X-PDF

Рабочая программа Экология и дети

Поделиться статьей

 

 

 

Информационнаякарта

Образовательнаяпрограмматворческого объединения “ Экология и дети”.

 МакоеваЗаира Эдуардовна, педагог дополнительного образования.

Тел:89188337839

Организация-исполнитель:Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образованиядетей “ МБОУ ДОД ДДТ ” г.Ардон РСО-Алания.

Адрес:РСО-Алания, г.Ардон, ул. Пролетарская, 100.

Тел. 8(86732) 3-02-19; Е-mail: ddtardon@yandex.ru

Возрастобучающихся:10-13 лет.

Срокреализации программы: 2года.

Годразработки программы: 2022г.

Цельпрограммы:формирование познавательного интереса к природе; подготовка к продолжениюобразования и сознательному выбору профессии.

Направленностьпрограммы:естественно — научная.

Видпрограммы:модифицированная образовательная программа.

Уровеньреализации:дополнительное образование.

Уровеньосвоения программы – экологический.

Способосвоениясодержания образования – креативный.

 Статус программы— модифицированная. На основе программы «Экология идети» Гуцаевой Г.В., 2000 год, г. Владикавказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

 

       Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая, программа «Экология и дети»является программой естественнонаучной направленности. Уровень программыуглублённый. Отличительная особенностьданной программы — применение здоровье сберегающих технологий. Программапредназначена для дополнительного образования детей школьного возраста,продолжительность образовательного процесса 2 года

Актуальность программы: экологическоевоспитание  детей является важнейшей задачей педагога и предполагает использованиеразличных форм и методов экологического воспитания на занятиях кружка, в томчисле и краеведческий.

Годовой учебный материал рассчитан на 144 часа. Занятия проводятся 2раза в неделю по 2 академических часа. В группе до 20 детей.

Программарассчитана на 2 года, 1-й год –10-11 лет,

2-й год 12-13 лет.

 Длядетей школьного возраста, интересующихся природой, окружающей их,взаимоотношениями человека и природы, естественными процессами, происходящими вней. Формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать чувство единствас природой, ответственность за ее судьбу,  любовь ко всему живому. Интерес кэкологии — науке о закономерностях существования живого покрова Земли — растетнепрерывно.

               Программа представляет собоймногопредметную систему экологического образования. Она включает в себяразнообразные направления природы: ботаническое, зоологическое. Программаявляется универсальной: по ней можно заниматься 2 года с одними и теми жеучащимися, а так же можно отдельно использовать каждое звено программы. Обучающие получают возможность реализоватьсвои идеи на практических занятиях. В ходе реализации программы ребенокс малых лет познает природу, учится любить, оберегать, разумно пользоваться.  В программу включена краеведческая работа по изучению растительного и животногомира РСО — Алания. Изучение природно-краеведческого материала РеспубликиСеверная Осетия – Алания позволяет обучающимся узнать истоки самобытнойнациональной культуры.

Большая часть времени уделена практическим работам,где дети, используя, природный материал лучше познают через собственноепосильное творчество. Создается ситуация успеха в детском коллективе. Поэтомулепка, рисунок, аппликация являются органичной частью этих занятий,способствуют эстетическому, творческому развитию личности.

Каждое занятиесостоит из экскурсии, теоретической и практической части. Все экскурсииявляются частью здоровье сберегающих технологий.

«Экология и дети»поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимыезнания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям, многообразию. Этапрограмма – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том морежизненного опыта, которая формирует личность.

Краткое содержаниепрограммы: образовательный материал по природоведению,экологии, географии, изобразительному искусству способствует формированиюцелостного восприятия окружающего мира. Данная программа предполагает датьдетям определённый объём знаний о предметах и явлениях природы, в процессе которыхформируется познавательные и творческие способности, и воспитывается правильноеотношение к природе.

Новизна программы: сотрудничество со школой, проводятся совместные мероприятия, экскурсии. Занятия проводятся в классах и группах. Классы игруппы  хорошо освещёны, окна открываются. Есть столы и стулья, доска,компьютер и проектор. У каждого ребёнка в папке есть альбом и карандаши, картони цветная бумага, ножницы линейка, пластилин и доска для лепки.

При изучении разделовпрограммы применяются различные формы организации учебной работы с детьми:

-фронтальная;

-коллективная;

-групповая;

-парная;

-индивидуальная.

В программе особое место занимают следующие формы обучения:

-экскурсии в природу;

-практические работы;

-творческие задания;

-викторины;

-игры;выставки творческих работ.

Целью данной программы является воспитаниеэкологически грамотной творческой личности, ответственно относящейся кбогатствам природы и общества.

Задачи программы: 1. Вовлечение учащихся в деятельность поизучению природы, экологии.

2. Знакомство с разнообразиемрастительного и животного мира планеты.

3. Показать взаимосвязь природных объектов.

4. Осознание разносторонней ценностиприроды.

5.Формирование и развитие экологическойкультуры в процессе освоения окружающего мира.

 6. Воспитание ответственного отношения кокружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДАОБУЧЕНИЯ

МОДУЛЬ 1

 

 

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе

теоре-

тических

практи-ческих

I.

Введение в образовательную программу

2

1

1

1.1.

Вводное занятие

2

1

1

II.

Зоомир

50

6

44

2.1.

Золотая рыбка

      15

2

13

 2.2

Юный орнитолог

      15

2

13

 2.3

Эти забавные животные

20

2

18

III.

Цветочный калейдоскоп

40

4

36

3.1.

Комнатные растения

20

2

18

3.2.

Цветы леса

20

2

18

IV.

«Мир леса» (работа с природным материалом)

18

6

12

4.1.

Природа родного края

2

1

1

4.2.

Свойства и методы обработки природного материала

2

1

1

4.3.

Лесные миниатюры

4

1

3

4.4.

Декоративное панно

4

1

3

4.5.

Флористика

6

2

4

V.

«Творческая мастерская» (работа с разными материалами)

18

3

15

5.1.

Работа с разными материалами

8

1

7

5.2.

Изготовление поделок изученными техниками к праздникам

10

2

8

VII.

Театрализованные представления

4

4

VIII.

Выставки. Праздничные мероприятия. Экскурсии

10

1

9

IХ.

Заключительное занятие

2

2

 

Итого часов:                                         

144

27

117

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  ПЕРВОГО ГОДАОБУЧЕНИЯ

 

 

I.            Введениев образовательную программу (1 ч.)

Тема1.1. Вводное занятие (1 ч.)

Теоретическаячасть (1 ч.)

Знакомствопедагога и обучающихся. Знакомство с понятием экология, что это?. Правилаповедения в группе и режим работы. Техника безопасности.

II.          Зоомир(30 ч.)

Тема2.1. Золотая рыбка(10 ч.)

Теоретическаячасть (1 ч.)

Знакомствос удивительными обитателями различных водоёмов.

Практическаячасть(9 ч.)

Навыкисодержания декоративных рыбок в аквариуме.

Тема2.2. Юный орнитолог (10 ч.)

Теоретическаячасть (1 ч.)

Содержаниептиц в домашних условиях.

Практическаячасть(9ч.)

Наблюдениеза птицами во время экскурсий, походов, уход за попугайчиками.

Тема2.3. Эти забавные животные (10 ч.)

Теоретическаячасть (1 ч.)

Знакомствос разными декоративными животными, правилами ухода за ними в домашних условиях.

Практическаячасть(9 ч.)

Уход инаблюдение за животными живого уголка.

 

III.       Цветочныйкалейдоскоп (10 ч.)

Тема3.1. Комнатные цветы (5ч.)

Теоретическаячасть (0,5 ч.)

Познакомитьс названиями цветов и методами их выращивания.

Практическаячасть (4,5 ч.)

Посадка,уход и наблюдение за комнатными растениями.

Тема3.2. Цветы леса(5 ч.)

Теоретическаячасть (0,5 ч.)

Знакомствос цветами леса. Цветоводство.

Практическаячасть (4,5 ч.)

Работана участке при ЦДТ (разбивка клумб).

IV.        «Мирлеса». Работа с природным материалом (10 ч.)  

Тема4.1. «Методы сбора природного материал» (2 ч.)

Теоретическаячасть (1 ч.)

Беседао природе родного края. Ознакомление с природным материалом и правилами егохранения. Инструменты. Правила безопасности труда.    

Практическаячасть (1 ч.)

Экскурсияна пришкольный участок для сбора листьев, трав и др.

 

Тема4.2. Лесные миниатюры (4 ч.)

Теоретическаячасть (1 ч.)

Технологияизготовления поделок из шишек, веток, желудей. Личная гигиена при работе сприродным материалом.    

Практическаячасть (3 ч.)

Изготовлениеподелок по теме: звери, птицы; по образцу, по замыслу.

Тема4.3. Декоративное панно (4 ч.)

Теоретическаячасть (1 ч.)

Замысел.Правила подбора материала. Способы приклеивания. Технология выполнения панно

Практическаячасть (3 ч.)

Выполнениеработ.

V.«Творческая мастерская». Работа с разными материалами (12ч.)

Тема6.1. Мир из бумаги (6ч.)

Теоретическаячасть(0,5 ч.)

Общиесведения, методы обработки бумаги. Техника безопасности. Инструменты.

Практическаячасть (4,5ч.)

Изготовлениеигрушек, оригами.

Тема6.2.Вторая жизнь упаковке (6 ч.)

Теоретическаячасть (0,5 ч.)

Техникабезопасности.

Практическаячасть (4,5ч.)

Изготовлениесувениров. Оформление участка при ЦДТ..

VII.Полезные уроки (2 ч.)

Теоретическаячасть (2 ч.)

Беседа«Уроки вежливости» (0,5 ч.);

Беседа«Где красота — там доброта» (0,5 ч.);

Беседа«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» (0,5 ч.);                                                                                                                                Беседа «Полезные и вредные привычки» (0,5 ч.).

VIII.Праздничные мероприятия, экскурсии (6 ч.)

Теоретическаячасть(1 ч.)

Инструктаж.

Практическаячасть (5 ч.)

Участиев праздниках, выставках, экскурсиях. Проведение дней именинников. 

IX. Заключительное занятие (1 ч.) 

Подведениеитогов учебного года. Беседа «Чему мынаучились».                                                      

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

МОДУЛЬ 2

 

п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Введение

2

1

1

1.

Организм и среда

20

16

4

1.1.

Понятие о среде обитания и экологических факторах

2

2

1.2.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

2

2

1.3.

Основные среды жизни

6

4

2

1.4.

Пути воздействия организмов на среду обитания

4

2

2

1.5.

Потенциальные возможности размножения организмов

2

2

1.6.

Приспособительные формы организмов

2

2

1.7.

Приспособительные ритмы жизниtree_doc

2

2

2.

Сообщества и популяции

24

14

10

2.1.

Типы взаимодействия организмов

4

2

2

2.2.

Законы пищевых и конкурентных отношений в природе

2

2

2.3.

Популяции

4

2

2

2.5.

Демографическая структура популяций

2

2

2.6.

Рост численности и плотность популяций

4

2

2

2.7.

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе

4

2

2

2.8.

Биоценоз и его устойчивостьtree_doc

4

2

2

3.

Экосистемы

12

10

2

3.1.

Законы организации экосистем

2

2

3.2.

Законы биологической продуктивности

2

2

3.3.

Саморазвитие экосистем

4

2

2

3.4.

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем

2

2

3.5.

Биосфера – глобальная экосистема

 

2

2

4.

Экологические проблемы и их решения

40

20

20

4.1.

Современные проблемы охраны природы

4

2

2

4.2.

Современное состояние и охрана атмосферы

4

2

2

4.3.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

4

2

2

4.4.

Качество питьевой воды

4

2

2

4.5.

Использование и охрана недр

4

2

2

4.6.

Почвенные ресурсы, их использование

4

2

2

4.7.

Современное состояние и охрана растительности

4

2

2

4.8.

Рациональное использование и охрана животных

4

2

2

4.9.

Экологические проблемы Северной Осетии

4

2

2

4.10.

Особо охраняемые природные территории  Северной Осетии

4

2

2

5.

Экология человека

44

24

20

5.1.

Место человека в системе живой природы

2

2

5.2.

Этапы становления вида Homo sapiens

2

2

5.3.

Здоровье человека

2

2

5.4.

Химические загрязнения среды и здоровье человека

2

2

5.5.

Биологические загрязнения и болезни человека

2

2

5.6.

Влияние звуков на человека

2

2

5.7.

Физические факторы среды и самочувствие человека

4

2

2

5.8.

Питание и здоровье человека

6

2

4

5.9.

Ландшафт как фактор здоровья

2

2

5.10.

Проблемы адаптации человека к окружающей среде

4

2

2

5.11.

Здоровье среды

6

2

4

5.12.

Экологический паспорт микрорайона

10

2

8

 

Итоговое занятие

2

2

 

ИТОГО

144

85

59

 

 

 

 

 

 

Содержание второго года обучения

 

Введение

Теория. Предмет экологии как науки. Роль экологии в жизнисовременного общества. Основные объекты экологического изучения и ихвзаимосвязь. Разделы экологии. Связь экологии с другими науками. История развитияэкологии как науки.

Практика. Входной контроль ЗУН.

 

Раздел 1. Организм и среда

 

Тема 1.1. Понятие о среде обитания иэкологических факторах

Теория. Среда обитания как экологическое понятие. Факторысреды – элементы среды обитания. Биотические, абиотические, антропогенныефакторы.

 

Тема 1.2. Общие законы зависимости организмовот факторов среды

Теория. Экологическое разнообразие видов. Закон экологическогооптимума. Понятие экстремальных условий. Закон ограничивающего фактора. Меравоздействия на организмы в практической деятельности человека.

 

Тема 1.3. Основные среды жизни

Теория. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва, другиеорганизмы. Особенности сред обитания. Приспособленность организмов ксуществованию в различных средах.

Практика. Требования сред жизни кстроению и жизнедеятельности организмов.

 

Тема 1.4. Пути воздействия организмов на средуобитания

Теория. Влияние растений на климат и водный режим.Почвообразующая деятельность живых организмов. Влияние водных организмов накачество природных вод. Средообразующая деятельность организмов.

Практика. Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность.

 

Тема 1.5. Потенциальные возможностиразмножения организмов

Теория. Геометрическая прогрессия размножения. Кривыепотенциального роста численности видов. Ограничение их ресурсами и факторамисреды. Практическое значение потенциала размножения организмов.

 

Тема 1.6. Приспособительные формы организмов

Теория. Внешнее сходство представителей разных видов присходном образе жизни. Связь с условиями среды. Жизненные формы видов, ихприспособительное значение.

 

Тема 1.7.  Приспособительные ритмы жизниtree_doc

Теория. Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы вжизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизмы. Суточные ритмычеловека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмыорганизмов и хозяйственная практика.

 

Раздел 2. Сообщества и популяции

 

Тема 2.1. Типы взаимодействия организмов

Теория. Биотическое окружение как часть среды жизни.Классификация биотических связей. Сложность биотических отношений.Экологические цепные реакции в природе. Прямое и косвенное воздействие человекана живую природу через изменение биотических связей.

 

Тема 2.2. Законы пищевых и конкурентныхотношений

Теория. Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Количественныесвязи хищника и жертвы. Роль хищников в регуляции численности жертв.Зависимость численности хищника от численности жертв. Последствия нарушениячеловеком пищевых связей в природе. «Экологический бумеранг» при уничтожениихищников и паразитов. Законы конкурентных отношений. Роль конкурентныхотношений при интродукции новых видов. Конкурентные отношения и экологическаяинженерия.

Практика. Решение экологических задач.

 

Тема 2.3. Популяции

Теория. Понятие популяции. Типы популяций. Внутривидовыеотношения. Формы совместной жизни. Отношения в популяциях и практическаядеятельность человека.

Практика. Решение экологических задач.

 

Тема 2.4. Демографическая структура популяций

Теория. Понятие демографии. Особенности экологии организмов всвязи с их возрастом и полом. Соотношение возрастных и половых групп иустойчивость популяций. Прогноз численности и устойчивости популяций повозрастной структуре. Использование демографических показателей в сельском илесном хозяйстве, в промысле. Поддержание оптимальной структуры природныхпопуляций.

 

Тема 2.5. Рост численности и плотностьпопуляций

Теория. Кривая роста популяций в среде с ограниченнымивозможностями (ресурсами). Понятие емкости чреды. Процессы, происходящие привозрастании плотности. Их роль в ограничении численности. Популяции как системыс механизмами саморегуляции. Экологически грамотное управление плотностью популяций.

Практика. Решение экологических задач.

 

Тема 2.6. Динамика численности популяций и еерегуляция в природе

Теория. Односторонние изменения и обратная связь в динамикечисленности популяций. Роль внутривидовых и межвидовых отношений в динамикечисленности популяций. Немедленная и запаздывающая регуляция. Типы динамикичисленности разных видов. Задачи поддержания регуляторных возможностей вприроде.

Практика. Решение экологических задач.

 

Тема 2.7. Биоценоз и его устойчивостьtree_doc

Теория. Видовой состав биоценозов. Многочисленные ималочисленные виды, их роль в сообществе. Основные средообразователи.Экологические ниши видов в биоценозах. Особенности распределения видов впространстве и их активность во времени. Условия устойчивости природныхсообществ. Последствия нарушения структуры природных биоценозов. Принципыконструирования искусственных сообществ.

Практика. Описание лесного биоценоза. Экологические ниши видов леса.

 

Раздел 3. Экосистемы

 

Тема 3.1. Законы организации экосистем

Теория. Понятие экосистемы. Биоценоз как основа природнойэкосистемы. Масштабы вещественно-энергетических связей между живой и коснойчастями экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Основныекомпоненты экосистем. Запас биогенных элементов, продуценты, консументы,редуценты. Последствия нарушения круговорота веществ и потока энергии.Экологические правила создания и поддержания искусственных экосистем.

 

Тема 3.2. Законы биологической продуктивности

Теория. Цепи питания в экосистемах. Законы потока энергии поцепям питания. Первичная и вторичная биологическая продукция. Экологическиепирамиды. Масштабы биологической продукции в экосистемах разного типа. Факторы,ограничивающие биологическую продукцию. Пути увеличения биологическойпродуктивности Земли.

 

Тема 3.3. Саморазвитие экосистем

Теория. Причины саморазвития экосистем.  Этапы формированияэкосистемы на обнаженных участках земной поверхности. Самозарастание водоемов.Смена  видов и изменение продуктивности. Неустойчивые и устойчивые стадииразвития  сообществ. Темпы изменения сообществ на разных этапах формированияэкосистем. Восстановительные смены сообществ после частичных нарушений.Природные возможности восстановления сообществ, нарушенных деятельностьючеловека.

Практика. Саморазвитие природных экосистем и процессывосстановления нарушенных сообществ.

 

Тема 3.4. Биологическое разнообразие какосновное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем

Теория. Биологическое разнообразие видов и их функций вприроде. Взаимозаменяемость видов со сходными функциями. Принцип надежности вфункционировании биологических систем. Взаимная дополняемость видов вбиоценозах. Взаимная регуляция численности и распределения впространстве. Снижение устойчивости экосистем при  уменьшении видовогоразнообразия в природных и антропогенных условиях.

 

Тема 3.5. Биосфера – глобальная экосистема

Теория. В.И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни впреобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горныепороды как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасаниекосмической энергии. Глобальные круговороты веществ. Устойчивость жизни наЗемле в геологической истории. Распределение биологической продукции на земномшаре. Роль человеческого  общества в использовании ресурсов и преобразованиибиосферы.

 

Раздел 4. Экологические проблемы иих решения

 

Тема 4.1. Современные проблемыохраны природы

Теория. Природа Земли – источник материальныхресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов.Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы. Охрана природы впроцессе ее использования. Правило региональности. Правовые основы охраныприроды.

Практика. Природные ресурсы Тамбовскойобласти.

 

Тема 4.2. Современное состояние и охранаатмосферы

Теория. Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения.Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект.Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных регионах ипромышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферына состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферноговоздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходнаятехнология.

Практика. Определение загрязненности воздуха.

 

 

 

Тема 4.3. Рациональное использование и охранаводных ресурсов

Теория. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и егопричины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности,нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основныемеры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование,предупреждение загрязнений. Очистные сооружения.

Практика. Значение качества воды для здоровья.

 

Тема 4.4. Качество питьевой воды

Теория.  Источники питьевой воды. Стандарты на общий состав исвойства питьевой воды. Основные показатели качества питьевой воды. Надзор закачеством питьевой воды. Загрязнение питьевой воды. Виды примесей. Видызагрязнений воды и их влияние на здоровье. Гигиеническая оценка влиянияпитьевой воды на здоровье.

Практика. Оценка качества воды из различных источников.

 

Тема 4.5. Использование и охрана недр

Теория. Минеральные и энергетические природные ресурсы ииспользование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых.Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр.Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств,синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезныхископаемых.

Практика. Энергосбережение в быту.

 

Тема 4.6. Почвенные ресурсы, их использованиеи охрана

Теория. Значение почвы и ее плодородия для человека.Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культурыземледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв.Ускоренная водная и ветровая эрозия почв, их распространение и причинывозникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв.Рациональное использование и охрана земель.

Практика. Почвенные ресурсы Тамбовской области.

 

Тема 4.7. Современное состояние и охранарастительности

Теория. Растительность как важнейший природный ресурспланеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов.Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охране ивоспроизводство лугов, лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видоврастений. Красная книга растений.

Практика. Лес и человек. Влияние деятельности человека на лесноесообщество.

 

 

Тема 4.8. Рациональное использование и охранаживотных

Теория. Прямое и косвенное воздействие человека и животных, ихпоследствия. Причины вымирания животных, их последствия. Причины вымиранияживотных в настоящее время. Рациональное использование и охрана промысловыхживотных. Красная книга животных.

Практика. Презентация «Исчезнувшие навсегда».

 

Тема 4.9. Экологические проблемы СевернойОсетии

Теория. Качество природной среды и состояние природныхресурсов области. Атмосферный воздух. Поверхностные и подземные воды. Состояние земельных ресурсов.

Практика. Выявление несанкционированных свалок. Ихвлияние на природу.

 

 

Тема 4.10. Особо охраняемые природныетерритории Северной Осетии

Теория. Заповедники Северной Осетии, заказники, памятникиприроды.  Рекреационные ресурсы.

Практика. Виртуальная экскурсия по ООПТ.

 

Раздел 5. Экология человека

 

Тема 5.1. Место человека в системе живойприроды

Теория. Систематическое положение человека: признаки типа,класса, отряда и вида, свойственные человеку (биогенетический закон). Ближайшиеродственники человека и его предков на эволюционной лестнице в каждой изсистематических групп различного иерархического уровня.

 

Тема 5.2. Этапыстановления вида Homo sapiens

Теория. Питекантропы, синантропы, гейдельбергскийчеловек и другие формы; места обнаружения ископаемых останков. Происхождениедревнейших людей, их предки. Прогрессивные черты организации. Радиусиндивидуальной активности древнейших людей, образ их жизни, миграции групп.Рождаемость, смертность и продолжительность жизни древнейших людей. Влияниефакторов окружающей среды на формирование различных направлений развитиядревнейших людей. Эволюционная стратегия групп.

 

Тема 5.3. Здоровьечеловека

Теория. Определения здоровья. Уровни здоровья вмедико-социальных исследованиях. Показатели здоровья. Некоторые биологическиепоказатели нормы для среднего взрослого человека. Критерии общественногоздоровья. Факторы здоровья. Душевное здоровье. Здоровый образ жизни.Здравоохранение.

 

Тема 5.4. Химическиезагрязнения среды и здоровье человека

Теория. Состояние биосферы и современныепредставления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений ворганизм человека. Токсичные вещества. Хронические отравления. Лучевая болезнь.

 

Тема 5.5. Биологическиезагрязнения и болезни человека

Теория. Биологические загрязнители, вызывающие у человека различные заболевания. Болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие.Природно-очаговые болезни. Меры профилактики инфекционных и природно-очаговыхзаболеваний.

 

Тема 5.6. Влияние звуковна человека

Теория. Шумовое загрязнение. Уровень шума.Шумовая болезнь. Пути предупреждения шумовой болезни.

Практика. Влияние интенсивной звуковой нагрузки на слуховую чувствительность.

 

Тема 5.7. Физическиефакторы среды и самочувствие человека

Теория. Ритмичность в природе. Биоритмы.Суточные ритмы. Влияние погодных условий  на самочувствие и работоспособностьчеловека.

Практика. Составлениеиндивидуальных биологических ритмов. Определение хронотипа.

 

Тема 5.8. Питание издоровье человека

Теория. Роль пищи в сохранении здоровья.Рациональное питание. Роль витаминов и  минеральных веществ в питании.Экологически чистые продукты. 

Практика. Определениекачества продуктов питания.

 

Тема 5.9. Ландшафт какфактор здоровья

Теория. Природный ландшафт. Городской ландшафт.Населенный пункт как экосистема. Требование к экосистеме современного города.Экологические проблемы современного города и их влияние на человека.

 

Тема 5.10. Проблемыадаптации человека к окружающей среде

Теория. Влияние производственной деятельности набиологическую эволюцию человека. Напряжение и утомление. Резервные возможностичеловека. Практическое значение изучения способности людей к адаптации.

Практика. Определениерезерва сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

 

Тема 5.11. Здоровьесреды

Теория. Окружающая среда,обеспечивающая  экологическую безопасность человека и других живых существчерез снижение экологических рисков.

Практика. Составление экологического паспортапомещения (классной комнаты). Исследование микроклимата в учебных помещениях:определение температуры, влажности, скорости движения, атмосферного давлениявоздуха и теплового излучения.

 

Тема5.12. Экологический паспорт микрорайона

Теория. Составление экологической картымикрорайона.

Практика. Физико-географическаяхарактеристика исследуемой территории: микроклимат, географическое положение,земельные площади, типы почв, типичные виды растений и животных. Социальныефакторы. Характеристика ключевых участков, экологическая оценка природных среди объектов. Комплексная оценка состояния окружающей среды на основе анализафакторов экологической опасности, наиболее значимых в данной местности, поосновным компонентам природно-антропогенного комплекса.

Планируемые результаты:

 

знания:

-живой, неживойприроде и месте человека в ней;

-основных группрастений, животных;

-сезонныхизменений  живой и неживой природы;

-элементарные вопросы экологии воды, воздуха, земли;

-влияние человекана природу и правила его поведения в ней.

умения:

-определятьосновные группы растений, животных;

-фиксироватьнаблюдения за природой;

-проводитьпростейшие исследования.

Программа 1-гогода рассматривает понятия живой,  неживой природы и место человека в ней.Лепка, рисунок, аппликация – это образное отображение изученного материала.

Программа 2-гогода обучения содержит вопросы многообразия растительных форм и животного мирав связи с сезонными изменениями. Эти вопросы подкрепляются тематическимипрактическими работами, что повышает интерес ребят к познавательной активности.

Тематикаохватывает вопросы экологии воздуха, воды, почвы и окружающей почвы, углубляя ирасширяя знания  детей  по данным разделам. Краеведческий компонент составляетважную часть программы. Знакомства со знаниями простых людей, основанных наопыте тысячелетий –

одна из задачобучения.

 

Формыконтроля.

Для оценкирезультативности учебных занятий применяется текущий и тематический, контроль.

-игры стематическими заданиями;

-тестирование;

-постановкапроблемных вопросов (ассоциативный ряд, нарисуй картинку решаемых индивидуальнои группами);

-речевыелогические задачи;

-беседы и т.д.

 

Итоговыйконтроль (полугодовой игодовой):

-выставки;конкурсы;

-праздники, КВН;

-тесты.

Успешному решению вопросов программы способствуетхорошо оснащенный кабинет, в котором наряду с экспозициями комнатных растений,собраны гербарный материал, коллекция различных плодов, различный поделочныйматериал, возможность для экскурсионных занятий, что дало бы лучше усвоитьдетям краеведческий материал.

Оценочные материалы

Позавершении 1-го года обучения дети могут знать:

-что составляетживую,

— что составляетнеживую природу;

-взаимоотношениямежду этими составляющими

— роль человека вприроде.

Могут владетьнавыками:

-изображениярастений и животных,

-объемнойаппликацией

-исследовательскойработы.

 

По окончанииреализации программы обучающиеся получают:

-знания о связиживой и неживой природы;

-сведения орастительном и животном мире родного края;

-сведения огеографических объектах родного края;

-сведения о роличеловека в природе;

-навыки наблюденияза природными объектами;

-навыки постановкиэксперимента;

-навыки оформленияисследовательской работы, проекта;

-навыки публичныхвыступлений;

-навыки и умениявыполнения творческих работ.

 

По окончании2-го года дети могутпользоваться отдельными понятиями:

-экологическойкатастрофы на планете Земля,

-фенологическимиизменениями в природе,

— разнообразиемфлоры и фауны.

овладеютнавыками:

по уходу закомнатными растениями, отдельными видами однолетних и многолетних культур

растительномудизайну;

веденияисследовательской и  проектной деятельности.

По окончанииреализации программы обучающиеся получают:

-знания о связиживой и неживой природы;

-сведения орастительном и животном мире родного края;

-сведения огеографических объектах родного края;

-сведения о роличеловека в природе;

-навыки наблюденияза природными объектами;

-навыки постановкиэксперимента;

-навыки оформленияисследовательской работы, проекта;

-навыки публичныхвыступлений;

-навыки и умениявыполнения творческих работ.

 

                              Условия реализации программы.

Федеральный законРоссийской Федерации от  29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в РоссийскойФедерации (ред. от 02.07.2021);

−  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 30.09.2020);

−  Концепция развитиядополнительного образования  детей  до 2030 года (распоряжение Правительства РФот 31.03.2022 N 678-р);

−  ПриказМинистерства просвещения Российской  Федерации от 03.09.2019 № 467 Обутверждении  Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (с изменениями  02.02.2021  № 38);

−  «Об утверждениисанитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требованияк  организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи»// Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28.09.2020 № 28;

−  ПриказМинистерства труда и социальной защиты  Российской Федерации от 05.05.2018 №298 Об  утверждении профессионального стандарта Педагогдополнительного образования детей и взрослых;

−  Письмо МинобрнаукиРоссии от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающихпрограмм (включая разноуровневые программы)»);

−  Порядокприменения  организациями, осуществляющими образовательную деятельность,электронного  обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ //Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 23.08.2017 № 816;

−  Методическиерекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализацииосновных  и дополнительных общеобразовательных программ  в сетевой форме //утв. Министерством просвещения Российской Федерации от 28.06.2019 № МР-81/02;

−  ПриказМинистерства науки  и высшего образования  Российской Федерации / Министерствапросвещения  Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об  организации иосуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализацииобразовательных программ»;

−  План мероприятийпо реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в РоссийскойФедерации на период  до 2025 года.6//Утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 № 2945-р;

−  Об утвержденииПравил выявления детей, проявивших  выдающиеся способности, сопровождения имониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 17.11.2015 № 1239;

 

Локальные актыМБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А

— Устав МБОУ ДОД ДДТг.Ардон РСО-А, утвержденный Постановлением главы АМС г.Ардона  №340от16.12.2015г., принят общим собранием коллектива от 26.05.2015 г. протокол №2.

—  Правилавнутреннего распорядка обучающихся МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А

— Положение « Режимзанятий обучающихся МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А»

— Положение оТворческом объединении МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А

— Положение о Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программеМБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А  

— Положение опромежуточном и итоговом мониторинге обучающихся МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А

—  Положение о нормахпрофессиональной этике педагогических работников МБОУ ДОД ДДТ г.Ардон РСО-А

Кадровоеобеспечение программы -педагог дополнительного образования,  Газзаева Индира Константиновна,  имеетпедагогическое образование и окончил курсы переподготовки, владеет современнымипедагогический технологиями и методиками обучения и знает психологическиеособенности обучающихся данной возрастной категории.

 

Материально-техническоеобеспечение.

Помещение для проведения занятия должно быть сестественным и искусственным освещением; наличие огнетушителя, наличиеспециального ящика для мусора (для бумаги и других природных материалов). Окна,обращенные на солнечную сторону, должны быть защищены от прямых солнечных лучейпри работе летом. Санитарно-гигиенические условия воздушной среды в помещениидолжны удовлетворять соответствующим нормам.

Для занятиянеобходимы столы, стулья, шкаф, презентационное оборудование (проектор иэкран).

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

В качестве методического обеспечения используются:

·                  Презентации: «Деревья и кустарники», «Первоцветы», «Животные домашние идикие», «Птицы», «Растения в легендах», «Времена года».

·             Таблицы:«Основные группы растений», «Домашние и дикие животные», «Комнатные растения»,«Первоцветы», «Животные и растения Красной книги».

·             Разработкизанятий: «Введение в программу», «Земля – планета солнечной системы», «Формыземной поверхности. Горы. Равнины», «Почва – плодородный слой земли», «Ихименами названы улицы», «Мамы разные нужны», «Женский день — 8 марта»,«Животные живого уголка», «Правила поведения в природе», «Дом, в котором тыживешь».

·             РазработкиКВН: «Мальчишки, вперед!», «Первоцветы», «Правила поведения в природе».

·             Проекты иакции: «Добрая зима», «Первоцветы», «След моей семьи в ВОВ».

·             Сценариипраздников: «Помоги пернатым», «Твори, не разрушая»

·             Вопросывикторин.

·             Практическиеработы: «Изготовление цветов из бумаги», «Оригами животных», «Поделки изприродного материала», «Вода – путешественница».

·             Биологическиеигры: «Пантомима», «Дорисуй (доклей) животного, растение», «Кто оставил след»,«Убери лишнее» (словесный ряд или набор открыток), модульное проектированиеЗемля – планета солнечной системы, горы, строение растений.

·             Подвижные игрыс тематическими заданиями: «Брось снежок, мяч – назови растение, животное».

·             Экскурсии:«Сезонные изменения», «Осенние краски», «Знакомство с декоративнымирастениями», «Разнообразие растений», «Откуда течет ручеек», «Чудеснаякладовая», «На проталинке лесной».

·             Выставки:«Краски осени», «Защити Елочку», «Мамы разные нужны», «23 февраля», «Цветокветерану», «Творить, не разрушая».

 

 

 

 

Календарный план воспитательной работы

 

Основные направления воспитатель ной работы

Цель и задачи

Наименование воспитательного мероприятия

Дата проведения

 

 

Интеллектуальное

  активизация практической и мыслительной деятельности;

  формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил обучающихся;

  выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся;

Воспитание навыков:

  самостоятельного решения теоретических проблем,

  аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Педагогическая поддержка обучающихся

Сентябрь-ноябрь 2022

Выставки творческих работ «Творчество и вдохновение»

 

май

Итоговые мероприятия в т/о

май

 

 

Гражданско-патриотическое

  формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

 

  формирование у обучающихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство;

 

  воспитание уважения к традициям Отечества, учреждения, семьи;

 

воспитание уважения к правам, свободам всех членов общества

День защитника Отечества

 

февраль

Акция

«Георгиевская ленточка»

 

май

День космонавтики

12 апреля

День Победы

9 мая

День государственного

флага РФ

11 мая

День России

11 июня

День памяти и скорби – день начала Великой

Отечественной войны

июнь

Привлечение внимания воспитанников к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися

своего мнения

весь период

 

 

Трудовое и профориентационное

  формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

  формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

Профориентационные игры, расширяющие знания воспитанников о типах профессий.

 

весь период

Озеленение территории

учреждения

апрель

Беседы о будущей профессии «Кем я хочу быть?»

весь период

 

 

Здоровьесберегающее

Формирование у   обучающихся :

   культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

   сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;

   умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек

Беседы о здоровом образе жизни

декабрь

Беседы о вреде курения, наркомании, алкоголизма

март

Проведение физкультминуток на занятиях

регулярно

 

 

Социокультурное и медиакультурное

 

  формирование у обучающихся представлений о таких понятиях, как толерантность, миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство,

  развитие опыта противостояния таким явлениям, как социальная агрессия, «межнациональная рознь, экстремизм, терроризм, фанатизм (например, на этнической, религиозной, спортивной,

культурной или идейной почве)

Организация занятий, дающих воспитанникам социально значимый опыт

сотрудничества и взаимной помощи

весь период

Беседы о толерантности

 

апрель

поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с

другими его членами,

весь период

чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения

особой символики детского объединения)

 

Размещение фотографий о мероприятиях на сайте

Учреждения

 

 

весь период

 

 

Эстетическое

  формирование у обучающихся навыков культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

  формирование условий для  проявления и развития индивидуальных творческих способностей

Создание эстетической среды на территории учреждения

весь период

Включение  в   занятия игровых ситуаций, которые  помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в коллективе, помогают установлению доброжелательной атмосферы       во       время занятий

весь период

 

Правовое   воспитание     и культура

безопасности

— формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных гражданских правах и обязанностях, о принципах демократии, уважения к правам человека и свободе личности;

  развитие навыков безопасности и формирования     безопасной среды в быту, на отдыхе;

формирование представлений об информационной безопасности

Инструктажи целевые: пожарная безопасность, электробезопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, безопасность на воде, на льду, меры безопасности

при проведении экскурсий и походов, профилактика негативных криминогенных ситуаций, правила безопасного обращения с

взрывоопасными предметами и веществами

весь период

     

 

 

 

 

 

Воспитание семейных ценностей

  формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

  формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Международный женский день

8 марта

Международный день семьи

15 мая

Международный день защиты детей

1 июня

Участие в региональных и всероссийских

тематических акциях

весь период

 

 

Экологическое

  формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

  воспитание экологической грамотности;

  изучение обучающимися природы родного края;

Беседы о нравственных ценностях и экологии

апрель

Международный день

Земли

11 апреля

 

Работа с родителя ми

— оказание консультативной помощи родителям в формировании гармоничных отношений с ребенком

посредством повышения уровня психологических знаний;

мотивация родителей в

развитии талантов и

способностей детей

Родительские собрания

Информация о здоровом образе жизни,

особенностях воспитания.

 

 

Весь период

 

 

 

 

Учебно – календарный  план  первого   года  обучения.

                                       Модуль 1

Время проведе-

ния

                  Тема

Кол-во час

Теоретич.

занятий

Практич.

занятий

Форма аттестации — контроля

 

1.

Модуль 1.

 

Сентябрь

Введение.

Вводное занятие. Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы кружка.

2

1

1

Вводный мониторинг

 

Модуль 2

Знакомство с животным и растительным миром.

12

 

 

 

2.

 

«Кто живёт в мини –зоопарке?» Диагностика знаний и умений, навыков (наблюдение, анкетирование) – начальный уровень.

4

2

2

 

3.

 

Особенности содержания домашних животных.

3

1

2

 

4.

 

Птицы. Разнообразие видов. Особенности содержания и ухода.

1

1

 

 

5.

 

Морские свинки, хомяки и крысы, их особенности.

1

1

 

 

6.

 

Экзотически животные.

1

1

 

 

7.

 

Удивительные факты из жизни животных.

2

1

1

+

 

Модуль 3.

Голубая планета Земля.

4

 

 

 

8.

 

Размеры Земли. Земля и Солнце.

1

1

 

 

9.

 

Шесть материков земного шара.

2

1

1

 

10.

 

Тайна происхождения жизни.

1

1

 

 

11.

Октябрь

Природа источник красоты и гармонии.

1

1

 

 

 

Модуль 4.

Природа, красота явлений природы.

6

 

 

 

12.

 

Явления природы. Экскурсия  «Листопад»

2

1

1

 

13

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

Конкурс рисунков на тему «Осень».

3

1

2

 

14.

 

Проведение праздника «Осенний марафон».

1

 

1

Праздник.

 

Модуль 5.

Объекты неживой природы.

10

 

 

 

15.

 

Неживая природа.

2

1

1

 

16.

 

Обычная вода, это интересно!

2

1

1

 

 

 

От динозавров до человека.

4

2

2

 

17.

 

Как возникли и почему вымерли динозавры.

2

1

1

 

 

Модуль 6.

Объекты живой природы

23

 

 

 

18.

Ноябрь

Путешествие в царство Нептуна. Рыбы.

2

1

1

 

19.

 

Удивительные рыбы.

2

1

1

 

20.

 

Обитатели морей – головоногие моллюски.

1

1

 

 

21.

 

Раки, крабы, морские ежи и медузы.

1

1

 

 

22.

 

Морские растения.

2

1

1

 

23.

 

Дикие животные.

1

1

 

 

24.

 

Семьи диких животных.

2

1

1

 

25.

 

Животные защищаются.

1

1

 

 

26.

 

Птицы.

2

1

1

 

27.

 

Утиная история.

1

1

 

 

28.

 

Рептилии.

2

1

1

 

29.

Декабрь

Земноводные.

2

1

1

 

30.

 

Прыгучий певец. (Кузнечик).

1

1

 

 

31.

 

Пожалейте паука.

1

1

 

 

32.

 

Неутомимые работницы. (Пчёлы)

1

1

 

 

33.

 

Божья коровка.

1

1

 

 

 

Модуль 7.

Увлекательный калейдоскоп. Растения.

17

 

 

 

34.

 

Зелёные друзья.

1

1

 

 

35.

 

Питание, дыхание растений.

1

1

 

 

36.

 

Цветы и плоды.

3

1

2

 

37.

 

Семена путешественники.

1

1

 

 

38.

 

Деревья.

3

2

1

 

39.

 

В саду и огороде.

2

1

1

 

40.

Январь

Твоё любимое комнатное растение.

2

1

1

 

41.

 

Многообразие растений на Земле, их предназначение.

1

1

 

 

42.

 

Грибы съедобные и ядовитые.

3

2

1

 

 

Модуль 8.

Загадка космоса.

3

 

 

 

43.

 

Тайны вселенной.

1

1

 

 

44.

 

Рисуем и фантазируем. Конкурс на лучший рисунок.

2

 

2

Конкурс.

 

Модуль 9.

Человеческий организм.

13

 

 

 

45.

 

Человек.

2

1

1

 

46.

Февраль

Как устроен человек.

1

1

 

 

47.

 

Кожа.

1

1

 

 

48.

 

Из чего сделаны ногти?

1

1

 

 

49.

 

Что такое боль?

1

1

 

 

50.

 

Органы чувств.

1

1

 

 

51.

 

Дыхание.

1

1

 

 

52.

 

Гимнастика для малышей.

1

1

 

 

53.

 

Оказание помощи.

2

1

1

 

54.

 

Вредные привычки. Весёлая гимнастика.

2

1

1

 

 

Модуль 10.

Место человека в природе.

4

 

 

 

55.

Март

Природа – колыбель человечества.

2

1

1

 

56.

 

Будущее человека. Рисунок фантазия.

2

 

2

 

 

Модуль 11.

Человек изменяет Землю.

10

 

 

 

57.

 

Влияние человека на земную кору.

1

1

 

 

58.

Апрель

Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки.

2

1

1

 

59.

 

Глобальное потепление климата.

1

1

 

 

60

Май

Экскурсия по городу. «Приспособление растений и животных к жизни в городах».

2

 

2

 

61.

Май

Собираем материал – фотографии по микрорайону.

2

 

2

 

62-64.

 

 

Экскурсии в парк, на речку, по городу.

3

 

3

 

 

Модуль 12.

Повторение .

18

 

 

 

65.

 

Комнатные растения.

2

1

1

 

66.

 

Лекарственные растения.

3

1

2

 

67.

 

Животные и растения Красной книги.

3

2

1

 

68.

 

Животные живого уголка.

2

1

1

 

69.

 

Аквариумные рыбки.

3

1

2

 

70.

 

Птицы.

3

1

2

 

71.

 

Растения и грибы.

2

1

1

 

 

 

Итоговое занятие.

4

 

 

 

72.

 

Подведение итогов. Задание на лето.

3

1

2

1

1

 

Тесты.

 

Итого

144

68

76

 

 

 

 

                Учебно –календарный  план второго года.

Модуль 2

                  Тема.

Время проведения

Кол-во часов

Теоретич.

занятия

Практич

занятия

Формы аттестации- контроля

1.

Введение. Техника безопасности.

сентябрь

2

1

1

 

 

Природа осенью.

 

57

27

30

 

2.

В гости к осени.

 

2

1

1

 

3.

Климат.

 

1

1

 

 

4.

16 сентября – день защиты озонового слоя.

 

 

1

1

 

 

5.

Растения осенью.

 

1

 

1

 

6.

Осенние цветы – радуга на клумбах.

 

 

1

 

1

 

7.

Жизнь животных осенью.

 

2

2

 

 

8

Насекомые.

 

1

1

 

 

9.

Птичьи заботы осенью.

 

1

1

 

 

10.

Городские птицы.

 

1

1

 

 

11.

Осенние приметы.

 

2

1

1

 

12.

Жизнь диких животных осенью.

 

1

1

 

 

13.

Осенние кладовые.

Октябрь

1

1

 

 

14.

4 – октября день защиты животных.

 

 

2

1

1

 

15.

Портретная галерея «Домашний любимец». Научно — исследовательская конференция.

 

 

 

4

2

2

+

16.

День учителя. Букет учителю.

 

1

1

 

 

17.

Дары природы.

 

2

1

1

 

18.

Лекарственные растения.

 

2

1

1

 

19.

 Плоды. Ягоды.

 

2

1

1

 

20.

В гостях у природы. Правила поведения. Экскурсия.

 

 

1

 

1

 

21.

Краски листопада. Листопадные и вечнозелёные растения.

 

3

1

2

 

22.

Гербарий.

Ноябрь

2

1

1

 

23.

Дары сада, огорода, леса.

 

1

1

 

 

24.

Признаки созревания семян.

 

1

 

1

 

25.

Звуки природы осенью.

 

2

1

1

 

26.

День мамы.

 

1

1

 

 

27.

Птичья столовая.

 

3

1

2

 

28.

Праздник урожая.

 

2

1

1

 

29.

Выставка творческих работ. Игра «Живое и неживое».

 

 

1

 

1

+

30.

Способы консервации и хранения урожая.

 

1

1

 

 

31.

 

Практическая работа. Рисунки. Аппликация. Лепка. Поделки.

Декабрь

 

10

 

10

 

32.

Акция – « Перелётные птицы».

 

2

1

1

 

33.

Экскурсии. 

 

2

 

2

 

 

Природа зимой.

 

32

16

16

 

34.

Сезонные изменения в зимнее время. Рисование зимнего пейзажа.

январь

 

 

3

1

2

 

35.

Значение снега. Игры на снегу.

 

3

1

2

 

36.

Вечнозелёные растения.

 

1

1

 

 

37.

Период покоя растений.

 

1

1

 

 

38.

Комнатные и оранжерейные растения.

 

 

2

1

1

 

39.

Дизайн новогодней ёлки. Изготовление ёлочки из цветной бумаги.

 

 

 

3

1

2

 

40.

Вода. Живительная сила воды.

 

3

1

2

 

41.

Круговорот воды в природе.

 

2

1

1

 

42.

Зимние осадки.

 

1

1

 

 

43.

Рождественские поздравления.

 

1

 

1

 

44.

Огород на окне. Растения зимой.

Февраль

3

1

2

 

45.

Зимние заботы животных. Помоги животным зимой.

 

2

1

1

 

46.

Природа спит.

 

2

1

1

 

47.

Акция  «Помоги птице». Изготовление и развешивание кормушек.

 

 

 

3

2

1

 

48.

День зимнего равноденствия.

 

1

1

 

 

49.

День Защитника Отечества. Мужские профессии.

 

 

2

1

1

 

50.

Зима – друг, зима – враг.

 

1

1

 

 

 

Природа весной и летом

 

37

19

18

 

51.

Женские профессии. Подарок маме.

Март

 

2

1

1

 

52.

Первые цветы. Охрана  первоцветов.

 

 

2

1

1

 

 

Первые витамины.

 

2

1

1

 

53.

Начало сокодвижения.

 

1

1

 

 

54.

22- марта Всемирный день  воды.

 

1

 

1

 

55.

Красная книга России.

 

4

2

2

 

56.

Красная книга РСО-А.

 

4

2

2

 

57.

1 апреля – День птиц.  Изготовление и развешивание скворечников.

 

Апрель

 

4

2

2

 

58.

7 – апреля День здоровья.

 

2

1

1

 

 

Вода — друг, вода – враг. Экскурсия на реку Таргайдон.

 

2

1

1

 

59.

Проснулись насекомые.

 

1

1

 

 

60.

Весенние трели.

 

2

1

1

 

61.

Весенние заботы животных.

 

2

1

1

 

62.

Цветение растений.

 

2

1

1

 

63.

22 апреля День Земли.

 

1

1

 

 

64.

Комнатное цветоводство.

 

2

 

2

 

65.

Сорняк – друг, сорняк – враг.

Май

1

 

1

 

66.

Юные исследователи Земли.

 

4

2

2

 

67.

Итоговое занятие. Тесты.

 

2

2

2

+

68.

 

1 июня – День защиты детей.

Июнь

2

 

2

 

 

Игры на воздухе.

 

5

 

5

 

 

Итого

 

144

66

78

 

 

 

 

Список литературы

 

 Для  педагога:

 

1.    Анашкина Е.Н. Веселаяботаника., Ярославль 1998 г.

2.    Рухлов В.М.Занимательная ботаника, М., 1999 г.

3.    Русских Р.Д. Лесныеробинзоны, Ижевск, 1973 г.

4.    Запартович Б.Б. Слюбовью к природе. «Педагогика», 78.

5.    Плешаков А.А. Природоведение.М.81.

6.    Фарб Питер.Популярная экология. М.71.

7.    Пономарева И.Н.Экология растений с основами биогеоценологии, М., 78г.

8.    О состоянииокружающей среды в РСО-Алания.  Государственный доклад. Владикавказ, 2002 г.

9.    Голубев И.Р.Окружающая среда и ее охрана. М., 80.

10.Попов К.П.  Растительный мир РСО 0 Алании.

11.Красная книга РСО – Алании, Владикавказ, 1999г.

12.Попов К.П.  По тропам родного края, Владикавказ,92г.

13.Бероев Б.М. Экологическими тропами Северной Осетии,Владикавказ, 93г.

14.Будум А.С. Природа, природные ресурсы Северной Осетиии их охрана, Владикавказ, 94 г.

15.Селивко Г.К. Современные образовательные технологии,«Народное образование, 2005г.

 

 

Для детей и родителей:

1.    Головкин Б.Н. Я познаюмир. Загадочные растения. Детская энциклопедия.

2.    Головкин Б.Н.  Япознаю мир. Загадочные  животные. Детская энциклопедия.

3.    Верзилин Н.М.  Последам Робинзона, Просвещение,99г.

4.    Новиков И.В.,Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов, Ярославль, 2003 г.

5.    Потапова Л.М. Детямо природе. Экология в играх, Ярославль,2003г.

6.    Тарабарина Т.И.,СоколоваЕ.И. И учеба и игра. Природоведение, Ярославль, 1998г.

7.    Анашкина Е.Н.Веселая ботаника., Ярославль 1998 г.

8.    Рохлов В.М.Занимательная ботаника, М., 1999 г.

9.    Русских Р.Д. Лесныеробинзоны, Ижевск, 1973 г.

10.Запартович Б.Б. С любовью к природе. «Педагогика», 78.

 

 

 

Тесты итогового  контроля знаний  обучающихся.

 

1.               Задание: вписатьтермины.

2.               Задание: дописатьопределение.

3.               Задание:дорисовать, доклеить.

Для 1-2 задания можно предложить готовыйсловесный ряд, можно проводить устно. Для 3-го задания можно предложить набордля аппликаций.

Вопросы. Задания 1-2.

I -е полугодие.

·      … — все, что насокружает (природа).

·      … — не часть природы(созданное человеком).

·      Человек, растения,животные — … природа (живая).

·      Космические тела, вода,воздух, земля — … природа (неживая).

·      Дышит, питается,растет, размножается, реагирует на раздражение, двигается – признаки … природы(живой).

·      Не дышит, не питается,не растет, не размножается, не реагирует на раздражение, не двигается – признаки… природы (неживой).

·      … — это животные,которые сами строят жилища, добывают пищу, выхаживают потомство (дикиеживотные).

·      … — живут рядом счеловеком, человек их кормит, помогает ухаживать за потомством (домашниеживотные).

·      … —  животные для удовлетворенияэстетических потребностей человека.

·      Смена времен года – этодвижение Земли вокруг… (солнца).

·      Смена дня и ночи — этодвижение Земли вокруг… (своей оси).

·      … — это разные формыземной поверхности (рельеф).

·      Примеры рельефа …(горы, равнины, ущелья, овраги, реки. моря, океаны).

·      … — это верхнийплодородный слой земли (почва).

·      … — путешествиекапельки воды с поверхности земли в атмосферу и на землю в виде дождя или снега(круговорот воды).

·      … — движение воздуха (ветер).

Вопросы. Задания 1-2.

II-еполугодие.

·      Мы живем в государстве … (Россия).

·      Моя малая родина — …(Республика Северная Осетия – Алания).

·      Столица государства …(Москва).

·      Столица РеспубликиСеверная Осетия – Алания — … (Владикавказ).

·      Города Республики СевернаяОсетия – Алания … (Владикавказ, Беслан, Моздок, Дигора, Алагир).

·      Села Республики СевернаяОсетия – Алания … (Ногир, Гизель и т. д.)

·      Цвета флага России …(белый, синий, красный).

·      Цвета флага РеспубликиСеверная Осетия – Алания … (белый, желтый, красный).

·      Книга с вымирающимирастениями и животными — … (Красная книга).

Задание 3.

·      Убери лишнее (словесныйили предметный ряд).

·      Сгруппируй (словесный илипредметный ряд).

·      Назови (картинки животных, их следы, растения).

·      Что за растение (картинкиплодов, листьев).

·      Дорисуй животное (по хвосту,носу).

·      Дорисуй растение (полистьям, цветкам, подземному органу).

·       

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет