X-PDF

Рабочая программа 9 класса

Поделиться статьей

Пояснительнаязаписка

Данная рабочаяпрограмма разработана на основе:

·        Федерального Закона «Об образовании вРоссийской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

·        Закона Московской области от 27 июля2013г. №94/2013-03 «Об образовании»;

·        ФГОС ООО, утвержденного приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897:

·        Федерального перечня учебников,рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального, основного общего образования;

·        Авторской программы курсаИ.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова-Биология: 5–11 классы: программа. — М.: Вентана — Граф, 2014.

 

Целии задачи курса:

 

·        освоение знанийо многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы;изменение природной среды под воздействием человека;

·        овладение начальнымиисследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения,описывать их результаты, формулировать выводы;

·        развитиеинтереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей впроцессе решения познавательных задач;

·        воспитание положительногоэмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать вокружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдатьздоровый образ жизни;

·        применение полученных знаний и умений длярешения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения вприродной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Планируемыерезультаты

Личностныерезультаты:

 

Патриотическое воспитание:

·      отношениек биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских исоветских учёных в развитие мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

·        готовностьк конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований ипроектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

·        готовностьоценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологическойкультуры;

·        пониманиезначимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Эстетическое воспитание:

·        пониманиероли биологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научногопознания:

·        ориентацияна современную систему научных представлений об основных биологическихзакономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

·        пониманиероли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитиенаучной любознательности, интереса к биологической науке, навыковисследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

·        ответственноеотношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятийи отдыха, регулярная физическая активность);

·        осознаниепоследствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

·        соблюдениеправил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природнойсреде;

·        сформированностьнавыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:

·        активноеучастие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологическойи экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,связанных с биологией.

Экологическое воспитание:

·        ориентацияна применение биологических знаний при решении задач в области окружающейсреды;

·        осознание экологических проблем и путей ихрешения;

·        готовность к участию в практическойдеятельности экологи ческой направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиямсоциальной и природнойсреды:

·        адекватная оценка изменяющихся условий;

·        принятие решения (индивидуальное, вгруппе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;

·        планирование действий в новой ситуации наосновании знаний биологических закономерностей.

 

Метапредметныерезультаты:

 

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

·        выявлять и характеризовать существенныепризнаки биологических объектов (явлений);

·        устанавливать существенный признакклассификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщенияи сравнения, критерии проводимого анализа;

·        с учётом предложенной биологической задачивыявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях;предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

·        выявлять дефициты информации, данных,необходимых для решения поставленной задачи;

·        выявлять причинно-следственные связи приизучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованиемдедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулироватьгипотезы о взаимосвязях;

·        самостоятельно выбирать способ решенияучебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбиратьнаиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

·        использовать вопросы как исследовательскийинструмент познания;

·        формулировать вопросы, фиксирующие разрывмежду реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельноустанавливать искомое и данное;

·        формировать гипотезу об истинности собственныхсуждений, аргументировать свою позицию, мнение;

·        проводить по самостоятельно составленномуплану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследованиепо установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

·        оценивать на применимость и достоверностьинформацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

·        самостоятельно формулировать обобщения ивыводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владетьинструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

·        прогнозировать возможное дальнейшееразвитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходныхситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях иконтекстах.

Работа с информацией:

·        применять различные методы, инструменты изапросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников сучётом предложенной учебной биологической задачи выбирать, анализировать, систематизироватьи интерпретировать биологическую информацию различных видов и формпредставления;

·        находить сходные аргументы (подтверждающиеили опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационныхисточниках;

·        самостоятельно выбирать оптимальную формупредставления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

·        оценивать надёжность биологическойинформации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

·        запоминать и систематизироватьбиологическую информацию.

 

Универсальныекоммуникативные действия

Общение:

·        воспринимать и формулировать суждения,выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

·        выражать себя (свою точку зрения) в устныхи письменных текстах;

·        распознавать невербальные средстваобщения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылкиконфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

·        понимать намерения других, проявлятьуважительное отно шение к собеседнику и в корректной форме формулировать своивозражения;

·        в ходе диалога и/или дискуссии задаватьвопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи,нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательностиобщения;

·        сопоставлять свои суждения с суждениямидругих участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

·        публично представлять результатывыполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

·        самостоятельно выбирать формат выступленияс учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с нимсоставлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративныхматериалов.

Совместнаядеятельность (сотрудничество):

·        понимать и использовать преимуществакомандной и индивидуальной работы при решении конкретной биологическойпроблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействияпри решении поставленной учеб ной задачи;

·        принимать цель совместной деятельности,коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщатьмнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;

·        планировать организацию совместной работы,определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участниковвзаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать вгрупповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

·        выполнять свою часть работы, достигатькачественного результата по своему направлению и координировать свои действия сдругими членами команды;

·        оценивать качество своего вклада в общийпродукт по критериям, самостоятельно сформулированным участникамивзаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого членакоманды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлятьготовность к предоставлению отчёта перед группой;

·        овладеть системой универсальныхкоммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальныхнавыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

·        Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

·        выявлять проблемы для решения в жизненныхи учебных ситуациях, используя биологические знания;

·        ориентироваться в различных подходахпринятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решенийгруппой);

·        самостоятельно составлять алгоритм решениязадачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи сучётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемые варианты решений;

·        составлять план действий (план реализациинамеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётомполучения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

·        делать выбор и брать ответственность зарешение.

Самоконтроль(рефлексия):

·        владеть способами самоконтроля,самомотивации и рефлексии;

·        давать адекватную оценку ситуации ипредлагать план её изменения;

·        учитывать контекст и предвидеть трудности,которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптироватьрешение к меняющимся обстоятельствам;

·        объяснять причины достижения (не достижения)результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации;

·        вносить коррективы в деятельность наоснове новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,возникших трудностей;

·        оценивать соответствие результата цели иусловиям.

Эмоциональныйинтеллект:

·        различать, называть и управлятьсобственными эмоциями и эмоциями других;

·        выявлять и анализировать причины эмоций;

·        ставить себя на место другого человека,понимать мотивы и намерения другого;

·        регулировать способ выражения эмоций.

Принятиесебя и других:

·        осознанно относиться к другому человеку,его мнению;

·        признавать своё право на ошибку и такое жеправо другого;

·        открытость себе и другим;

·        осознавать невозможность контролироватьвсё вокруг;

·        овладеть системой универсальных учебныхрегулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установокличности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Ученик научится:

·        Анализировать, сравниватьлассифицировать и обобщатьфакты и явления. Выявлять причиныи следствияпростых явлений.

·        Осуществлятьсравнение и классификациюамостоятельновыбирая основания и критериидля указанныхлогических операцийтроитьклассификациюна основедихотомического деления(на основе отрицания).

·        Строитьлогическое рассуждение, включающееустановлениепричинноледственных связей.

·        Создаватьсхематическиемодели с выделением существенныххарактеристик объекта.

·        Составлять тезисы,различные видыпланов (простых, сложных и т.п.).

·        Преобразовывать информацию из одного вида в другой(таблицу в текст и пр.).

·        Вычитыватьвсе уровни текстовой информации.

·        Уметь определять возможныеисточники необходимыхсведений,производить поискинформации, анализироватьи оценивать ее достоверность.

Ученик получитвозможность научиться:

·        Самостоятельноорганизовывать учебное взаимодействиев группе (определятьобщие цели, распределять роли,договариватьсядругс другом и т.д.).

·        Самостоятельнообнаруживатьи формулироватьучебную проблемупределятьцель учебной деятельности,выбиратьтемупроекта.

·        Выдвигатьверсии решенияпроблемы, осознаватьконечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средствадостиженияцели.

·        Составлять (индивидуальноили в группе) план решенияпроблемы (выполнения проекта).

·        Работатьпо плану, сверятьсвоидействияс целью и, принеобходимости,исправлятьошибкисамостоятельно.

·        В диалогес учителем совершенствовать самостоятельновыработанные критерииоценки.

Предметныерезультаты:

Ученикнаучится:

·        объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места ироли человека в природе.

·        Владеть методами: наблюдение, описание. Проводить биологическиеисследования и делать выводы на основе полученных результатов.

·        Формированию представлений о значении биологических наук в решенииглобальных проблем.

·        Освоению приемов  оказания первой помощи, рациональнаяорганизация труда и отдыха.

·        Пониманию смысла биологических терминов. Их применение при решениебиологических проблем и задач.

·        Формулированию правил техники безопасности в кабинете биологии привыполнении лабораторных работ.

·        Ученик получитвозможность научиться:

·        соблюдать правила работы вкабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

·        выделять эстетическиедостоинства объектов живой природы;

·        осознанно соблюдать основныепринципы и правила отношения к живой природе;

·        ориентироваться в системеморальных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признаниевысокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностноеотношение к объектам живой природы);

·        находить информацию о животныхв научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую; выбиратьцелевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению кживой природе.


 

Содержаниекурса

 

Введение и основы общейбиологии. (4 ч)

·        Биология – наука о живом мире Биология — наука, исследующаяжизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология —система разных биологических областей науки. Роль биологии в практическойдеятельности людей

·        Общие свойства живых организмов. Отличительные признаки живогои неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение,наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязьживых организмов и среды

·        Многообразие форм живыхорганизмов. Среды жизни на Земле имногообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства.Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающееструктурные уровни организации жизни

Основы учения о клетке. (10 ч)

·        Цитология-наука, изучающаяклетку. Многообразие клеток. Обобщениеранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующиеткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.

·        Химический состав клетки. Обобщение ранее изученного материала. Особенности химическогосостава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганическиевещества клетки. Содержание воды, минеральных солей. Их функции вжизнедеятельности клетки

·        Органические вещества клетки. Содержание углеводов, липидов, белков в клетке и в организме. Ихфункции в жизнедеятельности клетки

·        Строение клетки. Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма сорганоидами и включениями. Лабораторная работа №1.

·        Органоиды клетки и их функции
Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения ифункции.

·        Обмен веществ и энергии вклетке. Понятие об обмене веществ каксовокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки.Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетическогосостояния клетки — обеспечение её нормального функционирования

·        Биосинтез белков в живойклетке. Понятие о биосинтезе. Этапысинтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков.

·        Биосинтез углеводов -фотосинтез. Понятие о фотосинтезе какпроцессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая итемновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы

·        Обеспечение клеток энергией. Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клеткиэнергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, илигликолиз) и кислородная. Роль митохондрий в клеточном дыхании.

·        Обобщение по теме: «Цитология-наука о клетке»

Размножение и индивидуальноеразвитие организмов (онтогенез). (5 ч)

·        Типы размножения организмов. Размножение клетки путём деления — общее свойство клетокодноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот —деление клетки надвое.

·        Деление клетки у эукариот.Митоз. Фазы митоза. Жизненный циклклетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерниеклетки.

·        Образование половых клеток.Мейоз Этапы клеточного цикла:период клеточного роста (интерфаза) и период клеточного деления (мейоз). Мейоз— редукционное деление клетки. Мейоз как процесс образования половых клетокорганизма. Образование гамет (гаметогенез). Этапы образования и развития гаметв половых железах.

·        Индивидуальное развитиеорганизмов — онтогенез. Понятие обонтогенезе. Два периода онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Этапыэмбрионального развития у животных

·        Обобщение по теме: «Размножение и развитие организмов»

Основы учения о наследственностии изменчивости. (11 ч.)

·        Наука генетика. Из историиразвития генетики.    Методы работыГ. Менделя. Новый подход к гибридологическим исследованиям. Причины выбораобъекта исследования — гороха посевного. Понятие о моногибридном скрещивании.
Основные понятия генетики. Генетическая терминология исимволика. Доминантные и рецессивные признаки. Понятие об аллели. Правилазаписи скрещивания организмов. Гомозиготные и гетерозиготные организмы.

· Генетические опыты Г.Менделя. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя —закон расщепления. Правило  чистоты гамет       

·        Дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Менделем придигибридном скрещивании: закон независимого наследования признаков (третийзакон Менделя).

·        Лабораторная работа №2 «Решение генетических задач»

·        Сцепленное наследование генови кроссинговер.    Явление сцепленногонаследования генов. Группы сцепления. Закон Т. Моргана. Кроссинговер — обмен идентичными участкамигомологичных хромосом.

·        Взаимодействие аллельных инеаллельных генов. Отклонения от законовМенделя при взаимодействии аллельных генов: неполное доминирование икодоминирование. Отклонения от законов Менделя при взаимодействии неаллельныхгенов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Понятие о генах-модификаторах.

·        Наследование признаков,сцепленных с полом. Явление сцепленного сполом наследования.

·        Наследственные болезничеловека. Причины возникновениянаследственных заболеваний. Гемофилия.Дальтонизм.

·        Наследственная(генотипическая)  изменчивость. Изменчивостькак отражение взаимосвязи организмов с окружающей средой.

·        Другие типы изменчивости. Ненаследственная и наследственная изменчивость. Понятие омодификационной (фенотипической) изменчивости.

·Взаимодействие генотипа и среды. Наследственная изменчивость и еётипы: комбинативная и мутационная. Типы мутаций (хромосомные и генные).

·        Обобщение по теме: «Основы учения о наследственности и изменчивости»

·        Проверочная работа.

Основы селекции растений,животных и микроорганизмов. (5ч.)

·        Генетические основы селекцииорганизмов. Понятие о селекции. Задачиселекции. Генетические основы селекции. Связь селекции с сельским хозяйством.Основные методы селекции — искусственный отбор и гибридизация (мутагенез иполиплоидия). Явление гетерозиса, его использование. Полиплоиды — важный источникприродной изменчивости. Роль исходного материала в селекции.

·        Особенности селекции растений.

·        Центры происхождениякультурных растений Учение Н.И. Вавилова оцентрах происхождения культурных растений. Семь основных центров происхождениякультурных растений. Первичные и вторичные центры.

·        Особенности селекции животных. Роль человека в создании многообразия форм живых организмов.

·        Основные направления селекциимикроорганизмов. Клеточная инженерия и еёроль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

·        Происхождение жизни и развитиеорганического мира.  (5ч.)

·        Современные представления овозникновении жизни на Земле. Гипотезыпроисхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающиегипотезы о самозарождении жизни

·        Современная теориявозникновения жизни на Земле.Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле.Гипотеза Дж. Холдейна

·        Значение фотосинтеза ибиологического круговорота в развитии жизни. Особенности первичных организмов. Появление автотрофов —цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появлениебиосферы

·        Этапы развития жизни на Земле. Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в историиЗемли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни

·        Приспособительные чертыорганизмов к наземному образу жизни.Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Учениеоб эволюции. (11 ч.)

·        Идея развития органическогомира в биологии. Возникновение идей обэволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка

·        Основные положенияэволюционной теории Ч.Дарвина.Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов,изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость,наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результатыэволюции. Значение работ Ч. Дарвина

·        Движущие силы эволюции:наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

·        Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к средеобитания.

·        Современные представления обэволюции органического мира. Популяциякак единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции

·        Вид, его структура иособенности. Вид — основнаясистематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции —внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существованиявида

·        Процесс образования видов –видообразование. Видообразование. Понятиео микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое

·        Понятие о микро- имакроэволюции. Условия и значениедифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции:палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты иатавизмы)

·        Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологическогопрогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов

·        Влияние человеческойдеятельности на процессы эволюции видов. Эволюция — длительный исторический процесс.

·        Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции»

Происхождение человека(антропогенез). (6ч.)

·        Место и особенности человека всистеме органического мира. Эволюцияприматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразныеобезьяны

·        Доказательства эволюционногопроисхождения человека. Накоплениефактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных.Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальныхфакторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный(социальный) образ жизни — уникальное свойство человека

·        Этапы эволюции вида. Человекразумный. Ранние предки человека.Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадииантропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди,современный человек. Ранние неоантропы — кроманьонцы.

·        Биосоциальная сущность вида. Человекразумный. Отличительные признакисовременных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторовна действие естественного отбора в историческом развитии человека

·        Человеческие расы, их родствои происхождение. Человек разумный — полиморфныйвид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас.

·        Человек как житель биосферы иего влияние на природу Земли.  Человек —житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощностьвоздействия человека на биосферу. Сохранение жизни на Земле — главная задачачеловечества.                              

Основы экологии. (10ч.)

·        Среды жизни на Земле иэкологические факторы воздействия на организмы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная,почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах.Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.

·        Закономерности действияфакторов среды на организмы Закономерностидействия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияниеэкологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов.Фотопериодизм

·        Приспособленность организмов квлиянию факторов среды. Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

·        Биотические связи в природе. Биотические связи в природе: сети питания, способы добыванияпищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция,мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов.Значение биотических связей.

·        Популяции как формасуществования видов в природе. Популяциякак особая надорганизменная система, форма существования вида в природе.Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественныепоказатели популяции: численность и плотность.

·        Функционирование популяции идинамика её численности в природе.Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость,смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структурапопуляции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотностипопуляции. Регуляция численности популяции.

·        Биоценоз как сообщество живыхорганизмов в природе. Природноесообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепии сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ ипоток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе.

·        Понятие о биогеоценозе иэкосистеме. Экосистемная организацияживой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители,потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы.Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера— глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующиесостав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косноевещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере.

·        Развитие и сменабиогеоценозов. Саморазвитиебиогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичныесмены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний осмене природных сообществ

·        Основные законы устойчивостиживой природы. Цикличность процессов вэкосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем:биологическое разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговоротвеществ и поток энергии, цикличность процессов.

·        Рациональное использованиеприроды и её охрана. Экология какнаучная основа рационального использования природы и выхода из глобальныхэкологически кризисов.

Заключение. (.)

·        Обобщениепо теме«Основы экологии» Значение биологических и экологических знаний дляпрактической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование темы занятия

Лабораторные

работы

План. дата

Скорректированная дата

 

1. Введение в основы общей биологии. (4 часа)

 

 

 

1

Биология — наука о живом мире.

 

05.09

 

2

Общие свойства живых организмов.

 

08.09

 

3

Многообразие форм живых организмов.

 

12.09

 

4

Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

 

15.09

 

 

2. Основы учения о клетке. (10 часов)

 

 

 

5

Цитология – наука, изучающая клетку.

Многообразие клеток.

 

19.09

 

6

Химический состав клетки.

 

22.09

 

7

Органические вещества клетки. Белки и нуклеиновые кислоты. Опрос

 

 

26.09

 

8

Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро.

 

29.09

 

9-10

Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды.

Лабораторная работа №1.

03.10-06.10

 

11

Обмен веществ и энергии в клетке.

 

17.10

 

12

Биосинтез белков в живой клетке.

 

20.10

 

13

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

 

24.10

 

14

Обеспечение клетки энергией.

 

27.10

 

 

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (5 часов)

 

 

 

15

Размножение организмов.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

 

31.10

 

16

Деление клетки – митоз.

 

 

03.11

 

17-18

Образование половых клеток. Мейоз.

 

 

 

07.11-10.11

 

19

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

 

14.11

 

 

 

4. Основы учения о наследственности и изменчивости. (11 часов)

 

 

 

20

Наука – генетика. Из

истории развития генетики.

 

 

17.11

 

21

Основные понятия генетики.

 

28.11

 

22

Генетические опыты Г. Менделя.

 

 

 

01.12

 

23

Дигибридное скрещивание.

 

 

 

05.12

 

24

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

 

 

08.12

 

25

Взаимодействие  генов и их множественное действие.

 

 

12.12

 

26

 Наследование признаков сцепленных с полом.

 

 

15.12

 

27

Наследственные болезни человека.

 

19.12

 

28-29

Наследственная изменчивость.

 

Лабораторная работа №2

«Решение задач»

22.12-26.12

 

30

Другие типы изменчивости.

 

 

29.12

 

 

5. Основы селекции  животных и растений.  (5 часов)

 

 

 

31

Генетические основы селекции организмов.

 

09.01

 

32

Особенности селекции растений.

 

 

 

12.01

 

33

Центры происхождения культурных растений.

 

16.01

 

34

Особенности селекции животных.

 

19.01

 

35

Основные направления селекции микроорганизмов

 

23.01

 

 

6. Происхождение жизни и развитие органического мира. (5 часов)

 

 

 

36

Современные представления о возникновении жизни  на Земле.

 

26.01

 

37

Современная теория возникновения жизни на Земле.

 

30.01

 

38

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

 

02.02

 

39

Этапы развития жизни на Земле.

 

 

06.02

 

40

Этапы развития жизни на Земле.

 

 

09.02

 

 

7. Учение об эволюции. (11 часов)

 

 

 

 

41

Идея развития органического мира в биологии.

 

 

13.02

 

42

Основные положения теории Ч.Дарвина.

 

16.02

 

43

Движущие силы эволюции.

 

 

27.02

 

44

 Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

 

 

02.03

 

45

Современные представления об эволюции органического мира

 

06.03

 

46

Вид, его структура и особенности.

 

 

09.03

 

47

Процесс образования видов – видообразование.

 

13.03

 

48

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

 

 

 

16.03

 

49

Основные направления эволюции.

 

 

20.03

 

50

Основные закономерности биологической эволюции.

Лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания»

23-27.03

 

51

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции»

 

 

30.04

 

 

8. Происхождение человека (антропогенез). (6 часов)

 

 

 

 

52

Место человека в системе органического мира.

 

10.04

 

53

Доказательства эволюционного происхождения человека.

 

13.04

 

54

Этапы эволюции вида Человек разумный.

 

17.04

 

55

Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

 

20.04

 

56

Человеческие расы, их родство и происхождение.

 

24.04

 

57

 Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

Обобщающий урок по теме «Основы селекции растений, животных, происхождение жизни и развитие органического мира, учение об эволюции, происхождение человека»

 

27.04

 

 

9. Основы экологии. (11 часов)

 

 

 

 

58-59

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

 

04.05

 

60

Биотические связи в природе

 

08.05

 

61

Популяция как форма существования видов в природе.

 

11.05

 

62

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

 

15.05

 

63

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

 

18.05

 

64-65

 Развитие и смена биогеоценозов.

 

 

22.05

 

66

 Основные законы устойчивости живой природы.

 

 

25.05

 

67-68

 Рациональное использование природы и ее охрана.

Обобщающий урок по теме «Основы экологии»

 

29.05

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол№1 заседания ШМО учителей предметников основной школы

от«30» августа 2022 года

 

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.управляющего по УВР ____ (Желтова Е.Н.)

«30» августа 2022года

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет