X-PDF

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Этимология русского слова

Поделиться статьей

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа   №27»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса для учащихся 11 класса

на уровень            Базовый

 

Этимология русского слова

Автор-составитель:  учитель первой квалификационной категории  русскогоязыка и литературы Аухадеева Мунира Мухаметвакиловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Набережные Челны

2022г.

 

 

Планируемые результаты освоения учебного курса.

  Личностныерезультаты

В сфере отношенийобучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

•             ориентация обучающихся надостижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,инициативность, креативность, готовность и способность к личностномусамоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

•           готовность испособность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессесамостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

•           готовность испособность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению кобщественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания иосмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

•  готовность и способностьобучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческимиценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическомсамосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

 •принятие и реализация ценностейздорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентноеотношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятиевредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

   В сфере отношений обучающихся кРоссии как к Родине (Отечеству):

•российская идентичность,способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбеРоссии, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

 

•уважение к своему народу, чувствоответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое инастоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам(герб, флаг, гимн);

•формирование уважения к русскомуязыку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основойроссийской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

•воспитание уважения к культуре,языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

  В сфере отношений обучающихся кзакону, государству и к гражданскому обществу:

•гражданственность, гражданскаяпозиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего своиконституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознаннопринимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические идемократические ценности, готового к участию в общественной жизни; •признаниенеотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому отрождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушенияправ и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободычеловека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международногоправа и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая иполитическая грамотность;

• мировоззрение, соответствующеесовременному уровню развития науки и общественной практики, основанное надиалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознаниесвоего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии исоциальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений вгруппе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивномуучастию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе вразличных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественнозначимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы,равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения кнациональному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

• готовность обучающихсяпротивостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции;дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам идругим негативным социальным явлениям.

  В сфере отношений обучающихся сокружающими людьми:

• нравственное сознание и поведениена основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания иповедения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог сдругими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели исотрудничать для их достижения; •принятие гуманистических ценностей,осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, егомнению, мировоззрению;

•способность к сопереживанию иформирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченнымивозможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентноеотношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умениеоказывать первую помощь;

•формирование выраженной вповедении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выборудобра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческихценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия идружелюбия);

•           развитие компетенцийсотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности.

  В сфере отношений обучающихся кокружающему миру, живой природе, художественной культуре:

•           мировоззрение,соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией опередовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

•           готовность испособность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всейжизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности;

•           экологическая культура,бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной исоциальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения инавыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направлен-нойдеятельности;

•           эстетическое отношенияк миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

   В сфере отношений обучающихся ксемье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

•           ответственное отношениек созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

•           положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейныхценностей.

  В сфере отношения обучающихся ктруду, в сфере социально-экономических отношений:

•           уважение ко всем формамсобственности, готовность к защите своей собственности;

 

•           осознанный выборбудущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

•           готовность обучающихсяк трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решенииличных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

•           потребность трудиться,уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

•           готовность ксамообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

   В сфере физического,психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

•           физическое,эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизниобразовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологическогокомфорта, информационной безопасности.

    Метапредметные результаты

   Метапредметные результатыосвоения основной образовательной программы представлены тремя группамиуниверсальных учебных действий (УУД).

   Регулятивные УУД: выпускникнаучится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, покоторым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствиядостижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизниокружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить иформулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненныхситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальныересурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достиженияцели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные инематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимыхдля достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результатдеятельности с поставленной заранее целью.

    Познавательные УУД: выпускникнаучится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числеосуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые(учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретироватьинформацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия винформационных источниках; использовать различные модельно-схематическиесредства для представления существенных связей и отношений, а такжепротиворечий, выявленных в информационных источниках; находить и приводитькритические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно иразумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебногопредмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкогопереноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальнуюобразовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников иресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательнойдеятельности.

   Коммуникативные УУД: выпускникнаучится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и совзрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами),подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображенийрезультативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлениигрупповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального икомбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать своюточку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковыхсредств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до ихактивной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегаяличностных оценочных суждений.

 

Предметныерезультаты освоения учебного предмета Русский язык

 

 

Название раздела

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Некоторые вопросы лингвистики текста в школьных программах и учебниках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплексная работа с текстом при изучении русского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства художественной выразительности и их роль в тесте

 

 

 

Стилистические возможности языковых средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация взаимосвязи курсов русского языка и литературы в процессе работы с текстом

 

 

Воспитание интереса к изучению русского языка в процессе работы с текстом

 

 

 

 

 

 

Развитие языковой личности в процессе работы с текстом

•использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

•использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты,доклады,сочинения);

•выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

•подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

•сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

•использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

•анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной  второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

•преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи;

•соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции

соответствия языковым нормам;

•использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. 

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном текс­те и видеть взаимосвязь между ними;

анализировать при оценке собственной и чужой речи языко­вые средства, использованные в тексте, с точки зрения пра­вильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разно­видностей современного русского языка;

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительнос­ти речи;

иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информа­цию, известную и неизвестную информацию в прослушан­ном тексте;

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную инфор­мацию;

сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

владеть умениями информационно перерабатывать прочитан­ные и прослушанные тексты и представлять их в виде тези­сов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссион­ных проблем;

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах об­щения;

осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные уме­ния и навыки на основе знаний о нормах русского литератур­ного языка;

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

 

 

Содержание курса

№ п/п

Название раздела и тем курса

Краткое содержание учебной темы

Количество часов

1

Теории о происхождении языков

Роль этимологического анализа. Этимология слова  «язык».Родной язык.  Это мудрёное слово «этимология». Что изучает наука Этимология. Связь понятий «язык» — народ» — «культура». Теории о происхождении языков.

5

4

Языковые группы

Языковые группы.  Место русского языка среди родственных языков,  Языки-родственники. Русский, украинский, белорусский.  К истокам нашего языка Этимологический анализ,  Возникновение речи. Изобразительные возможности языка   Части речи. О происхождении и развитии частей речи Строительный материал. Приставки и суффиксы.  Части речи. О происхождении и развитии частей речи «Странные» морфемы  Этимологический анализ. Этимологические словари.  Этимологический словарь. Лексика. Творческая работа  «Как рождается слово». Фонетика и этимология.  Связь этимологии с фонетикой и словообразованием. «Биография слова»: исторические изменения. . Фонетические изменения и фонетические соответствия. «Биография слова»: исторические изменения.  Развитие значения слова. Загадочные родственники. Творческая работа.   Смысловая общность этимологически родственных слов.  Истинная и гипотетическая этимология.   Ошибочная этимология и причины её появления Слово в народном употреблении «Жемчужины» народной речи. Народная и детская этимология Словообразование и этимология. Словообразовательные соответствия Устаревшие аффиксы

22

5

 

История письменности

Семантика и этимология. Семантические закономерности. Особенности древнейшего слоя лексики. Отражение мифологического мышления в языке. Человек и социум, версии происхождения слова «человек». Теории о происхождении языков. История языковых групп. История письменности.

8

8

Деятельность Кирилла и Мефодия.

Древнейшие алфавиты. Деятельность Кирилла и Мефодия.

2

9

Этимологический анализ слов

Этимологический анализ слов, связанных с понятием «Свой» — «чужой». Время в языке и мышлении древних славян. Особенности древнейшего слоя лексики.  Система названий временных отрезков, их этимология.  Многозначные и однозначные слова. Слова-комики. Каламбур Синонимы. Паронимы.   Антонимы. Словесные раскопки  Понятия «богач» — «бедняк». Названия денег в Древней Руси. Этимология слов со значением «говорить». Связь понятий «говорить» — «лечить» — «колдовать».  Названия денег в Древней Руси. Этимология слов со значением «говорить». Этимология слов, характеризующих человеческие качества и эмоции.  Связь понятий «говорить» — «лечить» — «колдовать».  Этимология слов, характеризующих человеческие качества и эмоции.  Имена и фамилии.  От собственных имен к нарицательным.Этимология слов, обозначающих цвет и запах.  Цвет и слово. «Истории» цветов  (подготовка к неделе Мир языка).  Ключик к тайне. Наука и язык. Об общих латинских, греческих морфемах в составе русских слов. Представление и анализ творческих работ учащихся  Речевые штампы  Обычаи и традиции в слове.«В семье не без урода»: вульгаризмы, просторечия, жаргонизмы. Как реставрируется старина. Стилизация. Историзмы, архаизмы.   Географическая карта. Топонимы и гидронимы в нашем городе, крае. Перспектива этимологии как науки. Особенности развития значения слова на основе метафоры, метонимии. Псевдонародная этимология. Её задачи.  Этимология фразеологии. Практическая работа. Пословицы, поговорки, афоризмы. Этимология фразеологии. Практическая работа. Пословицы, поговорки, афоризмы. Стилистически окрашенные фразеологизмы. Стилистические фразеологизмы-синонимы. Каверзные фразеологизмы. О трудностях перевода устойчивых сочетаний на иностранный язык Всеобщий язык. Эксперименты с языком. Эсперанто. Пути появления в языке фразеологизмов Собственные имена помогают раскрыть характер человека. Собственные имена помогают раскрыть характер человека. Образ как основная единица изображения и восприятия. Обучение образному мышлению с опорой на этимон и внутреннюю форму слова. Этимология на службе орфографии

31

 

Итого:

 

68

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫКУРСА (ФГОС)

 

№пп

Название разделов, занятий

количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

 

 

 

 

Дата проведения

План

 

Факт

 

 

Теории о происхождении языков.

1.       

Роль этимологического анализа. Этимология слова  «язык».

1

Семинары-практикумы. Тестирование по темам

01.09

 

2.       

Родной язык.

1

Лекция  Работа со словарём

Составление плана  Отработка основных понятий 

05.09

 

3.       

Это мудрёное слово «этимология». Что изучает наука Этимология.

1

Лекция с составлением таблиц-памяток

08.09

 

4.       

Связь понятий «язык» — народ» — «культура».

1

Сообщения учащихся. Практическая работа. Составление предложений

 

12.09

 

5.       

Теории о происхождении языков

1

Сообщения учащихся.

Индивидуальная работа

Составление рассказа

Словарная работа, конструирование предложений 

15.09

 

Языковые группы

6.       

Языковые группы.

1

Графическое обозначение связи.

Практическая работа

Формулирование принципа группировки словосочетаний

19.09

 

7.       

Место русского языка среди родственных языков

1

Сообщения учащихся.

Индивидуальная работа

22.09

 

8.       

Языки-родственники. Русский, украинский, белорусский.  К истокам нашего языка

1

Лекция. Практическое применение правил

26.09

 

9.       

Возникновение речи. Изобразительные возможности языка

1

Лекции с составлением алгоритмов по темам

29.09

 

10.    

Строительный материал. Приставки и суффиксы. «Странные» морфемы

1

Семинары — практикумы

03.10

 

11.    

Части речи. О происхождении и развитии частей речи

1

Лекция учителя. Тренировочные задания

06.10

 

12.    

Этимологический анализ.

1

Работа с текстом Ю.М. Нагибина «Москвич Пушкин» . Отработка основных ключевых понятий Индивидуальная работа с последующими выводами

10.10

 

13.    

Этимологические словари.

1

Сообщения учащихся.

Индивидуальная работа

13.10

 

14.    

Этимологический словарь. Лексика. Творческая работа  «Как рождается слово»

Компьютерное тестирование

17.10

 

15.    

Фонетика и этимология.

1

Семинар, работа в группах Сообщения учащихся . Словарная работа  Нахождение алгоритма «расшифровка записи»

20.10

 

16.    

Связь этимологии с фонетикой и словообразованием.

1

использование  форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся; 

24.10

 

17.    

Фонетические изменения и фонетические соответствия

1

Рефлексия

 Сообщения учащихся.

Индивидуальная работа

27.10

 

18.    

«Биография слова»: исторические изменения.

1

подбор тематического текстового материала, разработка способов 
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков 
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых 
единиц; 

07.11

 

19.    

Развитие значения слова. Загадочные родственники. Творческая работа

1

комплексная работа с текстом;  лекция, решение занимательных задач

10.11

 

20.    

Смысловая общность этимологически родственных слов.

1

лингвостилистический анализ текста; Практическая работа

14.11

 

21.    

Истинная и гипотетическая этимология.

1

Работа с научно-популярной литературой, анализ лингвистических задач

17.11

 

22.    

Ошибочная этимология и причины её появления

1

Устный опрос, взаимопроверка Нахождение алгоритма «восстановление строки»

21.11

 

23.    

Слово в народном употреблении

Решение лингвистических задач
 работа со словарем

24.11

 

24.    

«Жемчужины» народной речи. Народная и детская этимология

1

Работа с научно-популярной литературой

28.11

 

25.    

Словообразование и этимология.

1

Исследовательская деятельность, выступления учащихся

01.12

 

26.    

Словообразовательные соответствия

1

Самостоятельная работа, работа с этимологическим словарём

05.12

 

27.    

Устаревшие аффиксы

1

Лекция с элементами исследования, решение лингвистических задач

08.12

 

История письменности

 

28.    

Семантика и этимология.

1

Лекция с элементами исследования

12.12

 

29.    

Семантические закономерности

1

Работа в группах,  определение значений по контексту

15.12

 

30.    

Особенности древнейшего слоя лексики.

1

Самостоятельная работа, работа с теоретическим материалом, составление доклада

19.12

 

31.    

Отражение мифологического мышления в языке

1

Лекция с элементами исследования, составление логических проектов

22.12

 

32.    

Человек и социум, версии происхождения слова «человек».

1

Работа в группах, исследование. Этимология слов со значением «говорить». Связь понятий «говорить» — «лечить» — «колдовать».

26.12

 

33.    

Теории о происхождении языков.

1

Мозговой штурм, исследование и работа с этимологическим словарем

09.01

 

34.    

История языковых групп

1

Мозговой штурм, исследование

12.01

 

35.    

История письменности.

1

Лекция с элементами исследования. работа с этимологическим словарем

16.01

 

Деятельность Кирилла и Мефодия.

 

36.    

Древнейшие алфавиты.

1

Лекция с элементами исследования, работа с этимологическим словарем

19.01

 

37.    

Деятельность Кирилла и Мефодия.

1

Исследовательская деятельность, работа с этимологическим словарем

23.01

 

Этимологический анализ слов

 

38.    

Этимологический анализ слов, связанных с понятием «Свой» — «чужой».

1

Лекция с элементами исследования, работа с этимологическим словарем

26.01

 

39.    

Время в языке и мышлении древних славян.

1

редактирование текста; работа с этимологическим словарем

30.01

 

40.    

Система названий временных отрезков, их этимология.

1

Работа по алгоритму, работа со словарями

02.02

 

41.    

Многозначные и однозначные слова. Слова-комики. Каламбур.

1

групповой опрос при опросе лекции, работа в четвёрках

06.02

 

42.    

Синонимы. Паронимы.   Антонимы. Словесные раскопки.

1

групповая дискуссия, когда решаются проблемные вопросы

09.02

 

43.    

Понятия «богач» — «бедняк».

1

Лекция с элементами беседы, работа с этимологическим словарем

13.02

 

44.    

Названия денег в Древней Руси.

1

Семинарское занятие, работа с этимологическим словарем

16.02

 

45.    

Этимология слов со значением «говорить».

1

Урок-дискуссия, работа в группах, работа с этимологическим словарем

20.02

 

46.    

Связь понятий «говорить» — «лечить» — «колдовать».

1

Лекция с элементами исследования, работа с этимологическим словарем

27.02

 

47.    

Этимология слов, характеризующих человеческие качества и эмоции.

1

Беседа, работа в группах, работа с этимологическим словарем

02.03

 

48.    

Имена и фамилии.  От собственных имен к нарицательным.

1

Решение текстовых количественных и качественных задач. работа с этимологическим словарем

06.03

 

49.    

Этимология слов, обозначающих цвет и запах.

1

Дискуссия, выполнение заданий по разграничению понятий. работа с этимологическим словарем

09.03

 

50.    

Цвет и слово. «Истории» цветов  (подготовка к неделе Мир языка).

1

Выступления с докладами, работа с этимологическим словарем

13.03

 

51.    

Ключик к тайне. Наука и язык. Об общих латинских, греческих морфемах в составе русских слов.

1

Работа с текстами, работа с этимологическим словарем

16.03

 

52.    

Представление и анализ творческих работ учащихся

1

дискуссию, строить развернутое высказывание по типу рассуждение

20.03

 

53.    

Речевые штампы

1

Работа с текстами, работа с этимологическим словарем

23.03

 

54.    

Обычаи и традиции в слове.

1

Выступления с докладами, работа с этимологическим словарем

03.04

 

55.    

«В семье не без урода»: вульгаризмы, просторечия, жаргонизмы.

1

Дискуссия, выполнение заданий по разграничению понятий. работа с этимологическим словарем

06.04

 

56.    

Как реставрируется старина. Стилизация. Историзмы, архаизмы.

1

Решение текстовых количественных и качественных задач. работа с этимологическим словарем

10.04

 

57.    

Географическая карта. Топонимы и гидронимы в нашем городе, крае.

1

Выступления с докладами, работа с этимологическим словарем

13.04

 

58.    

Перспектива этимологии как науки

1

работы с этимологическими словаря

17.04

 

59.    

Особенности развития значения слова на основе метафоры, метонимии.

1

Выступления с докладами, работа с этимологическим словарем, этапы этимологического анализа

20.04

 

60.    

Псевдонародная этимология. Её задачи

1

Выступления с докладами, работа с этимологическим словарем

24.04

 

61.    

Этимология фразеологии. Практическая работа. Пословицы, поговорки, афоризмы.

1

Дискуссия, выполнение заданий по разграничению понятий. работа с этимологическим словаре

27.04

 

62.    

Стилистически окрашенные фразеологизмы. Стилистические фразеологизмы-синонимы.

1

Выступления с докладами, работа с этимологическим словарем

04.05

 

63.    

Каверзные фразеологизмы. О трудностях перевода устойчивых сочетаний на иностранный язык

1

Решение текстовых количественных и качественных задач. работа с этимологическим словарем

08.05

 

64.    

Всеобщий язык. Эксперименты с языком. Эсперанто.

1

Дискуссия, выполнение заданий по разграничению понятий. работа с этимологическим словарем

11.05

 

65.    

Пути появления в языке фразеологизмов. Контрольная работа

1

Выступления с докладами, работа с этимологическим словарем

15.05

 

66.    

Собственные имена помогают раскрыть характер человека. Самостоятельная работа

1

Решение текстовых количественных и качественных задач. работа с этимологическим словарем

18.05

 

67.    

Образ как основная единица изображения и восприятия. Обучение образному мышлению с опорой на этимон и внутреннюю форму слова

1

Дискуссия, выполнение заданий по разграничению понятий. работа с этимологическим словарем

22.05

 

68.    

Этимология на службе орфографии.

1

Выступления с докладами, работа с этимологическим словарем

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные контрольные задания

 

I. Семинарские занятия.

1. Теории опроисхождении языков.

2. Языковые группы.

3. Историяписьменности. Древнейшие алфавиты.

4. ДеятельностьКирилла и Мефодия.

II. Контрольнаяработа по теме «Фонетика и этимология»

1. Подберитеоднокоренное слово, в котором наблюдается чередование:

ухо — …, мокнуть — …,рыбак — …, стерегу — …, друг — …, ходить — ….

2. Найдитеоднокоренное слово с исконным согласным:

жена — …, польза — …,чужой — ….

3. Восстановите праславянскийкорень по древнерусскому и старославянскому варианту:

брань, оборона — …

безбрежный, берег — …

Бремя, беременная — …

облако, оболочка — …

главный, голова — …

4. Найдите слова смнимым полногласием:

брат, плен, краткий,крепкий, запрет, грех, хоровод, мрак, дорога.

5. Докажите припомощи звуковых соответствий, что данные слова являются однокоренными:

трясти – трус, зуб –зябь, мятеж – смута, мука – мять, звонкий – звякать.

III. Контрольнаяработа по теме «Словообразование и этимология»

1. Составьте словообразовательноегнездо слова «слово».

2. Определитезначение словообразовательного элемента вън- в словах: внимать, внушать,внимание, внедрить.

3. Докажите, чтослова семя, пламя, знамя, стремя образованы по однойсловообразовательной модели, найдите мотивирующее слово для каждого из них.

4. Может ли слово голубьс точки зрения фонетики и словообразования  быть родственным словам желчь,зола, золото, зелень, желтеть?

5. Произведитесловообразовательный анализ слов понурый, невеста.

IV.Исследовательская работа по теме «Система названий месяцев и дней недели врусском языке»

V. Зачетнаяисследовательская работа по теме, выбранной учащимся (Анализлексико-семантической группы слов, относящихся к одному понятию)

 

 

Список литературы

Словари.

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4, М., 1956
  2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.1-4, М., 1964 – 1971
  3. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка, изд. 2, М., 1971
  4. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1970
  5. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка в 2-х т., М., 1993
  6. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд/ Под ред. О.Трубачева, М., 1974 – 1987
  7. Полный церковно-славянский словарь: в 2 т./ Состав. Г.Дьяченко, М., 1998
  8. Из истории русских слов: Словарь-пособие, М., 1993

Специальнаялитература

  1. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово, М., 1971
  2. Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание в русской словесности. М., 1994
  3. Бидерман Г. Энциклопедия символов, М., 1996
  4. Ветвицкий Э. Занимательное языкознание, М., 1966
  5. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений, М., 1989
  6. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов,М.,1998
  7. Ольгович С.И. Этимология и орфография. Учебное пособие в 2-х частях, Томск, 1996
  8. Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки, М., 1983
  9. Потебня А.А. Эстетика и поэтика, М., 1976
  10. Топоров В.Н. Этимология, М., 1981
  11. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности, М., 1978
  12. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия, Ленинград, 1971

Популярная литература

  1. Вартаньян Э. Из жизни слов, М., 1962
  2. Ковалевская Е.Г. История слов, М., 1968
  3. Кондратов А.М. Земля людей – земля языков, М., 1974
  4. Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь, М., 1994
  5. Откупщиков Ю.В. К истокам слова, М., 1973
  6. Успенский Л.В. Почему не иначе? М, 1967
  7. Успенский Л.В. Слово о словах, Л., 1962
  8. Шанский Н.М. В мире слов, М., 1971
  9. Этерлей Е.Н., Кузнецова О.Д. Неизвестное в известном, Л., 1979

Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей