X-PDF

Рабочая Программа группы младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет

Поделиться статьей

СОГЛАСОВАНО:

Председателем Управляющего совета

МБДОУ № 31 «Снегирёк»

____________Е.В.Злобина

«___»______2022 г.

 

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

МБДОУ № 31 «Снегирёк»

Протокол № ___

от «___»_______2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующим

МБДОУ № 31 «Снегирёк»

_________Н.А.Маликова

«___»____2022 г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА

группы№6 «Солнышко»

(длядетей младшего дошкольного возраста 3-4 лет)

на2022-2023 учебный год

 

 

 

 

Разработчики:

Заместительзаведующего по УВР

Борисюк Н.Л.

Воспитатели:                                                                                                                                                   

Бударная А.В.

Игловикова В.Б.

Учительфизкультуры Ахметжанова М.Р.

Учитель музыки МеньшиковаЛ.В.

 

 

 

г.Сургут

2022г.

СОДЕРЖАНИЕРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

 

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

2 стр.

1.2.

Планируемые результаты освоения Рабочей программы обучающимися группы

7 стр.

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание образовательной деятельности по Рабочей программе

10 стр.

2.2.

 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Рабочей программы

10 стр.

2.3.

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся группы

12 стр.

2.4.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

16 стр.

2.5.

Способы и направления поддержки детской инициативы

17 стр.

2.6.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся группы

19 стр.

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Описание материально-технического обеспечения ООПДО в группе, обеспеченности группы методическими материалами и средствами обучения по ООПДО

21 стр.

3.2.

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды группы

23 стр.

3.3.

Распорядок образовательной деятельности в группе

25 стр.

3.4.

Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий

31 стр.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

I. Целевой раздел

1.1.  Пояснительнаязаписка

·                  Рабочаяпрограмма для обучающихся группы младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет (далеепо тексту РП) является нормативно-правовым локальным актом, определяющимсодержание и организацию образовательной деятельности в группе № 6 «Солнышко». РП разработанарабочей группой педагогических работников муниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения детского сада № 31 «Снегирёк» (далее по текстуМБДОУ), осуществляющих образовательную деятельность в группе в соответствии с основнойобразовательной программой муниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения детского сада № 31 «Снегирёк» (далее по тексту ООПДО)и Примерной основной образовательной  программой  дошкольного образования «Школа 2100» («Детский сад 2100») / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна для реализации  вгруппе детей дошкольного возраста.

РП разработана на основании:

—  Федеральногозакона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (сизменениями);

— Федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольного образования от17.10.2013 г. № 1155                          (далее ФГОС ДО);

Санитарныхправил СП 2.44.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациивоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждённыепостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерацииот 28 сентября 2020 года № 28 (далее по тексту — СП 2.44.3648-20)

ПриказаМинистерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательным программамдошкольного образования»

— Закона обобразовании в Ханты — Мансийском автономном округе — Югре, принятымгосударственной Думой                               Ханты-Мансийскогоавтономного округа — Югры 27 июня 2013;

Постановления Администрации города № 925от 11.02.2016г. «Об утверждении стандарта качества муниципальных услуг (работ)в сфере образования, оказываемых (выполняемых) муниципальными образовательнымиучреждениями, подведомственными департаменту образования Администрации города».

РП выполняет три основные функции: нормативную,информационно-методическую и организационно-планирующую:

— нормативная функция определяет обязательностьреализации ООПДО в полном объеме в соответствии с возрастной категорией обучающихсяот 3 до 4 лет;

— информационно-методическая функция позволяетознакомить всех участников образовательного процесса с целями, содержанием,последовательностью изучаемого материала, а также путями достижения личностных,метапредметных                                   и предметных результатовосвоения воспитанниками ООПДО;

— организационно-планирующаяфункция предусматривает выделение этапов обучения, структурированиеучебного материала (в том числе его содержательного наполнения), определениеего количественных и качественных характеристик.                    

В соответствии с ФГОС ДО РП направлена на формированиеу детей позитивной социализации и индивидуализации, развития личности всоответствии с возрастной категорией на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамив различных видах общения и детской деятельности.

Данная РП, определяет содержание и организациюобразовательной деятельности в группе младшего дошкольного возраста от 3 до 4лет, раскрывает особенности образовательной деятельности,  где образовательнаядеятельность осуществляется                         с детьми как с нормойразвития (здоровые дети) так и  детьми  с ограниченными возможностями здоровья(далее  по тексту дети ОВЗ)  в рамках реализации ООПДО и адаптированныхобразовательных программ (далее по тексту АОП) с учетом особенностейпсихофизического развития, индивидуальных возможностей детей.

 

Цель и задачиреализации РП.

Цели и задачи РП определены в контексте целей и задач ООПДО и РПвоспитания, с учетом приоритетных направлений образовательно-воспитательногопроцесса МБДОУ на 2022-2023 учебный год, с учетом возрастной категории ииндивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников) группы.

Цель:создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольногодетства, формирование основ культуры личности, всестороннее развитиепсихических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальнымиособенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасностижизнедеятельности дошкольника.

Достижение поставленной целитребует решения определённых задач:

1) формирование общей культурыличности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитиясоциальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формированиепредпосылок учебной деятельности;

2) создание благоприятных условийдля развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальнымиособенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

3) обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей(закононных представителей) в вопросах развития образования, охраны иукрепления здоровья детей;

4) объединения обучения ивоспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных исоциокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения винтересах человека, семьи, общества;

5) обеспечения вариативности иразнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольногообразования, возможности формирования Программ различной направленности сучётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

6) формирования социокультурнойсреды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим ифизиологическим особенностям детей;

7) обеспеченияпсихолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны иукрепления здоровья детей.

 

Принципыи подходы к формированию РП.

Основнымипринципами РП являются принципы ФГОС ДО отражённые в ООПДО. РП состоитиз обязательной части и части, формируемой участниками образовательныхотношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зренияреализации требований ФГОС ДО.

Обязательнаячасть (далее – ОЧ) РП предполагает комплексность подхода,обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательныхобластях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевоеразвитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.   Объём ОЧ РПсоставляет не менее 60% от ее общего объема.  

Часть,формируемая участниками образовательных отношений (далее – ФЧ)отражает образовательные потребности, интересы детей, членов их семей ипедагогов и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, вкоторых осуществляется образовательная деятельность.

ОбъемФЧ РП составляет не более 40%.

 

Значимые дляразработки и реализации РП характеристики.

Содержание РП учитывает возрастные и индивидуальныеособенности контингента детей, воспитывающихся в группе младшегодошкольного возраста №8 «Солнышко», кадровый потенциал и информацию о семьяхвоспитанников.

Индивидуальные особенности развития обучающихсягруппы от 3 до 4 лет.

 

Группу посещают 35 детей. В группе 18 мальчиков и 17 девочки.

Адаптация: высокий уровень адаптации: 29 человек, средний уровень адаптации: 5 человек, низкий уровень адаптации (дезадаптации): 0 человек.

Речевые особенности: ОНР – 0 человек, ФФНР – 0 человек, НПЗ — 0 человека, речевое развитие в норме – 0 человека.

Особенности психического развитие: ЗПР – 0 человек. Дети с ОВЗ — 0 человек. Дети «группы риска» – отсутствуют. Дети, прошедшие ТПМПК – 0 человек.

Группы здоровья: I группа – 15 человек; II группа – 20 человек.

Количество часто болеющих детей – 8 человек.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью    физического и психического развития, повышением активности ребёнка и считается важнейшим периодом в развитии дошкольника. В этом возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы, активно формируется костно- мышечная система. Наиболее важное достижение младшего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка наполняется противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками.  В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение. Взрослые выступают для него в качестве образца поведения. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.

Возраст от 3 до 4 уникален по своему значению и для речевого развития. В этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Происходит переход от ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Словарь ребенка содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет.

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

—  Вывод: Согласнопроведённому анализу индивидуальных особенностей контингента воспитанниковопределено направление работы группы на 2022-2023 учебный период: «Повышениеуровня развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет доконца учебного года».

* Возрастныенормативные характеристики особенностей развития воспитанников представлены вподразделе 1.1. ООПДО МБДОУ № 31 «Снегирёк».

 

 

1.2.Планируемые результаты освоения РП обучающимися группы

 

Планируемыерезультаты освоения РП конкретизируются требованиями ФГОС ДО к целевымориентирам ОЧ и ФЧ с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий(индивидуальных траекторий развития) детей, в том числе особенностей развитиядетей с ОВЗ, которые представляют собой социально-нормативные возрастныехарактеристики возможных достижений ребёнка (п. 4.1;4.6 ФГОС ДОУ).

Планируемыерезультаты являются ориентирами для:

— построенияобразовательного процесса в группе;

— решенияобразовательных задач;

— взаимодействия ссемьями обучающихся;

— анализапрофессиональной деятельности.

 

 

Планируемыепромежуточные результаты освоения детьми образовательной программы.

(Группамладшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет)

Образовательные области

Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной образовательной программы

«Физическое развитие»

 

 

 

Физическая культура

  Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.

  Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.

  Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.

  Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

  Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

  Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

«Социально – коммуникативное развитие»

  Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

  Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

  Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.

  Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

  Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

  Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры).

  Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

  Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

  Может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, поведение людей в зрительном зале).

  Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

  Может помочь накрыть стол к обеду.

  Соблюдает элементарные правила   поведения в детском саду.

  Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

«Познавательное развитие»

Продуктивная (конструктивная) деятельность

  Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

  Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

  Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Формирование элементарных математических представлений

  Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирает все красные предметы, все круглые и т.п.).

  Может составлять при помощи взрослого составляет группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

  Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов

  Правильно определяет количественное соотношение двух групп   предметов; понимает конкретный смысл слов: (больше, меньше, столько же)

  Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.

  Понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, над – под, верхняя – нижняя (полоска).

  Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

Формирование целостной картины мира

  Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал).

  Ориентируется в помещениях детского сада.

  Называет свой город (поселок, село).

  Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

  Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

  Проявляет бережное отношение к природе.

«Речевое развитие»

Коммуникация

  Рассматривает сюжетные картинки.

  Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

  Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Чтение художественной литературы

  Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

  Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

  Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

«Художественно – эстетическое развитие»

 

Рисование

  Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

  Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

  Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка

  Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.

  Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Аппликация

  Создает изображения предметов из готовых фигур.

  Украшает заготовки из бумаги разной формы.

  Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Музыка

  Слушает музыкальные произведения до конца, узнает знакомые песни.

  Различает звуки по высоте (октава).

  Замечает динамические изменения (громко-тихо).

  Поет не отставая друг от друга.

  Выполняет танцевальные движения в парах. Кружится, притопывает попеременно ногами, двигается под музыку с предметом.

  Различает и называет муз. инструменты: металлофон, барабан и др.

Всоответствии с п. 4.3. ФГОС ДОцелевых ориентиров не подлежат непосредственной оценке, в том числе в видепедагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для ихформального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основойобъективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельностии подготовки детей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.              Описание образовательной деятельности по РП

Содержание РПобеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различныхвидах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющиеопределенные направления развития и образования детей (далее — образовательныеобласти):

·социально-коммуникативноеразвитие;

·познавательноеразвитие;

·речевоеразвитие;

·художественно-эстетическоеразвитие;

·физическоеразвитие.

Содержание работыориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных ииндивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы поформированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаютсяинтегративно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами,отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательнымпсихологическим сопровождением. Решение образовательных задач предусматриваетсяв рамках непосредственно образовательной деятельности, а также в ходе режимныхмоментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельнойдеятельности дошкольников. 

Особенности ипреимущества РП

Содержание РП вполном объёме может быть реализовано в процессе непосредственно образовательнойдеятельности и в совместной образовательной деятельности педагогов и детей, атакже через организацию самостоятельной деятельности детей. Совместнаядеятельность отличается наличием партнёрской позиции взрослого и партнёрскойформой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободногоразмещения, перемещения и общения детей в процессе образовательнойдеятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповойформ организации работы с воспитанниками.

Описаниеобразовательной деятельности представлено в подразделе2.1. ООПДО МБДОУ № 31 «Снегирёк».

 

2.2.              Описание вариативных форм, способов, методов и средствреализации РП.

В соответствии с п. 1.6. ФГОС ДО одной из задач дошкольногообразования является обеспечение вариативности                             иразнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образованияс учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Данная РП определяет основные формыорганизации образовательного процесса в группе, методы, способы и средствареализации РП с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и интересовдетей, с учётом социокультурных, географических и климатических условий.

Формы реализацииРП (организационные, неорганизованные формы) – это внешнее выражениесогласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой вопределенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникаюти совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Методы реализацииРП – это способ совместной деятельности педагога и обучающихся, в результатекоторой происходит передача знаний, а также умений и навыков.

Средствареализации РП (средства обучения) – это материальные объекты и предметыестественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые вобразовательном процессе в качестве носителей учебнойинформации                         и инструмента деятельности педагога и обучающихсядля достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

3.     

Модельописания форм, способов, методов и средств реализации РП.

Название метода обучения и его краткая характеристика

Особенности деятельности педагога в процессе обучения

Особенности деятельности ребенка в процессе обучения

Информационно-рецептивный метод — экономный путь передачи информации

Предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения

Восприятие знаний, осознание, запоминание

Примеры применения: Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение

Репродуктивный метод основан на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления представлений

Предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов деятельности, руководство их выполнением

Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание

Примеры применения: Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель

Проблемный метод (метод проблемного изложения) — педагог ставит проблему и показывает путь ее решения

Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др.

Восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание

Примеры применения: Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино и др.

Эвристический метод (частично-поисковый) — проблемная задача делится на частипроблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях)

Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей

Восприятие и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание

Примеры применения: Упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа

Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем

Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов

Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместно с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль

Примеры применения: Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование

Описание форм,способов, методов и средств реализации РП с учётом возрастных особенностей обучающихся,специфики их возрастных образовательных потребностей и интересов более подробнопредставлены в подразделе 2.2. ООПДО МБДОУ.

 

 

2.3.         Образовательная деятельность по профессиональной коррекциинарушений развития детей.

 

В соответствии с требованиямиФГОС ДО реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитиеявляется первостепенной задачей МБДОУ.

Данный раздел РП раскрываеторганизацию коррекционно-развивающей деятельности в едином образовательномпространстве МБДОУ включающий в себя все аспекты принципов инклюзивногообразования.

Новый – инклюзивныйподход к получению образования вносит свои коррективы вобразовательный процесс в целом, так как значимым является обеспечение МБДОУ«равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразияособых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Инклюзия(включение) – это образование, которое дает возможность всемдетям, в том числе детям со специальными нуждами и способностями, сограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детям-инвалидам, в полномобъеме участвовать в жизни коллектива группы и детского сада.

 

Принципы,на которых базируется инклюзия:

Øценность ребенка не зависит от его способностей и достижений;

Øкаждый ребенок способен чувствовать и думать;

Øкаждый ребенок имеет право на общение и на то, что чтобы бытьуслышанным;

Øвсе дети нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе ровесников;

Øпрогресс у детей скорее в том, что они могут делать, а не в том,что не могут.

Особенностью РПявляется проектирование образовательной деятельности с учетом наличия в группедетей                                             с ОВЗ. Образовательнаядеятельность с воспитанниками данной категории осуществляется в соответствии садаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее потексту АОП ДО) для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее по текстуТНР) и обучающихся с задержкой психического развития (далее по тексту с ЗПР).

Построение системыкоррекционно-развивающей работы с детьми в группе, предусматривает полноевзаимодействие                     и преемственность действий всех специалистовдошкольного образовательного учреждения (учителя-логопеда, педагога-психолога,учителя музыки, учителя физической культуры, педагогов дополнительногообразования, медицинских работников), родителей (законных представителей) обучающихся. 

 

Данный раздел РПотражает комплексность педагогического воздействия в следующих направлениях:

       оказаниеподдержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитанияи социализации, обучающихся                                 и ихродителям;

      обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

      развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детейв повседневной жизни;

      коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи,агрессивность, низкая самооценка);

       психолого-педагогическоесопровождение образовательного процесса;

      повышение психолого-педагогической компетентности всех участниковобразовательного процесса;

       логопедическоесопровождение обучающихся;

      информационно-аналитическое обеспечение.

 

 

 

 

 

 

Модельпсихолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, направленного насвоевременное выявление и оказание квалифицированной помощи обучающимся восвоении ООПДО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Организация коррекционно-развивающей деятельности.

Направления деятельности

Цели

Задачи

Диагностическая

 

— определение эффективности

коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ

— диагностика уровня речевого развития

— анализ успешности проводимой коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающая

 

— обеспечение своевременной

психологической, логопедической, помощи в условиях МБДОУ с целью формирования коммуникативных,

регулятивных, личностных,

познавательных навыков

— выбор оптимальных для развития детей с ТНР коррекционно-развивающих

программ/методик и приёмов обучения в соответствии с их индивидуальными особенностями;

— организация и проведение специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог) индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий,

— коррекция и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер детей с ТНР и

психокоррекцию их поведения;

— социальная защита детей в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная

 

— обеспечение непрерывности

сопровождения детей с ТНР и их семей по вопросам коррекции развития и социализации обучающихся.

— разработка рекомендаций (совместных обоснованных требований) по основным направлениям работы с детьми для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов и родителей (законных представителей) по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы, с воспитанниками имеющих проблемы в речевом развитии;

— консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии и приёмов, коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в

обучении.

Информационно — просветительская

 

— осуществление деятельности

направленной на разъяснение вопросов,

связанных с особенностями

образовательного процесса для детей с ТНР их родителям (законным представителям) и педагогам МБДОУ

— использование различных форм просветительской деятельности (индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации), направленных на разъяснение участникам образовательного процесса (родителям и педагогам) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ТНР.

 

 

Результатамикоррекционно-развивающей деятельности являются:

— освоение обучающимисяв полном объёме ООПДО, на достаточном уровне;

— формированиепрактически — ориентированных навыков для дальнейшей социализация в условияхшкольного обучения.

 

2.4.Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик

 Описаниеобразовательной деятельности разных видов и культурных практик, с учетомспецифики национальных, социокультурных и иных условий, в которыхосуществляется образовательная деятельность, представлено в подразделе 2.4. ООПДО МБДОУ № 31 «Снегирёк».

Данныйраздел РП конкретизирует образовательную деятельность разных культурныхпрактик, с учётом построения образовательного процесса в группе разногодошкольного возраста от 3 до 4 лет «Солнышко», специфики национальных,социокультурных, географических, климатических условий, в которыхосуществляется образовательная деятельность.

Образовательнаядеятельность культурных практик, в основном организуется во вторую половину дняи ориентирована                      на проявление у детей самостоятельности итворчества в разных видах детской деятельности. Организация образовательнойдеятельности культурных практик, носит как групповой, так и подгрупповойхарактер, в процессе данной деятельности педагогом создаётся атмосфера свободывыбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.

 

Содержаниевсех представленных в РП культурных практик отражено в циклограммеобразовательной деятельности (Приложение 1)и в перспективном плане образовательной деятельности (Приложение 2).

Формамивведения культурных практик в жизнь детей группы осуществляется тремя путями:

-через наблюдение за старшими (взрослыми, являющимися носителями культурныхобразцов);

-через непосредственное включение в их деятельность;

-через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененнойдеятельности.

Двапервых пути определяются как неформальное партнерство взрослого идетей (партнерская позиция взрослого), третий – как прямое обучение (учительскаяпозиция взрослого).

 

Результатами реализациикультурных практик являются формирование универсальных умений ребенка, а именноготовность и способность действовать во всех обстоятельствах и жизни, идеятельности на основе культурных норм, выражающих:

  содержание,качество и направленность действий и поступков;

  индивидуальныеособенности (оригинальность и уникальность) действий;

  принятиеи освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребёнок;

  принятиеобщезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

 

2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы

Всоответствии с ФГОС ДО (п.1.4)направления поддержки детской инициативы заложено в одном из основных принциповдошкольного образования — поддержка инициативы детей в различных видахдеятельности.

сновные сферы инициатив, виды детскойдеятельности.

 

Сферы инициатив

Ключевые признаки

Виды детской деятельности

Творческая

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

Надпись:Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

 Коммуникативная

В развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.

Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

Надпись:самостоятельные коллективные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры.

Познавательная

Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора.

 

Целеполагания и волевого усилия

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Надпись:Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).

Двигательная

Интересуется у взрослого, как выполнить те или иные физические упражнения наиболее эффективно, охотно выполняет различную деятельность, сопряженную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

Двигательная (овладение основными движениями).

 

Основнымиформами поддержки детской инициативы в данном возрасте являются:

-Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантоврешения проблемной ситуации, предложенной педагогом.

-Наблюдение и выполнение элементарных поручений в центре экспериментирования.

-Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

Описаниеспособови направлений поддержки детской инициативы, с учетом возрастных особенностей обучающихся,представлено в подразделе 2.5. ООПДО МБДОУ № 31«Снегирёк».

 

2.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.

 

Данныйраздел РП раскрывает систему работы с родителями (законными представителями) обучающихсягруппы направленную на согласование и объединение общих усилий с цельюналаживания отношений, обмена информации                                      идостижения общего положительного результата в воспитание и развитие ребенка.

Ведущей целью взаимодействия педагогов группы с семьями обучающихсяявляется – создание условий для развития ответственных и взаимозависимыхотношений с семьями обучающихся, обеспечивающих целостное развитие ребенка,компетентность его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типысоциально — педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.

Основными задачами взаимодействия являются:

—  изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросамвоспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразнойдеятельности в детском саду и семье;

— знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитаниядетей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формыи методы развития важных интегративных качеств ребенка (любознательности,эмоциональной отзывчивости, способности выстраивать взаимодействие с взрослымисверстниками и др.), а также знакомство с трудностями, возникающими в семейноми общественном воспитании дошкольников;

—  информирование друг друга об актуальных задачах воспитания иобучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностяхдетского сада и семьи в решении данных задач;

— создание в группе, условий для разнообразного по содержанию иформам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействияпедагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости,гордости                        за полученные результаты;

— привлечение семей, обучающихся к участию в совместных спедагогами мероприятиях;

— поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразнымстремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для ихудовлетворения в семье.

РП раскрывает систему взаимодействия с семьями воспитанниковгруппы с учётом специфики потребностей                                       иобразовательных инициатив родителей (законных представителей).

 

п/п

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

1

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей

Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи; беседы (администрация, педагоги, специалисты); наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком; анкетирование; проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах

2

Информирование родителей

Рекламные буклеты; журнал для родителей; визитная карточка учреждения; информационные стенды;

выставки детских работ; личные беседы; общение по телефону; индивидуальные записки; родительские собрания; родительский клуб; сайт организации; передача информации по электронной почте и телефону; объявления; фотогазеты; памятки; издательская деятельность

3

Консультирование родителей

Консультации по различным вопросам (индиви­дуальное, семейное, очное, дистанционное кон­сультирование)

4

Просвещение и обучение родителей

Семинары-практикумы, мастер-классы:

— по запросу родителей;

— по выявленной проблеме (направленность — педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право); приглашение специалистов; сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет; творческие задания; тренинги; семинары; подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении

5

Совместная деятельность детского сада и семьи

Управляющий совет; родительский комитет; дни открытых дверей; организация совместных праздников; совместная проектная деятельность; выставки совместного семейного творчества; семейные фотоколлажи; субботники; экскурсии; акции; досуги с активным вовлечением родителей

 

Организациявзаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся подробноотражена в плане работы с родителями на 2022-2023 учебный период (Приложение 3).

Модельпартнерского взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся, сучетом вариативных форм            и методов сотрудничества, представлена в подразделе 2.6. ООПДО МБДОУ № 31 «Снегирёк».

 

 

 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

 

3.1.Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическимиматериалами и средствами обучения.

Дляпостроения образовательного процесса в группе созданы оптимальные условия для организацииразных видов деятельности: непрерывной образовательной деятельности (НОД),игровой, познавательно-исследовательской, конструктивно-модельной,продуктивной.

РеализацииРП осуществляется в едином пространстве МБДОУ и группы, где используются всесвободные площади,                             а именно: приёмная; спальная; групповая– игровая; санитарные комнаты.

Всепомещения оборудованы необходимой мебелью (столы, стулья, кровати) всоответствии с требованиями СП 2.44.3648-20с учётом возрастной категории (группа мебели в соответствии с ростом детей),гигиенических требований.

Всё игровое оборудование (групповое иуличное) отвечают гигиеническим требованиям, возрастным особенностям контингентаобучающихся группы, в соответствии с требованиями СП 2.44.3648-20 подвергается влажной обработке                        идезинфекции.

Мягконабивные и ворсованные игрушкииспользуются только в качестве дидактических пособий.

В соответствии сциклограммой деятельности и расписанием непрерывной образовательнойдеятельности специфичные виды образовательной деятельности такие, какмузыкальные, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, мероприятия досуговой направленностипроводятся в специально оборудованных помещениях (спортивный, музыкальный зал).Методическое сопровождение образовательного процесса, консультативнаядеятельность родителей (законных представителей), индивидуальные коррекционные занятияосуществляется в кабинетах специалистов – педагога-психолога, учителя-логопеда,методическом кабинете.

За группой закреплёнпрогулочный участок, оснащённый верандой, песочницей игровым комплексом ималыми архитектурными формами.

Материально-техническиеусловия реализации ООПДО соответствуют:

— требованиям,определяемым в соответствии с санитарно-эпидемическими правилами и нормативами(СП2.44.3648-20

— требованиям,определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности.

Реализация РП происходитв соответствии с методическими материалами, отвечающие требованиям ФГОС ДО, атакже возрастным особенностям обучающихся.

Описаниесредств обучения в соответствии с направлениями развития обучающихся, ихвозрастными особенностями, представлено в перечне игрового иучебно-методического оборудования МБДОУ № 31 «Снегирёк» ежегодноразрабатываемом                и утверждаемом приказом заведующего.

 

3.2. Описаниеособенностей организации развивающей предметно-пространственной среды группы.

Специально подготовленная среда группы по системе Монтессориоборудована столами и стульями по росту детей. Низкие открытые полки для размещениядидактических материалов – не выше уровня глаз ребёнка. Стойка с ковриками дляиндивидуальной работы.

Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, вкоробке или корзинке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательностии на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы,вымыты и готовы к работе.

Каждый материал в единственном числе.

Уголок с игрушками, диван и библиотека с книжками выделены вгрупповом пространстве.

Все помещения озеленены и максимально приближены к домашним.

Подготовленная среда включает в себя:

·Пространство с материалами для упражнений в развитиисоциальных навыков и навыков самообслуживания. 

·Пространство с материалами для упражнений в развитии чувств.

·Пространство с материалами для упражнений в развитии родногоязыка.

·Пространство с материалами для упражнений в развитииматематических представлении.

·Пространство с материалами для упражнений в освоении природыи культуры.

·Пространство с материалами для упражнений в развитиихудожественных навыков.

·Пространство с материалами для развития музыкальныхспособностей.

·Пространство со снарядами для развития движений.

Детализированныйперечень оснащения развивающей предметно-пространственной среды образовательныхпомещений, используемых при организации и осуществлении образовательнойдеятельности с обучающимися группы, представлен в паспортах соответствующихобразовательных помещений.

 

3.3.Распорядок образовательной деятельности в группе младшегодошкольного возраста (от 3 до 4 лет) «Солнышко»

Одним изусловий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического игармоничного развития детей, является чёткое соблюдение распорядка дня,соответствующего возрастным и психологическим потребностям ребёнка.

Точноустановленный распорядок сна и бодрствования, приём пиши, гигиенических иоздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельнойдеятельности детей, учитывающий физиологические потребности и физическиевозможности детей определённого возраста способствует комфортному самочувствиюдетей, улучшению настроения и высокой активности.

Припостроении образовательной деятельности соблюдается принцип«триединства» — единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Образовательнаядеятельность включает в себя время, отведенное на:

— образовательнуюдеятельность, осуществляемую в организованных видах образовательной деятельности(НОД);

— образовательную деятельность,осуществляемую в ходе режимных моментов;

— самостоятельнуюдеятельность детей;

— взаимодействие ссемьями воспитанников по реализации ООПДО МБДОУ, РП.

Модель организацииобразовательного процесса представлена в п. 3.3. ООПДОМБДОУ.

 

Норматив времени, предусмотренный нареализацию основной части образовательной программы и части программы,формируемой участниками образовательных отношений.

Режим работы МБДОУ № 31 «Снегирёк» составлен в соответствиис объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемостьгрупп. Программа реализовывается в течение 12 часов пребывания детей с учетомрежима дня и возрастных категорий детей.

Объем обязательной части Программы, согласнотребованиям ФГОС ДО, не менее 60% от ее общего объема; части, формируемойучастниками образовательных отношений, не более 40%. В таблице представленынормативы времени, затраченного на реализацию РП (обязательной части и части,формируемой участниками образовательных отношений) согласно возрастнымкатегориям детей.

 

Таблицаучета времени, отведенного на реализацию образовательной программы, в режимедня группы младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) «Солнышко» на 2022-2023учебный год.

Возрастная категория

Норматив времени по ФГОС, %

Норматив времени по ФГОС, час/мин

Норматив времени, по видам деятельности

 

Непосредственно образовательная деятельность, час/мин

Образовательная деятельность в режиме дня, час/мин

Режимные моменты, не связанные с реализацией образовательной программы, час/мин

с 3 до 4 лет

70%

8 ч. 24 мин.

(504 мин)

15 мин

8 ч. 09 мин (489 мин)

3 ч. 36 мин.

(216 мин)

30 мин.

7 ч. 54 мин. (474 мин)

1 ч. 30 мин. (90 мин)

8 ч. 06 мин. (486 мин)

 

Воснове организации образовательного процесса определен комплексно-тематическийпринцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программныхзадач осуществляется в разных формах совместной деятельностивзрослых                     и детей.

Построениевсего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большиевозможности для развития детей. Темы помогают организовать информациюоптимальным способом. Выделение основной темы периода не означает, чтоабсолютно вся деятельность детей посвящена этой теме. Цель введения основнойтемы периода — интегрировать образовательную деятельность и избежатьнеоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.

Комплексно-тематическийпринцип построения образовательного процесса позволяет органично вводитьрегиональные                         и культурные компоненты, учитыватьспецифику возрастной группы.

Однойтеме уделяется одна неделя. Тема недели отражена в подборе материалов,находящихся в группе и центрах (уголках) развития. Комплексно-тематическоепланирование образовательного процесса дано вприложении 3 ООПДО МБДОУ.

 

Организация прогулки.

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ОУсоставляет около 3 — 4 часов. Продолжительность прогулки определяетсяобразовательной организацией в зависимости от климатических условий. Прогулкуорганизуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда и во вторую половину дня- после дневного сна или перед уходом детей домой. В теплое время года приемдетей осуществляется на улице. При температуре воздуха ниже минус 15 °C искорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка непроводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 — 7 лет при температуре воздуха нижеминус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.

Прогулка состоит из следующих частей: наблюдение,подвижные игры, спортивные игры, малоподвижные игры, трудовая деятельность,сюжетно-ролевая игра, индивидуальная работа с детьми по развитию физическихкачеств и самостоятельная деятельность на участке.

  Организация сна.

Приорганизации сна учитывают следующие правила:

1. Вмомент подготовки детей к сну обстановка должна быть спокойной, шумных игрыисключаются за 30 минут до сна.

2. Первымиза обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первымиложились спать.

3. Спальнюперед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5градусов.

4. Вовремя сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальнеобязательно.

5. Недопускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов.

6.Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, ноне задерживать их в постели.

 

Организацияфизкультурно-оздоровительной работы.

Большое внимание в образовательномпроцессе уделяется физкультурно-оздоровительной работе, формированию у детейосознанного отношения к себе и своему здоровью.  Для наиболее эффективнойорганизации физкультурно-оздоровительной работы используется ряд мероприятий,мониторинг состояния здоровья детей, который позволяет корректироватьобразовательный процесс в зависимости от физического и физиологическогоразвития.

Медицинское сопровождение детейобеспечивают три медицинских работника в составе: врача-педиатра и двемедицинских сестёр детской городской поликлиники № 1.

 

Организациясамостоятельной деятельности.

Объем самостоятельной деятельностикак свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогамипредметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной областине определяется.  Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствуеттребованиям действующих СП 2.44.3648-20 (3-4 часа в день).

 

Самостоятельная деятельностьпредполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданнойпедагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающейобразовательной среды.

Самостоятельная деятельность:

— обеспечивает каждому ребенкувозможность выбора деятельности по интересам;

— позволяет ему взаимодействоватьсо сверстниками или действовать индивидуально;

— содержит в себе проблемныеситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

— позволяет на уровнесамостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый всовместной деятельности со взрослым.

Регламент организации образовательной деятельности вгруппе представлен в РП программной документацией.

Программная документация включает в себя:

— календарный образовательной (учебный) график на 2022-2023учебный период;

— образовательный (учебный) план на 2022-2023 учебныйпериод;

— расписание непрерывной образовательной деятельности;

— перспективный план образовательной деятельности (Приложение 2).

Паспорт группы

Формируемая часть представлена в циклограмме иперспективном планировании (Приложение 1, 2).

Данныенормативно-правовые локальные акты в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6Федерального закона                       от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО разрабатываются и утверждаютсяежегодно приказом заведующего.

Календарныйобразовательный (учебный) график.

Содержание

Возрастные группы

Группа младшего дошкольного возраста

(от 3 до 4 лет)

УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД

Календарная продолжительность учебного периода, в том числе:

01 сентября 2022 — 31 мая 2023

36 недель 3 дня

1 полугодие

17 недель 1 день

2 полугодие

19 недель 2 дня

Максимальный объем недельной образовательной нагрузки, в час.,

в т.ч.:

2 ч. 30 мин.

в 1 – ю  половину дня

2 ч. 30 мин.

в 2 – ю половину дня

00 мин.

Сроки проведения мониторинга реализации ООПДО

В течение года в соответствии с циклограммой проведения мониторинга реализации ООПДО

ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Календарная продолжительность летнего периода, в том числе:

01 июня 2023 – 31 августа 2023

13 недель

Максимальный объем недельной образовательной нагрузки, в час.,

в том числе:

1 ч. 15 мин.

в 1 – ю  половину дня

1ч. 15 мин.

в 2 – ю половину дня

00 мин.

Праздничные дни

04.11.2022; 02.01.2023 – 06.01.2023; 23.02.2023-24.02.2023; 08.03.2023; 01.05.2023; 08.05.2023-09.05.2023; 12.06.2023.

 

Образовательный(учебный) план

для детей младшегодошкольного возраста от 3 до 4 лет.

          

Возрастные

категории групп

 

 

Учебный период

Группа

раннего возраста

Группа младшего дошкольного возраста

Группа среднего дошкольного возраста

Группа старшего

дошкольного возраста

от 1,5 до 2 лет

от 2 до 3 лет

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

Образовательная

область

Наименование

         НОД

 

Познавательное развитие

 

Игры-занятия cо строительным материалом

1

36

Игры-занятия с дидактическим материалом

2

72

Введение в математику

1

36

1

36

1

36

2

72

Ознакомление с окружающим миром

2

72

1

36

1

36

1

36

1

36

*

*

Развитие речи

1

36

1

36

1

36

1

36

1

36

*

*

Подготовка к обучению грамоте

1

36

2

72

Введение в художественную литературу

1

36

*

*

*

*

*

*

*

*

 

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

1

36

*

*

*

*

*

*

*

*

Лепка

1

36

*

*

*

*

*

*

*

*

Аппликация

*

*

*

*

*

*

*

*

Конструирование

*

*

*

*

*

*

*

*

Музыка

2

72

2

72

2

72

2

72

2

72

2

72

 

Физическое развитие

Физическая культура

2

72

3

108

3

108

3

108

3

108

3

108

Итого

10

360

10

360

8

288

8

288

9

324

9

324

 

3.4.Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий.

СодержаниеРП обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании,восполняет недостатки духовно- нравственного и эмоционального воспитания. Организационнойосновой реализации комплексно-тематического принципа построения программыявляются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы навсе направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различнымсторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей к:

• явлениямнравственной жизни

• окружающейприроде

• мируискусства и литературы

•традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

•событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город,День народного единства, День защитника Отечества и др.)

• сезоннымявлениям

• народнойкультуре и традициям.

1.

Физкультурные досуги

— «Юные олимпийцы»

— «День защитника отечества»

2.

Спортивные соревнования

— «В здоровом теле – здоровый дух»

— «Шахматный турнир»

3.

Концерты

— Ко дню матери «Тепло сердец любимых мам»

— К 9 мая «Мы помним – этот День Победы»

4.

Развлечение

— Колядки

— «Широкая Масленица»

— «День смеха»

— «Здравствуй, лето!»

5.

Конкурсы

— «Чудеса природы» поделки из природного материала

— «Великая Пасха» фестиваль детского творчества

— «Никто не забыт, ничто не забыто» рисунки к дню Победы

Описание традиционных событий, праздников,мероприятий в МБДОУ № 31 «Снегирёк» представлено в подразделе3.4.  ООПДО МБДОУ № 31 «Снегирёк».

 

Комплексно тематическое планирование образовательной деятельностина 2022 2023 учебныйпериод группа «Солнышко»

В основуреализации комплексно-тематического принципа построения РП положены: календарьпраздников, социально и личностно (для коллектива МБДОУ № 31 «Снегирёк») значимыхсобытий.

Комплексно-тематический планучитывает специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которыхосуществляется образовательнаядеятельность. Материалы по программе «Воспитание на социокультурном опыте» используютсядля развития интересов детей,любознательности, познавательной мотивации и формирования первичныхпредставлений о флоре и фауне родного края, быте, обычаях и традициях русского народа. В продуктивных видахдетской деятельности предполагается рисование сюжетов русского быта, родной природы, изготовление сувениров, оберегов на основе русскихнародных промыслов. В чтении, обсуждении, разучивании художественной литературыиспользуется русский фольклор.

Тематический подход позволяетоптимально организовать образовательный процесс для детей с особымипотребностями, вводить региональные иэтнокультурные компоненты, учитывать специфику МБДОУ. Одной теме уделяется 1 –2 недели. Тема отражается в подборе материалов развивающих центров группы.

 

Месяц

Неделя

Число

Тема

Сентябрь

I неделя

29 – 02 сентября

Неделя знаний: «Скоро в школу мы пойдем!»

II неделя

05 – 09 сентября

«Осень: Лес – клад чудес»

III неделя

12 – 16 сентября

«Осень: Золотая осень»

IV неделя

19 – 23 сентября

«Осень: Хлеб всему голова»

V неделя

26 – 30 сентября

«Детский сад – моя вторая семья: профессии детского сада»

Октябрь

I неделя

03 – 07 октября

«Неделя здоровья: Я вырасту здоровым»

II неделя

10 – 14 октября

«Я вырасту здоровым: Здоровое питание»

III неделя

17 – 21 октября

«Родной край – Югра»

IV неделя

24 -28 октября

«Моя страна: Мой город»

Ноябрь

I неделя

31 – 04 ноября

«Моя страна: День народного единства»

II неделя

07 – 11 ноября

«Поздняя осень: Дикие животные и птицы»

III неделя

14 – 18 ноября

«Поздняя осень: Домашние животные и птицы»

IV неделя

21 – 25 ноября

«Моя семья. День матери: Семейные ценности»

Декабрь

I неделя

28 – 02 декабря

«Зима Белоснежная: Явления живой и неживой природы»

II неделя

05 – 09 декабря

«Наш край: Животный и растительный мир родного края»

III неделя

12 – 16 декабря

«Зима белоснежная: царица – водица»

IV неделя

19 – 23 декабря

«Новый год: Неделя безопасности»

V неделя

26 – 30 декабря

«Новый год у ворот: знакомство с традициями проведения Нового года в разных странах»

Январь

 

 

 

II неделя

09 – 13 января

«Новый год. Народные праздники на Руси: Коляда»

III неделя

16 – 20 января

«Зимушка – зима: Зимовье зверей»

IV неделя

23 – 27 января

«Неделя транспорта»

Февраль

I неделя

30 – 03 февраля

«Родной край: Труд взрослых»

II неделя

06 – 10 февраля

«Мы исследователи»

III неделя

13 – 17 февраля

«Я и другие люди (нормы поведения)»

IV неделя

20 – 24 февраля

«День защитника Отечества: Военные профессии», «Масленица»

Март

I неделя

27 – 23 марта

«Мамочка, любимая моя: 8 Марта»

II неделя

06 – 10 марта

«Знакомство с народной культурой и традициями: Фольклор»

III неделя

13 – 17 марта

«Знакомство с народной культурой и традициями: Народные промыслы»

IV неделя

20 – 24 марта

«Театральная неделя»

V неделя

27 – 31 марта

«Весна – красна: Сезонные изменения в природе»

Апрель

I неделя

03 – 07 апреля

«Неделя здоровья»

II неделя

10 – 14 апреля

«Этот волшебный космос: День космонавтики»

III неделя

17 – 21 апреля

«Весна – красна: Народные традиции – Пасха»

IV неделя

24 – 28 апреля

«Неделя безопасности»

Май

I неделя

01 – 05 мая

«День Победы»

II неделя

08 – 12 мая

«Предметы вокруг нас: Мебель, посуда, игрушки»

III неделя

15 – 19 мая

«Здравствуй лето: природа вокруг нас»

IV неделя

22 – 26 мая

«Здравствуй лето: Насекомые»

 

 

Комплексно-тематическое планированиеобразовательной деятельности на 2022-2023 учебный период

Месяц

Неделя

Число

Тема

Сентябрь

I неделя

29 – 02 сентября

Неделя знаний: «Скоро в школу мы пойдем!»:

1. «День знаний: дети идут в школу»

2. «Неделя знаний: профессия «Учитель», библиотека»

«Неделя знаний: школьные принадлежности».

«Культура поведения в общественных местах»

II неделя

05 – 09 сентября

«Осень: Лес – клад чудес»:

1.«Лес деревья, кустарники»

2. «Лес: дары леса (грибы, ягоды, плоды деревьев)»

3. «Лес: животный мир»

4. «Лес: птицы и насекомые»

5. «День творчества (поделки из природного материала»

III неделя

12 – 16 сентября

«Осень: Золотая осень»:

1. «Признаки осени»

2. «Приспособленность растений к изменениям в природе»

3. «Сбор урожая в саду»

4. «Сбор урожая на огороде»

5. «Поведение в природе»

IV неделя

19 – 23 сентября

«Осень: Хлеб всему голова»:

1. «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями»

2. «Как хлеб на стол приходит?»

3. «Ржаной и пшеничный хлеб (опыты)»

4. «Хлебобулочные изделия»

5. «Бережное отношение к хлебу»

 

V неделя

26 – 30 сентября

«Детский сад – моя вторая семья: профессии детского сада»:

1.«Знакомство с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребёнка»

2. «Кто нас воспитывает?»

3. «Труд медсестры, повара, дворника, прачки (экскурсия)»

4. «Мои друзья». Творческая мастерская по изготовлению подарков

5. «Культура поведения в детском саду»

 

Октябрь

I неделя

03 – 07 октября

«Неделя здоровья: Я вырасту здоровым»:

1. «Сохрани своё здоровье сам»

2. «Правильная одежда, закаливание»

3. «Узнай своё тело (строение организма)»

4. «Красивая осанка»

5. «Спорт – это здоровье»

II неделя

10 – 14 октября

«Я вырасту здоровым: Здоровое питание»:

1. «Витамины укрепляют организм»

2. «Правильное питание – залог здоровья»

3. «Улыбка – хорошее настроение на весь день (положительные эмоции)»

4. «Откуда текут молочные реки?»

5. «Опытная деятельность (определение вкуса, запаха)»

III неделя

17 – 21 октября

«Родной край – Югра»:

1. «Наша Родина – Югра»

2. «Знакомство с культурой народов – ханты»

3. «Родной край» (Многонациональный край)

4. «Животный и растительный мир родного края осенью»

5. «Чем богата наша Родина – Югра»

IV неделя

24 -28 октября

«Моя страна: Мой город»:

1. «Страна, в которой я живу».

2. «Округ, в котором я живу».

3. «Город, в котором я живу».

4. «Мой дом, моя улица. Домашний адрес, телефон».

5. «Правила дорожного движения».

Ноябрь

I неделя

31 – 04 ноября

«Моя страна: День народного единства»:

1. «Знакомство с историей страны: люди, прославившие Россию».

2. «Россия – многонациональная страна».

3. «Кругосветное путешествие».

4. «Мир на всей планете».

II неделя

07 – 11 ноября

«Поздняя осень: Дикие животные и птицы»:

1. «Как животные к зиме готовятся».

2. «Знакомство с животными Севера».

3. «Знакомство с животными жарких стран»

4. «Перелёт птиц».

5. «Берегите животный мир».

III неделя

14 – 18 ноября

«Поздняя осень: Домашние животные и птицы»:

1. «Кто живет на ферме?».

2. «Труд животноводов».

3. «Домашние птицы».

4. «Труд птицеводов».

5. «Правила безопасного поведения с животными».

IV неделя

21 – 25 ноября

«Моя семья. День матери: Семейные ценности»:

1 .«Моя семья».

2. «Моя мама».

3. «Моя бабушка».

4 «Давайте говорить друг другу комплименты».

Творческая мастерская по изготовлению подарков.

5. «Мамочка родная» (развлечение).

Декабрь

I неделя

28 – 02 декабря

«Зима Белоснежная: Явления живой и неживой природы»:

1. «Признаки зимы. Изменения в природе зимой».

2.  Вода и её роль в нашей жизни. Круговорот воды в природе.

3. «Приспособленность животных к жизни в зимнихx условияx».

4. «Приспособленность птиц к жизни в зимних условияx».

5. «Безопасное поведение зимой».

II неделя

05 – 09 декабря

«Наш край: Животный и растительный мир родного края»:

1. «Животный мир родного края» (животный мир зимой).

2. «Путешествие в зимний лес» (растительный мир зимой).

3. «Путешествие по реке Обь» (водные ресурсы, водные обитатели).

4.  Птицы нашего края.

5. «Бережное отношение к природе родного края».

III неделя

12 – 16 декабря

«Зима белоснежная: царица – водица»:

1. «Вода и её роль в нашей жизни».

2. «Круговорот воды в природе».

3. «Свойства воды».

4. «Свойства снега».

5. «Бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу.

IV неделя

19 – 23 декабря

«Новый год: Неделя безопасности»:

1. «Безопасность на дороге».

2. «На прогулку мы идём».

3. «Опасные предметы в доме».

4. «Будь осторожен с незнакомцем».

5. «Ёлочные огоньки – новогодняя безопасность».

V неделя

26 – 30 декабря

«Новый год у ворот: знакомство с традициями проведения Нового года в разных странах»:

1. «Закладывание основ праздничной культуры, русских традиций».

2. «Традиции празднования Нового года в различных странах».

3. «Новый год в России».

4. «Творческая мастерская  Деда Мороза».

5. «Проведение новогодних утренников».

Январь

 

 

 

II неделя

09 – 13 января

«Новый год. Народные праздники на Руси: Коляда»:

1. «Новогодние Святки — традиции празднования».

2. «Подготовка и проведение «Новогодних Колядок».

3. «Прощание с ёлочкой».

4. «Хороводные игры».

5. «Развлечения и святочные гадания».

III неделя

16 – 20 января

«Зимушка – зима: Зимовье зверей»:

1. «Зимовье домашних животных  и птиц».

2. «Зимовье диких    животных      леса».

3. «Зимовье животных».

4. «Зимующие птицы».

5. «Итог: дидактическая игра «Кто, где живёт?».

IV неделя

23 – 27 января

«Неделя транспорта»:

1. «Воздушный транспорт».

2. «Водный транспорт».

3. «Наземный транспорт».

4. «Специальный транспорт».

5. «Соблюдай ПДД».

Февраль

I неделя

30 – 03 февраля

«Родной край: Труд взрослых»:

1. «Труд людей на ГРЭС».

2. «Труд нефтяников и газовиков».

3. «Труд геологов».

4. «Труд строителей».

5. «Труд людей в сфере обслуживания».

II неделя

06 – 10 февраля

«Мы исследователи»:

1. «Природный и рукотворный мир».

2. «Бумага и её свойства».

3. «Стекло и его свойства».

4. «Свойства металла, магнит».

5. «Пластмасса и её свойства».

III неделя

13 – 17 февраля

«Я и другие люди (нормы поведения)»:

1. «Добрые слова».

2. «Забота о старших и малышах».

3. «О чуткости и равнодушии».

4. «Азбука вежливости».

5. «Правила безопасности при общении со знакомыми и незнакомыми людьми».

IV неделя

20 – 24 февраля

«День защитника Отечества: Военные профессии», «Масленица»:

1. «История возникновения Праздника. Военная техника и профессии».

2. «Развлечение «Поздравляем пап». Творческая мастерская».

4. «День спорта».

5. «День творчества».

Март

I неделя

27 – 23 марта

«Мамочка, любимая моя: 8 Марта»:

1. «Моя семья: моя мама, моя бабушка».

2. Масленица — традиции празднования.

3 .«Давайте говорить друг другу комплименты: воспитание уважения к

окружающим, воспитателям и сотрудникам детского сада».

4. Творческая мастерская по изготовлению подарков.

5. «Утренник, посвященный 8 Марта».

II неделя

06 – 10 марта

«Знакомство с народной культурой и традициями: Фольклор»:

1. «Русские народные песенки, потешки».

2. «Загадки».

3. «Русские народные сказки».

4. «Пословицы и поговорки».

5. «Скороговорки».

III неделя

13 – 17 марта

«Знакомство с народной культурой и традициями: Народные промыслы»:

1. «Народные промыслы».

2 .«Дымковские игрушки».

3. «Городецкие изделия».

4. «Хохломские изделия».

5. «Гжельская посуда».

IV неделя

20 – 24 марта

«Театральная неделя»:

1. «Знакомство с театром, театральными профессиями».

2. «Настольный театр».

3. «Пальчиковый театр».

4. «Штоковый театр».

5. «Театр – би-ба-бо».

V неделя

27 – 31 марта

«Весна – красна: Сезонные изменения в природе»:

1. «Признаки весны».

2. «Мир растений».

3. «Животный мир»

4. «Перелётные пиццы».

5. «Огород на окне» (посев семян для рассады, посадка лука).

Апрель

I неделя

03 – 07 апреля

«Неделя здоровья»:

1. «Уроки Мойдодыра».

2. «В гостях у доктора Айболита».

3. «Безопасность в быту».

4. «День здоровья».

5. «День игр, забав и развлечений».

II неделя

10 – 14 апреля

«Этот волшебный космос: День космонавтики»:

1. «Космос, Вселенная».

2. «Звезды. Солнце – большая звезда».

3. «Творческая мастерская».

4. «Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

5. «Космонавтом быть хочу!»(опытная деятельность).

III неделя

17 – 21 апреля

«Весна – красна: Народные традиции – Пасха»:

1. «Что такое Пасха? (презентация)».

2. «Православные храмы. Колокольные звоны».

3. «Пасхальное яичко»: творческая мастерская.

4. «Пасхальные куличи (солёное тесто)».

5. «Прощённый день».

IV неделя

24 – 28 апреля

«Неделя безопасности»:

1. «Учимся соблюдать правила дорожного движения».

2. «Ребёнок дома один».

3. «Ребёнок и огонь».

4. «Ребёнок и улица».

5. «Ребёнок и животные».

Май

I неделя

01 – 05 мая

«День Победы»:

1. «Великая Отечественная война».

2. «Герои ВОВ, Дети – герои ВОВ».

3. «День Победы» — Литературно-художественная композиция.

II неделя

08 – 12 мая

«Предметы вокруг нас: Мебель, посуда, игрушки»:

1. «Мебельная фабрика».

2. «Изготовление посуды».

3. «Обувная фабрика».

4. Одежда.

5. «Бытовая теxника. Теxника безопасности при использовании бытовой теxники».

III неделя

15 – 19 мая

«Здравствуй лето: природа вокруг нас»:

1. «Приметы лета, изменения в      растительном и         животном мире».

2. «Первоцветы».

3. «Мухи. Болезни грязных рук».

4. «Насекомые кровососущие (комары, клещи, мошки). Правила поведения при встрече с ними».

5. «Природа вокруг нас (экология)»

IV неделя

22 – 26 мая

«Здравствуй лето: Насекомые»:

1. «Изменения в жизни животныхx».

2. «Изменения в жизни птиц с приxодом лета».

3. «Насекомые: пчела и цветы- медоносы». Правила поведения при встрече с осой или пчелой.

4. «Муравьи, бабочки: бережное отношение».

5 .«Правила поведения на природе».

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей