ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы иобщеобразовательные программы
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо иразвитие речи» разработана на основе:
— нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №.273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации».
2. Постановление Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Обутверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательнымпрограммам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
3. Федеральный перечень учебников,утверждённый приказом Минобрнауки от 26.01.2017 г. № 15 с изменениями на05.07.2017 года пр. № 629.
4. Адаптированная образовательнаяпрограмма МКОУ С(К)Ш № 62.
-информационно-методических материалов:
1. Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Под редакциейВ.В. Воронковой. «Русский (родной) язык: Грамматика, правописание и развитиеречи» В.В. Воронкова. М.: «Владос», 2010.
Ориентирована научебник:
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.Русский язык. 8 класс. — М.: «Просвещение», 2014.
Место программы поданному предмету в образовательном процессе
Цели обучения коррекционной школыVIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития,направленные на формирование социально адаптированной личности.
В достижении намечаемыхрезультатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такогопредмета как русский язык. Русский язык в специальной (коррекционной) школеизучается на протяжении всех лет обучения. Главной целью преподавания русскогоязыка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является формирование ушкольников орфографических и пунктуационных навыков и речевых, коммуникативныхумений, обеспечивающих ученикам с интеллектуальной недостаточностью болееуспешную социальную адаптацию. Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержаниепредмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенностипознавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Занятия поданной программе проводятся в форме урока (40 мин). На изучение предмета «Письмои развитие речи» отводится 680 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов внеделю), в 6 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 7 классе – 136 часов (4часа в неделю), в 8 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа(3 часа в неделю). Содержание программного материала предполагает реализациюпринципа линейности и концентричности: темы программ по классам повторяются(добавляются) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме. В программе«Письмо и развитие речи» для умственно отсталых детей в 8 классе осуществляютсязадачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийномматериале. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов,указанное в тематическом плане.
Она направлена на разностороннееразвитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечиваютгражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержитматериал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний иумений, который необходим им для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленностиобучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекциюимеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всейличности в целом.
Цель и задачи рабочейпрограммы
Целью прохожденияданного курса является содействие формированию у школьниковорфографических и пунктуационных навыков и речевых, коммуникативныхумений.
В рамках поставленной цели определеныследующие задачи:
образовательныезадачи:
· формироватьорфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающиевосприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной формена основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматикеи правописанию;
· учить правильно и последовательноизлагать свои мысли в устной и письменной форме;
воспитательныезадачи:
· развивать интерес ксистематическим занятиям по русскому языку;
· воспитывать любовь кродному языку, сознательное отношение к нему как духовной ценности и средствуобщения.
коррекционныезадачи:
· корректировать и развиватьречемыслительные операции, корректировать высшие психические функции учащихсядля более успешного осуществления их умственного и речевого развития;
· корректироватьэмоциональную сферу;
· исправлять недостатки сформированныхнравственных качеств.
Контингент
Рабочая учебная программапредназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIIIвида и составлена с учётом их возрастных и психологических особенностейразвития, уровня знаний и умений. Поэтому в процессе обучения учащиеся распределяютсяна четыре группы.
Первую группу составляют дети(0-10 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболееактивны и самостоятельны в усвоении программного материала. Ученики, наиболее успешнои сознательно овладевающие программным материалом в процессе фронтальногообучения. Задания ими выполняются самостоятельно. Правильно используютимеющийся опыт, выполняя новую работу. Умеют объяснять свои действия словами.Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такиеученики успешнее остальных применяют на практике.
____________________________________________________________________________________________
Длявторой группы (10 – 35%) характерен замедленный темп усвоения учебногоматериала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретнозаданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своейдеятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы онисправляются. Учащиеся в основном понимают фронтальное объяснение учителя,неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарныевыводы и обобщения не в состоянии. Отличает меньшая самостоятельность ввыполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, какактивизирующей, так и организующей. Эти дети медленнее, чем учащиеся I группы,запоминают программный материал, алгоритм действий.
_____________________________________________________________________________________
Третья группа учащихся (35 – 40%) отличаетсяпассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решениизадач, примеров. С трудом усваивают программный материал, нуждаясь вразнообразных видах помощи. Им трудно понять материал во время фронтальныхзанятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкаясамостоятельность. Деятельность этих учеников нужно постоянно организовывать,пока они не поймут основного в изучаемом материале. Так как запоминаниепроисходит без должного осмысления, дети нарушают логику рассуждений,последовательность умственных и даже реальных действий, смешивают существенныеи несущественные признаки.
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
К четвёртой группе относятся дети(10 – 15%), для которых основное содержание тех или иных предметов недоступно.Учащиеся овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Фронтальногообучения недостаточно. Нуждаются в выполнении большого количества упражнений,введении дополнительных приёмов обучении, постоянном контроле и подсказках вовремя выполнения работ. Они не видят ошибок в работе, им требуется конкретноеуказание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее заданиевоспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстрозабываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чемпредлагается программой.
___________________________________________________________________________________________
Особенности методики и принципы преподавания предмета
Специальнаязадача коррекции речи и мышления школьников с психическимнедоразвитием является составной частью учебного процесса и решаетсяпри формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В 8 классе школьникам прививаютсянавыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформленииделовых бумаг: в то же время предусматриваетсяформирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей вписьменной форме. Упражнения в связной письменной речи даются впроцессе изучения всего программного материала по русскому языку.
Формы работы: урок, фронтальная работа,индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные,практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие;информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
· анализ,обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
· коррекционно-развивающие упражнения и задания,
· звуко-буквенныйанализ слова,
· овладениеправописанием слов, предложений, текстов,
· различениечастей речи – имя существительное, имя прилагательное, глагол,
· работа спредложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождениеглавных и второстепенных членов предложения,
· ответы напоследовательно поставленные вопросы,
· совершенствованиеграфического навыка,
· списывание списьменного и печатного текста, письмо под диктовку,
· самостоятельныеписьменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности исамоконтролю,
· работа,направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
· развёрнутыеобъяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействуетразвитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
· работа надошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
Виды деятельности на уроке: коррекционно-развивающие упражнения и задания, дидактические игры, диктанты(контрольные, выборочные, зрительные, письмо по памяти и т.д.), списывание,чтение, проговаривание, чистописание, объяснение, выполнение упражнений,воспроизведение знаний.
Наиболее значимыми принципами обученияявляются:
· принципприродосообразности и культуросообразности;
· принципиндивидуального и дифференцированного подхода в обучении;
· принципединства теории и практики.
Основныенаправления коррекционной работы:
· развитие зрительного ислухового восприятия и узнавания,
· развитие пространственнойориентации,
· развитие основныхмыслительных операций,
· коррекция речи и мышления,
· коррекция фонематическогослуха, орфографических навыков,
· коррекция нарушенийэмоционально — личностной сферы,
· обогащение словаря,
· коррекция индивидуальныхпробелов в знаниях, умениях, навыках.
Урокипланируются с учетом требований программы. Предлагаемые урокистроятся в основном по следующей схеме:
1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
2. Чистописание
3. Словарно-орфографическая (пунктуационная) работа.
4. Работа по теме урока.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного.
7. Задание на дом.
Оценка знаний осуществляется по результатамписьменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольныхработ, составленных с учётом уровня развития учащихся.
На основехарактеристик учащихся (около 45% учащихся способны освоить базовый уровеньзнаний, 35% — минимальный необходимый (сниженный уровень), а 20% учащихся могутбыть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений) оценка«удовлетворительно» ставится, если верно выполнено от 35% до 50% заданий,оценка «хорошо» — от 50% до 65%, а оценка «очень хорошо» — свыше 65%.
Организовываяитоговую (контрольную) проверку знаний школьника, следует исходить издостигнутого им минимального уровня.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОПРЕДМЕТУ
№
|
Разделы |
Краткое описание разделов |
Кол-во часов |
Из них на |
|||
деловое письмо |
развитие речи |
самостоятельные работы |
диктанты |
||||
1 |
ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА |
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Деловое письмо: объяснительная записка.. Связная речь: заполнение дневника, работа с деформированным текстом, изложение текста по предложенным вопросам |
9 |
1 |
1 |
|
1 |
2 |
СОСТАВ СЛОВА |
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов .Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Тема и основная мысль текста. Автобиография. |
13 |
1 |
1 |
|
|
3 |
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний существительных ед. и мн. числа. Несклоняемы существительные. Связь предложение в тексте, сочинение, сочинение по картине. |
21 |
|
3 |
1 |
1 |
4 Представленная информация была полезной? ДА 58.74% НЕТ 41.26% Проголосовало: 1076 |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже; правописание падежных окончаний имён прилагательных в ед. и мн. числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание. |
13 |
|
2 |
|
1 |
5 |
МЕСТОИМЕНИЕ |
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица ед. числа. Личные местоимения ед. и мн. числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение и правописание ЛМ ед. и мн. числа. Раздельное написание предлогов с М. Сочинение. Заявление. |
9 |
1 |
1 |
1 |
|
6 |
ГЛАГОЛ |
Значение глагола. Неопределённая форма глагола на –ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам, по лицам. Изменения глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Текст-повествование. Изложение, сжатое изложение. Анкета, письмо. |
35 |
2 |
3 |
|
1 |
7 |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в ПП и СП. ПП с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространённые ОЧП. Бессоюзное перечисление ОЧ, с одиночным союзом и. Знаки препинания пр ОЧ. СП с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении. Диалог, текст-рассуждение. Объявление. |
21 |
1 |
1 |
|
1 |
8 |
ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА |
Орфография. Морфология. Синтаксис. |
19 |
1 |
2 |
|
1 |
|
Итого за год |
|
136 |
7 |
14 |
2 |
6 |
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа
1. Грамматика, правописание и развитие речи //Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. /Под редакциейВ.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
Учебник
1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. 8класс. — М.: «Просвещение», 2012.
Методическая литература:
1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательнойшколе». — М.,2010.
2. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речиучащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. — М.: «Просвещение», 2010.
3. Бебешина Н.Н., Свириденко В.П. Развитие речи на уроках русскогоязыка в V—VIII классах вспомогательнойшколы. – М: «Просвещение», 2007.
4. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. –М: «Просвещение», 2009.
Дополнительная литература:
1. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-7 кл. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
2. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод.Пособие для работы с учащимися 4-7 кл. спец.(коррекционных) образоват.учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – Ч. 2: Глагол.Местоимение. Причастие.
3. Ильина СЮ. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. — СПб.: КАРО,2006.
4. Русский язык. 4 класс: занятия по развитию речи / авт.-сост.В.П.Трушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4классы/ авт.-сост. Е.П.Плешаков. — Волгоград: Учитель, 2007.
6. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П.Шабалкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи– М.: АСТ: Астрель, 2008.
Наглядные пособия:
1. Таблицы по русскому языку по темам: «Алфавит», «Составслова», «Правописание приставок», «Приставка и предлог», «Орфограммы в корнеслова», «Части речи».
Техническое обеспечение:
1.Магнитофон.
2.Мультимедийный проектор.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиесядолжны уметь:
ü писать под диктовку текст, применятьправила проверки написания слов;
ü разбиратьслова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
ü различатьчасти речи:
ü строитьпростое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
ü писатьизложение и сочинение;
ü оформлятьделовые бумаги;
ü пользоваться словарем.
Учащиесядолжны знать:
ü главные ивторостепенные (без конкретизации) члены предложения;
ü название частей речи,их значение;
ü наиболеераспространенные правила правописания слов.
6. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ