Пояснительнаязаписка
Данная рабочаяпрограмма разработана на основе:
· Федерального Закона «Об образовании вРоссийской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
· Закона Московской области от 27 июля2013г. №94/2013-03 «Об образовании»;
· ФГОС ООО, утвержденного приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897:
· Федерального перечня учебников,рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального, основного общего образования;
· Авторской программы курсаИ.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова-Биология: 5–11 классы: программа. — М.: Вентана — Граф, 2014.
Целии задачи курса:
· освоение знанийо многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы;изменение природной среды под воздействием человека;
· овладение начальнымиисследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения,описывать их результаты, формулировать выводы;
· развитиеинтереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей впроцессе решения познавательных задач;
· воспитание положительногоэмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать вокружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдатьздоровый образ жизни;
· применение полученных знаний и умений длярешения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения вприродной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Планируемыерезультаты
Личностныерезультаты:
Патриотическое воспитание:
· отношениек биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских исоветских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
· готовностьк конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований ипроектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
· готовностьоценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологическойкультуры;
· пониманиезначимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
· пониманиероли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научногопознания:
· ориентацияна современную систему научных представлений об основных биологическихзакономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
· пониманиероли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитиенаучной любознательности, интереса к биологической науке, навыковисследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
· ответственноеотношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятийи отдыха, регулярная физическая активность);
· осознаниепоследствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
· соблюдениеправил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природнойсреде;
· сформированностьнавыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
· активноеучастие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологическойи экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
· ориентацияна применение биологических знаний при решении задач в области окружающейсреды;
· осознание экологических проблем и путей ихрешения;
· готовность к участию в практическойдеятельности экологи ческой направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиямсоциальной и природнойсреды:
· адекватная оценка изменяющихся условий;
· принятие решения (индивидуальное, вгруппе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
· планирование действий в новой ситуации наосновании знаний биологических закономерностей.
Метапредметныерезультаты:
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
· выявлять и характеризовать существенныепризнаки биологических объектов (явлений);
· устанавливать существенный признакклассификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщенияи сравнения, критерии проводимого анализа;
· с учётом предложенной биологической задачивыявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях;предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
· выявлять дефициты информации, данных,необходимых для решения поставленной задачи;
· выявлять причинно-следственные связи приизучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованиемдедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулироватьгипотезы о взаимосвязях;
· самостоятельно выбирать способ решенияучебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбиратьнаиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
· использовать вопросы как исследовательскийинструмент познания;
· формулировать вопросы, фиксирующие разрывмежду реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельноустанавливать искомое и данное;
· формировать гипотезу об истинности собственныхсуждений, аргументировать свою позицию, мнение;
· проводить по самостоятельно составленномуплану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследованиепо установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
· оценивать на применимость и достоверностьинформацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
· самостоятельно формулировать обобщения ивыводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владетьинструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
· прогнозировать возможное дальнейшееразвитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходныхситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях иконтекстах.
Работа с информацией:
· применять различные методы, инструменты изапросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников сучётом предложенной учебной биологической задачи выбирать, анализировать, систематизироватьи интерпретировать биологическую информацию различных видов и формпредставления;
· находить сходные аргументы (подтверждающиеили опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационныхисточниках;
· самостоятельно выбирать оптимальную формупредставления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
· оценивать надёжность биологическойинформации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
· запоминать и систематизироватьбиологическую информацию.
Универсальныекоммуникативные действия
Общение:
· воспринимать и формулировать суждения,выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
· выражать себя (свою точку зрения) в устныхи письменных текстах;
· распознавать невербальные средстваобщения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылкиконфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
· понимать намерения других, проявлятьуважительное отно шение к собеседнику и в корректной форме формулировать своивозражения;
· в ходе диалога и/или дискуссии задаватьвопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи,нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательностиобщения;
· сопоставлять свои суждения с суждениямидругих участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
· публично представлять результатывыполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
· самостоятельно выбирать формат выступленияс учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с нимсоставлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративныхматериалов.
Совместнаядеятельность (сотрудничество):
· понимать и использовать преимуществакомандной и индивидуальной работы при решении конкретной биологическойпроблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействияпри решении поставленной учеб ной задачи;
· принимать цель совместной деятельности,коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщатьмнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;
· планировать организацию совместной работы,определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участниковвзаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать вгрупповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
· выполнять свою часть работы, достигатькачественного результата по своему направлению и координировать свои действия сдругими членами команды;
· оценивать качество своего вклада в общийпродукт по критериям, самостоятельно сформулированным участникамивзаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого членакоманды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлятьготовность к предоставлению отчёта перед группой;
· овладеть системой универсальныхкоммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальныхнавыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
· Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
· выявлять проблемы для решения в жизненныхи учебных ситуациях, используя биологические знания;
· ориентироваться в различных подходахпринятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решенийгруппой);
· самостоятельно составлять алгоритм решениязадачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи сучётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемые варианты решений;
· составлять план действий (план реализациинамеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётомполучения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
· делать выбор и брать ответственность зарешение.
Самоконтроль(рефлексия):
· владеть способами самоконтроля,самомотивации и рефлексии;
· давать адекватную оценку ситуации ипредлагать план её изменения;
· учитывать контекст и предвидеть трудности,которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптироватьрешение к меняющимся обстоятельствам;
· объяснять причины достижения (не достижения)результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации;
· вносить коррективы в деятельность наоснове новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,возникших трудностей;
· оценивать соответствие результата цели иусловиям.
Эмоциональныйинтеллект:
· различать, называть и управлятьсобственными эмоциями и эмоциями других;
· выявлять и анализировать причины эмоций;
· ставить себя на место другого человека,понимать мотивы и намерения другого;
· регулировать способ выражения эмоций.
Принятиесебя и других:
· осознанно относиться к другому человеку,его мнению;
· признавать своё право на ошибку и такое жеправо другого;
· открытость себе и другим;
· осознавать невозможность контролироватьвсё вокруг;
· овладеть системой универсальных учебныхрегулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установокличности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Ученик научится:
· Анализировать, сравнивать,классифицировать и обобщатьфакты и явления. Выявлять причиныи следствияпростых явлений.
· Осуществлятьсравнение и классификацию,самостоятельновыбирая основания и критериидля указанныхлогических операцийтроитьклассификациюна основедихотомического деления(на основе отрицания).
· Строитьлогическое рассуждение, включающееустановлениепричинно-следственных связей.
· Создаватьсхематическиемодели с выделением существенныххарактеристик объекта.
· Составлять тезисы,различные видыпланов (простых, сложных и т.п.).
· Преобразовывать информацию из одного вида в другой(таблицу в текст и пр.).
· Вычитыватьвсе уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможныеисточники необходимыхсведений,производить поискинформации, анализироватьи оценивать ее достоверность.
Ученик получитвозможность научиться:
· Самостоятельноорганизовывать учебное взаимодействиев группе (определятьобщие цели, распределять роли,договариватьсядругс другом и т.д.).
· Самостоятельнообнаруживатьи формулироватьучебную проблему,определятьцель учебной деятельности,выбиратьтемупроекта.
· Выдвигатьверсии решенияпроблемы, осознаватьконечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средствадостиженияцели.
· Составлять (индивидуальноили в группе) план решенияпроблемы (выполнения проекта).
· Работатьпо плану, сверятьсвоидействияс целью и, принеобходимости,исправлятьошибкисамостоятельно.
· В диалогес учителем совершенствовать самостоятельновыработанные критерииоценки.
Предметныерезультаты:
Ученикнаучится:
· объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места ироли человека в природе.
· Владеть методами: наблюдение, описание. Проводить биологическиеисследования и делать выводы на основе полученных результатов.
· Формированию представлений о значении биологических наук в решенииглобальных проблем.
· Освоению приемов оказания первой помощи, рациональнаяорганизация труда и отдыха.
· Пониманию смысла биологических терминов. Их применение при решениебиологических проблем и задач.
· Формулированию правил техники безопасности в кабинете биологии привыполнении лабораторных работ.
· Ученик получитвозможность научиться:
· соблюдать правила работы вкабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
· выделять эстетическиедостоинства объектов живой природы;
· осознанно соблюдать основныепринципы и правила отношения к живой природе;
· ориентироваться в системеморальных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признаниевысокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностноеотношение к объектам живой природы);
· находить информацию о животныхв научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую; выбиратьцелевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению кживой природе.
Содержаниекурса
Введение и основы общейбиологии. (4 ч)
· Биология – наука о живом мире Биология — наука, исследующаяжизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология —система разных биологических областей науки. Роль биологии в практическойдеятельности людей
· Общие свойства живых организмов. Отличительные признаки живогои неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение,наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязьживых организмов и среды
· Многообразие форм живыхорганизмов. Среды жизни на Земле имногообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства.Вирусы — неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающееструктурные уровни организации жизни
Основы учения о клетке. (10 ч)
· Цитология-наука, изучающаяклетку. Многообразие клеток. Обобщениеранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующиеткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.
· Химический состав клетки. Обобщение ранее изученного материала. Особенности химическогосостава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганическиевещества клетки. Содержание воды, минеральных солей. Их функции вжизнедеятельности клетки
· Органические вещества клетки. Содержание углеводов, липидов, белков в клетке и в организме. Ихфункции в жизнедеятельности клетки
· Строение клетки. Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма сорганоидами и включениями. Лабораторная работа №1.
· Органоиды клетки и их функции
Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения ифункции.
· Обмен веществ и энергии вклетке. Понятие об обмене веществ каксовокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки.Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетическогосостояния клетки — обеспечение её нормального функционирования
· Биосинтез белков в живойклетке. Понятие о биосинтезе. Этапысинтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков.
· Биосинтез углеводов -фотосинтез. Понятие о фотосинтезе какпроцессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая итемновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы
· Обеспечение клеток энергией. Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клеткиэнергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, илигликолиз) и кислородная. Роль митохондрий в клеточном дыхании.
· Обобщение по теме: «Цитология-наука о клетке»
Размножение и индивидуальноеразвитие организмов (онтогенез). (5 ч)
· Типы размножения организмов. Размножение клетки путём деления — общее свойство клетокодноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот —деление клетки надвое.
· Деление клетки у эукариот.Митоз. Фазы митоза. Жизненный циклклетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерниеклетки.
· Образование половых клеток.Мейоз Этапы клеточного цикла:период клеточного роста (интерфаза) и период клеточного деления (мейоз). Мейоз— редукционное деление клетки. Мейоз как процесс образования половых клетокорганизма. Образование гамет (гаметогенез). Этапы образования и развития гаметв половых железах.
· Индивидуальное развитиеорганизмов — онтогенез. Понятие обонтогенезе. Два периода онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Этапыэмбрионального развития у животных
· Обобщение по теме: «Размножение и развитие организмов»
Основы учения о наследственностии изменчивости. (11 ч.)
· Наука генетика. Из историиразвития генетики. Методы работыГ. Менделя. Новый подход к гибридологическим исследованиям. Причины выбораобъекта исследования — гороха посевного. Понятие о моногибридном скрещивании.
Основные понятия генетики. Генетическая терминология исимволика. Доминантные и рецессивные признаки. Понятие об аллели. Правилазаписи скрещивания организмов. Гомозиготные и гетерозиготные организмы.
· Генетические опыты Г.Менделя. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя —закон расщепления. Правило чистоты гамет
· Дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Менделем придигибридном скрещивании: закон независимого наследования признаков (третийзакон Менделя).
· Лабораторная работа №2 «Решение генетических задач»
· Сцепленное наследование генови кроссинговер. Явление сцепленногонаследования генов. Группы сцепления. Закон Т. Моргана. Кроссинговер — обмен идентичными участкамигомологичных хромосом.
· Взаимодействие аллельных инеаллельных генов. Отклонения от законовМенделя при взаимодействии аллельных генов: неполное доминирование икодоминирование. Отклонения от законов Менделя при взаимодействии неаллельныхгенов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Понятие о генах-модификаторах.
· Наследование признаков,сцепленных с полом. Явление сцепленного сполом наследования.
· Наследственные болезничеловека. Причины возникновениянаследственных заболеваний. Гемофилия.Дальтонизм.
· Наследственная(генотипическая) изменчивость. Изменчивостькак отражение взаимосвязи организмов с окружающей средой.
· Другие типы изменчивости. Ненаследственная и наследственная изменчивость. Понятие омодификационной (фенотипической) изменчивости.
·Взаимодействие генотипа и среды. Наследственная изменчивость и еётипы: комбинативная и мутационная. Типы мутаций (хромосомные и генные).
· Обобщение по теме: «Основы учения о наследственности и изменчивости»
· Проверочная работа.
Основы селекции растений,животных и микроорганизмов. (5ч.)
· Генетические основы селекцииорганизмов. Понятие о селекции. Задачиселекции. Генетические основы селекции. Связь селекции с сельским хозяйством.Основные методы селекции — искусственный отбор и гибридизация (мутагенез иполиплоидия). Явление гетерозиса, его использование. Полиплоиды — важный источникприродной изменчивости. Роль исходного материала в селекции.
· Особенности селекции растений.
· Центры происхождениякультурных растений Учение Н.И. Вавилова оцентрах происхождения культурных растений. Семь основных центров происхождениякультурных растений. Первичные и вторичные центры.
· Особенности селекции животных. Роль человека в создании многообразия форм живых организмов.
· Основные направления селекциимикроорганизмов. Клеточная инженерия и еёроль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
· Происхождение жизни и развитиеорганического мира. (5ч.)
· Современные представления овозникновении жизни на Земле. Гипотезыпроисхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающиегипотезы о самозарождении жизни
· Современная теориявозникновения жизни на Земле.Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле.Гипотеза Дж. Холдейна
· Значение фотосинтеза ибиологического круговорота в развитии жизни. Особенности первичных организмов. Появление автотрофов —цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появлениебиосферы
· Этапы развития жизни на Земле. Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в историиЗемли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни
· Приспособительные чертыорганизмов к наземному образу жизни.Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Учениеоб эволюции. (11 ч.)
· Идея развития органическогомира в биологии. Возникновение идей обэволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка
· Основные положенияэволюционной теории Ч.Дарвина.Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов,изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость,наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результатыэволюции. Значение работ Ч. Дарвина
· Движущие силы эволюции:наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.
· Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к средеобитания.
· Современные представления обэволюции органического мира. Популяциякак единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции
· Вид, его структура иособенности. Вид — основнаясистематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции —внутривидовая группировка родственных особей. Популяция — форма существованиявида
· Процесс образования видов –видообразование. Видообразование. Понятиео микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое
· Понятие о микро- имакроэволюции. Условия и значениедифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции:палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты иатавизмы)
· Основные направления эволюции. Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологическогопрогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов
· Влияние человеческойдеятельности на процессы эволюции видов. Эволюция — длительный исторический процесс.
· Обобщающий урок «Основные закономерности эволюции»
Происхождение человека(антропогенез). (6ч.)
· Место и особенности человека всистеме органического мира. Эволюцияприматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразныеобезьяны
· Доказательства эволюционногопроисхождения человека. Накоплениефактов о происхождении человека. Доказательства родства человека и животных.Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальныхфакторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный(социальный) образ жизни — уникальное свойство человека
· Этапы эволюции вида. Человекразумный. Ранние предки человека.Переход к прямохождению — выдающийся этап эволюции человека. Стадииантропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди,современный человек. Ранние неоантропы — кроманьонцы.
· Биосоциальная сущность вида. Человекразумный. Отличительные признакисовременных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторовна действие естественного отбора в историческом развитии человека
· Человеческие расы, их родствои происхождение. Человек разумный — полиморфныйвид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас.
· Человек как житель биосферы иего влияние на природу Земли. Человек —житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощностьвоздействия человека на биосферу. Сохранение жизни на Земле — главная задачачеловечества.
Основы экологии. (10ч.)
· Среды жизни на Земле иэкологические факторы воздействия на организмы. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная,почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах.Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные.
· Закономерности действияфакторов среды на организмы Закономерностидействия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияниеэкологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов.Фотопериодизм
· Приспособленность организмов квлиянию факторов среды. Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания»
· Биотические связи в природе. Биотические связи в природе: сети питания, способы добыванияпищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция,мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов.Значение биотических связей.
· Популяции как формасуществования видов в природе. Популяциякак особая надорганизменная система, форма существования вида в природе.Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественныепоказатели популяции: численность и плотность.
· Функционирование популяции идинамика её численности в природе.Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость,смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структурапопуляции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотностипопуляции. Регуляция численности популяции.
· Биоценоз как сообщество живыхорганизмов в природе. Природноесообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепии сети питания. Главный признак природного сообщества — круговорот веществ ипоток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе.
· Понятие о биогеоценозе иэкосистеме. Экосистемная организацияживой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители,потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы.Круговорот веществ и превращения энергии — основной признак экосистем. Биосфера— глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующиесостав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косноевещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере.
· Развитие и сменабиогеоценозов. Саморазвитиебиогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичныесмены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний осмене природных сообществ
· Основные законы устойчивостиживой природы. Цикличность процессов вэкосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем:биологическое разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговоротвеществ и поток энергии, цикличность процессов.
· Рациональное использованиеприроды и её охрана. Экология какнаучная основа рационального использования природы и выхода из глобальныхэкологически кризисов.
Заключение. (1ч.)
· Обобщениепо теме«Основы экологии» Значение биологических и экологических знаний дляпрактической деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы занятия |
Лабораторные работы |
План. дата |
Скорректированная дата |
|
1. Введение в основы общей биологии. (4 часа) |
|
|
|
1 |
Биология — наука о живом мире. |
|
05.09 |
|
2 |
Общие свойства живых организмов. |
|
08.09 |
|
3 |
Многообразие форм живых организмов. |
|
12.09 |
|
4 |
Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас» |
|
15.09 |
|
|
2. Основы учения о клетке. (10 часов) |
|
|
|
5 |
Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. |
|
19.09 |
|
6 |
Химический состав клетки. |
|
22.09 |
|
7 |
Органические вещества клетки. Белки и нуклеиновые кислоты. Опрос
|
|
26.09 |
|
8 |
Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро. |
|
29.09 |
|
9-10 |
Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды. |
Лабораторная работа №1. |
03.10-06.10 |
|
11 |
Обмен веществ и энергии в клетке. |
|
17.10 |
|
12 |
Биосинтез белков в живой клетке. |
|
20.10 |
|
13 |
Биосинтез углеводов – фотосинтез. |
|
24.10 |
|
14 |
Обеспечение клетки энергией. |
|
27.10 |
|
|
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (5 часов) |
|
|
|
15 |
Размножение организмов. Представленная информация была полезной? ДА 59.33% НЕТ 40.67% Проголосовало: 1136 |
|
31.10 |
|
16 |
Деление клетки – митоз.
|
|
03.11 |
|
17-18 |
Образование половых клеток. Мейоз.
|
|
07.11-10.11 |
|
19 |
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. |
|
14.11 |
|
|
4. Основы учения о наследственности и изменчивости. (11 часов) |
|
|
|
20 |
Наука – генетика. Из истории развития генетики.
|
|
17.11 |
|
21 |
Основные понятия генетики. |
|
28.11 |
|
22 |
Генетические опыты Г. Менделя.
|
|
01.12 |
|
23 |
Дигибридное скрещивание.
|
|
05.12 |
|
24 |
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
|
|
08.12 |
|
25 |
Взаимодействие генов и их множественное действие.
|
|
12.12 |
|
26 |
Наследование признаков сцепленных с полом.
|
|
15.12 |
|
27 |
Наследственные болезни человека. |
|
19.12 |
|
28-29 |
Наследственная изменчивость.
|
Лабораторная работа №2 «Решение задач» |
22.12-26.12 |
|
30 |
Другие типы изменчивости.
|
|
29.12 |
|
|
5. Основы селекции животных и растений. (5 часов) |
|
|
|
31 |
Генетические основы селекции организмов. |
|
09.01 |
|
32 |
Особенности селекции растений. |
|
12.01 |
|
33 |
Центры происхождения культурных растений. |
|
16.01 |
|
34 |
Особенности селекции животных. |
|
19.01 |
|
35 |
Основные направления селекции микроорганизмов |
|
23.01 |
|
|
6. Происхождение жизни и развитие органического мира. (5 часов) |
|
|
|
36 |
Современные представления о возникновении жизни на Земле. |
|
26.01 |
|
37 |
Современная теория возникновения жизни на Земле. |
|
30.01 |
|
38 |
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. |
|
02.02 |
|
39 |
Этапы развития жизни на Земле.
|
|
06.02 |
|
40 |
Этапы развития жизни на Земле.
|
|
09.02 |
|
|
7. Учение об эволюции. (11 часов) |
|
|
|
41 |
Идея развития органического мира в биологии. |
|
13.02 |
|
42 |
Основные положения теории Ч.Дарвина. |
|
16.02 |
|
43 |
Движущие силы эволюции.
|
|
27.02 |
|
44 |
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
|
|
02.03 |
|
45 |
Современные представления об эволюции органического мира |
|
06.03 |
|
46 |
Вид, его структура и особенности. |
|
09.03 |
|
47 |
Процесс образования видов – видообразование. |
|
13.03 |
|
48 |
Понятие о микроэволюции и макроэволюции. |
|
16.03 |
|
49 |
Основные направления эволюции.
|
|
20.03 |
|
50 |
Основные закономерности биологической эволюции. |
Лабораторная работа № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания» |
23-27.03 |
|
51 |
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции»
|
|
30.04 |
|
|
8. Происхождение человека (антропогенез). (6 часов)
|
|
|
|
52 |
Место человека в системе органического мира. |
|
10.04 |
|
53 |
Доказательства эволюционного происхождения человека. |
|
13.04 |
|
54 |
Этапы эволюции вида Человек разумный. |
|
17.04 |
|
55 |
Биосоциальная сущность вида Человек разумный. |
|
20.04 |
|
56 |
Человеческие расы, их родство и происхождение. |
|
24.04 |
|
57 |
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Обобщающий урок по теме «Основы селекции растений, животных, происхождение жизни и развитие органического мира, учение об эволюции, происхождение человека» |
|
27.04 |
|
|
9. Основы экологии. (11 часов)
|
|
|
|
58-59 |
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды |
|
04.05 |
|
60 |
Биотические связи в природе |
|
08.05 |
|
61 |
Популяция как форма существования видов в природе. |
|
11.05 |
|
62 |
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. |
|
15.05 |
|
63 |
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. |
|
18.05 |
|
64-65 |
Развитие и смена биогеоценозов.
|
|
22.05 |
|
66 |
Основные законы устойчивости живой природы.
|
|
25.05 |
|
67-68 |
Рациональное использование природы и ее охрана. Обобщающий урок по теме «Основы экологии» |
|
29.05 |
|
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол№1 заседания ШМО учителей предметников основной школы
от«30» августа 2022 года
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.управляющего по УВР ____ (Желтова Е.Н.)
«30» августа 2022года