Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Милли мэтры»
Возраст обучающихся: 11 – 12 лет
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Автор-составитель
Н.А.Полякова, Е.П.Моисеева
учителя математики
ГБОУ Школы 1512
Пояснительная записка
Дополнительное образование становится неотъемлемой частьюучебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублениюзнаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор.Кроме того, данная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее нетолько в том, чтобы осветить какой – либо узкий вопрос, но и в том, чтобызаинтересовать обучающихся математикой, вовлечь их в серьезную самостоятельнуюработу.
Программа «Миллимэтры» является программой дополнительного образования детей в возрасте 11 –12 лет.
Данная программаоформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российскойфедерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программамдополнительного образования детей».
Разработаннаяпрограмма «Занимательная математика» для 5 — 6 классов основана на получениизнаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мервремени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном рядечисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, атакже с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки,задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, обучение демонстрации фокусов, которыеспособствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений,включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.
Педагогическаяцелесообразность программы обусловлена тем, что изучение занимательногоматериала способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитиюличности. Овладение занимательным материалом и умелое его использование напрактике помогает разбираться с различными сторонами нашей жизни.
Данная программаявляется наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетомтенденций развития познавательной и творческой активности учащихся нашеговремени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. Внее включены задания, которые направлены на развитие аналитического мышления изрительной памяти. За основу программы взята примерная (типовая) программадополнительного образования по математике.
Цель программы:способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качествмышления, характерных для математической деятельности и необходимых человекудля жизни в современном обществе.
Для достижения данной цели формируются следующиезадачи:
Обучающие:
· сформировать приемырешения задач — от самых простых до более сложных;
· освоить понятие оматематических отношениях;
· освоить приемы передачиусловия задачи;
· изучить основные приемырешения задач.
Развивающие:
· развить умение наблюдать,анализировать и запоминать увиденное;
· развить способностьприменять полученные знания и умения в самостоятельной работе;
· развить умениеанализировать свое решение задачи в процессе работы, сравнивая его с работамидругих учащихся.
Воспитательные:
· воспитывать аккуратность;
· воспитывать терпение,наблюдательность, умение доводить работу до конца;
· воспитывать интерес кзанятию математикой.
Отличительнойособенностью данной программы является ее обогащение большим количеством задач,что способствует всестороннему развитию мышления учащихся.
Программа «Миллимэтры» адресована для обучающихся 5-6 классов (в возрасте 11 – 12 лет),склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математическийуровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности иустойчивый интерес к математике. Состав группы постоянный, набор в группусвободный.
Общее количествочасов в год – 72 часа, количество часов в неделю – 2 часа, периодичностьзанятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 2 часа.
Ожидаемый результат и способы определения ихрезультативности:
По окончании учащийся должен знать:
· историю возникновенияматематических символов;
· различные системысчисления (мер и весов, денег, времени и т. д.);
· биографии выдающихсяматематиков;
· о применении математики визучении окружающего мира;
По окончании учащийся должен уметь:
· пользоватьсяматематическими символами и системами счисления;
· принимать рациональныерешения в различных сферах;
· применять теоретическиезнания при решении задач;
· расшифровывать простейшиематематические ребусы;
· показывать математическиефокусы.
Способами определениярезультативности реализации данной программы являются организация и проведениедиагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Диагностикапроводится после изучения каждой темы с применением рейтинговой системыконтроля и оценки учебных достижений.
Формами подведения итогов реализации данной программыявляются:
· итоговые контрольныеработы;
· тестирования;
· выпуск газет;
· участие в конкурсах иолимпиадах.
Итогом реализациипрограммы «Милли мэтры» могут служить: успешное участие в международнойматематической игре-конкурсе «Кенгуру», создание предпосылок для успешныхвыступлений в дальнейшем на олимпиадах всех уровней.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
№ |
Раздел
|
Количество часов Теория Практика Всего |
||
1 |
Старинные системы записи чисел
|
1
|
1
|
2
|
2 |
Числа великаны
|
1
|
1
|
2 |
3 |
Четыре действия арифметики |
1 |
1
|
2 |
4 |
Открытие нуля |
1
|
1
|
2
|
5 |
История линейки
|
1
|
1
|
2 |
6 |
Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
|
1 |
1 |
2 |
7 |
Возникновение денег
|
1 |
1 |
2 |
8 |
Денежная система в Древней Руси
|
1 |
1 |
2 |
9 |
Как люди научились измерять время |
1 |
1 |
2 |
10 |
Изобретение календаря |
1 |
1 |
2 |
11 |
Из истории мер массы. Система мер русского народа
|
1 |
1 |
2 |
12 |
Происхождение метрической системы мер |
1 |
— |
1 |
13 |
Знаменитые математики |
1 |
2 |
3 |
14 |
Происхождение дробей
|
1 |
1 |
2 |
15 |
Из истории цифры 7
|
1 |
— |
1 |
16 |
Покорение космоса и математика
|
1 |
1 |
2 |
17 |
Математика и наша область |
1 |
1 |
2 |
18 |
Математика и здоровье человека
|
1 |
1 |
2 |
19 |
Геометрия – значит «земледелие»
|
1 |
1 |
2 |
20 |
Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками |
1 |
1 |
2 |
21 |
Задачи на смекалку
|
1 |
1 |
2 |
22 |
Бережливость дороже богатства
|
1 |
1 |
2 |
23 |
Земля – кормилица
|
1 |
1 |
2 |
24 |
Экономика и математика |
1 |
1 |
2 |
25 |
Решение геометрических головоломок.
|
1 |
1 |
2 |
26 |
Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлении записей.
|
1 |
2 |
3 |
27 |
Основные приемы решения математических ребусов.
|
1 |
1 |
2 |
28 |
Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью
|
2 |
1 |
3 |
29 |
Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел.
|
2 |
1 |
3 |
30 |
Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9.
|
2 |
1 |
3 |
31 |
Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов.
|
1 |
3 |
4 |
32 |
Решение задач международной математической игры-конкурса «Кенгуру»
|
— |
3 |
3 |
33 |
Обобщение «Математика вокруг нас»
|
1 |
1 |
2 |
|
Итого:
|
35 |
37 |
72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.Старинные системы записи чисел
Теоретические занятия: Иероглифическаясистема древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы.
Практические занятия: Стихотворение оматематике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.
Тема 2.Числа великаны .
Теоретические занятия: История возникновенияназвания – «миллион», «миллиард», «триллион» и другие.
Практические занятия: Задачи на смекалку.Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
Тема 3.Четыре действия арифметики .
Теоретические занятия: Как появились знаки«+», «·», «×», «:».
Практические занятия: Стихотворения обумножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».
Тема 4.Открытие нуля.
Теоретические занятия: История открытия нуля.
Практические занятия: Стихотворение о нуле.Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
Тема 5.История линейки .
Теоретические занятия: История линейки вРоссии.
Практические занятия: Занимательные задачи.Загадки. Игра « Пифагор о числе».
Тема 6.Как появились меры длины. Как измеряли на Руси .
Теоретические занятия: Сведения из истории мердлины, в том числе исконно русские.
Практические занятия: Чтение стихотворений.Занимательные задачи. Игра «Математический бег».
Тема 7.Возникновение денег.
Теоретические занятия: Возникновение денег,как и откуда произошли их названия.
Практические занятия: Занимательные задачи.Стихи. Игра « Математическая мозаика».
Тема 8.Денежная система в Древней Руси .
Теоретические занятия: Появление названийрубль и копейка. Старинная русская денежная система.
Практические занятия: Задачи-шутки,кроссворды. Игра «Магазин».
Тема 9.Как люди научились измерять время .
Теоретические занятия: Возникновение мервремени. Сутки – первая естественная единица измерения времени.
Практические занятия: Стихотворения огеометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра «Какой цифры не стало».
Тема10. Изобретение календаря .
Теоретические занятия: Название месяцев и ихпродолжительность, крупные единицы времени – го и век.
Практические занятия: Стихотворения. Ребусы,кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».
Тема11. Из истории мер массы. Система мер русского народа.
Теоретические занятия: Измерение количествавещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основныеединицы измерения массы в России.
Практические занятия: Занимательные задачи,стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».
Тема12. Происхождение метрической системы мер.
Практическое занятие: Стихотворения о линейкеи циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди поцепочке». Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр икилограмм.
Тема13. Знаменитые математики.
Теоретические занятия: Софья ВасильевнаКовалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик.
Практические занятия: Занимательные задачи.Игра «Лабиринт». Стихотворения. Рефераты.
Тема14. Происхождение дробей.
Теоретические занятия: Когда появились дроби.Как человек стал ими пользоваться.
Практические занятия: Стихотворения. Задачина смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».
Тема15. Из истории цифры 7.
Практические занятия: Стихотворения.Занимательные задачи. Игра «Молчанка». О числе и цифре 7. Пословицы ипоговорки. Почему в неделе 7 дней.
Тема 16.Покорение космоса и математика.
Теоретические занятия: Освоение космическогопространства человечеством. Роль математики в этом процессе.
Практические занятия: Задачи, связанные систорией освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
Тема17. Математика и наша область.
Теоретические занятия: История строительствановгородского Кремля.
Практические занятия: Занимательные задачи оКремле. Стихотворения о Великом Новгороде и реке Волхов. Игра-соревнование «Ктобыстрее».
Тема18. Математика и здоровье человека.
Теоретические занятия: Основы здорового образажизни и математика.
Практические занятия: Занимательные задачи,связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользездорового образа жизни.
Тема19.Геометрия – значит « земледелие».
Теоретические занятия: История возникновениягеометрии как науки.
Практические занятия: Конкурс рисунка иаппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра«Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
Тема20. Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками.
Теоретические занятия: Виды многоугольников.Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость безпробелов и перекрытий.
Практические занятия: Вычерчивание паркетов,раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
Тема21. Задачи на смекалку.
Теоретические занятия: Принципы решения задач.
Практические занятия: Задачи на смекалку.Стихотворения.
Тема22. Бережливость дороже богатства.
Теоретические занятия: Пути экономии вдомашнем хозяйстве.
Практические занятия: Решение оригинальныхзадач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии.Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
Тема23. Земля – кормилица.
Теоретические занятия: О бережном отношении кземле, умелом её использовании для производства продуктов питания.
Практические занятия: Оригинальные задачи.Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
Тема24. Экономика и математика.
Теоретические занятия: Раскрытиесодержательной стороны экономических понятий через математические задания.
Практические занятия: Игры «Аукцион-44»,«Ярмарка-49».
Тема25. Решение геометрических головоломок.
Теоретические занятия. Равновеликие и равносоставленныефигуры. Геометрические головоломки.
Практические занятия. Решение геометрическихголоволомок.
Тема 26- 28. Математические ребусы.
Теоретические занятия. Числовые ребусы.Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлениизаписей. Основные приемы решения математических ребусов.
Практические занятия. Решение ребусов сцеликом зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью.
Тема 29– 31 Математические фокусы.
Теоретические занятия. Фокусы с предсказаниемрезультатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел. Фокусы, основанные набыстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9.
Практические занятия. Демонстрация фокусов споследующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов. Фестиваль«Математические чудеса и тайны».
Тема32. Решение задач международной математической игры-конкурса « Кенгуру».
Тема33. Урок – обобщение «Математика вокруг нас» .
Теоретические занятия: Обобщение курса.Игры исоревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений оматематике.
Для реализации программы «Занимательная математика»необходимо:
Материально-техническое обеспечение
|
Методическое и дидактическое обеспечение |
-Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, медиапроектор, классная доска, мел.
— Стеллажи для хранения дидактических материалов. Плакатница для хранения детских работ;
— Инструменты и приспособления: магниты, канцелярские принадлежности, указка, измерительные приборы;
— Материалы: ватман, цветные карандаши, палочки, цветная бумага, альбомы;
— Электронные средства обучения: презентации по темам, электронные энциклопедии.
|
-Обеспечение программы методическими видами продукции: Научные статьи по темам Конспекты занятий Печатные издания
-Дидактический материал представлен: Таблица «Мер и весов» Таблица «Правила арифметики» Таблица «Пифагора» Таблица «Квадрат числа» Методические игры Математические сказки Тематические карточки с заданиями
-Учебные пособия: Палочки Калькуляторы Измерительные приборы (линейка, треугольник, транспортир, циркуль)
-Лекционный материал: Беседа «История календаря» Беседа «Как люди научились считать» Беседа «Выдающиеся отечественные математики»
|
Формы работы:
- вводные и обобщающие занятия;
- деловые игры;
- интеллектуальные турниры;
- математические бои.
Методы работы:
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- моделирование;
- работа с книгой.