ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предмета Физическая культура составлена на основе АООПобразования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) в соответствии сФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).
Физическая культура является составнойчастью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные,коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическоевоспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связис умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно изважнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни,производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствуетсоциальной интеграции школьников в общество.
Цель предмета заключаетсяво всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) в процессе приобщения их кфизической культуре, коррекции недостатков психофизического развития,расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи предмета:
Разнородность состава учащихсяначального звена по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает рядконкретных задач физического воспитания:
― коррекция нарушений физическогоразвития;
― формирование двигательных уменийи навыков;
― развитие двигательныхспособностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливаниеорганизма, формирование правильной осанки;
― раскрытие возможных избирательных способностей и интересовребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
― формирование и воспитаниегигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
― формирование установки насохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
― поддержание устойчивой физическойработоспособности на достигнутом уровне;
― формирование познавательныхинтересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса кзанятиям физическими упражнениями;
― воспитание нравственных,морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурногоповедения;
Коррекция недостатков психического ифизического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся,предусматривает:
― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практическойи познавательной деятельности.
Содержание программыотражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика»,«Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовка», «Игры». Каждый изперечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материалдля практической подготовки обучающихся.
Программойпредусмотрены следующие виды работы:
― беседы осодержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья икоррекции нарушенных функций;
― выполнениефизических упражнений на основе показа учителя;
― выполнениефизических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкциюучителя;
― самостоятельноевыполнение упражнений;
― занятия втренирующем режиме;
― развитие двигательныхкачеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формированиедвигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Физическая культура является составной частью всейсистемы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитаниерассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи сумственными, нравственным, эстетическим, трудовым обучением. Разнородностьсостава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физическимданным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
— коррекция и компенсация нарушений физическогоразвития;
— развитие двигательных возможностей в процессеобучения;
— формирование, развитие и совершенствованиедвигательных умений и навыков;
— развитие у учащихся основных физических качеств,привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
— укрепление здоровья, содействие нормальномуфизическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формызанятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика вобществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основеобучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
— коррекционная направленность обучения;
— оптимистическая перспектива;
— комплексность обучения на основе прогрессивныхпсихолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Содержание программного материала уроков состоит избазовых основ физической культуры и большого количества подготовительных,подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика,легкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжкии метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должноосуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
При проведении уроков по лыжной подготовке должно бытьуделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья обучающихся.
Последовательность и сроки прохождения программногоматериала распределены по видам в планах на каждую четверть и в поурочныхпланах.
Одним из ведущих требований к проведению уроковфизической культуры в 1 классе является широкое использование дифференцированногои индивидуального подхода к учащимся.
Учащиеся, отнесенные по состояниюздоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий неосвобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальныйподход.
По учебному плану БОУ «Кугесьскаяобщеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья» на изучение предмета «Физическая культура» во 2 классеотводится 3 часа в неделю (33 недели), итого 99 часов за учебный год.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знанияо физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утреннейгигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физическойкультуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражненийдля здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность.Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества.Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм вовремя занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическаякультура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения.Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастическихснарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна,шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий.Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средствгимнастики.
Практический материал.
Построенияи перестроения.
Упражнениябез предметов (коррегирующие и общеразвивающиеупражнения):
основные положения и движениярук, ног, головы, туловища; упражнения для расслаблениямышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевогопояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев;формирования правильной осанки; укрепления мышц туловища.
Упражненияс предметами:
с гимнастическими палками; флажками;малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 2 кг);упражнения на равновесие; лазанье и перелезание;упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точностидвиженийпереноска грузов и передача предметовпрыжки.
Легкая атлетика
Теоретические сведения.Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения науроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихсяс правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильнымположением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значениеправильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физическихкачеств средствами легкой атлетики.
Практическийматериал:
Ходьба.Ходьба парами по кругу, взявшись за руки.Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обходзала за учителем. Ходьба по прямой линии,ходьба на носках, на пятках, на внутреннем ивнешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различнымположением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командамучителя. Ходьба с перешагиваниемчерез большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании сдругими движениями; со сменойположений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.
Бег.Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне заучителем в заданном направлении.Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте свысоким подниманием бедра. Бег свысоким подниманием бедра изахлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий(канавки, подлезание под сетку, обеганиестойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередованиебега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег наскорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, сзахлестыванием голени назад,семенящий бег. Челночный бег.
Прыжки.Прыжки на двух ногах на месте и спродвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгиваниечерез начерченную линию, шнур,набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касаниемвисящего предмета (мяча). Прыжки вдлину с места. Прыжки на одной ноге на месте, спродвижением вперед, в стороны. Прыжки свысоты с мягким приземлением. Прыжки вдлину и высоту с шага. Прыжки с небольшого разбега в длину. Прыжки с прямого разбега в длину. Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания.Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнувноги». Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание.Правильный захват различных предметов длявыполнения метания одной и двумя руками. Прием ипередача мяча, флажков, палок вшеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольныхмячей. Метание колец на шесты. Метание с места малогомяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг)сидя двумя руками из-за головы. Метание теннисного мяча с места одной рукой встену и на дальность. Метание мяча сместа в цель. Метание мячей с места в цель левой и правой руками. Метаниетеннисного мяча на дальность отскокаот баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места. Броски набивного мяча (вес до 1 кг)различными способами двумя руками.
Лыжнаяи конькобежная подготовка
Лыжная подготовка
Теоретическиесведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда иобувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжнойподготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Одежда и обувь лыжника.Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Правильное техническоевыполнение попеременного двухшажного хода. Виды подъемов и спусков.Предупреждение травм и обморожений.
Практическийматериал. Выполнение строевых команд. Передвижение на лыжах. Спуски,повороты, торможение.
Конькобежнаяподготовка
Теоретическиесведения. Одежда и обувь конькобежца. Подготовка кзанятиям на коньках. Правила поведения на уроках. Основные части конька.Предупреждение травм и обморожений при занятиях на коньках.
Практическийматериал. Упражнение в зале: снимание и одевание ботинок; приседания;удержание равновесия; имитация правильного падения на коньках; перенос тяжестис одной ноги на другую. Упражнения на льду: скольжение, торможение, повороты.
Игры
Теоретическиесведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр.Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выборместа, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарныесведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары помячу
Практическийматериал.
Подвижные игры:коррекционные игры.
Игры с элементамиобщеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлеймяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатыосвоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основеФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных ипредметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре планируемых результатов ведущее местопринадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечиваютовладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых длядостижения основной цели современного образования ― введения обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладениеими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образованиявключают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенцииобучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданинаРоссии; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительногоотношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представленийо собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыкамиадаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации ипринятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслениюсоциального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрастуценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальнойроли обучающегося, проявление социальнозначимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества свзрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетическихпотребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный,здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе нарезультат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
пРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения АООПобразования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные длякаждой предметной области, готовность их применения. Предметные результатыобучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неявляются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося вследующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценкеитоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметнымирезультатами: минимальный и достаточный
Минимальныйуровень:
—представления о физической культуре каксредстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовкичеловека;
—выполнение комплексов утренней гимнастикипод руководством учителя;
—знаниеосновных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное ихприменение;
—выполнениенесложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
—представленияо двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт привыполнении общеразвивающих упражнений;
—ходьба вразличном темпе с различными исходными положениями;
—взаимодействиесо сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
—знаниеправил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требованийтехники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточныйуровень:
—практическоеосвоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных иподвижных игр и других видов физической культуры;
—самостоятельноевыполнение комплексов утренней гимнастики;
—владениекомплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышцтуловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
—выполнениеосновных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба,прыжки и др.;
—подача ивыполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающихупражнений.
—совместноеучастие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
—оказаниепосильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх исоревнованиях;
—знаниеспортивных традиций своего народа и других народов;
—знаниеспособов использования различного спортивного инвентаря в основных видахдвигательной активности и их применение в практической деятельности;
—знаниеправил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правилпри выполнении двигательных действий под руководством учителя;
—знание иприменение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием вповседневной жизни;
—соблюдениетребований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивныхмероприятиях.
Тематическоепланирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1.Введение |
|||
1.1 |
Правила поведения на уроках физической культуры |
2 |
|
Итого по разделу: 2 ч. |
|||
Раздел 2. Легкая атлетика |
|||
2.1 |
Ходьба |
6 |
urok.1sept.ru |
2.2 |
Бег |
6 |
|
2.3 |
Прыжки |
6 |
|
2.4 |
Метание |
6 |
|
Итого по разделу: 24 ч. |
|||
Раздел 3. Подвижные игры |
|||
3.1 |
Подвижные игры с элементами общеразвивающих упражнений |
6 |
urok.1sept.ru |
3.2 |
Подвижные коррекционные игры |
6 |
|
3.3 |
Подвижные игры с бегом прыжками |
6 |
|
3.4 |
Подвижные игры с метанием и ловлей мяча |
6 |
|
Итого по разделу: 24 ч. |
|||
Раздел 4. Лыжная подготовка |
|||
4.1 |
Строевые упражнения |
4 |
interneturok.ru |
4.2 |
Ступающий шаг |
5 |
|
4.3 |
Скользящий шаг |
4 |
|
4.4 |
Повороты на месте переступанием |
4 |
|
4.5 |
Передвижение на лыжах |
4 |
|
4.6 |
Игры на лыжах |
3 |
|
Итого по разделу: 24 ч. |
|||
Раздел 5. Гимнастика |
|||
5.1 |
Строевые упражнения |
4 |
|
5.2 |
Общеразвивающие упражнения с предметами |
4 |
|
5.3 |
Акробатика |
3 |
|
5.4 |
Лазание |
4 |
|
5.5 |
Равновесие |
3 |
|
5.6 |
«Висы» |
4 |
|
5.7 |
Общеразвивающие упражнения |
3 |
|
Итого по разделу: 25 ч. |
|||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 99 ч. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИИНТЕРНЕТ
— urok.1sept.ru
— interneturok.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения
— Музыкальный центр
— Аудиозаписи
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Учебно-практическоеоборудование
— Канат для лазанья
— Стенка гимнастическая
— Скамейка гимнастическая жесткая
— Мячи: набивные, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные,футбольные
— Скакалка детская
— Мат гимнастический
— Кегли. Обруч пластиковый детский
— Лыжи детские (с креплениями и палками)
— Флажки
— Сетка для переноски и хранения мячей
— Аптечка