X-PDF

Рабочая программа 10 класс Родной русский

Поделиться статьей

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа «Наши традиции»

 

 

 

                                  УТВЕРЖДЕНА

 

Приказом №              от                     г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочаяпрограмма

учебногопредмета (курса)

«Русскийродной язык»

 (базовыйуровень)

для10 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель

                              Реброва Светлана Валерьевна,

учительрусского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Воскресенск

2022год

 

 

Пояснительная записка

Рабочаяпрограмма учебного предмета «Русский родной язык» для 10 класса разработана всоответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации» и на основании:

-Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования (Приказ Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказаМинистерства образования и науки РФ от 29.12. 2014г. № 1644, от 31 декабря 2015г. № 1577);

-Примерной программы по учебному предмету «Русскийродной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основногообщего образования (одобрена решением федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию (протокол от 31 января 2018 года №2/18));

-Основной образовательной программы основного общегообразования МОУ «Средняя общеобразовательная школа  «Наши традиции»;

Реализацияданной программы рассчитана на использованиеучебника:                                                    Русскийязык. 10 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон.носителе./ Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшина, М.И.Мищерина -2-е издание.-М: ООО «Русскоеслово-учебник»,2015

Описание места предмета в учебном плане

Предмет«Русский родной язык» относится к обязательной части учебного плана.

Наизучение учебного предмета «Русский родной язык» в 10 классе в Федеральном базисномучебном плане отведено 34 часа или 1 час в неделю на 34 учебные недели.

Вучебном плане МОУ «Средняя образовательная школа «Наши традиции»  на изучениекурса «Русский родной язык» выделяется 1 час в неделю, что соответствуетФедеральному государственному образовательному стандарту.

В учебном плане МОУ «Средняя общеобразовательная школа  «Наши традиции» определён базовый  уровень изучения предмета «Русский родной язык» в 10классе.

 

Планируемые результаты освоения программыучебного предмета (личностные, метапредметные ипредметные)

 

Личностныерезультаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение кОтечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувствоответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданинаРоссии, субъективная значимость использования русского языка и языков народовРоссии, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российскогонарода);

осознание этнической принадлежности, знаниеистории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследиянародов России и человечества (идентичность человека с российскоймногонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,находившихся на территории современной России);

осознанное, уважительное и доброжелательноеотношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России инародов мира.

2. Готовность и способность обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3.Понимание родного языка и родной литературы как одной из основныхнационально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родногоязыка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качествличности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общихсведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русскоголитературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формироватьнавыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоватьсяразличными лингвистическими словарями.

4.Осознание эстетической ценности русского языка;уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранитьчистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевомусамосовершенствованию.

5.Получение достаточного объема словарного запаса иусвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств впроцессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения засобственной и чужой речью.

6. Формирование нравственных чувств инравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственнымпоступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительноеотношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знаниеосновных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурныхтрадициях народов России, готовность на их основе к сознательномусамоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственногоотношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи вжизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное изаботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательноеотношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми идостигать в нем взаимопонимания.

8. Освоенность социальных норм, правилповедения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах(интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающейдействительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивнойорганизации совместной деятельности, самореализации в группе и организации,ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенцийанализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственноголидерского потенциала).

Метапредметныерезультаты:

Регулятивные УУД:

1.        Умениесамостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи вучебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

·      анализироватьсуществующие и планировать будущие образовательные результаты;

·      идентифицироватьсобственные проблемы и определять главную проблему;

·      ставитьцель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

·      формулироватьучебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

·      обосновыватьцелевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновываялогическую последовательность шагов.

2.        Умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач.

ПознавательныеУУД:

1.Умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делатьвыводы.

Обучающийся сможет:

·      подбиратьслова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

·      выстраиватьлогическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

·      выделятьобщий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство;

·      объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;

·      выделятьявление из общего ряда других явлений;

·      определятьобстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, изэтих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данногоявления, выявлять причины и следствия явлений;

·      строитьрассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений кобщим закономерностям;

·      строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки;

·      излагатьполученную информацию;

·      подтверждатьвывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

КоммуникативныеУУД:

1.Умение организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и вгруппе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своемнение.

Обучающийсясможет:

·     игратьопределенную роль в совместной деятельности;

·     приниматьпозицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;

·     организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариватьсядруг с другом);

·     устранятьв рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием инеприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

В ходе изучения произведений  родной литературыобучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебнойработы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

 Входе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умениемвыбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и вситуациях неопределенности.

Предметные результаты:

Обучающийся  научится:

-взаимодействовать с окружающими людьми вситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

-понимание определяющей роли языка в развитииинтеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования исамообразования;

— использовать коммуникативно-эстетическиевозможности родного языка;

-проводить различные виды анализа слова(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, атакже многоаспектного анализа текста

Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать в речевой практике при созданииустных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологииродного языка, основные нормы родного языка(орфоэпические, лексические, грамматические,орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться кречевому самосовершенствованию;

-осознавать значимость чтения и изученияродной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребно

 

 

Содержаниеучебного предмета «Русский родной язык» (34ч)

Раздел 1. Язык икультура (20 ч.)

Русский язык – национальный языкрусского народа. Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык –язык русской художественной литературы. История русского литературного языка.Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного составарусского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфереупотребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русскойфразеологии. Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие наразвитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитиенауки и техники, влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковыхизменений. Группы лексических единиц по степени устарелости. Исконно русскаялексика. Речевой этикет. Русский язык как зеркало национальной культуры иистории народа .

 

Раздел 2.Культура речи (14ч.)

.Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основныелексические нормы современного русского литературного языка. Основныеграмматические нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет.Правила речевого этикета: нормы и традиции

Основныелексические нормы современного русского литературного языка. Лексическаясочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическаясочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Резервучебного времени – 3 ч.

 

 

 

Тематическое планирование.

№п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов.

1

Язык и речь

20 ч.

2

Культура речи. Резерв.

14 ч.

Итого:                                                                                                                          34ч.

 

 

 

Календарно-тематическийплан

поучебному предмету «Русский родной язык»

 на2021 – 2022 учебный год

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Язык и речь (20 ч.)

1

1

 Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства.

01.09-05.09

           

2

2

 Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства.

 

06.09-12.09

 

3

3

Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского литературного языка.

13.09-19.09

 

4

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

4

Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского литературного языка.

20.09-26.09

 

5

5

Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме».

27.09-03.10

 

6

6

Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме».

11.10-17.10

 

7

7

Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.

18.10-24.10

 

8

 

8

Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.

25.10-31.10

 

9

9

 

01.11-07.11

 

10

10

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

08.11-14.11

 

11

11

Роль и уместность заимствований в современном русском языке

22.11-28.11

 

12

12

Роль и уместность заимствований в современном русском языке

29.11-05.12

 

13

13

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

06.12-12.12

 

14

14

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

13.12-19.12

 

15

15

Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.

20.12-26.12

 

16

16

Русский язык как развивающееся явление.. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.

27.12-31.12

 

17

17

Внешние и внутренние факторы языковых изменений.

10.01-16.01

 

18

18

Внешние и внутренние факторы языковых изменений.

17.01-23.01

 

19

19

Группы лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет.

24.01-30.01

 

20

20

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа .

31.02-06.02

 

Культура речи (14 часов)

21

1

 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

07.02-13.02

 

22

2

 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

14.02-27.02

 

23

3

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

28.03-06.03

 

24

4

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

07.03-13.03

 

25

5

Лексика русского языка.

14.03-19.03

 

26

6

Лексика русского языка.

21.03-27.03

 

27

7

Лексика русского языка.

28.03-03.04

 

28

8

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

11.04-17.04

 

29

9

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

18.04-24.04

 

30

10

Правила речевого этикета: нормы и традиции.

25.04-30.04

 

31

11

Правила речевого этикета: нормы и традиции.

02.05-08.05

 

32

12

Резерв

10.05-15.05

 

33

13

Резерв

16.05-22.05

 

34

14

Резерв

23.05-29.05

 

Итого

часов

В том числе:

по программе

34

выполнено

 

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора поУВР  _____________________ /…./

 

«______» ______________2021г.

 

СОГЛАСОВАНО  назаседании ШМО, рекомендуется к утверждению

 протокол № ___ от«___» __________________ 2021г.

Руководитель ШМО________ /…/

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет