Пояснительная записка
Программа коррекционной работы для обучающихся с ЗПР разработана всоответствии
— с федеральным государственным образовательным стандартом начальногообщего образования (Приказ МО и науки 06.10.2009 №373);
— с федеральнымгосударственным образовательным стандартом начального обще
Го образованияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный ПриказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 №1598;
— инструктивным письмом Т.П. Бессоновой «Содержаниеи организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательногоучреждения» (методические рекомендации), М., 2010;
— программойвоспитания МБОУ «Средняя школа №9»;
— календарным учебнымграфиком на 2022-2023 уч.г.;
— СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения ивоспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность поадаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся сограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N26);
— на основеадаптированной основной образовательной программы начального общего образованияобучающихся с задержкой психического развития, рассмотренной на заседаниипедагогического совета школы 06.10.2020 года, утвержденной приказом №146-уч поМБОУ «Средняя школа №9» от 06. 10.2020г.;
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю по 40 минут), можетварьироваться в каждом конкретном случае.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1. Осознавать и анализировать своё эмоциональное состояние.
2. Определять эмоции других людей, сочувствовать исопереживать им;
выражать свои эмоции.
3. Проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.
4. Понимать причины успеха и неуспеха в учении, связыватьэто с
приложенными усилиями и старанием.
5. С желанием и интересом выполнять учебные задания.
6. Иметь потребность в чтении.
Метапредметные результаты
1. Осознавать границы собственных знаний и умений.
2. Принимать и понимать словесную или письменнуюинструкцию.
3. Работать по плану, сравнивая способ действия с заданнымалгоритмом; корректировать свою деятельность.
4. Осуществлять итоговый самоконтроль иопределять степень успешности своей работы.
5. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме.
6. Осуществлять логические операции анализа, синтеза,обобщения,
классификации.
7. Устанавливать причинно-следственные связи, строить цепирассуждений.
8. Владеть монологической и диалогической формами речи всоответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;использовать письмо как средство коммуникации.
9. Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиями коммуникации.
Предметные результаты
1.Отличать текст от набора предложений, написанных кактекст.
осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать навопросы по
содержанию прочитанного; составлять устный рассказ покартинке, серии
картин, заданным словам.
2. Знать предлоги и правильно употреблять их в речи, дифференцироватьпредлоги и приставки.
3. Видеть в словах изученные орфограммы, правописаниекоторых
основано на полноценных представлениях о звуковом составеслова, и
правильно писать их.
4. Иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбиратьслова по составу, видеть и называть части слова; образовывать слова с помощьюсуффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова; выделять два корня всложных словах.
5. Распознавать имена существительные, именаприлагательные, глаголы; давать им определение с опорой на записи.
6. Уметь изменять имена существительные по числам, родам,вопросам (падежам).
7. Уметь подбирать имена прилагательные к подходящим посмыслу существительным и наблюдать за изменением грамматических признаков.
6. Находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать заизменением грамматических признаков при согласовании с существительными в родеи числе, изменять глаголы по временам.
7. Определять тему рассказа, основную мысль текста,последовательность и связность предложений в тексте.
8. Самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобыпродолжать общение-диалог, сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать ирассуждать.
Содержание коррекционной работы:
Форма организации:индивидуальные занятия.
Состав слова (2 часа)
Повторение, анализ родственных слов, письменный разборслова по составу.
Корень слова (5 часов)
Анализ лексического значения родственных слов, подборродственных слов, письменный разбор слова по составу.
Суффиксы (5 часов)
Уменьшительно-ласкательные суффиксы,письменный подбор слов к указанным суффиксам, суффиксы прилагательных.
Приставки (5 часов)
Приставки пространственного и временного значения, анализслов.
Безударные гласные (5 часов)
Безударные гласные в корне, требующиепроверки.
Оглушение звонких согласных (6 часов)
Определение позиции звука в слове, разбор слова по составу.
Словосочетание и предложение (2 часа)
Выделение словосочетаний из предложений, составлениепредложений из словосочетаний.
Согласование слов в числе и роде (4 часа)
Ритмико-интонационное членение текста, упражнения на согласование.
Словоизменение прилагательных (3 часа)
Упражнения в согласовании существительных с с прилагательными в роде,по падежам.
Словоизменение глаголов (3 часа)
Упражнения в согласовании глаголов с сущ.в числе.
Время глаголов (6 часов)
Прошедшее и будущее время глаголов.
Предлоги и приставки (4часа)
Различение предлогов и приставок в письменной речи.
Члены предложения (6 часов)
Уточнение понятий подлежащее, сказуемое. Составлениепредложений по вопросам, опорным словам и словосочетаниям.
Связь слов в предложениях (3 часа)
Разбор словосочетаний. Составление
словосочетаний по картинкам. Составление предложений по картинкам.
Распространение и сокращение предложений. Восстановление деформированноготекста.
Повторение (3часа)
Уточнение видов предложений. Анализ предложений. Разбор слова посоставу.
Составление диалогических и монологических текстов.
Диагностика (2часа)
Тематическое планирование и формаподведения итогов.
Название раздела |
Количество часов |
Логопедическое обследование |
2ч |
Состав слова |
2ч |
Корень слова |
5ч |
Суффиксы |
5ч |
Приставки |
5ч |
Безударные гласные |
5ч |
Оглушение звонких согласных |
6ч |
Словосочетание и предложение |
2ч |
Согласование слов в числе и роде |
4ч |
Словоизменение прилагательных |
3ч |
Словоизменение глаголов |
3ч |
Время глаголов |
6ч |
Предлоги и приставки |
4ч |
Члены предложения |
6ч |
Связь слов в предложениях |
3ч |
Повторение |
4ч |
Диагностика |
2ч |
Форма подведения итогов: текущий и промежуточный контроль(осуществляется в виде проверочных работ, включающих в себя: списывание,диктант, тестовые задания).
Календарно-тематическое планирование характеризуется гибкостью, не может бытьжестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования. Количество часовможет меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития,компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка,состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества искорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемыхтем.
Календарно-тематическое планирование 4 класс(2 часа в неделю)
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата провед.по плану |
Дата провед.по факту |
|
1. |
Логопедическое обследование устной речи. |
1 |
|
|
|
2. |
|
1 |
|
|
|
3. |
|
1 |
|
|
|
4. |
Состав слова (повторение).
|
1 |
|
|
|
5. |
Корень слова.
|
3 |
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
|
6. |
Корень слова. Подбор родственных слов.
|
2 |
|
|
|
7. |
Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
|
2 |
|
|
|
8. |
Суффиксы прилагательных.
|
3 |
|
|
|
9. |
Приставка. Приставки пространственного значения.
|
3 |
|
|
|
10. |
Приставки временного значения.
|
2 |
|
|
|
11. |
|
5 |
|
|
|
12.
|
Оглушение звонких согласных в середине слова.
|
3 |
|
|
|
14. |
Оглушение звонких согласных на конце слова. Диктант |
3 |
|
|
|
15. |
Словосочетание и предложение |
2 |
|
|
|
16. |
Согласование слов в числе |
2 |
|
|
|
17. |
Согласование слов в роде. |
2 |
|
|
|
18. |
Словоизменение прилагательных.
|
3 |
|
|
|
19. |
Словоизменение глаголов.
|
3 |
|
|
|
20. |
Время глаголов. Настоящее время глагола.
|
2 |
|
|
|
21. |
Прошедшее время глагола.
|
2 |
|
|
|
22 |
Будущее время глагола. |
2 |
|
|
|
23 |
Предлоги и приставки. Различение в устной и письменной речи
|
4 |
|
|
|
24. |
|
3 |
|
|
|
25. |
Второстепенные члены предложения.
|
3 |
|
|
|
26. |
Связь слов в предложениях.
|
3 |
|
|
|
27. |
Повторение. Диктант |
4 |
|
|
|
28 |
Диагностика. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
68 часов |
|
|
Учебно-методическое обеспечение рабочейпрограммы.
1. Бабкина Н.В. Современныеподходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкойпсихического развития // Педагогика и психология образования. 2016г.
2. Бабкина Н.В. Готовностьдетей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательнымпотребностям // Педагогика и психология образования. 2016г.
3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н.Исправление и предупреждение ошибок на письме. М., Просвещение, 2008г.
4. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогуи словам. Пособие для учащихся начальных классов. Просвещение,2014.
5. В.В. Коноваленко. Артикуляционнаяи пальчиковая гимнастика, дыхательно-голосовые упражнения. М. изд. «Гном и Д»,2021г.
6. Новикова Е.В. Зондовый массаж.Коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие, изд. «Гном и Д»,2012г.
7. Поварова И. А. Логопедия:нарушения письменной речи у младших школьников. — М.: Юрайт, 2020г.
8. Прищепова И. В. Логопедическаяработа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьниковс общим недоразвитием речи. — М.: Юрайт, 2020г.
9. Прищепова И. В. Логопедия:дизорфография у детей. — М.: Юрайт, 2020г.
10. Садовникова И.Н. Дисграфия и дислексия.Пособие для логопедов., изд. Парадигма, 2011г.
11. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушенийу детей. Владос, 2018г.
12. Четверушкина Н.С. Слоговая структураслова. М., изд. «Гном и Д», 2019г.
13. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда приобщеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок кпродуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевойпатологией). – М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996. – (Министерство образования РоссийскойФедерации. Республиканский институт повышения квалификации работниковобразования).
14.Ястребова А.В., БессоноваТ.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работыучителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекциинедостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007.
.