МБОУ « Ишакская СОШ» Чебоксарского района
Чувашской Республики
Составила учитель физики
Евлампьева Л.М.
Рабочая программа дополнительного образования
« Физика в экспериментах » в 8 классе.
Аннотация
Образовательныйпроцесс « Физика в экспериментах» имеет познавательно-развивающий характер инаправлен на приобретение знаний и умений в соответствии с дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программой, предусматривающей расширениезнаний, развитие природных задатков, реализацию интересов детей, развитие общихспециальных, творческих способностей, расширение кругозора, а также социальнуюадаптацию.
Программаучитывает возрастную и индивидуальную особенность обучающихся.
Образовательнаядеятельность направлена на :
· формирование и развитие творческих способностей учащихся;
· удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся винтеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальномразвитии;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,укрепление здоровья
· выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а такжелиц, проявивших выдающиеся способности;
· создание и обеспечение необходимых условий для личностногоразвития, профессионального самоопределения и творческого труда
· социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
· удовлетворение иных образовательных потребностей и интересовучащихся
Программа компенсирует, корректирует и расширяет рамки базового образования по физике ,обеспечивает детям доступ к тем культурным ценностям, которые, с одной стороны,не охвачены базовым образованием и не представлены в школьных программах пофизике , а с другой стороны, дают возможность приобрести конкретныйпрактический опыт и достичь определённого уровня образованности.
При организации занятий используются следующие формы работы:групповая, по подгруппам, индивидуальная, самостоятельная. При выполнении самостоятельных заданий наиболее активно проявляются знания и пониманиефизических явлений, накапливается опыт в экспериментальной работе.
Основные достоинства: Творческие экспериментальныезадания способствуют развитию творческого, нестандартного мышления, учатанализировать явление, заставляет ученика напряженно думать и применять знания,полученные на уроках, предлагать гипотезу выполнения задания с теоретическимивыкладками и выводами формул для реализации решения экспериментальной задачи закурс физики 7- 8 классов. ( Ученику сначала приходится осмыслить физическоеявление или закономерность, о которой идет речь в задаче; выявить какие данныенужны и как используя те или иные приборы , продумать способы их определения и найти ; после всего дать качественный анализ аналитической формулы дляоценивания реальности полученных результатов).
Обучениепроводится согласно утвержденному расписанию.
Период обучения по выбранному профилю деятельности и учебная нагрузкана 2022-23 учебный год 1ч в неделю, 34 часа в год
Содержание:
Механическиеявления – 11ч
Тепловыеявления — 4ч
Электричество– 8ч
Оптика –11ч
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Вид |
Цель |
Оборудование |
1 |
Вводный инструктаж |
|
|
|
Механические явления |
||||
2. |
Строение вещества |
Практическая работа Определение толщины листа бумаги. |
Формирование умений логического анализа и получение результата |
Бумага А4, ножница |
3. |
Поверхностное натяжение. капиллярность |
Занимательные опыты |
Формирование умений и навыков проведения эксперимента.
|
Иголка, чаша с водой, жидкое мыло с добавлением глицерина, проволока, бумажная салфетка. |
4 |
Силы |
Экспериментальная задача «Определить жесткость резины»
|
Формирование умений и навыков решения экспериментальной задачи. |
Резина, линейка, груз известной массы |
5 |
Сила трения |
Экспериментальная задача «Определить коэффициент трения бруска.» |
Брусок, динамометр, стекло, деревянная линейка |
|
6 |
Сила давления |
Экспериментальная задача « определить силу давления воды на пробку на дне бутылки» |
Бутылка . пробка, мензурка, линейка |
|
7 |
Картина аппликации |
Творческий мини проект |
Формировании навыков выполнения творческого проекта с практическим уклоном |
Ватман, кусок стекла, гуашь |
8 |
Атмосферное давление |
Экспериментальная задача « Определить массу воздуха в классе» |
Формирование умений использование данных приборов |
Гигрометр, линейка |
9 |
Сила Архимеда |
Экспериментальная задача « Определить объем тела» |
Формирование умений и навыков решения экспериментальной задачи. |
Динамометр, груз неизвестной массы, стакан с водой |
10 |
Давление газа |
Экспериментальная задача « Определить давление воздуха в воздушном шаре» |
Шар, кусок стекла, груз известной массы |
|
11 |
Простые механизмы |
Экспериментальная задача « Определить массу железного гвоздя» |
Линейка, карандаш, гвоздь, груз известной массы |
|
Тепловые явления |
||||
12 |
Конвективный теплообмен |
Занимательные опыты: 1.Бумага не горит, нить не разрывается 2. Кипение воды в бумажной коробке |
Закрепление навыков проведения эксперимета |
Железный гвоздь, бумага, нитка Спиртовка, стакан с водой, штатив Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
13 |
Количество теплоты |
Экспериментальная задача «Определить температуру нагретого тела» |
Формирование умений и навыков решения экспериментальной задачи |
Калориметр, термометр, алюминиевый брусок |
14 |
Закон сохранения энергии |
Решение задач :
|
Закрепить навыки применения знаний закона сохранения энергии |
Стакан кипятка, кусок льда, стекло |
15 |
Мини проект |
«Почему одежда пожарного не горит» |
Умение составлять информационный проект с практическим содержанием |
Компьютер
|
Электричество |
||||
16-18 |
Электричество в живой природе |
Составление презентации с включением видеоматериалов |
Умение составлять презентации |
Компьютер |
19 |
Электростатика |
Вечер занимательных опытов по теме «электризация тела» |
Формирование умений и навыков выполнения экспериментов |
Шарик, электрометр, стеклянная палочка, электрофорная машина |
20-22 |
Соединение проводников |
1. Практическая работа «Выяснение условий параллельного и последовательного соединения проводников» 2-3.Смешанное соединение проводников |
Формирование навыков сбора электрической цепи
Формирование умений проводить разбор , упрощение сложных электрических схем |
Набор ОГЭ по электричеству
Схемы на карточках
|
23 |
Закон сохранения энергии |
Решение задач:
|
Формирование умений и навыков решения экспериментальной задачи
Решение текстовой задачи ,используя анализ и построение схемы |
Эл. Плитка, алюминиевая кружка воды . термометр |
Оптика
|
||||
24 |
Линзы |
Практическая работа «Получить изображение предмета, если он находится на главной оптической оси» |
Формирование практических навыков черчения |
линейка |
25 |
Преломление света |
Экспериментальная задача «Определить показатель преломления света» |
Формирование навыков решения экспериментальной задачи |
Плоскопараллельная пластина, лазерная указка, линейка |
26-28 |
Картина иллюзии |
1.Получить картину иллюзии на бумаге 2. получение картины иллюзии на компьютере |
Развитие творческого мышления |
Ватман, линейка, гуашь |
29 |
Линзы |
Экспериментальная задача « Определить оптическую силу линзы» |
Формирование навыков решения экспериментальной задачи |
Собирающая линза, бумага А4, линейка, свеча |
30 |
Линзы |
Решение задач повышенной сложности ( предмет: отрезок, треугольник) |
Закрепление ЗУН построения изображения предмета и умения применять знания по геометрии |
Рисунки |
31 |
Тень |
Экспериментальная задача « Определить высоту дерева не влезая на него» |
Формирование навыков решения экспериментальной задачи |
Плоское зеркало , линейка, палка |
32 |
Тень и полутень |
Экспериментальная задача «Определить угловую высоту солнца» |
Линейка |
|
33 |
Солнечное и лунное затмение
|
Творческий мини проект |
Формирование умений составлять буклет |
Бумага А; линейка, |
34 |
Магнитное поле Земли |
Составить Эссе и ответить на вопросы 1. Полярное сияние – свечение магнитного поля Земли?» 2. Каким образом ученые определили о смене магнитного полюсов на Земле?» |
|
|