X-PDF

Рабочая программа дополнительного образования по математике

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Милли мэтры»

 

Возраст обучающихся: 11 – 12 лет

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель

Н.А.Полякова, Е.П.Моисеева

учителя математики

ГБОУ Школы 1512

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

     Дополнительное образование становится неотъемлемой частьюучебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублениюзнаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор.Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее нетолько в том, чтобы осветить какой – либо узкий вопрос, но и в том, чтобызаинтересовать обучающихся математикой, вовлечь их в серьезную самостоятельнуюработу.

 

     Программа «Миллимэтры»  является программой дополнительного образования детей в возрасте 11 –12 лет.

     Данная программаоформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российскойфедерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программамдополнительного образования детей».

     Разработаннаяпрограмма «Занимательная математика» для 5 — 6 классов основана на получениизнаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мервремени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном рядечисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, атакже с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки,задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, обучение демонстрации фокусов, которыеспособствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений,включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.

     Педагогическаяцелесообразность программы обусловлена тем, что изучение занимательногоматериала способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитиюличности. Овладение занимательным материалом и умелое его использование напрактике помогает разбираться с различными сторонами нашей жизни.

     Данная программаявляется наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетомтенденций развития познавательной и творческой активности учащихся нашеговремени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. Внее включены задания, которые направлены на развитие аналитического мышления изрительной памяти. За основу программы взята примерная (типовая) программадополнительного образования по математике.

     Цель программы:способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качествмышления, характерных для математической деятельности и необходимых человекудля жизни в современном обществе.

 

Для достижения данной цели формируются следующиезадачи:

Обучающие:

·       сформировать приемырешения задач — от самых простых до более сложных;

·       освоить понятие оматематических отношениях;

·       освоить  приемы передачиусловия задачи;

·       изучить основные приемырешения задач.

Развивающие:

·       развить умение наблюдать,анализировать и запоминать увиденное;

·       развить способностьприменять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

·       развить умениеанализировать свое решение задачи в процессе работы, сравнивая его с работамидругих учащихся.

Воспитательные:

·       воспитывать аккуратность;

·       воспитывать терпение,наблюдательность, умение доводить работу до конца;

·       воспитывать интерес кзанятию математикой.

 

Отличительнойособенностью данной программы является ее обогащение большим количеством задач,что способствует всестороннему развитию мышления учащихся.

 

Программа «Миллимэтры»  адресована для обучающихся 5-6 классов (в возрасте 11 – 12 лет),склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математическийуровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности иустойчивый интерес к математике. Состав группы постоянный, набор в группусвободный.

 

Общее количествочасов в год – 72 часа, количество часов в неделю – 2 часа, периодичностьзанятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 2 часа.

 

Ожидаемый результат и способы определения ихрезультативности:

 

По окончании учащийся должен знать:

·       историю возникновенияматематических символов;

·       различные системысчисления (мер и весов, денег, времени и т. д.);

·       биографии выдающихсяматематиков;

·       о применении математики визучении окружающего мира;

 

По окончании учащийся должен уметь:

·       пользоватьсяматематическими символами и системами счисления;

·       принимать рациональныерешения в различных сферах;

·       применять теоретическиезнания при решении задач;

·       расшифровывать простейшиематематические ребусы;

·       показывать математическиефокусы.

 

Способами определениярезультативности реализации данной программы являются организация и проведениедиагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Диагностикапроводится после изучения каждой темы с применением рейтинговой системыконтроля и оценки учебных достижений.

                                                                                                    

Формами подведения итогов реализации данной программыявляются:

·       итоговые контрольныеработы;

·       тестирования;

·       выпуск газет;

·       участие в конкурсах иолимпиадах.

 

Итогом реализациипрограммы «Милли мэтры» могут служить: успешное участие в международнойматематической игре-конкурсе «Кенгуру», создание предпосылок для успешныхвыступлений в дальнейшем на олимпиадах всех уровней.

 

 

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

 

 

Раздел

 

Количество часов

      Теория                    Практика                Всего

1

Старинные системы записи чисел

           

 

1

 

 

1

 

 

2

 

 

2

Числа великаны       

 

1

 

1

 

2

3

Четыре действия арифметики

1

1

 

 

2

4

Открытие нуля

1

 

 

1

 

 

2

 

 

5

История линейки    

 

1

 

 

1

 

 

2

6

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

 

1

1

2

7

Возникновение денег         

 

1

1

2

8

Денежная система в Древней Руси

 

1

1

2

9

Как люди научились измерять время           

1

1

2

10

Изобретение календаря

1

1

2

11

Из истории мер массы. Система мер русского народа       

 

1

1

2

12

Происхождение метрической системы мер

1

1

13

Знаменитые математики

1

2

3

14

Происхождение дробей      

 

1

1

2

15

Из истории цифры 7

 

1

1

16

Покорение космоса и математика 

 

1

1

2

17

Математика и наша область

1

1

2

18

Математика и здоровье человека  

 

1

1

2

19

Геометрия – значит «земледелие»

 

1

1

2

20

Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками  

1

1

2

21

Задачи на смекалку 

 

1

1

2

22

Бережливость дороже богатства

 

1

1

2

23

Земля – кормилица

 

1

1

2

 

24

 

Экономика и математика

 

1

 

1

 

2

25

Решение геометрических головоломок.

 

1

1

2

26

Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлении записей.        

 

1

2

3

27

Основные приемы решения математических ребусов.

 

1

1

2

28

Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью

 

2

1

3

29

Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел.

 

2

1

3

30

Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9.

 

2

1

3

31

Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов.       

 

1

3

4

32

 Решение задач международной математической игры-конкурса

«Кенгуру»

 

3

3

33

Обобщение «Математика вокруг нас»

 

1

1

2

 

Итого:

 

35

37

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1.Старинные системы записи чисел

 

 Теоретические занятия: Иероглифическаясистема древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы.

 

 Практические  занятия: Стихотворение оматематике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.

 

Тема 2.Числа великаны .

 

Теоретические занятия: История возникновенияназвания – «миллион», «миллиард», «триллион» и другие.

 

Практические  занятия: Задачи на смекалку.Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

 

Тема 3.Четыре действия арифметики .

 

Теоретические занятия: Как появились знаки«+», «·», «×», «:».

 

Практические  занятия: Стихотворения обумножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».

 

Тема 4.Открытие нуля.

 

Теоретические занятия: История открытия нуля.

 

Практические  занятия: Стихотворение о нуле.Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

 

Тема 5.История линейки .

 

Теоретические занятия: История линейки вРоссии.

 

Практические  занятия: Занимательные задачи.Загадки. Игра « Пифагор о числе».

 

Тема 6.Как появились меры длины. Как измеряли на Руси .

 

Теоретические занятия: Сведения из истории мердлины, в том числе исконно русские.

 

Практические  занятия: Чтение стихотворений.Занимательные задачи. Игра «Математический бег».

 

Тема 7.Возникновение денег.

 

Теоретические занятия: Возникновение денег,как и откуда произошли их названия.

 

Практические  занятия: Занимательные задачи.Стихи. Игра « Математическая мозаика».

 

Тема 8.Денежная система в Древней Руси .

 

Теоретические занятия: Появление названийрубль и копейка. Старинная русская денежная система.

 

Практические  занятия: Задачи-шутки,кроссворды. Игра «Магазин».

 

Тема 9.Как люди научились измерять время .

 

Теоретические занятия: Возникновение мервремени. Сутки – первая естественная единица измерения времени.

 

Практические  занятия: Стихотворения огеометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра «Какой цифры не стало».

 

Тема10. Изобретение календаря .

 

Теоретические занятия: Название месяцев и ихпродолжительность, крупные единицы времени – го и век.

 

Практические  занятия: Стихотворения. Ребусы,кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».

 

Тема11. Из истории мер массы. Система мер русского народа.

 

Теоретические занятия: Измерение количествавещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основныеединицы измерения массы в России.

 

Практические  занятия: Занимательные задачи,стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».

 

Тема12. Происхождение метрической системы мер.

 

Практическое  занятие: Стихотворения о линейкеи циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди поцепочке». Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр икилограмм.

 

 

Тема13. Знаменитые математики.

 

Теоретические занятия: Софья ВасильевнаКовалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик.

 

Практические  занятия: Занимательные задачи.Игра «Лабиринт». Стихотворения. Рефераты.

 

Тема14. Происхождение дробей.

 

Теоретические занятия: Когда появились дроби.Как человек стал ими пользоваться.

 

Практические  занятия: Стихотворения. Задачина смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».

 

Тема15. Из истории цифры 7.

Практические  занятия: Стихотворения.Занимательные задачи. Игра «Молчанка». О числе и цифре 7. Пословицы ипоговорки. Почему в неделе 7 дней.

 

 

Тема 16.Покорение космоса и математика.

 

Теоретические занятия: Освоение космическогопространства человечеством. Роль математики в этом процессе.

 

Практические  занятия: Задачи, связанные систорией освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».

 

Тема17. Математика и наша область.

 

Теоретические занятия: История строительствановгородского Кремля.

 

Практические  занятия: Занимательные задачи оКремле. Стихотворения о Великом Новгороде и реке Волхов. Игра-соревнование «Ктобыстрее».

 

Тема18. Математика и здоровье человека.

 

Теоретические занятия: Основы здорового образажизни и математика.

 

Практические  занятия: Занимательные задачи,связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользездорового образа жизни.

 

Тема19.Геометрия – значит « земледелие».

 

Теоретические занятия: История возникновениягеометрии как науки.

 

Практические  занятия: Конкурс рисунка иаппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра«Из каких геометрических фигур состоит рисунок».

 

Тема20. Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками.

 

Теоретические занятия: Виды многоугольников.Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость безпробелов и перекрытий.

 

Практические  занятия: Вычерчивание паркетов,раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.

 

Тема21. Задачи на смекалку.

 

Теоретические занятия: Принципы решения задач.

 

Практические  занятия: Задачи на смекалку.Стихотворения.

 

Тема22. Бережливость дороже богатства.

 

Теоретические занятия: Пути экономии вдомашнем хозяйстве.

 

Практические занятия: Решение оригинальныхзадач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии.Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».

 

Тема23. Земля – кормилица.

 

Теоретические занятия: О бережном отношении кземле, умелом её использовании для производства продуктов питания.

 

Практические  занятия: Оригинальные задачи.Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.

 

Тема24. Экономика и математика.

 

Теоретические занятия: Раскрытиесодержательной стороны экономических понятий через математические задания.

 

Практические  занятия: Игры «Аукцион-44»,«Ярмарка-49».

 

Тема25. Решение геометрических головоломок.

 

Теоретические занятия. Равновеликие и равносоставленныефигуры. Геометрические головоломки.

 

Практические занятия. Решение геометрическихголоволомок.

 

           

Тема 26- 28. Математические ребусы.

 

Теоретические занятия. Числовые ребусы.Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлениизаписей. Основные приемы решения математических ребусов.

 

Практические занятия. Решение ребусов сцеликом зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью.

 

Тема 29– 31 Математические фокусы.

 

Теоретические занятия. Фокусы с предсказаниемрезультатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел. Фокусы, основанные набыстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9.

 

Практические занятия. Демонстрация фокусов споследующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов. Фестиваль«Математические чудеса и тайны».

 

Тема32.  Решение задач международной математической игры-конкурса « Кенгуру».

 

Тема33. Урок – обобщение «Математика вокруг нас» .

 

Теоретические занятия: Обобщение курса.Игры исоревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений оматематике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для реализации программы «Занимательная математика»необходимо:

 

 

Материально-техническое обеспечение

 

 

Методическое и дидактическое обеспечение

-Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, медиапроектор, классная доска, мел.

 

— Стеллажи для хранения дидактических материалов. Плакатница для хранения детских работ;

 

— Инструменты и приспособления: магниты, канцелярские принадлежности, указка, измерительные приборы;

 

— Материалы: ватман, цветные карандаши, палочки, цветная бумага, альбомы;

 

— Электронные средства обучения: презентации по темам, электронные энциклопедии.

 

 

 

 

 

-Обеспечение программы методическими видами продукции:

Научные статьи по темам

Конспекты занятий

Печатные издания

 

-Дидактический материал представлен:

Таблица «Мер и весов»

Таблица «Правила арифметики»

Таблица «Пифагора»

Таблица «Квадрат числа»

Методические игры

Математические сказки

Тематические карточки с заданиями

 

-Учебные пособия:

Палочки

Калькуляторы

Измерительные приборы (линейка, треугольник, транспортир, циркуль)

 

-Лекционный материал:

Беседа «История календаря»

Беседа «Как люди научились считать»

Беседа «Выдающиеся отечественные математики»

 

 

 

Формы работы:

  • вводные и обобщающие занятия;
  • деловые игры;
  • интеллектуальные турниры;
  • математические бои.

Методы работы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • тестирование;
  • моделирование;
  • работа с книгой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей