X-PDF

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Волшебные кисти»

Поделиться статьей

Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества«Патриот»

 

 

 

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот»

Протокол от             №

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАУДО

г. Нижневартовска

«ЦДиЮТТ «Патриот»

_________________ Ф.М. Кадров

Приказ от           №

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

 «Волшебные кисти»

 

 

 

 

 

 

 

Год обучения 1

 

Номер группы1,2,3,4

 

Возрастобучающихся: 7-16 лет

 

Автор-составитель: педагог дополнительного образования

                                             Меркушева Оксана Ринатовна

 

                                       

                                         

 

 

г. Нижневартовск

2022-2023 г.

 

                                        Аннотация

Занимаясь изобразительнымискусством, дети учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развиваютхудожественно-эстетический вкус. Процесс создания рисунка, картины позволяет участникам углубитьсвои знания, приобретенные в ходе изучения общеобразовательных предметов. Рисованиерасширяют кругозор детей в области музыки, геометрии и черчения. Занятия способствуют развитиютрудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости,чувства взаимопомощи, дают возможность творческой самореализации личности иприобщению традициям русского народного творчества. Программаспособствует развитию и реализации личного творческого потенциала ребенка,формирует такие качества личности, как: способность видеть и восприниматьпрекрасное, вкус, чувство меры, трудолюбие, аккуратность, креативность.

Воспитательной компонентой программы являетсяреализация социально-ориентированного проекта.

Цель изадачи программы

Цель: развитие художественно — творческихспособностей обучающихся     через овладение нетрадиционными техникамирисования.

Задачи программы:

1.        Научить обучающихся приемам рисования вразных техниках: монотипия, рисование мазком, кляксография, ватными палочками.

2.        Расширить художественный кругозоробучающихся через ознакомление с историей живописи.

3.        Развивать фантазию, самостоятельность,образное мышление, художественный вкус.

4.        Формироватьактуальные личностные качества — креативность, коммуникативность, трудолюбие, доброжелательность,лидерство, любопытство и открытость опыту, умение учиться.

Ожидаемые результаты:

1.               Владеют приемами рисованияв техниках: монотипия, рисование мазком, кляксография, пальчиковая техника,рисование поролоновой губкой и ватными палочками.

2.               Расширился художественныйкругозор обучающихся через ознакомление с историей живописи.

3.               Развивается фантазия,самостоятельность в процессе рисования, собственный художественный вкус.

4.               Проявляют креативность,коммуникативность, трудолюбие, доброжелательность, любопытство и открытостьопыту, умение учиться.

            

 

 

 

 

1. Календарный учебный график

 

Дата

начала

занятий

Дата

окончания

занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных

дней

Количество учебных

часов

Режим

занятий

01.09

 

31.05

 

37

74

148

2 раза в неделю

по 2 часа

                                             2.Условияреализации

форма обучения -очная, заочная

         Допускается сочетание очной изаочной форм обучения. Заочная форма обучения возможна в период возникающихситуаций (неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и т.п.),связанных с необходимостью проведения учебных занятий с применениемдистанционных образовательных технологий;

— формы проведения занятий

При очной формеобучения: беседа, практическое занятие, мастер-класс, выставка.  

При заочной формеобучения: онлайн-занятие. Помимо онлайн-обучения активноиспользуются другие формы дистанционной работы: викторина, мастер-класс.

организация образовательного процесса:

при очной форме обучения: в учебномкабинете

при заочной форме обучения: с применениемдистанционных технологий (электронная цифровая платформа ZOOM).

         Сопровождение рабочей программыдополнительным педагогом – в календарно-тематический план дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы включено проведение занятия «Час с психологом».

используемые педагогические технологии

-технология группового и коллективноговзаимодействия – позволяютотрабатывать технику парного рисования в группах от двух человек; способствуетформированию у детей способности работать и решать учебные задачи;

-дистанционные образовательные технологии – использование электронной цифровой платформы ZOOM(конференцсвязь, мастер-класс, видеозапись занятий)

здоровьесберегающие – подбор разминок, упражнений для гимнастики пальцев,глаз, осанки на каждом занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рабочая программа

                                      Календарно-тематическийплан

                            для групп №1,2, 3,4  2022-2023 года обучения

 

п/п

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

 

Дата

проведения

1

Вводное занятие

2

 

 

Раздел 1. Графика – 12 часов

2

Волшебная линия

2

 

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

5.09.2022

3

Штрих.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

7.09.2022

4

Точка.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

12.09.2022

5

Форма.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

14.09.2022

6

Контраст форм.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

19.09.2022

7

Граттаж

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

21.09.2022

                                              Раздел 2. Живопись –22 часов

8

Свойства красок.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

26.09.2022

9

Праздник тёплых и холодных цветов.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

28.09.2022

10

Гармония цвета

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

3.10.2022

11

Контраст цвета.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

5.10.2022

12

Цветные кляксы.

 

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

10.10.2022

13

Серо-чёрный мир красок.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

12.10.2022

14

Красочное настроение.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

17.10.2022

15

Монументальная живопись.

Мозайка

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

19.10.2022

16

Монументальная живопись. Мозайка

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

24.10.2022

17

Монотипия

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

26.10.2022

18

Гризайль . Пропорции. Плоскостное и объёмное изображение.

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

31.10.2022

                                        Раздел 3. Основы рисунка- 14 часов

19

Рисование с натуры и по памяти.

2

практическая работа (онлайн мастер-класс)

2.11.2022

20

Линейная перспектива

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

7.11.2022

21

Линейная перспектива

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

9.11.2022

22

Воздушная перспектива

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

14.11.2022

23

Воздушная перспектива

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

16.11.2022

                                            Раздел 4. Композиция — 6 часов

24

Линия горизонта.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

21.11.2022

25

Композиционный центр.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

23.11.2022

26

Ритм и движение.

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

28.11.2022

                                               Раздел 5. Пейзаж – 18 часов

27

Образ дерева .                                                                                                                          

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

30.11.2022

28

Живописная связь неба и земли.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

5.12.2022

29

Времена года.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

7.12.2022

30

Зимняя ночь

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

12.12.2022

31

Зимняя ночь

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

14.12.2022

32

Работа по впечатлению.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

19.12.2022

33

Работа по впечатлению.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

21.12.2022

34

Тематический пейзаж.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

26.12.2022

35

Тематический пейзаж.

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

28.12.2022

                             Раздел 6. Фигура и портрет человека 18 часов

36

Набросок с натуры.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

9.01.2023

37

Силуэт.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

11.01.2023

38

Живописный портрет.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

16.01.2023

39

Живописный портрет.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

18.01.2023

40

Фигура человека в движении.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

23.01.2023

41

Фигура человека в движении.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

25.01.2023

42

Портрет в графике

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

30.01.2023

43

Портрет в графике

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

1.02.2023

44

Портрет в графике

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

6.02.2023

      Раздел 7. Натюрморт и его изобразительные возможности 16 часов

45

 Натюрморт в холодной гамме.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

8.02.2023

46

 Натюрморт в холодной гамме.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

13.02.2023

47

Натюрморт в тёплой гамме.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

15.02.2023

48

Натюрморт в тёплой гамме.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

20.02.2023

49

Натюрморт в пейзаже.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

27.02.2023

50

Натюрморт в пейзаже.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

1.03.2023

51

Натюрморт в интерьере.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

6.03.2023

52

Натюрморт в интерьере.

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

13.03.2023

                              Раздел 8. Декоративное рисование – 20 часов.

53

Симметрия.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

15.03.2023

54

Стилизация.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

20.03.2023

55

Декоративные узоры.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

22.03.2023

56

Декоративные узоры.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

27.03.2023

57

Сказочная композиция.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

29.03.2023

58

Сказочная композиция.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

3.04.2023

59

Особенности русских народных промыслов.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

5.04.2023

60

Особенности русских народных промыслов.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

10.04.2023

61

Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

Декоративная композиция (витраж).

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

12.04.2023

62

Декоративная композиция (витраж).

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

 

17.04.2023

                                Раздел 9. Архитектурные фантазии – 4 часа.

63

Искусство архитектуры

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

19.04.2023

64

Язык архитектуры

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

24.04.2023

                    Раздел 10.  Модные техники антистресса – 8 часов.

65

Техника зентангл

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

26.04.2023

66

Техника зентангл

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

3.05.2023

67

Техника дудлинг

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

10.05.2023

68

Техника дудлинг

Текущий контроль

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

15.05.2023

                    Раздел 11. Проектная  работа организованная вместе

                                             с родителями-6 часов.

69

«Красоты Нижневартовска»

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

17.05.2023

70

«Красоты Нижневартовска»

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

22.05.2023

71

«Красоты Нижневартовска»

Текущий контроль

2

защита проектной работы

(онлайн мастер-класс)

24.05.2023

                                       Раздел 12. Мероприятие, организованное

                                              совместно с родителями –2 часа.

72

 

 

 

73

«Мастерская для родителей» (дети проводят мастер-класс для родителей)

Промежуточная (готовая) аттестация

2

 

 

 

2

практическое занятие мастер класс

(онлайн мастер-класс)

выставка творческих работ

29.05.2023

 

 

31.05.2023

 

 

Итого:

 

    148

 

 

 

 

                          4. Содержание программы

                                                Раздел 1. Графика

 Тема 1. Вводное занятие

Основы рисунка. Правила техники безопасностив изостудии. Знакомство с новыми художественными материалами иинструментами.

Тема 2. Волшебная линия.     

 Линии – начало всех начал. Классификациялиний: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характерлиний» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 3. Штрих.

 Характер штрихов. Передача объема припомощи штрихов. Тоновые контрасты.

Практическое занятие. Нанесениештрихов для выявления формы предмета (шар, куб)

Тема 4. Точка.

«Характер точек»: жирные и тонкие, большиеи маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображенияпри помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма сиспользованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель,цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Нарисовать сказочное животное и закрасить еготочками.

Тема 5. Форма.

Понимание формы предмета.Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными,фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры:«Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическоеживотное».

Тема 6. Контраст форм.

Контраст форм на примере осеннихлистьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие«растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение икомбинирование между собой различных контрастных форм.

Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

Тема 7. Граттаж

Граттаж – графическая работа на восковойподкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера спомощью процарапывания.

Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали»,«Праздничный город», «Цирк».

 

                                              Раздел2. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветноеизображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Основы цветоведение.

Тема 8. Свойства красок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция,возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкостьсмешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность,«нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенностирисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе сакварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкойакварельных клякс).

Практическое занятие. Работа скрасками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок»,«Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 9. Праздник тёплых и холодныхцветов.

Знакомство с богатой красочнойпалитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержениевулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов(ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнениезаданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло»,«Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 10. Гармония цвета.

Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническимсочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничныйбукет», «Зимняя сказка».

Тема 11. Контраст цвета.

Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный,оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

Практическое занятие. Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица»,«Теремок».

Тема 12. Цветные кляксы.

Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получениепятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебныебабочки», «Чудо-юдо».

Тема 13. Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цветабесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета.«Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов отсветло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использованииахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 14. Красочное настроение.

Деления цветов на насыщенные(яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета отсерого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски.Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белойкраски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность,лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета(тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Тема 15-16.Монументальная живопись.

Разновидностимонументальной живописи (роспись, мозаика, витраж). Материалы и способы ихприменения. Выполнение линейного рисунка в окончательном размере (сложные детали иузлы композиции разрабатываются более опытными учащимися). Завершениеработы в цвете (единство декоративного решения: ритм, гармония цветовыхотношений, зрительное равновесие форм).

Практическое занятие. Выполнениезаданий: Создание мозаичного панно на тему «Зимняя сказка».

Тема 17. Монотипия.

Простота исполнения иувлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредствомразнообразных спецэффектов в оттиске.

Практическое занятие. Примерные задания:«Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна».

Тема 18. Гризайль. Пропорции. Плоскостное и объёмноеизображение.

Гризайль – одноцветная живопись сиспользованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этойтехнике для получения тоновых отношений.

Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Видиз окна», «Садовник».

Пропорции – соотношение частей по величине.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта»

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передачаплоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширинаи высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) насилуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскизвитража», «Любимые игрушки», «Конструктор».

                                       Раздел 3.Основы рисунка.

Тема 19. Рисование с натуры и по памяти.

 Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование  по памяти.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта»,«»Зарисовки чучела птиц».

Тема 20-21. Линейная перспектива.

Свойства человеческого глазавидеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.

Практическое занятие. Примерныезадания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль».

Тема 22-23. Воздушная перспектива.

Соотношение первого и заднегоплана в композиции (изменение тона и цвета).

Практическое занятие. Примерныезадания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера».

                                Раздел 4. Композиция.

Основные правила композиционного построения на листе бумаги(вертикальный и горизонтальный формат листа).

Тема 24. Линия горизонта.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта –граница между небом и землей.

Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».

 Тема25. Композиционный центр.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять своеместо на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегуморя», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

 Тема26. Ритм и движение.

Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен дляпередачи движения в композиции.

Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег покругу», «Догонялки».

 

                                                 Раздел5. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения кприроде, умения видеть её красоту в разные времена года.

Тема27. Образдерева.                                                                                                                                 Понятие о пластическом характере деревьев.Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьевсравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг,треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево»,«Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».

Тема 28. Живописная связь неба и земли.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодныхсостояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечныйденёк».

Тема 29. Времена года.

Формирование целостного колористического видения пейзажа, егоособенностей в разное время года.

Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса»,«Хрустальная зима».

Тема 30-31. Зимняяночь.

Пространство, цвет,воздушная перспектива как важнейшие средства художественной выразительности пейзажа. Понятиео законченности. Выбор «кадра» изображения.Размещение элементов пейзажа впространстве листа. Передача основных отношений в цвете и по силе тона.

Практическое занятие. Примерные задания: нарисоватьпейзажный мотив с ограниченным по глубине пространством.

Тема 32-33. Работа по впечатлению.

Передача различнымихудожественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход,солнечный день, туман).

Практическое занятие. Примерные задания:«Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт».

Тема 34-35. Тематический пейзаж.

Выражение эмоционального отношенияк природе в разные времена года. Связь человека и природы.

Практическое занятие. Примерные задания:«Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».

                             Раздел 6. Фигура и портрет человека.

Образ человека – главная тема визобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головычеловека. Изображение человека в искусстве древнего мира.

Тема 36. Набросок с натуры.

Набросок с натуры – средствобыстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки.Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисункехарактерность образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненныев жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветоми кистью».

Тема 37. Силуэт.

Графический портретный рисунок втехнике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образачеловека.

Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочныйгерой».

Тема 38-39. Живописный портрет.

Цветовое решение образа впортрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияниеживописного фона на создание образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет»,«Семейный портрет».

Тема 40-41. Фигура человека вдвижении.

Образная выразительность фигурычеловека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и ихиндивидуальность.

Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание»,«Спортивные соревнования», «Танец».

Тема 42-43-44. Портрет в графике.

 Знакомство с основными пропорцияголовы человека.

Практическое занятие. Примерные задания: нарисовать портрет вграфике друга, срисовать с фотографии, автопортрет.

 

           Раздел 7. Натюрморт иего изобразительные возможности.

Тематические натюрморты выражаютотношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство систорией появления этого жанра в изобразительном искусстве.

Тема 45-46. Натюрморт в холоднойгамме.

Использование предметов холодныхцветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).

Практическое занятие. Примерные задания:натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».

Тема 47-48. Натюрморт в тёплойгамме.

Создание живописного натюрморта втёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

Практическое занятие. Примерные задания:натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет».

Тема 49-50. Натюрморт в пейзаже

Использованиехолодных, тёплых цветов в изображении натюрморта на фоне пейзажа.

Практическое занятие. Примерные задания:«Завтрак на природе», «Букет на лугу».

Тема 51-52. Натюрморт в интерьере.

Изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.
В натюрморте в интерьереиспользуются два жанра изобразительного искусства — главная роль отведенанатюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль.

Практическое занятие. Примерные задания:«Цветы на окне», «Любимый букет на столе».

                              Раздел 8. Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его рольв развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование ивозможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 53.Симметрия.

Понятие симметрии и асимметрии напримерах природных  форм. Использование средней линии как вспомогательнойпри рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

— одновременное рисование двумяруками сразу;

— использование сложенного листабумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры:«Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

Тема 54. Стилизация.

Стилизация как упрощение иобобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения.Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцаминародного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

Тема 55-56. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения.Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры,придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнениезаданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек,расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки»,«Пёстрая черепашка».

Тема 57-58. Сказочная композиция.

Сказка – любимый жанр художников.Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») докомпозиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».

Тема 59-60. Особенности русскихнародных промыслов.

Любимые персонажи народноготворчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).

Практическое занятие. Примерные задания:«Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».

Тема 61-62. Декоративнаякомпозиция (витраж).

Знакомство с техникой витража и еёосновными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линииконтура).

Практическое занятие.  Примерные задания:Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.

                                Раздел 9. Архитектурнаяфантазия

Тема 63. Искусство архитектуры. Архитектурные стили. Композиция, ритм,масштаб, свет и тень.

Нижневартовск как уникальный памятник европейского ирусского зодчества.

Практическое занятие.  Примерные задания: «Уникальная архитектураНижневартовска»

 Тема 64. Язык архитектуры

Элементы украшения зданий. Барельеф, горельеф

Практическое занятие.  Примерные задания: Создание декора дляфасада

                  Раздел 10. Модные техники антистресса – 8часов.

Тема 65-66.  Техника зентангл.

Знакомство с техникой её основнымиправилами.

Практическое занятие.  Примерные задания:изображение узоров в круге, квадрате, треугольнике.

Тема 67-68. Техника дудлинг.

Знакомство с техникой её основнымиправилами.

Практическое занятие.  Примерные задания:изображение каракуль.  «Узорная рыба». «Портрет животного».

          Раздел 11. Проектная  работа организованнаявместе

                              сродителями-6 часов.

Тема 69-70-71. Красоты Нижневартовска»

Просмотр презентации о достопримечательностях города Нижневартовска.

Практическое занятие.  Примерные задания: нарисовать влюбой технике достопримечательности нашего любимого города Нижневартовска.«Храмы», «Памятники», «Скульптуры» и так далее.

 

Раздел 12. Мероприятие,организованное совместно  с родителями –   

4 часа.

 

Тема 72. «Мастерская дляродителей» (дети проводят мастер-класс для родителей)

Дети вместе с родителямипопытаются нарисовать в любой технике красивый рисунок.

Практическое занятие.  Примерные задания: «Портрет»,«Натюрморт»,  «Пейзаж».

Тема 73. Промежуточная(готовая) аттестация.

Защита проектов (творческих работ).

Практика.Участие в выставке-презентации«Успешный старт»

Текущий контроль. Выставка. Защита проектов.

 

Воспитательный блок программы, рекомендованный дляучастия       обучающихся в мероприятиях вне учебного плана.

 

Направление

воспитательной работы

Мероприятие

Сроки

Возрастная категория

1

Духовно-нравственное

Проект «Руки сердечное тепло» — участие в благотворительных акциях, поздравление и изготовление подарков ветеранам города

в течение года

7-10 лет

— мероприятие, посвященное Дню Матери «Моей любимой маме, посвящаю…»;

— публичные чтения в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы;

— городской литературный конкурс чтецов «Джалиловские чтения»

— публичные чтения в рамках Декады Памяти

 

ноябрь

 

февраль

 

февраль

март

 

 

7-10 лет

 

7-10 лет

 

 7-10 лет

 

Акция «Посылки и письма солдатам»

Рисунки детей

декабрь-февраль

обучающиеся, родители, педагоги

2

Граждан-ско-патриотическое

 

 

Цикл мероприятий «Дружбою цветет Югра»

Рисунки детей

ноябрь — декабрь

7-10 лет

 

Цикл мероприятий, посвященных памятникам и историческим местам России.

Рисунки детей

в течение года

7-10 лет

 

Просмотр и обсуждение короткометражных фильмов в рамках проекта «Перерыв на кино»

Рисунки детей

в течение года

7-10 лет

 

Встречи в рамках проекта «Диалог поколений»

— встречи с ветеранами;

— встречи с выпускниками;

— встречи с спортсменами города, округа, страны.

в течение года

7-10 лет

 

Уроки Мужества

Рисунки детей

последнюю пятницу ежемесячно

7 – 10 лет

Мероприятия, посвященные Дню Победы

— акция «Георгиевская ленточка»;

Рисунки детей

 

 

апрель – май

 

7 – 10 лет

 

3

Правовое воспитание и культура безопасности

Цикл мероприятий, посвященных неделям безопасности по ПДД

Рисунки детей

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

7 – 10 лет

Акция «Письмо водителю»

Рисунки детей

ноябрь-декабрь

7-10 лет

4

Музейная педагогика

Тематические экскурсии

— художественно-эстетическое подразделение;

 

 

 

октябрь

декабрь

январь

7-10 лет

Проект «Музей в чемодане»

Рисунки детей

в течение года

7 – 10 лет

Посещение музеев города

в течение года

7 -10 лет

 

5. Оценочные иметодические материалы

 Оценочные материалы

Текущий контроль осуществляется в течениевсего учебного года по итогам изученного раздела. Педагог дополнительногообразования осуществляет качественную оценку результатов обучения по 4-бальнойсистеме (Приложение 1). Формы текущего контроля: педагогическое наблюдение,выставка творческих работ.

          Промежуточная (годовая) аттестация проводится в конце учебного года впериод с 25 мая по 31 мая: осуществляется посредством участия в выставке изащиты готовых работ-проектов.

Формы фиксации результатов

—   журнал посещаемости;

— протокол промежуточной(годовой) аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе.

 

           Методические материалы

Дидактические средства:

1.Таблицы, рисунки с изображением животных:зверей и птиц;

2. Схемы и рисунки орнаментов;

3. Иллюстрации или фрагменты мультфильмов сперсонажами известных сказок;

4. Слайды известных архитектурных построек;

5. Произведения И. Шишкина, И. Левитана, В.Поленова, А. Пластова;

репродукции скульптур В. Ватагина;

мультимедийные слайды произведений В.Васнецова, М. Врубеля., И. Билибина, К. Моне, В. Ван Гога, И. Айвазовского, М.Чюрлёниса, В. Борисова-Мусатова, С. Герасимова, К. Юона, А. Саврасова, И.Репина, В. Серова;

6. Видеофильмы «Храмы Нижневартовска», «СоборыМосквы» «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;

         Интернет-ресурсы:

1.     https://clck.ru/W2men

2.     https://clck.ru/W2hsB

3.     https://clck.ru/W2nGX

4.     https://clck.ru/W2nTS

5.     https://clck.ru/W2neu

          Список литературы

1.Алексеева В. В. Чтотакое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

2.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

3.Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

4.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,2004.

5.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

6.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

 

 

 

                        

Воспитательный блок программы, рекомендованный дляучастия обучающихся в мероприятиях вне учебного плана (по желанию).

 

Мероприятие

Сроки

Краткая информация о мероприятии

1

Торжественная церемония поднятия государственного флага РФ

сентябрь

Мероприятие     проводится          на основании                письма

Министерства просвещения от 17 июня 2022 г. № АБ- 1611/06 «О направлении стандарта церемониала»

Цель конкурса: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

2

Городская акция «Белые

журавли»

сентябрь

На мероприятии будет организована минута молчания в

память о жертвах теракта в Беслане.

Пройдут мастер-классы по изготовлению бумажных голубей и памяток по теме «Антитеррор».

3

Неделя безопасности по ПДД

сентябрь

Цель: профилактика дорожно-транспортных

происшествии среди детей и подростков

4

Обзорная экскурсия для обучающихся для обучающихся

1 полугодие

Цель: расширение знании о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, воспитание патриотическик чувств.

 

5

Тематическая экскурсия к 80- летию со дня победы Вооруженных силСССР над армией гитлеровской Германии в1943 году       в

Сталинградской битве.

2 полугодие

Цель: расширение и углубление знаний   о

Сталинградской битве

6

Неделя безопасности по ПДД

Январь 2023

Цель: профилактика дорожно-транспортных

происшествии среди детей и подростков

7

Семейный           

выходной

«Солдатские забавы»

Февраль 2023

Спортивно-массовое мероприятие организуется для обучающихся и родителей

 

8

Акция «Письмо солдату»

Февраль 2023

Цель: патриотическое воспитание, проявление уважения

к военной службе, формирование гражданских качеств

9

Встреча с ветеранами боевых действий

Февраль 2023

Воспитание уважительного отношения к армии и военнослужащим РФ, ветеранам боевых действий

10

Конкурс листовок «Пусть помнит каждый гражданин

пожарный номер 101»

Апрель 2023

Цель: профилактика пожарнои безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.52%
НЕТ
39.48%
Проголосовало: 1297

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет