X-PDF

Рабочая программа 9 класс Г.Е. Рудзитис

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение

Теве-Хаинская средняяобщеобразовательная школа

Дзун-Хемчикского кожуунаРеспублики Тыва

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по химии для 9 класса

учителя химии

Ондар Саглаш Олеговны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

 

Нормативно-правовую основу настоящей программы поучебному предмету « Химия» составляют следующие документы:

·        Федеральныйзакон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

·        Федеральныйзакон от  3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

·        приказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31декабря 2015 г. № 1577);

·        приказМинистерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования»  

Программа разработана на основе требованийФедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования к результатам освоения основной образовательной программы основногообщего образования по учебному предмету «Химия», входящемув образовательную область «Естественно-научные предметы».

Рабочая программасоставлена в соответствии с программой по химии предметной линии учебниковГ.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват.организаций /Н.Н.Гара. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 48 с.

ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

Вклад учебного предмета«Химия» в достижение целей основного общего образования обусловлен во многомзначением химической науки в познании законов природы, в развитиипроизводительных сил общества и создании новой базы материальной культуры.

Химия как элементсистемы естественных наук распространила своё влияние на все областичеловеческого существования, задала новое видение мира, стала неотъемлемымкомпонентом мировой культуры, необходимым условием жизни общества: знание химиислужит основой для формирования мировоззрения человека, его представлений оматериальном единстве мира; важную роль играют формируемые химией представленияо взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе; современная химиянаправлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества —сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблемздравоохранения.

В условияхвозрастающего значения химии в жизни общества существенно повысилась рольхимического образования. В плане социализации оно является одним из условийформирования интеллекта личности и гармоничного её развития.

Современному человекухимические знания необходимы для приобретения общекультурного уровня,позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно участвовать вмногообразной жизни общества, для осознания важности разумного отношения ксвоему здоровью и здоровью других, к окружающей природной среде, для грамотногоповедения при использовании различных материалов и химических веществ вповседневной жизни.

Химическое образованиев основной школе является базовым по отношению к системе общего химическогообразования. Поэтому на соответствующем ему уровне оно реализует присущиеобщему химическому образованию ключевые ценности, которые отражаютгосударственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяетсясущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствамиучебного предмета «Химия».

Изучение предмета:

1) способствуетреализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, еёобщей и функциональной грамотности;

2) вносит вклад вформирование мышления и творческих способностей подростков, навыков ихсамостоятельной учебной
деятельности, экспериментальных и исследовательских умений,необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;

3) знакомит соспецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единствоприроды и человека, является ответственным этапомв формировании естественно-научной грамотности подростков;

4) способствуетформированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, кчеловеку, вносит свой вклад в экологическое образование школьников.

Названные направления вобучении химии обеспечиваются спецификой содержания предмета, который являетсяпедагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённомэтапе её развития.

Курс химии основнойшколы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии инекоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.

Структура содержанияпредмета сформирована на основе системного подхода к его изучению. Содержаниескладывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системыпонятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы попринципу последовательного развития знаний на основе теоретических представленийразного уровня: атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания,уровня Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии,учения о строении атома и химической связи, представлений об электролитическойдиссоциации веществ в растворах. Теоретические знания рассматриваются на основеэмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно отодного уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств,строения и возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.

Такая организациясодержания курса способствует представлению химической составляющей научнойкартины мира в логике её системной природы. Тем самым обеспечиваетсявозможность формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знаниюи методам познания в науке. Важно также заметить, что освоение содержания курсапроисходит с привлечением знаний из ранее изученных курсов: «Окружающий мир»,«Биология. 5—7 классы» и «Физика. 7 класс».

 

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»

К направлениюпервостепенной значимости при реализации образовательных функцийпредмета«Химия» традиционно относят формирование знаний основ химической наукикак области современного естествознания, практической деятельности человека икак одного из компонентов мировой культуры. Задача предмета состоит вформировании системы химических знаний —важнейших фактов, понятий, законов итеоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера,языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и химических реакций, атакже в формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных спланированием, наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдениемправил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Наряду с этим целиизучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новыхприоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании особозначимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитиеличности, формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учитьсяи продолжать своё образование самостоятельно становится одной из важнейшихфункций учебных предметов.

В связи с этим приизучении предмета в основной школе доминирующее значение приобрели такие цели,как:

формированиеинтеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству,самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимсяусловиям жизни;
               
направленность обучения на систематическое приобщение учащихся ксамостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания,формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
               
обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимисяопыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков(ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видовдеятельности;
               
формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мирана основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
               
формирование у обучающихся гуманистических отношений, пониманияценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведенияв быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающейприродной среды;
               
развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю исамовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности косознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение химии в 9 классе направлено на достижение обучающимисяличностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общегообразования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной ивоспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционнымироссийскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми вобществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,саморазвития и социализации обучающихся.

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе вчасти:

·        Патриотического воспитания

ценностногоотношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,понимания значения химической науки в жизни современного общества, способностивладеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой иотечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира иобщества;

·        Гражданского воспитания

представленияо социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,коммуникативной компетентности в общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; готовности кразно​образной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательныхзадач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебнойдеятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей спозиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

Ценностинаучного познания

 мировоззренческихпредставлений о веществе и химической реакции, соответствующих современномууровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научнойкартины мира; представлений об основных закономерностях развития природы,взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этихзакономерностей;

познавательных мотивов,направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснениянаблюдаемых процессов и явлений;

 познавательной,информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочнойлитературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

 интересак обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, косознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;

Формированиякультуры здоровья

 осознания ценностижизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образжизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребленияалкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасностипри обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;

Трудовоговоспитания

интереса кпрактическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатамтрудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний похимии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования сучётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов ипотребностей; успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых умений;готовность адаптироваться в профессиональной среде;

Экологическоговоспитания

экологическицелесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе еёсуществования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе свеществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

способности применятьзнания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных сокружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания
глобального характера экологических проблем и путей их решенияпосредством методов химии;

мышления, умения руководствоватьсяим в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

В составеметапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззренияобщенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс,эксперимент и др.), которые используются в естественно-научных учебныхпредметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формироватьпредставление о целостной научной картине мира, и универсальные учебныедействия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечиваютформирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.

Метапредметныерезультаты освоения образовательной программы по химии отражают овладениеуниверсальными познавательными действиями, в том числе:

Базовымилогическими действиями

1) умением использоватьприёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химическихпонятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимо​связь с другимипонятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химическихреакций; устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения;строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делатьвыводы и заключения;

2) умением применять впроцессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические(знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые вхимии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическаяформула и уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательныхзадач; с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризоватьсущественные признаки изучаемых объектов— химических веществ и химическихреакций; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи ипротиворечия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии длявыявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способрешения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбиратьнаиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);

Базовымиисследовательскими действиями

3) умением использоватьпоставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основыдля формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;     4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученическихэкспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельнопрогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе;

Работойс информацией

5) умением выбирать,анализировать и интерпретировать информацию различных видов и формпредставления, получаемую из разных источников (научно-популярная литературахимического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критическиоценивать противоречивую и недостоверную информацию;

6) умением применятьразличные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующихданных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач опре​делённоготипа; приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативныхтехнологий, овладение куль​турой активного использования различных поисковыхсистем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации ииллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формамиграфики и их
комбинациями;

7) умением использоватьи анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информациюо влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояниеокружающей природной среды;

Универсальнымикоммуникативными действиями

8) умением задаватьвопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы,формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;

9) приобретение опытапрезентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторногоопыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебногопрое​к​та);       

10) заинтересованностьв совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельностипри решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согла​сованияпозиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместныхдействий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);

Универсальнымирегулятивными действиями

11) умениемсамостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбиратьнаиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий привыполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах —веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;

12) умениемиспользовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.

 

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

В составе предметныхрезультатов по освоению обязательного содержания, установленного даннойпримерной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания,умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», видыдеятельности по
получению нового знания, его интерпретации, преобразованию иприменению в различных учебных и новых ситуациях.

Предметные результатыпредставлены отражают сформированность у обучающихся следующих умений:

1)  раскрывать смыслосновных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион,анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность,степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффектреакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты,электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическоеравновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-
восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление ивосстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная,ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы;скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества;

2)  иллюстрироватьвзаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти понятия приописании веществ и их превращений;

3)  использоватьхимическую символику для составления формул веществ и уравнений химическихреакций;

4)  определятьвалентность и степень окисления химических элементов в соединениях различногосостава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам;вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганическихсоединениях; заряд иона по химической формуле; характер среды в водныхрастворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретноговещества;

5)  раскрывать смыслПериодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание:описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химическихэлементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочнаяподгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которыеимеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомовхимических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределениеих по электронным слоям); объяснять общие закономерности в
изменении свойств элементов и их соединений в пределах малыхпериодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов;

6)  классифицироватьхимические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу исоставу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменениюстепеней окисления химических элементов);

7)  характеризовать (описывать)общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ,подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующиххимических реакций;

                8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей исолей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравненияреакций, подтверждающих существование генетической связи между веществамиразличных классов;  

9)  раскрыватьсущность окислительно-восстановительных реакций посредством составленияэлектронного баланса этих реакций;

10) прогнозироватьсвойства веществ в зависимости от их строения; возможности протеканияхимических превращений в различных условиях;

11) вычислять относительнуюмолекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента поформуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты поуравнению химической реакции;

12) следоватьправилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а такжеправилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнениюлабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ(аммиака и углекислого газа);   

13) проводитьреакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознаватьопытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-,гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие вводных растворах неорганических веществ;

14) применятьосновные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение,обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей — дляизучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методыпознания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный имысленный).

 

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Веществои химическая реакция

Периодический закон.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.Закономерности в изменении свойств химических элементов первых трёх периодов,калия, кальция и их соединений в соответствии с положением элементов вПериодической системе и строением их атомов.

Строение вещества: видыхимической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость свойств вещества оттипа кристаллической решётки и вида химической связи.

Классификация и номенклатуранеорганических веществ (международная и тривиальная).

Химические свойствавеществ, относящихся к различным классам неорганических соединений,генетическая связь неорганических веществ.

Классификацияхимических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих вреакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисленияхимических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- иэндотермические реакции, термохимические уравнения.

Понятие о скоростихимической реакции. Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях.Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о химическом равновесии.

Факторы, влияющие наскорость химической реакции и положение химического равновесия.

Окислительно-восстановительныереакции, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции. Составлениеуравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием методаэлектронного баланса.

Теорияэлектролитической диссоциации. Электролиты и не- электролиты. Катионы, анионы.

Механизм диссоциациивеществ с различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные ислабые электролиты.

Реакции ионного обмена.Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионныеуравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений обэлектролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие огидролизе солей.

Химический эксперимент:ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ —металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия);

исследованиезависимости скорости химической реакции от воздействия различных факторов;исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот,щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов); проведение опытов,иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование осадка,выделение газа, образование воды); опытов, иллюстрирующих примерыокислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,соединения); распознавание неорганических веществ с помощью качественныхреакций на ионы; решение экспериментальных задач.

Неметаллыи их соединения

Общая характеристикагалогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строениеи физические свойства простых веществ — галогенов. Химические свойства напримере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами).Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение.Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и ихнахождение в природе.

Общая характеристикаэлементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степениокисления.

Строение и физическиесвойства простых веществ — кислорода и серы. Аллотропные модификации кислородаи серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические ихимические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Сернаякислота, физические и химические свойства (общие как представителя классакислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленногоспособа получения серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественнаяреакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе.

Химическое загрязнениеокружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха иводоёмов), способы его предотвращения.

Общая характеристикаэлементов VА-группы. Особенности строения атомов, характерные степениокисления.

Азот, распространение вприроде, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе.

Аммиак, его физическиеи химические свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические ихимические свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотнаякислота, её получение, физические и химические свойства (общие какпредставителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и солейаммония в качестве минеральных удобрений.

Химическое загрязнениеокружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха,почвы и водоёмов).

Фосфор, аллотропныемодификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора(V) ифосфорная кислота, физические и химические свойства, получение. Использованиефосфатов в качестве минеральных удобрений.

Общая характеристикаэлементов IVА-группы. Особенности строения атомов, характерные степениокисления.

Углерод, аллотропныемодификации, распространение в природе, физические и химические свойства.Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические ихимические свойства, действие на живые организмы, получение и применение.Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза глобальногопотепления климата; парниковый эффект.

Угольная кислота и еёсоли, их физические и химические свойства, получение и применение.

Качественная реакция накарбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности исельском хозяйстве.

Первоначальные понятияоб органических веществах как о соединениях углерода (метан, этан, этилен,ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Их состав и химическое строение.Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли вжизни человека.

Материальное единствоорганических и неорганических соединений.

Кремний, его физическиеи химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе.Общие представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, ихиспользование в быту, медицине, промышленности. Важнейшие строительныематериалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасногоиспользования строительных материалов в повседневной жизни.

Химический эксперимент:изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты; проведениекачественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их протекания;опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений(возможно использование видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов(галогенидов); ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможноиспользование видеоматериалов); наблюдение процесса
обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты;изучение химических свойств разбавленной серной кислоты, проведениекачественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её протекания;ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использованиевидеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений; получение,собирание, распознавание и изучение свойств аммиака; проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучениепризнаков их протекания,
взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможноиспользование
видеоматериалов); изучение моделей кристаллических решёток алмаза,графита, фуллерена; ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществактивированным углём и устройством противогаза; получение, собирание,распознавание и изучение свойств углекислого газа; проведение качественныхреакций на карбонат- и силикат-ионы и изучение признаков их протекания;
ознакомление с продукцией силикатной промышленности; решениеэкспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».

 

 

Металлыи их соединения

Общая характеристикахимических элементов — металлов на основании их положения в Периодическойсистеме химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строениеметаллов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка.Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойстваметаллов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов,основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий,бронза) и их применение в быту и промышленности.

Щелочные металлы:положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства (напримере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применениещелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельныеметаллы магний и кальций: положение в Периодической системе химическихэлементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция(оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий: положение вПериодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение атома;нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерныесвойства оксида и гидроксида алюминия.

Железо: положение вПериодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение атома;нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды,гидроксиды и соли железа(II) и железа(III), их состав, свойства и получение.

Химический эксперимент:ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами;изучение результатов коррозии металлов (возможно использование видеоматериалов),особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможноиспользование видеоматериалов); исследование свойств жёсткой воды; процессагорения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов); признаковпротекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка,железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессовокрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использованиевидеоматериалов); исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия игидроксида цинка; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы иих соединения».

Химияи окружающая среда

Новые материалы итехнологии. Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Химия издоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. Перваяпомощь при химических ожогах и отравлениях. Основы экологической грамотности.Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрациявеществ — ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.

Природные источникиуглеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки, их роль вбыту и промышленности.

Химический эксперимент:изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).

Межпредметныесвязи

Реализациямежпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через
использование как общих естественно-научных понятий, так ипонятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научногоцикла. Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классеосуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так ипонятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научногоцикла.

Общиеестественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ,синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.

Физика: материя, атом,электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула,электрический заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, раствор,растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицыизмерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце.

Биология: фотосинтез,дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы,макроэлементы, питательные вещества.

География: атмосфера,гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водныересурсы.

 

Календарно-тематическийплан по учебному предмету

«Химия»(11 класс) Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

На2022-2023 учебный год

Название темы урока

Кол. часов

По плану

Факт

1.

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов.

1

 

 

2.

Химическая связь. Строение вещества.

1

 

 

3.

Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация.

1

 

 

4.

Основные классы неорганических соединений: их свойства.

1

 

 

5.

Расчёты по химическим уравнениям.

1

 

 

6.

Сущность окислительно-восстановительных реакций. Окислитель. Восстановитель.

1

 

 

7.

Тепловые эффекты химических реакций

1

 

 

8.

Скорость  химических реакций.  Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы.

1

 

 

9.

Обратимость  реакций. Химическое  равновесие и  способы его  смещения.

1

 

 

10.

Инструктаж по ТБ.Практическая работа№1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

1

 

 

11.

Электролитическая диссоциация. Ионы. Катионы и анионы. Электролиты и неэлектролиты.

1

 

 

12.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

1

 

 

13.

Сильные и слабые электролиты

1

 

 

14.

Реакции ионного обмена. Условия протекания ионного обмена.

1

 

 

15.

Химические  свойства основных  классов неорганических соединений  в  свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-
восстановительных реакциях

1

 

 

16.

Гидролиз солей

1

 

 

17.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2.

Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

1

 

 

18

Контрольная  работа №1 по  темам «Классификация
химических  реакций»  и «Электролитическая диссоциация».

1

 

 

19

Общая характеристика химических элементов VIIА-группы. Галогены

1

 

 

20

Хлор, свойства и применение хлора

1

 

 

21.

Соединения галогенов. Хлороводород.

1

 

 

22.

Соляная   кислота  и  её соли.

1

 

 

23.

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3.

Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

1

 

 

24.

Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

1

 

 

25.

Свойства и применение серы.

1

 

 

26.

Соединения серы: сероводород, сероводородная кислота. Сульфиды.

1

 

 

27.

Оксид  серы(IV). Сернистая  кислота  и  её соли.

1

 

 

28.

Инструктаж по ТБ.Практическая работа №4.Решение
экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

1

 

 

29

Характеристика азота и фосфора

1

 

 

30

Физические и химические свойства азота

1

 

 

31

Аммиак

1

 

 

32

Инструктаж по ТБ. Практическая  работа  5. Получение  аммиака  и изучение  его  свойств.

1

 

 

33

Соли аммония

1

 

 

34

Азотная кислота

1

 

 

35

Соли  азотной  кислоты. Химия  в  сельском хозяйстве.  Азотные удобрения.

1

 

 

36

Фосфор: физические и химические свойства. Круговорот фосфора  в природе.

1

 

 

37

Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения.

1

 

 

38

Углерод. Физические свойства. Аллотропия
углеродва: алмаз, графит, карбин, фуллерены.

1

 

 

39

Химические свойства углерода. Адсорбция

1

 

 

40

Соединения углерода: оксид углерода (II). Угарный  газ,  свойства, физиологическое действие на организм.

1

 

 

41

Оксид углерода (IV).Углекислый  газ. Угольная кислота  и  её соли.  Круговорот углерода  в  природе.

1

 

 

42

Инструктаж по ТБ. Практическая  работа №6 . Получение  оксида углерода(IV)  и  изучение его  свойств. Распознавание карбонатов.

1

 

 

43

Кремний  и  его соединения.

1

 

 

44

Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

1

 

 

45

Обобщение  по  теме «Неметаллы».

1

 

 

46

Контрольная  работа  №2 по  теме  «Неметаллы».

1

 

 

47

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов.

1

 

 

48

Металлы в природе и общие способы их
получения.

1

 

 

49

Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Восстановительные свойства металлов.Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

 

 

50

Сплавы

1

 

 

51

Щелочные металлы

1

 

 

52

Щелочноземельные
металлы и их соединения.

1

 

 

53

Важнейшие соединения кальция. Жесткость воды.

1

 

 

54

Алюминий

1

 

 

55

Амфотерность  оксида  и гидроксида  алюминия.

1

 

 

56

Железо

1

 

 

57

Соединения  железа и их свойства:: оксиды,
гидроксиды и соли железа(II и III). Коррозия металлов и  способы защиты  от  коррозии.

1

 

 

58

Инструктаж по ТБ.Практическая  работа  7 .

Решение экспериментальных  задач по  теме  «Металлы  и  их соединения».

1

 

 

59

Обобщающий урок по теме «Металлы»

1

 

 

60

Контрольная работа №3 по теме «Общие свойства
металлов»

1

 

 

61

Строение органических веществ. Гомология  и
изомерия. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Предельные углеводороды (метан, этан).

1

 

 

62

Непредельные углеводороды (этилен)

1

 

 

63

Кислородсодержащие соединения. Спирты (метанол, этанол, глицерин)

1

 

 

64

Карбоновые  кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты).  Сложные эфиры. Биологически важные вещества. Жиры.

1

 

 

65

Углеводы

1

 

 

66

Белки. Химия  и здоровье.  Витамины. Лекарственные вещества

1

 

 

67

Обобщающий  урок  по теме  «Важнейшие органические соединения».

1

 

 

68

Итоговая контрольная работа за курс химии основной школы.

1

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет