X-PDF

Рабочая программа дополнительного образования детей Занимательная математика 1 год обучения посчитай до 10, 2 год обучения посчитаем до 20.

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад «Звездочка».

https://sun1-57.userapi.com/impg/Dt56GKym6R8Vu4s2iUhYpUOoEGKahQ8Pl-LSGQ/b4w79db93SU.jpg?size=1024x682&quality=96&sign=54b291defcf6980f116c3b9bddcdd57b&type=album

 

Рабочаяпрограмма

дополнительногообразования детей

Занимательнаяматематика 1 год обучения посчитай до 10,                   2 год обученияпосчитаем до 20.

 

 

 

 

 

 

 

Реализацияпрограммы:   1 год

Воспитатель

Рогожникова ГалинаВалентиновна                                                                сентябрь — май  2021-2023 г.

 

 

 

Известно, что от возраста к возрасту происходитсущественные изменения в отношении детей выполнению действий в практическойобстановке и в рабочих тетрадях,  в их личностных проявлений, степенисаморегуляции деятельности. Особо следует выделить некоторые из этихизменений:                                                                                        1.Развитие самостоятельности и инициативности, проявляющихся в переходе отманипуляций с предметами к действиям, подчиненными внутренней регуляции; ототдельных случайных высказываний к осознанной познавательной и речевой активности.                                                                                                                                      2.  Накопление опыта практических действий: воссоздания,  группировки,видоизменения, сосчитывания и др.  что обеспечивает ребёнку постепенный переходк самостоятельному планированию  процесса выполнения упражнения, решениюмыслительной задачи как в игровой обстановке, так и в рабочейтетради.                                              

3. Появление уребёнка потребности самостоятельно, творчески применять освоенные действия ипомогать другому выполнить их. (Замечено, что особый интерес у детей вызываютцелевые комбинаторные действия. Например, составляя букет, ребёнок меняет цветыс целью создания своеобразия, основанного на собственном видении.)

4. Изменение отношения к способудостижения результата деятельности. В старшем дошкольном возрасте 5-6 летуровень познавательной активности детей позволяет им быстро включаться врешение проблем. Они – полноправные участники создания обстановки: обсуждаютвозможные варианты подбора игрушек, изготовление необходимых пособий, предлагаютзаменители предметов. Дети этого возраста тяготеют к созданию сказочнойобстановки, уютных уголков, неожиданных превращений, элементов приближения креальным событиям.                                                                  Дети5-6 лет начинают прогнозировать необходимые действия и результат, поэтомувоспринимают приёмы обучения (совет, вопрос), как связующее звено сюжета.                    Детиспособны оценивать степень сложности ситуаций, в которых оказываются сказочныеперсонажи. Предметом детских рассуждений становится выход из противоречия,преодоление относительности, возможные варианты развёртывания событий: « Чтобыло бы, если…».                                                                                                                                                        Однакоисследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, чтонаибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладаютнедостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов кновой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умениеслушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычкадумать, стремление узнавать что-то новое.

    В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основеследующей системы дидактических принципов:

—  Создается образовательнаясреда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса(принцип психологической комфортности

—  Новое знание вводится не вготовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принципдеятельности

—  Обеспечивается возможностьразноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принципминимакса

—   При введении новогознания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принципцелостного представления о мире

—   У детей формируетсяумение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принципвариативности).

— Процесс обучения сориентирован наприобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принциптворчества).

      Ведущейидеей  программы является развитие познавательного интереса к математикечерез ознакомление детей с различными областями математическойдействительности.

Цельпрограммы:формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательныхинтересов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления сколичеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными ивременными ориентировками.                                                                                               Задачи:                                                                                                                                      1.Обучающие задачи:                                                                                                                                                           1.1. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно                                 1.2. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.                                                  1.3. Развитие мотивации учения.                                                                                                                                   1.4.  Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.                               1.5. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение всоответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своихдействий на основе математических понятий.                                                                                        2. Развивающие задачи:                                                                                                                               2.1. Развитие мелкой моторики  и зрительно-двигательнойкоординации.                                                                2.2.Развитие  произвольности психических процессов.                                                                                                 2.3. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческихспособностей.                                                                                                                                       2.6. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевыхусилий.                                    2.7. Развитие и формированиемыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,аналогии) в процессе решения математических задач.                                        3. Воспитательные задачи:                                                                                          3.1. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками ивзрослыми, видеть себя глазами окружающих.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:                                           

— названия и последовательность чисел от 1 до 10;                                          

— названия и обозначения действий сложения и вычитания;                                               

— цифры от 1 до5, знаки сложения и вычитания, равенства;                                  

— таблицу сложения чисел в пределах 5 и соответствующие случаивычитания;                              

— названия геометрических фигур;                                                                 

— названия линий, углов;                                     

— название дней недели, частей суток, текущий месяц;                                  

Учащиеся должны уметь:                                    

— считать предметы в пределах 10; читать, записывать исравнивать числа в пределах 5;           

— находить значение числового выражения в 1 действие в пределах5;                 

— решать задачи, раскрывающие конкретный смысл действий сложенияи вычитания;

— сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме;                            

— определять количественное соотношение двух групп предметов;понимать конкретный смысл слов: больше — меньше; столько же;                           

— различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб;различать части суток; правую и левую руки;                                       

К концу второго года учащиеся должны знать:                             

— названия и последовательность чисел от 1 до 10;                            

— цифры от 1 до 10;                                                      

— знаки +, -, =, больше, меньше; Состав чисел первого десятка;                            

— названия и обозначение действий сложения и вычитания;                                 

— таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаивычитания;                  

Учащиеся должны уметь:                                                 

— считать предметы в пределах 20; читать, записывать исравнивать числа в пределах

— называть числа в прямом и обратном порядке;                                      

— находить значение числового выражения в 1 действие в пределах10;                      

— решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смыслсложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколькоединиц больше или меньше данного;                                                          

— правильно использовать термины при сравнении предметов подлине, величине, различных измерениях; объяснять процесс и результат своихдействий;                 

— знать геометрические фигуры и их разновидности, общиесвойства, выполнять их классификацию по разным основаниям;                           

— измерять длину предметов с помощью линейки; — ориентировать впространстве и во времени;                                                                                                                 Тематический план занятий.                                                                                         1. Вводноезанятие   знакомствои математические игры.                                2. Количество исчет                                                                                                               •   числа от 0 до10;                                                                                                              •   порядковыйсчет в пределах 10 (первый,второй…);                                                                                   •   прямой и обратный счет в пределах 10;                                                                •   нахождениеи сравнениечисел-соседей;                                                                                     •   решение простейших арифметических задач.                                                                     3. Величина.                                                                                                                                         •   сравнение предметов поформе;                                                                                                       •   сравнениепредметов поцвету;                                                                                •   сравнение предметов по размерам;                                                                               •   сравнение предметов подлине ивысоте;                                                                         •   сравнение предметов по ширине итолщине;                                                                               •   введениев активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинаковогоразмера; длиннее, короче, оди­наковые по длине; выше, ниже, одинаковые повысоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине;одинаковые и разные по форме; одинаковые и раз­ные поцвету;                           •   нахождение в группепредметов «лишнего» предмета, не под­ходящего по 1-2признакам;                                                                                                                              •   подбор игруппировка предметов по 1-2признакам;                                                    •   изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер,цвет, форма);                               •   методы наложенияиприложения;                                                                           

Ориентировкав пространстве.                                                                                  •   ориентировка на листе в клеточку;                                                                   •   ориентировка вклеточке;                                                                                                  • ознакомление с цифрами и способами ихнаписания;                                                    •   ориентировка в кабинете по словеснойинструкции;                                                         •   понятия: слева, справа, вверху,внизу;                                                                                                                            •   направление движения: слева направо, справа налево,сверху вниз, снизу-вверх, вперед,назад;                                                                                                                •   формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе,высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко,глубже;                                                                                          •   использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между,от, к.                            5.  Ориентировка во времени.                                                                                     •   название днейнедели;                                                                                                 •   название месяцев;                                                                                                      •   времена года,год;                                                                                                      •   формирование представлений: утро, день, вечер,ночь;                                    •   формированиепонятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.                       6.  Простейшие геометрические представления.                                                            •    точка, луч, угол,отрезок;                                                                                         •    прямая, горизонтальная и вертикальнаялинии;                                              •    разомкнутые и замкнутыелинии;                                                                            •    ученическая линейка, ее практическоеиспользование;                                                  •    знакомство с мерой длины —сантиметром.                                                    7.   Геометрическиефигуры.                                                                                 •    треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник,многоугольник;                                  •    углы,стороны, вершиныфигур;                                                                                       •    измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощиученической линейки;            •    выделение из рядафигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;                        •    группировка фигур по 1-2признакам;                                                                  •    деление фигур на равные и неравныечасти;                                                           •    сборкацелых фигур из 4-8частей.                                                                       8.   Графическиеработы                                                                                                    •     штрихование и раскрашивание;                                                                                                    •     рисование попамяти;                                                                                                                     •     рисование узоров по клеточкам наслух;                                                   •     срисовывание предметов по клеткам и поточкам;                                                 •     дорисовываниенедостающих частей предметов;                                                                          •     копированиеточек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.             9.   Конструированиеимоделирование                                                                 •     собирание мозаики по рисунку и по словеснойинструкции;                        •     работа состроительным материалом (кирпичики);                                 •     собираниеконструктора по образцу и по словесной инструкции;                   •     собирание картинок изчастей;                                                                         •     собирание цифр из счетныхпалочек;                                                                       •     игры с бусинками.                                                                                           10.  Логическиезадачи.                                                                                         •     антонимическиеигры;                                                                                              •     продолжениелогическогоряда;                                                                                              •     классификация предметов по признакам;                                                                         •     нахождение вгруппе предметов «лишнего» предмета, не под­ходящего по 1-2признакам;                                                                                                                  •     занимательные вопросы, ребусы, логическиезагадки;                                                     •    игры, развивающие память, внимание, воображение илогиче­ское мышление;             •     математическиеконкурсы.                                                                 Перспективныйплан работы кружка «Занимательная математика» для детей 5-6 лет.  

Месяц

Неделя

Содержание

Задачи

Сентябрь

3

Счет в пределах 5. Геометрические фигуры.

— Напомнить способы получения чисел первого пятка.                 — Упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 5.                                                                                    — Уточнить представления о свойствах предметов, о форме геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.                                                 — Закрепить названия и последовательность осенних месяцев.                                                                                                  — Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры.                                                                      — Учить детей правильно сидеть на занятии.                                                        — Развивать логическое мышление, внимание.

4

Счет на слух. Ориентировка во времени.

— Упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 5.                                                                                 — Упражнять в счете на слух и в отсчитывании определенного количества предметов по образцу.                  — Закрепить знания о последовательности частей суток.            — Развивать логическое мышление, внимание.

Октябрь

1

Счет в пределах 5. Геометрические фигуры. Закрепление представления об образовании чисел до 7. Счет. Счет на слух. Сравнение двух предметов. Ориентировка во времени.

— Упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 5.                                                                                   — Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры.                                                                    — Учить детей правильно сидеть на занятии. — Закрепить представление об образовании чисел 6 и 7.                                    — Раскрыть значение способа практического сопоставления совокупностей 1:1 для выяснения отношений больше – меньше -равно.                                                     — Упражнять в счете на слух и в отсчитывании определенного количества предметов по образцу.                         — Упражнять в сравнении двух предметов, отличающихся по длине и ширине, по высоте и толщине.                                                                                           — Закрепить знания о последовательности частей суток.   — Развивать логическое мышление, внимание.

2

Закрепление знания об образовании чисел 6, 7, 8. Порядковый счет в пределах 10. Геометрические фигуры. Закрепление знания об образовании чисел 9 и 10. Счет в пределах 10. Знакомство со знаками: “=”, “<”, “>”. Сравнение двух предметов.

— Закрепить знания об образовании чисел 6, 7, 8.                              — Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10, в порядковом счете.                                                                             — Учить описывать знакомые фигуры.                                               — Развивать умение узнавать фигуры по описанию.                   — Закрепить представление об образовании чисел 9 и 10 и умение вести счет и отсчет предметов в пределах 10.   — Познакомить со знаком “=”, “<”, “>”.                                                   — Упражнять в счете на слух в пределах 6-8.                             — Закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте толщине.                                                             — Развивать речь, учить отвечать на вопросы, давать развернутые ответы

3

Развитие понимания независимости числа от размера. Счет. Знаки: “=”, “<”, “>”. Ориентировка на листе бумаги.

Развитие понимания независимости числа от расположения предметов в пространстве. Счет в пределах 10. Знаки: “=”, “<”, “>”. Форма.

— Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров.                                                                   — Закреплять понятие: “=”.                                                                  — Упражнять в счете предметов и воспроизведении указанного количества движений.                                                  — Учить устанавливать и воспроизводить отношения взаимного расположения геометрических фигур на плоскости.                                                                                                 — Закрепление понятий: «посередине», «вверху», «над», «внизу», «под», «слева», «справа».                                                    — Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от расстояний между ними.                                                — Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10.                — Закрепить понятие: “=”                                                                       — Учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

4

Число и цифра 1. Знакомство с монетой достоинством в 1 руб. Счет на слух. Сравнение предметов. Знакомство с составом числа 2, цифра 2; с монетой достоинством в 2 руб. Понятие «пара». Ориентировка на плоскости.

Познакомить с числом и цифрой 1.                                      — Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.                                                — Познакомить с монетой достоинством в 1 рубль              — Упражнять в порядковом счете, в счете звуков.                — Упражнять в сравнении предметов по длине и толщине.                                                                                          — Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению, развивать глазомер.                                         — Познакомить с пословицами, в которых упоминается число 1.                                                                                                  -Познакомить с числом и цифрой 2.                                               — Дать понятие «пара».                                                                          — Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.                                                                            — Познакомить с монетой достоинством в 2 рубля, набором и разменом.                                                              — Познакомить с пословицами, в которых упоминается число 2.                                                                                    — Упражнять в ориентировке на плоскости листа.                   — Развивать наблюдательность и память.

Ноябрь

1

Знакомство с составом числа 3, цифра 3.

Сравнение предметов по высоте и толщине. Знакомство с составом числа 4, цифра 4.

Счет. Сравнение чисел. Сравнение предметов по длине и ширине.

Познакомить с числом и цифрой 3.                                                      — Учить разлагать числа 2 и 3, раскладывать их на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число.                                                                                                   — Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.                                                             — Закрепить навыки порядкового счета.                                                 — Формировать понимание временных отношений (вчера, сегодня, завтра).                                                        — Упражнять в сравнении предметов по высоте и толщине.                                                                                            —  Познакомить с числом и цифрой 4.                                       — Учить разлагать число 4, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число.               — Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.                                                    — Учить сравнивать числа с опорой на наглядный материал и определять, на сколько одно из смежных чисел больше (меньше) другого.                                                    — Формировать представления о постоянстве связей и отношений между смежными числами.                              — Упражнять в прямом и обратном счете, в сравнении предметов по длине и ширине, развивать глазомер.

2

Счет в пределах 10. Сравнение предметов. Форма. Ориентировка в пространстве по плану.

Знакомство с составом числа 5, цифра 5; с монетой достоинством в 5 рублей.

Сравнение предметов по длине. Закрепить состав числа 2, 3, 4, 5 из двух меньших.

Чисти суток.

— Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.                    — Закрепить умение разлагать числа 3, 4, на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.          — Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. — Упражнять в определении формы предметов и соотнесении их по форме с геометрическим образом               — Обобщать предметы по признаку формы.                                  — Познакомить с числом и цифрой 5.                                                          — Учить разлагать число 5, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число.                — Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.                                                — Познакомить с монетой достоинством в 5 рублей, набором и разменом.                                                                        — Учить воспроизводить количество движений на один больше, меньше, чем дано.                                                                  — Развивать глазомер.                                                                                      — Закрепить умение разлагать числа 2, 3, 4, 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.                                                                                                  — Закреплять знание цифр 1-5; умение по картинке определять и правильно называть части суток.                              — Закрепить знание о монетах и их разменом.

3

Знакомство с составом числа 6, цифра 6.

Сравнение предметов по ширине.

Закрепление состав чисел 5, 6 из двух. Счет звуков.

Геометрические фигуры.

Знакомство с составом числа 7, цифра 7. Счет. Логические задачи

Познакомить с числом и цифрой 6.                                          — Учить разлагать число 6, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число.         — Закрепить умение устанавливать соответствие между      количеством предметов и цифрой.                                                  — Упражнять в сравнении смежных чисел с опорой на наглядный материал.                                                                         — Развивать представление о разностных отношениях между смежными числами.                                                               — Закреплять навыки порядкового счета.                              — Развивать глазомер.                                                                           — Закрепить умение разлагать числа 5, 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.     — Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.                                                   — Продолжать развивать у детей представление о независимости числа предметов от их размеров и площади, которую они занимают.                                           — Учить сравнивать смежные числа.                                             — Упражнять в счете звуков.                                                   — Развивать умение группировать геометрические фигуры по разным признакам.                                             — Упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму.                                                                — Познакомить с числом и цифрой 7.                                              — Учить разлагать число 7, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число.        — Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.                                              — Дать представление о том, что при увеличении любого числа на единицу всегда получается следующее по порядку число.                                                                              — Упражнять в установлении отношений между тремя предметами по величине (по представлению).

4

Счет до 10. Закрепление состав числа 7. Числовая ось. Ориентировка на плоскости.

Счет. Знакомство с составом числа 8, цифра 8. Счет. Закрепление состав числа 8 из двух. Ориентировка в пространстве по плану.

— Закреплять навык порядкового счета в пределах 10; умение разлагать число 7 на два меньших числа.                — Закрепить знание цифр 1-7.                                                                  — Учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения между ними: перед, за, между.                                                                                      — Закрепить знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь, ноябрь).                                                                                         — Продолжать учить определять пространственное расположение фигур на плоскости.                                                      — Закреплять навык порядкового счета в пределах 10;            — Закрепить знание цифр 1-8.                                                                 — Учить разлагать число 8, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число.             — Упражнять в установлении пространственных отношений между детьми, перед, за, между, рядом.          — Закреплять навык порядкового счета в пределах 10.        — Продолжать развивать представление детей о том, что число предметов не зависит от формы их расположения.     — Учить видеть равное количество разных предметов, по-разному расположенных.                                                          — Закреплять умение разлагать число 8 на два меньших числа.                                                                                                       — Закрепить знание цифр 1-8.                                                         — Учить детей правильно сидеть.

Декабрь

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

1

Знакомство с составом числа 9, цифра 9. Числовая ось. Логические задачи. Закрепление состав числа 9 из двух. Ориентировка на плоскости.

Число и цифра 0. Знаки: “=”, “<”, “>”.

Числовая ось.

— Познакомить с числом и цифрой 9.                                                               — Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.                                                     — Дать представление о том, что при уменьшении любого числа на единицу получается предыдущее число.                                                                                                        — Упражнять в решении задач на установление отношений между величинами.                                                        — Закреплять навык порядкового счета в пределах 10.                  — Закреплять умение разлагать число 9 на два меньших числа.                                                                                            — Учить определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа: в верхнем левом (правом) углу, в нижнем левом (правом) углу, посередине.                                                                                            — Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. — Продолжать развивать представление о последовательности чисел.                                                          — Сформировать представления о числе 0 и его свойствах.                                                                                        — Развивать понимание взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10.                                                     — Закреплять знания о знаке: “=”.                                                  — Учить пользоваться словами до и после.                                  — Упражнять в мысленном объединении предметов в группы на основе выделенных признаков.                                     — Закрепить названия и последовательность осенних месяцев.

2

Деление целого на 2 равные части. Счет прямой и обратный в пределах 10. Число 10 и цифровое обозначение. Понятия: «целое», «часть».

Счет. Деление предмета на 2 и 4 равные части. Знакомство с названием месяца – декабрь. Ориентировка на плоскости.

Счет. Ориентировка во времени, на листе.

 

Срез знаний (ориентировка во времени).

— Продолжать учить делить предметы на две равные части, отражать в речи действие и результат деления.        — Учить устанавливать отношения между целым и его частью.                                                                                             — Упражнять в сравнении смежных чисел и в установлении разностных отношений между ними.                   — Учить находить предметы указанных размерных соотношений.                                                                                        — Закреплять умение разлагать число на два меньших числа.                                                                                               — Закрепить у детей представление о последовательности чисел в пределах 10.                                    — Закреплять умение ориентироваться в цифрах от 1 до 10                                                                                                       — Упражнять в счете в прямом и обратном порядке.                       — Учить делить предметы на 2 и 4 равные части.                       — Отражать в речи действия и результаты деления.                    — Учить устанавливать отношения между целым и его частью.                                                                                              — Познакомить с названием месяца – декабрь.                   — Учить определять положение геометрических фигур на таблице.                                                                                         — Учить детей ориентироваться на листе бумаги.                                  — Познакомить с тетрадью в клетку.                                                   — Упражнять в счете на слух.                                                      — Учить уменьшать число на один.                                              — Выявить уровень представлений о времени.                            — Продолжать учить детей правильно сидеть за столом.

3

Деление предмета на 2 и 4 равные части. Ориентировка в пространстве.

Срез знаний (счет, ориентировка в пространстве).

— Уточнить представление о том, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны.                                             — Учить располагать фигуры в двух рядах, одну под другой.                                                                                              — Упражнять в делении квадратов на 2 и 4 равные части. — Выявить уровень умений изменять направление движения по заданию педагога.                                                   — Упражнять в воспроизведении движений по названному числу.                                                                        — Выявить уровень умений считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.

4

Счет. Геометрические фигуры.

 

Срез знаний (счет, деление предмета на равные части

— Выявить умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой.                                                                  — Закрепить знания о квадрате и прямоугольнике.                      — Учить обводить модели этих фигур и заштриховывать полученные контурные рисунки.                                                 — Упражнять в проведении линий в направлении сверху вниз и слева направо.                                                                              — Выявить умение находить наиболее рациональные способы деления предметов на 2 и 4 равные части

Январь

1

Ориентировка на плоскости.   Измерение. Счет.  Срез знаний (форма).

— Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, учить находить заданную точку.      — упражнять в отсчете клеток, в зарисовке квадратов и в изменении их размеров.                                                                      — Упражнять в порядковом счете в пределах 10.

2

Геометрические фигуры. Ориентировка на плоскости, в пространстве. Порядковый счет.            Закрепление последовательности чисел и цифр. Деление предметов на 2 и 4 равные части. Сравнение предметов по длине, ширине и высоте.   Ориентировка в пространстве по плану.

— Выявить умение детей видеть форму окружающих предметов.                                                                                       — Закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел и цифр в пределах 10.                     — Продолжать учить делить предметы на 2 и 4 равные части, устанавливать отношение между целым и частью.                                                                                               — Употреблять выражения: «одна из двух (четырех) частей», «половина», «разделить пополам», «разделить на 2 (4) равные части».                                                                            — Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте.                                                                                             — Развивать глазомер.

3

Моделирование круга из частей.

Ориентировка в пространстве по плану.

Прямой и обратный счет. Счет движений и воспроизведение по указанному числу. Знакомство с циферблатом часов

— Учить называть предыдущее и последующее число, понимать выражения до и после.                                                    — Закрепить представление о треугольнике и круге.           упражнять в обведении моделей этих фигур и заштриховке полученных контурных рисунков.                            — Учить составлять из частей круга полный круг.                — Приучать детей правильно сидеть за столом, не мешать другим.                                                                         — Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10.                                                                                       — Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.                    — Уточнить представление о треугольнике, упражнять в зарисовке треугольников на бумаге в клетку и заштриховке их.                                                                                    — Закрепить навыки порядкового счета, умение определять пространственные отношения.                                 — Упражнять в воспроизведении количества движений по указанному числу.

4

Закрепление знаний последовательности чисел и цифр. Счет.

Измерение длины предметов. Смежные числа. Модель логического древа. Состав числа.

— Закрепить знание последовательности чисел и цифр.                  — Упражнять в зарисовке квадратов и кругов на бумаге в клетку.                                                                                              — Упражнять в счете и в постановке вопросов со словом сколько, к группам предметов, изображенным на таблице.                                                                                    — Учить измерять длину предметов с помощью условной мерки.                                                                                                     — Продолжать учить называть смежные числа к названному числу, понимать выражения «до» и «после».              — Закреплять умение разлагать число 5 на два меньших числа.

Февраль

1

Счет. Геометрическая фигура – овал. Измерение длины и ширины. Ориентировка

Составление групп. Измерение длины и ширины предметов. Сравнение смежных чисел.

— Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; ориентироваться в пространстве по словесному указанию.                                                                                               — Уточнить представление об овале.                                                 — Учить измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки.                                                                    — Учить составлять группы, содержащие равное число предметов.                                                                                                    — Определять групп и количество предметов в них.               — Учить измерять длину и ширину предметов, по ходу измерения откладывать предметы-метки.                                          — Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

2

Деление предметов на 2 и 4 равные части с помощью мерки. Дни недели.

Измерение длины по клеточкам. Ориентировка на плоскости.

— Познакомить со способом деления предметов на 2 и 4 равные части с помощью условной мерки.                                    — Закрепить знание последовательности дней недели.             — Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1.                                                                                                             — Закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел до 10; умение ориентироваться в цифрах от 0 до 9.                                             — Закреплять умение разлагать число 6 на два меньших числа.                                                                                                        — Учить называть последующее число.                                                           — Понимать выражения «до» и «после».                                          — Упражнять в измерении длины по клеточкам.                           — Закрепить умение определять положение геометрических фигур по отношению к плоскости.

3

Измерение длины и ширины с помощью мерки. Ориентировка в пространстве.

Измерение жидких тел. Ориентировка на плоскости.

— Упражнять в сравнении смежных чисел.                                     — Продолжать учить детей измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки.                                          — Упражнять в зарисовке предметов круглой и овальной формы на бумаге в клетку.

— Развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять понятия: впереди, сзади, справа, слева, верху, внизу.                                                                                                       — Познакомить с приемами измерения жидких тел.            — Подвести к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры.                                                                     — Упражнять в сравнении чисел.                                                    — Закрепить умение ориентироваться на плоскости.

4

Измерение объема сыпучих тел. Числовая ось. Ориентировка на плоскости, во времени.

Измерение высоты предметов и объема жидких тел. Счет.

— Познакомить детей со способом измерения объема сыпучих тел.                                                                                           — Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.                                                — Упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток.                                                                                — Упражнять в определении времени по часам.                                — Закрепить названия и последовательность зимних месяцев.                                                                                                   — Упражнять в измерении высоты предметов и объема жидких тел.                                                                                        — Дать детям представление о том, что сравнивать можно только те результаты, которые получены при измерении одной и той же меркой.                                                   — Упражнять в счете групп предметов, учить изменять количество групп и количество предметов в каждой из них.                                                                                                  — Закрепить знание цифр 0-10.

Март

1

Измерение. Числовая ось. Геометрические фигуры. Ориентировка.

Представление об арифметической задаче. Составление и решение задач на сложение, знак «+». Ориентировка на плоскости.

— Продолжать развивать представление о зависимости результата измерения от избранной мерки.                                                      — Упражнять в различении геометрических фигур, в ориентировке на плоскости и в постановке вопросов со словом сколько.                                                                               — Развивать тактильные ощущения, умение отгадывать цифры на ощупь.                                                                                    — Дать детям представление об арифметической задаче.                 — Учить составлять задачи на сложение, правильно формулировать ответы на вопрос задачи.                                             — Познакомить со знаком «+».                                                            — Закрепить представление о составе чисел 3, 4, 5 из двух меньших чисел.                                                                                                — Уточнить пространственные представления: справа, слева, один против другого, напротив, друг за другом.           — Закрепить понятия: сегодня, завтра, вчера.

2

Составление арифметических задач. Понятие «вычитание» знак «-». Состав чисел из единиц в пределах 10.

Ориентировка на плоскости.

Знакомство со структурой задачи. Игра «Танграм». Счет.

— Продолжать учить составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче.                                   — Познакомить со знаком «-».                                                            — Учить давать развернутый ответ на вопрос задачи.                — Закрепить представление о составе чисел из единиц и о последовательности чисел в пределах 10.                                           — Упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток.                                                                                        -Познакомить со структурой задачи.                                           — Продолжать учить давать точный развернутый ответ на вопрос задачи.                                                                                        — Закрепить знания о составе чисел первого пятка из двух меньших чисел.                                                                           — Закреплять знаки «+», «-», «=» и умение соотносить цифры с количеством предметов.                                                    — Учить составлять из имеющихся геометрических фигур новые.

3

Закрепление представления о структуре задачи. Порядковый счет. Измерение сыпучих тел.

Закрепление представления о структуре задачи; знаний о составе чисел. Ориентировка на листе бумаги.

— Закрепить представление о структуре задачи.                           — Раскрыть арифметическое значение вопроса задачи.                  — Закреплять знания о составе чисел из двух меньших чисел.                                                                                                       — Упражнять в порядковом счете.                                                                 — Учить при измерении объемов сыпучих тел замещать одну мерку другой, большой по размеру, чем данная.               — Закреплять умение разлагать числа на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.          — Упражнять в сравнении смежных чисел.                                       — Закрепить представление о структуре задачи.                              — Закреплять знаки «+», «-», «=» и умение соотносить цифры с количеством предметов.                                                             — Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

4

Составление задач на сложение и вычитание.

Знакомство с монетами достоинством в 1,5,10 коп.

Измерение. Счет.

— Учить составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия.                        — Закреплять умение разлагать числа, раскладывать их на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число.                                                                                                — Закрепить представление о составе чисел из единиц.         — Познакомить с монетами достоинством в 1,5,10 коп. и их разменом.                                                                                                   — Продолжать развивать представление о зависимости результатов измерения от избранной мерки.                                 — Продолжать развивать представление о зависимости результата измерения от избранной мерки.                                          — Упражнять в сравнении чисел, число обозначать цифрой.                                                                                                  — Закрепить навыки счета и отсчета.

Апрель

1

Составление задач на сложение и вычитание. Временные понятия

Составление задач. Деление предметов и групп предметов на равные части.

— Учить составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия.                                               — Закреплять умение разлагать числа, раскладывать их на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число.                                                                                            — Развивать умение анализировать форму предметов.                          — Закрепить последовательность времен года                       — Учить составлять задачи по сюжетным картинкам, выделять числовые данные.                                                              — Упражнять в делении предметов и групп предметов на 2 и 4 равные части.                                                                              — Учить устанавливать отношение целым и частью.

2

Закрепить состав числа 3, 4, 5 из двух меньших. Измерение сыпучих тел меркой. Прямой и обратный счет.

Состав числа 7 из двух меньших чисел. Составление задач на сложение и вычитание. Сравнение смежных чисел.

— Закрепить умение разлагать числа 3, 4, 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.                                                                                               — Учить при отмеривании сыпучих тел заменять отсутствующую мерку подобной, меньшей по размеру.        — Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. — Познакомить с составом числа 7 из 2 меньших чисел и закрепить представление о составе числа 6.                — Учить составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия.                                          — Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.     — Развивать умения двигаться в соответствии с условными обозначениями.

3

Составление задач. Игра «Танграм».

Состав числа 8 из двух меньших чисел. Составление задач. Ориентировка в пространстве. Измерение.

— Учить составлять задачи по сюжетным картинкам, выделять числовые данные.                                                                  — Закрепить представление о составе чисел из двух меньших чисел.                                                                                    — Упражнять в сравнении чисел, закрепить представление о последовательности чисел в пределах 10.                                                                                                                      — Формировать умение расчленять сложную форму предмета на элементы.                                                                                 — Учить воссоздавать фигуры по образцу.                                               — Познакомить с составом числа 8 из 2 меньших чисел и закрепить представление о составе числа 7.                                                 — Упражнять в составлении задач по картинкам: учить выделять числовые данные задачи.                                    — Закрепить представление о последовательности чисел, число обозначить цифрой.                                                                                      — Закрепить пространственные представления: «перед», «за», «между».

4

Прямой и обратный счет до 10. Состав числа 9 из двух меньших чисел. Составление задач. Игра «Танграм»

Состав числа 10 из двух меньших чисел. Составление задач. Логические задачи.

— Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10.                                                                                             — Познакомить с составом числа 9 из 2 меньших чисел и закрепить представление о составе числа 8.                                                          — Упражнять в составлении задач.                                                             — Развивать умение расчленять сложную форму предметов на элементы, определять их размер и пространственное положение.                                                             — Учить воссоздавать фигуры по образцу.                                        — Познакомить с составом числа 10 из 2 меньших чисел и закрепить представление о составе чисел 8,9.                                                   — Учить самостоятельно придумывать тему и содержание задачи по указанным числовым данным.         — Учить делать рисунок задачи.                                                           — Упражнять в составлении задач по рисунку.                                       — Учить решать логические задачи на поиск недостающей фигуры и доказывать правильность решения.

Май

1

Сравнение предметов по весу. Знакомство с весами. Ориентировка в пространстве.

Счет звуков. Составление и решение задач.

— Познакомить детей с весами.                                                                            — Закрепить представления об измерении массы           предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов.                                                — Формировать умение ориентироваться в пространстве, объяснить понятия: «первый», «последний», «за», «между», «соседи», «предыдущий», «последующий».           — Упражнять в счете звуков, учить находить число, большее или меньшее на 1, чем услышали звуков, число обозначать цифрой.                                                                                    — Упражнять в составлении и решении задач на сложение и на вычитание.                                                                     — Закрепить знания о составе чисел из единиц.                                   — Учить решать задачи на смекалку.                                                — Развивать умение планировать ход решения.

2

Составление и решение задач. Закрепление представлений о составе чисел из единиц.

Составление и решение задач. Закрепление представлений о составе чисел из двух меньших чисел. Порядковый счет до 10.

— Закрепить умение разлагать числа на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число.    — Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание;                                                                            — Учить пользоваться словами прибавить, вычесть, получиться.                                                                                         — Раскрыть арифметическое значение вопроса задачи.          — Закрепить представление о составе чисел из единиц.          — Учить решать задачи-шутки с математическим содержанием.                                                                                      — Упражнять в порядковом счете в пределах 10.                   — Закрепить представление о составе чисел 5-10 из двух меньших чисел.                                                                                      — Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.       — Закреплять умение детей определять время по часам.

3

Диагностика

— Выявить уровень овладения детьми представлениями о составе чисел до 10 из двух меньших.                                              — Выявить знания о геометрических фигурах.                                    — Выявить умения ориентироваться в пространстве с помощью плана, на плоскости.                                                              — Выявить уровень умений составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)                                — Выявить умение измерять пользуясь меркой.

4

Диагностика

— Выявить уровень развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.           — Выявить знают ли дети о днях недели, о временах года.                                                                                                                                         — Выявление знаний о монетах их набором и разменом.

Список литературы для педагога
•  З.А.Михайлова, И. Н. Чеплашкина «Математика –это интересно».
•  Е. В. Колесникова «Развитие математическогомышления у детей 5-7лет.».
• А. В. Благонравова «Математика для малышей 5-7лет».
•  Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия вДОУ».
•  А. В. Белошистая «Занятия по развитию математическихспособностей детей 5-6 лет».
•  Е. Ф. Бортникова  «Развиваем математическиеспособности».
•  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику.
•  В. Г. Яфаева «Развитие интеллектуальныхспособностей старших дошкольников».

Задания для диагностики дошкольников5- 7 лет Сохранение количества и величины.                                                                                                                                       Высокий — Ребёнок владеет навыкамисосчитывания предметов (до 8-10), обнаруживает зависимости и отношения междучислами. Владеет навыками наложения и приложения предметов с цельюдоказательства их равенства и неравенства. Устанавливает независимостьколичества предметов от их расположения в пространстве путём сопоставления,сосчитывания предметов (на одном и том же количестве предметов). Осмысленноотвечает на вопросы, поясняет способ сопоставления, обнаружения соответствия.                                                                                  Средний— Ребёнок в достаточной степени владеет навыками сосчитывания предметов (до4-7), пользуясь при этом приёмами наложения и приложения с целью доказательстваравенства и неравенства. С помощью взрослого устанавливает независимостьколичества предметов от их расположения в пространстве. Затрудняется ввысказываниях, пояснениях.                                                                                                                                                                                  Низкий— Допускает ошибки при сосчитывании предметов (до 3-5).                                                                                     Методикаобследования.                                                                                                                                                                               Сосчитай,сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). Сосчитай, сколькоздесь квадратов (4 квадрата расположены в ряд). Где фигур больше: там, где5,или там, где 4? Что можно сосчитать в группе? Сосчитай. а дома что у тебя можнососчитать? Вспомни, сосчитай и скажи сколько? Возьми круги (4) и квадраты (5).Как узнать, поровну ли их? Или квадратов больше, чем кругов? Какое числобольше: 4 или5? Какое число меньше: 5 или 4? Ребёнку предлагается посчитать (5)маленьких матрёшек и (5) больших мишек. Каких предметов больше: маленькихматрёшек или больших мишек; Как проверить? Ребёнку предлагается посчитатьквадраты (4), расположенные по кругу и в линию. Где меньше квадратов: там, гдеони расположены в линию или по кругу? Как проверить? Ребёнку предлагаетсяпосчитать грибы (5), расположенные близко и далеко друг к другу. Где грибовбольше: там, где они стоят близко или далеко друг от друга?                                                                                          Свойствапредметов.                                                                                                                                                                      Высокий— Ребёнок оперирует свойствами предметов. Группирует предметы по одному, двум,трём свойствам, по наличию одного и отсутствию другого свойства. Различаетгеометрические фигуры и тела. Называет и показывает структурные элементы фигур:сторона, угол, их количество. В речи пользуется соответствующей терминологией.Средний — Ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделеннымсвойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировкефигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.                                                                                                                                                                                         Низкий— Ребёнок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует спомощью взрослого.                                                                                                      Методикаобследования.                                                                                                                                                                              Д/упр.Найди самую длинную (короткую) ленточку; широкий (узкий) ручеёк; высокое(низкое) дерево; толстый (тонкий) карандаш; тяжёлый (лёгкий) шарик; глубокий(мелкий) стакан; большой (маленький) гриб. Д/упр. Найдипрямоугольник, квадрат, треугольник, овал, круг. Сколько сторон уквадрата? Треугольника? Прямоугольника? Сколько у них сторон? Чем ониотличаются друг от друга? Найди в группе и назови предметы круглой, овальной,прямоугольной, треугольной, квадратной формы. Д/упр. с блоками Дьенеша. Найдивсе фигуры (блоки) как эта по цвету (форме, размеру); Найди не такую, как этапо цвету (форме, размеру); Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (поформе и размеру, по размеру и цвету); Найди не такие фигуры, как эта по цвету иразмеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).                                                                                                                                                                                      Отношениямежду предметами.                                                                                                                                                         Высокий— Ребёнок самостоятельно устанавливает закономерность увеличения(уменьшения) размеров предметов по длине, толщине, высоте, толщине, весу,объёму, Ориентируется в парных направлениях от себя, от других объектов, вдвижении в указанном направлении. Имеет представления о временных отношениях -в последовательности частей суток, протяжённости во времени: вчера, сегодня,завтра.                                                                     Средний— С небольшой помощью взрослого ребёнок устанавливает некоторые отношения групппредметов (длине, ширине, весу); пространственные и временные отношения. Низкий- Ребёнок устанавливает некоторые отношения между предметами, пространственныеи временные отношения только по подсказке взрослого.                                                                                                                                                                              Методикаобследования. Д/упр. Разложи ленточки от самой длинной до самойкороткой; поставь дома от самого низкого до самого высокого и т. д.Д/упр. Что где? (Ребёнку предлагается назвать, что находитсявпереди от него (сзади, вверху, внизу, слева, справа). Д/игра на наглядномматериале Что сначала, что потом (Ребёнку предлагается разложитькартинки с изображением частей суток и деятельности людей, соответствующей этимотрезкам времени). Беседа Вчера, сегодня, завтра. Д/упр.Пойдёшь-найдёшь (Ребёнку предлагается идти в заданном направлении инайти предмет. Например: Сделай два шага вперёд, повернись налево, сделайтри шага вперёд, повернись направо. Протяни руку. Что ты нашёл?)  Числа ицифры.                                                                                                                                                                                                   Высокий— Ребёнок самостоятельно устанавливает связи между числом, цифрой иколичеством.                                                                                                                   Средний— Допускает ошибки при установлении связей между числом, цифрой и количеством,но при помощи   взрослого устраняет их.                                                                                                                                                              Низкий— Не устанавливает связей между числом, цифрой и количеством. Методика обследования.Посчитай матрёшек (5). Сколько их? Поставь на стол столько же грибочков,сколько матрёшек. Что надо сделать, чтобы матрёшек стало больше? Сколькоматрешек получилось? Найди цифру, которая обозначает это число. Д/упр.Кому какая цифра?. (Ребёнку предлагается к картинкам из игрыЛотонайти и подложить соответствующие цифры).                                                          Преобразование,воображение, комбинаторские способности.

Высокий— Ребёнок проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составлениесилуэтов, комбинирование. Ориентируется на результат. Легко справляется сзаданием на допридумывание, дорисовывание изображений.                                                                                                                                                                       Средний— Ребёнок с помощью воспитателя выполняет задания на преобразование фигур икомбинирование. С помощью наводящих вопросов взрослого додумывает, дорисовываетизображённые фигуры.                                                                                                                                                                                                                 Низкий— Ребёнок равнодушен к заданиям на преобразование, комбинирование, проявлениетворчества и фантазии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Методикаобследования.                                                                                                                                                                                                                             Наблюденияза ребёнком в повседневной жизни. Ребёнку предлагается рассмотреть изображенияпредметов, выложенные из счётных палочек: телевизор, бантик, конверт, лодка ит. д. (каждый предмет выложен из 6-ти палочек). Затем ребёнку предлагаетсявидоизменить фигуры так, чтобы получилось чтото новое. (Можно переложитьпалочки по — другому, а можно изменить количество палочек). Ребёнку предлагаетсяиз плоскостных геометрических фигур выложить изображения и назвать их. Д/играДорисуй и назови предмет Проявление догадки, сообразительности прирешении логических задач и установлении последовательности действий.                                                                                                                                                                      Высокий— Пытается размышлять, доказывает ход своих мыслей. Поясняет последовательностьдействий.                                                                                                  Средний— Проявляет догадку, но допускает ошибки при решении задач на логику.Осуществляя заданную последовательность действий, допускает ошибки.                           Низкий— Не пытается подумать, не принимает условий задачи. Методика обследования.Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Д/игра Какая фигураследующая? Д/игра Собери цепочку


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет