рчУправлениеобразования администрации города Ульяновска
Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение города Ульяновска «Физико-математический лицей№38»
Принятана заседании
Утверждаю:
методическогосовета
Директор МАОУ ФМЛ №38
Протокол№___________
____________Полетаев В.В.
от___ ____20__г.
Приказ№__от __20__г.
Дополнительнаяобщеразвивающая программа
художественнойнаправленности
«Чудо-Творенье»
Возрастобучающихся: 7-12 лет
Срокреализации: 1 года
(стартовыйуровень)
Автор-разработчик:
Педагог дополнительногообразования
Шибанова Юлия Васильевна
г. Ульяновск, 2022
Содержание:
I.Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка…………………………………………….3
1.2.Цели и задачи программы………………………………………….5
1.3.Содержание программы…………………………………………..7
1.4.Планируемые результаты…………………………………..…….13
II.Комплекс организационных педагогических условий
2.1.Календарный учебный график…….……………………………..21
2.2.Условия реализации программы…………………………………21
2.3.Формы аттестации/контроля, формы подведения итогов………22
2.4.Оценочные материалы ……………………………………………23
2.5.Методическое обеспечение программы…………………………25
III.Список литературы…………………………………………………………27
IV.Приложения………………………………………………………………..30
Приложение1. Календарный учебный график……………………..31
Приложение2. Диагностический материал…………………………44
I.КОМПЛЕКСОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Чудо-Творенье»разработана для учащихся в возрасте от 7 до 12 лет.
Направленностьпрограммы — дополнительная общеразвивающая программа «Чудо-Творенье» имеетхудожественную направленность.
дополнительность
— уровеньреализуемой программыстартовый, базовый.
— нормативно-правоваябаза программы
Программа разработана в соответствии со следующимидокументами:
· Федеральный Закон Российской федерации от29.12.2012 г. №273 « Об образовании в Российской Федерации» (далее-ФЗ№273),
· Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в томчисле в части проектной деятельности»,
· Письмо Министерствам образования и наукиРФ от 18.11.15 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированиюдополнительных общеразвивающих программ».
· Сан Пин 2.4.4.3172-14:«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
· ПриказМинистерства образования и науки РФ от 23.08.2017г. № 816 «Об утвержденииПорядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ».%
· Методическиерекомендации по реализации образовательных программ начального, общего,основного общего, среднего общего образования, образовательных программсреднего профессионального образования и дополнительных общеразвивающихпрограмм с применением Электронного обучения и дистанционных образовательныхтехнологий» от 20.03.2020 г%
· Локальныеакты Учреждения.
Актуальностьдополнительной образовательной программы заключается в создании условий дляразвития и воспитания, учащихся через их практическую творческо-прикладнуюдеятельность, актуальность программы связана с использованием комплексногометода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:
· общих способностей (способность к обучениюи труду);
· творческих способностей (воображение,креативность мышления, художественное восприятие и др.).
Развивающий характер обучения ориентирован на:
· развитие фантазии, воображения, памяти,наблюдательности;
· развитие ассоциативного и образногомышления учащихся.
Отличительнойособенностью Отличительная особенность даннойпрограммы заключается в изучении программного материала с применениемдистанционных технологий при разработке комплекса методов и приёмов,направленных на развитие творческих способностей. Дистанционные образовательныетехнологии реализуются в основном с применениеминформационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)взаимодействии учащихся и педагогических работников.
Данная программа имеет относительно самостоятельныечасти программы — модули, которые представляют собой относительно законченныйэлемент образовательной программы, которые могут быть изучены автономно как отдельныепрограммы с формализованными конкретными результатами обучения и формамиконтроля.
— инновационность даннойпрограммы заключается в том, что в процесс обучения включена проектнаядеятельность с использованием компьютерных технологий.
Адресатпрограммы: программа предназначена для детей 7-12лет.
Объеми срок реализации программы: 1год 144 часа, 1-й модуль-16 недель, 2-ой модуль- 20 недель
Формы обучения: очная, дистанционнаяформа реализации программы; (Закон № 273—ФЗ, гл. 2, ст. 17. п. 2), «допускаетсясочетание различных форм получения образования и форм обучения» (Закон №273-ФЗ. гл. 2. ст. 17. п.4); обоснованность эффективности форм обучения.
Форма обучения: очная. В случаеотмены очных занятий связанных: с введением карантинных мероприятий; с плохимипогодными условиями и особыми распоряжениями (Министерства образования и наукиУльяновской области или Министерства Просвещения РФ, или Управления Федеральнойслужбы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поУльяновской области, или Управления образования администрации городаУльяновска), данная программа предусматривает электронноеобучение с применением дистанционных технологий.
Режимзанятий: Режим организации занятий по данной дополнительной общеразвивающей программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172-14, пункт 8.3, приложение №3).
(Форма реализации– очная, для 1 года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа(40 мин.) с 15 минутнымперерывом.
— особенности организацииобразовательного процесса
Форма организациизанятия – групповая; используемые виды занятий — комбинированные,практические, диагностические;
1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы:создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетическиразвитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействоватьразвитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетическихпереживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, черезразличные виды декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
образовательные:
· Формировать элементарные знания и умения в изучаемых видах ДПТ;
· Создатьв детском объединении благоприятную творческую среду; атмосферу успеха ирадости;
· Научитьосновным приемам работы с различными материалами и инструментами;
· помочьовладеть различными видами декоративно прикладного творчества;
· способствоватьформированию знаний и умений в области прикладного творчества;
· Познакомитьдетей с историей изучаемых видов рукоделия.
развивающие:
· развитьу детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их социальной адаптации кусловиям изменяющейся действительности;
· формироватьтрудолюбие, способности к преодолению трудностей;
· развитьобразное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, глазомер;
· развиватьу учащихся интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность.
воспитательные:
· формироватьу учащихся культуру труда;
· способствоватьформированию у учащихся аккуратности, усидчивости, трудолюбия,целеустремленности, терпения, положительного отношения к труду, доброгоотношения к товарищам, бережливости;
· помочьдетям проявить их индивидуальные способности в раннем возрасте, фантазию,наблюдательность и творчество;
· датьвозможность освоить правила и нормы социально приемлемого общения с ровесникамии взрослыми;
· воспитатьэстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развитьхудожественный вкус, пробудить интерес к познанию.
Цель 1-гомодуля:Раскрыть потенциальные творческие способности
каждого ребенкачерез творческий поиск.
Задачи1-го модуля
· Научитьосновам художественной грамотности
· Научитьправилами работ с шаблонами, с бумагой.
· Развитьхудожественный вкус, фантазию, воображение
· Научитьприемам безопасной работы.
Цель 2-гомодуля: Созданиеусловий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественнойработе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи 2-гомодуля
Обучениеразличными приемами работы с бумагой, фетром, бисером
· Развитьхудожественный вкус, фантазию, воображение
· Развитиемелкой моторики рук.
· Воспитыватьвнимание, аккуратность, целеустремленность.
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебныйплан обучения 144 ч.
1-ыймодуль
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
Комп. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Введение |
|
|
|
|
|
I |
Вводное занятие техника безопасности. Диагностика. (возможно обучение с применением дистанционных технологий) |
2 |
2 |
|
|
Беседа, опрос |
2 |
Поделки и композиции из бумажных салфеток |
22 |
11 |
11 |
|
Выставка |
3. |
Аппликация из цветной, гофрированной, бархатной бумаги |
20 |
5 |
15 |
|
Выставка |
2-оймодуль
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы контроля |
|||
всего |
теория |
практика |
Комп. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4 |
Бисероплетение |
30 |
10 |
20 |
|
Выставка |
5 |
Фетр |
30 |
5 |
25 |
Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
Выставка |
6 |
Айрис-фолдинг |
20 |
5 |
15 |
|
Выставка |
7 |
Квиллинг |
18 |
8 |
10 |
|
Выставка |
8 |
Итоговое занятие Диагностика |
2 |
1 |
1 |
|
Диагностика |
Содержаниеучебного плана
1-й модуль
Раздел1. Вводное занятие (2 часа)
ЗАНЯТИЕ№ 1.
Цель: создание комфортных условий дляформирования у ребенка мотивации к изучению техник декоративно-прикладноготворчества для реализации творческих потребностей. Проверка уровня знанийдетей, мотивационной готовности. Ознакомление детей с деятельностью объединения.
Задачи:
образовательные:
-познакомить детей с планом на учебный год;
воспитательные:
-воспитывать коммуникативные качества
Теория:познакомить учащихся: с планом на учебный год, с кабинетом, с техникойбезопасности, с наглядным материалом, с образцами, детскими работами.
Практика:Проведение входной диагностики.
Оборудование: детские поделки, образцы.
Методыи формы подачи материала: беседа; анкетирование.
РАЗДЕЛ № 2 (возможно эл.обучение с применениемдистанционных технологий)
Поделкии композиции из бумажных салфеток. (22 часа)
Цель: ознакомление учащихся с бумажными и вискозными салфетками, с правилами подборацветовой гаммы при изготовлении композиций.
Задачи:
образовательные:
· Познакомить со способами скручиванияжгутиков из салфеток.
· Дать знания о цветовой гамме, о правилахрасположения деталей на плоскости;
· Дать знания о различных видах композиций :из бумажных салфеток, вискозных и правилах работы с ними.
· Научить скручивать из салфеток шарикиразличной величины
· Научить наклеивать готовые изделия изсалфеток на картон, ткань
развивающие:
· Развить умение использовать все способывырезания деталей из салфеток
· Уметь самостоятельно выбирать наиболееподходящий способ вырезания;
· Уметь правильно располагать детали наплоскости, подбирать цвета;
воспитательные:
· Способствовать формированию у детейаккуратности, бережного и экономного отношения к материалам для работы
· Способствовать воспитанию волевых качеству учащихся: усидчивости, терпения.
· Воспитывать культуру общения: приветствие,благодарность, извинение.
Теория:Рассказать о работе с салфетками как о виде изобразительной деятельности, оспособах скручивания жгутиков из салфеток, способах соединения частей исклеивании. Дать знания о цветовой гамме, о правилах расположения деталей наплоскости, о различных видах салфеток: бумажных, вискозных.
Практика:скручивание жгутиков, комочков. Наклеивание готовых деталей из салфеток поконтуру. Изготовление объемных цветов, балерин из бумажных салфеток.
Оборудование:Салфетки (бумажные, вискозные), ножницы, клей, картон.
Методыи формы подачи материала: беседа, объяснение,показ.
РАЗДЕЛ № 3 Аппликация из цветной, гофрированной, бархатной бумаги ( 20 часов)
Цель: Ознакомление детей с аппликацией, бумагой.
Задачи:
образовательные:
· Рассказать о свойстве и происхождениибумаги;
· Научить обводить по шаблону;
· Научить составлять аппликацию на плоскостииз различной бумаги;
· Научить наклеивать готовые детали на плоскость;
· Научить вырезать по контуру.
развивающие:
· Развить фантазию и интерес при работе саппликацией;
· Развить умение самостоятельноизготавливать различные аппликации.
· Умение правильно сочетать цвета приизготовлении аппликации
воспитательные:
· Способствовать формированию у детейаккуратности и порядка на рабочем месте;
· Способствовать воспитанию волевых качеству учащихся: усидчивости, целеустремленности;
· Способствовать формированию культурыобщения.
Теория: рассказать о свойствахбумаги.
Оборудование: бумага; бархатная, цветная, гофрированная. Готовые работы, клей ПВА, ножницы.
Методыи формы подачи материала: беседа, показ образцов,изготовление аппликаций.
2-ой модуль
РАЗДЕЛ № 4 Бисероплетение (30 часов)
Цель: ознакомление учащихся с историей современногобисерного искусства. С инструментами и материалами. С требованиями коборудованию рабочего места. Рассказать правила безопасности труда и личнойгигиены. Разобрать и зарисовать схемы плетения плоских фигур.
Задачи:
образовательные:
· научить соблюдать технику безопасности сбисером, иглами, проволокой.
· Правильно пользоваться необходимымиинструментами и приспособлениями; (ножницы, проволока, бисер).
· научить плести по простым схемам плоскиефигуры;
· научить «читать» схему будущего изделия (разбираться в направлении движения иголок, количестве рабочих нитей,расположении бисеринок-«связок» и т. д.);
развивающие:
· Развить умение правильно подбирать цветабисера под свою работу
· Формировать умение правильного храненияготового изделия.
воспитательные:
· Способствовать воспитанию у детейаккуратности, бережного отношения к бисеру;
· Формировать умения работать над даннойработай и доводить ее до конца ;
· Способствовать воспитанию культурыобщения;
Теория:Рассказать о происхождении бисера о материале, используемом для изготовления картин, различных поделок.
Практика:вышивка маленьких частичных картин, плетение простых плоских фигур по схеме.
Оборудование:бисер, образцы, готовые работы по вышивки бисером, ножницы, бисерные иглы,проволока, схемы для вышивки.
Методыи формы подачи материала: беседа, объяснение.
Раздел5. «Фетр» (30 часов)
Цель:ознакомление с историей фетра, с его видами.
Задачи:
образовательные:
· научить обводить по шаблону на фетре;
· научить вырезать простые фигуры поконтуру;
развивающие:
· развить фантазию у детей при изготовленииигрушек из фетра;
воспитательные:
· воспитывать коммуникативные качества.
Теория:рассказать об истории фетра.
Практика:изготовление выкроек из фетра.
Оборудование:фетр, ножницы, выкройки.
Методыи формы подачи материала: беседа, объяснение
Раздел№6
Айрис-фолдинг.
Цель: Выполнение аппликации в технике Айрис-фолдинг
Задачи:
образовательные:
· способствовать формированию о новом видедекаративно-прикладного творчества Айрис-фолдинг.
развивающие:
· развить творческие возможности и мышлениедетей;
воспитательные:
· воспитывать коммуникативные качества.
Теория: рассказать об историиАйрис-фолдинг.
Практика: изготовлениеаппликации
Оборудование:Бумага, ножницы, шаблоны, клей, картон.
Методы и формы подачи материала:беседа, объяснение
7.Квилинг(18часов)
Цель:Раскрытие творческого и художественного потенциалакаждого ребенка.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить с основными геометрическимиформами и понятиями (круг, спираль, ширина, длина)
· обучить приему квиллинга; научитьсворачивать бумагу, делать базовые фигуры, собирать мозаичные фигуры.
развивающие:
· развитие моторики рук;
· развитие памяти, воображения, усидчивости.
· Развитие эстетического вкуса
воспитательные:
· воспитывать культуры труда
Теория:рассказать об истории квиллинга
Практика:изготовление объемных композиций
Оборудование:полоски бумаги, ножницы, картон, клей, кисти для клея.
Методыи формы подачи материала: беседа, объяснение
Итоговоезанятие (2 часа).
Цель: Подведениеитогов за учебный год. Проведение итоговой диагностики.
Задачи:
развивающие:
· Закреплять умение анализировать работы,оценивать их объективно;
воспитательные:
· Способствовать воспитанию коммуникативныхкачеств.
Теория:Провести беседу о проделанной работе за год, выявить заинтересованность детей впосещении детского объединения.
Практика:Проведение итоговой диагностики, итоговая выставка.
Оборудование:детские работы, итоговая выставка.
Методы и формы подачиматериала: беседа; проведение итоговой диагностики.
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметныерезультаты.
Обучающиесябудут знать:
· Правилаработы, необходимые для работы с различным материалом: бумагой, салфетками,ножницами, клеем, красками, кисточкой, макаронами, бисером, фетром;
· Видыдекоративно-прикладного творчества ( вышивка, фетр, айрис-фолдинг, квиллинг,бисер и др.);
· Названиеи назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (ножницы, кистидля клея, кисти для красок, иголки, и т. д.), приемы и правила пользования ими;
· Названияи назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер, салфетки, фетр ит. д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способыобработки;
· Правилабезопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Обучающиесянаучатся (будут уметь):
· Простейшиеправила организации рабочего места;
· Приемыразметки (линейка, шаблон, трафарет);
· Приемысоединения различных деталей (клей, нитки, проволока,);
Метапредметныерезультаты:
· Самостоятельноорганизовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемойработы, сохранить порядок на рабочем месте;
· Следоватьпри выполнении работы инструкциями педагога;
· Проявлятьзаинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам ихработы.
Личностныерезультаты.
· Выполнятьправила личной гигиены, безопасного поведения в учреждении, дома, на улице, вобщественных местах;
· Внимательноотноситься к собственным переживаниям и переживанием других людей;нравственному содержанию поступков;
· Развитиесамостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основепредставлений о нравственных формах общения;
· Принятиеи освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
· Способностьк самооценке;
· Положительноеотношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практическойдеятельности.
Планируемые результаты 1-го модуля:
· Предметныерезультаты: Обучающие будут знать название и назначение инструментов иприспособлений для ручного труда (ножницы, кисти для клея, кисти для красок,иголки, и т. д.), приемы и правила пользования ими;
· Названияи назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, бисер, салфетки, фетр ит. д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способыобработки;
Метапредметные результаты планировать свое действие всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, развитиепознавательных навыков обучающихся.
Личностныерезультаты учебно-познавательный интерес к декаративно- прикладномутворчеству. Навык самостоятельной работы и работ в группе при выполнениитворческих работ.
Планируемыерезультаты 2-го модуля:
Предметные результаты уважать иценить искусство деятельность человека . Создовать элементарные композиции назаданную тему на плоскости и в пространстве.
Метапредметные результаты
Учитывать выделенные ориентиры в новых техниках, планироватьсвои действия
Личностные результаты ориентация напонимание причин успеха в творческой деятельности . Способность к самооценкена основе критерия успешности деятельности.
II. Комплексорганизационных педагогических условий
2.1. Календарный учебныйграфик
Календарный учебныйграфик (очная форма обучения) составляется ежегодно к началутекущего учебного года по утвержденному расписанию и оформляется Приложением№ 1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «…».
Календарный учебныйграфик ( дистанционная форма обучения) составляетсяв случае отмены очных занятий связанных: с введением карантинных мероприятий; сплохими погодными условиями и особыми распоряжениями (Министерства образованияи науки Ульяновской области или Министерства Просвещения РФ, или УправленияФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиячеловека по Ульяновской области, или Управления образования администрациигорода Ульяновска и оформляется Приложением № 2 к дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе «…».