Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Музыка» для 8 класса составлена на основанииследующих нормативно-правовых документов и научно-методических рекомендаций:
· Федеральногозакона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г, №273-ФЗ;
· Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования (ФГОС ОOO), от 17.12.2010 г, № 1897;
· Законаоб образовании РБ от 13.12.2013г, №240 – V (с изменениями на 28.09.2020г.);
· Санитарно– эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения вобщественных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственногосанитарного врача РФ от 29.12.2010г, №189 (далее – Сан Пин 2.4.2. 2821-10);
· Федеральногоперечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе вобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования2020-2021 уч. год. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от20.05.2020 №254;
· Примернойпрограммы среднего (полного) общего образования «Музыка» М.: Просвещение, 2014(Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы «Музыка. 5-9классы» авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н. Кичак;
· Основнойобразовательной программы среднего общего образования МАОУ «Сотниковская СОШ»от 30.08.2019г, №419;
· Учебногоплана МАОУ «Сотниковская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
· Положенияо рабочей программе, 2019 год.
При работе по данной программе предполагается использованиеучебно-методического комплекта: учебник Т.И. Науменко, В.В.Алеева дляобщеобразовательных учреждений «Музыка.8 класс» (М.: Дрофа, 2001), рабочаятетрадь, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен ихоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии помузыке).
Цель:духовно-нравственноевоспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненнымиявлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.
Основныезадачи предмета «Музыка»:
· приобщениек музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознаниечерез музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру,запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
· воспитаниепотребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народовмира, классическим и современным музыкальным наследием;эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления кмузыкальному самообразованию;
· развитиеобщей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общихмузыкальных способностей; — освоение жанрового и стилевого многообразиямузыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкальногоязыка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусстваи жизни;
· овладениехудожественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видахмузыкально-творческой деятельности
Национально–региональныйкомпонент является составной частью школьного образования. Онобладает самоценностью и самозначительностью, поэтому в свою рабочую программупо музыке я включила национально – региональные материалы, которые позволяютучащимся лучше осознавать себя, своё село, регион, которые являютсянеотъемлемой частью нашей страны, а также способствуют становлению личности,небезразличной к судьбе своей малой Родины.
В календарно – тематическомпланировании внесена корректировка тем. В III четверти тема 7 урока ««Светлыйпраздник». Православная музыка сегодня» заменена на тему «Сагаан hарын амармэндээ!», тема 8 урока «Как мы понимаем современность» заменена на тему «Историямузыки бурятского народа».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание программыосновано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которыйдает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений,нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Отношение кпамятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом икаждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь вэтой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину исоциализацию личности учащихся
В программе рассматриваютсяразнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие схудожественными образами других искусств: литературы — прозы и поэзии, изобразительногоискусства — живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжныхиллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты имюзикла, рок — оперы, а так же кино.
Целенаправленная организация ипланомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуетформированию эстетического отношения к миру, любви к Отечеству и роднойприроде, сопричастности к явлениям искусства и жизни через постижение мировогохудожественного наследия на примере произведений различных видов искусств
Приобщение учащихся к шедевраммировой музыкальной культуры способствует познавательному и социальному,духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, формированию чувствапатриотизма и гражданской позиции, ориентации на успешную социализацию,становление активной жизненной позиции.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями крезультатам освоения основной образовательной программы общего образованияФедерального государственного образовательного стандарта обучение на занятияхпо музыке направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных ипредметных результатов.
Личностныерезультаты
Ученик научится:
· эмоционально-ценностноеотношение к искусству на основе присвоения художественного опыта человечества;
· формированиекультурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовнымитрадициями семьи и народа
· возможностьреализовать свой творческий потенциал в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;
· музыкально-ценностноеотношение к произведениям разных видов искусства, художественно-эстетическийвкус, эмпатия, эмоциональноая отзывчивость и заинтересованность отношения кискусству;
· участиев учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения кхудожественным интересам сверстников
Ученик получит возможностьнаучиться:
· быть инициативным и самостоятельным врешении разноуровневых учебно-творческих задач;
· наличие определенного уровня развитияобщих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление,творческое воображение;
· эстетическое относиться к окружающемумиру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческиеотношения).
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
РегулятивныеУУД:
Ученик научится:
· Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
· Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений впении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.
· Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучаниеммузыкальных тембров
Ученик получит возможностьнаучиться:
· Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действийпартнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной,исследовательской деятельности;
· Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил впроцессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных ивнешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, всамообразовании;
· Развивать критическое отношение к собственным действиям,действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия виндивидуальных и коллективных проектах;
· Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальномискусстве в различных источниках;
ПознавательныеУУД:
Ученикнаучится:
· Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощениймузыкальных произведений;
· Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействиянескольких образов в музыкальном произведении;
· Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
· Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки иизобразительного искусства;
· Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественныхи зарубежных композиторов;
· Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разногосмыслового и эмоционального содержания;
· Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) впроизведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
· Устанавливать ассоциативные связи между художественными образамимузыки и визуальных искусств.
Ученикполучит возможность научиться:
· Расширить представления о связях музыки с другими видами искусствана основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
· Идентифицировать термины и понятия музыкального языка схудожественным языком различных видов искусства на основе выявления их общностии различий;
· Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видахискусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
КоммуникативныеУУД:
Ученикнаучится:
· Аргументировать свою точку зрения вотношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной изарубежной музыкальной культуры;
· Участвовать в коллективной беседе иисполнительской деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
· Участвовать в жизни класса, школы,города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместнойтворческой деятельности;
· Применять полученные знания о музыкекак виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
· Показать адекватное поведение вразличных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования,участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
Предметные результаты освоения музыки в основной школе отражают:
Ученик научится:
· степень развития основ музыкальнойкультуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
· сформированность потребности вобщении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации,самообразования, организации содержательного культурного досуга на основеосознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитиимировой культуры;
· становление общих музыкальныхспособностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного иассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основевосприятия и анализа художественного образа;
· сформированность мотивационнойнаправленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки,пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений,импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
· воспитание эстетического отношения кмиру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческихспособностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной стеатром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
Ученикполучит возможность научиться:
· расширение музыкального и общегокультурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса кмузыке своего народа и других народов мира, классическому и современномумузыкальному наследию;
· овладение основами музыкальнойграмотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образноеискусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией иключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой врамках изучаемого курса;
· приобретение устойчивых навыковсамостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебнойдеятельности, включая ИКТ;
Содержание учебного предмета
№ |
Перечень и название разделов |
Кол/час |
Содержание |
1 |
Классика и современность |
8ч (очно) 8ч (заочно) |
Главная тема года – «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно – мифологическимиисточниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств и взаимоотношениями. Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений. |
2 |
Традиции и новаторство в музыке |
18ч |
Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания старинных людей. Понятия путь и дорога как сиволы жизни и судьбы. Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Трактовка понятия современность в музыке. Новые темы в искусстве начала XXв. Романтизация индустриальной темы в искусстве. Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока. Виды музыки в современном мире. |
Тематическое планирование 8 а,б, в классы
№ п/п |
Наименование разделов, тем уроков |
Кол. часов |
Сроки |
||
план |
факт |
коррекц |
|||
I |
Классика и современность |
|
|
|
|
1 |
Музыка «старая» и «новая» (очно) |
1 |
03.09 |
|
|
2 |
Настоящая музыка не бывает «старой» (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-nastoyaschaya-muzika-ne-bivaet-staroy-3340082.html |
1 |
10.09 |
|
|
3 |
Живая сила традиции (очно) |
1 |
17.09 |
|
|
4 |
Искусство начинается с мифа (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: |
1 |
24.09 |
|
|
5 |
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (очно) |
1 |
01.10 |
|
|
6 |
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: https://multiurok.ru/files/iazycheskaia-rus-v-muzyke-russkikh-kompozitorov.html |
1 |
08.10 |
|
|
7 |
«Благословляю вас, леса…» (очно) |
1 |
15.10 |
|
|
8 |
«Благословляю вас, леса…» (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzyke-na-temu-blagoslovlyayu-vas-lesa-8-klass-4218686.html |
1 |
22.10 |
|
|
9 |
Образы радости в музыке (очно) |
1 |
29.10 |
|
|
10 |
«Мелодией одной звучат печаль и радость» (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса:
|
1 |
12.11 |
|
|
11 |
«Мелодией одной звучат печаль и радость» (очно) |
1 |
19.11 |
|
|
12 |
«Слезы людские, о слезы людские…» (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na-temu-slezi-lyudskie-o-slezi-lyudskie-3588811.html
|
1 |
26.11 |
|
|
13 |
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (очно) |
1 |
03.12 |
|
|
14 |
Два пушкинских образа в музыке (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: |
1 |
10.12 |
|
|
15 |
Два пушкинских образа в музыке (очно) |
1 |
17.12 |
|
|
16 |
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» (заочно) Адрес электронного ресурса: |
1 |
24.12 |
|
|
II |
Традиции и новаторство в музыке |
|
|
|
|
17 |
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» |
1 |
13.01 |
|
|
18 |
Мотивы пути и дороги в русском искусстве |
1 |
20.01 |
|
|
19 |
Мир духовной музыки |
1 |
27.01 |
|
|
20 |
Колокольный звон на Руси |
1 |
03.02 |
|
|
21 |
Рождественская звезда |
1 |
10.02 |
|
|
22 |
От Рождества до Крещения |
1 |
17.02 |
|
|
23 |
Сагаан hарын амар мэндээ! |
1 |
24.02 |
|
|
24 |
История музыки бурятского народа |
1 |
03.03 |
|
|
25 |
Вечные сюжеты |
1 |
10.03 |
|
|
26 |
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов |
1 |
17.03 |
|
|
27 |
Виды музыки в современном мире |
1 |
31.03 |
|
|
28 |
Новые области в музыке XX века (джазовая музыка) |
1 |
07.04 |
|
|
29 |
Авторская песня |
1 |
14.04 |
|
|
30 |
Герой авторской песни |
1 |
21.04 |
|
|
31 |
Рок-музыка |
1 |
28.04 |
|
|
32 |
Герой рок-песни |
1 |
05.05 |
|
|
33 |
Cтилевые взаимодействия |
1 |
19.05 |
|
|
34 |
«Любовь никогда не перестанет» |
1 |
26.05 |
|
|
|
Итого: |
34 |
Представленная информация была полезной? ДА 59.33% НЕТ 40.67% Проголосовало: 1168 |
|
|
Тематическое планирование 8 г,д, е классы
№ п/п |
Разделы и темы урока |
Кол. часов |
Дата |
||
по плану |
факт |
коррекц |
|||
I |
Классика и современность |
|
|
|
|
1 |
Музыка «старая» и «новая» (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-nastoyaschaya-muzika-ne-bivaet-staroy-3340082.html |
1 |
03.09 |
|
|
2 |
Настоящая музыка не бывает «старой» (очно) |
1 |
10.09 |
|
|
3 |
Живая сила традиции (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: |
1 |
17.09 |
|
|
4 |
Искусство начинается с мифа (очно) |
1 |
24.09 |
|
|
5 |
Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса: |
1 |
01.09 |
|
|
6 |
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского (очно) |
1 |
08.10 |
|
|
7 |
«Благословляю вас, леса…» (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzyke-na-temu-blagoslovlyayu-vas-lesa-8-klass-4218686.html |
1 |
15.10 |
|
|
8 |
«Благословляю вас, леса…» (очно) |
1 |
22.10 |
|
|
9 |
Образы радости в музыке (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/12/03/obrazy-radosti-v-muzyke |
1 |
29.10 |
|
|
10 |
«Мелодией одной звучат печаль и радость» (очно) |
1 |
12.11 |
|
|
11 |
«Мелодией одной звучат печаль и радость» (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса |
1 |
19.11 |
|
|
12 |
«Слезы людские, о слезы людские…» (очно) |
1 |
26.11 |
|
|
13 |
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса https://www.metod-kopilka.ru/8_klass._l.bethoven._istoriya_zhizni._bessmertnye_zvuki-26736.htm |
1 |
03.12 |
|
|
14 |
Два пушкинских образа в музыке (очно) |
1 |
10.12 |
|
|
15 |
Два пушкинских образа в музыке (заочно) Адрес электронного образовательного ресурса |
1 |
17.12 |
|
|
16 |
Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» (очно) |
1 |
24.12 |
|
|
II |
Традиции и новаторство в музыке |
|
|
|
|
17 |
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» |
1 |
13.01 |
|
|
18 |
Мотивы пути и дороги в русском искусстве |
1 |
20.01 |
|
|
19 |
Мир духовной музыки |
1 |
27.01 |
|
|
20 |
Колокольный звон на Руси |
1 |
03.02 |
|
|
21 |
Рождественская звезда |
1 |
10.02 |
|
|
22 |
От Рождества до Крещения |
1 |
17.02 |
|
|
23 |
Сагаан hарын амар мэндээ! |
1 |
24.02 |
|
|
24 |
История музыки бурятского народа |
1 |
03.03 |
|
|
25 |
Вечные сюжеты |
1 |
10.03 |
|
|
26 |
Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов |
1 |
17.03 |
|
|
27 |
Виды музыки в современном мире |
1 |
31.03 |
|
|
28 |
Новые области в музыке XX века (джазовая музыка) |
1 |
07.04 |
|
|
29 |
Авторская песня |
1 |
14.04 |
|
|
30 |
Герой авторской песни |
1 |
21.04 |
|
|
31 |
Рок-музыка |
1 |
28.04 |
|
|
32 |
Герой рок-песни |
1 |
05.05 |
|
|
33 |
Cтилевые взаимодействия |
1 |
19.05 |
|
|
34 |
«Любовь никогда не перестанет» |
1 |
26.05 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
|
|
Перечень учебно – методического и материально –технического обеспечения:
Для учителя
№ |
Авторы учебника |
Наименование учебного пособия |
Год издания |
Издательство |
1 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. |
«Музыка» |
2001 |
М.: Дрофа |
2 |
Алеев В.В. Науменко Т.И.
|
«Музыка» Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского |
2013 |
М.: Дрофа |
4 |
Арсенина Е.Н |
«Музыка 5-8 классы». Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи |
2011г |
«Учитель» |
5 |
Вайнкоп Ю. |
«Краткий биографический словарь композиторов» |
1982 |
«Музыка» |
6 |
Должанский Л. |
«Краткий музыкальный словарь» |
1966 |
«Музыка» |
7 |
Жигалова Л.А. |
Современная концепция программы Д.Б.Кабалевского |
2013 |
«Учитель» |
8 |
Лукашевич М.Ю. |
«Необычные уроки». Музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты |
2014 |
«Учитель» |
10 |
|
Рабочие программы «Музыка 5-8 классы» |
2017 |
М.; Просвещение |
11 |
Разумовская О.К. |
«Зарубежные композиторы». Биографии, викторины, кроссворды |
2008 |
М.; «Айрис Пресс» |
Для ученика
№ |
Авторы учебника |
Наименование учебного пособия |
Год издания |
Издательство |
1 |
Алеев В.В. Науменко Т.И. |
«Музыка» |
2001 |
М.:Дрофа |
2 |
Вайнкоп Ю. |
«Краткий биографический словарь композиторов» |
1982 |
«Музыка» |
3 |
Должанский Л. |
«Краткий музыкальный словарь» |
1966 |
«Музыка» |
4 |
Зильберквит М. |
«Великий музыкант из Рорау» |
1977 |
«Музыка» |
5 |
Куницын О.И. |
«Лхасаран Линховоин» |
1991 |
Бурятское книжное издательство |
6 |
Сосновская Э.И. |
«Мастера культуры Бурятии» |
1986 |
Бурятское книжное издательство |
Диагностические мероприятия, контрольно-измерительныематериалы
№ |
Форма контроля |
Количество |
Контрольно-измерительные материалы |
1 |
Тестирование |
1 |
Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н Дрофа, 2019 |
2 |
Кроссворд «Инструменты народного и симфонического оркестров» |
1
|
Музыка. 7 класс. Дневник музыкальных размышлений. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н Дрофа, 2019 |
3 |
Опрос |
1 |
|
4 |
Хоровой зачет |
1 |
|
Материально – техническая база
· Презентации,видеоролики
· Портретыкомпозиторов
· Схемырасположения различных инструментов и оркестровых групп
· Аудио,видеоматериалы
· Фортепиано
· Ноутбук
· Медиапроектор
· Комплектзвуковоспроизводящей аппаратуры