Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
городаУльяновска «Средняя школа № 57»
|
Аннотация к рабочей программе
индивидуального обучения по родному (русскому)языку
для учащегося 8 Б класса
Савенкова Николая
на 2019-2020 учебный год
Составительпрограммы:
учительрусского языка и литературы первой квалификационной категории
АкашинаВалентина Алексеевна
г.Ульяновск, 2019 г.
1. Аннотацияк рабочей программе
Рабочая программасоставлена в соответствии с нормативными документами:
— Федеральнымгосударственным образовательным стандартом основногообщего образования (Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
—Приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений вфедеральный государственный образовательный стандарт основного общегообразования (№ 1577 от 31.12.2015 г.);
—Приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 № 345 «Офедеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализацииимеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования»;
— Письмом Министерства образования и науки РФ№ АФ-150/06 от 18 апреля 2008 «О созданииусловий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровьяи детьми-инвалидами»;
— Учебным планом МБОУ «Средняя школа №57»;
— Образовательной программой основногообщего образования МБОУ «Средняя школа № 57»;
—Примерной федеральной программой основного общего образования по русскому языкудля 5-9 классов;
—Примерной федеральной программой основного общего образования по родному(русскому) языку для 5-9 классов (Примерная программа по учебному предмету«родной (русский) язык» для образовательных организаций, реализующих программыосновного общего образования (решение федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию; Протокол от 31 января 2018 года № 2/18)).
Преподаваниеведется по учебнику: Русский родной язык. 8 класс: учеб. пособие дляобщеобразоват. организаций / О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И.Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е.И. Казакова, И. П. Васильевых. — Просвещение, 2019.
1.1.Цели и задачисоставления рабочей программы
Программа разработана для учащегося, занимающегосяиндивидуально на дому.
Цели:
· обеспечение условий для овладения учащимся, находящимся наиндивидуальном обучении, на максимально возможном для него уровне системой лингвистическихзнаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,изучения смежных дисциплин, продолжения образования на максимально возможномдля него уровне.
Основные задачи:
· формирование элементов самостоятельной интеллектуальнойдеятельности на основе овладения умениями устанавливать, описывать,моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения;
· развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмическогомышления; пространственного воображения; культуры речи; умения вести поискинформации и работать с ней;
· воспитаниеуважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;осмысление родного языка как основного средства общения, средства получениязнаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоенияморально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценностиродного языка;
· овладениерусским языком как средством общения в повседневной жизни и учебнойдеятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию ивзаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладениеважнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (уменияформулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевойсамоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать ипреобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различныхтипов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационнуюпереработку текста и др.);
· овладениевидами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использованияязыка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний обустройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитиеспособности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать иоценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарногозапаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствованиеорфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистическикорректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитаниестремления к речевому самосовершенствованию;
· содействие интеллектуальному развитию, формирование качествличности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе:ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственныхпредставлений, способности к преодолению трудностей.
1.2.Местоучебного предмета в календарном графике образовательной программы школы
Согласнокалендарному графику образовательной программы основного общегообразования школы учебный год для 8 класса включает 35 учебных недель. Наизучение родного (русского) языка в 8 классах отводится 0,5 часа в неделю, 17,5часов в год. На обучение учащихся, находящихся на индивидуальном обучении,отводится 0,25 часа в неделю (8,75 часа в год).
1.3.Характеристикаучащегося, для которого разрабатывается программа
Учащийся Савенков Николай отличается повышеннойутомляемостью, плохой памятью, поэтому в программе больше времени уделеноотработке практических навыков, учащийся не мотивирован на дальнейшее получениелингвистического образования в старшей школе, поэтому для этого учащегося взаданиях больше внимания будет уделяться отработке практических умений инавыков.
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
городаУльяновска «Средняя школа № 57»
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 57» __________О. В. Терёхина «____» _____________ 2019 года |
Утверждаю Приказ № _____/Д от «____» _______________2019 года Директор МБОУ «Средняя школа № 57» ___________ О. Е. Филиппов
|
Рабочая программа
индивидуального обучения по родному (русскому)языку
для учащегося 8 Б класса
Савенкова Николая
на 2019–2020 учебный год
Составительпрограммы:
учительрусского языка и литературы первой квалификационной категории
АкашинаВалентина Алексеевна
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № от «_____»____________ 2019 года руководитель ШМО ______________ А. Е. Леонтьева |
Рассмотрено на заседании научно-методического совета Протокол № от «_____»______________ 2019 года методист МБОУ «Средняя школа № 57» ______________ А. Н. Шурупова |
г.Ульяновск, 2019 г.
Раздел1
Планируемыеобразовательные результаты изучения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоенияобразовательной программы основного общего образования:
1.1. Личностныерезультаты
— воспитание ответственного отношения к учению,готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основемотивации к обучению и познанию;
— освоение способов решения проблем творческого ипоискового характера,
— формирование умения понимать причины успеха/неуспехасвоей учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже вситуации неуспеха;
— овладение навыками смыслового чтения текстовразличных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами;
— формирование умения ясно, точно, грамотно излагатьсвои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
— формирование первоначального представления о языкекак сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости дляразвития цивилизации;
—формирование критичности мышления, умения распознавать логически некорректныевысказывания, отличать гипотезу от факта;
—развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности прирешении учебных и исследовательских задач;
—формирование умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
—формирование способности к эмоциональному восприятию изучаемых объектов,поставленных задач, приводимых рассуждений;
—понимание русского языка как одну из основных национально-культурных ценностейрусского народа, определение роли родного языка в развитии интеллектуальных,творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессеполучения образования;
—осознание эстетической ценности языка, уважительного отношения к родному языку,гордость за него и потребность сохранить чистоту родного языка как явлениенациональной культуры, стремление к самосовершенствованию;
—достаточный объём словарного запаса и усвоение грамматических средств длявыражения мыслей и чувств в процессе общения, способность к самооценке наоснове наблюдений за речью.
1.2.Метапредметныерезультаты
Регулятивные:
— формирование и развитие умения самостоятельнопланировать, контролировать, оценивать собственные учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определятьнаиболее эффективные способы достижения результата;
— развитие способности самостоятельно планироватьальтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач;
— развитие умения осуществлять самоконтрольрезультатов учебной деятельности и вносить необходимые коррективы;
— формирование способности адекватно оцениватьправильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективнуютрудность и собственные возможности её решения;
— формирование умения выдвигать гипотезы при решенииучебных задач и понимания необходимости их проверки;
— формирование понимания сущности алгоритмическихпредписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Коммуникативные:
— развитие способности организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определятьцели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находитьобщие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушатьпартнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
— развитие умения при отстаивании своейточки зрения, приводить аргументы, подтверждая ихфактами;
— формирование и развитие умения осознанно строитьречевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять текстыв устной и письменной формах;
— формирование учебной и общепользовательскойкомпетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ-компетентности);
— формирование умений работать в материальной иинформационно-образовательной среде (в том числе с учебными моделями) всоответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
— формирование умения осуществления взаимного контроляв совместной деятельности;
— развитие умения понимать позицию другого,различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты,гипотезы, аксиомы,теории.
Познавательные:
— овладение умениями и навыками смыслового чтениятекстов различных стилей и жанров с поставленными целями и задачами. Умениясмыслового чтения текста разделяются на 3 группы: общее понимание текста иориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста,нахождение информации в явной и неявной форме и её дальнейшее использование дляразличных целей;
— развитие умения устанавливать причинно-следственныесвязи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивныеи по аналогии) и делать выводы;
— развитие умения создавать, применять ипреобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решенияучебных и познавательных задач;
— развитие способности видеть и применять понятийныйаппарат изучаемого предмета в других дисциплинах, в окружающей жизни;
— развитие умения находить в различных источникахинформацию, необходимую для решения учебной задачи, и представлять её впонятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной ивероятностной информации;
— развитие умения понимать и использовать средстванаглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,аргументации;
— создание моделей;
— составление тезисов, различных видов планов(простых, сложных и т.п.);
— преобразование информации из одного вида в другой(таблицу в текст, диаграмму ипр.);
— освоение способов решения проблем творческого,поискового и учебно- исследовательского характера.
Средствомформирования УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные заданияучебника, а также реализация учителям технологии личностно-ориентированногообучения на основе системно-деятельностного подхода к организацииобразовательного процесса, что позволяет учащимся продвигаться по основнымшести линиям развития.
1-яЛР — использование лингвистических знаний для решения различных языковедческихи грамматических задач и оценки полученных результатов.
2-яЛР — совокупность умений по использованию доказательной устной и письменнойнормированной речи.
3-яЛР — совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с текстамиразных типов и стилей.
4-яЛР — умения использовать языковые средства для изучения и описанияреальных процессов и явлений.
5-яЛР — независимость и критичность мышления при решении учебной задачи.
6-яЛР — понимание и сохранение учебной задачи, воля и настойчивость в еёрешении.
Метапредметныерезультаты по каждому уроку конкретизируются в поурочном планировании.
- 3. Предметные результаты
В результатеизучения учебного предмета «Родной (русский) язык» выпускник научится:
— совершенствоватьвиды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма),обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами ивзаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформальногомежличностного и межкультурного общения;
— пониматьопределяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностейличности, в процессе образования и самообразования;
— использоватькоммуникативно-эстетические возможности русского и родного языков;
— расширять исистематизировать научные знания о языке, осознавать взаимосвязи его уровней иединиц, осваивать базовые понятия лингвистики, основных единиц и грамматическихкатегорий языка;
— проводитьразличные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного,лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания ипредложения, а также многоаспектного анализа текста:
— обогащатьактивный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речиграмматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватноситуации и стилю общения;
— владетьосновными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основныминормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретать опытих использования в речевой практике при создании устных и письменныхвысказываний;
— формироватьстремление к речевому самосовершенствованию;
— формироватьответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Выпускник получитвозможность научиться:
• анализироватьречевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения иуспешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причиныкоммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оцениватьсобственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления;
• опознаватьразличные выразительные средства языка;
• писатьконспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанноиспользовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своейдеятельности;
• участвоватьв разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументироватьее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризоватьсловообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
• использоватьэтимологические данные для объяснения правописания и лексического значенияслова.
Предметныеобразовательные результаты конкретизируются по каждому уроку вкалендарно-тематическом планировании, являющимся Приложением 1 к рабочейпрограмме.
1. 4.Организация оценивания планируемых образовательных результатов
Оценка личностных и метапредметных образовательныхрезультатов организуется безоценочным методом путём наблюдения за учащимися вовремя осуществления учебно-познавательной деятельности на уроках и анализавыполнения ими самостоятельных и контрольных письменных и устных работ.
Критериями оценивания является определение, в какойстепени учащийся владеет развиваемыми программой способностями и умениями.
Итоговой оценкой сформированности планируемыхметапредметных образовательных результатов является результат проводимойежегодно единой комплексной контрольной работы.
Оценка предметных образовательных результатов учащихсяносит комплексный характер.
Текущий контроль знаний осуществляется на каждом урокево время фронтальных и индивидуальных устных опросов учащихся, самостоятельных,тестовых или проверочных работ, проверки выполнения домашнего задания.
Основными формами контроля предметных результатов поокончании изучения каждой темы программы являются результаты выполненияучащимися письменных контрольных работ.
Материалы контрольных работ, тестированийи других форм контроля знаний вместе с критериями оценивания каждой работыявляются Приложением 2 к рабочей программе.
Раздел 2
Содержаниепрограммы учебного предмета
Второйгод обучения
Раздел1. Язык и культура
Краткаяистория русского литературного языка. Роль церковнославянского(старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурноесвоеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, несвойственных литературному языку и несущих информацию о способах веденияхозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календареи др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексическиезаимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика,заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования изславянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоенияиноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики всовременном русском языке.
Пополнениесловарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и ихгруппы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурнаяспецифика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражениево фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.(начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация отрадиционной русской грамотности и др.).
Раздел2. Культура речи
Основныеорфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительныеразличия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенностипроизношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые ипрофессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм;заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение вкратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формахглагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшеговремени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить,включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать,обеспечение – обеспечение.
Основныелексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы иточность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимыи точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексическиеомонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употреблениялексических омонимов.
Типичныеречевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексическихомонимов в речи.
Основныеграмматические нормы современного русского литературного языка. Категориясклонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названийгеографических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и —ы/-и(директора, договоры–ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков,чулок–ня (басен, вишен,богинь, тихонь, кухоньстакан чая – стакан чаю
Нормыупотребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (всанаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»),родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностьюк разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника –смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок,носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормыупотребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший –не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен –торжественен).
Вариантыграмматической нормы: литературные и разговорные падежные формы именсуществительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях исправочниках.
Речевойэтикет
Национальныеособенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основенационального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использованиестандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивноеотношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика –этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы.Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и концаобщения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулыблагодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Языки речь. Виды речевой деятельности
Эффективныеприёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Тексткак единица языка и речи
Текст,тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональныеразновидности языка
Разговорнаяречь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научныйстиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ).Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устногоответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение,ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются вразных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация.Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистическийстиль. Устное выступление.
Языкхудожественной литературы. Описание внешности человека.
Содержание программы подробно раскрываетсяв календарно-тематическом планировании.
Рабочей программой предусматривается организацияучителем освоения учащимися содержания учебного предмета на индивидуальныхзанятиях и при выполнении домашнего задания. Индивидуальные заданияорганизуются в форме уроков в соответствии с ФГОС ООО:
—урок открытия новых знаний;
—урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
—урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии;
—урок развивающего контроля знаний;
—урок коррекции знаний.
Урокоткрытия новых знаний организуется в форме лекции, комбинированного урока.
Уроковладения новыми знаниями, умениями и навыками организуется в формекомбинированного урока.
Урокобобщения и систематизации знаний и рефлексии организуется в формеурока-практикума, комбинированного урока, урока защиты проектов.
Урок развивающего контроля организуется в формеписьменных контрольных работ.
Уроккоррекции знаний организуется в форме урока-практикума, комбинированного урока.
Раздел3
Учебно-тематическоепланирование
Глава |
Кол-во часов по государственной программе |
Кол-во часов по рабочей программе |
Формы мероприятий контроля знаний (кол-во часов) |
Формы внеурочной деятельности |
Язык и культура. |
20 |
2 |
Входная диагностика — 1 час. |
дифференцированные домашние задания, дифференцированные задания контрольных работ |
Культура речи. |
20 |
2 |
Рубежная диагностика — 1 час. |
дифференцированные домашние задания, дифференцированные задания контрольных работ |
Речь. Речевая деятельность. Текст. |
21 |
4,75 |
Итоговая диагностика — 1 час.
|
дифференцированные домашние задания, дифференцированные задания контрольных работ |
Резервные часы: |
9 |
0 |
|
|
Итого: |
70 |
8,75 |
3 |
|
Из них развития речи: |
0 |
0 |
0 |
|
ИТОГО уроковконтроля знаний — 3 часа, из них: письменных контрольных работ — 3.
Критерииоценивания и материалы контрольных работ и других форм контроля знанийсодержатся в Приложении № 2 к рабочей программе.
3.1.Корректировка государственной программы
всоответствии с целями рабочей программы
1. Резервные часы(9 ч.) не распределены и общий объем часов сокращен с 70 до 8,75 в связи с тем,что согласно образовательной программе основного общего образования МБОУ«Средняя школа № 57» на изучение русского родного языка в 8 классах отводится0,5 часа в неделю вместо 2 часов. На обучение учащихся, находящихся на индивидуальномобучении, отводится 0,25 часа в неделю (8,75 часа в год). Таким образом,раздел «Язык и культура» содержит 2 часа вместо 20, глава «Культура речи»содержит 2 часа вместо 20 часов, глава «Речь. Речевая деятельность. Текст»содержит 4,75 часа вместо 21 часа. Материал уплотнен.
2. Из каждогораздела на проведение входной, рубежной, итоговой диагностик выделено по 1 часусоответственно (всего 3 ч.), материал уплотнен на 3 часа.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
УМКучащегося
1.Русский родной язык. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /[О. М. Александрова и др.]. — М: Просвещение, 2019.
УМКучителя
1.Примерная программа по учебному предмету «родной (русский) язык» дляобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования(решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию;Протокол от 31 января 2018 года № 2/18);
2.Русский родной язык. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О.М. Александрова и др.]. — М: Просвещение, 2019.
