X-PDF

Рабочая программа факультативного курса Художественная вышивка вышивка

Поделиться статьей

       ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная)общеобразовательная

школа–интернат г. Петушки»

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

 факультативногокурса

«Художественнаявышивка»

учителяОвсова Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 уч.год

 

 

Актуальность

Народнаяхудожественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры,изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.Кружки художественной вышивки дают возможность практически познакомить детей сэтим видом искусства.

Зародившисьмного лет тому назад и не потеряв актуальности в наши дни, современная вышивка,несомненно, отличается своей новизной. Новые, современные краски, эскизы,цветовые решения, техники выполнения увлекают детей заниматься чем-то новым,необычным и в тоже время очень современным видом рукоделия.

Назанятиях дети изучают различные приемы, техники ручной вышивки,  учатся«читать» древние орнаменты и создавать свои, знакомятся с народным костюмом,изучают цветовидение, композицию, виды и жанры изобразительного искусства, и,конечно, учатся создавать свои, неповторимые, в единственном экземпляреизделия.

Внаше трудное, непредсказуемое время художественно-прикладное образование,полученное учащимися, возможно, перерастет в профессию, поможет им найти свойпуть в жизни, адаптироваться в обществе, найти применение знаниям и умениям,полученным в процессе обучения. Ведь навыки, приобретенные в детском возрасте,как правило, сохраняются на всю жизнь.

Даннаяпрограмма является образовательной и направлена на активизацию творческихспособностей ребенка.

Впроцессе обучения учащийся не только овладевает секретами древнего искусстваручной вышивки, но и расширяет кругозор, вырабатывает художественное  чутьё и,самое главное, воспитывает хороший вкус.

Программаопирается на дидактические принципы: комплексность, непрерывность и посильностьобучения, системность и постоянное усложнение материала.

Учитываяпсихологические особенности ребенка и то, что ручная вышивка – дело кропотливое,требующее терпения и усидчивости, первые занятия направлены на то, чтобыувлечь, заинтересовать ребенка, втянуть его в процесс творчества. На первыхзанятиях дети учатся изготовлять простые, но эффективные игрушки-сувениры,внося в них элемент индивидуальности, творчества. Постепенно учащиесявтягиваются в творческий процесс и способны заниматься кропотливой работой,выполняя более сложные изделия. Здесь очень важно помочь ребенку увидеть,представить конечный результат. В процессе обучения дети проходят весь путь –от наброска, эскиза-идеи до композиционного решения в любом виде деятельности,познают «муки» творчества, применяют все знания и умения, приобретенные ранее.
        Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определеннойпоследовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдаяпоследовательность выполнения стежков. Техника вышивки крестом, лентами требуетловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что всвою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. Впроцессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

         Занятияпо мастерству строятся таким образом: новый вид, способ вышивания –оригинальное, индивидуальное изделие, то есть обучение направлено не набесконечное копирование готовых схем, а на создание индивидуальных творческихизделий.

Пояснительнаязаписка

Программа курса “Ручная художественная вышивка” предназначена дляучащихся коррекционной школы  классов в возрасте 14-16 лет.

Данная программа является частью комплексной системы работы школыпо эстетическому воспитанию, которое неразрывно связано с нравственным,умственным, трудовым и физическим воспитанием.  Занятия различными видамидекоративно-прикладного творчества позволяют учащимся  проявить свои творческиеспособности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможностьсоздать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом, бисером, лентамипомогает создать изделия, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетанияцветов, совершенством пропорций.

Основной формой обучения является практическая работа. Онапозволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимыепри вышивании.

Программа курса рассчитана на 2 года.

Цель программы:

·        углубление знаний подекоративно-прикладному искусству,

·        систематизация знаний оразличных приемах вышивки,

·        развитие творческогопотенциала учащихся.

Задачи программы:

       освоение приемов вышивкикрестом, бисером, лентами.

       выполнение творческогопроекта.

Образовательные:

       приобщить детей к одному из популярныхвидов народного творчества  –  ручной вышивке;

       изучить виды и жанры декоративно-прикладного искусства;

       научить организовывать рабочее место;

       научить работать с различными материалами;

                  научитьразличным приемам  и  техникам вышивки;

         Воспитательные:

                воспитать чувствогордости за выполненную работу,          бережное отношение к своему и чужомутруду, умение доводить дело до конца.

Развивающие:

       создать условия для развития ребенка какличности, мастера,

художника;

       развить в ребенке потребность творить;

       развить самостоятельность;

       развить творческие способности ребенка;

       развить память, научить работать попамяти;  

       развить   пространственное мышление.

        Коррекционные:

        созданиеусловий для самореализации детей;

         развитиенавыков самоорганизации, самоконтроля,  самоуправления

       формированиеи закрепление эмоционально-позитивных установок в     самооценке учащихся сограниченными возможностями здоровья; 

       преодолениенедостатков психического и физического развития учащихся с ограниченнымивозможностями здоровья.

         Формыпроведения занятия:  индивидуальная, коллективная игрупповая.  Дети могут отходить от тем, предложенных на занятии, изменятьсложность задания, но не отступать от тематического плана. На занятияхприменяются:

1.     Демонстрация изделий.

2.     Занятия с элементами лекций.

3.      Практические занятия.         

4.      Игра,викторина на знание терминологии и основных способов вышивки.

5.      Самостоятельная работа с литературой.

6.      Разработкаиндивидуального творческого изделия.

Наглядность:

1.  Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.

2.  Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцыорнаментов.

Учащиеся должны знать:

             Виды ручной вышивки.

             Историю и традиции вышивки.

             Способы нанесения рисунка наткань.

             Способы закрепления нитей.

             Способы выполнения шва«крест».

          Учащиеся должны уметь:

Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

Уметь вышивать на пяльцах и без них.

Начинать и заканчивать работу без узлов.

Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом,гобеленовым швом.

Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.

Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

        Способы оценивания результативности учащихся:

             Анализ наблюдения задеятельностью учащихся.

             Выполнение учащимися тестовыхзаданий, проведение анкетирования.

             Выставка работ учащихся.

Программа способствует

              развитию познавательной и творческойактивности детей;

              формированию нравственныхценностей;

              расширению политехническихзнаний;

              повышению культуры общениядетей;

              укреплению веры детей в своиспособности.

           На каждом промежуточном этапе работынеобходимо проводить просмотр-обсуждение, побуждать детей анализировать работыс учетом смыслового, композиционного,  цветового,  эмоционального решения,видеть достоинства и недостатки работ. На завершающем этапе каждой темыпроводится выставка работ по декоративно-прикладному искусству, а в концеучебного года организуется выставка, где представляются все работы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план 1-го года обучения

 

п/п

Содержание работы

Количество

часов

Дата

 

Раздел 1. Вышивка гладью

22

 

1

Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества и его направлениями. Знакомство с видами ручной художественной вышивки.  История вышивки.

1

 

3

Знакомство с простейшими видами швов, используемых для украшения и отделки.

1

 

4

Техника выполнения свободных швов:  шов вперед иголку, шов строчка, шов за иголку, стебельчатый шов,  тамбурный шов и его варианты,  петельный шов.

2

 

6

Выполнение изделия с использованием изученных видов швов

5

 

7

Знакомство с простейшими видами гладьевых швов: односторонняя и двусторонняя гладь, штриховая гладь, гладь в прикреп, гладь с настилом, теневая гладь.

3

 

8

Перевод рисунка на ткань, подбор ниток. Выполнение изделия с использованием изученных видов швов

8

 

9

Окончательная отделка и оформление  изделия.

2

 

15

Раздел 2.  Аппликация из ткани

12

 

 

Знакомство с аппликацией.  Виды аппликации. Материалы,  инструменты и приспособления для выполнения аппликации

1

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

15

Техника выполнения аппликации. Виды соединения аппликации  с изделием: ручными стежками (петельными или косыми) или  на швейной машине.

1

 

16

Выполнение аппликации на изделии

8

 

17

Окончательная отделка и оформление  изделия. Защита проекта.

1

 

18

Выставка работ учащихся

1

 

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 


пп

Содержание работы

Количество

часов

Дата

 

Раздел 1Вышивка крестом

22

 

1

Виды вышивки крестом.  История  вышивки крестом

1

 

2

Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия. Способы закрепления нити.

1

 

3

Технология выполнения  креста. Выполнение шва на образце.

2

 

7

Композиция, орнамент. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом.

2

 

8

Практическое занятие: выполнение изделия

14

 

10

Окончательная отделка и оформление и изделия

2

 

Раздел 2.   Вышивка лентами

12

 

11

Вышивка лентами. История рукоделия. Техника. Иглы. Материалы (ткань, ленты, тесьма).

Инструменты и приспособления

1

 

12

Закрепление ленты на ткани. 

Виды швов

2

 

13

Выполнение тамбурного шва,

шва «полупетельки с прикрепкой»,шва «узелки»

2

 

14

Шов «вытянутый стежок с прикрепками»

2

 

15

Стебельчатый шов. Шов «вытянутый стежок с завитком» 

2

 

16

Шов «вытянутые стежки».

Изготовление бутонов роз

2

 

17

Изготовление панно из лент.

6

 

20

Вышивание панно с применением изученных способов выполнения швов.

15

 

21

Окончательная отделка и оформление изделия.

Защита проекта.

2

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержаниеработы 1-го года обучения

Раздел 1. Вышивка гладью.  (22часа)

Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества и егонаправлениями. Знакомство с видами  ручной художественной вышивки.  Историявышивки.

Инструменты и приспособления для вышивания: Нитки, иглы,наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.Увеличение и уменьшение рисунка. Способы перевода рисунка на ткань.

Знакомствос простейшими видами швов, используемых для украшения и отделки.  

  Изготовление образцов свободных швов:  шоввперед иголку, шов строчка, шов за иголку, стебельчатый шов,  тамбурный шов иего варианты,  петельный шов.  

 Изготовление образцов  швов счетнойвышивки:  шов роспись, шов козлик, шов косичка.  (Изготовление образца может быть заменено выполнениемнебольшой по объему творческой работы).
       Выполнение изделия с использованием изученных видовшвов (салфетка, прихватка, полотенце, мешочек).

 Знакомствос простейшими видами гладьевых швов:  односторонняя и двусторонняя гладь,плоская гладь, гладь в прикреп, гладь с настилом, теневая гладь. Техникавыполнения гладьевых швов  

Изготовлениеобразцов  гладьевых швов.

           Переводрисунка на ткань, подбор ниток. Выполнение изделия с использованием изученныхвидов швов

Раздел 3. Аппликация из ткани. (12 часов)

Знакомствос аппликацией.  Виды аппликации. Материалы,  инструменты и приспособления длявыполнения аппликации.

Техникавыполнения аппликации. Виды соединения аппликации  с изделием: ручными стежками(петельными или косыми) или  на швейной машине.  Выполнение аппликации наизделии.  Окончательная отделка и оформление  изделия. Защита проекта.  Оформлениевыставки работ учащихся.

Содержаниеработы 2-го года обучения

Раздел1Вышивка крестом.  (22 часа)

Виды вышивки крестом.  История  вышивки крестом.

Приспособления,материалы, инструменты для рукоделия.

Способызакрепления нити. Технология выполнения свободных швов.

Технологиявыполнения  креста с горизонтальными стежками наизнанке. Выполнение шва на образце.

Технологиявыполнения  креста с вертикальными стежками наизнанке. Выполнение шва на образце.

Технологиявыполнения гобеленового  шва. Практическое занятие: выполнение  гобеленовогошва.

Композиция,цветовой круг, орнамент. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом,гобеленовым швом.

Окончательная отделка и оформление изделия выполнениеизделия одним из изученных видов швов. Окончательная отделка и оформлениеизделия.

Раздел 2 .  Вышивка лентами.  (12 часов)

Вышивка лентами. История рукоделия.

Техника. Иглы. Материалы (ткань, ленты,тесьма). Инструменты и приспособления. Закрепление ленты на ткани. 

Виды швов  для вышивки лентами.

Выполнение тамбурного шва,  шва«полупетельки с прикрепкой»,  шва «узелки».  Шов«вытянутый стежок с прикрепками».  Стебельчатый шов. Шов «вытянутый стежок сзавитком». Шов «вытянутые стежки».  Изготовление бутонов роз. 

Изготовление панно из лент, вышивкакрестом, (по выбору учащихся). 

Вышивание панно или  наволочки  сприменением изученных способов выполнения швов.

Окончательная отделка и оформлениеизделия.

 Выставка работ учащихся.  Защита проекта.

Литература

1.     Бабкова О.В. Школа рукоделия.Вышивка, бисероплетение, макраме, вязание спицами и крючком. – М. : РИПОЛклассик, 2011. – 576 с.

2.     Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. –  Санкт – Петербург, 2000.

3.     Матюшин А.М. Развитиетворческой активности школьников. – Москва. : Изд-во  «Педагогика», 1991.

4.     Сластенин В.А.  Методика воспитательнойработы. –  М. : Изд-во «Академия»,  2002.

5.      Пинский Б.И.  Психология трудовойдеятельности учащихся вспомогательной школы.  –  М.: Педагогика, 1977.

6.     Технология рукоделия: краткаяэнциклопедия вышивки /

О.Н.Маркелова – Волгоград : «Учитель», 2009. – 127 с.

7.     Рукоделие: Популярнаяэнциклопедия / гл. ред. И. А. Андреева. – Большая Рос. энциклопедия, 1993. –287 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет