Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества«Патриот»
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот» Протокол от № |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот» _________________ Ф.М. Кадров Приказ от № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«Волшебные кисти»
Год обучения 1
Номер группы1,2,3,4
Возрастобучающихся: 7-16 лет
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Меркушева Оксана Ринатовна
г. Нижневартовск
2022-2023 г.
Аннотация
Занимаясь изобразительнымискусством, дети учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развиваютхудожественно-эстетический вкус. Процесс создания рисунка, картины позволяет участникам углубитьсвои знания, приобретенные в ходе изучения общеобразовательных предметов. Рисованиерасширяют кругозор детей в области музыки, геометрии и черчения. Занятия способствуют развитиютрудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости,чувства взаимопомощи, дают возможность творческой самореализации личности иприобщению традициям русского народного творчества. Программаспособствует развитию и реализации личного творческого потенциала ребенка,формирует такие качества личности, как: способность видеть и восприниматьпрекрасное, вкус, чувство меры, трудолюбие, аккуратность, креативность.
Воспитательной компонентой программы являетсяреализация социально-ориентированного проекта.
Цель изадачи программы
Цель: развитие художественно — творческихспособностей обучающихся через овладение нетрадиционными техникамирисования.
Задачи программы:
1. Научить обучающихся приемам рисования вразных техниках: монотипия, рисование мазком, кляксография, ватными палочками.
2. Расширить художественный кругозоробучающихся через ознакомление с историей живописи.
3. Развивать фантазию, самостоятельность,образное мышление, художественный вкус.
4. Формироватьактуальные личностные качества — креативность, коммуникативность, трудолюбие, доброжелательность,лидерство, любопытство и открытость опыту, умение учиться.
Ожидаемые результаты:
1. Владеют приемами рисованияв техниках: монотипия, рисование мазком, кляксография, пальчиковая техника,рисование поролоновой губкой и ватными палочками.
2. Расширился художественныйкругозор обучающихся через ознакомление с историей живописи.
3. Развивается фантазия,самостоятельность в процессе рисования, собственный художественный вкус.
4. Проявляют креативность,коммуникативность, трудолюбие, доброжелательность, любопытство и открытостьопыту, умение учиться.
1. Календарный учебный график
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
01.09
|
31.05
|
37 |
74 |
148 |
2 раза в неделю по 2 часа |
2.Условияреализации
— форма обучения -очная, заочная
Допускается сочетание очной изаочной форм обучения. Заочная форма обучения возможна в период возникающихситуаций (неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и т.п.),связанных с необходимостью проведения учебных занятий с применениемдистанционных образовательных технологий;
— формы проведения занятий
При очной формеобучения: беседа, практическое занятие, мастер-класс, выставка.
При заочной формеобучения: онлайн-занятие. Помимо онлайн-обучения активноиспользуются другие формы дистанционной работы: викторина, мастер-класс.
— организация образовательного процесса:
при очной форме обучения: в учебномкабинете
при заочной форме обучения: с применениемдистанционных технологий (электронная цифровая платформа ZOOM).
Сопровождение рабочей программыдополнительным педагогом – в календарно-тематический план дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы включено проведение занятия «Час с психологом».
— используемые педагогические технологии
-технология группового и коллективноговзаимодействия – позволяютотрабатывать технику парного рисования в группах от двух человек; способствуетформированию у детей способности работать и решать учебные задачи;
-дистанционные образовательные технологии – использование электронной цифровой платформы ZOOM(конференцсвязь, мастер-класс, видеозапись занятий)
здоровьесберегающие – подбор разминок, упражнений для гимнастики пальцев,глаз, осанки на каждом занятии.
3. Рабочая программа
Календарно-тематическийплан
для групп №1,2, 3,4 2022-2023 года обучения
№ п/п |
Раздел, тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия
|
Дата проведения |
|
1 |
Вводное занятие |
2 |
|
|
|
Раздел 1. Графика – 12 часов |
|||||
2 |
Волшебная линия |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
5.09.2022 |
|
3 |
Штрих. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
7.09.2022 |
|
4 |
Точка. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
12.09.2022 |
|
5 |
Форма. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
14.09.2022 |
|
6 |
Контраст форм. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
19.09.2022 |
|
7 |
Граттаж Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
21.09.2022 |
|
Раздел 2. Живопись –22 часов |
|||||
8 |
Свойства красок. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
26.09.2022 |
|
9 |
Праздник тёплых и холодных цветов. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
28.09.2022 |
|
10 |
Гармония цвета |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
3.10.2022 |
|
11 |
Контраст цвета. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
5.10.2022 |
|
12 |
Цветные кляксы.
|
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
10.10.2022 |
|
13 |
Серо-чёрный мир красок. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
12.10.2022 |
|
14 |
Красочное настроение. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
17.10.2022 |
|
15 |
Монументальная живопись. Мозайка |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
19.10.2022 |
|
16 |
Монументальная живопись. Мозайка |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
24.10.2022 |
|
17 |
Монотипия |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
26.10.2022 |
|
18 |
Гризайль . Пропорции. Плоскостное и объёмное изображение. Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
31.10.2022 |
|
Раздел 3. Основы рисунка- 14 часов |
|||||
19 |
Рисование с натуры и по памяти. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
2.11.2022 |
|
20 |
Линейная перспектива |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
7.11.2022 |
|
21 |
Линейная перспектива |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
9.11.2022 |
|
22 |
Воздушная перспектива |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
14.11.2022 |
|
23 |
Воздушная перспектива Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
16.11.2022 |
|
Раздел 4. Композиция — 6 часов |
|||||
24 |
Линия горизонта. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
21.11.2022 |
|
25 |
Композиционный центр. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
23.11.2022 |
|
26 |
Ритм и движение. Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
28.11.2022 |
|
Раздел 5. Пейзаж – 18 часов |
|||||
27 |
Образ дерева . |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
30.11.2022 |
|
28 |
Живописная связь неба и земли. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
5.12.2022 |
|
29 |
Времена года. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
7.12.2022 |
|
30 |
Зимняя ночь |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
12.12.2022 |
|
31 |
Зимняя ночь |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
14.12.2022 |
|
32 |
Работа по впечатлению. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
19.12.2022 |
|
33 |
Работа по впечатлению. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
21.12.2022 |
|
34 |
Тематический пейзаж. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
26.12.2022 |
|
35 |
Тематический пейзаж. Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
28.12.2022 |
|
Раздел 6. Фигура и портрет человека – 18 часов |
|||||
36 |
Набросок с натуры. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
9.01.2023 |
|
37 |
Силуэт. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
11.01.2023 |
|
38 |
Живописный портрет. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
16.01.2023 |
|
39 |
Живописный портрет. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
18.01.2023 |
|
40 |
Фигура человека в движении. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
23.01.2023 |
|
41 |
Фигура человека в движении. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
25.01.2023 |
|
42 |
Портрет в графике |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
30.01.2023 |
|
43 |
Портрет в графике |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
1.02.2023 |
|
44 |
Портрет в графике Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
6.02.2023 |
|
Раздел 7. Натюрморт и его изобразительные возможности – 16 часов |
|||||
45 |
Натюрморт в холодной гамме. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
8.02.2023 |
|
46 |
Натюрморт в холодной гамме. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
13.02.2023 |
|
47 |
Натюрморт в тёплой гамме. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
15.02.2023 |
|
48 |
Натюрморт в тёплой гамме. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
20.02.2023 |
|
49 |
Натюрморт в пейзаже. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
27.02.2023 |
|
50 |
Натюрморт в пейзаже. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
1.03.2023 |
|
51 |
Натюрморт в интерьере. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
6.03.2023 |
|
52 |
Натюрморт в интерьере. Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
13.03.2023 |
|
Раздел 8. Декоративное рисование – 20 часов. |
|||||
53 |
Симметрия. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
15.03.2023 |
|
54 |
Стилизация. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
20.03.2023 |
|
55 |
Декоративные узоры. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
22.03.2023 |
|
56 |
Декоративные узоры. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
27.03.2023 |
|
57 |
Сказочная композиция. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
29.03.2023 |
|
58 |
Сказочная композиция. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
3.04.2023 |
|
59 |
Особенности русских народных промыслов. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
5.04.2023 |
|
60 |
Особенности русских народных промыслов. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
10.04.2023 |
|
61 Представленная информация была полезной? ДА 60.52% НЕТ 39.48% Проголосовало: 1297 |
Декоративная композиция (витраж). |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
12.04.2023 |
|
62 |
Декоративная композиция (витраж). Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс)
|
17.04.2023 |
|
Раздел 9. Архитектурные фантазии – 4 часа. |
|||||
63 |
Искусство архитектуры |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
19.04.2023 |
|
64 |
Язык архитектуры Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
24.04.2023 |
|
Раздел 10. Модные техники антистресса – 8 часов. |
|||||
65 |
Техника зентангл |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
26.04.2023 |
|
66 |
Техника зентангл |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
3.05.2023 |
|
67 |
Техника дудлинг |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
10.05.2023 |
|
68 |
Техника дудлинг Текущий контроль |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
15.05.2023 |
|
Раздел 11. Проектная работа организованная вместе с родителями-6 часов. |
|||||
69 |
«Красоты Нижневартовска» |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
17.05.2023 |
|
70 |
«Красоты Нижневартовска» |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
22.05.2023 |
|
71 |
«Красоты Нижневартовска» Текущий контроль |
2 |
защита проектной работы (онлайн мастер-класс) |
24.05.2023 |
|
Раздел 12. Мероприятие, организованное совместно с родителями –2 часа. |
|||||
72
73 |
«Мастерская для родителей» (дети проводят мастер-класс для родителей) Промежуточная (готовая) аттестация |
2
2 |
практическое занятие мастер класс (онлайн мастер-класс) выставка творческих работ |
29.05.2023
31.05.2023 |
|
|
Итого: |
148 |
|
|
|
4. Содержание программы
Раздел 1. Графика
Тема 1. Вводное занятие
Основы рисунка. Правила техники безопасностив изостудии. Знакомство с новыми художественными материалами иинструментами.
Тема 2. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификациялиний: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характерлиний» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3. Штрих.
Характер штрихов. Передача объема припомощи штрихов. Тоновые контрасты.
Практическое занятие. Нанесениештрихов для выявления формы предмета (шар, куб)
Тема 4. Точка.
«Характер точек»: жирные и тонкие, большиеи маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображенияпри помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма сиспользованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель,цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Нарисовать сказочное животное и закрасить еготочками.
Тема 5. Форма.
Понимание формы предмета.Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными,фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры:«Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическоеживотное».
Тема 6. Контраст форм.
Контраст форм на примере осеннихлистьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие«растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение икомбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
Тема 7. Граттаж
Граттаж – графическая работа на восковойподкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера спомощью процарапывания.
Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали»,«Праздничный город», «Цирк».
Раздел2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветноеизображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Основы цветоведение.
Тема 8. Свойства красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция,возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкостьсмешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность,«нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенностирисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе сакварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкойакварельных клякс).
Практическое занятие. Работа скрасками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок»,«Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 9. Праздник тёплых и холодныхцветов.
Знакомство с богатой красочнойпалитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержениевулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов(ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнениезаданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло»,«Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 10. Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническимсочетанием цвета и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничныйбукет», «Зимняя сказка».
Тема 11. Контраст цвета.
Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный,оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие. Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица»,«Теремок».
Тема 12. Цветные кляксы.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получениепятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебныебабочки», «Чудо-юдо».
Тема 13. Серо-чёрный мир красок.
Ахроматические цвета (цветабесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета.«Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов отсветло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использованииахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».
Тема 14. Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные(яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета отсерого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски.Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белойкраски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность,лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета(тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Тема 15-16.Монументальная живопись.
Разновидностимонументальной живописи (роспись, мозаика, витраж). Материалы и способы ихприменения. Выполнение линейного рисунка в окончательном размере (сложные детали иузлы композиции разрабатываются более опытными учащимися). Завершениеработы в цвете (единство декоративного решения: ритм, гармония цветовыхотношений, зрительное равновесие форм).
Практическое занятие. Выполнениезаданий: Создание мозаичного панно на тему «Зимняя сказка».
Тема 17. Монотипия.
Простота исполнения иувлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредствомразнообразных спецэффектов в оттиске.
Практическое занятие. Примерные задания:«Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна».
Тема 18. Гризайль. Пропорции. Плоскостное и объёмноеизображение.
Гризайль – одноцветная живопись сиспользованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этойтехнике для получения тоновых отношений.
Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Видиз окна», «Садовник».
Пропорции – соотношение частей по величине.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта»
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передачаплоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширинаи высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) насилуэты (квадрат, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскизвитража», «Любимые игрушки», «Конструктор».
Раздел 3.Основы рисунка.
Тема 19. Рисование с натуры и по памяти.
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта»,«»Зарисовки чучела птиц».
Тема 20-21. Линейная перспектива.
Свойства человеческого глазавидеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.
Практическое занятие. Примерныезадания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль».
Тема 22-23. Воздушная перспектива.
Соотношение первого и заднегоплана в композиции (изменение тона и цвета).
Практическое занятие. Примерныезадания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера».
Раздел 4. Композиция.
Основные правила композиционного построения на листе бумаги(вертикальный и горизонтальный формат листа).
Тема 24. Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта –граница между небом и землей.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».
Тема25. Композиционный центр.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять своеместо на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегуморя», «Ночной город», «Моя любимая сказка».
Тема26. Ритм и движение.
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен дляпередачи движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег покругу», «Догонялки».
Раздел5. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения кприроде, умения видеть её красоту в разные времена года.
Тема27. Образдерева. Понятие о пластическом характере деревьев.Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьевсравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг,треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево»,«Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».
Тема 28. Живописная связь неба и земли.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодныхсостояниях. Колористические особенности погоды и освещения.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечныйденёк».
Тема 29. Времена года.
Формирование целостного колористического видения пейзажа, егоособенностей в разное время года.
Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса»,«Хрустальная зима».
Тема 30-31. Зимняяночь.
Пространство, цвет,воздушная перспектива как важнейшие средства художественной выразительности пейзажа. Понятиео законченности. Выбор «кадра» изображения.Размещение элементов пейзажа впространстве листа. Передача основных отношений в цвете и по силе тона.
Практическое занятие. Примерные задания: нарисоватьпейзажный мотив с ограниченным по глубине пространством.
Тема 32-33. Работа по впечатлению.
Передача различнымихудожественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход,солнечный день, туман).
Практическое занятие. Примерные задания:«Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт».
Тема 34-35. Тематический пейзаж.
Выражение эмоционального отношенияк природе в разные времена года. Связь человека и природы.
Практическое занятие. Примерные задания:«Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».
Раздел 6. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема визобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головычеловека. Изображение человека в искусстве древнего мира.
Тема 36. Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средствобыстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки.Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисункехарактерность образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненныев жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветоми кистью».
Тема 37. Силуэт.
Графический портретный рисунок втехнике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образачеловека.
Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочныйгерой».
Тема 38-39. Живописный портрет.
Цветовое решение образа впортрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияниеживописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет»,«Семейный портрет».
Тема 40-41. Фигура человека вдвижении.
Образная выразительность фигурычеловека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и ихиндивидуальность.
Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание»,«Спортивные соревнования», «Танец».
Тема 42-43-44. Портрет в графике.
Знакомство с основными пропорцияголовы человека.
Практическое занятие. Примерные задания: нарисовать портрет вграфике друга, срисовать с фотографии, автопортрет.
Раздел 7. Натюрморт иего изобразительные возможности.
Тематические натюрморты выражаютотношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство систорией появления этого жанра в изобразительном искусстве.
Тема 45-46. Натюрморт в холоднойгамме.
Использование предметов холодныхцветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Примерные задания:натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».
Тема 47-48. Натюрморт в тёплойгамме.
Создание живописного натюрморта втёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.
Практическое занятие. Примерные задания:натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет».
Тема 49-50. Натюрморт в пейзаже
Использованиехолодных, тёплых цветов в изображении натюрморта на фоне пейзажа.
Практическое занятие. Примерные задания:«Завтрак на природе», «Букет на лугу».
Тема 51-52. Натюрморт в интерьере.
Изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.
В натюрморте в интерьереиспользуются два жанра изобразительного искусства — главная роль отведенанатюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль.
Практическое занятие. Примерные задания:«Цветы на окне», «Любимый букет на столе».
Раздел 8. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его рольв развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование ивозможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 53.Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии напримерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательнойпри рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
— одновременное рисование двумяруками сразу;
— использование сложенного листабумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания-игры:«Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
Тема 54. Стилизация.
Стилизация как упрощение иобобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения.Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцаминародного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».
Тема 55-56. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения.Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры,придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнениезаданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек,расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки»,«Пёстрая черепашка».
Тема 57-58. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников.Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») докомпозиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».
Тема 59-60. Особенности русскихнародных промыслов.
Любимые персонажи народноготворчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).
Практическое занятие. Примерные задания:«Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».
Тема 61-62. Декоративнаякомпозиция (витраж).
Знакомство с техникой витража и еёосновными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линииконтура).
Практическое занятие. Примерные задания:Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.
Раздел 9. Архитектурнаяфантазия
Тема 63. Искусство архитектуры. Архитектурные стили. Композиция, ритм,масштаб, свет и тень.
Нижневартовск как уникальный памятник европейского ирусского зодчества.
Практическое занятие. Примерные задания: «Уникальная архитектураНижневартовска»
Тема 64. Язык архитектуры
Элементы украшения зданий. Барельеф, горельеф
Практическое занятие. Примерные задания: Создание декора дляфасада
Раздел 10. Модные техники антистресса – 8часов.
Тема 65-66. Техника зентангл.
Знакомство с техникой её основнымиправилами.
Практическое занятие. Примерные задания:изображение узоров в круге, квадрате, треугольнике.
Тема 67-68. Техника дудлинг.
Знакомство с техникой её основнымиправилами.
Практическое занятие. Примерные задания:изображение каракуль. «Узорная рыба». «Портрет животного».
Раздел 11. Проектная работа организованнаявместе
сродителями-6 часов.
Тема 69-70-71. Красоты Нижневартовска»
Просмотр презентации о достопримечательностях города Нижневартовска.
Практическое занятие. Примерные задания: нарисовать влюбой технике достопримечательности нашего любимого города Нижневартовска.«Храмы», «Памятники», «Скульптуры» и так далее.
Раздел 12. Мероприятие,организованное совместно с родителями –
4 часа.
Тема 72. «Мастерская дляродителей» (дети проводят мастер-класс для родителей)
Дети вместе с родителямипопытаются нарисовать в любой технике красивый рисунок.
Практическое занятие. Примерные задания: «Портрет»,«Натюрморт», «Пейзаж».
Тема 73. Промежуточная(готовая) аттестация.
Защита проектов (творческих работ).
Практика.Участие в выставке-презентации«Успешный старт»
Текущий контроль. Выставка. Защита проектов.
Воспитательный блок программы, рекомендованный дляучастия обучающихся в мероприятиях вне учебного плана.
№ |
Направление воспитательной работы |
Мероприятие |
Сроки |
Возрастная категория |
1 |
Духовно-нравственное |
Проект «Руки сердечное тепло» — участие в благотворительных акциях, поздравление и изготовление подарков ветеранам города |
в течение года |
7-10 лет |
— мероприятие, посвященное Дню Матери «Моей любимой маме, посвящаю…»; — публичные чтения в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной работы; — городской литературный конкурс чтецов «Джалиловские чтения» — публичные чтения в рамках Декады Памяти |
ноябрь
февраль
февраль март
|
7-10 лет
7-10 лет
7-10 лет
|
||
Акция «Посылки и письма солдатам» Рисунки детей |
декабрь-февраль |
обучающиеся, родители, педагоги |
2 |
Граждан-ско-патриотическое |
|
|||
|
|||||
Цикл мероприятий «Дружбою цветет Югра» Рисунки детей |
ноябрь — декабрь |
7-10 лет |
|
||
Цикл мероприятий, посвященных памятникам и историческим местам России. Рисунки детей |
в течение года |
7-10 лет |
|
||
Просмотр и обсуждение короткометражных фильмов в рамках проекта «Перерыв на кино» Рисунки детей |
в течение года |
7-10 лет |
|
||
Встречи в рамках проекта «Диалог поколений» — встречи с ветеранами; — встречи с выпускниками; — встречи с спортсменами города, округа, страны. |
в течение года |
7-10 лет |
|
||
Уроки Мужества Рисунки детей |
последнюю пятницу ежемесячно |
7 – 10 лет |
|||
Мероприятия, посвященные Дню Победы — акция «Георгиевская ленточка»; Рисунки детей
|
апрель – май
|
7 – 10 лет |
|
3 |
Правовое воспитание и культура безопасности |
Цикл мероприятий, посвященных неделям безопасности по ПДД Рисунки детей |
сентябрь октябрь декабрь февраль |
7 – 10 лет |
Акция «Письмо водителю» Рисунки детей |
ноябрь-декабрь |
7-10 лет |
||
4 |
Музейная педагогика |
Тематические экскурсии — художественно-эстетическое подразделение;
|
октябрь декабрь январь |
7-10 лет |
Проект «Музей в чемодане» Рисунки детей |
в течение года |
7 – 10 лет |
||
Посещение музеев города |
в течение года |
7 -10 лет |
5. Оценочные иметодические материалы
Оценочные материалы
Текущий контроль осуществляется в течениевсего учебного года по итогам изученного раздела. Педагог дополнительногообразования осуществляет качественную оценку результатов обучения по 4-бальнойсистеме (Приложение 1). Формы текущего контроля: педагогическое наблюдение,выставка творческих работ.
Промежуточная (годовая) аттестация проводится в конце учебного года впериод с 25 мая по 31 мая: осуществляется посредством участия в выставке изащиты готовых работ-проектов.
Формы фиксации результатов
— журнал посещаемости;
— протокол промежуточной(годовой) аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе.
Методические материалы
Дидактические средства:
1.Таблицы, рисунки с изображением животных:зверей и птиц;
2. Схемы и рисунки орнаментов;
3. Иллюстрации или фрагменты мультфильмов сперсонажами известных сказок;
4. Слайды известных архитектурных построек;
5. Произведения И. Шишкина, И. Левитана, В.Поленова, А. Пластова;
репродукции скульптур В. Ватагина;
мультимедийные слайды произведений В.Васнецова, М. Врубеля., И. Билибина, К. Моне, В. Ван Гога, И. Айвазовского, М.Чюрлёниса, В. Борисова-Мусатова, С. Герасимова, К. Юона, А. Саврасова, И.Репина, В. Серова;
6. Видеофильмы «Храмы Нижневартовска», «СоборыМосквы» «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»;
Интернет-ресурсы:
Список литературы
1.Алексеева В. В. Чтотакое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
2.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
3.Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
4.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,2004.
5.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
6.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Воспитательный блок программы, рекомендованный дляучастия обучающихся в мероприятиях вне учебного плана (по желанию).
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Краткая информация о мероприятии |
1 |
Торжественная церемония поднятия государственного флага РФ |
сентябрь |
Мероприятие проводится на основании письма Министерства просвещения от 17 июня 2022 г. № АБ- 1611/06 «О направлении стандарта церемониала» Цель конкурса: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. |
2 |
Городская акция «Белые журавли» |
сентябрь |
На мероприятии будет организована минута молчания в память о жертвах теракта в Беслане. Пройдут мастер-классы по изготовлению бумажных голубей и памяток по теме «Антитеррор». |
3 |
Неделя безопасности по ПДД |
сентябрь |
Цель: профилактика дорожно-транспортных происшествии среди детей и подростков |
4 |
Обзорная экскурсия для обучающихся для обучающихся |
1 полугодие |
Цель: расширение знании о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, воспитание патриотическик чувств.
|
5 |
Тематическая экскурсия к 80- летию со дня победы Вооруженных силСССР над армией гитлеровской Германии в1943 году в Сталинградской битве. |
2 полугодие |
Цель: расширение и углубление знаний о Сталинградской битве |
6 |
Неделя безопасности по ПДД |
Январь 2023 |
Цель: профилактика дорожно-транспортных происшествии среди детей и подростков |
7 |
Семейный выходной «Солдатские забавы» |
Февраль 2023 |
Спортивно-массовое мероприятие организуется для обучающихся и родителей
|
8 |
Акция «Письмо солдату» |
Февраль 2023 |
Цель: патриотическое воспитание, проявление уважения к военной службе, формирование гражданских качеств |
9 |
Встреча с ветеранами боевых действий |
Февраль 2023 |
Воспитание уважительного отношения к армии и военнослужащим РФ, ветеранам боевых действий |
10 |
Конкурс листовок «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер 101» |
Апрель 2023 |
Цель: профилактика пожарнои безопасности
|
