X-PDF

Рабочая программа факультатива Быт и нравы русского народа

Поделиться статьей

 

бюджетноеобщеобразовательное учреждение

Троснянскогорайона Орловской области

«Жерновецкаясредняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1 от 01.09.2022 г.

Руководитель МО

 _________/О. В. Прус/

Согласовано

Заместитель директора школы

по УВР

___________/И. А. Блинникова/

 

01.09.2022 г.

Утверждено

Директор школы

___________/Н. Н. Фроликова/

 

Приказ № 68  от 01.09.2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочаяпрограмма

факультативапо истории

«Быти нравы русского народа»

 

 

основноеобщее образование

 

 

8класс

 

 

срокосвоения – 1 год

 

 

 

 

 

Составительрабочей программы:

СерединаГалина Викторовна

учитель,

перваяквалификационная категория

 

 

 

 

2022

Аннотация к рабочей программе

Рабочаяпрограмма факультатива «Быт и нравы русского народа» для 8 класса являетсячастью Основной общеобразовательной программы основного общего образования БОУТР ОО «Жерновецкая СОШ». Рабочая программа факультатива «Быт и нравы русского народа» для обучающихся 8 класса составленана основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

— Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 10.08.2017).

— Приказа Министерства образования и наукиРФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего

образования» (с изменениями и дополнениямиот 29.12.2014 , 31.12.2015, 29.07.2017).

— Учебного плана школы  на 2022 – 2023учебный год.

Даннаяпрограмма направлена на изучение культуры, быта и традиций русского народа какматериальной, так и духовной.

Занятияпо программе способствуют приобщению обучающихся к русской народной культуре,формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить иразвить художественные способности детей в процессе учебно-практическойдеятельности.

Особенностьюпрограммы является то, что она строится на сочетании разных направленийобразовательной деятельности. В процессе занятий обучающиеся знакомятся сосновами фольклора, декоративно-прикладного искусства и т.д.

Крометого, обучающиеся привлекаются к практической деятельности по сохранению ивозрождению традиционной русской культуры, учатся записывать народные игры ифольклор, изготавливать некоторые игрушки, участвуют в проведении календарныхпраздников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочаяпрограмма факультатива «Быт и нравы русского народа» для 8 класса являетсячастью Основной общеобразовательной программы основного общего образования БОУТР ОО «Жерновецкая СОШ». Рабочая программа факультатива «Быт и нравы русского народа» для обучающихся 8 классасоставлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методическихдокументов:

— Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 10.08.2017).

— Приказа Министерства образования и наукиРФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего

образования» (с изменениями и дополнениямиот 29.12.2014 , 31.12.2015, 29.07.2017).

— Учебного плана школы  на 2022 – 2023учебный год.

Даннаяпрограмма направлена на изучение культуры, быта и традиций русского народа какматериальной, так и духовной.

Занятияпо программе способствуют приобщению обучающихся к русской народной культуре,формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить иразвить художественные способности детей в процессе учебно-практическойдеятельности.

Особенностьюпрограммы является то, что она строится на сочетании разных направленийобразовательной деятельности. В процессе занятий обучающиеся знакомятся сосновами фольклора, декоративно-прикладного искусства и т.д.

Крометого, обучающиеся привлекаются к практической деятельности по сохранению ивозрождению традиционной русской культуры, учатся записывать народные игры ифольклор, изготавливать некоторые игрушки, участвуют в проведении календарныхпраздников.

Программа предполагаетиспользование следующего списка литературы по факультативу «Быт и нравырусского народа»:

1. Костомаров Н. И. «Быти нравы русского народа в XVIXVIIстолетиях.-Смоленск: «Русич», 2014»;

2. Забылин М. «Русский народ: его обычаи, предания, обрядыи суеверия.-

М.,Эксмо, 2003»;

3.Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: Современник,1985.

4.Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников нанародных традициях. М.: Народное образование,2002.

5.Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре.-М.: ЮНВЕС, 1997.

6.Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники.Литературные путешествия. М.: 1986.

 

Планируемыерезультаты освоения факультатива

Личностныерезультаты:

-сформированность основ гражданской идентичности личности;

-готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательноймотивации, в том числе готовность к выбору направления профильногообразования;

-сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установкии моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,правосознание;

-принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурноисторической, социальнойи духовной жизни своей страны;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

-формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящихв окружающем мире;

-воспитание культуры общения и взаимодействия в коллективе в процессе народныхигр и традиционных праздников.

 

Метапредметныерезультаты:

Регулятивные

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средствее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия всоответствии с поставленной задачей и условиями еереализации; определять наиболее эффективные способыдостижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивнодействовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

-формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоениеначальных форм познавательной и личностной рефлексии;-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий(далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытомучебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,организации, передачи и интерпретации информации.

Коммуникативные

-способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иномумнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию сучителем и сверстниками, адекватно передавать информацию иотображать предметное содержание и условия деятельности.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признаватьвозможность существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точкузрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватнооценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторони сотрудничества.

 

Предметныерезультаты:

-знание образцов устного народного творчества: песен, загадок, пословиц,поговорок, закличек, сказок, колыбельных;

-понимание места образцов устного народного творчества в праздничной и бытовойстороне жизни наших предков;

-понимание особенностей и символики русского костюма и жилища

-знание праздников, традиций, обычай, исторических событий и их места в историии формировании мировоззрения русского народа осознание целостности окружающегомира, расширение знаний о российской многонациональной культуре

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,способность к работе с информацией, представленной разными средствами;расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умениявоспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

Врезультате освоения факультатива «Быт и нравы русского народа» обучающиесянаучатся:

— сформироватьболее полные знания по народной культуре,

— уважатьтрадиции русского народа,

-понимать, уважать и сопереживать по отношению к чувствам других людей,

-интересоватьсякультурным наследием русского народа,

-расширятьактивный словарный запас,

-распознавать календарные и семейные обряды, обычаи.

 

 

В результатеосвоения факультатива «Быт и нравы русского народа» обучающиесяполучат возможность научиться:

-ориентироватьсяв традициях народной культуры,

-использовать элементы народной культуры в повседневной жизни,

-овладеватьнавыками общения, чувствовать себя комфортно в любой остановке,

-сформироватькачества русского характера: трудолюбие, честность, смекалка и коллективизм,

-повыситькоммуникативные, информационные, социальные, трудовые, интеллектуальныекомпетенции.

 

Содержание факультатива

Древниежилища

ПонятиеРодины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Древние жилища:город, пригород, слобода, посад, погост, село, деревня. Древние города России,их памятники культуры.

 

Жилище.Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русскаяизба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки(подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба.Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки.

 

Традиционнаярусская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб —главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные ипостные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — отглагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок.Варенья. Соленья.

 

Семейныепраздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Быткрестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядокдня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»).Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми.Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели;ярмарочные карусели.

 

Русскиенародные игры

Рольигр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражениеобрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек.Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре.Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами.Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

 

Обычаии обряды русского народа

Чтотакое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решениевопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречимолодых хлебом – солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания всовременной России. Родины и крестины. Новоселье. Смерть. Погребение. Верованиярусского народа.

 

Тематическое планирование с указанием количествачасов,

отводимых на освоение каждой темы

 

8 класс(34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Название темы

Количество часов

Россия – Родина моя (6 часов)

1

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские.

1

2

Древние жилища: город, пригород, слобода, посад, погост, село, деревня.

1

3-6

Древние города России, их памятники культуры.

4

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем (4 часа)

7

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

1

8-9

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

2

10

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки.

1

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания (2 часа)

11

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

1

12

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

 

1

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды (5 часов)

13

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня.

1

14

Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»).

1

15

Глиняные и деревянные игрушки.

1

16

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи.

1

17

Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

1

Русские народные игры (11 часов)

18

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

1

19-27

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта.

9

28

Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

1

Обычаи и обряды русского народа (5 часов)

29

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси.

1

30

Родины и крестины.

1

31

Новоселье.

1

32

Смерть. Погребение.

1

33

Верования русского народа.

1

Обобщение (1 час)

34

Урок обобщения.

1

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет