2) только из протонов
3) молекул, атомови других частиц 4) только из электронов
6. Диффузия протекает быстрее
1) в твердых телах 2) в жидких телах 3) в газах 4) одинаково вовсех
7. Твердое тело трудно растянуть, сжатьили разломать, так как между молекулами в веществе…
1) существуетвзаимное притяжение и отталкивание
2) не существуетни притяжения, ни отталкивания
3) существуеттолько притяжение
4) существует толькоотталкивание
8. Два куска пластилина при сдавливаниисоединяются, так как при сжатии частицы
1) начинаютсильнее притягиваться друг к другу
2) имеютодинаковую массу и одинаковые размеры
3) начинаютнепрерывно, хаотично двигаться
4) начинаютсильнее отталкиваться друг от друга
9. Если тело не сохраняет свою форму иобъем, то оно находится
1) в газообразномсостоянии2) в жидком состоянии
3) в твердомсостоянии4) в жидком и газообразном состояниях одновременно
10.Твердое тело:
1) Занимает объемвсего сосуда 2) Легко поддается сжатию
3) Принимает формусосуда 4) Имеют кристаллическое строение
Часть В.
11. В мензурке находится вода объемом 100см3. Ее переливают в стакан вместимостью
200 см3. Измениться ли объем воды?
1) Изменится на100 см3 2) Увеличится в 2 раза
2) Уменьшится в 2раза 4) Не изменится
12.Объем жидкости вмензурке (рис.2)равен….Рис.2
1) 55 мм 2)75 мл 3) 60 мл 4) 70 мл
13. На рисунке3показано расположение молекул воды.
Рис.3
13. Вода находится
1) в жидкомсостоянии
2) в газообразном состоянии
3) в твердом состоянии
4) одновременно вжидком и газообразном состояниях
14. Объем тела, погруженного в жидкость,равен ….
1) 10см3 2) 100см3 3) 80 см3 4) 55 cm3
15. Чтобы огурцы быстрее просолились ихнеобходимо залить …
1) холоднымраствором 2) горячим раствором
3) теплымраствором 4) время засолки не зависит от температуры раствора.
Часть С
1. В составмолекул входят еще более мелкие частицы вещества, называемые …
2. Суточнаятемпература воздуха изменяется от + 9° С до — 14° С. На сколько градусовизменяется температура воздуха?
З.Термометр показывает температуру …
4 Скольководы было налито в мензурку, если объем тела равен 20см3?
5 Одинаковыекусочки сахара были брошены в стаканы с водой одновременно. В каком стаканеначальная температура воды была меньше?
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»
Вариант 1
1.Кудаи почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогаетсяс места, поворачивает налево?
2.Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.
3.Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3
4.Найти массу бруска из латуни размерами 10х8х5см. Плотность латуни 8500 кг/м3
Вариант 2
1. Зачем приторможении автомобиля водитель включает задний красный свет?
2. Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.
3. Жидкость объемом3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.
4. Найдите силутяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска4000 кг/м3
Контрольнаяработа №3 по теме
«Давление жидкостей, газов и твердых тел»
I вариант
1 . На рисунке 1изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами 1, 2 и 3 обозначеныкруглые отверстия, затянутыеодинаковыми резиновыми пленками. Когдапоршень переместили из положенияАв положение В, пленки выгнулисьнаружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?
Рис. 1
2. В сосуденаходится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, есливместо керосина налить 1 л воды?(Плотность керосина 800 кг/м3, воды1000 кг/м3) Ответ объясните.
3.Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м2?
4. Плоскодонная баржа получилапробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно давить напластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м ? (Плотность воды 1000 кг/м3)
II вариант
1.Одинаковые ли давления производят на стол кирпичи
( см. рис.)? Ответ объясните.
2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как,не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?
3. Найдите давление воды на глубине
25 м. Плотность воды 1000 кг/м3
4. Масса лыжника 60 кг.Какоедавление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина —10 см?
Контрольная работа №4 по теме «Работа, мощность, энергия»
Вариант 1
1.Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч
2.На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.
3.Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м3
Вариант2
1.Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч
2.На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина50 см. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?
3.Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 3 м3 на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м3
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
1. Почему ароматцветов чувствуется на расстоянии?
2. Найдите силутяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
3. Скорость поезда 72 км/ч. Какой путь пройдет поезд за 15 минут?
Постройте график движения.
4. Найдитеархимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2х5х10 см, при егопогружении наполовину в воду.
5. Найдите работунасоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м3
Вариант 2.
1. Чай остыл. Какизменились его масса, объем, плотность?
2. Мопед «Рига –16» весит 490 Н. Какова его масса?
Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.
3. С какойскоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.
4. Токарный станокмассой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давлениестанка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2
5, Определитесреднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3
