Муниципальное Казённоеобщеобразовательное учреждение
«Ситниковская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»
|
|
РАБОЧАЯПРОГРАММА
по курсувнеурочной деятельности
«Древо жизни»
Возрастобучающихся: 7-9 лет
Срокреализации – 1 год
Духовно-нравственноенаправление
на2021-2022 учебный год
Руководитель: Бондаренко Наталья Сергеевна
|
с.Ситниково, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
В настоящее время с радостью можно наблюдать всплескинтереса к национальной культуре, обрядам и обычаям наших предков, к различнымэтапам развития русского народа, его истинной истории. И это закономерно, ибоисследователями отмечено, что человечество довольно часто возвращается к давнооставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Как говорилипо этому поводу древние: «Всё новое – это хорошо забытое старое».
Актуальностьтемы: Данная программа призвана формировать у детей интерес кизучению истории своей семьи, города, края. При этом можно использовать огромныйдуховно-нравственный потенциал русской культуры для формирования в детяхвнутренних побудительных мотивов к активной умственной и прикладнойдеятельности, коллективной ориентированности и социальной адаптации. В целомэто означает возможность воспитания гармоничной личности и профилактики многихнегативных тенденций, характерных для современного общества.
Новизна:Данная программаотличается от других научностью и доступностью предоставляемой детяминформации, более глубокой, чем на уроках в школе. Основной упор делается накультуру русского народа, его самобытность. Также присутствует опора наязыкознание, богатство русского языка, многовариантность его смыслов.
Цель программы:
Заложить основы становления духовно-нравственнойличности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.
Задачи:
1.Познакомить детей с условиями жизни, обычаями и обрядами их предков;
2. Создатьусловия для формирования у детей устойчивого интереса к русскому фольклору икультуре русского народа в целом;
3.Воспитывать уважение и любовь к своей семье, к народным традициям и русскомународу, к своей большой и малой Родине.
Ожидаемые результаты реализации программы:
ü сформировать устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малойродины и России;
ü воспитатьуважительное и бережное отношения к памятникам истории, любовь и бережноеотношение к родной природе;
ü выработатьинтерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативностьи творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознаниезначимости труда;
ü развить честность,уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдениеправил культуры,
ü продолжитьработу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
ü сформироватьготовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданскойпозицииорганизованность, пунктуальность и требовательность к себе;
ü создатьусловия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыковколлективной деятельности.
Формы подведения итогов:
— Выступление на мероприятиях, посвящённых важным историческим датам;
— Деловые игры;
— Устный ответ, диспуты, викторины;
— Исследовательская деятельность;
— Смотры-конкурсы, выставки.
Программа имеет художественно-эстетическую и научнуюнаправленность.
Программа «Древо жизни» предназначена для работы сдетьми 7-11 лет. Занятия длятся 40 мин., проходят раз в неделю, рассчитаны на32 академических часа в год. Срок реализации программы 1 год.
МЕТОДЫИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
· Методиндивидуального подхода в условиях коллективной работы;
· Наглядныйметод;
· Принципсвязи теории с практикой;
· Системапостоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности;
· Исследование.
Планируемые результатыреализации программы:
Личностные:
ü сформировать устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малойродины и России;
ü воспитатьуважительное и бережное отношения к памятникам истории, любовь и бережноеотношение к родной природе;
ü выработатьинтерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативностьи творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознаниезначимости труда;
ü развить честность,уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдениеправил культуры;
ü создатьусловия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыковколлективной деятельности.
Метапредметные:
ü продолжитьработу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
ü сформироватьготовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданскойпозиции, организованность, пунктуальность и требовательность к себе;
ü формирование общих способовинтеллектуальной деятельности;
ü формировать умение рассуждать иделать выводы;
ü развивать умение работать силлюстративным материалом;
ü воспитыватьуважение и любовь к своей семье, к народным традициям и русскому народу, ксвоей большой и малой Родине.
Предметные:
ü сформироватьнавыки, необходимые для изучения истории;
ü познакомить детейс условиями жизни, обычаями и обрядами их предков;
ü создать условиядля формирования у детей устойчивого интереса к русскому фольклору и культурерусского народа в целом;
ü овладение базовымпонятийным аппаратом по основным разделам содержания.
Содержаниекурса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий,основных видов учебной деятельности.
Формы проведения занятий:
— Лекция;
— Беседа;
— Викторины;
— Игры;
— Работа в парах и группах;
— Творческая деятельность;
— Исследовательская деятельность;
— Смотры-конкурсы, выставки.
Содержаниекурса:
1. Началоначал
Дать детямпредставление о том, кто такие славяне, о природно-климатических условиях жизнинаших предков-славян, о роде их занятий и основных типах жилищ; воспитыватьинтерес к славянской культуре и прошлому нашей страны.
2. Родинамоя
Дать детямпредставление об устройстве древних славянских городов, рассказать детям остолице нашей родины; закреплять и расширять знания детей о родном крае;объяснять, что современные условия жизни – это результат труда людей разных поколений.Дать детям представление о празднике «День независимости России»
3. Роди Мир
Рассказать детям отом, как наши предки представляли себе окружающий их мир, донести до детейпредставление о том, что мир вокруг – живой, и мы, люди, должны заботиться онём. Дать детям представление о мире русской деревни, о понятие «своё» и«чужое» по отношению к окружающему миру; рассказать о том, какое важноезначение имели понятия «семья» и «родичи». Дать детям представление о внешнем ивнутреннем устройстве славянского дома, о том, что такое крестьянскоехозяйство, какие ещё постройки, помимо избы, находились на крестьянскомподворье, какие духи-покровители им соответствовали; рассказать, какие животныежили на подворье. Рассказать о том, чем наши предки питались, что растили наогородах и в поле, как готовили себе пищу.
4. Новый годи Рождество
Рассказать одревнейших традициях празднования Рождества и Нового года.
5. Оберег– значит бережёт
Дать детямпредставление о традиционном народном костюме, его функциях и возрастныхградациях. Рассказать детям об основных видах оберегов (украшения, вышивка,некоторые элементы интерьера), а также о том, что при определённыхобстоятельствах могло стать оберегом (подкова, горсть родной земли и т.д.),развивать воображение, об основной государственной символике (герб, флаг, гимн)и значении этих символов (как древнем, так и современном). Рассказать детям оразличных видах кукол и их предназначениях. Кто такие богатыри, рассказать обосновных богатырях русских былин; дать представление о вооружении славянскихвоинов. Дать детям представление о народной песни, сказке и других формамхустного народного творчества.
6. Впуть!
Дать понятиебольшой и малой Родины, рассказать, что значит слово Родина и Россия; дать представлениео том, насколько велика наша страна (представить разные климатические пояса);рассказать о некоторых географических объектах России (Волга, Уральские горы,тайга, Камчатка, Северный Ледовитый океан).
7. Лучше нету весны и лета
Дать представлениекрестьянском календаре славян, о начале полевых работ весной, о весенних илетних праздниках. Подвести итог работе, проделанной за год.
Тематическоепланирование
Тема |
Кол-во часов |
Начало начал |
3 |
Родина моя |
6 |
Род и Мир |
7 |
Новый год и Рождество |
2 |
Оберег – значит бережёт |
9 |
В путь! |
2 |
Лучше нету весны и лета |
6 |
Итого |
35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Наименование разделов и тем программы |
Форма деят-ти |
Кол-во часов |
Начало начал |
3 |
|||
1. |
|
Каков привет – таков ответ. |
Беседа |
1 |
2. |
|
Наши предки славяне. |
Беседа |
1 |
3. |
|
Русь изначальная |
Просмотр видео |
1 |
Родина моя |
6 |
|||
4. |
|
Путешествие по реке времени. Славянские города. |
Творческие задания |
1 |
5. |
|
Град белокаменный |
Викторина |
1 |
6. |
|
Москва златоглавая |
Беседа |
1 |
7. |
|
Край, в котором ты живёшь. |
Исследование |
1 |
8. |
|
Родина – мать, умей за неё постоять. |
Беседа Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192 |
1 |
9. |
|
Лебеди Непрядвы. |
Просмотр видео |
1 |
Род и Мир |
7 |
|||
10. |
|
Доброму везде добро |
Работа в парах |
1 |
11. |
|
Мой род – моя крепость |
Исследование |
1 |
12. |
|
Красна изба |
Творческие задания |
1 |
13. |
|
Превращение дерева |
Игра |
1 |
14. |
|
Русское подворье |
Беседа |
1 |
15. |
|
Ешь, пей, да дело разумей |
Исследование |
1 |
16. |
|
Изба детьми весела |
Беседа |
1 |
Новый год и Рождество |
2 |
|||
17. |
|
Двенадцать месяцев |
Игра-квест |
1 |
18. |
|
Колядки на святки |
Творческая деятельность |
1 |
Оберег – значит бережёт |
9 |
|||
19. |
|
По одёжке встречают… |
Исследование |
1 |
20. |
|
Не просто для красоты |
Работа в парах |
1 |
21. |
|
Самый важный оберег |
Беседа |
1 |
22. |
|
Такие разные куклы |
Творческое задание |
1 |
23. |
|
Богатырская наша сила |
Викторина |
1 |
24. |
|
Широкая Масленица |
Исследование |
1 |
25. |
|
Музыки чудесное звучанье… |
Беседа |
1 |
26. |
|
Сказка сказывается |
Игра-квест |
1 |
27. |
|
Мудрость народная |
Викторина |
1 |
В путь! |
2 |
|||
28. |
|
Путешествие на ковре-самолёте. 1 |
Игра-квест |
1 |
29. |
|
Путешествие на ковре-самолёте. 2 |
Игра-квест |
1 |
Лучше нету весны и лета |
6 |
|||
30. |
|
Светлая Пасха |
Беседа |
1 |
31. |
|
Когда день год кормит |
Беседа |
1 |
32. |
|
Великий народ-победитель |
Просмотр видео |
1 |
33. |
|
Летние праздники. |
Беседа |
1 |
34. |
|
Чудесный шар земной |
Викторина |
1 |
35. |
|
Родина моя – Россия |
Викторина |
1 |
Листкоррекции рабочей программы
Дата в журнале |
Номера уроков, которые интегрируются |
Темы уроков |
Основания (Приказ директора №____ дата_________) |
Контроль(заместитель директора по УВР) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|