X-PDF

Рабочая программа ФГОС ООО по физике

Поделиться статьей

Муниципальное казенное общеобразовательноеучреждение

Озерскаясредняя школа

Каргатскогорайона Новосибирской области

 

  

 

Основная образовательная программасреднего общего образования 

ФГОСООО (физика)

 

 

 

 

 

 

 

Сроки реализации: 3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программапредмета «физика» обязательной предметной области естествознаниедля основного общего образования разработана на основе нормативныхдокументов:

1.            Основной образовательной программы  МКОУ Озерская СШ

2.            Примерной программы по физике для 7-9классов основной школы, подготовленная в рамках проекта «Разработка и внедрениеФГОС общего образования второго поколения»

Школьный курс физики — системообразующийдля естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат воснове содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Физика- наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства истроение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законыиспользуются во всех естественных науках.

Физика изучает количественныезакономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с темгуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии накачество жизни человечества очень высок.

 В современном мире роль физики непрерывновозрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса.Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практическихзадач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинстваприменяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошейиллюстрацией к изучаемым вопросам.

Целиизучения физики в основной школе следующие:

ü развитиеинтересов и способностей учащихся на основе передачиим знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

üпониманиеучащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи междуними;

ü формированиеу учащихся представлений о физической картине мира.

Достижениеэтих целей обеспечивается решением следующих задач:

v знакомствоучащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явленийприроды;

vприобретение учащимисязнаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях,физических величинах, характеризующих эти явления;

vформированиеу учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторныеработы и экспериментальные исследования с использованием измерительныхприборов, широко применяемых в практической жизни;

vовладениеучащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирическиустановленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результатэкспериментальной проверки;

v пониманиеучащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности наукидля удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностейчеловека.

Контрольи оценка результатов.

Оценка усвоения знаний и уменийосуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущихсамостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения,закрепления и обобщения изученного материала, практически на каждом уроке,проведения текущих и итоговых контрольных работ, содержащих задания разногоуровня сложности: задания необходимого, программного и максимального уровней(при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбиратьзадания других уровней как дополнительные и необязательные).

Эффективным является контроль, связанный сиспользованием проблемно-диалогической технологии, в виде самостоятельнойоценки и актуализации знаний перед началом изучения нового материала. В этомслучае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решениявозникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим придумать заданиядля повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа являетсяодним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметныхи познавательных умений у учащихся и позволяет дифференцированно работать собучающимися.

Положительные оценки за задания текущих иитоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам.

Формы контроля и учёта учебных ивнеучебных достижений учащихся:

текущаяаттестация: тестирование, работа по индивидуальнымкарточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменныйопросы, учебные проекты;

аттестацияпо итогам обучения за четверть: тестирование,диагностические работы;

аттестацияпо итогам года: диагностические работы.

Результаты своей деятельности обучающиесявносят в портфель достижений. Накоплениеэтих оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и уменийкаждым учеником.

Формы организации учебного процесса

 Классноурочнаясистема;

 Лабораторныеи практические занятия;

 Применениемультимедийного материала;

  Решениеэкспериментальных  и качественных задач;

  Уроки-консультации.

В качестве дополнительных форм организацииобразовательного процесса используется система консультационной поддержки,индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованиемсовременных образовательных  технологий.

Формы учета достижений:

  урочнаядеятельность — ведение тетрадей по физике, анализ текущей успеваемости, 

  внеурочнаядеятельность – участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, предметныхнеделях и т.д. 

Приоритетные методы и формы работы  

Методы,активизирующие самостоятельность и творчество учеников:

   эвристическийметод, позволяющий научить детей добывать иконструировать знания с помощью наблюдений, анализа и обобщения; 

   методгипотез, заключающийся в том, что школьникампредлагается сконструировать версии ответов на вопрос учителя по предлагаемомузаданию или проблеме и обосновать справедливость предложенной; 

   методобучения в диалоге, в ходе которого учительорганизует детей на совместный поиск знаний; 

   методвыработки необходимых навыков и умений на основе чётких алгоритмов

   методподачи и оценивания качества усвоения учебного материала в виде тематическихблоков, тестов.  

Планируются следующие формыорганизации учебного процесса:

   фронтальные;коллективные; групповые; работа в паре; индивидуальные. 

В преподавании предмета будутиспользоваться следующие технологии и методы:

  личностно-ориентированноеобучение; 

  проблемноеобучение; 

  дифференцированноеобучение;

   технологииобучения на основе решения задач;

  методыиндивидуального обучения;

Особенное значение в преподавании физикиимеет школьный физический эксперимент, в который входятдемонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся.Эти методы соответствуют особенностям физической науки.  Составучастников образовательного процесса и срок реализации программы: Программаимеет базовый уровень, рассчитана на учащихся 7-9 классов общеобразовательнойшколы. Программа рассчитана на три года.

Место учебного предмета в учебном плане:  

В учебном плане МКОУ Каргатского района «Озёрскойсредней школы» на изучение предмета «Физика» отводится следующее количествочасов:

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

Место в учебном плане

7 класс

2

35

70

Обязательная часть УП,  естественнонаучная предметная область, учебный предмет «Физика»

8 класс

2

35

70

9 класс

2

34

68

Итого на основной  ступени

 

 

208 часов

 

 ЛИНИЯУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ,  ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ  ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГООБРАЗОВАНИЯ  ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ  (7-9 КЛАССЫ)

 

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

1.

Перышкин А.В. Учебник  «Физика 7 класс». Москва, «Дрофа», 2017

Марон А.Е, Марон Е.А.  Дидактические материалы. Физика 7-9 класс. Москва «Дрофа», 2014.

В.А. Волков. Поурочные разработки по физике. 7 класс. Москва «Вако» 2013

2.

Перышкин А.В. Учебник  «Физика 8 класс».   Москва, «Дрофа», 2018

Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7 – 9 классы. Москва, «Просвещение», 2014.

 В.А. Волков.Поурочные разработки по физике. 8 класс. Москва «Вако» 2013

3.

Перышкин А.В, Гутник Е.М. Учебник  «Физика 9 класс».   Москва, «Дрофа», 2019

Кирик Л.А. Физика 7-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.  Москва, «Илекса», 2016.

 В.А. Волков. Поурочные разработки по физике. 9  класс. Москва «Вако» 2013

4.

 

Перышкин  А.В. Сборник задач по физике: 79 кл. ФГОС: к учебникам А.В. Перышкина и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Буров В.А, Кабанов С.Ф, Свиридов В.И.   Фронтальные экспериментальные задания по физике.  Москва «Просвещение», 1981

5.

 

Камзеева Е.Е. Физика. ОГЭ.2017. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ-школе. Москва. Издательство «Национальное образование», 2017.

Медиатека ресурсов к курсу Физика 7, 8, 9 классы. Конструкторы уроков. УМК Физика 7, 8, 9 — электронное приложение к учебникам 7, 8, 9 классы. Москва Просвещение СФЕРЫ. 2015

6.

 

Громцева О.И.   Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7-9 класс».  Москва, «Экзамен», 2013.

Мультимедийное приложение к учебникам 7, 8, 9 классов А.В. Перышкина. Конструкторы уроков. Москва Дрофа. 2014  

7.

 

Громцева О.И.   Тесты по физике. (По новому образовательному стандарту (второго поколения)). К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 9 класс».   Москва, «Экзамен», 2014

С.П. Мясников. Пособие по физике. Москва Высшая школа  

8.

 

 

В.Л. Прокофьев Физика. Учебное пособие. Москва Высшая школа

9.

 

 

Книга для учителя Я иду на урок. 7 класс в 3-х частях. Москва Первое сентября

 

РАЗДЕЛ I.

 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

(ПОГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)

 

7КЛАСС

 

Личностными результатамиизучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений: 

Ø Определять и высказывать под руководствомпедагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве(этические нормы).

Ø В предложенных педагогом ситуациях общенияи сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор,при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Средствомдостижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповойработы. 

Метапредметными результатамиизучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующихуниверсальных учебных действий (УУД). 

Регулятивные УУД:

Ø Определять и формулировать цельдеятельности на уроке. 

Ø Проговаривать последовательность действийна уроке. 

Ø Учиться высказывать своё предположение(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Ø Учиться работать по предложенному учителемплану.

Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапеизучения нового материала. 

Ø Учиться отличать верное выполненноезадание от неверного.

Ø Учиться совместно с учителем и другимиучениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке. 

Средствомформирования этих действий служит технология оценивания образовательныхдостижений (учебных успехов).

ПознавательныеУУД:

Ø  Ориентироватьсяв своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 

Ø  Делатьпредварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (наразвороте, в оглавлении, в словаре).

Ø  Добыватьновые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненныйопыт и информацию, полученную на уроке. 

Ø  Перерабатыватьполученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всегокласса.

Ø  Перерабатыватьполученную информацию: сравнивать и классифицировать.

Ø  Преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: составлять физические  рассказы и задачи наоснове простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематическихрисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средствомформирования этих действий служит учебный материал и задания учебника,ориентированные на линии развития средствами предмета. 

КоммуникативныеУУД:

Ø Донести свою позицию до других: оформлятьсвою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения илинебольшого текста).

Ø Слушать и понимать речь других.

Ø  Читатьи пересказывать текст.

Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий иподводящий диалог). 

Ø Совместно договариваться о правилахобщения и поведения в школе и следовать им.

Ø Учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика).

Средствомформирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (вметодических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков). 

 

Предметными результатамиизучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих умений:

1-йуровень (необходимый)

Семиклассник научится:

Понимать:

·               смысл понятий: физическоеявление, физический закон, физические величины, взаимодействие;

·               смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность,кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

·               смысл физических законов:  законПаскаля, закон Архимеда.

2-йуровень

Семиклассникполучит возможность научиться:

·               собиратьустановки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюденияизучаемых явлений; — измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние;представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять  эмпирическиезависимости;

·               объяснятьрезультаты наблюдений и экспериментов;

·               применятьэкспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующихход  физических явлений;

·               выражатьрезультаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

·               решатьзадачи на применение изученных законов;

·               приводитьпримеры практического использования физических законов;

·               использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневнойжизни.

 

8  КЛАСС

 

Личностными результатамиизучения предметно-методического курса «Физика» в 8-м классе являетсяформирование следующих умений: 

Ø Самостоятельно определять и высказыватьобщие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве(этические нормы).

Ø В предложенных педагогом ситуациях общенияи сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,самостоятельно  делать выбор, какой поступок совершить.

Средствомдостижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника,нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру. 

Метапредметными результатамиизучения курса «Физика» в 8-м классе являются формирование следующихуниверсальных учебных действий. 

Регулятивные УУД:

Ø Определять цель деятельности на урокесамостоятельно. 

Ø Учиться, совместно с учителем,обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Ø Учиться планировать учебную деятельностьна уроке. 

Ø Высказывать свою версию, пытатьсяпредлагать способ её проверки. 

Ø Работая по предложенному плану, использоватьнеобходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапеизучения нового материала. 

Ø Определять успешность выполнения своегозадания в диалоге с учителем.

Средствомформирования этих действий служит технология оценивания образовательныхдостижений (учебных успехов).

ПознавательныеУУД:

Ø Ориентироваться в своей системе знаний:понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачив один шаг.

Ø Делать предварительный отбор источниковинформации для  решения учебной задачи. 

Ø Добывать новые знания: находитьнеобходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем  словаряхи энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная«энциклопедия внутри учебника»).

Ø Добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрацияи др.).

Ø Перерабатывать полученную информацию:наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Средствомформирования этих действий служит учебный материал – умение объяснять мир.

КоммуникативныеУУД:

Ø Донести свою позицию до других: оформлятьсвою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения илинебольшого текста).

Ø Слушать и понимать речь других.

Ø  Выразительнопересказывать текст.

Ø Вступать в беседу на уроке и в жизни. 

Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий иподводящий диалог) и технология продуктивного чтения. 

Ø Совместно договариваться о  правилахобщения и поведения в школе и следовать им.

Ø  Учиться выполнять различные роли в группе(лидера, исполнителя, критика).

Средствомформирования этих действий служит работа в малых группах (в методическихрекомендациях дан такой вариант проведения уроков). 

 

Предметнымирезультатами изучения курса «Физика» в 8-м классеявляются формирование следующих умений:

1-й уровень (необходимый)

Восьмиклассникнаучится:

Понимать:

·                   смысл понятий: тепловоедвижение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатноесостояние, фазовый переход, электрический заряд, электрическое поле, проводники диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, ядерныереакции синтеза и деления, электрическая сила, силовые линии электрическогополя, ион, электрическая цепь и схема, точечный источник света,  поле зрения,аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр,близорукость и дальнозоркость, магнитное поле, магнитные силовые линии,электромагнитное поле, электромагнитные волны, постоянный магнит, магнитный полюс;

·                   смысл физических величин: внутренняяэнергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельнаятеплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплотаплавления, температура, температура кипения, температура плавления, влажность,электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельноесопротивление, работа и мощность тока, массовое число, энергия связи, углыпадения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила;

·                   смысл физических законов: законсохранения энергии в тепловых процессах, закон сохранения электрическогозаряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля-Ленца,  законАмпера,  закон прямолинейного распространения света,  закон отражения ипреломления света.

2-йуровень

Восьмиклассникполучит возможность научиться:

·                   описывать и объяснятьфизические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение,конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел,взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действиемагнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитнуюиндукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

·                   использоватьфизические приборы и измерительные инструменты для измерения физическихвеличин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрическогосопротивления, работы и мощности электрического тока; 

·                   представлятьрезультаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основеэмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока отнапряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, углапреломления от угла падения света;

·                   выражатьрезультаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

·                   приводитьпримеры практического использования физических знаний о тепловых,электромагнитных явлениях; 

·                   решатьзадачи на применение изученных физических законов.

 

9  КЛАСС

 

Личностными результатамиизучения учебно-методического курса «Физика» в 9-м классах является формированиеследующих умений:

Ø Самостоятельно определять и высказыватьобщие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этическиенормы общения и сотрудничества).

Ø В самостоятельно созданных ситуацияхобщения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правилаповедения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средствомдостижения этих результатов служит учебный материал – умение определять своеотношение к миру.

Метапредметными результатамиизучения учебно-методического курса «Физика» в 9-ом классе являютсяформирование следующих универсальных учебных действий. 

Регулятивные УУД:

Ø Самостоятельно формулировать цели урокапосле предварительного обсуждения.

Ø Учиться обнаруживать и формулироватьучебную проблему.

Ø Составлять план решения проблемы (задачи).

Ø Работая по плану, сверять свои действия сцелью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапеизучения нового материала. 

Ø В диалоге с учителем учиться вырабатыватькритерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы иработы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средствомформирования этих действий служит технология оценивания образовательныхдостижений (учебных успехов).

ПознавательныеУУД:

Ø Ориентироваться в своей системе знаний:самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачив несколько  шагов.

Ø Отбирать необходимые для решения учебнойзадачи  источники информации.

Ø Добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрацияи др.).

Ø Перерабатывать полученную информацию:сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений,событий.

Ø Перерабатывать полученную информацию:делать выводы на основе обобщения   знаний.

Ø Преобразовывать информацию из одной формыв другую:  составлять простой план м сложный план учебно-научного текста. 

Ø Преобразовывать информацию из одной формыв другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средствомформирования этих действий служит учебный материал.

КоммуникативныеУУД:

Ø Донести свою позицию до других: оформлятьсвои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненныхречевых ситуаций.

Ø Донести свою позицию до других:высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Ø Слушать других, пытаться принимать другуюточку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средствомформирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий иподводящий диалог). 

Ø Читать вслух и про себя тексты учебников ипри этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставитьвопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое отизвестного; выделять главное; составлять план. 

Средствомформирования этих действий служит технология продуктивного чтения. 

Ø Договариваться с людьми: выполняяразличные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Ø Учиться уважительно относиться к позициидругого, пытаться договариваться.

Средствомформирования этих действий служит работа в малых группах.  

Предметными результатамиизучения курса «Физика» в 9-м классе являются формирование следующих умений:

1-й уровень (необходимый)

Девятиклассникнаучиться:

Понимать:

·                   смысл понятий: магнитноеполе, атом, атомное ядро, радиоактивность, ионизирующие излучения;относительность механического движения, траектория, инерциальная системаотсчета, искусственный спутник, замкнутая система, внутренние силы, математическиймаятник, звук, изотоп, нуклон;

·                   смысл физических величин: магнитнаяиндукция, магнитный поток, энергия электромагнитного пол, перемещение, проекциявектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения,центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс,период, частота, амплитуда, период, частота, фаза, длина волны, скорость волны,энергия связи, дефект масс, период полураспада;

·                   смысл физических законов: уравнениякинематики, законы Ньютона (первый, второй, третий), закон всемирноготяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея,  законыгармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции,правило Ленца,  закон радиоактивного распада.

 

 

2-йуровень

Девятиклассникполучит возможность научиться:

·                   собиратьустановки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюденияизучаемых явлений;

·                   измерятьсилу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц,выявлять эмпирические зависимости; — объяснять результаты наблюдений иэкспериментов;

·                   применять экспериментальныерезультаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физическихявлений;

·                   выражатьрезультаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

·                   решатьзадачи на применение изученных законов;

·                   приводитьпримеры практического использования физических законов;

·                   использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневнойжизни.

 

 

 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ 

(ПООКОНЧАНИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА)

 

Механическиеявления

Выпускник научится:

·              распознаватьмеханические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойстваили условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренноепрямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерноедвижение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдымителами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесиетвёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

·              описыватьизученные свойства тел и механические явления, используя физические величины:путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа,механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период ичастота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описанииправильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения иединицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину сдругими величинами;

·              анализироватьсвойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы ипринципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения,равнодействующая сила, I, II и III законыНьютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда;при этом различать словесную формулировку закона и его математическоевыражение;

·              различатьосновные признаки изученных физических моделей: материальная точка,инерциальная система отсчёта;

·              решатьзадачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирноготяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законыНьютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда)и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, массатела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия,потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простогомеханизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длинаволны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделятьфизические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

·              использоватьзнания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечениябезопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, длясохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающейсреде;

·              приводитьпримеры практического использования физических знаний о механических явлениях ифизических законах; использования возобновляемых источников энергии;экологических последствий исследования космического пространства;

·              различатьграницы применимости физических законов, понимать всеобщий характерфундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, законсохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использованиячастных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

·              приёмампоиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводовна основе эмпирически установленных фактов;

·              находитьадекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основеимеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата,оценивать реальность полученного значения физической величины.

 

Тепловыеявления

Выпускник научится:

·              распознаватьтепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства илиусловия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и, твёрдыхтел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи; описыватьизученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкостьвещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплотасгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; приописании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначенияи единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину сдругими величинами;

·              анализироватьсвойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии;различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

·              различатьосновные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

·              решатьзадачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы,связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура,удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования,удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловогодвигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины иформулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

·              использоватьзнания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасностипри обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровьяи соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводитьпримеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС),тепловых и гидроэлектростанций;

·              приводитьпримеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

·              различатьграницы применимости физических законов, понимать всеобщий характерфундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловыхпроцессах) и ограниченность использования частных законов;

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

·              приёмампоиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводовна основе эмпирически установленных фактов;

·              находитьадекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основеимеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппаратаи оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрическиеи магнитные явления

Выпускник научится:

·              распознаватьэлектромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основныесвойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействиезарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов,электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током,прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсиясвета; описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используяфизические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока,мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описанииправильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения иединицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину сдругими величинами;

·              анализироватьсвойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы:закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, законДжоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражениясвета, закон преломления света; при этом различать словесную формулировкузакона и его математическое выражение;

·              решатьзадачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, законДжоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражениясвета, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины(сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельноесопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние иоптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления припоследовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализаусловия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для еёрешения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

·              использоватьзнания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечениябезопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, длясохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающейсреде;

·              приводитьпримеры практического использования физических знаний о электромагнитныхявлениях;

·              различатьграницы применимости физических законов, понимать всеобщий характерфундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) иограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, законДжоуля—Ленца и др.);

·              приёмампостроения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутыхгипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

·              находитьадекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основеимеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математическогоаппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Квантовые явления

Выпускник научится:

·              распознаватьквантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства илиусловия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность,возникновение линейчатого спектра излучения;

·              описыватьизученные квантовые явления, используя физические величины: скоростьэлектромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; приописании правильно трактовать физический смысл используемых величин, ихобозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие даннуюфизическую величину с другими величинами, вычислять значение физическойвеличины;

·              анализироватьквантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохраненияэнергии, закон сохранения

·              электрическогозаряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощениясвета атомом;

·              различатьосновные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

·              приводитьпримеры проявления в природе и практического использования радиоактивности,ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.

Выпускник получит возможность научиться:

·              использоватьполученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчикионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения нормэкологического поведения в окружающей среде;

·              соотноситьэнергию связи атомных ядер с дефектом массы;

·              приводитьпримеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принципдействия дозиметра;

·              пониматьэкологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, ипути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерногосинтеза.

 

Элементы астрономии

Выпускник научится:

·              различатьосновные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца ипланет относительно звёзд;

·              пониматьразличия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

·              указыватьобщие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых телСолнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба принаблюдениях звёздного неба;

·              различатьосновные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цветзвезды с её температурой;

·              различатьгипотезы о происхождении Солнечной системы.

РАЗДЕЛ II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание (208 час)

 

Физика и физические методы изучения природы (4 часа)

Физика — наука о природе. Наблюдение иописание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и ихизмерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.  Физическийэксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитиифизики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

o       Примеры механических, тепловых,электрических, магнитных и световых явлений.

o       Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

1.                 Определение цены деления шкалыизмерительного прибора.

2.                 Измерение длины.

3.                 Измерение объема жидкости и твердого тела.

4.                 Измерение температуры.

 

Механическиеявления (89 часов)

Механическое движение. Относительностьдвижения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерноедвижение.

Скорость равномерного прямолинейногодвижения. Методыизмерения расстояния, времени и скорости. Неравномерное движение.  

Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободноепадение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени. Равномерноедвижение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона.Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействиетел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения силы. Второйзакон Ньютона. Третий закон Ньютона.  Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая игелиоцентрическая системы мира. Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага.Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.  Импульс. Закон сохранения импульса.Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия.Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механическойэнергии.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измеренияэнергии, работы и мощности.

Давление. Атмосферное давление. Методыизмерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда.Условие плавания тел. 

Механические колебания. Период, частота иамплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

o       Равномерное прямолинейное движение.

o       Относительность движения.

o        Равноускоренноедвижение.

o       Свободное падение тел в трубке Ньютона.

o        Направлениескорости при равномерном движении по окружности.

o       Явление инерции.

o       Взаимодействие тел.

o       Зависимость силы упругости от деформациипружины.

o       Сложение сил.

o       Сила трения.

o       Второй закон Ньютона.

o       Третий закон Ньютона.

o       Невесомость.

o       Закон сохранения импульса.

o       Реактивное движение.

o       Изменение энергии тела при совершенииработы.

o       Превращения механической энергии из однойформы в другую.

o       Зависимость давления твердого тела наопору от действующей силы и площади опоры.

o       Обнаружение атмосферного давления.

o       Измерение атмосферного давления барометром- анероидом.

o       Закон Паскаля.

o       Гидравлический пресс.

o       Закон Архимеда.

o       Простые механизмы.

o       Механические колебания.

o       Механические волны.

o       Звуковые колебания.

o       Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты

1.                 Измерение скорости равномерного движения.

2.                 Изучение зависимости пути от времени приравномерном и равноускоренном движении

3.                 Измерение ускорения прямолинейногоравноускоренного движения.

4.                 Измерение массы.

5.                 Измерение плотности твердого тела.

6.                 Измерение плотности жидкости.

7.                 Измерение силы динамометром.

8.                 Сложение сил, направленных вдоль однойпрямой.

9.                 Сложение сил, направленных под углом.

10.             Исследование зависимости силы тяжести отмассы тела.

11.             Исследование зависимости силы упругости отудлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

12.             Исследование силы трения скольжения.Измерение коэффициента трения скольжения.

13.             Исследование условий равновесия рычага.

14.             Нахождение центра тяжести плоского тела.

15.             Вычисление КПД наклонной плоскости. 16. Измерениекинетической энергии тела.

17.             Измерение изменения  потенциальнойэнергии  тела.

18.             Измерение мощности.

19.             Измерение архимедовой силы.

20.             Изучение условий плавания тел.

21.             Изучение зависимости периода колебаниймаятника от длины нити.

22.             Измерение ускорения свободного падения спомощью маятника.

23.             Изучение зависимости периода колебанийгруза на пружине от массы груза.

 

Тепловые явления (31 час)

Строениевещества. Тепловоедвижение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействиечастиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснениесвойств вещества на основе этих моделей. 

Тепловоедвижение. Тепловоеравновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростьютеплового хаотического движения частиц.

Внутренняяэнергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты.Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.Необратимость процессов теплопередачи.

Испарениеи конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимостьтемпературы кипения от давления.  Плавление и кристаллизация. Удельная теплотаплавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количестватеплоты при теплообмене.

Принципыработы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания.Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципадействия холодильника.

Преобразованияэнергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловыхмашин.

Демонстрации

o       Сжимаемость газов.

o       Диффузия в газах и жидкостях.

o       Модель хаотического движения молекул.

o       Модель броуновского движения.

o       Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

o       Сцепление свинцовых цилиндров.

o       Принцип действия термометра.

o       Изменение внутренней энергии тела присовершении работы и при теплопередаче.

o       Теплопроводность различных материалов.

o       Конвекция в жидкостях и газах.

o       Теплопередача путем излучения.

o       Сравнение удельных теплоемкостей различныхвеществ.

o       Явление испарения.

o       Кипение воды.

o       Постоянство температуры кипения жидкости.

o       Явления плавления и кристаллизации.

o       Измерение влажности воздуха психрометромили гигрометром.

o       Устройство четырехтактного двигателявнутреннего сгорания.

o       Устройство паровой турбины

Лабораторныеработы и опыты

1.                  Исследование изменения со временемтемпературы остывающей воды.

2.                  Изучение явления теплообмена.

3.                  Измерение удельной теплоемкости вещества.

4.                  Измерение влажности воздуха.

5.                  Исследование зависимости объема газа отдавления при постоянной температуре.

 

Электрическиеи магнитные явления (56 часов)

Электризация тел. Электрический заряд. Двавида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохраненияэлектрического заряда. 

Электрическое поле. Действиеэлектрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики иполупроводники. Конденсатор. 

Энергия электрического поля конденсатора.  

Постоянный электрический ток. Источникипостоянного тока. Действия электрического тока.  Силатока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Омадля участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединенияпроводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носителиэлектрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах.Полупроводниковые приборы. 

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов.Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца.Самоиндукция.  Электрогенератор.Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и ихсвойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи ителевидения. 

Свет — электромагнитная волна. Дисперсиясвета.  Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Прямолинейноераспространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света.Плоское зеркало.  Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическаясила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Демонстрации

o       Электризация тел.

o       Два рода электрических зарядов.

o       Устройство и действие электроскопа.

o       Проводники и изоляторы.

o       Электризация через влияние

o       Перенос электрического заряда с одноготела на другое

o       Закон сохранения электрического заряда. 

o       Устройство конденсатора. 

o       Энергия заряженного конденсатора.

o       Источники постоянного тока.

o       Составление электрической цепи.

o       Электрический ток в электролитах.Электролиз.

o       Электрический ток в полупроводниках.Электрические свойства полупроводников.

o       Электрический разряд в газах.

o       Измерение силы тока амперметром.

o       Наблюдение постоянства силы тока на разныхучастках неразветвленной электрической цепи.

o       Измерение силы тока в разветвленнойэлектрической цепи.

o       Измерение напряжения вольтметром. 

o       Изучение зависимости электрическогосопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.Удельное сопротивление.

o       Реостат и магазин сопротивлений.

o       Измерение напряжений в последовательнойэлектрической цепи.

o       Зависимость силы тока от напряжения научастке электрической цепи.

o       Опыт Эрстеда.

o       Магнитное поле тока.

o       Действие магнитного поля на проводник стоком.

o       Устройство электродвигателя.

o       Электромагнитная индукция.

o       Правило Ленца.

o       Самоиндукция.

o       Получение переменного тока при вращениивитка в магнитном поле.

o       Устройство генератора постоянного тока.

o       Устройство генератора переменного тока.

o       Устройство трансформатора.

o       Передача электрической энергии.  Электромагнитные колебания.

o       Свойства электромагнитных волн.

o       Принцип действия микрофона игромкоговорителя.

o       Принципы радиосвязи.

o       Источники света.

o       Прямолинейное распространение света.

o       Закон отражения света.

o       Изображение в плоском зеркале.

o       Преломление света.

o       Ход лучей в собирающей линзе.

o       Ход лучей в рассеивающей линзе.

o       Получение изображений с помощью линз.

o       Принцип действия проекционного аппарата ифотоаппарата.

o       Модель глаза.

o       Дисперсия белого света.

o       Получение белого света при сложении светаразных цветов.

 

Лабораторные работы и опыты

1.                 Наблюдение электрического взаимодействиятел

2.                 Сборка электрической цепи и измерение силытока и напряжения.

3.                 Исследование зависимости силы тока впроводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

4.                 Исследование зависимости силы тока вэлектрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

5.                 Изучение последовательного соединенияпроводников

6.                 Изучение параллельного соединенияпроводников

7.                 Измерение сопротивление при помощиамперметра и вольтметра.

8.                 Изучение зависимости электрическогосопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.Удельное сопротивление.

9.                 Измерение работы и мощности электрическоготока.

10.             Изучение электрических свойств жидкостей.

11.             Изготовление гальванического элемента.

12.             Изучение взаимодействия постоянныхмагнитов.

13.             Исследование магнитного поля прямогопроводника и катушки с током.

14.             Исследование явления намагничиванияжелеза.

15.             Изучение принципа действияэлектромагнитного реле.

16.             Изучение действия магнитного поля напроводник с током.

17.             Изучение принципа действияэлектродвигателя.

18.             Изучение явления электромагнитнойиндукции.

19.             Изучение принципа действия трансформатора.

20.             Изучение явления распространения света.

21.             Исследование зависимости угла отражения отугла падения света.

22.             Изучение свойств изображения в плоскомзеркале.

23.             Исследование зависимости угла преломленияот угла падения света.

24.             Измерение фокусного расстояния собирающейлинзы.

25.             Получение изображений с помощью собирающейлинзы.

26.             Наблюдение явления дисперсии света.

 

Квантовые явления (11 часов)

ОпытыРезерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощениеи испускание света атомами. Состав атомного ядра.  Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета — игамма-излучения. Период  полураспада.   Методы регистрации ядерных излучений.Ядерные реакции.  Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд.Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живыеорганизмы.  Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Демонстрации

o       Модель опыта Резерфорда.

o       Наблюдение треков частиц в камереВильсона.

o       Устройство и действие счетчикаионизирующих частиц.

Лабораторныеработы и опыты

1.                  Наблюдение линейчатых спектров излучения.

2.                  Измерение естественного радиоактивногофона дозиметром.

 

Строениеи эволюция Вселенной (6 часов)

Геоцентрическаяи гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечнойсистемы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.

  Демонстрации

o       Астрономические наблюдения.

o       Знакомство с созвездиями и наблюдениесуточного вращения звездного неба.

o       Наблюдение движения Луны, Солнца и планетотносительно звезд.

 

Итоговое повторение — 13 часов

 

7 КЛАСС

(70часов, 2 часа в неделю)

Введение(4 ч)

Что изучает физика. Физические явления.Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.

Лабораторныеработы:

1.                 Определение цены деления измерительногоцилиндра.

Первоначальныесведения о строении вещества (6 ч)

Молекулы и атомы. Диффузия. Движениемолекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение иотталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основемолекулярно – кинетических представлений.

Лабораторные работы:

2.                 Измерение размеров малых тел.

Взаимодействиетел (22 ч)

Механическое движение. Равномерноедвижение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Измерениемассы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явление тяготения. Силатяжести. Сила, возникающая при деформации.  Вес. Связь между силой тяжести имассой. Упругая деформация тела. Закон Гука. Динамометр. Графическоеизображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения,качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы:

3.                 Измерение массы тела на рычажных весах.

4.                 Измерение объема тела.

5.                 Измерение плотности твердого тела.

6.                 Исследование зависимости силы упругости отудлинения пружины

7.                 Градирование пружины и измерение силы спомощью динамометра.

8.                 Измерение силы трения.

Давлениетвердых тел, жидкостей и газов (20 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давлениегаза. Объяснение давления газа на основе молекулярно – кинетическихпредставлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.Шлюзы. Гидравлический пресс. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос. Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

9.                 Измерение выталкивающей силы, действующейна погруженное в жидкость тело.

10.             Выяснение условий плавания тел в жидкости.

Работаи мощность. Энергия (12 ч)

Работа силы, действующей по направлениюдвижения тела. Мощность. Простые механизмы.  Условие равновесия рычага. Моментсилы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. Равенстворабот при использовании механизмов.  Коэффициент полезного действия.Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергиядвижущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергиярек и ветра.

Лабораторные работы:

11.             Выяснение условия равновесия рычага.

12.             Измерение  КПД  при подъеме тела понаклонной плоскости.  

Итоговоеповторение – 6 ч.

 

8 КЛАСС

(70часов, 2 часа в неделю)

Тепловые явления (25 ч)

Тепловоедвижение. Внутренняяэнергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.Виды теплопередачи.

Количествотеплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива.Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Удельная теплота плавления.Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение.Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования.Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно –кинетических представлений. Превращения энергии в механических и тепловыхпроцессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.

Лабораторныеработы:

1.                  Сравнение количеств теплоты при смешиванииводы разной температуры.

2.                  Измерение относительной влажности воздухас помощью термометра.

Электрическиеявления (33 ч)

Электризациятел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле.Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Постоянныйэлектрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь.Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение.Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участкаэлектрической цепи.  Удельное сопротивление. Реостаты. Виды соединенийпроводников. Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты,выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания.Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовымиэлектроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Магнитное полетока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. 

Лабораторные работы

3.                  Сборка электрической цепи и измерение силытока.

4.                  Измерение напряжения на различных участкахцепи.

5.                  Регулирование силы тока реостатом.

6.                  Измерение сопротивления проводника спомощью амперметра и вольтметра.

7.                  Измерение работы и мощности электрическоготока.

8.                  Сборка электромагнита и испытание егодействия.

9.                  Изучение модели электродвигателя.

Световыеявления (8 ч)

Источникисвета. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Законы отражениясвета. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Фокусное расстояние иоптическая сила линзы. Построение изображений, даваемых тонкойлинзой. Оптические   приборы.

Лабораторныеработы:

10.             Изучение законов отражения света.

11.             Наблюдение явления преломления света.

12.             Получение изображений с помощью собирающейлинзы.

Итоговоеповторение – 4 ч.

 

9 КЛАСС

(68часов, 2 часа в неделю)

Механические явления (26 ч)

Материальная точка. Система отсчета.Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Равноускоренноепрямолинейное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графикизависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренномдвижении. Относительность механического движения.

Первый закон Ньютона. Инерциальные системыотсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.  Свободное падение. Законвсемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохраненияимпульса. Ракеты.

Лабораторные работы: 

1.                  Исследование равноускоренного движения безначальной скорости.

2.                  Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук (9 ч)

Колебательное движение. Колебания груза напружине. Свободные колебания. Колебательная система. Период, частота иамплитуда колебаний. Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания.Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные ипродольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом.Звуковые волны.  Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо. 

Лабораторныеработы:

3        .Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от егодлины.

Электромагнитные колебания и волны  (13 ч)

Однородноеи неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий егомагнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружениемагнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.Электромагнитная индукция.  Генератор переменного тока. Преобразование энергиив электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми игидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скоростьраспространения электромагнитных волн.

Электромагнитная природа света.Лабораторные работы:

4.   Изучениеявления электромагнитной индукции.

Строениеатома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивностькак свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета — и гамма-излучения.Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивныепревращения атомных ядер. Протонно – нейтронная модель ядра. Зарядовое имассовое число. Ядерные реакцииДеление и синтез ядер. Сохранениезарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц вядре.  Выделение энергии при ядерных реакциях. Излучение звезд. Ядернаяэнергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методынаблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия. Лабораторныеработы:

5.  Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Строениеи эволюция Вселенной (6 час )

Геоцентрическаяи гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечнойсистемы.

ПроисхождениеСолнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. СтроениеВселенной. Эволюция Вселенной.

Демонстрации:

1.       Астрономические наблюдения.

2.       Знакомство с созвездиями и наблюдениесуточного вращения звездного неба.

3.       Наблюдение движения Луны, Солнца и планетотносительно звезд.

Итоговоеповторение — 3 час.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет